История медицины древнего рима. Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каталог :: История. История медицины древнего рима


История медицины и фармации Древнего Рима - История медицины древнего мира - История медицины - Каталог статей по ОЭФ

В Древнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. "thermos" — теплый).

Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур. 

Термы. Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне. У многих народов Древнего Востока, в Индии, Персии, Иране купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки.

Внутренние залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиен. Культ богини Гигиен пришел в Рим вместе г культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и хорошего самочувствия — Салюта.

Она была символом не только личного здоровья, но и общее благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове "салют", которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка.

Римляне часто использовали и лечение холодной водой. Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него.

Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей. Храмовая медицина, подобная греческой, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх и Овидий подробно описывают, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.

Разведение лекарственных растений в Древнем Риме

Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав.

Считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе.

Известны исторически существовавшие сады, в которых разводили растения для приготовления ядов. Этим прославился властитель Понта Митридат Евпатор (II—I вв. до н.э.). Он постоянно принимал небольшие порции ядов, чтобы "приучить" к ним свой организм, поскольку боялся отравления.

Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян. Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила их Эразистрата и других врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития медицины, который длился около 300 лет.

Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.

В сочинении Диоскорида "О лекарственных растениях" описано более 600 растений, которые применялись тогда в медицинской практике. Эти описания снабжены рисунками и подробными рекомендациями по их применению. Сочинение Диоскорида на протяжении шестнадцати столетий считалось в Европе самым авторитетным источником по лекарственным травам.

Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из "Естественной истории" Плиния Старшего, являющей собой замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы. Известностью пользовались труды Галена.

В трудах, посвященных фармакологии, он писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают.

Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название "Галеновы препараты". Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах.

Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.

Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии — науке о процессах, протекающих в органах и тканях организма. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени.

Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120 подлинных сочинений Галена, а по названиям известно более 350. Большинство из них было посвящено медицине.

www.ecopharmacia.ru

Доклад История Медицина Древнего Рима

Университетский лицей

Кафедра истории и права

Выполнила учащаяся 5 Б класса Учитель истории Петрозаводск 2003г. Содержание
Стр.
1. Вступление3
2. Медицина Древнего Рима4
2.1 Лекарства и методы лечения4
2.2 Визит к доктору5
2.3 Религия и медицина5
3.
Заключение7
4. Список литературы8

1. Вступление

Люди всегда сталкивались с болезнями, недугами и смертью, но в разных странах и в разные эпохи давали им разные объяснения и по-разному боролись с хворями. В одних странах болезнь считали наказанием тела за грехи, в других воспринимали её как гнев богов, пожелавших похитить душу человека. В древности медики нередко были жрецами. Они считали, что лечение может облегчить болезнь, но полностью исцелит от неё лишь молитва богам и принесение им жертвы. О том, как развивалась медицина Древнего Рима, я хочу рассказать в этом докладе. 2. Медицина Древнего Рима Большинство своих познаний в медицине римляне получили от греков. Гиппократ, древнегреческий врач, живший в V в. до н. э., составил описание всех известных тогда болезней и указал, как их надо лечить. Его труды были положены в основу медицинского образования в Греции, а затем и в Риме. В республиканскую эпоху в Риме были открыты медицинские школы и началось обучение искусству врачевания. Доктора должны были обладать знаниями по разным дисциплинам, т. к. древнеримские методы лечения часто включали в себя и медицинские средства, и религиозные ритуалы. Некоторые врачи проходили обучение в военных госпиталях. Оказывая помощь раненым воинам, они изучали анатомию и хирургию.

2.1 Лекарства и методы лечения

Римские врачи применяли разнообразные методы лечения. Они знали, что здоровье человека зависит от его питания, и часто советовали пациентам изменить свою диету. Им была известна большая польза от физических упражнений, свежего воздуха и регулярного посещения бань. Врачи часто применяли лекарства, изготовленные из растений, минеральных веществ и субстанций. Археологи нашли остатки некоторых римских снадобий. Теперь трудно определить, из чего они были приготовлены и для какой цели применялись, но мы можем получить некоторые сведения об этом из многих медицинских сочинений, дошедших до нас. Диоскорид, военный врач, составил каталог, в котором перечислены 600 видов растений и 1000 снадобий, действие которых он проверил на своих пациентах.

2.2 Визит к доктору

У богатых римлян были личные врачи, следившие за их здоровьем. Состоятельные пациенты могли пригласить врача к себе домой, хорошо заплатив за это, простым же гражданам приходилось отправляться в госпиталь или лечебницу. В I в. до н. э. появилось некоторое подобие государственной медицинской службы: в каждом городе должно было работать несколько государственных врачей, освобожденных от уплаты налогов. Им разрешалось брать деньги за свои услуги, но самых бедных они были обязаны принимать бесплатно. Некоторые доктора принимали пациентов в обычных лавочках, выходивших прямо на улицу. Другие для этого использовали тихие комнаты.

2.3 Религия и медицина

Римляне тесно связывали медицину с религией, веря, что их божества обладают даром исцеления людей. Чтобы выздороветь, многие римляне совершали сложные религиозные ритуалы, другие полагались на различные заклинания и чары. Даже некоторые врачи прибегали к заклинаниям, т. к. тоже придерживались веры в их чудодейственную силу. 3. Заключение В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян широко использовались дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Так, например, большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать глухоту. Хотя римляне тесно связывали медицину с религией, знания, полученные ими в области медицины, послужили основой для дальнейшего развития этой науки. 4. Список литературы 1. Всемирная история: Энциклопедия для детей. – М.: АВАНТА+, 1993 2. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. – М.: РОСМЭН, 1994. 3. История открытий. – М.: РОСМЭН, 1998.

works.tarefer.ru

Медицина в Древнем Риме - Древний Рим - Античная История - Библиотека

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII - VI вв. до нашей эры)

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера были “Законы XII таблиц” (“Lages XII Tabularium“, 451 - 450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они являлись характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриариархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.). Так, например:

Таблица VII.

2. Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

3. Если рукой или палкой переломит кость, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов (аss- первоначально 1 фунт бронзы). Согласно “Законам XII Таблиц”, “младенец, отличившийся исключительным уродством”, должен быть лишен жизни (таблица IV.I). Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей видимости, определялась суровыми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке.

Ряд параграфов “Законов XII Таблиц” непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима): Таблица X. 1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

5. ...Пусть костей мертвеца не сбирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

6. ...отменяется бальзамирование...и питье из круговой чаши.

7. ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории (и вплоть до конца I в. до н. э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: “...Капуста изо всех овощей - первая, - писал он в своем труде “Земледелие”. - Ешь ее вареной и сырой. Она очистит все язвы, безболезненно излечит их.”

Тем не менее в отдельных областях врачевания этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста. Однако греческая медицина в царский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. - 31 г. до нашей эры)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до нашей эры - год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (res-publica - "народное дело").

10. В области медицины этот период характеризуют развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации.

Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов-эдилов (aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы надзирали за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, "Гераклейская таблица", содержавшая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100 - 44 гг. до н. э.) о муниципиях (municipium - город с правом на самоуправление), посвящает этому ряд параграфов.

В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым (Аqua Аррiа). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов).

Термы в древнем Риме

Первые термы (лат. thermae от греч. thermos - горячий) в Риме были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование горожанам. Для их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным даром от императора населению.

НАЧАЛО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА

В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).

Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, - целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением.

В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина (337 г.), устанавливалось: ”Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более, что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...(и еще 33 профессии). ” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.

Философские основы медицины древнего Рима

Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы.

Говоря о “гибельном смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в организм человека семена “болезни и смерти”, Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала (не отдавая себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е. Заблудовский). Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо (1478 - 1553 гг.) “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада из Прусы в Вифинии - видного греческого врача в Риме. Развитие естественнонаучного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система - лечить безопасно, быстро и приятно - выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

Асклепиад был учеником эразистраторов (т.е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела).

Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации - застоя (stagnum - стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых, как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus - твердый, плотный). Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующие развитие медицины в период империи и естественно- научного направления в медицине в целом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до нашей эры - 476 г. нашей эры)

Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко проявилось в становлении военной медицины.

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы, власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление римской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации в армии медицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи во время военных действий изображено на колонне Траяна в Риме: младшие медики - капсарии (от лат. саpsa -круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямо на поле боя. В конце I - начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы - medici (в наиболее ранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения - о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона - относятся к I в.). В каждом легионе был легионнный врач - medicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей - medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в. н. э.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии (лат​. valetudo, valetudinis - здоровье) по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

Развитие медицинского дела

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей- архиатров (archiatros - старший врач).

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях - провинциальные, в городах - народные архиаторы. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон - личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли бога врачевания Асклепия).

Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков (участие врача Антистия в расследовании убийства Юлия Цезаря ).

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и др. Анатомия преподавалась на животных, а иногда на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.

Наряду с государственными врачебными школами, в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (первую) основал Асклепиад.

Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате - к узкой специализации. К концу II в. н. э. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну определенную операцию. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в Древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию.

Развитие медицинских знаний

Римская наука периода империи имела эмпирически-описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии “Аrtes“ (“Искусства“), составленной на латинском языке Авлом Корнелием Цельсом. До нас дошли лишь 8 томов (VI - ХIII), посвященные медицине. Этот труд является самым ранним (из известных нам) медицинским сочинением на латинском языке. Его рукописный текст был обнаружен в средине XV в. (ок. 1443 г.) и впервые издан во Флоренции в 1478 г.

Согласно Галену, Цельс составил свое “практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем валетудинарии (для рабов)”. Он подробно изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной латинской терминологии (после Т. Лукреция ). Его язык, по мнению Плиния Старшего, классический - “золотая латынь“.

Плиний Старший - (23 - 92/24 - 79 гг. н. э.) - видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Плиний отличался исключительной пытливостью в наблюдении природы. Из многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь “Естественная история“ в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. На протяжении многих веков “Естественная история“ Плиния была одним из основных источников в области наук о природе.

Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид Педаний из Киликии, по происхождению грек. Его сочинение “О врачебной материи“, т. е. о лекарственных средствах, составленное на греческом языке, содержит более чем 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоров Клавдия (41 - 54 гг.) и Нерона (54 - 68 гг.). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений.

Хирургическая операция. Фреска из Помпеи. I век.

О развитии хирургии в Риме в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в “доме хирурга “ в Помпеях, в Бадене, в Бингене, в Херсонесе и Оливии (территория нашей страны) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, пилы для костей, хирургические ножи и иглы и другие инструменты, использовавшиеся в медицинской практике.

Огромный вклад в развитие медицины Рима внесла деятельность Галена (129 - 199 гг.), грека по происхождению. Учение Галена и его значение трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом - врачом - философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира. Падение рабовладельческой системы Западного Средиземноморья открыло новый период в истории человечества - средние века, с характерным для них новым общественным устройством - феодализмом. Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в сложных экономических, социальных и политических условиях. Однако, при всех трудностях развития, одним из важнейших ее истоков были достижения великих цивилизаций древнего мира, которые составили основу последующего развития всего человечества.

Римский врач у больного, каменный римский барельеф.

Источник: http://www.ru.wikipedia.org/

res-publica.ucoz.org