Имена древних земледельцев. Геродот о праславянских племенах.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обратная связь. Имена древних земледельцев


Геродот о праславянских племенах. | Русский след

reki-skifii

Поиск предков Руси, ведут нас через множество археологических культур, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий, к далёкой скифской эпохе.

В археологических культурах отражены периоды подъёма и времена упадка, связанные с войнами, нашествиями кочесников-степняков, но неизменным центром предков Руси остаётся исторический центр Поднепровья, пролегающий по Днепру-Борисфену и ставший ядром Древней Руси с центром в Киеве.

Роль скифов в древней истории славян давно интересовала историков. Летописец Нестор, упоминая славянские племена между Днепром и Дунаем, добавил, что они проживали на земле, называемой Великой Скифией.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Чернолесская археологическая культура

Чернолесская археологическая культура — X — VIII вв. до н. э.

Северная часть Скифии Геродота совпадает с восточными областями славянской прародины, по археологическим и лингвистическим данным совпадает с ареалом архаичных славянских гидронимов, с ареалом Чернолесской археологической культуры, относящейся к X — VIII вв. до н. э., и относящейся к переходному периоду от бронзового к раннему железному веку.

karta-herodotos_finno-ugrians

Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, в VI -V вв. до н. э., Геродот чётко отмечает и внешние, и культурные, и языковые различия между живущими на этой территории племенами, объединёнными одним общим названием — скифы, данным им греками. Геродот определяет регионы проживания скифских племён и даёт им краткую характеристику, опираясь на свои впечатления и сведения, полученные из других источников. Собственно скифским регионом проживания Геродот называет земли на Нижнем Днепре и в Приазовье, а также земледельческий регион на Среднем Днепре, где жили скифы-пахари или борисфениты, и Левобережье Днепра со смешанным населением (гелоны, будины, часть борисфенитов).

karta-gerros

Описывая Скифию, Геродот сообщает нам первые сведения о прото-славянах, живших на указанных выше территориях в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э.

1. Геродот считал своих современников, «скифов-земледельцев», «скифов-пахарей» и «борисфенитов», торгующий хлебом через порт в Ольвии, одним земледельческим народом.

2. Борисфен -Днепр — главная река «борисфенитов». Земля борисфенитов тянется вдоль правого берега Борисфена от Пантикапы- Ворсклы на 11 дней плавания вверх до устья Ирпеня или Тетерева.

3. Соседи борисфенитов: на северо-западе — невры (тоже протославяне), на востоке – гелоны и будины, занимающиеся земледелием. На Левобережье Борисфена и на юге живут скифы-кочевники.

4. Геродот о мифической истории «борисфенитов» — средне-днепровских Земледельцев рассказывает легенду о происхождении «скифов» – земледельцев, почитавших священный плуг, золотую чашу и ярмо, ведущих свой род от царя Таргитая и трёх сыновей Кола-ксая, Липо-ксая и Арпо-ксай. Самоназвание скифов — «сколоты» (с-коло-ит) по имени их общего царя всех скифских племен — Колаксая (Коло-царь).

Эта легенда земледельцев-«борисфенитов» совершенно отличается от легенды о происхождении скифов кочевников Левобережья и Нижнего Днепра, ведущих свой род от Геракла и Ехидны (змееногой богини), у которых родились три сына — Скиф, Агафирс и Гелон.

5. Геродот не причисляет земледельцев-«борисфенитов», почитателей плуга, чаши и ярма к степным скифам-кочевникам, которые не возделывают землю, не сеют и не пашут.

6. Сколоты по мифам племён скифов кочевников Левобережья и Нижнего Днепра — это потомки Зевса и дочери божества реки Борисфена. Термины «сколоты» и борисфениты» — равнозначны, эти племена родственны между собой.

7. Данные археологии подтверждают наличие в лесостепной зоне Правобережья Днепра четырёх земледельческих археологических групп памятников. Самая обширная из них Киевская группа — простирается по реке Днепр — от Ворсклы до Тетерева «на 11 дней плавания».

8. Земледельческие племена «борисфенитов» и «сколотов» испытывали сильное влияние всей разнообразной скифской культуры (обычаи, одежда, божества…), что делало их внешне похожими на скифов. Греки не различали скифские племена и не видели между ними никакой разницы, и только Геродот впервые дал грекам множество сведений, фактов и рассказов о скифах.

9. Данные лингвистики доказывают, что все архаичные гидронимы (названия рек и озёр) Среднего Приднепровья, относящиеся к I тысячелетию до н. э. имеют праславянские корни, значит и всё Среднее Поднепровье входило в границы славянской прародины.

10. Антропологами установлено сходство внешнего облика населения скифского времени (I тысячелетия до н. э.), черняховской культуры (II-IV века), жителей союза восточных славян на юго-западе нашей страны в VI веке и средневековой Руси (с IX по XVII в.в.). (Работы историка и антрополога Герасимова)

11. Праславянский фольклор в Скифии Геродота. Праславяне обитали в Среднем Поднепровье, как в до скифское, так и скифское время, соответствующее времени античности древней Эллады и других стран Средиземноморья. Сложившийся в Среднем Поднепровье в античные времена русско-украинско-белорусский, то есть праславянский фольклор, в котором главными героями были Кола-ксай (Коло-царь) — Солнце-царь и сказочный герой царевич Светозар, Зоревик (Заря от ведического Сурья), князя Красное Солнышко — былинный эпитет киевского князя, вполне сочетается с рассказами Геродота о мифах и легендах скифов. Можно провести множество мифо-эпических параллелей между записями Геродота и праславянскими сказаниями о трёх царствах, из которых солнечный герой получает золото. Геродот сохранил имя мифического родоначальника сколотов – Тарх Тарахович, сказания о волшебном плуге, золотой чаше (у кельтов — Грааль) и ярмо. В славянском фольклоре с античных скифских времён, ведущих свой род от прародителя скифских царей Таргитая (Тарг(х)-царя) так и осталось имя русского былинного богатыря, праотца царей — Тарх-Тархович, или Бык-Быкович.

12. Геродот рассказал о богах Скифии, религиозных обрядах, обычаях и традициях скифов, заметив, что «скифские боги гораздо древнее греческих»

0-tolstaya-mogila-scythian_gold_pectoral

Скифская царская пектораль из кургана Толстая могила (Украина). Стилизованное изображение Змеиных валов, защищающих мирную жизнь селян, земледельцев «борисфенитов» и «сколотов» от нападения врагов.

Обрядовые изображения скифских божеств символически отображены в старинных великорусских вышивках, а в обрядах погребения славян есть элементы древних античных обрядов – могильный холм, тризна по усопшему, обряды 3, 9, и 40 дня и др. Народные славянские ежегодные обрядовые земледельческие праздники соотносятся с античными скифскими сказаниями земледельцев «борисфенитов» и «сколотов». Например, выковывание ритуального плуга, блестящего, как золото, праздник первой борозды; во времена бедствий, вокруг деревни священным плугом вспахивалась ритуальная борозда, как оберег, призванный защитить села от всех бед, несчастий, мора и неурожаев. Античные верования земледельцев «борисфенитов» и «сколотов» со временем превратились в устойчивые языческие обряды и народные обычаи древней Руси.

1-v-n-e-kozy

Бытовавший у скифов-земледельцев обычай определения правоты спорящих при помощи раскаленного железа, когда «золотой» металл виновного обжигал, а правый мог взяться за него, восходит к античной скифской легенде о царе Таргитае, который поделил царство между тремя сыновьями. В скифской легенде говорится, что золотые предметы чаша, плуг и ярмо, упавшие с неба обжигали руки двум братьям, и взять их мог только младший царевич — Колоксай, который и унаследовал Скифию от отца-царя Таргитая. С тех пор скифы земледельцы называли себя «сколоты», то есть потомками царя Колоксая.  Именно, расселившиеся по западной Европе в III-II тысячелетии до н.э. земледельческие скифские племена-сколоты (англ. skolot или skolt), сохранили своё самоназвание, в виде kelt — кельт.

karta-migracij-indoevropejcev-4000-1000do-n-e

Интересно, что у кельтов-валлийцев, называющих себя кимрами (от киммерийцы, родственные скифам племена), сохранился скифский обычай определения судьями правоты спорящих при помощи раскаленного железа, а также обряды курганного захоронения, описанные в книге Франсуазы Леру «Кельты», где она пишет:

«Котёл правды» представлял собой: «серебряный сосуд из серебра и золота, позволявший различать правду и ложь; его наливали кипящей водой и погружали в нее руку подсудимого. Если тот был виновен, рука его оказывалась ошпаренной. Если же на нём не было вины, то это не причиняло никакого вреда. Ибо язычники более всего доверяли трём вещам: котлу правды, дереву и прикосновению к раскалённому жертвеннику».

«Ирландия была пуста в течение тридцати лет после Партолона, пока не пришёл Немед, сын Агномана, из греков Скифии, вместе со своими четырьмя вождями, которые были его сыновьями.»

В восточнославянском фольклоре сохранилось много сказок о трёх царствах — медном, серебряном и золотом, во главе которых стоят трое братьев. Золотое царство после всех сказочных приключений всегда достается младшему брату.

zmeinye-valy

В древнем эпосе Среднего Поднепровья сохранилось много преданий о мифических кузнецах, кующих первый на земле, огромный сорока пудовый плуг, которым можно вспахать глубокие борозды и Змеиные валы, «завбiльшки як церква».

В древнерусском фольклоре кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в нее змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Русского (Чёрное море), разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовется до ныне Кожемяками.

Змеиные валы или змеевые валы с античных времён сохранились и доныне во многих областях Украины, как памятник оборонительных сооружений, защищающий город от степных кочевников. Неизвестно кто и когда построил мощный земляные валы, с глубоким рвом у подножия, валы обращенные фронтом к диким степным просторам. Строились Змеиные валы вручную, на строительство одного гигантского вала могло уйти от 20 до 30 лет. Местами сохранилась высота Змеиного вала равная 12 метрам. По объёму работ и усилий, затраченных на строительство, змеиные валы можно сравнить со строительством египетских пирамид.

Снаружи, с юга валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. Вдоль внутренней стороны Змеиного вала располагались сторожевые сёла, в которых селились войны, несущие охранную службу в государстве, прообраз Казачьих поселений, охраняющих южные границы России. Вооружённые войны могли отразить первые атаки врагов-кочевников, остановить их грабительский набег и, зажигая сигнальные костры на башнях, предупредить город об опасности, дать возможность городской военной дружине собраться и выступить, приготовиться к бою.

zmeinye-valy-vokrug-kieva

Остатки Змеёвых валов сохранились и сегодня по рекам Вить, Рось, Трубеж, река Красная, Стугна, Сула, и др.

Змеёвы валы— народное название древних оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева, строили предположительно в античные времена — со II века до н. э. по VII век н. э.

Змиёвы валы по времени создания соответствуют существовавшим здесь славянским археологическим культурам:

Зарубенецкой археологической культуре (III — II в. до н. э. — II в. н. э.), обнаруженной в селе Зарубинцы, Монастырищенкского района, Черкасской области. Зарубницкая культура была распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье от Березины на севере, до Тясмина на юге, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, на территории Западной и Центральной Украины, на юге и востоке нынешней республики Беларусь, о до Владимира.

Черняховской археологической культуре, II-IV века, существовавшей на территориях Украины, в Крыму, Молдавии и Румынии

Пеньковской археологической ранней средневековой культурой славян VI — начала VIII века, распространённой на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области.

Сибирская коллекция Петра Великого. Тайны Шигирского идола

ru-sled.ru

Один день земледельца в Древнем Египте. Меня…

Один день земледельца в Древнем Египте.

Меня зовут Азибо. Это переводится как земля. А я и есть земледелец. Труд наш кормит весь Египет: и фараона, и вельмож, и воинов и, даже, сборщиков налогов, которые забирают у меня большую часть урожая. Остаётся нам на семью совсем немного выращенного зерна, ещё меньше мяса. Вот и сегодня, когда я проснулся рано утром в своей тростниковой хижине, пришлось позавтракать одной ячменной лепёшкой, испечённой в горячей золе. Испечь её было просто: в центре нашей хижины находится очаг, на полу лежат циновки, вдоль стен стоят глиняные кувшины с продуктами. Вот и весь нехитрый скарб, так что, уходя в поле, мы не закрываем свою хижину – брать у нас нечего. Правда у меня есть красивые амулеты от злых духов. Я их выменял на муку и зерно у искусных ремесленников, но они всегда со мной – оберегают меня от разных напастей.После завтрака мне надо идти в поле. У нашей семьи небольшой земельный надел, на нём мы выращиваем ячмень. Это нелегко. Сначала мы прокопали каналы от Нила к полю, чтобы урожай не погиб от засухи. Так делают все крестьяне в Египте. Если посмотреть сверху на нашу страну, она напоминает шахматную доску, разделенную на неровные прямоугольники – поля. Затем мотыгами взрыхлили эту землю, засеяли ячмень. Почти в рост человека стояли злаки. Захватив левой рукой пучок колосьев, я быстрым движением правой руки срезал их деревянным серпом с каменным лезвием. А сегодня я буду его молотить, что бы получить зерно. Я взял быков и привёл их к утоптанной земляной площадке. На землю я насыпал срезанные колосья ячменя и пустил на площадку быков. Своими копытами они выбили зерно из колосьев. Я собрал зерно и ссыпал его в глиняный кувшин. Так я работал весь день. Почти весь ячмень увезут в круглое здание из кирпича - царские и храмовые кладовые. Эти амбары - настоящие сейфы. В пробитые на крыше отверстия ссыпается моё зерно. Мне останется совсем немного. Но у нашей семьи есть маленький огородик, там растёт салат, огурцы, петрушка, бобы, горох, дыни, чечевица. Вечером усталый я вернулся домой. На ужин к лепёшке добавились вяленая рыба, финики, инжир и виноград. Мы с семьёй рассказали друг другу о прожитом дне и легли спать.Так жили простые земледельцы в Древнем Египте.

galtena.livejournal.com

ДРЕВНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

1. Возникновение земледелия. Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.  Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.  Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.  Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.  Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.  2. Одомашнивание животных и скотоводство. Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.  Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.  3. Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.  В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.  4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.  В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.  Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.  Сквозь века эволюции, человечество сохранило понятие станка. И в наши дни они пользуются огромной популярностью и спросом. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.  5. Соседская община. Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины. Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.  Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и 'удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.  6. Выделение знати. Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.  Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.  Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.  Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

 

 ...  5

По любым вопросам и предложениям

Тут будет инфа

labook.com.ua

Боги эпохи земледелия

С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Многое в культе славян заимствовано у соседних восточных кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни.

Даждьбог

Несколько столетий одним из самых почитаемых на  Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как - Щедрый бог. Символ - Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он — веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака и прилежно обслуживается при-дворными и очень красивыми девами.При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается.

Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары.Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога.

Хорс

Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом Солнца был Хорс.  Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от вечного света: «Вещь бо есть солнце свету»  («Солнце только воплощение света»).Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском.  С культом Хорса  были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать за-жжённые колеса, также символизировавшие светило.Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симорг) – крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ – Мировое дерево. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле – защитнике посевов – как о чудесной собаке легко объяснимо:  реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.

Лада, Леля и Макошь

Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля.  Они подобны безымянным Рожаницам – спутницам Рода; сопоставление с мифологией других народов позволяет утверждать, что богини были матерью и дочерью.Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Ее имя повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!".

Ладу называли «матерью Лелевой». Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах связанных с детством: "ляля", "лялька" -  кукла и обращение к девочке; "люлька"; "лелеко" – аист, приносящий детей; "лелеять" – заботиться о маленьком ребенке.

Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками.

К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) – богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще – Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.

Велес и Морена

Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос).  Бог торговли и зверей. Также известен как - Хранитель стад. Символ - сноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза. Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и договоры приве-дены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей. Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель доспехов.С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, а с развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по прежнему богом мертвых.  Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В древней Руси Велес был покровителем купцов.

Во многом схожа с Велесом Морена (Марена) – богиня мира мертвых (ее имя имеет общий корень со словом смерть и мор) и плодородия земли. След ее культа у славян прослеживались до недав-него времени: Марой или Мареной называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Представления о Морене как царице иного мира, подательнице благ, сохранилось и в русских сказках, где она называется златокудрой царевной Марьей Моревной.

Источник Astrostar.ru

horo.qip.ru


Смотрите также