Классическая философия древней греции. первый курс первый семестр / 7 Классическая философия Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древней Греции Ранняя греческая философия Классический период:. Классическая философия древней греции


Классическая философия Древней Греции

— по определению Ари­стотеля — «италийская философия» выступила второй формой фи­лософии. К ней относятся Пифагорейский союз, элеаты, плюрали­сты Эмпедокл и Анаксагор, атомисты, софисты. Пифагорейцы свя­зали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания. Основанный Пифагором после его долгого путешествия на Восток Пифагорейский союз в Кротоне отличался строгими обычаями, его члены вели аскетический образ жизни. «Са­мое мудрое — число», «число владеет вещами», «все вещи суть чис­ла» — таковы выводы Пифагора, возникшие не без связи с кабба­лой. Пифагор говорил о «гармонии сфер» и считал космос упорядо­ченным, симметричным целым. Мир, по его мнению, был доступен лишь интеллекту, но не доступен чувствам. Математика парадок­сальным образом утверждала сакральную сущность числа, а чи­словые соотношения определяли суть мироздания.

Элеаты, к числу которых относятся Ксенофан, Парменид, Зе-нон и Мелисс, поставили вопрос о субстанциальной основе бытия и о соотношении мышления и бытия. В своем главном сочинении «О природе» Парменид, вкладывая в уста Дике — богини справед­ливости идеи своего философского учения, говорит: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не существует, потому что оно немыслимо. Ибо сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Сущее есть, не-суще-го нет. Сущее бытие есть единое, неизменное и неделимое целое.

Ученик Парменида Зенон доказывал единство бытия методом от противного. «Если существует много /вещей/, то их должно быть /ровно/ столько, сколько их действительно есть, отнюдь не боль-

=====27

ше и не меньше, чем сколько их есть. Если же их столько, сколько их есть, то число их ограничено». То, что бытие неподвижно, Зенон пытается обосновать, обращаясь к апориям (трудно разрешимым проблемам). Зеноновские рассуждения против движения дошли до нас через «Физику» Аристотеля и впоследствии получили названия «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». В «Дихо­томии» утверждается, что движение не может начаться, потому что прежде, чем пройти весь путь, движущийся должен пройти поло­вину. Чтобы дойти до половины, он должен пройти половину по­ловины, а чтобы пройти эту половину, ему необходимо пройти по­ловину половины половины, и так без конца. Бесконечно малый отрезок стремится к нулю, но в то же время не исчезает. Его невоз­можно определить, поэтому движущийся не только не в состоянии пройти весь путь, он не в силах его начать. Этим Зенон пытается доказать, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыс­лимо без противоречия. Физический мир противоречив. Чувственное познание обесценено.

Однако, если натурфилософы, пытаясь объяснить мир, исхо­дили из принятия одного начала, и следовательно, были мониста­ми, то учения, которые клали в основу мироздания несколько на­чал, получили название плюралистических.

Плюралистический подход в философии связан с именами Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл в качестве начал мироздания выделяет четыре стихии, четыре корня: землю, воду, воздух и огонь. Они «равны и все одинаково древнего рода». Сочетание различных доз этих корней обуславливает многообразие явлений. Процессы мироздания сопряжены с борьбой двух начал, имеющих, однако, не физическое, а психическое происхождение. Это: любовь — Фи-лия — космическая причина единства и добра и Нейкос — ненависть или вражда — причина множества и зла. Филия и Нейкос находят­ся в состоянии постоянной борьбы, во вращении космического вих­ря. Эмпедокл считал, что мир шарообразен. В золотой век вражда была снаружи, а любовь внутри. Затем в мир вошла вражда, любовь была изгнана. В наихудшие времена любовь оказалась вне мира. Впослед­ствии происходило обратное движение, и цикл повторялся. В первой фазе побеждала любовь, во второй присутствовало равновесие любви и ненависти. В третьей победа была на стороне Нейкоса. В четвертой устанавливалось равновесие Нейкоса и ФиЛии.

Плюрализм Анаксагора иного рода. Он отвергал конкретные стихии в качестве первоначал и выдвигал тезис — «все во всем». Для него первичными оказываются все состояния вещества, а этих со­стояний «неопределенное» множество. Анаксагор называет их семе­нами или «гомеометриями», т.е. подобночастными. Любая гомеомет-рия бесконечно делима, неоднородна и как целое заключает в себе

=====28

все существующее. Его сочинение «О природе» начинается словами: «Вместе все вещи были».

Однако гомеометрии Анаксагора играют роль материи пассив­ной, а хаос может развиться в космос лишь при условии активно­го начала. Таковым у Анаксагора выступает Нус, или Ум. Первона­чально он приводит все в круговое движение, затем происходит процесс формообразования. Легчайшее идет к периферии, тяжелей­шее падает в центр. Анаксагор, введя в качестве движущего начала Ум, является сторонником рационалистической традиции. Везде, где возможно, он предпочитает механистическое объяснение процессов мироздания, и в его космологии нет «проведения».

Атомистика (от греч. atomos — неделимый), к которой относи­лись Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций, в противовес элеа-там, отрицающим небытие, признавала наличие пустоты. Она есть условие всех процессов и движений, но сама неподвижна, беспре­дельна и лишена плотности. Каждый член бытия определен фор­мой, плотен и не содержит в себе никакой пустоты; он есть недели­мое. Атомы могут иметь разную форму, отличаться порядком и по­ложением. Складываясь и сплетаясь, они рождают различные вещи. Даже душа в учении Демокрита .состоит из атомов. Таким образом, в атомистической картине мира отражаются процессы возникнове­ния, уничтожения, взаимодействия и движения. Атомисты, как под­мечает историк философии А.Чанышев, примирили Гераклита и Парменида, признав, что мир вещей текуч, мир элементов, из ко­торых вещи состоят, неизменен. Кроме установленных законов со­хранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили за­кон причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Случайность, однако, по­нимается субъективно, как то, причину чего люди не знают.

studfiles.net

4. Классическая философия древней Греции.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников. Ксилофонт, Платон, Аристофана, а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастер­ское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. В этике С. отждествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стая бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием,- они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Пла­тону есть воспоминание душой своего до земного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и по­этому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божест­венном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую тео­рию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея: ("форма") неразрывна с вещью, каждая: вещь состоит из двух начал - материи и - фирмы. & основа мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных ферм: Материя - это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность бла­годаря движению. Форма-

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.

Аристотеля в своем учении о бытии нач-т с критич. взгляда на понимании бытия его предшественниками и приходит к выводу, что в качестве причин сущ-я субстанции, понимаемой им как единичное бытие и предмет понятия, выступают форма, материя, источник движения и цель. С помощью формы материя превращ. в конкр. вещи. Материя явл. носителем возможности. Модификации она приобретает благодаря движ.. А. различ. 4 вида движ-я:

1) Возникнов и Уничтожение 2) Кач-е преобраз 3) Колич-е уменыш. или увелич-е. 4) Перемеще. Они взаимосвязаны. Движение материи разворачивается в пространстве и во времени. Пространство рассм. им как место располож. тел. Науч­ное знание харак-ея следующим: 1)оно должно быть направлено на познание причин 2)связано с док-вом и имеет объяснительный хар-р 3) направлено на уяснение сущности факта с помощью научных понятий 4) предполагает исследование условий от кот-х зависит сущ-е. и несущ-е. факта. В своем учении о ч-ке. А, исходил из признания, двойственного хар-ра. души т.к. она связана с одной стороны с богом, с др. стороны с материей.

studfiles.net

7 Классическая философия Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель

7

Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон и Аристотель.

План

  1. Отсылка к первому периоду

  2. Сократ и диелектика

  3. Платон мир идей и высшие идеи

  4. Аристотель

Принято различать «старших софистов» и «младших софистов». Ранние софисты расширили проблемное поле философии. Кроме натурфилософии они активно занимались проблемами антропологии.

Человек для Сократа – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботиться в первую очередь. Для Сократа знать что-то – это значит иметь понятие об этом и уметь давать его сущностное определение. Сократовский метод поиска истины в диалоге концентрируется как раз вокруг поиска таких определений. Основной принцип сократовской философии: знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины посредством критической дискуссии.

Платон – выдающийся ученик Сократа, основоположник традиции идеализма в философии и создатель первой целостной объективно-идеалистической философской системы.В её основе – учение о мире идей – мире вечных, абсолютных, неизменных сущностей, составляющих подлинную реальность, противоположную миру чувственно воспринимаемых вещей. Лишенные каких-либо чувственно-воспринимаемых свойств и качеств, идеи познаются лишь разумом. Знания, по Платону, скрыты в глубине каждой души, которая до своего вселения в тело находилась в мире чистого подлинного бытия идей, созерцала их и поэтому всегда способна извлечь это знание из своих глубин. Высшими идеями, или эталонами существования общества, являются следующие идеи – истина, благо (добро), прекрасное, справедливость. Человек являет собою единство души и тела, в его основе – душа. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению.

Философия для Аристотеля – наука о первоначалах или первопричинах бытия. Таких первопричин он выделяет четыре: материю, форму, действие и цель (конечная, финальная первопричина).Материя – это то, из чего состоит все в реальности. Форма – это принцип, закон, говоря современным языком, алгоритм организации материи. Различие материи и формы не абсолютно. То, что в одном отношении выступает как материя, в другом может быть формой (кирпич по отношению к глине – форма, по отношению к сложенному из него сооружению - материя). Материя – начало косное, инертное, пассивное, лишенное самодвижения и внутренней динамики. В учении о бытии Аристотель открывает новые измерения, различая в нём бытие актуальное (действительное, реально уже существующее) и потенциальное (ещё только возможное), а также бытие случайное, несущественное и бытие как сущность. В понимании же сущности он решительно выступает против платоновского отрыва её от вещей и рассмотрения её как объекта мира идей в качестве абсолютной и подлинной реальности. Сущность, по Аристотелю, не может существовать вне и независимо от вещей, она неразрывно связана с ними и выступает как их форма. Движение для Аристотеля – это осуществление, реализация возможного , переход потенциального в актуальное. В гносеологии Аристотель занимает взвешенную позицию, отдавая должное как чувственному познанию, так и познанию рациональному.

Материалист

Четыре противоположных качества: холод и тепло сухость и влажность попарно образуют элементы из которых состоят материальные вещи

Причём существоют понятия как естественные и принудительные движения как первомеханизм

studfiles.net

Классическая философия Древней Греции

Четвертый век до н. э. является периодом классической древнегре­ческой философской мысли, высшим достижением которой стали философские системы Платона и Аристотеля. В этот период про­изошла переориентация философского познания с проблем устрой­ства мироздания и поиска первоначала на проблемы познания общества и человеческой личности.

Изменения в мировоззрении греческого полиса и философии в целом подготовила школа софистов, к которой относятся Протагор (ок. 480-410 г.г. до н.э.), Продик, Горгий, Гиппий и др. Название школы происходит от древнегреческого «софистэс», что означает мастер или мудрец. Однако мудрец-софист занят не поиском истины ради нее самой, а поиском знаний, которые необходимы человеку в общественной деятельности. Это был преподаватель мудрости, не гнушавшийся брать большие деньги за научение искусству полемики и умение убеждать. При этом в искусстве софистики дозволялось лукавое мудрствование. Потребность в софистах сложилась в условиях развитой демократии, когда в полисе появилась настоятельная потребность в людях общественной деятельности, умеющих влиять на сознание масс. А софисты, и в этом виделась их ценность, учили именно полемическим выпадам, умению аргументировано убедить оппонента в своей правоте и искусству доказывать все, что угодно.

Мировоззренческая ценность софистов в том, что они подвергли критике традиционные представления. Это положило начало переосмотру мировоззрения греков, возникает мнения, что мерой истинности чего-либо признается человек. Это новое убеждение возникло из позиции софиста Протагора, который утверждал, что «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих же, что они не существуют» [6, 238].

Данное убеждение проистекает из мнения Протагора, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Если о вещи существуют два противоположных, притом одинаково истинных мнения, то для принятия решения об истинности того или иного мнения, нужно встать на точку зрения того или иного оппонента. Следовательно, именно человек является мерой истинности знания, а само знание в учении софистов субъективизировалось и индивидуализировалось, то есть большое значение стало придаваться познающему субъекту.

В то же время необходимо отметить следующий важный момент: в случае, когда человек объявляется мерой всех вещей, то соответственно все ставится в зависимость от оценки субъекта, а следовательно, это все становится относительным. Относительны знания, этические нормы, так как именно индивид определяет их истинность и неистинность. Неудивительно, что это вскоре в греческой философии привело к противоположному результату: появляется потребность в поиске абсолютного, не зависящего от желания субъекта, знания. Данный поиск был начат автором майевтики Сократом, а продолжил данный поиск крупный представитель идеалистической философии Платон, ученик Сократа.

Вообще классическую философию часто именую афинской школой, которая представлена такими гигантами греческой философской мысли, как Сократ, Платон, Аристотель.

Сократ (469- 399 г.г. до н.э.) центром своей философии сделал вопросы этики, а этику в свою очередь рассматривал как учение о том, как следует жить. Известно, что Сократ излагал свое учение устно, при этом учение излагалось в виде беседы. Диалектику Сократ определял как искусство диалога. Им создана специфическая концепция диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины.

Свой диалектический метод сам Сократ именовал майевтикой, что означает повивальное искусство, способствующее рождаться истине. Сам Сократ шутил по этому поводу, что его отец, будучи скульптором, помогал рождаться статуе из глыбы мрамора, а мать, будучи повивальной бабкой, помогала рождаться младенцам, то он помогал рождаться истине в процессе спора. Метод майевтики Сократа заключался в следующем: собеседник наводящими вопросами приводился в состояние противоречия с высказанным им до этого мнением, затем же начинался совместный поиск истины. В этом скрывается убеждение Сократа, что нет истины в готовом виде, она рождается совместными усилиями искателей истины в процессе диалога или спора.

Несомненно, что Сократ стоит на принципах рационализма, так как разум он рассматривает основой правильного поведения и хороших поступков человека. Именно знание о добре делает человека нравственным, отвращает от зла, отсутствие такого знания делает личность расположенной ко злу.

Сократ был уничтожен консервативными кругами афинского полиса, обвинившего его в совращении молодежи, воспитании ее в духе неуважения к богам, поклонении неведомому даймону, под которым Сократ понимал внутренний голос, и в чем видели его обвинители отвращение от традиционных культов. Сократ был приговорен к смертной казни через принятие яда цикуты. Сократ отказался от побега, так как это противоречило проповедуемым им принципам.

Платон традиционно рассматривается в философии как родоначальник идеализма (427-347 г.г. до н.э.). В своей идеалистической концепции Платон создает два мира: «мир идей» и «мир вещей». Если под «миром вещей» рассматривается материальный или чувственный мир, который существует неистинным образом, то под «миром идей» понимается мир чистых сущностей. Это есть подлинный мир, узреть же его может только кормчий души или ум. Платон помещает «мир идей» в занебесную область. Если идеальный мир – это мир сущностей, то материальный мир- это мир явлений, если первый мир – это благо, то второй представляет собой ничто иное, как зло. Платоновский мир идей является миром подлинного бытия, вечного и неизменного.

Почему «мир вещей» определяется Платоном как неподлинный мир, ясно из следующих его рассуждений: хотя материя или хора, как и идея вечна, то есть обладает атрибутом вечности, принимая ту или иную форму, является источником естественной необходимости и несвободы в силу ее изменчивости, смертности и рождаемости. Мир, где царствует материя, это мир возникновения и постоянной гибели. В нем все возникает лишь на время, чтобы исчезнуть навсегда. Идея приоритетна по отношению к материи также потому, что согласно Платону вещь есть лишь отражение идеи или сущности. Чувственный природный мир возникает в силу того, что мировая или космическая душа как источник движения и одушевленности связывает идею и вещь. Она же заставляет идею присутствовать в вещи, а вещь – отражать идею, подражать ей.

По самой своей сути Платон является философом-трансценденталистом. Человек чувственно реагирует на мир, но он же, согласно Платону, обладает способностью выходить в духовное измерение, то есть получать доступ в мир чистых сущностей или идей, посредством души. Именно бессмертная душа человека связывает его с трансцендентным миром идей. Посредством умозрения чистых сущностей человек созерцает истину и через это становится способным к истинной добродетели. Создав учение о классификации душ, Платон убежден, что к умозрению истинной красоты и добродетели способны лишь философы, от рождения обладающие таким складом души, который делает возможным умозрительно проникать в заоблачный мир чистых сущностей.

Платон в своем диалоге «Государство» создает модель идеального государства, управляемого философами. К. Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» видит в платоновском государстве не идеальное общественное устройство, а модель тоталитарного государства. Он обвиняет Платона в утопизме, так как у него отсутствует конкретное политическое действие по реализации предложенной модели государства и более того, Платон предлагает метод чистой доски, когда новое государство создается на освобожденном для социального экспериментирования общественном пространстве.

Черты тоталитарности в идеальном государстве Платона Поппер видит в жестком сословном делении и социальных привелегиях высших сословий, в обобществлении собственности, всеобщем контроле государства над гражданами и недопускании каких-либо изменений в образовании, религии и управлении. Поппер считает, что главный замысел Платона в его модели государства – это сдерживание и недопущение перемен в обществе. Поэтому и управляется общество престарелыми мудрыми правителями, а не энергичными молодыми военачальниками.

Если концепция государственного устройства, созданная Платоном, является утопичной, то его критика имевших в то время форм государственной власти сохраняет свое значение в социальной и политической мысли по настоящий момент. Платоном выделено четыре типа несправедливого государственного устройства, к коим он относит:

1) тимократию или власть военных;

2) олигархию или власть богатых, «денежных мешков»;

3) демократию или «власть толпы»;

4) тиранию.

При этом самыми неприемлемыми формами государственного устройства Платон признает именно демократию и тиранию. Почему именно их- видно из следующих рассуждений Платона. Так он полагает, что в условиях демократии посредством демократических процессов к власти приходят личности, которых в нормальном обществе не допускают к власти и отстраняют от должностей, т.е., в понимании Платона, демагоги, крикуны, которые пользуясь обещаниями и умением убеждать, приходят к власти, ведут за собой массы. Платон предостерегает, что чрезмерная демократия самоотрицает себя, приводит к переходу от чрезмерной свободы к чрезмерному рабству, то есть тирании.

Величайший ученик Платона Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.) подвергает критике платоновскую теорию идей. Аристотель убежден, что Платон приписывает самостоятельное существование тому, что по своей сути самостоятельно существовать не может.

Значение учения Аристотеля в том, что он является новатором в научном мире в том плане, что первым стал отличать философское знание от конкретно- научного. Им выделена первая философия как наука о сущем или первоначалах, именованная им метафизикой. Метафизика познает не природу, а то, что существует сверх нее, то есть сверхчувственные вечные сущности, которые постижимы лишь умозрением. Вторая философия это есть физика или учение о природе.

В своей метафизике Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах бытия. Понятие о четырех первоначалах можно изложить в следующем высказывании Аристотеля, где перечислены все первопричины бытия: «О причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи…; другой такой причиной мы считаем материю или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвертой - …то, ради чего или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)» [7, 70].

В завершении метафизики Аристотеля находится учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, обусловленном самим собой. Абсолютный Ум или Бог – это безличностный Божественный Ум, который пребывает в постоянной деятельности, однозначно рассматриваемой Аристотелем как деятельность мышления. Мысль Бога – это есть мышление ради мышления. Божественный Ум есть формальная причина или форма всех форм, предельное понятие о бытии, в то же время он есть перводвигатель всего сущего, но который сам неподвижен; Божественный Ум есть также всеобщая цель и высшее благо, к которому стремится всеобщее развитие. Именно Божественный Ум обеспечивает целесообразность мирового развития, направляя его к единой цели, т.е. к себе как наивысшему благу. Таким образом, учению Аристотеля характерна телеологичность или целесообразность развития всего сущего.

Телеологичность характерна также аристотелевскому учению о политике и этике. Так в вопросах этики Аристотель категорически заявляет о том, что нравственность человека заключается в стремлении к благой цели. Назначение человека – это разумная деятельность, а жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельностно-добродетельной. Блаженство как настоящая цель человека достигается в умозрительной деятельности души.

Согласно Аристотелю человек является zoon politicon или политическим животным. Цель человека – это становление его социальным существом, так как по Аристотелю жизнь человека невозможна вне общества и именно государство создает условия для развития своих граждан, обретения ими эвдемонии, то есть такого нравственного и интеллектуального совершенства, которое приближает человека к богоподобию, божественному состоянию. К таким необходимым условиям для развития гражданина, создаваемым государством, Аристотель относит мир, порядок, благополучие и спокойствие. Именно через социальность человек приближается к благу.

Аристотель не создает модели идеального государства и считает, что все формы государственного правления, будь то монархия, аристократическое и демократическое правление, хороши, но только в том случае, если целью является достижение всеобщего блага, а не своекорыстных целей правителей. В целом же государство, являясь высшим сообществом направлено к высшему благу, то есть к достижению совершенного самодовлеющего существования.

Вопросы для обсуждения:

1. В чём значение школы софистов?

2. Каковы заблуждения софистов?

3. Каков смысл тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей»?

4. В чём заключается сократовская критика софистики?

5. В чём заключается этическое содержание философии Сократа?

6. Почему Сократ рассматривает диалог как метод, позволяющий найти истину?

7. Обоснуйте положение, что Сократ стоит у истоков рационализма

8. Доказать, что философия Платона является идеалистической

9. Какое значение отводит душе Платон в своём учении?

10. Почему Платон «мир вещей» или мир материальный определяет как небытие?

11. Почему Платон считает демократию и тиранию как наиболее несправедливые государственные устройства?

12. Доказать, что центром метафизики Аристотеля является проблема бытия?

13. В чём отличие учения Платона от философии Аристотеля?

14.Что означает положение Аристотеля «человек – политическое животное»?

Эллинистическая философия

Философские школы эпикуреизм, стоицизм, скептицизм сделали второстепенными вопросы объ­ективного миропорядка и обращались к проблемам личной жизни человека.

Философиякинизма предшество­вала этим трем философским школам эллинизма. Именно в нем возникла проблема автономности человека и индивидуализма. Основоположниками кинизма являются Антисфен (ок. 445-360 г.г. до н.э.) и Диоген (ок. 412- 323 г.г. до н.э.).

Киники выдвигают мнение, что задача философии заключается в том, чтобы показывать человеку путь к добродетельной жизни. Условие для этого – это переоценка ценностей, которая заключается в ниспровержении ложных ценностей, таких, как имущество, материальные удовольствия, зависимость от общественного мнения. Так Антисфен утверждал, что готов отдать свою дочь за первого нищего в стране, чем показывал независимость своего духа от мнений общества, а Диоген отказался от всех благ в обществе и избрал своим жилищем бочку.

Киники утверждали, что природа сама определяет необходимый минимум человеку, поэтому главное – это уметь обходиться малым.

Свобода – это главная ценность, проповедуемая кинизмом. Она достижима путем самоограничения и независимого существования, путем стойкости духа и полного индивидуализма.

Эпикур (342- 271 г.г. до н.э.) является основателем школы эпикуреизма. Он рассматривает философию как практическое учение по достижению человеком счастливой и безмятежной жизни, свободной от страданий. Освобождение от страданий достигается посредством позитивного умонастроения. Главным метафизическим страхом, преследующим человека и отравляющим его существование, Эпикур рассматривает страх человека перед смертью. Эпикур полагает, что смерть не имеет к нам никакого отношения, так как ее нет ни для живущих, ни для ушедших, поэтому он советует думать, что смерть для нас ничто.

Этическое учение Эпикура заключается в воззрении на счастье как наслаждение. Именно оно есть цель человеческой жизни. Однако эпикурейское наслаждение это не есть наслаждение чувственного порядка, а есть свобода от страданий и смятений души. Цель счастливой жизни в атараксии или безмятежности души, когда человек бесстрастно взирает как на радости, так и огорчения в этой суетной жизни, что дает ему спокойное состояние духа, а это в свою очередь позволяет не страдать от аффектов и смятений души.

Скептицизм как направление античной философии ограничивает возможности познания, оно сомневается в достоверности знания. В частности основатель скептицизма Пиррон считает, что воздержание от суждений есть единственный подобающий философу способ отношения к вещам. Отсюда установка философов-скептиков на непридавание ничему безусловно-истинного значения. Общеизвестен также пирроновкий принцип «все подвергай сомнению», но при этом необходимо воздерживаться от собственного суждения, так как истинное и объективное, окончательное знание невозможно.

Основателем стоицизма является Зенон из Кития (336- 265 г.г. до н.э.). Счастье – это высшая цель жизни человека, считают стоики, что достижимо при согласии жизни человека с его природой как существа духовного и разумного, способного осуществлять самостоятельный выбор. Согласие со своей природой заключается в нравственной свободе, освобождении от аффектов и страстей. Именно аффективность является прямым источником всех бедствий и несчастий человека. Апатия или искоренение страстности и аффективности есть путь к достижению счастья. Стоики вводят также понятие фатума или рока, согласно которому человек находится во всевластии судьбы. Тем не менее стоики утверждают, что человек, будучи не свободен от судьбы, свободен в своем отношении к ней, а высшая свобода человека – это спокойное взирание на все происки фатума, всевластного над человеком.

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимается под свободой в учении киников?

2. Доказать, что философия Эпикура является логотерапевтической?

3. Чем отличается идея о достижении счастья в человеческой жизни, изложенная в стоицизме, от эпикуреизма?

4. Доказать, что философия эллинизма является системой школ, занимающихся проблемой внутреннего мира личности?

5. В чём значение философии эллинизма? Каково её место в мировой философии?

6. Почему в философии эллинизма происходит поворот к индивидуализму?

7. Чем отличается философия эллинизма от классической философии Древней Греции ( Афинская школа) ?

8. Что объединяет философские школы эллинизма — эпи­куреизм, стоицизм, скептицизм?

Задания для контроля по теме "Античная философия":

Задания пониженной сложности:

Задание 1:

Определить принадлежность каждого из нижеприведённого понятия к таким философским школам античности, как Милетская, Элейская, классическая (Афинская), эпикуреизм, стоицизм:

Апейрон, атараксия, бытие, метафизика, фатум, наслаждение, апатия, рок, счастье, первоначало, огнелогос, мир идей, политическое животное, Космос, Океан, благо, добродетель, диалектика, гедонизм.

Задание 2:

Определить принадлежность каждого из приведённых философов к таким философским школам античности, как Милетская, Элейская, классическая (Афинская):

Фалес, Аристотель, Гераклит, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Анаксимандр, Зенон, Платон, Сократ, Ксенофан.

Задание 3:

Определить принадлежность перечисленных философов к таким периодам античной философии, как эллинистический и римско-эллинистический:

Плотин, Платон, Аристотель, Гераклит, Пифагор. Лукреций Кар, Фалес, Парменид, Сократ, Сенека, Эпикур, Цицерон, Анаксимен, Марк Аврелий.

Продолжите список.

Задания средней сложности:

Задание 1

Определить, кому из таких философов, как Платон, Сократ, Фалес, Гераклит, Зенон, Парменид, Аристотель, Эпикур, принадлежат следующие понятия:

Метафизика, майевтика, вода, апорий, наслаждение, форма и материя, бытие, мир вещей, мировая душа, добродетель, мировой океан, огнелогос, диалектика, мир идей, движение и цель, первая философия, идеальное государство, Ахиллес и черепаха, невозможность движения, демократия и тирания.

Задание 2

Определите, кому из античных философов принадлежат следующие высказывания:

1. "Всё есть число" [3,64]

2. "Всё течёт, всё изменяется" [3,65]

3. «Спрашивать, почему Душа создала космос, значит, спрашивать, почему существует душа и почему творец творит». [4,238].

4. «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ни­какого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не суще­ствует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [4,403].

5. «Приучайтесь обходиться малым, это сближает нас с богами, противное же удаляет, и вам, за­нимающим среднее место между богами и неразумными животными, нет возможным уподобиться высшему роду, а не низшему»[3,77].

6. «Человек есть мера всех вещей, суще­ствующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». [5,238]

7. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает вели­чайшее и жесточайшее рабство».[5,388]

8. «Афиняне..., отпустите меня или нет но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз» [5,99].

9. «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения чувственности или распутства, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наши учения, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смя­тений души» [4,435].

10. «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». [3,78].

11. «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине» [3,73].

12. «Занебесную область занимает неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму» [5,247].

13. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» [3,65].

14. «Одно и то же есть мысль и бытие" [13,247]

Задание повышенной сложности:

Сравнительная таблица. Философия Древнего Востока и античности

Философия Понимание мира Понимание человека Понимание общества Проблема познания
Древневосточная философия        
Античная философия        

Темы рефератов:

1. Древнегреческая мифология и античная философия

2. Проблема Космоса в философии Древней Греции

3. Милетская школа: натурфилософия и материализм

4. Диалектика Гераклита

5. Проблема диалектики в Милетской школе

6. Атомистическое учение Демокрита

7. Философия чисел в школе пифагорейцев

8. Философия Зенона и проблема движения

9. Софистика как философская школа Древней Греции и её занчение в античной философии

10. Проблема человека в философии Сократа

11. Философия этики Сократа

12. Проблема разума в философии Сократа

13. Философия кинизма. Проблема свободы.

14. Платон и его философия идеализма

15. Учение Платона о душе

16. Учение Платона о прекрасном. Гимн красоте

17. Учение Платона о государстве

18. Платон и Сократ

19. Логика Аристотеля

20. Метафизика Аристотеля

21. Социально-политическая концепция Аристотеля

22. Этика Аристотеля

23. Этика стоицизма

24. Этика Эпикура

25. Проблема счастья и свободы человека в эллинистической философии

studlib.info

Философия Древней Греции Ранняя греческая философия Классический период:

Философия Древней Греции Ранняя греческая философия Классический период: А) Сократ Б) Платон В) Аристотель 3. Эллинистический и римский периоды

1. Ранняя греческая философия Возникает в 7-5 вв. до н. э. Мифологические черты мышления: образность, синкретизм. КОСМОЦЕНТРИЗМ – главная черта Главная проблема ранней философии – проблема АРХЭ (первоначала): «из чего все сделано?», «из чего все произошло?», «что лежит в основе всего?»

Милетская школа Основатель – ФАЛЕС В качестве АРХЭ выделял ВОДУ. «Все одушевлено, все полно богов» (гилозоизм) Впервые предсказал солнечное затмение

Милетская школа: Анаксимандр Ученик Фалеса Архэ – АПЕЙРОН (беспредельное) Все вещи образуются путем органичения апейрона.

Милетская школа: Анаксимен Ученик Анаксимандра Архэ – воздух Все вещи образуются путем сгущения или разрежения воздуха

Гераклит Эфесский Василевс г.Эфеса Архэ – огонь: «Этот космос не создан никем из богов, никем из людей, он был есть и будет вечно Живым огнем, мерами потухающим и мерами возгорающимся»

Гераклит (продолжение) «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну реку» Развитием управляет ЛОГОС Источник развития – единство и борьба противоположных начал («пемос – отец всех вещей»)

Пифагор Основатель пифагорийского союза «Все есть ЧИСЛО» Число – не знак, а символ Учил о переселении душ

Элейская школа (Парменид) Два уровня познания: рациональное (истина) и чувственное (мнение) Бытие умозрительно Бытие едино и неподвижно

Элейская школа (Зенон) Ученик Парменида Создатель апорий: «Дихотомия» («Летящая стрела») «Алиллес »

Демокрит (469-370 гг. до н.э.) Все состоит из атомов и пустоты Атомы – предел делимости материи Атомы характеризуются величиной, формой, порядком, положением и тяжестью.

Классический период Вторая половина 5 – конец 4 веков до н.э. Афины – центр эллинского мира Расцвет полисов (города-государства) Демократическая форма правления

Софисты Софист – «мудрец», учителя диалектики и риторики Горгий, Протагор, Критий, Фразимах и др. Протагор: «Человек – мера всех вещей» Протагор: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие.»

Сократ (469-399 гг. до н. э.) Скульптор, каменотес «Мудрый тот, кто знает, что ничего не знает» В центре его философии – человек (проблема субъекта) «Познай себя, и ты познаешь богов и вселенную»

Сократ (продолжение) Диалектика как метод ведения спора Ирония Майевтика Индукция. Дефиниция (понятийное упорядочение полученного знания)

Платон (427-347 гг. до н.э.) Родовое имя – Аристокл, поэт и спортсмен Ученик Сократа Основал Академию Создатель первой системы объективного идеализма

Платон (продолжение) Идеализм – философское учение, исходящее из первичности идеального начало по отношению к материальному. Объективный идеализм исходит из объективно (вне человеческого сознания) существующего идеального начала (Бог, Брахман и т.д.)

Платон (продолжение) «Мир вещей» - лишь «подражание» «миру идей (эйдосов)» «Мир эйдосов» - мир идеальных, вечных, неизменных сущностей (гипер-урания) «Мир эйдосов» - результат философской рефлексии над античной мифологией

Платон(продолжение) Познание есть припоминание Учение о душе Эротический путь познания: «Эрот – путь, ведущий от человека к богам, а от богов – к человекам…» Ступени любви: -любовь к прекрасным телам Любовь к прекрасному в делах м душах Любовь к прекрасному в мире Любовь к прекрасному самому по себе.

Платон (продолжение) Учение об идеальном государстве: - критика существующих форм правления - философы, воины, стражи (по качеству души) - счастье, равенство.

Аристотель (384 – 322 гг до н. э.) Ученик Платона Создал Лицей Родом из г. Стагиры (стагирит). Учитель Александра Македонского Вершина развития античной философии.

Аристотель о первопричинах Материальная (материя) Формальная (форма) Движущая (движение) Целевая (цель) Критиковал Платона за допущение «мира идей»: идея находится в самой вещи (как форма), а не вне ее.

Аристотель о первоисточнике движения Тело 1 Тело 2 Тело №…. Перводвигатель: Неподвижен и нематериален Перво- источник ?

Аристотель о боге Бог – неподвижный двигатель всего сущего, конечная цель всякого движения

Аристотель о душе растительная, животная - смертны Разумная - бессмертна Сверхличностное бессмертие разумной души. Животная душа Растительная душа Телесный мир Мировой разум Разумная душа

3.Философия эллинистичекого и римского периодов Эпикур. Скептицизм. Стоицизм. Неоплатонизм.

Эпикур (342-270 до н. э.) Атомист (учение о свободе воли атомов) Эвдемонист – смыл жизни состоит в достижении счастья Гедонист – наслаждение есть высшее благо Наслаждения пассивные лучше динамических Мудрец достигает атараксии – спокойствия, невозмутимости.

Стоики Сенека, Марк Аврелий Миром правит Логос добродетель есть жизнь в согласии с разумом Преодолевать страсти, страхи, желание изменить ход вещей покорность судьбе Сохранять достоинство перед лицом рушащегося мира Апатия – полный покой души Мудрец: мужество, справедливость, умеренность, рассудительность.

Скептики Пиррон из Элиды (360-270 гг до н.э.) Тимон (320-230 гг до н.э.) воздержание от суждений (эпохэ), атараксия (невозмутимость, спокойствие).

Плотин (205-270 гг до н. э.) Неоплатонизм иерархия бытия: -материя, -душа, -ум, - благо (единое), эманация экстаз

Вопросы?.......... Следующая лекция – Философия средних веков

present5.com

Философия Древней Греции классического периода – Сократ, Платон, Аристотель.

Подробности Категория: Учебные материалы по философии

Второй этап развития античной философии (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем,  как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно. Так, «мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости («я знаю, что ничего не знаю»). Поэтому слово «философия» - «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. К сожалению, Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников  - историка Ксенофонта и философа Платона. Стремление философа к самопознанию («познай самого себя»), к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья — способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии.  Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.

Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителями Древней Греции  Платоном (427–347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.). Историческим фоном развертывания указанной философии являлся кризис древнегреческой полисной системы. Платон выражал свои мысли в творениях, равно принадлежащих античной литературе и философии. Аристотель тяготел к энциклопедизму. Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Обе они - причины предметного мира, упорядоченного демиургом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо.

Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения  воспоминаний души. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение.

Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику»  и «второй философии» - физику. «Метафизика»  – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как  исследовать причины первых или высших начал,  познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу). Аристотель критикует Платона в разрыве идей и их материальных копий. Мир, по его мнению един и один. В основе движущегося мира лежит Ум-перводвигатель (Бог).

Изучение бытия возможно лишь с помощью логики  (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое  значение для познания. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику, развивая ее в духе идей морального абсолютизма (добродетель поступка есть благо само по себе) и «золотой середины».

studfilosed.ru

Классическая философия Древней Греции

Классическая философия Древней Греции - по определению Ари­стотеля - «италийская философия» выступила второй формой фи­лософии. К ней относятся Пифагорейский союз, элеаты, плюрали­сты Эмпедокл и Анаксагор, атомисты,, софисты. Пифагорейцы свя­зали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания. Основанный Пифагором после его долгого путешествия на Восток Пифагорейский союз в Кротоне отличался строгими обычаями, его члены вели аскетический образ жизни. «Са­мое мудрое - число», «число владеет вещами», «все вещи суть чис­ла» - таковы выводы Пифагора, возникшие не без связи с кабба­лой. Пифагор говорил о «гармонии сфер» и считал космос упорядо­ченным, симметричным целым. Мир, по его мнению, был доступен лишь интеллекту, но не доступен чувствам. Математика парадок­сальным образом утверждала сакральную сущность числа, а чи­словые соотношения определяли суть мироздания.

Элеаты, к числу которых относятся Ксенофан, Парменид, Зе-нон и Мелисс, поставили вопрос о субстанциальной основе бытия и о соотношении мышления и бытия. В своем главном сочинении «О природе» Парменид, вкладывая в уста Дике - богини справед­ливости идеи своего философского учения, говорит: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не существует, потому что оно немыслимо. Ибо сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Сущее есть, не-суще-грнет. Сущее бытие есть единое, неизменное и неделимое целое.

Ученик Парменида Зенон доказывал единство бытия методом от противного. «Если существует много /вещей/, то их должно быть /ровно/ столько, сколько их действительно есть, отнюдь не больше и не меньше, чем сколько их есть. Если же их столько, сколько их есть, то число их ограничено». То, что бытие неподвижно, Зенон пытается обосновать, обращаясь к апориям (трудно разрешимым проблемам). Зеноновские рассуждения против движения дошли до нас через «Физику» Аристотеля и впоследствии получили названия «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». В «Дихо­томии» утверждается, что движение не может начаться, потому что прежде, чем пройти весь путь, движущийся должен пройти поло­вину. Чтобы дойти до половины, он должен пройти половину по­ловины, а чтобы пройти эту половину, ему необходимо пройти по­ловину половины половины, и так без конца. Бесконечно малый отрезок стремится к нулю, но в то же время не исчезает. Его невоз­можно определить, поэтому движущийся не только не в состоянии пройти весь путь, он не в силах его начать. Этим Зенон пытается доказать, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыс­лимо без противоречия. Физический мир противоречив. Чувственное познание обесценено.

Однако, если натурфилософы, пытаясь объяснить мир, исхо­дили из принятия одного начала, и следовательно, были мониста­ми, то учения, которые клали в основу мироздания несколько на­чал, получили название плюралистических.

Плюралистический подход в философии связан с именами Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл в качестве начал мироздания выделяет четыре стихии ;четыре корня: землю, воду, воздух и огонь. Они «равны и все одинаково древнего рода». Сочетание различных доз этих корней обуславливает многообразие явлений. Процессы мироздания сопряжены с борьбой двух начал, имеющих, однако, не физическое, а психическое происхождение. Это: любовь - Фи-лия - космическая причина единства и добра и Нейкос - ненависть или вражда - причина множества и зла. Филия и Нейкос находят­ся в состоянии постоянной борьбы, во вращении космического вих­ря. Эмпедокл считал, что мир шарообразен. В золотой век вражда была снаружи, а любовь внутри. Затем в мир вошла вражда, любовь была изгнана. В наихудшие времена любовь оказалась вне мира. Впослед­ствии происходило обратное движение, и цикл повторялся. В первой фазе побеждала любовь, во второй присутствовало равновесие любви и ненависти. В третьей победа была на стороне Нейкоса. В четвертой устанавливалось равновесие Нейкоса и Филии.

Плюрализм Анаксагора иного рода. Он отвергал конкретные стихии в качестве первоначал и выдвигал тезис - «все во всем». Для него первичными оказываются все состояния вещества, а этих со­стояний «неопределенное» множество. Анаксагор называет их семе­нами или «гомёометриями», т.е. подобночастными: Любая гомеометрия бесконечно делима, неоднородна и как целое заключает в себе все существующее. Его сочинение «О природе» начинается словами: «Вместе все вещи были».

Однако гомеометрии Анаксагора играют роль материи пассив­ной, а хаос может развиться в космос лишь при условии активно­го начала. Таковым у Анаксагора выступает Нус, или Ум. Первона­чально он приводит все в круговое движение, затем происходит процесс формообразования. Легчайшее идет к периферии, тяжелей­шее падает в центр. Анаксагор, введя в качестве движущего начала Ум, является сторонником рационалистической традиции. Везде, где возможно, он предпочитает механистическое объяснение процессов мироздания, и в его космологии нет «проведения».

Атомистика (от греч. - неделимый), к которой относи­лись Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций, в противовес элеатам, отрицающим небытие, признавала наличие пустоты. Она есть условие всех процессов и движений, но сама неподвижна, беспре­дельна и лишена плотности. Каждый член бытия определен фор­мой, плотен и не содержит в себе никакой пустоты; он есть недели­мое. Атомы могут иметь разную форму, отличаться порядком и по­ложением. Складываясь и сплетаясь, они рождают различные вещи. Даже душа в учении Демокрита состоит из атомов. Таким образом, в атомистической картине мира отражаются процессы возникнове­ния, уничтожения, взаимодействия и движения. Атомисты, как под­мечает историк философии А.Чанышев, примирили Гераклита и Парменида, признав, что мир вещей текуч, мир элементов, из ко­торых вещи состоят, неизменен. Кроме установленных законов со­хранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили за­кон причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Случайность, однако, по­нимается субъективно, как то, причину чего люди не знают.

magref.ru