Конспект древняя литература. Конспект интегрированного урока (история, литература , музыка, изобразительное искусство) для 6 класса на тему "Культура Древней Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Поучительный характер древнерусской литературы конспект. Конспект древняя литература


Конспект урока литературы "МИфы Древней Греции"

Литература. 6 класс. Эпос Древней Греции.

Конспект.

Цели:

Образовательные:

  • получить знания о мифологии Древней Греции;

  • познакомить уч-ся с мифами как жанром;

  • выявить мифологические черты;

Развивающие:

Воспитывающие:

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация к уроку.

2. Миникарты Древней Греции (в тетради).

3. Оливки маринованные, иллюстрации оливкового дерева как одного из символа Древней Греции.

 4. Учебник литературы, 6 класс, авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Ход урока.

1. Слово учителя. Я держу в руках банку с консервированными плодами зеленого цвета, точнее, оливкового. Знаете, как называется этот экзотический плод?

2. Беседа.

- Каким вкусом они обладают?

- А оливки и маслины – это одно и тоже? По цвету, по вкусу?

Кстати говоря, только у русских существуют эти два названия. Во всем мире употребляется одно слово по отношению и к зеленым, и к черным плодам – оливки. Народ, который лелеет это дерево, говорит: «Чтобы олива плодоносила, она должна видеть море». Поэтому и растут оливки у моря.

hello_html_m751d49e9.jpg

А страна, богатая этими плодами, - Греция. 2 тыс. лет назад она называлась Древняя Греция.

3. Работа с миникартой «Древняя Греция». hello_html_21fbff2c.jpg

- Какие особенности географического расположения этой страны вы заметили?

4. Запись терминов:

Боги – высшие существа, управляющие жизнью человека, согласно верованиям древних греков.

Герой – сын или потомок божества и смертного человека, наделенный нечеловеческими возможностями. Но он смертен.

5. Выборочное конспектирование.

Стр.176 - выписать определение «мифов».

6. Просмотр отрывка из фильма Подвиги Геракла / Le Fatiche di Ercole ( 1958) .

Геракл – один из героев Древней Греции. Каким вы увидели Геракла? Какие черты хотели бы подчеркнуть в нем? Ребята, имя «Геракл» - синоним мужественности и силы. Почему? Как об этом говорят мифы? Существует легенда о рождении Геракла. Он сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Жена Зевса Гера узнала об измене мужа и пошла на хитрость. Она взяла с него клятву, будучи беременной сама: кто родит быстрее, тот и будет царем персеев. Она всё устроила так, что сильные от природы крепыш Геракл у ненавистной ей Алкмены появился немного позже. Сама же родила больного и слабого Эврисфея. Он и стал царем персеев. Зевс раскусил хитрость Геры, но сделал так, что Геракл стал могущественнее и сильнее самого царя, а его подвиги сделали его бессмертным.

7. Работа с миникартой.

- Геракл жил в Тиринфе. А Эврисфей жил в Микенах. Найдите эти города на карте.

8. Стр. 179 – работа с панно. Рассмотрите, что это за 12 подвигов. Вы можете познакомиться с ними в переводе Николая Куна.

9. Выразительное чтение мифа «Авгиевы конюшни».

10. Запись в тетради.

Особенности мифа:

- динамичность , быстрая смена действий (много глаголов)

- гипербола

-эпитеты

- лаконичность.

11. Д/З – план мифа, найти особенности мифа в тексте «Яблоки Гесперид».

infourok.ru

Конспект интегрированного урока (история, литература , музыка, изобразительное искусство) для 6 класса на тему "Культура Древней Руси"

Тема: Культура Древней Руси

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с важнейшими достижениями древнерусской культуры; показать, что накопление трудового опыта способствовало развитию культуры; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой; воспитывать патриотизм, бережное отношение к достояниям национальной культуры.

Основные понятия: культура, фреска, мозаика, иконопись, былина, летопись

Оборудование: картины с изображением архитектурных памятников Руси, фресок из Софийского собора, музыкальные записи, компьютер, проектор, проекционный экран.

Тип урока: интегрированный (история, литература, музыка, ИЗО)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности.

Звучит фрагмент музыки.

Учитель истории

О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославилась ты. Всеми ты преисполнена, Земля Русская!

Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах Киевской Руси. До сих пор мы восхищаемся ними.

Это истоки русской культуры.

(Уч-ся рассматривают иллюстративный материал)

Знакомству с этим и посвящен наш урок. (Сообщение темы и цели урока).

Наш урок мы построим как путешествие в Древнюю Русь. В этом нам помогут учителя литературы, музыкального и изобразительного искусства.

III. Изучение нового материала

План.

1. Что такое культура

2. Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла

3. Архитектура Древней Руси

4. Изобразительное и музыкальное искусство

5. Развитие письменности и литературы

1. Учитель истории.

Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете понятие «культура»? (Ответы уч-ся)

- Кем создаются памятники культуры? (народом)

- Следовательно, что лежит в основе развития культуры? (трудовой опыт народа)

А теперь давайте сделаем вывод из ваших ответов.

Вывод: Понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях. Подумайте, какие достижения отнесем к материальной, а какие к духовной?

Культура

материальная

духовная

архитектура, орудия труда, предметы быта

просвещение, литература, искусство, живопись

2. Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла

- А сейчас мы с вами начнем путешествие в древнерусские города и познакомимся с некоторыми видами ремесел.

- Ребята, а почему мы на уроке, который посвящен культуре, затрагиваем вопрос о развитии ремесла?

(потому, что ремесленники производили предметы культуры)

Работа в группах.

1. Учащиеся объединяются в 3 группы

2. Задание группам. Ознакомиться с текстом и ответить на вопросы.

1 группа: Киевский Подол

Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами, и домотканая рубаха уже промокла от пота. Вот вишнево-красные полосы металла становятся белыми, и отец останавливает знаком мальчика. Огромными клещами он выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в большой горшок с холодной водой. Милонег уже знает: полосы, закалённые таким образом один раз, - железо, несколько раз – сталь. Отец со старшим братом скручивают стальные и железные полосы (как будто косы заплетают), а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Отец постукивает маленьким молотком то по раскалённому бруску, то по краю наковальни. И как бы в ответ на перезвон его молота ухает кувалдой брат. Милонег снова берётся за кленовые, отполированные до блеска его ладонями ручки мехов. Он без передышки нагнетает воздух в печь, поддерживая гудящее пламя. Меч уже готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой – стальной полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой меч в бою.

- Пора! – подает знак отец.

Милонег бежит во двор, выводит коня, вскакивает в седло. Отец выносит из кузни пышущий жаром меч и рукояткой, обмотанной мокрой овчиной, передаёт его младшему сыну.

Мальчик выезжает со двора, галопом направляет коня к воротам Подола. Прильнув к крутой шее коня, Милонег крепко держит в руке пылающий меч, чтобы хорошенько охладили его холодные струи.

Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей и узнать секрет их изготовления.

2 группа: Чернигов – ювелиры

Вот и златокузец Улеб с учеником Ярошкой приступил к работе.

- Формочку для запястья, - объясняет Улеб, - делаем сначала из воска. Обмазываем её глиной и ставим в раскалённую печь. Высохнет глина – выплавим воск. Застынет – разобьем глину молотком, неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Но это самое лёгкое. Трудно выбить на браслете рисунок. Ты глаз оттачиваешь, как я говорил, стреляешь из лука в кольцо? Ну, тогда возьми шилбце и молоточек и попробуй по моим отметкам выбить рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. То ли глаз тебя подвёл, то ли рука дрогнула. А наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ни одна молодая девица не выйдет на улицу без наших с тобой колтов-серёжек, подвесок –ожерелий да запястий-браслетов. Да и в других городах тоже.

3 группа: Новгород – плотники

Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую в бурю ладью. Вместе со своими помощниками он поднял её на берег , установил, что нужно заменить несколько досок в правом борту. Плотники рубили секирами – топорами на длинных ручках корабельные сосны, распилили их на доски, строгали, строгали. Плотно пригоняя одну к другой.

- Плотниками Новгород стоит, - говорил Ефим, - и славится. Из чего мостовая сделана? Из цельных дубовых плах. А пригнаны как плотно! Мелкая монета в расщелину между плахами не проскочит! Это плотники – мостовщики постарались.

- Избы наши новгородские, - продолжает он, - ладно срублены. Брёвнышки ровные, без сучка без задоринки. Концы брёвен как пальцы меж собою переплетены. А на наличниках рисунок – вечно зелёное дерево жизни, а на ветвях райские птицы поют; деревянные коньки – горбунки на крышу взлетели. Наши плотники – огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Сколько брёвен для тех стен понадобилось, камней да песку, которые между их рядами засыпаны!

По берестяным трубам подземным мы из города воды отводим. Их тоже не просто сделать, чтобы по всей длине одинаковы были, и вода нигде не протекала!

А деревянные столы, скамейки, бадейки, коромысла, тарелки, чашки, ложки – вся домашняя утварь и посуда кем сделаны? То-то и оно – тоже плотниками!

Кто ладью построил? Плотники-ладейщики, а колоду – днище ладьи они из ствола сделали. Нелёгкая это работа! Тут самое главное – терпение. Железные клинья в ствол вбивать, крепкую как камень древесину долотами выбить, калёным железом выжигать. Сорок коней на больших ладьях помещается. 

Теперь военное время возьмём. Кто князю Олегу Царьград помог взять? Новгородские плотники. Когда греки цепями затворили гавань Золотой Рог, новгородцы за день две тысячи ладей на колёса поставили. 

Вопросы группам

1. С каким видом ремесла вы познакомились?

2. Докажите, что любое ремесло требовало от мастера умения, упорства, настойчивости.

3. Было ли у ремесленников стремление к лучшим результатам своего труда?

4. Сделайте вывод об уровне развития ремесла.

Делаем общий вывод: Ремесленное производство Киевской Руси достигло высокого уровня

3. Архитектура Древней Руси.

Древняя Русь славилась многочисленными городами. Город являлся средоточием торговли и ремесел, был культурным центром.

Прекрасным убранством древнерусских городов являются архитектурные здания и сооружения. Архитектурный памятник может рассказать о своем времени и о людях так же правдиво, как и произведение другого вида искусства, но рассказать своим особым, только архитектуре присущим языком.

Давайте войдем в Киев. Приезжавшие видели перед собой Золотые ворота и изумлялись, что человеческие руки способны поднять камень на такую высоту.

- Что вы знаете о Золотых воротах?

Ученик:

- По сравнению с хижинами предместья, воротная башня казалась огромной, и чтобы еще более усилить впечатление величия и в то же время легкости, хитроумный строитель несколько сузил ее к верху так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывающих по небу. Башня была из розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен. Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди.

Учитель истории:

- А вот собор – жемчужина Киева – София Киевская. Что знаете о нем?

Ученик:

- Собор расположен на берегу Днепра. Блестя свинцовыми куполами, собор как бы господствует над окрестностями. Собор построен на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плитообразного кирпича, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Это могучее. Величественное сооружение.

Учитель истории:.

- Ребята, какое впечатление производят на вас эти памятники архитектуры? (ответы уч-ся)

Если научиться читать «каменную книгу», архитектурные сооружения могут рассказать нетолько о времени своего создания. Недаром их называют «каменной летописью». Познакомившись лишь с некоторыми памятниками архитектуры, сделаем вывод об уровне развития дренерусской архитектуры.

Вывод: В Древней Руси развивалась архитектура. Сохранившиеся сооружения свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества.

- Как мы должны относиться к памятникам архитектуры?

4. Изобразительное и музыкальное искусство Древней Руси.

Учитель музыкального и изобразительного искусства

Ребята, слушая ваши ответы, я хотела бы поделиться своими впечатлениями об услышанном и увиденном. Ведь изучая культуру Древней Руси, мы становимся свидетелями того, что человек способен на великое чудо. Культура Древней Руси вдохновляет нас на поэтические строки:

Как исповедь душевной чистоты,

Безмолвие красы и божества,

Построены соборы были на Руси

И возносились к небу купола.

Манили глаз картины из стекла.

Мозаики неповторимый блеск.

И живопись божественной была,

И фресок изумляла простота.

А знаете ли вы, что такое фреска? Это роспись по сырой штукатурке минеральными красками.

Что такое мозаика? Это картины, сложенные из разноцветных кусочков стекла – смальты.

Также в Древней Руси развивалась иконопись.

Обратите внимание на фреску Софийского собора. Что на ней изображено? (ответы уч-ся)

Назовите музыкальные инструменты, изображенные на фреске (гусли, дудки, свирели, лютни, тарелки, арфы). Вывод: музыкальная культура Древней Руси была связана с развитием струнно-щипковых, духовых и ударных инструментов. И эти инструменты встречаются среди археологических находок.

Попробуем оживить фреску Софийского собора, услышав звуки музыкальных инструментов. (Слушание музыкальных инструментов и хорового пения)

В Древней Руси было широко развито хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов, а также церковное хоровое пение.

Давайте сделаем вывод об уровне развития музыкального и изобразительного искусства в Древней Руси. (Уровень развития был высоким.)

Почему? (Было много различных музыкальных инструментов, развито хоровое пение, развивалась фресковая живопись, иконопись)

Достижения музыкальной культуры и живописи Древней Руси сохранились до нашего времени. Как мы должны относиться к достижениям наших предков? (ответы уч-ся)

5. Литература Древней Руси

Учитель литературы.

Из далекой древности обращаются к нам наши далекие предки, передают свои думы, тревоги, заветы.

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звуча лишь письмена.

В IX веке Русь обрела письменность. Ее возникновение было вызвано потребностями государства. Письменность применялась в торговле, в развитии ремесла, в быту. В концеX века на Русь пришел более совершенный алфавит – славянская азбука, составленная братьями-славянами Кириллом и Мефодием. При церквях и монастырях стали открываться школы, где обучались письму и чтению по новой азбуке.

Сценка.

Дьяк: Послал наш Господь Константина, называемого Кириллом, мужа праведного и истинного и создал он азбуку из тридцати восьми букв. Вот, отроки, славянские буквы, которые следует читать и оглашать. (Оглашает – аз, буки, веди…..)

Чтец: В старину учились дети.

Их учил церковный дьяк.

Приходил он на рассвете

И твердили буквы так.

А и Б – как Аз и Буки,

В – как Веди

Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девице полагалось

Не учиться ничему.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Дьяк: Слово книжное есть свет дневной.

Учитель литературы.

О широком распространении не Руси слова книжного, т.е. письменности свидетельствуют древнерусские архитектурные памятники. Археологи обнаружили на их стенах различные надписи и рисунки, которые оставили посетители. Эти неофициальные надписи называются «граффити» от лат. «графо» - пишу.

Людей грамотных на Руси в XII веке было много.

Поистине талантлив народ русский. Работая, не покладая рук, учился, защищал землю русскую от врагов, не щадя живота своего и слагал о своих героях былины.

(уч-ся слушают отрывок «Песнь о вещем Олеге»)

Учитель:

-Как называется эта былина?

-Какие былины вы знаете?

-Почему герои былин – богатыри?

Богатыри защищали землю Русскую, чтобы спокойно могли жить и трудиться наши предки.

А в это время…

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Какой известный вам монах занимался это кропотливой работой? (Нестор)

Его вы видите на картине художника Васнецова.

Кропотливый был труд летописца, он не имел права на ошибку, вот Нестор склоняется над листом, еще и еще раз обдумывает фразу. Выверяет ее на слух, и только потом начинает писать. Пишет неспешно, крупными буквами уставного письма, слитной строкой, не разделяя слов.

«Се повесть временных лет» - озаглавил свой исторический труд Нестор, монах Киево-Печерской лавры.

- О чем хотел поведать нам Нестор?

- В чем заключалось значение летописи?

Проходят годы, века, тысячелетия, а культура народа жива, ибо культура – это душа народа, а душа, как известно, бессмертна.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель истории

Итак, ребята, мы совершили с вами краткое путешествие по древнерусской земле и познакомились лишь с незначительным количеством памятников культуры. Наше путешествие могло бы продолжаться бесконечно, потому, как достояние нашей культуры велико.

- Так что же такое культура?

- Для чего нужно изучать культуру? (чтобы быть добрее, быть человечнее, ценить прошлое)

Да, я с вами согласна. Ведь без прошлого нет настоящего и не будущего.

В искусстве наш народ увековечил свою жизнерадостную молодость, любовь к родной земле. Древнерусская культура – великое творение своего времени. Она неповторима, как и та эпоха, которая его породила.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

infourok.ru

Поучительный характер древнерусской литературы конспект

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замени

obrazovalka.ru

Понятие о древнерусской литературе. Конспект урока, Дудина Ольга Львовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шилокшанская основная общеобразовательная школа

Кулебакского района Нижегородской области

Конспект урока

по теме:

«Понятие о древнерусской литературе»

Выполнила:

Дудина Ольга Львовна

учитель русского языка

и литературы

квалификационная

категория: СЗД

класс: 5

Тема: «Понятие о древнерусской литературе»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение определять жанровую природу древнерусского произведения,

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, связную речь, навыки анализа;

Воспитательная:воспитывать любовь и интерес к русской литературе.

Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией,

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока:

1 Оргмомент( психологический настрой).

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Негласно учитель обращает внимание на внешний видом учеников, состоянием рабочего места. Классное помещение-это рабочее место, от состояния которого зависит и здоровье.

Учитель берёт небольшую психологическую паузу.

Учащиеся приветствуют учителя

Дежурные информируют об отсутствующих

Ученики собраны, готовы к работе

Дежурные заранее позаботились об экологическом состоянии классной комнаты

Ученики настраиваются на рабочий лад.

2.Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с древнерусской литературой. Поговорим о том, как отличить УНТ от древнерусской литературы, познакомимся с ее жанрами.

Ученики слушают учителя, затем записывают тему урока

3.Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Кто является автором?

-Как передавались все произведения?

В этом вопросе заключается основной момент когда мы можем отнести произведение к фольклору, а когда к древнерусской литературе.

Фольклорные произведения передавались устно. А Памятники древнерусской литературы уже передавались письменно.

Записываем тему урока: «Понятие о древнерусской литературе»

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики внимательно слушают и записывают новые знания в тетрадь.

4.Изучение нового материала.

Учитель: возникает вопрос, в связи с чем наши предки начали записывать произведения?

И на этот вопрос легко ответить. Для этого откройте учебник на с. 45 и найдите в статье ответ на вопрос, когда возникла древнерусская литература

Эта дата не случайна, в 988г. Русь принимает христианство. Связана эта историческая дата с князем Владимиром. После чего на Русь прибыли великие христианские просветители Кирилл и Мефодий, которые создали азбуку для русского народа.

После чего на Руси появляются первые рукописные книги.

Чит. статью в учебнике и отвечаем на вопросы.(с. 45)

В древнерусской литературе выделяется несколько жанров:

-летописи

-хождения

-поучения

-послания.

Сегодня мы подробно будем говорить о летописях.

Летопись- повествование в них велось по годам в хронологической последовательности.

«лето»- обозначало не только сезон года, но и сам год.

«В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.

Самый известный летописец – Нестор. Его считают автором «Повести временных лет» - одна из самых древней летописей.

Дома вам предстоит познакомиться с отрывком взятым из ПВЛ

Ученики читают статью и отвечают на вопросы учителя: древнерусская литература возникла в конце 10 века.

Записи в тетради:

10-17вв- древнерусская литература

988г.- принятие христианства на руси

Учащиеся внимательно знакомятся со статьй и отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают названия жанров в тетрадь

www.prodlenka.org

Конспекты уроков по литературе

Но только ли силой богат Илья Муромец?

Ответьте, какими качествами должен обладать былинный герой?

… Пауза

Верно! Богатырь должен быть силен не только физически, но и духовно.

Характеристика образа Ильи Муромца

Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги.

Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем.

Он вооружен копьем, луком со стрелами, «шелковой плеточкой».

Для того чтобы слушатели более точно, ярко и выразительно смогли представить себе образ Ильи Муромца, сказитель использует красочные определения – эпитеты.

Эпитеты – красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Народный сказитель награждает Илью следующими эпитетами:

Илья – «удаленький дородный добрый молодец».

Подчеркивается его дородство, то есть его рост, силу, мощь.

Илья – «старый-то казак».

Такое название усиливает характеристику богатыря как личности независимой, свободной. Ведь «казак» в народном сознании – это вольный человек, смелый воин.

Также в былине сказитель дает красочное определение коню богатыря, его сбруи, всему, что окружает былинного героя:

добрый конь

лазоревы цветочки

темные лесушки

плеточка шелковая

крутые ребра

белы ручушки

тетивочка шелковая

стрелочка каленая

сыра земля

стремечко булатное

Все, что относится к богатырю, упоминается в уменьшительно-ласкательных формах. Такие эпитеты не только выражают авторскую оценку Ильи Муромца, но и помогают слушателю дополнить образ богатыря.

Например:

дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Главные черты характера Ильи Муромца проявляются в его поступках: освобождении Чернигова от силы вражьей, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Вера в правое дело отличает поступки богатыря.

Освобождение Чернигова от силы вражьей

У ворот Чернигова встречают Илью Муромца сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.

…Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно,Ай черным-черно, как черна ворона…

Так нехотою никто тут не прохаживат,На добром коне никто тут не проезживат,Птица черный ворон не пролетыват,Серый зверь да не прорыскиват…

Для описания силы врага автор использует сравнение.

Сравнение — это художественный прием, основанный на сопоставлении качеств явлений, предметов или людей, а также уподобление одного объекта (явления) другому.

Сравнение с черным вороньем помогает понять, что сила, обступившая Чернигов — вражья. Картины вражьего полчища показывают, как велик подвиг Ильи Муромца.

В описании зловещей силы сказателем используется повтор.

Повтор — это повторение какого-то слова или нескольких слов. Используется это для того, чтобы подчеркнуть значение или эмоционально выделить какую-то мысль автора.

…Нагнано-то силушки черным-черно,Ай черным-черно, как черна ворона…

Повтор «черным-черно» еще больше подчеркивает несгибаемое мужество и отвагу богатыря, которого не испугал страшный враг.

В эпизоде освобождения Чернигова Илья Муромец смело бросается в бой с «силушкой великой».

…А подъехал как ко силушке великоей,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем колоть,А и побил он эту силу всю великую…

Обратите внимание на то, что до поры до времени богатыри предстают в былине как самые обыкновенные люди. Но в момент поединка обнаруживается, что богатыри обладают скрытой фантастической силой, которая позволяет им, оставаясь обыкновенными людьми, победить силу нечеловеческую.

Для раскрытия образа Ильи Муромца автор использует обращение к нему других персонажей былины.

Обращение — это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

С использованием обращения в былине мы определяем отношение «мужичков черниговских» к Илье Муромцу.

Ты, удаленький дородный, добрый молодец.

Ай ты, славный богатырь святорусский!

Черниговский народ уважает богатыря, любит и чтит, беспокоится за его жизнь.

Ответьте, почему Илья Муромец не остается воеводой в Чернигове?

… Пауза

Илья Муромец совершает подвиги не ради своей славы или ради обогащения.  Мы видим у богатыря любовь к родине, стремление служить родному народу. Освободив Черниговцев, он не просит награды и не хочет остаться в Чернигове воеводой; он спешит к новым трудным подвигам для того, чтобы освободить путь в Киев от разбойников, дать возможность людям мирно трудиться. Эту черту мы назовем как бескорыстие.

Победа над Соловьем-разбойником

Илья Муромец проявляет самоотверженную храбрость и мужество, он не ищет легких побед. Он смело выбирает не окольную, а прямоезжую дорогу.

Итак, богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой.

Почему дорога называлась прямоезжей?

Отряды кочевников подстерегали людей на больших дорогах. Их набеги на города и села Древней Руси, постоянные раздоры и войны князей, непосильные княжеские налоги и поборы разоряли людей, лишали их крова. Нередко образовывались шайки разбойников. Ими кишели большие дороги. Люди предпочитали окольные дороги.

В былине разбойничьи силы олицетворяет Соловей-разбойник.

Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев.

В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров (ударение на У). Основными промыслами этих племен были охота и бортничество (сбор меда).

Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. Видимо, такой богатырь-бортник изображен в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьем-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

Победить разбойника Илье помогли богатырская сила и желание помочь людям.

Для раскрытия образов богатыря Ильи Муромца и Соловья-Разбойника автор использует антитезу.

Антитеза – художественный прием, основанный на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он вызывает у всех только страх. На его совести немало загубленных жизней, он уверен в своем могуществе. 

Соловей-Разбойник – это воплощение зла.

Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек.

Описывая мужественного молодца, его героическую победу над Соловьем-разбойником, сказитель воспользовался таким художественным приемом, как гипербола.

Гипербола – преувеличение в художественных произведениях.

Чтобы показать необычную силу и возможности героя, автор преувеличено показывает богатырство Ильи через описание движения его коня.

Его добрый конь да богатырскийС горы на гору стал перескакивать,С холмы на холмы стал перемахивать,Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

Это описание также гиперболизировано. Чем сильнее враг, тем большим мужеством и физической силой должен обладать богатырь.

Для чего использован такой прием? Какие качества стремился подчеркнуть сказитель в богатыре?

… Пауза

Прием гиперболизации использован для того, чтобы особо подчеркнуть лучшие качества богатыря, ведь и Соловья-разбойника сказитель тоже описывает не слабым, а очень сильным врагом.

Илья Муромец отличается необыкновенным мужеством, силой, смелостью, мудростью и стойкостью. Богатырский конь ему под стать.

Поведение в Киеве

У Ильи Муромца есть и другие благородные черты. Вспомните, как он держит себя в разговоре с князем Владимиром. Заступаясь за обиженных, Илья не склоняет головы перед князем, ведет себя с ним с достоинством, отвечает вежливо, вызывая всеобщее уважение. Он не держит зла на князя Владимира, который разговаривает с богатырем грубо.

Он не спешит рассказать о своих подвигах князю, похвастаться ими? Илья только сообщает князю, каким путем ехал в Киев, что говорит о скромности Ильи Муромца.

Но вместе с тем, богатырь никому не позволит унизить свою честь. Когда князь грубо обрывает богатыря и оскорбляет его, Илья Муромец умеет постоять за свою честь. Он ведет Владимира на княжеский двор и показывает ему скованного Соловья. Не князю подчиняется Соловей, а богатырю.

Давайте обратимся к тексту былины. Почему даже враг, преклоняясь перед бесстрашием Ильи, оказывает предпочтение ему, а не князю?

…Говорил-то Соловей ему Разбойник

Одихмантьев сын:– Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,А не вас-то я хочу да и послушати.Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,Да его хочу-то я послушати…

Хоть богатырь и враг, но уважение, которое он вызвал у разбойника, не сравнимо с княжеской властью.Не очень высокое мнение у богатыря о храбрости самогО князя. Он знает, что князь не выдержит полного свиста соловьиного, и приказывает Соловью свистеть только «в полсвиста». Но и от этого свиста «маковки на теремах покривились… а Владимир-князь… куньей шубонькой укрывается…»

В заключительных словах богатыря выражена его любовь к людям родной земли. Все больше становится понятным, во имя чего совершается подвиг.

…Говорил Илья да таковы слова:– Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,Тебе полно-тко кричать да по-звериному,Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

Проанализировав образ Ильи Муромца, ответьте на вопрос: какими качествами должен обладать былинный герой?

… Пауза

Правильно! Главные черты богатыря – это бескорыстие, самоотверженная храбрость и мужество, любовь к народу и Родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства, скромность и учтивость.

Чтобы мы могли ярче и выразительнее представить образ богатыря, сказитель применяет такие художественные приемы и средства, как эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения, повторы, антитезу, гиперболы. Автор показывает черты характера Ильи Муромца, достойные особого упоминания, еще больше подчеркивает несгибаемое мужество и отвагу богатыря, которого не испугал страшный враг.

Как вы думаете, мог ли в действительности жить такой человек?

… Пауза

Не случайно слово «былина» созвучно слову «быль».

Не все знают, что Илья Муромец — не выдуманный герой. Он жил он на самом деле неподалеку от Мурома.

Кстати, наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность — воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Прототипом (реальным лицом для создания художественного образа) былинного героя считается силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илья Муромец. Он скончался около 1188 г., погиб, защищая Киев от набега половцев.

infourok.ru

Литература: Конспекты уроков

Литературные произведения как русских, так и мировых классиков формируют у читателей правильные принципы и учат их ценить доброе и прекрасное. Книги передают опыт общения людей через многие века, а также воспитывают нравственные идеалы и несут в массы новые идеи. Чтобы увлечь современных школьников чтением книг, современным учителям приходится постоянно изучать новые педагогические методы и технологии, особенно учитывая повальное увлечение современной молодежи социальными сетями и компьютерными играми.

На нашем сайте в большом количестве представлены методические материалы для педагогов, призванные помочь им сделать уроки по литературе максимально полезными и интересными. Так, например, здесь можно скачать:

  • технологические карты плановых уроков и описания литературных недель;
  • рабочие программы и концептуальные разработки тематических мероприятий;
  • тестовые задания для проверки и закрепления знаний;
  • сценарии утренников, вопросы для викторин и других факультативных мероприятий;
  • систематизированные и обобщенные сведения для проведения итоговых уроков;
  • дополнительную информацию, не входящую в школьную программу.

Этот тематический блок будет полезен также и для самих учащихся и их родителей. С помощью представленных информационных материалов они смогут расширить и углубить свое знание литературы, а также полностью постичь как самих себя, так и окружающий мир. Понимание прочтенных книг способно разбудить в каждом человеке стремление к познанию истины и внутреннему личному счастью. Для самостоятельного изучения ученикам в этом тематическом блоке предлагаются такие материалы, как:

  • сочинения;
  • исследовательские работы других школьников;
  • презентации;
  • биографии выдающихся писателей и дополнительная информация о них.

globuss24.ru

Конспект урока по литературе_16423

9 класс Урок 1.

 

ТЕМА:

 «Особенности развития древнерусской литературы».

Цели:

1.      Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2.      Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

Ход урока.

              I.     Слово учителя.

                       Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием    христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами,   появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко  образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

                Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать.

II, Объяснение гового материала

                    Задание:

-Назовите известные вам жанры древнерусской литературы

                Вопрос: Чем различаются произведения этих жанров?

                     Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам  «Повесть временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей.

               Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

                         Задание: Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали. Кто их автор?

                    («Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», 

                   «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского»

                   (Епифаний Премудрый), «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» и др.)

                          Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

                  Современность, считали монахи, — это итог прошлого, а от настоящего зависит

                 будущее, его спасение или гибель.

                 По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года,

                 когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая    

                 распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

                   Слово учителя (лекция).

                     Основные периоды развития древнерусской литературы.      

        XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия  (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению.

        XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая  («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

 

Ш. Закрепление нового материала.

                Особенности древнерусской литературы  (запись основных положений в тетради).

1)      Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит  Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2)      В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется  бытовая тематика).

3)      В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4)      Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

IV.   Вывод.

                           Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

                           Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет    семьсот лет.

                           Знать фольклор, древнерусскую литературу — значит сохранять память народную.

 

V. Домашнее задание:  

Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.

Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

Урок 2.

 

ТЕМА:

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

 

Цели:

1.      Дать основные представления об истории создания величайшего памятника

        древнерусской литературы.

2.      Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…».

3.      Знакомство с  исследованиями «Слова…» и его переводчиками.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Повторение.

Беседа по вопросам:

      Когда и как начиналась русская литература?

      Каковы её первые произведения?

      Известны ли имена авторов?

      На какие периоды подразделяется древнерусская литература?

      Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

      Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (заслушать некоторые ответы).

 

2.. Работа с текстом.

Выразительное чтение начала древнерусского текста «Слова …».

 Знакомство с прозаическими (например, Д.С.Лихачёва) и стихотворными переводами (В.А.Жуковского, А.Майкова, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого).

 Слово учителя.

         Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учёными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.К. нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до 17 века на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет её «Слово», но мы уже отметили его ритмичность. Это особый народный песенный стих. Так или иначе достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту текста и обаяние образов.

 

 3.  Лекция учителя.

       Слайд 11. 

             В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.  

      

Слайды 12-13.

              Князья использовали в своей борьбе половцев, которые, в свою очередь, объединились под властью Кончака. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.

       Игорь вначале вступает в союз с Кончаком, но постепенно понимает, что раздор не на благо русской земле, кается. В начале 80-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. Князь Игорь не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь очень переживает и, «не сдержав юности своей», отправляется на половцев один.

        Слайды 14-15.

          В   1185 году  Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим братом, сыном и племянником, не предупредив других князей, отправился в половецкую степь. В поисках воинской славы Игорь повел свои полки в Степь. . На полпути русские стали свидетелями редкого природного явления солнечного затмения — это был недобрый знак, так считали многие. И действительно, выиграв первое сражение, вторую битву  князь Игорь проиграл. Почти все русское войско погибло, остались в живых только 12 человек. Впервые за многие годы князей берут в плен. Князь Игорь позднее бежал из плена.

         Половцы перестают бояться русских князей. Это имеет страшные последствия для русской земли.

          Слайд 16.

        Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

       В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что  участвовал  в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

       В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

 

Домашнее задание: 

                Подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор учеников).

                Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы и др.) из текста «Слова…»

 

Урок 3.

 

ТЕМА:

Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Проблема авторства.

Цель:

         Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Проверка домашнего задания.

                                                Выразительное чтение отрывка.

2.      Беседа по вопросам (повторение).

      Охарактеризуйте князя Игоря. Каким изображает автор князя?

                              (Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем 

                               в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и

                               соскочил с него серым волком»)

      Как можно определить жанр произведения? Почему?

                                 (Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста

                                  признаки нескольких жанров)   

      Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?

                                  (Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна

                                   и др.)

3.  Языковые особенности «Слова…».

       Беседа по вопросам:

      Найдите в тексте «златого слова» Святослава приёмы ораторской речи

                                    (риторические вопросы и восклицания, обращения, поучения

                                      молодым князьям)

      Какие поэтические приёмы, присущие лирическим жанрам, используются в плаче Ярославны?

                                      (олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты)

      Какие художественные средства используются автором для создания поэтических образов? Работа с таблицей

3.      Проблема авторства. (Выступление подготовленного ученика) 

              Поиски автора «Слова о полку Игореве» продолжаются уже второе столетие. Высказывается несколько предположений по данному поводу:

      Воин, участник похода Игоря.

      Монах-книжник (написал по словам участников похода)

      Сам А.И.Мусин-Пушкин.

      Князь Игорь (или его супруга Ярославна)

      Киевский боярин Пётр Бориславович.

      Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).

Вывод: Закончить наш разговор о великом памятнике древнерусской литературы хочется словами В.Чивилихина

 «Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить  свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»

     

 Домашнее задание:

1        домашнее сочинение. Темы:

          «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…», я бы нарисовал»;

          «Чем интересно «Слово…» современному читателю»;

          «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»»

2    выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

 

Главная > Школьнику > 10 класс > Конспект урока по литературе_16423

aret.ru


Смотрите также