Древнее название киева. Теория о хазарском основании Киева
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самбатос — древнее название Киева. Древнее название киева


Самбатос — древнее название Киева |

Я недавно посмотрел передачку, в которой с множеством фактов утверждалось, что что Киев еврейский город по изначалью. Хазарские цАри Овадья, Менаше и Ханука заложили первые камни этого города, как перевалочный пункт на торговом пути в Германию. Один из кварталов Киева называется Жидовка, а одни из главных ворот, назывались Еврейскими, пока их не переименовали в Золотые. Подтверждения этому факту можно найти в Киевском музее, это древние золотые украшения хазарских царей. Об этом написано в Документе Шехтера, который хранится в кембриджской библиотеке, в оригинальном документе 10 века. Торговый день был только по субботам (самбатас), поэтому город-крепость так и назвали Самбатос.

Поискал в инете сведения об этом названии и нашел следующие весьма интересные на мой взгляд материалы:

Цитата:

После множества находок на Киевских горах, особенно денежных кладов римского времени (II — IV вв.), стало ясно, что населенный пункт здесь много старше и времени легендарного Кия, и города Киева — «матери городов русских». Поэтому, начиная с ХVIII и до XX века включительно периодически возникал вопрос о том, как же назывался «докиевский Киев»?Просматривая сведения древних историков, ученые нашли всего одно, и то иностранное имя — «Самбат». Византийский император Константин Багрянородный написал в Х веке, что у киевской крепости «Самбатос» собирались весной и осенью сотни лодок-однодеревок славян с верховьев Днепра, из Чернигова, Смоленска, Новгорода и огромной флотилией плыли по реке к грекам Причерноморья для ярмарочной торговли.Ученые выяснили: слово «самбат» имелось в разночтениях и смыслах не только у греков, но у норманнов, венгров, армян и даже древних евреев (Ф.К. Брун. О разных названиях Киева в прежнее время. Тр. 8 археол. съезда в Киеве,т. I,1878). Рассматривали его так и сяк три столетия и, в конце концов, признали «труднейшим сфинксом русской исторической географии» (А.М. Членов). О нем писали В.Н. Татищев (ИР. с.198), А.И. Лященко (Доклады АН СССР, 1930,№4, с.66), а также А.Н. Веселовский, Е.В. Барсов, А.М. Членов, Б.А. Рыбаков и многие другие.Были мнения неординарные. Т.Н. Кудрявцева предложила русский перевод «сам батя», который греки могли понять как название города (антипод олеговскому «мати»). Наконец А.А. Архипов указал на возможность названия «докиевского Киева» еврейским «Самбатионом«. Имя могло быть якобы изначальным. Его дали появившиеся на Днепре в глухой древности 10 пропавших израильских племен, а в IX веке реанимировали при возможном захвате Киева хазарские иудеи (Об одном древнем названии Киева. В кн. «История русск. языка в древн. Период». М.,1984,с: 224-240).

Как одна из версий расшифровки слова Самбатос с иврита следующая:

Сам(шам-там) бат (дочь) ион (Ион пророк) — получаем, что там где живет дочь Иоана пророка. Копая глубже видим — Дочь Нави. Иванов не помнящих родства ибо слово вывернуто наизнанку… Если прочесть Ион наоборот, то получаем Ной. Вот и Ноев ковчег всплыл и потоп, который залил большую часть равнинных территорий Земли.

Напомним, что есть версия, что Александр Невский — правильнее будет читать Навский — и Иисус Навин — это одно и то же лицо. Вот с Киева и пришёл Иса Киевский в землю обитаемую, на Иерусалим-Питер(Питербург и был первым Иерусалимом, построенным русскими) и разрушив стены стенобитными пушками, которые называли Иерихонскими трубами, уничтожил всех жителей, было это летом, в белые ночи. Как память об этих событий остался его шлем, который так и называется Ирихонский шлем, или шлем Александра Невского. В честь этого события, в честь победителя, как это обычно и происходит, назвали колонну Александровская, а собор ИсаКиевским. Исус — спаситель, защитник, Александр — защитник, спаситель. Но, как мы видим, весьма четко прослеживаются многие связи с Библией.

Но не будет отходить от темы. Это отдельное повествование.

Пойдем дальше. Наверняка могут быть и другие расшифровки:Са[м]бат (Сабат, Шабат “суббота” – субботнее место отдыха на трудном пути рахдонитов “знающих дороги”[иврит])Са[м]бат — (Саба — это дедушка)

Могу предложить еще несколько версий расшифровки с иврита.Сам — 1. наркотик 2. лекарственное средство (уст.)Бат — дочь, либо пришедшийИон — 1. Греция 2. голубь 3.трясина 4.жижаЛекарственное средство от разжижжения (от потери внутреннего стержня, для выхода из трясины), в общем своего рода карантин. Река Самбатион имеет огромное значение для потерянных колен Израилевых. Согласно легенде они не могут через нее перейти, чтобы вернуться домой. Иными словами говоря, река — это своего рода тест для них на принадлежность к колену — система опознавания свой-чужой. И, находясь в Самбатионе, они, видимо, должны были выйти на свои корни, вернуться к истоку.Вспоминая 12 (13) колен Израилевых, из которых 10 потеряно, как не вспомнить Спас, в котором также утеряно множество родов… Видимо, есть тут параллели.

Еще один вариант перевода с иврита.Шам — тамБа — приходитТос — полет

От Волка к Соколу…

Цитата:

Слово ‘река’ [др.евр. nahar, Нагар Самботион, Нагар Сакалиба -‘’ Река Склавинов (Славян), или Река Невольнков”] на иврите мужского рода, а слово ‘суббота’ [“шабат”] женского рода, поэтому в конце её названия Шабатион, искажённое в Са[м]батион, и появились мужские еврейские суффиксы: И+ОН. Еврейская буква Шин имеет два варианта прочтения: русские звуки Ш или С. На Юге Европы вместо Ш произносили обычно звук С.Эта река, которую в разные времена все, кто как хотел, именовали по разному, протекала по землям когда-то огромного Хазарского КАГАНАТА, то есть СВЯЩЕННОЙ хазарской державы, где царствовали каганы, (от еврейского корня Каф-hе-Нун: kohэn, коган, каган “священник, святой, священный”.Евреи-хозарым, что означает на языке иврит “возвращающиеся” [мечтавшие вернуться на свою библейскую прародину]. Это те евреи, что были древнейшими из хазар [имя сущ-ное] будущего Каганата.

Их потомки — евреи-хазары позже царствовали над весьма пёстрым, неисчислимым населением Восточной Европы, ставшим и себя гордо называть хазарами, в смысле “людьми Хазарского Каганата”, то есть людьми цивилизованными, — в отличие от недавно пришлых всяких Савиров (иврит) “терпимых” или Обров, Аваров (иврит) “проходящих, прошедих” всяких чужих племён.

Евреи в Каганате до его победного примирения с Арабским Халифатом были потомками лишь евреев-израильтян, а не евреев-иудеев, то есть считались потомками лишь тех “потерянных 10 колен Израилевых”, что были угнаны в 722 году до н.э. куда-то на Восток из их древней прародины, Эрэц Исраэль, в ассирийское пленение.

Когда-то всего лишь в постоялом дворе, укреплённом прочным бревенчатым забором и крепкими воротами проезжие хазарские купцы той эпохи – евреи, назывшиеся на иврите “[д]рах-дон-еты[м]”, отдыхали в субботу, как и положено набожным евреям. Двор тот, стоявший у “Субботней реки” (наhар Сам[б]атион) стал назывался словом “Суббота” – “ШАБАТ” (др.евр.), искажённым иноземцами [возможно, за многие годы] в слово СА[м]БАТ. Расположенный в удачном месте, этот укрепленный пункт превратился в удобное место субботней ярмарки, становился всё более известным и процветающим. К рубежу тысячелетий нынешнего летоисчисления сохранились стародавние названия трёх бывших общин: КОЗАРЕ, ЖИДОВЕ и КОПЫРЕ, когда-то проживавших в соответствующих трёх частях годода, разраставшегося с трёх его основных концов.

Цитата:

Сколько заманчивых легенд в Талмуде!Соломон посылал корабли в страну Офир, – учёные не знают, где она, но там находились Копи Царя Соломона. Там, за горизонтом…Золото – не предмет для Авраама, – не ценнее песка в пустыне. Не жаден. Его интересует река Самбатион.Ассирийцы именно «за этой баснословной рекой, бросающей песок и камни из огненной воды…» (Иерусалимский Талмуд) устроили поселения изгнанных 10 колен Израиля, там шатры трети из невольников. Река спокойна только в шабат, когда иудеям запрещено плавание.Изредка доносится эхо. В 880 г. в Испании побывает купец из колена Дана, – оттуда; бурное как Ниагарский водопад течение реки подробно опишет современник Абулафии раби Нахманид.«Духовной жаждою томим», в 1260 г., – 20-летним, – Авраам пускается в небытие, – на розыски Самбатиона. Навестит еврейскую общину Акко; воздух моря – эликсир здоровья. Экспедицию придётся прекратить, когда неистовый Бейбарс нанесет первое в истории поражение монголам; это не конец: грозный полководец вытравляет ядовитое семя, – крестоносцев. Зазевайся, – мамлюки сметут как ураган.Ближний Восток – огненная лава. Опасно как в проливной дождь в поле.Невод пуст: Самбатион остаётся за 7-ю засовами.

Также вспомним, что на территории Украины в свое время господствовали племена называемые Авары. На иврите Авары — это прошлое.Цитата: По всей Евразии — от Аварского каганата в Западной Европе раннего средневековья до Восточного каганата (почти весь Китай во времена Монгольской империи) — появились всякие тюркские, уйгурские и прочие каганаты и каганы вследствие авторитета священных коhэнов [корень: Каф – hэ – Нун] (коhэны — сословие священников).

Киевского князя после распадада Хазарского каганата тоже стали величать царским титулом Kaгaн (гриффити глаголицей на колонне в подвале Софиевского собора). Само же слово «князь» происходит от древнееврейского слова ‘К-N-S’ — »входи» (к представителю хазарской администрации с докладом о собранных налогах, то есть доходах, поступлениях, — »акнасо’т»[корень тот же: Каф-Нун-Самэх].Получается, что есть множество оснований считать, что в былые времена большая часть Украины принадлежала «потерянным» коленам Израилевым…В том числе и Киев, но время изменило многое.

Цитата: Резюмирую. Названия большинства этносов в Северной Евразии имеют ивритское происхождение. Слово ‘ковары’, или ‘кавары’ буквально: ‘к-авары’, то есть ‘как авары’. Русское слово ‘как’ (як, аки, ако и т. п.) происходит от ивритского ‘к’, удвоенного для внятности произношения и огласованного для более чёткого его восприятия в русской речи. Слово ‘аварым’ на иврите означает ‘прошедшие’ (не с разбоем ли?). ‘Авары[м]’ – они же ‘овры[м]’, ‘обры’ (то есть »проходящие», иврит). Какая-то летопись повествует, что они были «высоки, как соснны». »Похожие на давних аваров,» — ‘кэ-обры’, или ‘к-авары’ тоже проходили, но эти, последующие обры, — авары, в конце концов восприняли цивилизацию, почему и названы ‘кэ-аварами’, ‘коварами, кобарами’, кабарами’, а не как прежде — ‘аварами’, ‘обрами’. По отношению к старожилам-хазарам они были поначалу ещё «не совсем настоящими» хазарами (в смысле: »цивилизованными», каковыми считали себя хазары, давно осевшие, но были уже и не савирами («терпимые, сносные, допустимые», «полудикие»). Кочевники же, как понятно по определению, по смыслу этого слова, не могли заселять Киев ни с одного из его концов. Главное, что различало и объединяло людей той эпохи была их конфессионная принадлежность. Селились в городах на протяжении всего средневековья люди своей конфессии соответственно в своём районе города. Они даже отгораживались от других районов иной конфессии воротами и внутригородскими стенами. В Киеве со своего конца города поселялись Жиды (то есть именно Иудеи, а не вообще Евреи, что гораздо шире по смыслу слова). С другого конца Киева селились стародавние Хазары, в большинстве своём уже давно не только евреи, но и подражавшие им, хоть как-то, хоть частично соблюдавшие древний еврейский Закон, — израильского толка, как и потомки «10-ти пропавших колен», уведённых из Древнего Израиля (из северной части расколовшегося государства евреев) в ассирийское пленение, — в 722 г. до н.э.С третьго конца Киев разрастался за счет коваров (кобаров, кобыров, копыров), — то есть язычников, но всё болёё подражавших образу жизни и давних хазаров, и жидов. Ни арабского, ни христианского района первые сотни лет в Киеве и быть не могло. До победы в войнах с мусульманами еврейская религиозная элита Хазарского каганата была нетерпима ко всему иудейскому до такой степени, что лексика евреев-хазар была стерильна от арамейской лексики иудеев.. Иудеи, к тому времени в своём быту уже перешли на арамейские диалекты, хотя они все, как сегодня старшее поколение нынешних йеменских евреев, на иврите помнили всё Святое Писание наизусть. Разговаривать на этом языке они уже разучились и даже молились и писали священные книги по-арамейски.Война между самими хазарами за соблюдение «истинно хазарского» закона постепенно угасла так же, как и война против Ислама, а именно закончившись всеобщим примирением и всеобщей веротерпимостью. Для того, что бы не было формальных причин враждовать по поводу того, кто из них «истинные хазары», а кто нет, хазары самим этим словом «хазары» сами себя перестали называть. Споры на темы о том, кто из них истинные хазары, не стоили тех рек крови, которые из-за этих споров, ставших бессмысленными, были пролиты. Напряженность между упомянутыми выше тремя ранее враждовавшими группами населения города в какой-то мере ещё долгое время сохранялась, и поселялись они каждая в своей части города. От каждого горожанина требовалось жить строго по обычаям его общины: Козаре, Жидове или Ковары (Копыры). Слова ‘хазары’ и ‘савиры’ вышли из употребления. Появилось новые слова: русы, варяги, викинги, норманы, словене, греки («всякие чужестранцы с Запада»). В Киеве и тихо, и с очередным захватом города прибавлялось всё больше язычников, а затем и христиан, Потом их в городе стало большинство. Киев перестал быть еврейским городом.

Кроме еврейского происхождения названия города Киев есть и другие версии. Приведем наиболее интересные из них для полноты повествования.

 

1. Цитата из А.С. Иванченко: На том же конном съезде было решено переименовать торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»), что говорило о желании россичей отныне не только принимать здесь иностранных торговых гостей, но и сам отправлять отсюда по Непре торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь- град специально, чтобы принудить Византию заключить с Русью торговый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами, мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей – осетровыми, которых в Днепре и Роси водилось тогда в изобилии. 

2.  Константин Багрянородный писал, что «русские караваны, направляясь в Константинополь, собирались в районе Киева, где переоснащали ладьи, готовя их к дальнему морскому путешествию», и указывал место сбора: «ладьи собираются в Киевской крепости, которая называется Самбатас», «в», а не «возле». Крепость у верфи нужна для охраны кораблей с товарами. Значит, крепость не охватывала какую-то днепровскую заводь или не была установлена на противоположном берегу, а, скорее всего, она стояла в устье одного из притоков Днепра.

3. Есть разные попытки перевода топонима Самбатас, но наиболее интересный перевод с германских языков. Самботас означает — сбор челнов (sam — сбор, botas — челны). Таким образом, возникает вопрос, а не готская ли это крепость, тем паче, что территории входившее в готское государство, а нет сведений что варяги строили в Киеве крепость Самбатас.

4. Есть надпись на надгробной плите, найденной под Константинополем, — «Хильбудий сын Самбатаса», датированная 559 годом. По Рыбакову Хильдибудй — это Кийбудий, т.е. Кий-строитель, т.е. Кий Строитель сын владелеца крепости Самбас, существовавшей ещё в VI веке.Предположительное время основания крепости Самбатас может относиться к началу совместных морских походов боранов и готов, т. е. около 250 года.

Эти и многие другие факты дают богатую пищу для размышлений. Версий множество, а кто прав — пусть каждый для себя решит сам.

С уважением,Сан Саныч

PS/ Трактовано с иврита Позняковым Владимиром

Посты в данной категории

lubosvet.org.ua

Хазарский город Киев.: narvasadataa

Мощного племени полян с древней столицей в городе Киеве никогда не существовало - данные исторической науки об этом неопровержимо свидетельствуют. Не существовало его потому, что степи и лесостепи к северу от Черного моря в VII-Х вв. полностью контролировались Хазарским каганатом. Согласно данным источников, земли полян и северян непосредственно входили в состав каганата, а с радимичей и вятичей хазары собирали дань. Что касается Киева, то он возник не как столица мифического “государства полян - Руси”, а как хазарская пограничная крепость на северо-западе владений каганата и первоначальное название его было Куйава (Kuyawa). Он носит имя не “полянского князя Кия”, которого никогда не существовало, а вазира хазарских войск хорезмийца Куйи, основавшего эту крепость во второй половине IХ в.

О том, что первоначальное название Киева было именно Куйава, однозначно свидетельствуют формы этого названия у иностранных авторов Х-ХI вв.: греческих (Константин Багрянородный, сер. Х в.) - Кioaba, арабских (Аль-Истахри, первой половине Х в.) - Кuyaba, немецких (Титмар Мерзебургский, нач. XI в.) - Cuiewa.

В языке славян название Куйава пережило закономерные фонетические изменения и превратилось в “Киев”, а вслед за тем начали сочиняться и легендs о “Кие - полянском князе”.

Характерно, что, как явствует из летописи Нестора, в его времена в Киеве шли споры, кем же был Кий - князем или перевозчиком через Днепр, то есть ничего, кроме имени о нем не помнили. Ученые в наше время прояснили этот вопрос и теперь можно с уверенностью сказать, что основатель Киева - Куйа (по-славянски “Кий”) был хазарским военачальником, командующим хорезмийской гвардией кагана.

Память о хазарах сохранилась и в киевской топонимике. Так, в Киеве было место под названием “Пасынча беседа”. Это название объясняется из тюркского слова bas-inc - “сборщик налогов”, таким образом, “Пасынча беседа” означает “резиденция сборщика налогов или таможенного чиновника”, что вполне соответствует ее расположению в киевской гавани, на берегу реки Почайны, рядом с которой на Подоле находился целый район под названием “Козаре”. О хазарах также хранит память “Копырев конец”. Слово “Копыр” происходит от тюркского Каbаг/Каbуr - названия одного из хазарских племен. Кроме того, западные и южные районы Копырева конца известны летописи под названием “Жидове/Жиды”, а в Ярославов город из него вели ворота, также носившие название “Жидовских”.

Интересно отметить, что в IХ-Х вв. Киев имел трехчленную структуру, характерную для восточных (в том числе среднеазиатских) хорезмийских городов. Структура эта предполагала наличие цитадели (перс. - аrk или kuhendar, арабск. - rabad), внутреннего города (перс. - sahristan, арабск. - madina) и коммерчески-ремесленного пригорода (перс. - birun, арабск. - rabad). В Киеве им соответствовали Гора, Копырев конец и Подол. Внутренний город был центром религиозного культа, поэтому логично предположить, что Копырев конец был центром религиозной иудейской общины хазарской Куйавы, что подтверждается наличием в нем топонимики типа “Жиды”.

В IХ-Х вв. Киев имел не только хазарскую иудейскую администрацию, но и значительная часть его населения (вполне возможно, что большинство) исповедовала иудаизм. В силу вышесказанного совершенно очевидно, что никакой колыбелью Русского государства Киев не был и быть не мог.

Как уже упоминалось, Русь находилась во враждебных отношениях с хазарами, но последние контролировали крайне важный в торговом и стратегическом отношении путь по Днепру в Черное море, ключевым пунктом на котором была крепость Куйава. Поэтому естественно, что приходящие с севера русские отряды пытались ею завладеть, что им временами удавалось. История сохранила нам несколько имен предводителей таких отрядов, это Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar). Решающим оказался поход Олега, в результате которого Среднее Поднепровье оказалось в составе Русского государства, а русская столица была перенесена в Куйаву, ставшую Киевом.

Представляется интересным разобрать один эпизод из истории захвата Киева Олегом подробней.

В “Повести временных лет” после рассказа о взятии Киева говорится: “Се же Олег ... устави дани словеном, кривичам и мери, и варягом дань даяти от Новогорода гривен 300 на лето, мира деля ...” (Лаврентьевский список). Ранее в нашей исторической науке, с присущим ей выпячиванием роли Киева и полян в начальный период русской истории, это место трактовалось так, что Олег наложил дань на северные племена - ильменских славян, кривичей и мерю. Но возникает закономерный вопрос: почему Олег, только что заняв Киев с войском, состоящим из воинов северных племен, вдруг налагает на эти самые племена дань? Ответ лежит на поверхности: Олег оказался без вины виноватым вследствие неправильного прочтения текста летописи - он не налагал дань на ильменских славян, а “уставил” дань в их пользу со стороны покоренного населения Киева и полянской земли. Этот нюанс ярко проявляется в терминологии: если в отношении северных племен-завоевателей говорится “устави дань”, то в отношении завоеванных южных племен говорится “возложи”.

К сожалению, за отсутствием источников мы не можем сказать каким был размер этой дани и в течение какого времени она взымалась, но сам факт ее существования достаточно красноречиво свидетельствует о том, кто правил Русским государством, а кто занимал подчиненное положение.

После рассказа о захвате Киева в “Повести временных лет” говорится о подчинении Олегом других южных племен - древлян, северян и радимичей, затем “бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и теверцы имяше рать”. Заметим, что ни ильменских славян, ни кривичей нет в списке племен, которыми “обладал” Олег, что еще раз подтверждает: эти два племени, наряду с варягами, имели особый, привилегированный статус в Русском государстве, будучи его основателями и составляя в нем правящий слой.

Подчиненное положение южан было обусловлено не только фактом их завоевания, но и гораздо более глубокими причинами. Здесь уместно вспомнить установленный нами факт ярких различий расового характера, существовавших между предками русских и украинцев. В сознании же древнесеверных народов, к которым относились славяне ильменские и кривичи, цвет волос и глаз был не только признаком национальной принадлежности, но и социального статуса. Тем не менее, захват Олегом Киева не ознаменовал собой его окончательное включение в состав Русского государства. Как свидетельствуют хазарские документы Х века, хазарам удалось разбить Олега и на некоторое время вернуть среднеднепровские земли под свой контроль. Окончательное завоевание Киева Русью произошло, как представляется, примерно в 940-х гг. под предводительством князя Игоря. Так же, как и земля полян, были завоеваны Русью и земли других южных племен - северян, древлян, радимичей, уличей, тиверцев и т. д.

Таким образом, оказывается совершенно несостоятельным представление о среднеднепровском происхождении Руси, а таким образом и претензии украинцев на изначальное обладание этим именем.

Нам могут возразить, ссылаясь на тот факт, что в ХII-ХIII вв. понятие “Русская земля” кроме своего широкого значения - все русские княжества в целом, имело и более узкое - Киевская, Черниговская и Переяславская земли. Этот факт используется украинцами, а также некоторыми русскими учеными, для доказательства того, что первоначально термин “Русь” применялся только к этим землям и только позднее был расширен и на другие территории Русского государства.

С этим невозможно согласиться. Термин “Русская земля” применялся, в узком смысле, к Киевской, Черниговской и Переяславской землям как к территории великокняжеского домена и ближайших к нему княжеств. Аналог такой терминологии можно обнаружить в средневековой Франции, где княжеский домен со столицей в Париже именовался "Ile de France" (“Остров Франция”), однако это отнюдь не означает, что франки - выходцы из района Парижа. Что еще более важно, “Русской землей” в узком смысле Киевское, Черниговское и Переяславское княжества стали именоваться не ранее чем со второй четверти XII века. В “Повести временных лет” (начало XII в.) “Русская земля” еще обозначает только все русские земли в целом.

Мы видим, что рушится еще один постулат, обосновывавший несостоявшееся русско-украинское братство - постулат о Руси как об общей колыбели двух народов.

Русское государство было созданием творческого гения северных восточнославянских племен - предков русского народа. Предки же украинцев были включены в это государство насильственно, этот процесс занял несколько десятилетий и сопровождался жестоким кровопролитием (вспомните историю покорения Русью древлян - согласно данным антропологии, главных предков украинцев!).

К колонизации Волжско-Окского междуречья украинцы тоже никакого отношения не имели - эта колонизация осуществлялась с запада - ильменскими славянами и кривичами.Украина вошла в состав Польского государства в результате Люблинской унии 1569 г., преследования же православия начались только после Брестской церковной унии 1596 г., а исчезновение совершилось задолго до этих событий. Единственно приемлемым объяснением может быть то, что высокая культура Русского государства киевского периода была чужда предкам украинцев, что обусловило ее столь быструю утрату.

Очевидно, что и в сфере культуры мы находим подтверждение тому, что Русское государство киевского периода и его культура были созданием русского народа и всегда осознавались им как свои, что никак нельзя сказать об украинцах. Функционирование государственных институтов и культурная деятельность на юге Руси в киевский период обеспечивались северным по происхождению правящим слоем. По мере того, как происходило растворение этого слоя в массах южного протоукраинского населения, размывалась государственная власть и оскудевала культура, что и привело в конечном счете к полной утрате русских государственных и культурный традиций на территории Украины к XVI веку.

Единого древнерусского народа никогда не существовало. В Русском государстве в Х-ХIII вв. жили две народности - севернорусская (предки собственно русских и белорусов) и южнорусская (предки украинцев). Они различались как антропологическим типом, так и материальной культурой и языком.

На уровне бытовой материальной культуры различия были не менее разительными.

Возьмем, к примеру, домостроительство. На севере жили в высоких бревенчатых домах, крытых дранкой, которые назывались “избами”. Южане жили в низких полуземлянках, стены которых белились, а крыша покрывалась соломой. Назывались такие дома “хатами”. Стены каменных церквей на севере белились, на юге оставлялись голыми. Народная одежда севера и юга не имела между собой ничего общего. На севере парились в бане, что совершенно было неизвестно на юге. Перечень подобных различий можно было бы продолжать очень долго.

narvasadataa.livejournal.com

Возникновение Киева

Когда возник Киев? Вопрос этот относится к числу наиболее запутанных и спорных в литературе. Некоторые историки без достаточных к тому оснований утверждают, будто Киев был основан князем Кием в V в. н.э. Археологические данные исключают столь раннюю дату. Киев был намного моложе таких городов, как Ладога в Северной Руси, которая существовала уже в VII в.

Летописные предания о Киеве были записаны лишь в XI-XII вв. К более раннему времени относятся иностранные свидетельства о Киеве (X в.). Это прежде всего Записки императора Константина Багрянородного, составленные не позднее 952 г., а также письмо на древнееврейском языке X в., подписанное членами еврейско-хазарской общины Киева. Оба источника одинаково передают славянское наименование города: Киоава, Киав - в Записках и Кийув - в еврейском источнике. Еврейское письмо было сугубо деловым документом, Записки - политико-географическим трактатом. Неудивительно, что в Записках приведены географические подробности, не нужные в деловой переписке. Из материалов, подобранных для императора его канцелярией следует, что Киев имел, помимо славянского также хазарское название. В Записках фигурируют данные о "крепости Киоава, назывваемой Самватас". Слово "sam" ("высокий") присутствовало в наименовании ряда хазарских крепостей. Применительно к Киеву "sam" указывало на то, что хазарское укрепление располагались на высоком месте - на киевских "горах". Отсутствие хазарского наименования в хазарско-еврейском письме X в. не подрывает доверия к византийскому свидетельству. К X в. Киев превратился в обширное поселение, а название "Самватас" сохранила, видимо, лишь та часть, где располагалось небольшое хазарское укрепление.

Обращение к наиболее ранним и достоверным источникам дает основание связать возникновение Самватаса-Киева с хазарским завоеванием нижнего Поднепровья. Как полагают, основателями Киева были хазары (Г. Вернадский, О. Прицак). Малочисленное племя полян не могло расположить свою "столицу" на самой границе с "великой степью", так как их город был бы немедленно сметен кочевниками. Норманны, не опасаясь нападений, основывали свои неукрепленные "торговые места" - вики посреди славянских земель. В отличие от виков хазарская фактория на Днепре была крепостью. Однако безопасность Киева обеспечивалась не хазарскими укреплениями, а военной мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. Собирая дань со славян, Хазарский каганат ограждал свою днепровскую факторию от набегов степняков.

Описывая пороги на Днепре, Константин Багрянородный приводит их скандинавские и славянские названия. Среди городов лишь один фигурирует в Записках под двойным названием. Это Киев. Но в этом случае употреблен не скандинавский, а хазарский топоним. Хотя информаторами Константина были норманны-русы и их подданные славяне, скандинавские наименования "Каенугард" (Киев) и "Хольмгард" (Новгород) остались ему неизвестны. Упомянутое императором название "Немогард" близко к славянскому "Новгород" и не имеет ничего общего со скандинавским топонимом "Хольмгард". (Происхождение названия "Хольмгард" не поддается объяснению, поскольку "хольм" обозначает остров, между тем как Новгород стоит на берегу, но никак не на острове.)

В ранний период ни скандинавы, ни хазары не склонны были предавать исключительное значение днепровской фактории Самватасу. По традиции Хазария использовала древние пути в Византию, пролегавшие через хазарские города в Крыму, а со Скандинавией торговала через Верхнюю Волгу. В географическом комментарии к письму хазарского царя Иосифа, составленном в неизвестное время, приведены важные сведения о многих городских и торговых центрах Хазарии, но наименование "Самватас" в нем отсутствует.

По летописи, власть Хазар распространялась на земли полян, радимичей и вятичей, иначе говоря, охватывала преимущественно область расселения лендзян. Хазарам не удалось покорить ни одно крупное племя (кривичей, словен, уличей, древлян), жившие за пределами территории лендзян. Исключение составляли северяне, располагавшиеся к югу от радимичей, непосредственно на хазарской границе.

Для русов хазарский пост Самватас-Киев имел значительно более важное значение, чем для хазар, но лишь до той поры, пока он оставался крайним торговым пунктом на пути "в греки". Как только "царь" русов Хельг утвердился в Крыму, он тотчас перенес свою ставку из Поднепровья в старинный и богатый город Таматарху, откуда можно было торговать с Византией по морю. Сподвижник Хельга Игорь остался в Киеве, но его не титуловали ни "хаканом", ни "царем".

Судя по скандинавским источникам, Киев пользовался значительно меньшей известностью, чем Новгород. В рунических надписях и памятниках древнескандинавской письменности топоним "Хольмгард" появляется уже в первой половине XI в., тогда как "Кайенугард" - лишь во второй половине XII в.

Скандинавы освоили Северную Русь много раньше, чем Южную. В их глазах Хольмгард сохранил значение главного города даже после того, как он утратил значение основной базы норманнов в Восточной Европе. Исландские саги нередко изображали всю Русь как владения конунга Хольмгарда.

Хорошо известна традиция, в силу которой киевские князья сажали на княжение в Новгород старшего сына наследника. Традиция, без сомнения, восходила к тому времени, когда Новгород оставался основным опорным пунктом русов в их походах на юг. Судя по Запискам Константина Багрянородного, к середине X в. архонты русов имели ставку в Киеве, но при этом старший из них, князь Игорь, продолжал держать сына-наследника в Новгороде. Отмеченный факт не означает того, что Новгород остался "столицей" Руси. Ни Новгород, ни Киев, не один другой город не были и не могли быть княжеской столицей в собственном смысле слова, поскольку в середине X в. само Древнерусское государство еще находилось в процессе становления и не имело ни сформировавшейся княжеской династии, ни столицы.

Согласно русским летописям, Олег пришел в Киев, не задерживаясь в Смоленске. В действительности Верхний Днепр был важнейшим рубежом на пути продвижения норманнов к границам Восточной Римской империи.

У русов, значится в Записках Константина Багрянородного, есть данники-славяне, "а именно, кривитеины, лендзянины и прочии славинии". Информаторы византийских чиновников называли кривичей первыми среди "прочих славиний" не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром "Росии". Однако норманнское завоевание бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). Уже ко времени византийских походов Игоря центр жизнедеятельности норманнов переместился в Южную Русь. Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская округа стала обычным районом полюдья для русов.

Игорь был первым из известных по имени конунгов, не покинувшим свои славянские владения. Причина была та, что он был убит своими данниками. Игорю наследовал Святослав (945-972). Но даже он не сознавал себя киевским князем по преимуществу.

Источники:

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

См. также:

www.world-history.ru

Основание города Киева - Хронтайм

На месте основания Киева находилось древнейшее поселение. После проведения археологических раскопок на месте современного Киева, было выявлено, что оно возникло около 3 тыс. лет до н.э. – городище- укрепление трипольской культуры на Кудрявце.

Под Киевом около 500 лет до н.э. размещалось Хотовское скифское городище, самое северное поселение скифов.

Согласно существующей легенде Киев был основан в 482 году полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Об этих событиях рассказано в «Повести временных лет». Место для столицы первого русского государства, согласно легенде, было выбрано из-за красоты и величия окружающей природы.

С VI века началось активное строительство деревянных зданий в Киеве. Князья возводили свои дворцы на высокой Старокиевской горе, купцы и ремесленники селились возле Днепра, на территории нынешнего Подола.

Во времена княжения Олега, в 882 году Киев, расположенный на торговых путях «из варяг в греки», получил столичный статус, став, по словам летописцев, «матерью городов русских».

В 988 году произошло крещение Руси. Князь Владимир, который в те времена княжил в Киеве, крестил своих сыновей, а затем киевлян, а языческих идолов велел кинуть в Днепр. Первый киевский храм - Десятинная церковь, строили в 989-996 годах.

Одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире, процветающим торговым и ремесленным центром Киев стал в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054гг). В этот период в городе насчитывалось около 400 церквей, 8 базаров Проживало более 50 тыс. жителей, для сравнения, в то же время в Гамбурге и Лондоне жило по 20 тыс. жителей. В эти время (1020-1040) был построен Софийский собор, Золотые ворота, открылась первая в Киевской Руси библиотека, а в 1051 году была основана Киево-Печерская лавра. В 1133 году был сооружен храм Богородицы Пирогощей, ставший, наряду с лаврой, центром православия в Киеве.

Однако, во времена княжения Юрия Долгорукого, произошло ослабление Киева и одновременно происходило возвышение Владимиро - Суздальского княжества. В 1169 году Киев был захвачен и разграблен войсками князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского.С этого периода Киев перестает быть центром и столицей Киевской Руси, поскольку князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир.

Ссылка на источник: http://ukrainian.su/istoriya-kieva/osnovanie-kieva.html

chrontime.com

Теория о хазарском основании Киева — Циклопедия

Теория о хазарском основании Киева — гипотеза об основании Киева хазарами, или о контроле Хазарского каганата над Киевом. Рассматривается как одно из проявлений влияния хазар на Русь.

[править] Доводы сторонников гипотезы

Обращают на себя внимание топонимы Киева связанные с евреями и хазарами.

Так, само название Киев некоторые историки, как например Омельян Иосифович Прицак, сопоставляют с фамилией хазарского полководца Ахмада ибн Куйа[1].

Другое средневековое название Киева — Самватас (Σαμβατας), которое зафиксировал в 10 в. византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении Империей» (около 948 года), вероятно хазарского происхождения, и переводится с хазарского языка как «Верхняя крепость», от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный»). Некоторые исследователи сопоставляют название Самватас с легендарной Субботней рекой Самбатион (Sâmbătă — суббота), которая в еврейской мифологии протекала на краю земли в некой стране потерянных десяти Израильских колен[2].

Самбат напоминает Шаббат. Похожие имена были и у хазар, например известна Субут — хазарская царевна в 798 году[3].

Существуют тюркские топонимы связанные с Киевом[4].

Киевский топоним Копырь считают некоторые источники видоизменённым кабар, по имени хазарского племени[5].

Река Днепр в некоторых былинах называется «Израй-река» (предположительно, от этнонима Израиль). Имя одного из легендарных летописных основателей Киева — Хорива, по мнению ряда учёных, происходит от ивритского названия горы Синай — Хорев. С хазарами связана практически вся известная по летописи топонимика древнего Киева: «Жиды», «Жидовские ворота», «Козаре», «Копырев конец» (возможно, от названия «кабар» /кавар/ — одного из племён хазарской общности), «Пасынча беседа» (может происходить от «басинк» — сборщик дани у хазар)[6].

В Киеве упоминаются Жидовский квартал и Жидовские ворота, там была еврейская община. Известно, например, так называемое «Киевское письмо», написанное евреями Киева[7][8]. Евреи Киева упоминаются и в древнерусских летописях[9][10].

На этом основании Г. Вернадский и О. Прицак высказали гипотезу об основании Киева хазарами[11].

Другая теория, что хазары какое-то время господствовали над Киевом основывается на сообщении хазарского еврея о завоевании Руси хазарским полководцем Песахом[12].

Неопровержимо говорит о господстве хазар над Киевом факт платы последним дани хазарам. О дани полян хазарам в летописи говорится трижды: в недатированной части и в статьях о 859 и 862 годах. Так, согласно летописи, Аскольд и Дир, спускаясь на юг по Днепру, впервые увидели Киев, население которого платило дань хазарам[13]. Племя полян, на земле которого стоял Киев, платили до варягов дань хазарам[14]. Русская летопись утверждает, что после смерти мифических персонажей Кия, Щека и Хорива и до 852 года, хазары потребовали с полян дань, которую те заплатили мечами[15].

[править] Критика теории

Содержание «Киевского письма» показывает, что власти у евреев в Киеве не было, хотя там содержится возможный намёк на период процветания общины. Тем не менее, из этого письма очевидно, что власть над городом в руках неевреев, что община бедна и находится под юрисдикцией нееврейского права[16].

Кембриджский аноним — хазарский еврей — ничего не говорит о захвате Киева Песахом, хотя и рассказывает о разгроме Хельгу (Олега) хазарским полководцем. Если учитывать, что Кембриджский аноним сообщил о взятии Песахом трёх городов в Крыму («не считая большого множества пригородов»), рассказал об освобождении им Самкерца, и об осаде Песахом Херсонеса, выглядит странно, что он не написал бы о захвате Киева.

Термин «Самватас» встречается только у Константина Багрянородного. Термин «Киев» неясен, однако связь его с хорезмийским полководцем в хазарской армии сомнительна. Тем не менее, она не противоречит старой идеи тождества хазар и хорезмийцев, высказанную С.П. Толстовым[17][18]. Данная теория тажке подвергается критике[19].

Наличие еврейской общины и топонимов ещё не может служить доказательством основания города евреями или хазарами.

«Повесть временных лет» хотя и говорит о дани хазарам, выплачиваемым полянами, а значит и Киевом, тем не менее, нечего не говорит об основании города хазарами, хотя и подразумевает их временную власть во второй половине 8 в.[20]

Археологи выступают против хазарской теории основания Киева, указывая на отсутствие археологических доказательств существования хазарского культурного слоя в Киеве[21].

cyclowiki.org

Киев (город) — Циклопедия

081142.jpg

Киев — столица современной Украины и исторической Киевской Руси. В 9 веке объединением Киева и Новгорода под властью Олега началась Русь. Через город протекает крупная река Днепр.

[править] Легендарная и ранняя

По легенде, Киев был основан местными тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью, причем Кий стал первым князем (см. Киевичи).

Cогласно академику Петру Толочко, поселение на Старокиевской горе, от которого можно отсчитывать историю города, возникло в конце V — нач. VI веков[1]. Как центр племенного союза полян, хотя люди жили в этих местах за много тысяч лет до появления города. Первое известное датированное упоминание города в летописи — 852 год[2].

[править] 882—1243 гг.

В 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород под своей рукой, умертвив киевских правителей Аскольда и Дира. Далее вплоть до 1243 года Киев был столицей древнерусского государства (Киевской Руси).

В Киеве происходили такие ключевые исторические события, как Крещение Руси, подготовка походов в Византию, против хазар и половцев, составление летописей.

В 1240 году город был взят и разрушен монголо-татарами.

[править] 1243—1917 гг.

В дальнейшем после монгольского завоевания Киевское княжество продолжило своё существование, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку от хана.

Киев входил в состав сначала Великого Княжества Литовского (c 1362 года по 1569 год), Речи Посполитой (с 1569 года по 1654 год), а затем Московского царства и Российской Империи на правах крупного города и центра Украины. Киев также был значимым православным административным и образовательным центром (особенно Киево-Печерская Лавра). Однако в 18-19 веке город был классическим губернским городом.

[править] 1917—1991

Во время Гражданской войны Киев несколько раз переходил из рук в руки. В 1918—1920 годах Киев был столицей Украинской Народной Республики (независимого государства). Затем он стал столицей Украинской ССР и оставался ею до конца существования Советского Союза. Во время Второй Мировой войны (Великой Отечественной войны в российской историографии) Киев был оккупирован немецкими войсками, а затем освобожден силами Красной Армии.

В 1986 году многие киевляне пострадали от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

[править] 1991 — н. в.

Киев стал столицей независимой Украины. В городе располагаются президент, парламент, правительство и все основные органы власти современного украинского государства. Именно в Киеве происходили основные события и протесты Оранжевой революции 2004 года. А также в Киеве происходили главные события Евромайдана (Революции Чести и Достоинства), которые проходили с конца ноября 2013 по конец февраля 2014 годов.

[править] Современный Киев

Население — 2,8 млн человек, не считая пригородов. Город является научным, культурным, образовательным и административным центром Украины.

Киев — транспортный центр Украины. В городе имеются два аэропорта, железнодорожный и авто- вокзалы, метро, троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси и остальные присущие столице виды транспорта, включая фуникулер и водный.

[править] Промышленность

В Киеве сосредоточены значительные промышленные мощности нескольких отраслей — от производства пива до заводов тяжелой индустрии.

Атеисты, христиане всех основных конфессий, иудеи, мусульмане, буддисты и другие.

[править] Современные тенденции

Сегодня в Киеве наблюдается рост численности населения. В городе постоянно происходят политические события, в том числе протестного содержания, связанные с активным политическим периодом на Украине. «Там или вокруг него деялись дела страны нашей…», — отмечал ещё Николай Гоголь[3].

[править] Интересные факты

  • В 1982 году был впервые отмечен «День рождения» Киева — его 1500-летие (отсчитывая от поселения, существовавшего на Старокиевской горе в конце V — нач. VI веков)[4].
Hero of the Soviet Union medal.png

 

cyclowiki.org

Образование Киева

Время возникновения первого поселения на месте Киева восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории города. В середине I тысячелетия н.э. на высоких холмах правого днепровского берега, где стоит Киев, существовало несколько славянских поселений, которые, судя по найденным археологами кладам римских монет III и IV вв., а также предметам VI, VII и VIII вв. среднеазиатского и персидского происхождения, вели международную торговлю, что было связано с их выгодным географическим положением на пересечении северо-южных и западно-восточных путей.

Судя по легендарному летописному рассказу, три брата Кий, Щек и Хорив соорудили в этой обжитой местности над Днепром три городка, названные их именами. Город старшего из них - Киев и явился основой будущей столицы Руси. Есть основания полагать, что это событие произошло в конце V в. н.э.

Киев возник в земле полян, но уже к IX в. он превратился в центр целого союза больших племенных "княжений", в число которых помимо полян вошли северяне, древляне и др. По-видимому, несколько ранее в союз с Киевом вошло племя рось, населявшее бассейн одноименной реки на границе со степью. Это племя и дало имя той земле, столицей которой стал Киев.

"Русская земля" во главе с Киевом при князе Олеге (882-911 гг.) была объединена с северными славянскими землями, подвластными Новгороду, и таким образом возникло единое древнерусское государство - Киевская Русь, в состав которого на протяжении X в. были включены практически все восточнославянские и некоторые неславянские земли.

Древнее городище Киева располагалось на самом краю так называемой Старокиевской горы, на 113 м возвышающейся над Днепром, и занимало площадь около 0,7 га. С напольной стороны окружавший его вал дополнялся рвом, за которым простирался курганный могильник. Значительно западнее город и его предместья защищала речка Лыбедь (названная так по имени сестры трех легендарных братьев - основателей Киева), заболоченная пойма которой представляла серьезную преграду. Со всех сторон к городу подступали глухие труднопроходимые леса.

В срединной части "града" находился древнейший языческий храм, фундамент которого был сложен из глыб песчаника и имел эллиптическую форму. В X в. неподалеку от него разместился каменный княжеский терем, упомянутый в летописи как терем княгини Ольги. Судя по той же летописи, за пределами городских укреплений, "под горой" имелось еще два княжеских двора. В тот период основное население Киева сосредоточивалось в нагорной части, а территория низменного Подола только начала осваиваться. Здесь, у подножия киевской горы протекала река Почайна, впадавшая в Днепр, устье которой служило гаванью (сопоставлявшейся летописцем с константинопольским Золотым Рогом). От пристани шла дорога - Боричев взвоз - в город.

Дальнейшее градостроительное развитие Киева было связано с именем знаменитого князя конца Х-начала XI вв. Владимира Святославича. Заняв киевский престол в 980 г., Владимир в первую очередь обновил старое языческое капище города. В центре он воздвиг "княжеского" бога, бога грозы и военной доблести-"Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат". Вокруг Перуна разместился целый пантеон идолов: Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Однако вскоре, всего лишь через восемь лет, Владимир Святославич отказался от языческого культа и принял христианство в качестве общегосударственной религии.

Возведенная в связи с этим первая крупная каменная церковь Богородицы, получившая название Десятинной (поскольку на ее содержание была выделена десятая часть великокняжеских доходов), разместилась за пределами старых укреплений и стала служить центральной доминантой нового более обширного города, который приблизительно в то же время был построен Владимиром. Территория нового города достигала 10 га. Перед Десятинной церковью была создана главная городская площадь, на которой Владимир поставил античные статуи, вывезенные им в качестве военных трофеев из Корсуни - византийского Херсона. Эта площадь получила название "Бабина Торжка". Судя по археологическим раскопкам, невдалеке от Десятинной церкви были возведены большие каменные терема, а на южном конце города, над обрывом, на месте уничтоженного языческого святилища возвысилась небольшая каменная церковь Василия.

Киев при Владимире занимал относительно небольшую территорию, но при этом расцвета достигли окружавшие его города-резиденции и стратегические пункты, такие, как Вышгород, Василев, Белгород, находившиеся на особом попечении князя. Большое значение приобрело при Владимире его придворное село Берестово, находившееся на подступах к Киеву. Основные дороги, выходившие из Киева и определявшие дальнейшее развитие его планировочной структуры, направлялись к этим "спутникам" столицы.

Новый крупный этап в развитии Киева пришелся на время княжения Ярослава Мудрого (княжил в Киеве в 1017, 1019-1054 гг.). К 1037 г. было закончено строительство нового главного собора города и вместе с тем всего древнерусского государства - Киевской Софии. Этот крупнейший на Руси 13-главый храм был расположен на месте бывшего "поля вне града", в самом центре новой городской черты, возникшей в то же время и получившей название "города Ярослава". Земляные валы Киева XI в., основу которых составили шесть рядов дубовых срубов, отличались исключительной мощностью (они достигали 14 м высоты и 19 м ширины в верхней части) и окружали всю территорию нагорного плато (около 70 га) к юго-западу от города Владимира, ставшего теперь внутренней цитаделью или детинцем Киева. Новый и старый "города" Киева соединялись проездными воротами и мостом. В городе Ярослава было сооружено трое ворот, расположение которых определялось, вероятно, трассировкой исторически сложившихся дорог.

От главных Золотых ворот Киева начиналась основная городская улица, направлявшаяся к Софийскому собору и далее к детинцу, где находилась главная резиденция великого князя. На подступах к Софии эта улица фланкировалась двумя великокняжескими монастырями - Георгия и Ирины, построенными одновременно с главным собором. В непосредственной близости от Софийского собора размещался двор митрополита. Софийский собор был не только религиозным, но и крупнейшим на Руси центром средневековой науки.

Огромная значимость Софийского собора определила его ведущее положение в ансамбле города. Его крупный многоглавый объем главенствовал над остальными церквами древнего Киева.

В нагорной укрепленной части Киева, где сосредоточивалось политическое и церковное управление, преобладали дворы феодальной знати - князей и бояр, тогда как основным местом проживания простых горожан - ремесленников и торговцев стал Подол.

Жизнь Подола и его развитие были неразрывно связаны с Днепровским торговым путем, составлявшим основную часть пути "из варяг в греки" и имевшим международное значение. По торговым делам в Киев приезжали многочисленные купцы не только из русских земель, но и из европейских и азиатских стран. Немецкие купцы здесь имели даже свой костел и доминиканский монастырь. Центром Подола служила обширная торговая и вечевая площадь. Однако это не было единственным местом торговли, судя по письменным источникам всего в Киеве насчитывалось восемь торжищ, которые как и в других городах тяготели к городским воротам.

Киев являлся и крупнейшим центром ремесленного производства, достигшего к XII в. высокого специализированного развития. Здесь, в первую очередь на Подоле, были сосредоточены ювелирные, керамические, стеклоделательные, камне - и косторезные и другие ремесленные мастерские. Среди них особенно выделялись железоделательное и кузнечное производства.

Жилые дома и мастерские ремесленников далеко не всегда представляли собой приземистые полуземлянки. Судя по раскопкам последнего времени, киевский Подол был застроен преимущественно большими срубными наземными домами, иногда в несколько этажей. В целом рядовая застройка Киева обладала высоким архитектурным качеством и, очевидно, не имела принципиальных отличий от других русских городов, в частности Новгорода. Имелось в Киеве и городское благоустройство - были замощены главные улицы, а болотистые берега речки Киянки даже получили деревянную облицовку.

На Подоле с течением времени возникло немалое число храмовых построек, значительно обогащавших городской ансамбль. К наиболее крупным из них относилась церковь Успения Богородицы Пирогощей (1131-1136 гг.). Однако по своим масштабам эти постройки сильно уступали главным храмам, размещавшимся в верхней части города. И хотя в XII в. Подол получил деревянную ограждающую стену, тем не менее огромная и живописная княжеская гора, с возвышавшимися на ней валами и каменными воротами, богатыми теремами и храмами продолжала господствовать в панораме города и всего днепровского ландшафта.

Киев Ярослава Мудрого создавался с ориентацией на Константинополь как на образец, что подчеркивало его исключительное положение среди других русских городов. Это уподобление носило самый общий характер и заключалось в повторении отдельных наименований храмов и городских ворот и в ассоциативном подражании главному Царьградскому собору Софии. По существу, это было уподобление не реальному городу во всей его конкретности, а подражание его идеализированной модели, т.е. "прообразу".

С конца XI в. в Киеве широко развернулось строительство монастырей, крупнейшим из которых стал Печерский, расположившийся на Днепровском берегу южнее Берестова. В 1073-1078 гг. в этом монастыре был возведен собор Успения Богородицы - так называемая Великая Печерская церковь, существенно отличавшаяся от Софийского собора и соперничавшая с ним по масштабу. Эта церковь послужила образцом для большого числа древнерусских храмов домонгольского периода.

Сыновья и внуки Ярослава Мудрого основали в Киеве целый ряд своих родовых монастырей, которые существенно обогатили архитектурно-пространственную композицию города. Крупными монастырями, примкнувшими к городу Владимира с юга, были Дмитриевский и Михайловский Златоверхий. На холме, возвышавшемся над северной окраиной Киева, был сооружен Кирилловский монастырь. Особенно насыщенным церковными и монастырскими постройками стал старый город Владимира.

Древний Киев нельзя рассматривать без предместий - его неотъемлемых частей. Крупными торговыми предместьями, располагавшимися к северу от центра города, были еврейское и "Копырев конец", который имел даже свою оборонительную стену. Рядом находились ремесленные поселения Кожемяки и Гончары. Среди живописного холмистого ландшафта в окрестностях Киева было разбросано немалое число монастырей, а также княжеских и боярских усадеб, которые походили на своего рода миниатюрные городки.

В размещении основных предместий Киева заметно тяготение их к берегу Днепра, который играл определяющую роль в структуре окрестного ландшафта. Вдоль Днепра выстроилась целая цепь архитектурных ансамблей: на юге Выдубицкий монастырь с примыкавшим к нему княжеским Красным двором, севернее" Киево-Печерская лавра, затем княжеская Берестовская резиденция с церковью Спаса, а на северных подступах к городу - Кирилловский монастырь.



biofile.ru


Смотрите также