Древняя литература конспект. Конспект урока по литературе в 10 классе "Культура эпохи античности. Античная литература"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по литературе в 10 классе "Культура эпохи античности. Античная литература". Древняя литература конспект


Древнерусская литература.Обзорная характеристика. План- конспект

Урок 2

Тема: Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Цель: кратко познакомить учеников с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы; сформировать представление о специфике древнерусской литературы, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы

Задачи:

Предметные: Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; жанровые особенности. Понимать: патриотический пафос произведений Др.Руси Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Метапредметные : развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи : история, русский язык.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования новых понятий.

Оборудование: учебник

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Вы уже знаете, что возникновение литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии. Сегодня наша цель — получить самое общее представление о древнерусской литературе и познакомиться с одним из ее памятников.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в 11-17 веках. Они представлены разными жанрами. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. 

Среди них летописи, хождения, поучения, жития, послания, сочинения ораторского жанра и др. Самый первый древнерусский памятник указать невозможно, так как первые памятники, первые книги не дошли до наших дней. Первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы -

«Повесть временных лет».

Известно, что кроме церковных книг на Руси получили распространение книги, посвященные истории страны, связей ее с историей всемирной. Велись записи обо всем важном, что происходило в стране: о князьях и их борьбе за власть, о нападениях врагов и борьбе с ними. Такие книги получили название летописей.

Слово «летопись» произошло от двух слов: лето, и писать. Таким образом, летопись — это сочинение, повествование излагается по годичному принципу. Основу повествования в летописи - годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания), летописная повесть (подробным рассказом о событии) и некрологическая характеристика (описание князя и похвала ему).

Составители летописей считали себя не авторами, а регистраторами происходящих событий. Поэтому они край не упоминают о себе. Чаще всего древнерусским летописце ученый монах.

Будучи авторскими, литературные произведения, как правило, анонимны, так как, с одной стороны, древнерусские авторы редко указывали в рукописях свое имя, считая лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой — древнерусские тексты распространялись в рукописном ни I и древние книжники при переписывании могли перерабатывать и тексты, становились «соавторами». Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской лавры Никон, которого называл Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть...» — плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатания в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и все важное, что случалось за год, вносилось в летопись.

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех событий, увидеть, что и как происходило.

Еще выделяются следующие жанры древнерусской литературы:Житие Слово Поучение Повесть  также сюда относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. 

Житие Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. 

Каноны жития Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. Святой рождался святым, а не становился им. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам. 

Слово Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению. Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. 

Повесть Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Послание – обычно использовались в публицистических целях.

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

 Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. 

Литература древней Руси Общая характеристика периода 

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову. 

Как писали древнерусские книги? Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья. 

Книга – источник Божественной благодати Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ». Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели. 

Историзм древнерусской литературы Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу. В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм. Многие древнерусские книги до нас не дошли: их уничтожили пожары, часть была вывезена в Польшу и Литву, а часть уничтожили сами переписчики – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались. 

III Работа с высказыванием

«Читать памятники древнерусской литературы исключительно

Полезно, когда душа просит необычного»

А. С. Демин

Памятники Петру и Февронии:

В Ульяновске. Дата открытия: 5 июля 2009 г.

Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета.

Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов.

Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность.

Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

В Самаре:

Памятник установлен в рамках программы “В кругу семьи”, появившейся в 2004 году по благословению патриарха Алексия II. В рамках этой же программы памятники святым Петру и Февронии сегодня открылись во Владивостоке и Омске, а за последние три года скульптурные композиции Муромским святым уже были установлены в Архангельске, Ульяновске, Ярославле, Сочи и Благовещенске.

Православные верующие 8 июля отмечают день памяти русских святых Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеской верности и любви.

Святые благоверные Петр и Феврония – князья, правившие в Муроме в XIII веке. Супруги были образцом верности и любви друг к другу, в старости приняли монашество и вскоре скончались в один час. Будучи похоронены в разных могилах, их тела чудесным образом оказались рядом, гласит предание. После этого супругов похоронили в Муроме возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1547 году Церковь причислила их к лику святых.

IV. Закрепление пройденного материала

1. Беседа. Комментарии учителя

- Почему так важно было для наших предков записать, что «в лето» (т. е. «в год») такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом представлялась единым потоком, приобретала общечеловеческое значение, каждый человек мог ощущать себя причастным миру, истории родной страны, всего человечества. Ведь начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа (вспомним, что это важнейшее событие описано в Ветхом Завете), летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям.

— Какие черты автора летописи проявляются в таком отношении к истории? {Патриотизм и одновременно общечеловеческие идеалы, уважение к другим народам.)

2. Комментированное чтение статьи учебника «Древнерусская литература»

V.Рефлексия. Подведение итогов.

Особенности древнерусской литературы  (запись основных положений в тетради).

1)      Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2)      В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется  бытовая тематика).

3)      В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4)      Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

Слайд 10. 

                                              Вывод.

                           Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

                           Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет

                           семьсот лет.

                           Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.

 

VI. Домашнее задание.

Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.

   2.  Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос

infourok.ru

Конспект урока по литературе на тему: "Древнерусская литература"

Тема: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».

Цели.

Образовательные.

-Углубить представления учащихся о древнерусской литературе.

-Дать понятие о возникновении христианства на Руси, письменности.

-Ознакомить учащихся с «Поучением Владимира Мономаха».

-Раскрыть идейно-художественное своеобразие «Поучения Владимира

Мономаха».

Развивающие .

-Развивать навыки анализа текста и выразительного чтения.

-Показать художественные особенности произведения

Воспитательные.

-Воспитывать интерес учащихся к жанру древнерусской литературы.

-Воспитывать нравственные ценности через произведения древнерусской литературы.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания (пословицы ( не менее 3) на темы : «Труд, Родина, дружба, учение»).

Сообщение темы и цели.

Появление письменности (слово учителя).

Литература Древней Руси — одна из самых древних литератур Европы, она занимает 7 веков прошлого тысячелетия (10-17 века).

Зарождение и развитие древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением письменности. В свою очередь письменность обязана своему широкому развитию — христианству. Именно с приходом христианства связывают появление и развитие древнерусской литературы.

Говоря о древнерусской литературе, нельзя не сказать о Д.С.Лихачеве.

Почему?( Д.С.Лихачев в труде «Великое наследие» написал, что литература создает свой мир воплощающих мир представлений современного ей общества).

Каково же было восприятие человека Древней Руси?

«Чувство значительности происходящего, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе».

Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце.

Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню.

В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов, собирали вокруг него мир святости : святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа. На парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты.

Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У неё была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки».

Все в мире взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нём судьбы человека».

XI век — век правления Владимира I Святославовича. (952? - 1015) — великий князь киевский, сын князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).

Владимир I Святославович (956-1015) Владимирский собор в Киеве

С младенческих лет Владимир находился под опекой своего дяди по материнской линии Добрыни Никитича, явившегося прообразом героев русских былин.

Владимир всячески преследовал христиан, которым покровительствовал его предшественник Ярополк. Будучи язычником, он одобрял и человеческие жертвоприношения. В 983 г. Владимир решил во имя славы прошлых и торжества будущих побед принести ( в очередной раз) человеческую кровь на алтарь Перуна. Жребий пал на мальчика христианина Иоанна. Отец его, Федор, желая спасти сына, перед толпой киевлян, собравшихся на холме Перуна, стал горячо обличать идолопоклонство и принесение в жертву богам человеческие жизни. Разгневанная этими речами толпа набросилась на Иоанна и Федора и растерзала их.

(Православная церковь чтит память этих русских мучеников за Веру Христову под именами Святых Федора и Иоанна). Случившееся заставило великого князя задуматься о силе и значении Веры.

В 987 г. решение отказаться от язычества и принять истинную Веру у Владимира созрело окончательно. По приглашению великого князя в Киев явились представители различных вероисповеданий : мусульмане, католики, иудеи и православные.

В 988 году Русь принимает христианство

К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский. В том же году, с многочисленным войском, князь киевский подошел к городу Корсунь (принадлежавший Византии) и осадил его. Условием снятия осады он поставил требование, чтобы Анна, сестра византийских императоров Василия и Константина, стала его женой. По преданию, Владимир утратил зрение, едва Анна, прибывшая из Константинополя, вступила на корсуньский берег. «Излечить тебя, князь киевский, может только святое крещение», — сказала она Владимиру. Как только корсуньский епископ возложил на Владимира руки, зрение вновь вернулось к великому князю. Бояре, сопровождавшие Владимира, тотчас же последовали его примеру и приняли Святое Крещение.

С 988 г. (время правления Владимира I Святославича ) православие становится государственной религией на Руси. 1 августа — начало крещения Руси.В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену — византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, родимичей и ятвягов; воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско- Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи.

На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.

Однако именно при Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства : становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, землевладения и ремесел.

Вернемся к нашей теме.

Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано потребностями государства. Заключения договоров с греками и вообще отношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и в быту состоятельных людей ( письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность). Пользовались письменностью и некоторые простые люди, использовавшие как бумагу березовую кору (бересту). Были даже книги на бересте.

Непосредственно книги пришли на Русь вместе с христианством - в X веке. Первые книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка — писать с красной строки).

Христианство было принято Русью из Византии. Византийцы вели активную проповедь христианства среди среди соседних народов, среди которых были и славянские — болгары и сербы.

Во второй половине XI века византийские миссионеры, братья Константин ( Кирилл) и Мефодий были посланы проповедовать христианство в Моравию ( на территории современной чешской республики).

Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке,понятном его народу,то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужений текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы, которые легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами,болгарами и восточными славянами - «кириллица».

Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка. Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVI - XVII веков. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.

Жанры древнерусской литературы

переводные;

оригинальные ( с XI века)

Жанры древнерусской литературы

Послание

Патерик

Хождение

Житие

Летопись

Поучение

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.

В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью .

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы.

До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть...» – плод творчества нескольких поколений летописцев. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.

Поучение

Поучение — жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя : он поучал его.

В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими .

Одно из классических произведений древнерусской литературы - «Поучение» Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет».

Чем прославился Владимир Мономах?

Владимир-Василий Всеволодович (1053-1125), прозванный Мономах, великий князь киевский, самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.

Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси. Мономах с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет)

Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованое из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси».

- О чём свидетельствует запись старого монаха? Об уважении к великому князю других стран.

Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей.

- О чем вам может рассказать имя автора «Поучения»?(Владимир – владелец мира, корень –мир - показывает принадлежность к знатному роду).

Владимир назван Мономахом по делу со стороны матери, которую наши летописи называют «греческою царевною», «грекинею» и «мономахинею», а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия Владимира Мономахом: будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и при взятии Кафы убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем.

Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.

"Поучение" Владимира Мономаха сохранилось в единственном списке - оно механически включено в текст Лаврентьевской летописи 1377 года в испорченном виде ( само поучение было написано примерно в 1116).

Оно распадается на два произведения .

Собственно «Поучение» своим детям.

Послание князю Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он оплакивает своего сына Изяславля, убитого под Муромом.

Чтение отрывка из «Поучения Владимира Мономаха».

Анализ «Поучения».

«Поучение Владимира Мономаха»

К какому стилю и типу речи относится «Поучение Владимира Мономаха»?

Какова основная идея данного текста?

Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор?

Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся?

Из абзаца, начинающегося со слов «Что умеете хорошего...» ,выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».

Какие из поучений Владимира Мономаха актуальны до сих пор?

Напишите на данную тему мини-сочинение.

Итоги.

Домашнее задание.

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить пересказ.

infourok.ru

НУЖЕН конспект по теме древнерусской литературе.

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности. Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа. Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших. Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

dastip.com

Античная литература - исходная основа европейских литератур - ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ - i семестр - ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 8

Тема. Античная литература - исходная основа европейских литератур

 

Цель: выяснить, почему необходимо изучать античную литературу; сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература; сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к изучению древних литератур.

Оборудование: портреты Гомера, Эсхила, Овидия, изображения архитектурных и скульптурных памятников античности.

 

Вы возмужали в храме Гомеровім.

О. Пушкин - М. Гнєдичу

 

Кто не видит вещим оком

Глуби трех тысячелетий,

Тот в невежестве глубоком

День за днем живет на свете.

И. В. Гете

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя

- Однажды О. Пушкин, встретив М. Гнедича, который переводил «Илиаду» Гомера и, увлеченный этим делом, совсем не появлялся на людях, был очень удивлен изменениями, которые произошли с поэтом-переводчиком. Замеченные им изменения Пушкин охарактеризовал такими словами: «Вы возмужали в храме Гомеровім». Но Гнедич никуда не ездил, и храмов Гомеровых не существует! Что же имел в виду великий поэт?

(Ответы учащихся.)

Храм Гоморов - это поэма «Илиада», дух которой пронизан гражданской доблестью древних греков, их мужеством и патриотизмом. Пушкин хотел сказать, что, даже перекладывая такую книгу, человек претерпевает изменений к лучшему, поскольку испытывает на себе воздействие этой гениальной поэмы.

 

image8

 

Гомер

 

2. Объяснение эпиграфа (высказывания Гете)

- Как вы понимаете слова Гете относительно темы, которую мы обсуждаем?

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Зачем нужно изучать античную литературу?

Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, лучшим.

Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но много вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, гениальнейшим, самым совершенным? К сожалению, нет.

А сегодня мы имеем возможность прикоснуться к культуре, которая считается гармоничной и совершенной, а значит, можем и сами стать более образованными, более совершенными.

 

2. работа над темой урока

«Вопросы - ответы»

1) Что такое античная литература?

Усвоение литературоведческих терминов

Термин «античный» происходит от латинского слова аntiguus, что означает «древний».

Античная литература - это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.

Работа с линией времени.

 

 

2) Какими языками и народами создавалась античная литература?

Античная литература - это литература древних греков и римлян, что представляет собой единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позже греческую и создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижения.

Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единственная, которая развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.

Греки писали свои произведения на древнегреческом языке, а римляне - на латыни.

3) Какие жанры существовали в античной литературе?

В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман. Именно в античные времена возникает теория стиля и художественной литературы.

4) Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?

Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько велико, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.

Существенная ориентация на античность существовала в эпоху Возрождения, что противопоставляла аскетическом мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, утверждая таким образом величие земной жизни и земной человека. Весь гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождения» античности.

«В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое было словно отблеск классической древности и которое в дальнейшем уже никогда не достигало такой высоты». (Ф. Энгельс)

Второй эпохой, для которой ориентация на античность была литературным лозунгом, был период классицизма XVII-XVIII вв.

Классицизм стремился жестких неизменных правил, которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Особым вниманием пользовалась «Поэтика» Аристотеля, с которой классицисты связывали закон трех единств " в драме, единства места, времени, действия.

Рассматривая свои правила как вечные нормы художественной литературы, классицисты считали своей задачей не только подражать древних поэтов, но и соревноваться с ними, чтобы превзойти их в следовании этим правилам.

5) В чем заключается заслуга античного искусства?

Создание идеала человека, хоть и в ограниченном статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.

Ведущая тема античной литературы - воспевание человека и его мира.

6) Почему не все произведения античности дошли до нас?

Большое количество античных произведений не знакомы современному читателю. Например, из 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, с 120 драм Софокла - тоже 7 из 92 произведений Эврипида - 19.

В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие - нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Дело в том, что сохранялось лишь то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.

Главным материалом для письма, начиная с VII в. до н. э., был папирус (пергамент появился позже и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, до нас дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались через их популярность у читателей.

 

IV. Итоги урока

«Микрофон»

Почему необходимо изучать античную литературу?

 

V. Домашнее задание

Прочитать древнегреческие мифы «Пигмалион и Галатея», «Сизиф», «Царь Мидас» и подготовить их пересказ.

zarlitra.in.ua

Конспект урока по литературе в 10 классе "Культура эпохи античности. Античная литература"

Тема: Культура эпохи Античности. (Античная литература) (10 класс)

Цель: Выяснить, почему необходимо изучать античную литературу; сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература; сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать заинтересованность к изучению древних литератур.

Оборудование: Мультимедийная доска, опорные схемы-блоки, карточки

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Объявление темы и цели урока

III. Изучение нового материала

1.слово учителя

— Зачем нужно изучать античную литературу?

Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, наилучшим.

Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но или много вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, самым гениальным, самым совершенным? К сожалению, ни.

А сегодня мы имеем возможность притронуться к культуре, которая считается гармонической и совершенной, а итак, можем и самые стать более просвещенными, более совершенными.

2. работа над темой урока

«Вопрос — ответ» (актуализация опорных знаний)

  1. Что такое античная литература?

Термин «античный» происходит от латинского слова Апииаит, Что означает «давний».

Античная литература — Это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.

Работа с линией времени. (учащиеся вспоминают период античной литературы)

VIII ст. к н. э. Р. Хр. V ст. н. э.

Античная литература

  1. Какими языками и народами создавалась античная литература?

(Античная литература – это литература давних греков и римлян,)

Она представляет собой единство, образовывая особую ступеньку в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позднее за греческую и создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижение.

Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единая, что развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.

Греки писали свои произведения древнегреческим языком, а римлянине – латынью.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с жанрами древней литературы

(опорная схема выводится на доску опорные схемы раздаются детям)

В Древней Греции (Микенская культура. Основа – мифология и героический эпос

Мифы (про подвиги Геракла, мифы про аргонавтов, троянский цикл мифов)

В Древнем Риме (заимствование древнегреческой культуры (мифология и литература) основоположники: Вергилий, Гораций и Овидий

(I век до н.э. – Iвек н.э.)

Древнегреческая культура (VIII ст. до н.э.)

Литературные жанры – эпос, лирика и драма

Эпос – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Художественная проза – (историческая философская, ораторская) (Геродот, Плутарх, Демосфен, Платон, Аристотель)

Лирика – поэты (Тиртей, Сапфо, Анакреонт)

Драма – трагики (Софокл, Эсхил, Эврипид)

Комедиограф – Аристофан

В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман.

infourok.ru

Конспект урока по литературе в 10 классе "Культура эпохи античности. Античная литература"

Именно в античные времена возникает теория стиля и художественной литературы.

Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?

Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько большое, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.

Ориентация на античность существовала во времена Возрождения, которая противопоставляла аскетическому мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, утверждая в такой способ величие земной жизни и земной человека. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождение» античности.

В чем заключается заслуга античного искусства?

Создание идеала человека, хотя и в ограниченной статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.

Ведущая тема античной литературы – воспевание человека и его мира.

почему не все произведения античности дошли до нас?

Большое количество античных произведений не знакомые современному читателю. Например, с 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софакла – тоже 7, с 92 произведений Еврипида – 19.

Тому, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие – нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Дело в том, что сохранялось лишь то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.

Главным материалом для письма, начиная с VII ст. к н. э., был папирус (пергамент появился позднее и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, к нам дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались через их популярность у читателей.

  1. Закрепление полученной информации

Разгадывание кроссворда по прослушанному материалу

По горизонтали1. Знаменитый поэт, автор трагедий5. Древнегреческие песни, которые в переводе означают песнь козлов7. Вестиница несчастья, предсказавшая гибель Трои

По вертикали2. Имя матери Ахилла 3. Царица подземного мира, чье возвращение на землю знаменует собой воскрешение растительности 4. Богиня плодородия,земледелия 6. Народное собраниие в Афинах 8. Ученый, который дал названия наукам ботаника и физика 

hello_html_m7eb3ecda.jpg

  1. Итоги урока:

  • Что значит античная литература и на какие подвиды она делится?

  • Почему не все произведения античности дошли до нас (назовите причины)?

  • Назовите древнегреческих драматургов.

  • Какие литературные жанры возникли в эпоху античности?

  1. Домашнее задание:

  • Выучить опорную схему, прочитать конспект

  • Самостоятельно составить кроссворд по теме «Античность»

infourok.ru

Конспект урока по теме "Самобытный характер древнерусской литературы"

Урок-лекция

«Самобытный характер древнерусской литературы»

Цели: познакомить с характерными чертами древнерусской литературы, выявить отличительные особенности древнерусской литературы, дать представление об историко-культурном контексте.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

  3. Слово учителя.

На следующем уроке нам предстоит знакомство со «Словом о полку Игореве», которое написано в ХII веке и относится к литературе Древней Руси. Чтобы понять это произведение и оценить его художественное значение, необходимо разобрать в понятиях «Древняя Русь» и «древнерусская литература».

Прежде всего определим хронологические рамки. Понятие «древнерусская литература» включает в себя русскую литературу и книжность XI — XVII века.

- Какие жанры существовали в этот период? У многих древнерусских произведений жанр включен в название. Какие произведения вы помните?

(летопись («Повесть временных лет»), житие («Житие Александра Невского», «Житие Бориса и Глеба»), хождения («Хождение игумена Даниила в святую землю»), слова («Слово о законе и благодати», «Слово о полку игореве»), моление («Моление Даниила Заточника»), повести «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе и Злочастии»))

- Каким же образом появились первые произведения?

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции.

- Как вы уже знаете, на следующих уроках мы приступаем к изучению «Слова о полку Игореве». Какое событие лежит в основе сюжета? (Поход Игоря на половцев)

- Какое значение имел поход Игоря для древнерусского государства? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие события происходили в то время.

Русь до татаро-монгольского завоевания была высокоразвитой страной – в социальном, политическом и культурном отношениях. Скандинавы называли ее Гардарикией – страной городов. В ней было развитое классовое общество. Она давно вышла из родо-племенного строя, стала страной феодальной. У нее было тесное культурное общение с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Изделия русского ремесла проникали далеко на Запад и на Восток.

Увидев храмы Владимира – Успенский, Дмитриевский, Покрова на Нерли -, вы составите ясное представление об архитектурном искусстве Древней Руси. Особенно замечательна связь здания с окружающей природой, чувство ландшафта у древнерусского архитектора. Они многое могут разъяснить и в том чувстве природы, которое так характерно для «Слова о полку Игореве». Князь и зодчий выбирали места для построения нового города. Древнерусские зодчие стремились строить на высоких местах, так, чтобы здание было видно издалека, чтобы оно господствовало над окружающей местностью, венчало холм, отражалось в реке или в озере. Они господствуют в широком пространстве, с предельной ясностью воплощая в своем образе горделивое сознание владимирских горожан и их князей об их праве на главенство в Русской земле.

Таким образом, на Х- начало ХI века можно назвать эпохой расцвета древнерусского государства. Однако в ХII веке полностью возобладала феодальная раздробленность. Крестьянские общинные земли были захвачены феодалами. Растет крупное землевладение, растут новые города, усиливается борьба городов за городские вольности, и она сопровождается вспышками открытой классовой борьбы «черного люда» против местной феодальной знати.

Большое, но уже слабое в ХII веке древнерусское государство не имело достаточно экономических и военных сил, чтобы помочь феодалам повсюду осуществлять свое господство и защищать страну от вторжений врагов. Феодалы, чтобы принудить крестьян работать на себя, создавали на местах свой суд, свое войско, свое управление. Так, исподволь, образовывались отдельные княжества – «полугосударства» - и происходило их обособление.

Ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати, стремясь защитить и увеличить свои личные земельные владения путем захвата земель соседей, и вступали в бесконечные междоусобные войны, призывали себе на помощь врагов Русской земли – половцев.

Князья уже не боялись киевского князя и наперерыв стремились к захвату Киева. Но идея единства Руси отнюдь не умирает. Она высказывается в летописях. Она поддерживалась культурным единством русского народа, общностью народного творчества. Эта мысль проходит красной нитью через все произведения древнерусской литературы.

- Как вы думаете, о каких событиях рассказывали древнерусские авторы и кто главные герои произведений древнерусской литературы?

Произведения древнерусской литературы рассказывали непосредственно о самих исторических событиях, только что случившихся или давних. Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины ХVII века) – это деятели русской истории (Владимир Мономах, Александр Невский, Борис и Глеб). Писатель и читатель были по большей части уверены в том, что все, о чем пишется в житии или летописи, действительно произошло. Интерес древнерусского читателя был прикован к истории. Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои его никогда не существовали.

Этот историзм древнерусской литературы был соединен в ней с глубоким патриотизмом. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства.

Таким образом, основная тема древней русской литературы – судьбы Русского государства и народа.

Древнерусская литература в своих лучших произведениях вся посвящена Русской земле, ее истории, ее общественному и государственному преобразованию. Но эта большая, эпическая тема гармонично сосуществует с лирической составляющей. Автор постоянно заявляет о себе в своем произведении, говорит о своем отношении к изображаемому, обращается к читателю, убеждает его от своего имени, вносит глубокую эмоциональность в свое изложение. Это характерно и для житий святых, и для летописания, и для поучений, и для исторических повестей. На следующих уроках мы увидим, как в «Слове о полку Игореве» соединяется лирическое, эмоциональное и эпическое начало.

Какие особенности еще присущи древнерусской литературе? В «Слове» ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной речи. Автор постоянно обращается к своим читателям. Он называет их «братие». Он обращается к буй-туру Всеволоду, к Игорю и т.д. автор «Слова о полку Игореве» ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его.

Дело в том, что устная речь, «позиция» оратора характерны для всех жанров древнерусской литературы. Древнерусская литература как бы еще не успела отделиться от устной речи, в ней не успели закрепиться приемы письменного художественного творчества. Обращения к слушателям, ораторские восклицания, ритмика устной речи характерны не только для «Слова о полку Игореве», но и для житий, для летописей, для исторических повестей. Таким образом, все произведения древнерусской литературы близки к устному народному творчеству.

4. Рефлексия.

-Давайте подведем итоги урока. Что вы сегодня узнали?

5. Домашнее задание.

infourok.ru


Смотрите также