Этногенез древних славян восточных. Этногенез восточных славян и становление государственности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этногенез восточных славян (стр. 1 из 6). Этногенез древних славян восточных


2билет

Билет №2

Этногенез и расселение восточных славян. Социально-экономическое и политическое устройство, занятия и верования.

Этногенез и расселение восточных славян.

Этногенез (от греческого ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение, зарождение, развитие»), этническая история— процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н.э.)- сообщается о венедах, обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Готский епископ Иордан (VI в.) возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (нач. XII в).. Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX век.

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.

На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).

На р. Сож - радимичи.

В районе Смоленска и севернее - кривичи.

На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.

На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.

На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.

Социально-экономическое и политическое устройство, занятия и верования.

Общественное устройство восточных славян.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI век), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Занятия восточных славян.

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но оно имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Верования восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний.

Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба, днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты содержания русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего, или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой - маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов.

Основные боги:

Сварог – бог неба

Перун – бог грома и молнии, войны и оружия

Хорс – бог солнца

Даждьбог – бог солнца

Стрибог – бог ветра

Велес (Волос) – бог скотоводства и хранитель подземного мира предков

Жива – богиня плодородия

Макошь – богиня плодородия, покровительница женщин

Симаргл – божество, охраняющее посевы (священный крылатый пёс)

studfiles.net

Этногенез восточных славян и становление государственности

В древнейших описаниях нашей страны вплоть до первых столетий нашей эры мы не находим даже упоминания имени славян. Предки славян выделились из индоевропейской семьи народов приблизительно в I тыс. до н.э. Античные и византийские авторы описывают их под именем венедов, склавинов или антов. Есть все основания полагать, что ареал расселения славян был весьма невелик.

Процесс расширения территории древних славян, а затем трех групп народов их потомков занял многие столетия исторического развития. По-видимому, правы те историки, кто помещает первоначальную территорию расселения славян в Центральной Европе — от бассейна Эльбы до Верхней Волги, от Прибалтики до Дона, Дуная и Балкан.

К середине I тыс. н.э. процесс расселения славян по территории Европы в основном завершается. С этим связано начало разделения славян на три основные группы: западных (впоследствии поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы, македонцы) и восточных (русские, украинцы, белорусы). Выделение ветви восточного славянства из единой славянской общности относится к VI в.

Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носителей славянской речи, с другими этносами Восточной Европы. «Повесть временных лет» называет следующие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, криеичи, словене ильменские, дреговичи, волыняне (или дулебы), белые хорваты, тиверцы и уличи. Ряд ученых считают, что в летописи речь идет не о племенах, но о союзах племен, объединениях предгосударственного порядка, занимавших четко фиксированную территорию; следовательно, можно говорить о начале перехода к политическому объединению типа раннеклассового общества. Важнейшей группой племен были поляне, в чьей земле находилась столица Древней Руси — Киев. Они расселялись в Среднем Поднепровье севернее притока Днепра речки Рось, что дало основание многим историкам связывать происхождение названия «Русь» именно с нею.

Названия восточнославянских племен имели либо географическую этимологию, связанную с характером занимаемой территории (поляне, древляне, северяне), либо патронимическую, по имени легендарных предков (радимичи от Радима, кривичи — от имени Кривой). Поселения славян группировались в своего рода гнезда из трех-четырех по­селков, а несколько поселков составляли общину — вервь.

Главным занятием восточных славян было подсечно-огневое земледелие в сочетании с развитым скотоводством и различного рода промыслами (бортничество, охота, рыболовство). На севере промыслы имели большее значение, тем более что во внешней торговле с Востоком и Византией особую роль играл экспорт пушнины. Если здесь земледелие было в основном подсечным и малоприбыльным, то на юге, в лесостепи, условия для земледелия были весьма благоприятны. В качестве путей сообщения чаще всего использовались реки Волга, Днепр, Дон и др., которые имели международное значение.

Ведущую роль в транзитной торговле через Восточную Европу в VIII—IX вв. играл Волжский путь по Волге и Каспию. Но уже с IX в. все большее значение приобретает «путь из варяг в греки», связывавший север Европы с Черным морем и делавший восточных славян как бы связующим звеном в торговле между азиатским, греческим и европитики занимали важное географическое положение вплоть до начала крестовых походов в XI—XII вв., когда перемещение мировых торговых путей создало новый, более прямой путь сообщения Западной Европы с Азией. Этот путь вел теперь мимо Киева, через восточное побережье Средиземного моря, а главную роль начинают играть итальянские торговые города, особенно Венеция и Генуя, которые учреждают на Вос­токе свои фактории.

Именно в конце VIII—IX вв. началась так называемая эпоха викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских странах людской поток хлынул из них на запад и восток. На востоке викинги, норманны (или, как их называли, русь, а затем варяги) столкнулись с местным населением, находившимся на том же уровне цивилизации. Происхождение термина «Русь», как было сказано, многие историки связывают с выходцами с севера, из Скандинавии, т.е. первоначальные русы (VIII—IX вв.) были скандинавами, которые затем установили связи со славянскими землями, в том числе заключали союзы с местным населением, особенно на севере.

Норманнские викинги не ограничивались опустошительными набегами на прибрежные европейские страны, не отказываясь и от торговых операций там, где они представлялись более выгодными, чем военные. Их привлекала богатая, многолюдная столица Византийской империи Константинополь (Царьград), куда они шли по великому водному пути «из варяг и греки». На этом пути располагался ряд русских торговых городов, из которых главными были Новгород насевере и Киев на юге.

К моменту появления варягов на Руси, очевидно, не позже VIII в., у восточных славян возникли свои княжения, предшественники государственности, ставшей результатом имущественного неравенства и социального расслоения. В то же время в Восточной Европе IX в. во главе некоторых княжеств стояли «призванные» варяжские князья.

Образование Древнерусского государства принято связывать с двумя датами — 862 и 882 г. «Повесть временных лет» сообщает, что до призвания Рюрика варяги в северной Руси господствовали над славянами и брали с них дань; в 862 г. варягов прогнали, но вскоре из-за начавшихся междоусобиц призвали Рюрика. Таким образом, в летописном тексте речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Далее некие Аскольд и Дир, по летописи бояре Рюрика, властвовавшего на севере в земле ильменских словян. отправились в поход на Киев и утвердились там. Аскольд и Дир освободили полян от дани хазарам.

Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря, вместо которого стал править родственник князя Олег (879—912)’. Это позволяет предположить, что в то время наследование не шло от отца к сыну, а переходило к старшему в роду. Такой порядок престолонаследия правящей варяжской династии отражал взгляд на государство как на коллективную родовую собственность князей-завоевателей.

В своем походе на юг Олег закрепился в землях вдоль «пути из варяг в греки», достиг Киева, где убил Аскольда и Дира, и стал править там с 882 г. Затем он подчинил ближайших соседей полян — древлян и северян. Постепенно Олег подчинил все земли на «пути из варяг в греки». Во время своего знаменитого похода на Византию Олегу удалось взять ее столицу Константинополь и установить мир с греками. Результатом похода было заключение в 911 г. выгодного для Руси мирного договора, согласно которому русские, приезжающие в Византию с целью торговли, получали привилегированное положение и могли беспошлинно торговать в Царьграде. Тексты договора были составлены на русском и греческом языках и содержат упоминания «закона русского» — внутренних правовых норм древнерусского государства.

Княжение Олега, прозванного Вещим, по своему значению было рубежным: именно с 80-х гг. IX в. можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей в результате объединения двух политических центров восточных славян: южного (Киев) и северного (Новгород). Это было своеобразное политическое объединение. В отличие от «варварских» государств Западной Европы, которые унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа не имела таких традиций. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государствен­ных институтов, их своеобразие. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге быстро «ославянились», хотя термин «русы? и в первой половине X в. употреблялся лишь по отношению к княжеской дружине. В то же время объединение славянских племен вокруг центра земли полян Киева, ставшего этническим и политическим ядром Руси, определило в дальнейшем характерные черты будущего государства, а понятие «Русь, Русская земля» распространилось на другие восточнославянские земли.

Раннее Киевское государство с политической точки зрения представляло собой объединение княжеств и подчиненных великому князю территорий, в в соцмалъно-хоншячесхш лдэне было совохулностью территориальных обшин с элементами родовых отношений. Едва ли не главной задачей первых русских князей была организация полюдья — ежегодного общегосударственного мероприятия по сбору дани с подчиненного населения. Дань собиралась с крестьянского двора («дыма»). Полюдья служили консолидации восточнославянских земель под властью Киева в установленных границах и с единой системой налогов в пользу киевского князя, опиравшегося на силу дружины и местную знать. Стимулируя отчуждение прибавочного продукта, полюдье ускоряло переход к феодальным отношениям.

Наследником Олега стал Игорь (912—945), которого летопись называет сыном Рюрика. В это время у русских границ появились печенеги— кочевой тюркский народ, прорывающийся через Хазарию в Причерноморские степи. В 915 г. Игорь заключил с печенегами мир. Печенеги откочевали к Дунаю, но вскоре Руси пришлось воевать с ними. Князь предпринял два похода на Византию, которые закончили» заключением мирного договора с греками в 945 г.

С княжением Игоря связаны события, укрепившие древнерусскую государственность. В 945 г. Игорь по настоянию дружины, вернувшейся с полюдья, вновь отправился в землю древлян, чтобы потребовать день сверх установленного по ряду (договору). Возмущенные древляне напали на князя, убили его и перебили его спутников. Вдова князя Ольга, ставшая регентшей при малолетнем сыне Святославе, жестоко отомстила убийцам мужа, расправилась с послами древлян и осадила их столицу Искоростень. Город был взят, но Ольге пришлось пролети важную административную реформу, упорядочившую сбор налог в Архаичная система полюдья была заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в установленном размере (уроки) и в специально отведенных местах (погостах) назначенными с этой целью спорщиками налогов (тиунами).

Важным событием стало крещение Ольги в 955 г. в Константино­поле, где она приняла имя Елена в честь императрицы, крестивши Византию. Летопись сохранила колоритный рассказ о крещении Ольги: она обратилась к императору Константину с просьбой статр ее крестным отцом: «Аз пагана есть», т.е. язычница. Сраженный ее 1фа» сотой, Константин сделал княгине предложение о браке: «хощю псяти тя в жены», но получил отказ: «Како хочешь мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?». По православному канону крестный отец не мог жениться на своей крестнице, и Константин вынужден был признать-«Переклюкала (перехитрила) ты меня, премудрая Ольга!».

Вернувшись на Русь, Ольга прекратила походы на Византию. Она рассчитывала своим примером повлиять на Святослава и киевскую знать, с тем чтобы они приняли христианство и оно утвердилось в качестве государственной религии. Но этого не произошло: как Святослав, так и его дружина оставались верны язычеству.

В 964 г. Святослав (964—971) отстранил мать от власти и изменил курс внешней политики, возобновив походы на Византию. Больше внимания он уделял не внутренним, а внешним делам. Летописи сохранили свидетельства о его славных походах, создали образ бесстрашного князя-воителя, разбившего Волжскую Булгарию и кочевые орды печенегов. Его обращение к дружине стало знаменитым изречением.

Святослав нанес решающий удар по Хазарскому каганату, разгромил его главные города и захватил столицу Атиль. Это привел» к образованию из русских поселений Тмутараканского княжества» на Таманском полуострове (Восточное Приазовье). Святославу удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу — вятичей, которые до тех пор платили дань хазарам.

По договоренности с византийским императором он выступил против Дунайской Болгарии и одержал победу, а затем повел борьбу с Византией за Балканский полуостров. Однако эта борьба окончилась неудачно: с большим трудом Святославу удалось уйти на Русь, подписав договор с Византией 971 г., по которому он терял асе позиции, завоеванные на Балканах. На пути домой Святослав со своим войском попал в засаду у днепровских порогов и был убит печенегами. Желая, чтобы слава поверженного князя перешла к нему, печенежский хан Куря приказал сделать из черепа Святослава для своих пиров чашу, окованную золотом.

В 980 г. правителем древнерусской державы стал один из сыновей Святослава Владимир (980—1015). Придя к власти, он должен был сделать выбор между старыми языческими кланами, ориентировавши­мися на варягов и идеалы «военной демократии», и киевской знатью, которая поняла необходимость реформ, способных приобщить тогдашнюю Русь к цивилизованному миру. Однако время таких реформ еще не наступило.

Сначала Владимир пошел на уступки тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском престоле, — языческим кланам. В 980 г. он предпринял попытку создания пантеона (единой системы) языческих богов и укрепить Древнерусское государство на основе религии многобожия. Почитаемые в разных землях божества и культы были собраны воедино и составили официальную иерархию языческих верований. Покровителем великокняжеской власти и киевской дружины был признан грозный бог войны Перун, известный прежде у варягов как Перкун. Белее, именовавшийся «скотьим» богом (от термина «скот» — деньги), покровительствовал торговле. В пантеон вошли божества южного происхождения Хоре (бог солнца), Семаргл (священная птица, функции которой не вполне ясны), славянские Стрибог (покровитель ветра), Даждьбог (также связанный с солнцем), Мокошь (женское божество, покровительница женских занятий).

С Византией Владимир вел оживленную и выгодную торговлю, но соперничал за влияние в Северном Причерноморье. Византийскими форпостами были Херсонес и другие греческие города в Крыму. Русское влияние распространялось через Тмутараканское княжество, к которому Владимир присоединил восточную часть Крымского полуострова. Оборона Руси от печенегов стала его важнейшей задачей. На юге Руси Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра Десне, Суле и другим рекам и создал три линии земляных укреплений с городами и засеками на границе с Диким полем. В их числе возник один из важнейших центров Киевской Руси — Переяславль, принимавший на себя нападения степных кочевников.

Создание первого государства восточных славян открыло новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, сменивший первобытный.

histerl.ru

Этногенез восточных славян

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема:

" Этногенез восточных славян "

Москва 2009

1. Первобытность на территории Отечества

Историю народов нашего Отечества принято начинать с момента обнаружения первых следов обитания человека на территории нашей страны. Основным источником по истории первобытного общества служат археологические материалы, которые дополняются этнографическими исследованиями жизни народов Африки, Америки и Австралии.

Историю этногенеза славянских племен обычно реконструируют на основе сопоставления различных по характеру источников: сообщений древнейших русских летописцев, римских, византийских, готских и арабских писателей, археологических данных и материалов топонимики – сведений о наиболее устойчивых географических названиях – именахрек и озер. Но даже и такой анализ не дает вполне четкой картины о языке, образе жизни и местах обитания наших предков. Поэтомуначальная история до сих пор остается предметом наиболее острых дискуссий. Особенную трудность представляет вопрос о древнейшей родине (прародине) славян, времени и путяхих расселения на просторах Восточно-Европейской равнины.

Начальная эпоха первобытной истории человечества носит название палеолит, илидревнекаменный век. Его самый ранний период (нижний палеолит) на территории нашей страны продолжался от млн. лет до 100 тыс. лет тому назад. Стоянки первобытного древнейшего человека (архантропа) сохранились на Украине (село Королево на реке Тиссе и село Молодово на Днестре), в Южной Осетии (Кударо I и III), в Азербайджане (пещера Азых), в Южном Таджикистане (Кульдара). Севернее на этом этапе архантропы не продвигались в силу сурового климата, вызванного оледенениями. Древнейшие люди уже использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии) и умели поддерживать костры. В конце раннего палеолита появились примитивные жилища. Одно из первых таких жилищ было обнаружено в селе Молодово. Оно представляло собой овальную выкладку из крупных костей мамонта и датировалось временем примерно 150 тыс. лет тому назад.

С возникновением около 100 тыс. лет тому назад неандертальского человека начался период среднего палеолита , длившийся до 40–35 тыс. лет тому назад. Неандертальцы распространились на нашей территории значительно шире. Их стоянки найдены не только на Кавказе, в Крыму и Средней Азии, но и в Казахстане, низовьях Днепра и Дона и даже под Волгоградом. Основу хозяйственной деятельности палеантропов , т.е. древних людей, составляла коллективная загонная охота на крупного зверя. Индустрия эпохи получила название мустье по имени местечка Ле Мустье во Франции, где был впервые обнаружен типичный памятник эпохи. Ее отличает высокое совершенство техники обработки камня. Была изобретена контрударная ретуш, с помощью которой более тонко обрабатывался режущий край. Частицы камня скалывались не за счет ударов другим камнем, а благодаря давлению или удару подставки-наковальни, на которой он лежал. Впервые для тонких поделок стала использоваться кость. С помощью костяных проколок и шильев обрабатывали шкуры животных и шили одежду. Широко начали применяться составные орудия труда. Они представляли собой пластинки кремня, помещавшиеся в прорези на кости. Получалось орудие в виде ножа.

Огромным завоеванием человечества, важнейшим шагом на пути его выделения из природы стало овладение огнем. Оно уменьшило зависимость палеоантропов от климата, остававшегося по-прежнему холодным, давало возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом. Наконец, появился очаг – символ типично человеческого жилища. Находки скелетов тяжелобольных и увечных людей говорят о том, что неандертальцы могли добывать достаточно пищи и для больных и старых, а значит, у них уже могли быть зачатки социальных отношений, складываться моральные нормы. Появление захоронений, в которых тела умерших ориентированы по линии восток-запад, трактуется учеными как свидетельство существования примитивных погребальных обрядов, зачатков идеологических и религиозных представлений. Наиболее показательным в этой связи является захоронение ребенка неандертальского типа в гроте Тешк-Таш (Средняя Азия). Человеческие кости окружали четыре пары рогов горного козла, одна из пар стояла возле черепа вертикально.

Поздний , или верхний , палеолит датируется на территории нашей страны временем от 40–35 тыс. до 12–10 тыс. лет тому назад. Следующая за ним эпоха мезолита закончилась также не в одночасье: в VII–V тыс. до н.э. Переход к стадии верхнего палеолита ознаменовался появлением человека современного вида – человека разумного, или неантропа . Вместе с ним возник и родовой строй . Началось выделение этнокультурных областей, которые в мезолите обозначились более отчетливо. Глобальным геологическим событием стало отступление ледника и общее потепление климата. Люди научились строить землянки, стали заниматься рыболовством, изобрели сначала копье-металку, а потом лук и стрелы, приручили лошадь, собаку, свинью, козу и овцу. Широкое распространение получили сложные миниатюрные каменные изделия – микролиты . Умение передвигаться по воде сначала на плотах, потом на лодках позволило человеку широко расселиться по земле. Стоянки этого времени археологи уже находят повсеместно в Крыму, на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. В европейской части нашей страны граница поселений проходила от верховьев Днепра до низовьев Оки.

Найденные археологами в селе Костенки под Воронежем и селе Гагарино на Дону стоянки неоантропов представляли собой остатки жилищ в виде неглубоких землянок с одним или несколькими очагами внутри, скоплениями разбитых костей возле них и ямами для хранения пищи. Большое число стоянок этой эпохи найдено на Енисее и в Восточной Сибири, в том числе крупное поселение в местечке Мальта в 80 км от Иркутска. Наибольшую известность приобрела Капова пещера в Башкирии. На ее стенах древний человек сделал высоко реалистические, отмеченные особым динамизмом изображения мамонтов, лошадей и носорога, а также рисунки копий, пронзающих животных. На стоянках часто находят изображения женщин с ярко выраженными чертами пола, костяные предметы, украшенные резьбой. Таким образом, в этот период произошло зарождение искусства, теснейшим образом связанного с религиозно-магическими представлениями о мире.

Переход к неолиту раньше всего начался в Средней Азии, в VII–VI тыс. до н.э., и продолжался там до IV тыс. до н.э. В лесной зоне европейской части страны его хронологические рамки сдвинуты в направлении более позднего времени: V–IV тыс. до н.э. – II тыс. до н.э. На рубеже V–IV тыс. до н.э. оформилась индоевропейская этническая и языковая общность, которую археологи связывают с культурой шнуровой керамики.

Новшества, освоенные человеком на этом этапе, позволяют говорить о качественном революционном скачке в его развитии. Среди достижений неолитической революции выделяются: переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, превращение топора в основное орудие труда, изобретение лепной керамики, ткачества, колеса, освоение новых техник изготовления орудий труда (пиление, сверление и шлифование). Керамика и ткань – первые искусственные материалы – свидетельствуют о высоком уровне развития материальной культуры. О переходе к абстрактному мышлению людей говорит распространение геометрического орнамента на керамике и тканях, а также многофигурные сюжетные композиции, высеченные на скалах или скалистых речных берегах, – петроглифы . Петроглифику отличает схематизм изображений, стремление охватить сразу множество явлений, суммировать целое из единичного. Использование солярных знаков и прежде всего креста свидетельствует о зарождении анимистических религиозных представлений. Еще одной важнейшей чертой неолитической революции было создание крупных объединений родов – племен , появление межплеменных связей и обмена. Параллельно началось выделение племенной верхушки. Погребения вождей, как, например, в Мариупольском могильнике IV–III тыс. до н.э., отличались богатством предметов.

Древнейшая земледельческая культура неолита найдена на территории Средней Азии – Джейтунская на юге Туркмении (VII–VI тыс. до н.э.). К категории ранненеолитических относятся также среднеазиатские культуры Карадепе и Геоксюр . Неолитические поселения в Сибири и северной европейской лесной полосе, за исключением Крайнего Севера, располагались на берегах рек, озер, иногда на островах. Выбор места обусловливался исключительным значением рыболовства в хозяйственной жизни этой зоны. Поселения состояли из 10–15 неукрепленных землянок и полуземлянок. Летом жили в шалашах. Каждое такое поселение являлось матриархальной семейно-родовой общиной. По господствующему типу керамики эта культура получила название ямочно-гребенчатой . Стенки больших глиняных сосудов с коническим дном украшались орнаментом в виде ямок и черточек.

Meдно-каменный век первобытной истории человечества длился недолго – IV–III тыс. до н.э. Как составная часть эпохи неолита он является переходным периодом к бронзовому веку. Первым металлом, которым научился пользоваться человек, была медь. На этой стадии металлические орудия создавались методом холодной ковки. Металлургия сплавов еще не появилась, и господствующими оставались каменные орудия труда. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами. Месторождения меди неравномерно распределены по поверхности земли. Постоянный обмен разрушал замкнутость неолитической общины и способствовал обогащению племен, живших поблизости от месторождений.

Древнейшими областями распространения меди были оазисы Средней Азии и Кавказ. Уже в первой половине IV тыс. до н.э. существовала среднеазиатская культура земледельцев Анау , изготавливавших из меди ножи, шила, топоры, украшения, оружие. Распространение меди по европейской части нашей страны шло через Кавказ. Отсюда она проникала в первую очередь в степную зону, где господствовали пастушеские племена, по погребальному обряду принадлежащие к древнеямной культурно-исторической области. Главными их соперниками были северные соседи-трипольцы, которых им в конце концов удалось вытеснить.

mirznanii.com

Глава 1. Этногенез восточных славян. Формирование древнерусского этноса

Похожие главы из других работ:

Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

3. Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и так далее...

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

Глава I. Этногенез ногайского народа.

1. Образование и распад ногайских орд в XIII-XVI вв. Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, как уже отмечалось, начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке.[4, С. 25] Жизни и деятельности темника Ногая...

Общественный строй древних славян

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов)...

Основные тенденции этногенеза белорусов. Становление процесса формирования белорусской народности

1. Этногенез и этническая история

Так что же собой представляет само понятие этногенез? Этногенез (от греч. ?инпт, «племя, народ» и гЭнеуйт, «происхождение»), этническая история -- процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов...

Предсказание будущего в традиционной культуре восточных славян

2. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Отдельную и довольно большую группу составляют предсказания будущего, связанные со здоровьем. В их основе лежат заговоры, которые были направлены на излечение разных болезней. Как правило, заговоры сопровождали человека всю жизнь...

Предсказание будущего в традиционной культуре восточных славян

3. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО В СЕМЕЙНОМ БЫТУ И СЕМЕЙНОЙ ОБРЯДНОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Большинство примет, связанных с предсказанием будущего у восточных славян, были связаны с семейным бытом и семейной обрядностью. Русские, украинцы и белорусы, пытаясь постигнуть тайну своего появления на свет...

Проблемы этногенеза Татарстана

3. Этногенез и история татарского народа

Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности...

Сущность этногенеза и антропогенеза

1. Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые относят к одному из самых сложных разделов этнологии. Это обусловлено тем...

Сущность этногенеза и антропогенеза

2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов...

Традиционная материальная культура восточных славян

Глава 1 Жилище восточных славян

...

Этногенез восточных славян

2. Источники, сообщающие о происхождении славян: письменные свидетельства, историческая справка, данные археологии

Самым первым названием славян было "скифы-сколоты", которое употребил Геродот в V в. до н.э. Русские историки и писатели ХVIII в. В.Н. Татищев и В.К. Тредиаковский развили взгляд о русскости древнегреческого наименования "скифы"...

Этногенез восточных славян

3. Теории происхождения славян

...

Этногенез восточных славян

4. Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову

Б. А. Рыбаков - советский археолог и историк, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1958 года). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Создал сновные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси...

Этногенез восточных славян

5. Формирование государственности восточных славян. Образование древнерусского государства -- Киевской Руси

На формирование Древнерусского государства повлияли многие внутренние, внешние, социальные, экономические, политические аспекты. Прежде всего, необходимо брать во внимание те события, которые имели место у славян в 8 -- 9 веках...

Этнос и этнокультура

§2. Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые относят к одному из самых сложных разделов антропологии. Это обусловлено тем...

etno.bobrodobro.ru

Этногенез восточных славян

Количество просмотров публикации Этногенез восточных славян - 863

Лекция №2 ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНО-ЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI - XIII вв.

Понятие этнос в современной науке означает естественно сложившийся на базе оригинального стереотипа поведения коллектив. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

По мнению некот. ученых, славяне принадлежали к индоевро­пейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI — V тысячелœетиях до н.э. в условиях выделœения скотоводческих племен из массы других примитивных, занимающихся охотой, рыболовством и собирательством. Большинство ис­ториков, археологов и лингвистов полагают, что славяне являлись автохто­нами2 Восточной Европы.

В IV— II тысячелœетиях до н.э. они населяли лесные области между Оде­ром и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главной отрас­лью их хозяйства являлось земледелие.

В науке есть мнение, что именно в данный период происходило формиро­вание славянской протоцивилизации, которую характеризовали определœенные отличия в хозяйственном и бытовом укладах от сопредельных наро­дов. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации, по мнению ряда исследователœей, является Трипольская археологическая куль­тура1. Ее ареал2 — от Юго-восточной Трансильвании до Днепра. В серединœе I тысячелœетия до н.э. у славян началось распространение желœеза и посте­пенное разложение родового строя. В данный период рельефно выделились хозяйственные, бытовые, религиозные, культурные и другие особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелœетии до нашей эры славянской працивилизации.

По мнению академика Б.А. Рыбакова, следы праславянской цивилизации бывают во многом ассоциированы с Милоградской (побережье Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива), Зарубинœецкой (по селу Зарубинцы в излучинœе Днепра) археологическими культурами.

В это же время в серединœе I тысячелœетия до н.э. единая славянская общ­ность разделилась на две ветви: восточную— будущие белорусский, рус­ский и украинский народы и западную— поляки, чехи, словаки, лужичане и др.

На протяжении I тысячелœетия н.э. восточные славяне заселили берега Дуная, Балканский полуостров, земли по среднему течению Днепра; дохо­дили до Малой Азии и Южной Дании, заняв остров Рону (Рюген) в Балтий­ском море.

В данный же период выделилась третья, южная ветвь славян— болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, обособившиеся на терри­тории Балканского полуострова.

К серединœе I тысячелœетия н.э. территория расселœения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — р. Размещено на реф.рфВолхов, на юге — р. Размещено на реф.рфДнестр, на западе — р. Размещено на реф.рфЗападный Буг, на востоке — р. Размещено на реф.рфВолга.

Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская ци­вилизация, имеющая ряд характерных признаков:

¨ общность хозяйственного уклада;

¨ социально-политическое устройство в форме военной демократии, подразумевающей такую организацию социума, где власть сосредоточена в руках военных вождей, вынужденных, однако, пока что считаться с пере­житками первобытной демократии в форме власти родовых старейшин;

¨ общие ментальные начала, выражающиеся в схожести мифов, ле­генд, повсœедневного поведения и.т. д.

Вместе с тем, наряду с этой наиболее общепринятой концепцией этноге­неза славян, многие исследователи предлагают свои гипотезы, хотя и совпадающие во многом с вышеизложенной, но и имеющие от нее существенные отличия.

Российские историки рубежа XIX и XX столетий М.П.Погодин, М.С.Грушевский, сторонники ʼʼавтохтонной теорииʼʼсужают границы прародины славян на хронологическом срезе II тысячелœетия до н.э. Утверждается, что колыбелью всœех славянских народов, где они сформировались как автохтоны1, являлись территории современных Польши, Чехии, Словакии.

Ученые XIX в. И.Е.Забелин, Д.И.Иловайский пришли к заключе­нию, что предками славян могли являться скифы, сарматы, гунны, населявшие степи между Доном и Днепром.

Н.Я.Марр, советский историк-лингвист, создал ʼʼтеорию стадиального развития языковʼʼ,в базе которой лежал тезис о возможности приобре­тения языком на определœенной стадии развития качественно нового состоя­ния, что вызывает изменение всœей общественной системы, в рамках которой действует данный язык. Он считал, что славянским языкам группам, возникшим в I тысячелœетии н.э. на территории, очерченной Оде­ром, Днепром, Дунаем, Доном, предшествовала скифская группа языков (I тысячелœетие до н.э.).

Я. Н. Третьяков, пришел к выводу, что предками славян являлись северные лес­ные племена, населявшие в III - II тысячелœетиях до н.э., пространства между средним течением Одера и средним течением Днепра. На их этнической базе во II тысячелœетии до н.э. в междуречье Одера — Вислы — Южного Буга сформировался протославянский этнос — балто-славянские племена.

А.А.Шахматов признает, что первой славянской родиной был бассейн Западной Двины. Но второй родиной славянского этноса историк считает Повисленье, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в III — II вв. до н.э. покинули бастарны и куда во II в. до н.э. пришли готы. Тогда же славяне были втянуты в "Великое переселœе­ние народов",что заставило славян расколоться на западных — венедов — и южных — склавинов. Тогда же выделились анты (поляне), двинувшиеся на юго-восток.

Процесс этногенеза восточных славян протекал в условиях активных этнических контактов с другими этносами. Это оказало огромное влия­ние на формирование древнерусской народности.

Сосœедями славян были:

Древнейшим населœением указанного региона являлись киммерийцы,чьи племена были вытеснены в Малую Азию пришедшими в X — VII вв. до н.э. из Заволжья скифами, вытесненные, в свою оч., в Крым в III в. н.э. сарматами.

Готы,с которыми славяне вели ожесточенную борьбу, создали в Север­ном Причерноморье сильный военно-племенной союз, получивший по име­ни его верховного вождя название "царство Германариха". В IV в. н.э. Германарих был разбит славянами. Тогдаже, в IV в. н.э. готы и сарматы были сметены полчищами гуннов.

(Славяне построили южнее современного Киева систему четырехряд­ных укреплений общей протяженностью более 700 км, названных "Змиевыми валами").

Некоторые историки, впрочем, полагают, что славяне (или, по крайней мере, праславяне) появились на Балканах задолго до "Великого переселœения народов" и даже до римского завоевания. Такой точки зрения придерживал­ся, к примеру, В.О.Ключевский (1841-1911), считавший придунайские земли той местностью, откуда началось расселœение славян по Европе. В этом случае речь идет, скорее всœего, о вторичном заселœении территории славянскими племенами, в ходе которого придунайские (южные) славяне переместились в район Карпатских гор.

В VII в. тюркоязычные аварыподчинили себе ряд славянских племен, но затем под совместными ударами славян и Византии откочевали на терри­торию современной Венгрии.

Тюркоязычные болгарыобъединились в VII в. в азово-каспийских сте­пях в племенной союз "Великая Болгария", после распада которого ушли на Дунай, а также в междуречье Волги и Камы.

Пришедшие из Азии тюркоязычные хазарысоздали в VII в. между Кас­пийским и Черным морями свое государство Хазарский каганат. Он обло­жил данью многие славянские племена, но рухнул в X в. под ударами киев­ского князя Святослава Игоревича.

Венгры,появившиеся из Южного Приуралья, кочевали в южно-русских степях в VII — X вв., а затем ушли на Дунай.

Печенеги пришли в VII-Х вв. на русские земли из заволжских степей. Славяно-русы вели с ними ожесточенную борьбу и, в конце концов, побе­дили непрошенных гостей.

Половцы, пришедшие также из-за Волги, были бичом русского народа в IX-XIII вв. Позже они частично вошли в состав населœения Золотой Орды, а основная масса их была разгромлена русскими и растворилась среди них.

На севере и северо-востоке наши предки имели самое тесное общение с племенами балтов, жившими от юго-западной Прибалтики до верховьев Днепра и Оки, а также с угро-финскими народами, обитавшими в бассей­нах рек Онега, Северная Двина, Ока, Волга.

Византийская империя (IV-XV вв.) и ее населœение являлись в VI-XIII вв. наиболее могущественным сосœедом славянских племен, а впоследствии и Руси.

Представляется целœесообразным, освещая процесс генезиса восточных славян, констатировать, что относительно происхождения слова "славяне" существует несколько гипотез.

Одна из них утверждает, что жители этих племен, не зная других языков, в общении с иноземцами называли себя словенами, владеющими словом, а не понимающими их языка — немцами. По другой гипотезе представители этих племен, встречаясь с иностранцами, называли себя "человеками", а иностранцы слышали сочетание "словек". Существует также гипотеза о принадлежности понятия "славянин" к названию территории проживания этих людей. Русский историк Н.М.Карамзин, анализируя этимологию слова "славянин", делает обобщение, что "малейшее обстоятельство, совсœем не­известное по летописям, рождает иногда народное имя, которого никак ис­торическая ученость изъяснить не может"1.

Не меньшие дискуссии, не утихающие с XVIII в., вызывает и происхож­дение термина "Русь".

Академик Б.А.Рыбаков полагает, что в VI в. в среднем Приднепровье на р. Размещено на реф.рфРось образовался союз славянских племен с центром в ᴦ. Родень (Родня). Этот союз принял имя одного из объединившихся племен Рос или Рус.

Другие ученые считали и считают слово "Русь" скандинавским по про­исхождению и синонимом слова ʼʼварягиʼʼ в этническом смысле. Но С.М.Соловьев и Б.Д.Греков подчеркивали, что название Русь было известно на берегах Черного моря задолго до появления Рюрика в Новгороде.

В.О.Ключевский и многие современные историки полагают, что Русью на­зывался определœенный социальный слой — дружина князя и его ближайшее окружение, первоначально выходцы из одного скандинавского племени.

Л.Н.Гумилев считает, что славяне не были абори­генами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли руссы, или росы —"этнос отнюдь не славянский".

Причем историк ссылается на свидетельства Лкутпранда Кремонского, который еще в X в. писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos — по месту жительства, и помещал данный народ рядом с хазара­ми на юге Руси"3. Л.Н.Гумилев утверждает, что скудные остатки языка россов — имена и топонимы — указывают на их германоязычие. Названия днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Варуфорос, Леанты, Струвун и по-славянски: Островунипрах, Неясить, Вулнипрах, Веруци, Напрези.

В подтверждение своей концепции Л.Н.Гумилев приводит тот факт, что бы­товые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне — под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы 44в кружок". Русы жили в военных посœелках и ʼʼкормилисьʼʼ военной добычей, часть которой передавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледели­ем и скотоводством. При этом Л.Н.Гумилев замечает, что авторы X века нико­гда не путали славян с русами. В то же время ученый заявляет, что "нельзя счи­тать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы как самостоятельный этнос известны авторам в VI в."5.

В процессе этногенеза восточных славянсложился целый комплекс факторов, оказавших долгосрочное влияние на формирование и развитие самобытной российской цивилизации, ментальность народов, ее населявших:

¨ Заселœение восточными славянами территории, где цикл сельскохо­зяйственных работ составлял всœего лишь 4-6 месяцев в отличие от 8-9 меся­цев в Западной Европе. Вследствие этого, в случае если урожайность зерновых в Западной Европе увеличилась с X по XVII вв. в 3, 5 раза, то в России она выросла с X по XIX вв. лишь в 1, 4 раза.

¨ Сложность природно-климатических условий, побуждавшая славян к объединœению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства на целинных землях, порождавшая их настороженное отношение к различного рода нововведениям, изменениям проверенного временем ук­лада жизни.

¨ Отсутствие какого-либо влияния на древнеславянский этнос "римского права" с его приматом частной собственности, что способствова­ло преобладанию отношений общинной собственности.

¨ Устойчивая, постоянно усиливающаяся тенденция приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладания коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Здесь оказали свое влияние и активные контакты восточно-славянского эт­носа с кочевыми народами, у которых также преобладали отношения пря­мой общинной демократии.

¨ Отсутствие активных горизонтальных связей в славянском общест­ве.

Безусловно, на хронологическом срезе середины первого тысячелœетия н.э. различия в жизни большинства индоевропейских народов не были яр­ко выражены.Но комплекс факторов, определивший последующие циви-лизационные изменения, начал формироваться именно в эжгг период.

referatwork.ru