Календари древней руси. Календарь Древней Руси       .: Славяне     Интересные факты :.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История календаря на Руси. Календари древней руси


История календаря на Руси | history-thema.com История

Мы все привыкли к календарям – настенным, настольным, в мобильных телефонах и на столах компьютеров, и они настолько привычны для нас, что кажется – существовали всегда. Действительно, календарь – неотъемлемая часть быта не только сейчас, но и у наших далеких предков.

 

После крещения Руси в 988 году наши пращуры получили (вместе с книжной грамотой) и святцы – церковный календарь. Но ведь и до этого как-то приходилось исчислять месяцы и годы. Действительно, из глубины веков и вплоть до конца XIX века прошел свой путь древний месяцеслов.

 

первые календари на РусиКрестьянин сам для себя делал календарь следующим образом: выбиралась крепкая чурка в 30 – 50 см. длиной, и из нее вытесывался брусок – четырех- или даже шестигранный. На каждой грани отмечали 2 или 3 месяца, а на ребрах нарезали зубцы по количеству дней в месяце. Как и сейчас в отрывных настенных календарях отмечены праздничные дни, так и поставленные напротив определенных зубцов различные значки указывали на праздники. Но не только – значками же обозначали положение солнца в тот или иной день, фазы луны и многое другое. Календарь охватывал все важные периоды хозяйственных работ на селе. Например, любой крестьянин знал, что от периода луны зависит во многом развитие посевов. Посеешь пшеницу в новолуние, хлеб вырастет и созреет быстро, но зерном окажется не богат. А посеешь в полнолуние – медленнее станет расти пшеница и с коротким стеблем, а зерна даст больше и крупнее оно будет.

Название каждого месяца отражало природную характеристику данного времени (май – травень, октябрь – листопад…).

Отправляясь надолго в тайгу на охоту или в лес на покосы («пажити»), человек брал с собой календарь, привязав его к кушаку.

Современный ребенок не сможет отгадать загадку, ответ на которую его сверстники столетия назад находили с легкостью:

 

— Пал брус во всю Русь;

В этом брусу двенадцать елок,

В каждой елке четыре вершинки.

(год и времена года)

 

Передавался брус – календарь из поколения в поколение, и по нему потомки могли узнать, например, о датах рождения, женитьбы или смерти прадеда, а так же о других знаменательных для семьи событиях.

 

В северных лесных краях существовал еще и «вышитый» календарь. На полотенцах и женских передниках иглы мастериц выводили интересные узоры. Вот описание одного из них: цветок – «солнышко», вокруг которого незамкнутое кольцо – «месяц». Цветочные лепестки чередуются с веточками (и тех, и других по 6 штук), а с внешней стороны «месяца» множество петелек и кругов с крестиками, а так же спиралей и сердцевидных значков. И как в деревянных календарях, так и здесь присутствуют поперечные деления, которыми разделена площадь «месяца».

Веточки и лепестки (вместе их 12) указывают на количество месяцев в году. Петельками обозначали дни посева хлеба и его уборки, сердцевидными значками показывали более или менее значимые фазы развития озимых, кружками с крестами – смену времен года и летнее и зимнее солнцестояние. Большинство вышитых значков совпадало по смыслу со значками на деревянных календарях.

история календаря

У календарей (деревянного и вышитого) был древний прототип. В 60-х годах прошлого века неподалеку от Киева нашли интересный кувшин, датируемый IV – м веком (то есть он был изготовлен древним гончаром еще до Киевской Руси): орнамент, украшавший посудину состоял из широкой полоски, которую образовывали волнистые линии, ромбы,  квадраты, треугольники. Это был кувшин – календарь. На нем много веков назад  мастер увековечил не только месяцы, но и все дни, особыми значками отметив время появления всходов сельскохозяйственных культур, и даже обозначил сроки цветения и спелости (молочная, восковая) зерен.

 

Особенностью древних календарей является то, что каждый из них относится к определенной местности, то есть к той географической зоне, где его изготовили.

Из статьи понятно, что задолго до X века, то есть до получения Русью от Византии церковного календаря, славяне отнюдь не «вслепую» сажали и убирали хлеб, занимались другими хозяйственными делами, — их жизнь, как и сейчас наша, была упорядочена календарем, причем максимально подробным и «привязанным» к природе.

 

1 655

history-thema.com

ПРО КАЛЕНДАРИ - БОГИ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.

Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от отворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.

Восточный (китайский) календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.

Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.

Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.

В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.

Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.

Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.

Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.

Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват.

Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря.

В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака.

В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э.

Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому.

Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями.

Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде.

В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст…

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).

В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).

Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Почему же старый стиль называется Юлианским? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.

Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским.

ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь. До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).

Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793).

Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды.

Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.

Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.

До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей.

Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э.

Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября.

Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова».

Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили.

источник

wikii.ru

Древнерусский календарь - История - Познание - Каталог статей

СЛАВЯНСКИЙ ВЕДИЗМ

ДРЕВНЕРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Чертог Лисы (Марена) - 21 марта - 16 апреля

Месяц Белояр (21 марта – 20 апреля)

20 марта - Весеннее Равноденствие.21 марта (1 белояра) - Красная гора. Славянский Новый Год (весеннее равноденствие), день Масленицы-Марены.Празднуется Освобождение Дажьбога Живой (Песни VI, 1). Воскресение Буса Белояра («Книга Велеса», Бус I, 6).

22 марта - СОРОКИ - прилёт птиц. /Сорок мучеников/.

24 марта - МАСЛЕНИЦА - МАРЕНА, КОМОЕДИЦА. Сжигают чучело Мары - зимы.

25 марта - Открытие Сварги — закликание Весны.

30 марта - ЛАДОДЕНИЕ. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады — покровительницы любви и брака.

4 апреля - ВЕЛЕС /Василий Солнечник/.

7 апреля - День КАРНЫ-ПЛАКАЛЬЩИЦЫ. Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна. Небесная Богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное высшим богом Родом.

12 апреля - ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО.

14 апреля (25 белояра) - Семик Белояров. Семаргл зажги снега. Обретение Золотой Книги Коляды. Семаргл Сварожич ударяет по Алатырю и даёт знания, находит Книгу Вед (Песни IV, 1). Велияр возносит Книгу Вед на златой престол в Китеж-граде (Песни III, 1). На севере является звезда Алголь. Семаргл (или Симаргл) — Огнебог, считается, что это Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Огнебог хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом. Семаргла почитают в те дни, когда в народном календаре упоминаются обряды и приметы, связанные с огнем и кострами. 14 апреля Семаргл топит последние снега.

16 апреля – ВОДОПОЛ, ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО.

Чертог Тура (Крышень) - 17 апреля - 8 мая

18 апреля - СТРИБОЖЬЕ ВЕШНЕЕ.

Месяц Цветень (21 апреля – 20 мая)

20/21 апреля (31 белояра - 1 ладеня) - Рождество Буса Белояра. (Боянов гимн; Бус I:1). Поминают и Рождество Крышня, Коляды («Веда славян» т. I, XI). В 295 году в этот день явилась комета Галлея. Также в этот день проходит звезда Мира.

30 апреля - Радуница (Радоница). Во вторник второй недели после Велик дня. Вторник посвящён Солнцу и дочери его Радунице, которая выходит за Коляду. Это день свадеб (как и Покров-Крышний, 14 октября).

1 мая - Живин день, день богини Живы.На 1 мая Вальпургиева ночь у немцев.

6 мая - ДЕНЬ ДАЖДЬБОГА — Овсень большой. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки). По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов. В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога. День Даждьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину.Этот праздник наложился на "Юрьев день". Содержание: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом. Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.

6 мая (16 ладня) - Ярила Вешний, Рождество Ярилы. Ярила сражается с Суровой Ламией и освобождает Ярину (Песни III, 1, Коляда X 6, 7). Троица. Ягорий Весенний. На севере проходит звезда Альдебаран.

7 мая - ПРОЛЕТЬЕ. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье. Славится Майя Златовласка - Матерь Всех Богов, что вышила на небе в начале времён Месяц Ясный и Звёзды Частые.

Чертог Лося (Лада) - 9 мая - 31 мая

9 мая - ДЕНЬ ВОЛКА. Древнерусское название волка - «ХОР-Т» (тот, кто двигается по Кругу). В данном случае «Волк-Хорт» служит Земным воплощением Бога Хорса, как носитель Возвышенного Духа (Постигший Светлую Тайну Жизни или Посвящённый в Тайны). Вот почему именно Волхвам-Русам приписывается способность превращаться в Волка.

10 мая - ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ - День Земли. Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтятся в этот день Велес и Макошь — Земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.

14 мая - День ЯРА. /Еремей Запрягальник/.

15 мая - СВЯТИБОР И МОСЬ - защитники земли Русской./ Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба.

19 мая - день богини Лады.

Месяц Травень (21 мая – 21 июня)

22 мая - ЯРИЛО МОКРЫЙ - ТРОЯН, ТРИГЛАВ/Троица/. Далее ДУХОВ ДЕНЬ и ПРОВОДЫ КОСТРОМЫ. В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной. После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

22-29 мая (1 купальня). Семик Святояров. Велес-Семаргл Сварожич и Дива. Проходят звёзды вначале Рас-Альхаг, затем Бетельгейзе. (Песни II, 3).

31 мая (9 Вейлетъ) - Праздник Кукушки - Кумление.Последнее воскресенье мая - КУМЛЕНИЕ, праздник Кукушки. Основная черта этого праздника — установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество.

Чертог Финиста (Вышень) - 1 июня - 22 июня

9 июня (19 купальня) - Велес Летний. Велес Суревич встречает Диву-Додолу, явление Светлоярова озера. Асгаст и Дулеба. Читаем «Книгу Коляды» (VI, 6). Проходит звезда Сириус.

12 июня - ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ. /Исакий/.

13 июня - День ЯРА. /Еремей Распрягальник/.

15 июня - Зелёные святки - Духов день - являлись главным рубежом между зимой и летом.

19 июня - Русалии - рождение Русов. Согласно русским поверьям, в ветвях берёзы обитают Русалки. Происхождение слова «Русалка» - Богиня, делающая людей Русскими.Русалии дни. Русалии дни - длятся от 14 июня до 7 июля.

21 июня - Рождение Вышня-Перуна.

21/22 июня (31 купальня -1 кресеня) - Купала и Кострома. Все дни поминают звёздных брата и сестру: Кострому и Купалу (Песни IV, 3). Также поминают о победе Перуна над Скипером, о купании Живы, Марены и Лели (Сказы II, 3). О купании Зари-Зареницы (Песни IV, 2).

21/22 июня (31 купальня -1 кресеня) - Солнцеворот-Крес (летнее солнцестояние).21 июня - Летнее Солнцестояние.

22 июня - День Скипера Змея (Змеиный день).

22-24 июня/7 июля - Купала - Праздник Летнего Солнцеворота.

Чертог Коня (Купала) - 23 июня - 15 июля

Месяц Кресень (22 июня – 22 июля)

5 июля - круговращение Майтрейи, коловрат Крышня.6 июля - День Аграфены Купальницы (с обязательным купанием)6/7 июля - Иван Купала. Этот праздник замещен праздником - Рождество Иоанна Крестителя (7 июля). Содержание праздника: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день (и всю "русальную" неделю до Купалы) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала (древнее - Кополло-Аполлон) - это одно из имен Дажьбога. В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы.

12 - 14 июля - СВАРОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ - дни СВАРОГА и жены его ЛАДЫ. /12 июля Петра и Павла, 14 июля Кузьмо-Демьян/. Сварог небесный кузнец и Кузьма с Демьяном кузнецы.

12 июля - ДЕНЬ ВЕЛЕСА СНОПА. Начало жатвы. В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали жнецы, во время жатвы переходил дух поля, а значит и дух Велеса. День Велеса Снопа заменён днём Петра и Павла.

Чертог Орла (Перун) - 16 июля - 6 августа

18 июля - ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА и его покровителей: Велеса Рогатого и Мары Луноликой. /Афанасий Афонский/.

19 июля - летнее Макошье. Мокриды.

Месяц Червень (23 июля – 23 августа)

27 июля - отбор жертв Перуну.

2 августа (11 ильменя) - Перуново Свято (Ильмень-день)/Перунов день (Ильин день). Поминают Перуна и Ильма Сварожичей (Песни II). Проходит звезда Регул, самая яркая звезда созвездия Льва.Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. Перун является на свет после того как Матерь Сва — Лада — съедает Щуку, в которую воплотился Род. При рождении бога гремит гром, шатается земля, рушатся горы. В народе говорят: «Перун-Стратилат грозами богат. Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии— И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»!Праздник замещен семиком и днем Ильи Пророка. Семик - сговор Перуна и Дивы. Свадьба Перуна на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик срывают венки - обряд посвящения девушек в женщины. Перун лето кончает.

3 августа - День Скипера Змея (Змеиный день). После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер: Живу, Марену и Лелю — богинь жизни, смерти и любви. Потом Перуна освободят Велес, Хорс и Стрибог, и он победит Скипера-зверя.

8 августа - начало жатвы.

Чертог Раса, Белого леопарда (Тарх) - 7 - 28 августа

14 августа – МЕДОВЫЙ СПАС.

15 августа - День Велеса.

19 августа – ЯБЛОЧНЫЙ СПАС. Преображение Даждьбога.

20 августа (н.ст.) - СПОЖИНКИ. К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

21 августа - СТРИБОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ, День Стрибога. Замещен днем Мирона-Ветрогона. Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

23 августа - День Крышня.

Месяц Серпень (24 августа – 22 сентября)

Чертог Девы (Джива) - 28 августа - 21 сентября

28 августа (6 святовита) - Спас Коляды и Овсеня. Спожинки. Успение Майи Златогорки. Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

С 28 августа по 10 сентября - ЛАДИНО ПОЛЕТЬЕ. Молодое Бабье Лето.

16\29 августа – Спас Хлебный, Полотняный Спас. Согласно древнейшей русской системе Звездосчетъ, в августе месяце Солнце пребывает в созвездии Льва, в своей царственной обители. На это время приходится аж три Спаса: Медовый, Яблочный, Полотняный. Все три Спаса представляют собой этапы единого повествования. А именно, Сказ о Преображении Даждьбога. Согласно древним легендам, Дажьбог, выпив мёда Морены, превратился в оленя, имеющего золотые рога.

4 сентября - ИМЕНИНЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯИНА - ЛЕШЕГО. /Агафон Огуменник/.

8 сентября - РОД И РОЖАНИЦА. Праздник Лады. Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию.

14 сентября - День огненного волха (Волха Змеевича). Первые ОСЕНИНЫ (Закрытие Сварги). Огненный Волх — Бог войны у древних славян, страж, защитник Ирийского сада, муж Лели. Это и День СВЯТОГОРА.Заменён днём Симеона Столпника, или Семёна-Летопроводца.Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

С 14 по 21 сентября - МАКОШИНО ПОЛЕТЬЕ. /Старое Бабье Лето/.

17 сентября - НЕОПАЛИМАЯ КУПАЛЬНИЦА.

21 сентября - Рождество Богородицы.21 сентября - вторые ОСЕНИНЫ /МАКОШИ/, ДЕНЬ РОДА и РОЖАНИЦ и Рождество Майи Златогорки - матери Коляды.

Чертог Вепря (Рамхат) - 22 сентября - 13 октября

Месяц Велесень (23 сентября – 22 октября)

22/23 сентября (30 святовита - 1 велесеня) - Таусень. Овсень малый. Торжество Майи (осеннее равноденствие).Дажьбог спустился в Пекло и освободил Майю, надев ей кольцо. Майя рождает Коляду и Овсеня (Песни VI, 2). Проходит звезда Спика.22 сентября - День Митры, солнцеворот. 23-25 сентября - дни возжжения огня в честь осеннего равноденствия - культ огня-Сварожича.22/23 сентября - Осеннее Равноденствие.

27 сентября - третьи ОСЕНИНЫ-ЗАЗИМКИ и отмечается Змейник Осенний - змеиный праздник, один из святодней Кологода, посвящённый Велесу - свадьба Велеса и Мары. Христиане отмечают в этот день Воздвиженье Креста.

3 октября - ЛИСТОБОЙ - СТРИБОЖЬЕ ОСЕННЕЕ. /Астафий Листобой/.

7 октября (16 велесеня) - Леля-заревница. (Песни V, 1). На севере является звезда Арктур.

8 октября - Капустник, Курятник. Рубят капусту.

Чертог Щуки (Рожана) - 14 октября - 4 ноября

14 октября - первое ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ - ПОКРОВ, когда Сварог кроет Землю павшим листом, первым снегом и кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу).

17 октября - ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО. /Ерофей/.

19 октября - День ЯРИЯ. / Уара и Фомы/.

С 21 по 27 листопада/октября/ - ОСЕННИЕ ДЕДЫ - Помин предков или Навья Седмица.

Месяц Грудень (23 октября – 22 ноября)

С 31 октября на 1 ноября - ЧАРОДЕЙНАЯ НОЧЬ ВЕЛЕСА И МАРЫ. /Канун дня Всех Святых, Самайн, Хеллоуин/.

Чертог Лебедя (Макошь) - 5 ноября - 25 ноября

7 -15 ноября (17 - 25 славня) - Сварожки.

7/8 ноября (17 - 18 славня) - Радогощ. Дедова ночь (Деды). Поминки по усопшим предкам. Почитание деяний предков, битв и побед по «Книге Велеса». Проходит звезда Антарес.

10 ноября - день Макоши (ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ, МОКРИДЫ). Замещен праздником Параскевы Пятницы.

С 14 по 20 ноября - второе ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ - КУЗНЯ - Сварог сковывает землю. Куриные именины. ВТОРОЕ или ВЕЛИКОЕ ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ, СВАРОЖКИ или вторые Осенние Деды (Дедова седмица).) - череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей.14 по 20 ноября - Сварожья седмица: пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом.

18 ноября - День ДЕДА МОРОЗА Красного Носа.

21 ноября - день Сварога и Семаргла. Замещен праздником Михаила Архангела.

Месяц Овсень (23 ноября – 21 декабря) 25 ноября - приход Марены-Зимы, ДЕНЬ МАРЕНЫ.

Чертог Змея (Cемаргл) - 26 ноября - 17 декабря

30 ноября (груденя) отмечается Калита - холостяцкое посвящение. Праздник холостяцкой судьбы - парни выбирают пару.

6 декабря (стуженя) отмечается Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего) - святодень, когда встречают Велеса в его зимнем обличии - в образе Деда Мороза. Праздник Мороза, Зимы, снега и холода.

9 декабря (19 овсеня) - Ярила Зимний, Ягорий Зимний. День Дажьбога и Марены. Замещен "Юрием холодным".

16 декабря - Иван Молчальник.

Чертог Ворона (Коляда) - 18 декабря - 8 января

19 декабря - ВЕЛЕС ЗИМНИЙ. /Никола/.

Месяц Студень (22 декабря – 20 января)20/21 декабря (30 овсеня - 1 коляденя) - Овсень большой, Рождество Коляды (зимнее сонцестояние). Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию).

21/22 декабря - Зимнее Солнцестояние, ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ и ВЕЛЕСОВЫ ВРАТА. День почитания Велеса. В этот день Велес открывает все врата и миры открыты друг другу. Солнце поворачивается на лето, а зима на мороз. ЙОЛЬ у скандинавов и немцев.Корочун - самый короткий день и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота). Зачин проводят жрецы Чернобога.

22 – 31 декабря - празднование Коляды (Колядования) - зимнего Новолетия начиналось в день зимнего Солнцестояния. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денёк». См. Бог Коляда.

Большие Велесовы Святки отмечаются с 26 декабря по 5 января. Большие Велесовы Святки продолжались двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года, и другие шесть тёмных - тёмное полуколо). 26 – 31 декабря – Светлые Святки. 31 декабря (с 31 декабря на 1 января) - Щедрец - Щедрый вечер (укр. Щедрий Вечір, белор. Шчодры вечар). 1 – 6 января – Тёмные Святки.

6 января - день Кащея и Велеса. Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.

6 января начались Турицы, посвященные Туру - одному из древнейших почитаемых среди Русов-славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Русского Рода.

8 января - БАБЬИ КАШИ (в это день чествовали повивалок - бабушек).

Чертог Медведя (Сварог) - 9 января – 1 февраля

12 января - День ВЕЛЕСА и День похищений. В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг. В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь.

13 января - МАРА ЗИМНЯЯ.

14 января - Васильев день — день, приуроченный к дню памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарию Каппадокийскую (379), отмечаемый 1/14 января.По церковному календарю — это также день памяти преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки). Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия.

18 января - ИНДРА (Интра, Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник, покровитель змей. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.

19 января - Крещение.С 19 - 20 января ВОДОКРЕС - искра Божьего Огня - КРЕСА из небесной Сварожьей кузни падает в воды земли, наделяя их целительными, волшебными силами. КРЕС, КРЕСАЛО, ОГНИВО. Обряд Водосвятия: раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду.

Месяц Крышень (21 января – 19 февраля)

21 января - ПРОСИНЕЦ — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца. Крышень, проливающий на Землю волшебную Сурью. Просинец отмечают Водосвятием. Славят сегодня Сваргу - Сонм всех Богов. «Просиять» - означает возрождение Солнца.

30 января - День ДЕДА МОРОЗА Красного Носа и СНЕГУРОЧКИ. День Деда Мороза и Снегурки был символическим окончанием периода сильных зимних холодов. Почитание Велеса Зимнего (Морозко) и его дочери Снегурочки (Сказы V, 3).

Чертог Бусла (Род) - 31 января - 26 февраля

2 февраля - ГРОМНИЦА. День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.

3 февраля - День памяти ОЛЕГА ВЕЩЕГО.

28 января - Велесичи.Кудесы - Бубны – День домового. Домовёнок Кузя - добродушный герой любимых мультфильмов. Кудесы - День угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

15 февраля (27 бересеня). Среча (Сретение). День встречи Зимы с Весною, Марены с Дажьбогом (Песни VI, 3).

16 февраля - ПОЧИНКИ. В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю.

16 февраля - ВЕЛЕС ВОЛЧИЙ СВАТ. /Власий, Симеона и Анны/.

17 февраля - ВЕЛЕС СТУДЁНЫЙ. /Никола Студёный/.

С 17 по 23 февраля МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ.

18 февраля - ВЕЛЕС КОРОВЯТНИК. /Агафья Коровятница/.

18 февраля - ТРОЯН ЗИМНИЙ — важная дата для древних славян. В тот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из славянских земель. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много славянских воинов пало от Римских воинов в придунайской области, у Троянова Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост. Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение павших у Троянова Вала».

19 февраля - ВЕЛЕС ТЕЛЯТНИК. /Вукол/.

Месяц Лютень (20 февраля – 20 марта)

20 февраля - ВЕЛЕС ЛУКАВЫЙ. /Святой Лука/.

21 февраля - ВЕЛЕС СЕРПОВИДЕЦ. /Захарий/.

22 февраля - ВЕЛЕС ЖИТНЫЙ ДЕД. /Никифор и Панкрат/.

23 февраля - ВЕЛЕС ЗИМОБОР. /Прохор/.

24 февраля - праздник - ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР сшибает рог зиме. Замещен днём "Власия - сшиби рог с зимы".

Чертог Волка (Велес) - 27 февраля - 20 марта

29 февраля - КОЩЕЕВ ДЕНЬ. Замещен днем святого Касьяна.

1 марта - ЯРИЛА СТУДЁНЫЙ - вздел Ярила зиму на вилы.1 марта - день Марены. Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье, вспоминаемое в этот день: "Вздел Ярило зиму (т.е. Марену) на вилы".Именины Кикиморы.

6 марта - СТРИБОГ на весну./Тимофей-Весновей/.

14 - 20 марта (24 - 30 лютеня) - Масленица - последняя неделя лютеня до весеннего равноденствия. Прощание с Мареною. И встреча Весны-Живы. Почитание Золотых яиц Рода. Отпускание птиц (Короб Сварога). См. Масленица.

14 Марта - Новый год. Овсень малый. Первая встреча весны. Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднования римского Нового года - "Календ" в январе ("и первый святой - Коляда"). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке II, 11б первым назван белояр - либо март, либо - скорее, апрель (иначе - произойдет недопустимое смешение месяцев, например: купала - июль-июнь придется на май, и т.п.).

Календарь Древней Руси

Лето состоит из трех сезонов (Оусень, Зима, Весна) - это одно ЛЕТО (год). Отсюда слова «летопись», «летоисчисление» и т.д.Одно Лето - это 9 месяцев.

Соответствие месяцев современному календарю: Рамхатъ - месяц Божественного Начала (23 сентября), 41 день;Айлетъ - месяц Новых Даров (03 ноября), 40 дней;Бейлетъ - месяц Белого Сияния и Покоя Мира (13 декабря), 41 день;Гэйлетъ - месяц Вьюг и Стужи (23 января), 40 дней;Дайлетъ - месяц Пробуждения Природы (04 марта), 41 день;Элетъ - месяц Посева и Наречения (14 апреля), 40 дней;Вэйлетъ - месяц Ветров (24 мая), 41 день;Хейлетъ - месяц Получения Даров Природы (04 июля), 40 дней;Тайлетъ - месяц Завершения (13 августа), 41 день.

Раньше Месяцы обозначались Рунами (это не буквы, а тайные Образы). Позднее были записаны Буквицей, но тайный смысл остался. В древнерусской письменности у каждой буквицы было своё имя:

Р - Реци - наставлять, сообщатьА - Азъ - человек, людинаБ - БогиГ - Глаголи - говоритьД - ДоброЭ - Эта - указующая формаВ - Веди - Веды, мудрость, знаниеХ - Хранъ - сохранениеТ - Твердо - завершение, окончательная форма

Из названий месяцев получается текст - Наставляли человека Боги говоря доброе. Эту Мудрость сохранять твёрдо.Месяцы были длиннее на 10 дней - нечётные месяцы содержали 41 день, чётные 40. Лето с 40 днями называется Простым, длится 365 дней. Каждое 16 Лето называется Священным и состоит из 369 дней - в нём все месяцы по 41 дню.

Велесовый календарь

01. В месяце Белояр приходит прекрасная (Красич) Весна-Жива (Живич). Всё пробуждается, появляется первая трава (Травич). Начинается подготовка к земледельческим работам. Кудесники открывают людям Веды (Ведич) - будет ли весна благоприятной, когда сеять яровицу и проч. Наступает День весеннего равноденствия (ДВР) и приходит праздник великого Яра (Богояров день = Великдень).02. В месяце Ладо зеленеют стебли (Стеблич), распускаются цветы (Цветич) и листья (Листвич). Начинают щебетать птицы (Птичич). В эти радостные дни весеннего пробуждения отмечается праздник Красной Горы (воспоминание о богатой и мирной жизни Пращуров в Карпенских горах). Поминаются все умершие родственники (соответствует нынешнему Родительскому Дню).03. В месяц Купало звери (Зверич) начинают весенние игрища. Проясняется небо, люди любуются (Милич = мылуватыся, любоваться) звёздами (Звездич). Прогревается вода (Водич) в реках и озёрах, начинается купальный сезон. Празднуется Купало (бог славянской чистоты и здравия).04. В месяц Сенич идут громовые (Громич) дожди (Дождич), созревают плоды (Плодич) и семена (Семич), в разгаре сенокос. Наступает День летнего солнцестояния (ДЛС) = праздник Великого триглава (троица).05. В месяц Житнич, богатый липовым (Липич) мёдом, роятся пчёлы (Пчелич), в реках обилие рыбы (Рыбич), в лесах обилие ягод (Ягоднич). В этом месяце празднуется День Перуна, который, выполняя функции бога битв и борьбы, является и покровителем урожая. Именно благодаря Перуну, выступающему в облике Вергунца-Перунца, проливающего на землю благодатный дождь, пышно произрастают леса и луга, а на огнищанских нивах наливаются злаки, обещая щедрый урожай.06. В месяц Венич заготавливают берёзу (Березич), клён (Кленич) и тростник (Тростич). Второй покос зелёных (Зеленич) трав. Начинается сбор зерновых (жнут пшеницу, жито, связывают в снопы («вено венят» = Венич). Празднуется Первый Сноп или Даждьбожий День.07. В месяц Зернич - страда (Страдич) закончена. На токах домолачивают зерно, складывают в закрома. Недвижимо застывают озёра (Озернич), горы (Горич) покрываются дымкой, начинают дуть осенние ветра (Ветрич). Наступает День осеннего равноденствия (ДОР). Празднуются Великие Овсени. 08. В месяц Овсенич - убрана даже солома (Соломич), наступает пора листопада (Листопадич) и сбора грибов (Грибич). Люди радуются, что с богатыми запасами будут спасены (Спасич) в холодную зиму. Отмечаются Малые Овсени.09. В месяц Просич - первая пороша (Прошич = Порошич) = пора охоты (Лович, Мыслич = ловы, мыслывство), а также осенних торгов. Со всех сторон приезжают купцы-гости (Гостич), ведутся беседы (Беседич), хлебосольные и гостеприимные славяне празднуют Радогощ.10. В месяц Студич - выпадает снег (Снежич), землю сковывает мороз. Пора начинать ратное (Ратич) обучение. Также можно отправляться в странствия (Страннич), посещать далёкие страны-стороны (Странич). Месяц завершается празднованием Коляды (День зимнего солнцестояния = ДЗС) и святками, посвящёнными завершению годового коло и рождению нового молодого солнца (Рождество).11. В месяц Ледич - празднование Велеса, владыки Сварожьей Нави, который с этих пор начинает каждый день прибавлять свет (Свендич) «на волосок». Почитаются находящиеся в царстве Велеса щуры и пращуры (Щурич). В этом месяце проводятся собрания родов, Советы старейшин (Радич = рада = совет), избираются князья и старейшины-родичи (Родич) и осуществляются прочие «общественные мероприятия».12. В месяц Лютич - еще стоят морозы, солнце «подземного мира» набирает силу и прибавляет света (Светич). В этом месяце почитается Род-Рожанич-Сварог (Рожич) = первый пращур-прародитель. Кровные родственники (Кравич) собираются вместе, обсуждают всякие дела, едят блины с маслом (Масленич). Празднуется Масленица и Крышний = проводы зимы.

Календарь лунный

Неделя у древних славян называлась «седмица» и состояла из семи дней. В месяце было четыре недели (7х4=28 сут), что соответствовало четырем фазам Луны, плюс отдельно День Макоши (полнолуние) и День того бога, который был ответствен за текущий месяц. Итого: 28+1+1=30 дней, а в году, соответственно, 30х12=360 дней.

1. Понедельник - первый день недели считался Днём Сварога. поскольку в этот день он сотворил («сварганил») мир. Чтобы не добавлять Сварогу своих забот, люди старались в этот день не делать ничего трудного, ответственного, не начинать нового, поскольку Отец-Сварог, занятый «миротворением», не всегда может прийти на помощь. Это довольно сложный день, день глобальных свершений. Только люди, чувствующие в себе силу «свернуть горы и перевернуть мир», могут вершить в этот день великие дела, и они одержат победу. Цвет Сварога - цвет неба - от голубого до синего. Этому дню соответствуют камни голубого цвета. Например, с древности ценится сапфир или, как его называли на Руси, яхонт лазоревый. Его мерцающее сияние напоминает манящие переливы далёких звёзд и голубую бездну небесного купола. Сапфир придаёт божественную силу, как мужчинам, так и женщинам. Носящий его преодолевает страх и силой мысли возносится над всяческой суетой к бездонным умиротворяющим небесам. Подобными свойствами обладают также бирюза, лазурит. Камнями или металлами Сварога считались упавшие с неба метеориты.2. Вторник - Дива-день, в который могут произойти самые невероятные чудеса, ибо сами Дивы-Дивные, помощники Сварога, вмешиваются в судьбу людей в этот день, и человек может напрямую обратиться к ним со своими просьбами и чаяниями. Однако следует помнить, что события, происходящие в этот день, могут быть как радостными, так и не очень приятными, но всегда неожиданными. Это - день Нави, открытие связи с потусторонним миром, в котором пребывают умершие сородичи. В этот день, вспоминая их и обращаясь к ним, можно получить неожиданную помощь. Это день общения с душами предков, обращения к волхвам, гадателям, чародеям. Цвет Нави - от синего до фиолетового. Дива-дню соответствуют самоцветы и камни этого цвета, поскольку фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека. Это цвет мудрецов, поэтов и философов. Это символ таинственности. При взгляде на такой камень возникает ощущение прикосновения к самой вечности. Однако длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии (долгое общение с Навью опасно), поэтому носить подобные камни постоянно не рекомендуется. К ним относятся аметист, гиацинт (в древнерусских преданиях «акинф») и другие. К металлам, обладающим магическими свойствами, с древности относили свинец, ртуть, магнит.3. Среда - Триглав-день, средина седмицы. Это день равновесия, когда все земные, небесные и «навьи» силы приходят к согласованию. Это день Яви, благоприятный для трудов как физических, так и духовных. Цвет Яви белый. Это цвет, содержащий в себе весь спектр радуги и потому открывающий возможности проявления на любом пути. Это день ощущения полноты мира. Камни = жемчуг, опал и другие. Металл = олово.4. Четверг - Перун-день, день грома (именно в Перунов день чаще всего идут дожди), а также день всех мужчин и особенно воинов. Перун бог Прави, вращающий сварожьи колёса Яви, колёса жизни. За Правь славянские мужчины сражались во все времена и проливали кровь. Поэтому Перунов день - это день действия, напора, борьбы. Кто обижен несправедливостью, но уверен в своей правоте, может побороться за неё в этот день. Цвет Прави - красный. Самоцвет - рубин. На Руси за ним укоренилось название «яхонт червлёный». Рубин символизирует воинский подвиг. Носящие рубин благородные и мужественные люди с его помощью одерживают всяческие победы. Рубин врачует сердце, мозг, силу, память. Носящий его приобретает власть над людьми. Ещё один самоцвет Перунова дня - сердолик. Этот камень дарует любовь, супружеское счастье, врачует душу и тело (останавливает кровотечение из ран), способствует радостному, «приподнятому» настроению. Сердолик дарует спокойствие, здоровье, смелость, необходимые качества для воина. Современной наукой это свойство было объяснено наличием в камне небольшого количества радиоактивных веществ, степень излучения которых совпадает с суммой радиоактивности человеческого организма и благотворно действует на нервную систему. К тому же они ионизируют воздух, убивают микробы, обезвреживают яды. Металл - железо.5. Пятница - Ладо-день, день женщин, день семейного и родового благополучия. Цвет - жёлтый. Камни - яшма и другие камни тёплых жёлтых оттенков. Металл - медь.6. Суббота - Купало-день, день здоровья, очищения, «банных» мероприятий. В этот день, завершая седмицу и готовясь к Свентовидову Дню, наводили чистоту и порядок в доме, во дворе и на улице, а затем парились, как следует, хлестались берёзовыми и дубовыми вениками. Это день очищения как физического, так и духовного. Цвет - зелёный. Камни - изумруд (смарагд), малахит, нефрит и другие «камни жизни» зелёного цвета, которые приносят владельцам здоровье, удачу, победу в состязаниях. Они укрепляют жизненные силы, предохраняют от многих болезней. Так, нефрит применяли при заболевании почек, считалось, что он улучшает зрение и способствует нормализации сердечной и лёгочной деятельности. Металл - серебро.7. Завершает седмицу и является её венцом Свентовид-день, день Света и Солнца, праздничный, весёлый, нарядный. Он символизирует единение, обновление и святость. В этот день ходят в гости, отмечают разные события, танцуют, поют, веселятся от души. Этот день символизирует божественный дар и полноту бытия. Цвет - золотой. Камень - янтарь. Металл - золото.

День - 16 часовЧас - 144 части (90 минут)Часть - 1 296 долейДоля - 72 мгновенияМгновение - 760 миговМиг - 160 сигов (1 сек = 1888102.236 мигов). Отсюда «сигануть» - быстро переместиться, прыгнутьСиг - 14 000 сантигов (1 сек = 302096358 сигов). Даже современным атомным хронометрам такая точность недостижима.

Раньше сутки начинались с заходом Солнца. СоТКать, сТыКовать (ТК) - соединять вместе. Сутки - состыкованные вместе день и ночь. Сейчас сутки начинаются ночью, зафиксировать их невозможно, т.к. наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

Все месяцы начинались в один день недели. Если первый месяц года начинается в понедельник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться в понедельник, а четные в Шестицу. Т.е. Календарь был гораздо проще - сегодня календарь содержит 12 разных табличек (месяцев), а раньше всего две - одна для нечетных месяцев, другая для четных.

Даарийский Круголет ЧислобогаКруг Сварога

В русском календаре каждое Лето (год) имело свое название.См. Круг Сварога (Чертоги). Славянские боги.

Рунная магия.Руны и их назначения.Руна Гебо - Партнёрство.Руна Эйваз - символ Венеры.

Славянский ведизм.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

rozamira.ucoz.ru

Календарь Древней Руси - Праздники

календарь древней руси

25 декабря — Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным наступает 21—22 декабря. По римскому календарю, от коляды - календ брал начало новый год. Далее — святки. Позже праздник совмещен с Рождеством Христовым. Языческий смысл: свадьба Дажьбога и Марены.

31 декабря и далее — неделя праотцов.

6 января — день Кощея и Велеса. Позже заменен крещенским сочельником.

24 февраля — день Велеса. Позже заменен днем Власия-сшибирог с зимы.

29 февраля — день Кощея, сторожа мертвого царства. Позже заменен днем святого Касьяна.

1 марта — день Марены. Позже заменен днем святой Марианны праведной. В народном календаре она была названа Маримьяной Кикиморой “одноглазой”, которая и есть ведическая Марена — Мармора — Мара — Кикимора.

14 марта — новый год, первая встреча весны. Наиболее древние из достоверных праздновании нового года. Хотя в “Велесовой книге” упоминается и римский новый год, в перечислении месяцев первым назван белояр — март либо апрель.

7 апреля — день масленицы-Марены. Весеннее равноденствие. По астрономическим данным, оно наступает 20-21 марта, но срок был смещен из-за несовершенства календаря.

Позже этот праздник был сдвинут пасхой и заменен праздником Благовещенья. Содержание его — сожжение масленицы-Марены, золотые яйца, птицы, отпускаемые на волю.

6 мая — день Дажьбога, встреча весны. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу (для почитающих Макошу). Этот праздник наложился на Юрьев день. Содержание: свадьба Дажьбога и Живы, радость по поводу прихода весны, возрождение мира после потопа Вспоминают победу Дажьбога над Белесом.

Дажьбог весну начинает, Перун лето кончает.

22 мая — Ярилин день. Семик. Замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного, теплого Воспоминания о встрече Ярилы и Кощея. Похороны Ярилы.

Средний срок посева яровых — с Ярилы.

15 июня (?) — день Триглава – Замещен Троицей. Когда праздновался в древности — неизвестно.

1-7 июля — русальная неделя.

7 июля — Купала. Летнее солнцестояние, наступающее, согласно астрономическим данным, 20 — 21 июня.

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером, купание, воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. В этот день вспоминают, как и в предшествующую русальную неделю, купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси — рождение Дажьбога - Предполагают,

что Купала — это одно из имен (либо воплощений) Дажьбога.

В этот же день отмечают свадьбу Хорса и Зареницы.

27 июля — отбор жертв Перуну, далее — Русалии.

2 августа — перунов день. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу.

Праздник замещен Семиком и днем Ильи пророка.

Содержание: день накануне праздника, семик — сговор Перуна и Дивы. В день праздника — свадьба Перуна и Дивы, борьба с Чудом-Юдом, змеем морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминания о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В Семик срывают венки — обряд посвящения девушек и женщин.

8 августа (?) — начало жатвы.

21 августа — день Стрибога. Позже замещен днем Мирона-ветрогона.

28 августа — Успеник Златогорки. Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября — день Волха Змеевича. Замещен днем Симеона Столпника. Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

23-23 сентября — осеннее равноденствие, поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалась первая встреча Дажьбога и Марены.

10 ноября — день Макоши. Замещен праздником Параскевы Пятницы - Также наложился и на праздник Демьяна и Косьмы (14 ноября).

21 ноября — день Сварога и Симаргла. Замещен праздником Михаила Архангела.

9 декабря — день Дажьбога и Марены. Замещен Юрием Холодным.

Все даты в прилагаемом календаре приведены по новому стилю. Масленицу ныне празднуют за семь дней до Пасхи. Красную гору — в воскресенье на Светлой неделе. Радоницу — во вторник на Фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. День Триглава — на 50-й день после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности, в точности установить невозможно.”

 

orthodox.spb.ru

Фольклор: Календарь Древней Руси

25 декабря — Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным наступает 21—22 декабря. По римскому календарю, от коляды-календ брал начало новый год. Далее — святки.

Позже праздник совмещен с Рождеством Христовым. Языческий смысл: свадьба Дажьбога и Марены.

31 декабря и далее — неделя праотцов.

6 января — день Кощея и Велеса. Позже заменен крещенским сочельником.

24 февраля — день Велеса. .Позже заменен днем Власия-сшибирог с зимы.

29 февраля — день Кощея, сторожа мертвого царства. Позже заменен днем святого Касьяна.

1 марта — день Марены. Позже заменен днем святой Марианны праведной. В народном календаре она была названа Маримьяной Кикиморой “одноглазой”, которая и есть ведическая Марена — Мармора — Мара — Кикимора.

14 марта — новый год, первая встреча весны. Наиболее древние из достоверных праздновании нового года. Хотя в “Велесовой книге” упоминается и римский новый год, в перечислении месяцев первым назван белояр — март либо апрель.

7 апреля — день масленицы-Марены. Весеннее равноденствие. По астрономическим данным, оно наступает 20-21 марта, но срок был смещен из-за несовершенства календаря.

Позже этот праздник был сдвинут пасхой и заменен праздником Благовещенья. Содержание его — сожжение масленицы-Марены, золотые яйца, птицы, отпускаемые на волю.

6 мая — день Дажьбога, встреча весны. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу (для почитающих Макошу). Этот праздник наложился на Юрьев день. Содержание: свадьба Дажьбога и Живы, радость по поводу прихода весны, возрождение мира после потопа Вспоминают победу Дажьбога над Белесом.

Дажьбог весну начинает, Перун лето кончает.

22 мая — Ярилин день. Семик. Замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного, теплого Воспоминания о встрече Ярилы и Кощея. Похороны Ярилы.

Средний срок посева яровых — с Ярилы.

15 июня (?) — день Триглава – Замещен Троицей. Когда праздновался в древности — неизвестно.

1-7 июля — русальная неделя.

Декушка в Купальскую ночь

7 июля — Купала. Летнее солнцестояние, наступающее, согласно астрономическим данным, 20 — 21 июня.

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером, купание, воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. В этот день вспоминают, как и в предшествующую русальную неделю, купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси — рождение Дажьбога- Предполагают,

что Купала — это одно из имен (либо воплощений) Дажьбога.

В этот же день отмечают свадьбу Хорса и Зареницы.

27 июля — отбор жертв Перуну, далее — Русалии.

2 августа — перунов день. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу.

Праздник замещен Семиком и днем Ильи пророка.

Содержание: день накануне праздника, семик — сговор Перуна и Дивы. В день праздника — свадьба Перуна и Дивы, борьба с Чудом-Юдом, змеем морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминания о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В Семик срывают венки — обряд посвящения девушек и женщин.

8 августа (?) — начало жатвы.

21 августа — день Стрибога. Позже замещен днем Мирона-ветрогона.

28 августа — Успеник Златогорки. Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября — день Волха Змеевича. Замещен днем Симеона Столпника. Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

23-23 сентября — осеннее равноденствие, поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалась первая встреча Дажьбога и Марены.

10 ноября — день Макоши. Замещен праздником Параскевы Пятницы- Также наложился и на праздник Демьяна и Косьмы (14 ноября).

21 ноября — день Сварога и Симаргла. Замещен праздником Михаила Архангела.

9 декабря — день Дажьбога и Марены. Замещен Юрием Холодным.

Все даты в прилагаемом календаре приведены по новому стилю. Масленицу ныне празднуют за семь дней до Пасхи. Красную гору — в воскресенье на Светлой неделе. Радоницу — во вторник на Фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. День Триглава — на 50-й день после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности, в точности установить невозможно.”

Цитируется по изданию: “В мире мифов и легенд” Автор: Синельченко В.Н., Петров М.Б

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке. Выберите социальную сеть:

folkler.ru

Традиции Руси

На Руси долгое время существовало три календаря – гражданский, церковный и аграрный, которые не всегда совпадали. В древности гражданский новый год начинался 1 марта. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1492 г. было решено и гражданский, и церковный год начинать с 1 сентября. С 1700 г. Пётр I своим Указом от 15 декабря 1699 г. перенёс начало года на 1 января. Пётр I ввёл юлианский календарь (введён Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.). Поскольку в большинстве стран пользовались более точным григорианским календарём (введён в 1582 г. папой Григорием XIII), Россия " отставала " от Европы в XIX в на 12 суток, а в ХХ в – на 13. Декретом Совнаркома в 1918 г. был осуществлён переход на новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю – по старому стилю.

Чтобы перевести дату, данную по старому стилю, на новый стиль, нужно к ней прибавить 12 суток, если это дата события, происшедшего в XIX в., и 13 суток, если событие произошло в ХХ в.

Крестьяне в Древней Руси счёт времени вели по солнечному календарю. А поскольку народный календарь находился в тесной связи с хозяйственной деятельностью, он назывался аграрным. Опорными точками отсчёта в нём были зимний и летний солнцевороты (22 декабря и 22 июня), а также весеннее и осеннее равноденствия (21 марта и 23 сентября). Солнцестояние – момент, когда высота солнца над горизонтом в полдень минимальна (зимнее солнцестояние) и максимальна (летнее солнцестояние).

Славяне издревле справляли Новый год после зимнего солнцеворота – не 22 декабря в начале солнцестояния, а 25 декабря (12 декабря по ст. ст.), когда хоть на воробьиный скок да прибудет дня. Новогодье было рубежной датой, с которой начинался большой круг обрядов, связанных с сельским хозяйством. И поскольку землепашество всецело зависело от солнечного тепла, обрядность в основном посвящалась солнечному культу. По этому календарю год делился на две половины: одна от зимнего солнцеворота до летнего, другая – от летнего солнцеворота до зимнего.

Для большинства районов Руси самым длинным временем года являлась Зима. Крестьянин наблюдал за природой, ему было неважно, что по гражданскому календарю на улице ещё октябрь – осень. Холод говорил ему о наступлении Зимы. Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая, то есть от 2 августа (Ильин день) до 1 октября (Покров). Собственно лето – это короткое время созревания хлебов: с 23 июня (Иван Купала) до 2 августа (Ильин день). Началом весны считался Егорьев день – 6 мая.

По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга. Отсюда в приметах, пословицах, загадках так много сравнений зимы и лета, весны и осени, а времена года представляются ближайшими родственниками (" Жили были у брата три сестрицы: весна-молодица, зима-белолица и осень-водяница ").

В первую половину года занимались работами, обеспечивающими благополучие семьи, - подготовкой земли и семян к севу, севом зерна, посадкой льна, овощей и пр. Праздники этого периода проходили с обрядами, заключавшими в себе просьбы к высшим силам природы о ниспослании хорошей погоды, своевременного дождя, дружных всходов, приплода скота.

Во вторую половину года проводили сенокос, жатву и обмолот зерна, уборку льна и др. В праздничных обрядах этого периода благодарили высшие силы природы за полученный с их помощью урожай.

Зависимость от аграрных работ подчинила жизнь крестьян определённому трудовому ритму. Время они отсчитывали от одного природного события до другого, от одного праздника до другого. Это сплачивало людей, создавало единый, нерушимый уклад жизни, соблюдавшийся на протяжении многих столетий. Земледельческий календарь отражал ритмичность годового аграрного цикла. В нём прочно устанавливалось понятное и оправданное для труженика-крестьянина чередование праздников и будней, постов и дней обильной, сытной еды. При этом отдых от физического труда не означал веселья как безделья. Каждый праздник имел своё особое значение, был связан с определёнными формами поведения и культурными традициями. Каждый мог проявить свою индивидуальность в хороводе, песне, наряде. Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение себя членом сообщества.

С течением лет, в зависимости от местности, народный календарь претерпевал определённые трансформации, но по-прежнему оставался необходимым компонентом быта и культуры большинства жителей России.

Сведения о том, когда наступит праздник, когда произойдёт очередное природное событие передавалось устно от родителей к детям, но также существовали и календари. Они могли быть разнообразными, например, деревянные: на них специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, начало и конец сельскохозяйственных работ, время будничное и время праздничное, время совершения обрядов.

А ещё были календари, вышитые на полотенцах и фартуках. Такой календарь обнаружили этнографы в одной из каргопольских деревень на Севере. Узор вышивки представлял собой незамкнутое кольцо, похожее на толстую гусеницу, свернувшуюся вокруг ромашки с длинными узкими лепестками и маленькой сердцевиной. " Гусеницу " и " цветок " окружали различные петельки, кружочки с крестиком в центре, сердечки, спиральки. Что бы это могло означать? Ведь в рисунках народной вышивки никогда не бывает ничего случайного. И цветы, и орнаменты, и изображения людей и животных – всё это представляет собой как бы шифр, рисунками и знаками изображаемый миф. Но каргопольская «гусеница» оказалась интереснее всего. Узор назывался " месяцеслов ", и это был календарь! И календарь непростой, он обозначал праздники. С помощью этих условных знаков (а всего их 34) была расшифрована информация о времени проведения праздников. Такие календари берегли и передавали из поколения в поколение.

В виде круга этот календарь вышивальщица выполнила, очевидно, не случайно: ведь в сознании наших прародителей год был " круглым ", а время – цикличным и представляло собой круговорот природных событий. Идея кругового календаря воплощалась то в таинственных древних круглых строениях, то в каменных плитах с концентрическими кругами, покрытыми густыми и сложными узорами.

Листая наш настольный календарь, мы понимаем время как вереницу дней, идущих один за другим ровным строем. В сознании древних людей время было иным – цикличным, и измерялось не цифрами, а событиями. Праздник – это событие. Каргопольский календарь и размечен знаками событий. Рассматривая эту необычную схему, можно хотя бы отдалёно представить себе годовую жизнь общества от праздника к празднику.

tradition.narod.ru


Смотрите также