Хронологические рамки древнего китая. Литературные памятники как источники по истории Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хронологические рамки и периодизация. Хронологические рамки древнего китая


Литературные памятники как источники по истории Древнего Китая

Письменная традиция в Древнем Китае

Среди современных исследователей древнекитайской культуры нет единства взглядов по вопросу о том, в какой форме передавались первоначально древнейшие историко-повествовательные, религиозно-обрядовые, философские и другие тексты, какие источники — устные или письменные — играли решающую роль в процессе их сложения. Некогда О. Франке выступал с утверждениями, что в эпоху Шан (2-я половина II тыс. до н.э.) и в периоды Западного и Восточного Чжоу (начало I тыс. до н.э.) письменность не получила сколько-нибудь широкого распространения, что в те времена единственной формой письменности были гадательные и документальные надписи на костях домашних животных, щитах черепах, бронзовых сосудах и колоколах. По его мнению, отсутствие портативного писчего материала делало невозможным запись сколько-нибудь крупных литературных произведений.

Бамбуковые книги

Китайская рукопись на бамбуковых палочках, периода Воюющих царств (475-221 гг до н.э.)

Китайская рукопись «Шицзина» на бамбуковых планках, периода Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.)

Подобное мнение о древнекитайской письменной традиции вступает в конфликт с фактами. Исследователи высказывают предположение, что наряду с дошедшими до нас надписями на гадательных костях и бронзовой ритуальной утвари в эпоху Шан и в начале эпохи Чжоу были распространены тексты с иным содержанием, которые не сохранились, так как были записаны на бамбуковых и деревянных планках. Как свидетельство обоснованности данного предположения может быть отмечено то, что в иньских гадательных надписях представлены пиктографические обозначения в виде схематических изображений связки бамбуковых или деревянных планок. Что касается периодов Западного и Восточного Чжоу, то свидетельства различных нарративных источников не оставляют и тени сомнения в том, что бамбук был тогда широко известен как материал для письма. В одной из песен «Шицзина», описывающей дальний поход, сказано: «Разве не думаем мы о возвращении домой? Но страшимся приказа на бамбуковых планках». «Яньцзы чуньцю» упоминает о том, что в VII в. до н.э. при составлении документальных записей использовали шелк и бамбук. В рассказах «Цзо-чжуаня», относящихся к середине VI в. до н.э., встречаются сведения о том, что бамбуковые планки служили писчим материалом для хронистов разных царств. В одном из них говорится: «Я провинился перед моим государем, но раскаянием ничего не достигнешь: ведь мое имя попало в записанные на бамбуковых планках хроники правителей…»

Для истории древнекитайской письменной культуры большой интерес представляет находка в 1957 г. в гробнице чуского правителя в окрестностях Синьяна (пров. Хэнань) нескольких десятков бамбуковых планок, на одной стороне которых вертикальной колонкой были написаны иероглифы. Для синьянской гробницы некоторые историки предлагают достаточно раннюю датировку — VII-V вв. до н.э. По предварительным исследованиям, там был записан связный этико-политический текст конфуцианского направления. Синьянскую находку можно считать первой подлинной бамбуковой «книгой» чжоуского времени, найденной археологами.

По синьянской находке можно судить о некоторых внешних особенностях несохранившихся чжоуских «книг». Каждая бамбуковая «страница» содержала от 30 до 40 иероглифов, выведенных писчей кистью. Возможно, что в позднечжоуское время существовал особый тип «книжного» письма. По крайней мере современные исследователи отметили, что начертания иероглифов на синьянских бамбуковых планках, на чжаньгоском шелковом свитке из Чанша, содержащем календарно-астрологические тексты, и на нефритовых пластинках из-под г. Хоума (пров. Шаньси) с текстами клятв обнаруживают очевидные черты сходства. Данные археологии и свидетельства древних нарративных источников указывают на то, что изготовление бамбуковых «книг», а также их распространение не требовало, как иногда утверждают, чрезмерных усилий и затрат. Бамбуковые «книги» с их весьма узкими и тонкими «страницами», сброшюрованными в отдельные связки-главы, были достаточно удобны при различных обстоятельствах. В одном из текстов периода Чжаньго сказано, что Су Цинь, известный дипломат того времени, был вынужден в начале своей карьеры носить свои книги «на плече в коробе». Сохранилось также упоминание о том, что философ Моцзы (V-IV вв. до н.э.), собираясь отправиться «в качестве посла в царство Вэй», «сложил в свои повозки весьма много книг».

Составление датированных записей

Искусство составления датированных записей зародилось в эпоху Шан в среде жрецов аньянского оракула. Регулярно составлявшиеся ими гадательные тексты включали наряду с формулой гадания и сведения о том, как проявились сделанные жрецом предсказания.

Гадальная кость, относящаяся к династии Шань (XIV-XI вв. до н.э.)

Гадальная кость, относящаяся к династии Шань (XIV-XI вв. до н.э.)

К шанской эпохе также относятся надписи на костях, лишенные гадательных формул. Они носят чисто «светский» характер и обычно представляют собой весьма лапидарные рассказы о деяниях вана. Очевидно, в подобных случаях результативная часть гадательного текста давала шанскому писцу готовую форму, которой он пользовался в качестве основы для отдельных фактических сообщений. На это, в частности, указывает способ датировки последних. Некоторые современные исследователи видят в такого рода надписях свидетельство зарождения практики регулярного составления придворными писцами вана текстов историко-документального характера, своего рода архивов.

Это мнение, по-видимому, соответствует действительности, ибо эпиграфические материалы, относящиеся к периоду, непосредственно следовавшему за падением государства Шан и установлением власти династии Чжоу, — а именно тексты надписей на западночжоуских бронзовых ритуальных сосудах открывают картину необычайного роста общественно-политического значения документальных и исторических записей.

О том внимании, которое в этот период уделялось официальным документам, свидетельствует наличие при дворе специальных архивов для их хранения. Так, в «Цзочжуане» читаем: «Некогда Чжоу-гун и Тай-гун были ближайшими помощниками дома Чжоу, они помогали Чэн-вану». Чэн-ван отблагодарил их и подарил им [текст] клятвенного обещания, который был помещен в «палате договоров (мэнфу)».

Бамбуковые планки с иероглифами. Хранятся в музее города Ганьсу, Китай.

Бамбуковые планки с иероглифами.

На вопрос, в чьем ведении находился весь комплекс специальных функций, связанных с составлением документальных и исторических записей (наблюдение за календарем; определение, на каком году правления, в каком месяце и в какой день свершилось событие; наблюдение за материалами государственных архивов, наконец, точное фиксирование фактов), отвечают свидетельства нарративных источников, относящихся уже к восточночжоускому периоду, когда в древнем Китае произош

civilka.ru

Периодизация хронологий древнего Китая

Количество просмотров публикации Периодизация хронологий древнего Китая - 88

1) XVIII-XII век до н.э. Эпоха Шан (Инь). Большое количество памятников материальной культуре, орудия сделаны не только из камня и кости, но меди и бронзы. Начало формирования культа Императора. В XVII веке образовалось государство Шан (сосœеди называли его Инь). Археологические данные свидетельствуют о расслоении общества.

2) XVII-V века до н.э. Эпоха Чжоу (речь идет о восточном и западном регионах).В эту эпоху на территории древнего Китая существовали десятки самостоятельных государств, воюющих друг с другом. Наблюдалось усиление родовой знати, формирование государственной власти. Первое лицо государства – Царь (или Ван) и его советники:

a. Титул первого советника – Великий Наставник(Он занимался делами религии).

b. Титул второго советника – Великий Учитель(Общественные работы, ирригация).

c. Титул третьего советника – Великий покровитель(Военное дело)

Формировались культы:

b. Культ предков

c. Культ императора

d. Культ природы

3) V-III века до н.э. Эпоха Чжаньго (эпоха воюющих царств).В эпоху Чжаньго насчитывается семь крупных царств, появились металлические деньги, состоялся подъем экономики:

a. Желœезное орудие труда

b. Ремесла

c. Шелк

Централизации страны способствовали:

a. Расширяющаяся торговля

b. Иррациональная система

c. Противостояние к кочевникам

4) 221-207 года до н.э. Эпоха государства Цинь.Государство Цинь располагалась в западных границах Китая. В IV веке до н.э. сановник Шан Ян провел очень важные реформы. В III веке государство Цинь побеждает Чжоуи окончательно объединяетсяв период 246-210 года до н.э. Правил один из могущественных императоров – Ин Чжен.

5) 2006 год до н.э. – 9 год н.э. Первая династия Хань.После смерти Цинь Ши Хуанди в древнем Китае вспыхнуло восстание, в результате которого один из его вождей Лю Бан становится императором новой династии Хань.

6) 25 -220 года н.э. Вторая династия Хань.

После 220 года н.э. Китай распадается на три царства – начало средневековья.

§2. Основные достижения китайской культуры

1) Культ предков и культ императора

2) Китайская мифология. Мифы повествуют о небе, перво-предках – культурных героев: император, сановники, вельможи. В эпоху Чжоу окончательно сформировался культ неба(Тянь) и практика гадания.

Инь и Ян –две первопатенции, отделившиеся от хаоса и создавшие весь мир. Размещено на реф.рфИнь - ϶ᴛᴏ теневой, северный, аЯн – освещенный южный. Инь– Женское начало, тьма, вода, смерть… В даосизме именно эти понятия помогут объяснить весь мир. Размещено на реф.рфЯн – мужское начало, солнце, свет, жизнь.

Традиционность и стабильность бытия – главные приоритеты китайской культуры. Боги в представлении китайцев воплощали природные и культурные объекты.

referatwork.ru

Хронологические рамки и периодизация.

Поиск Лекций

Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т. д.

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя[2, с. 337 ].

Наиболее существенной является периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. В ней выделяют пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1) Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. ) 2) Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3) Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.) 4) Империя Хань (III—I вв. до н. э.) 5) Древний Китай в I—III вв. н. э.

Понимание принципов того, как древние китайцы видели мир, оценивали действительность и соотносили себя с природой, необходимо для более полного анализа особенностей культуры данного народа, их искусства и того, что они вкладывали в продукты своей деятельности.

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции [1, с. 612 ]. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае имеет место быть необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей. В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной – мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура – культура следования течению жизни. В Китае «мерой всех вещей» оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась «самотипизация» китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады (однако более чётко эта тенденция выражена в синтоизме). Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье – созерцать гору у ее подножия.

В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя «записанным на бамбуке и шелке». Китайское искусство никогда напрямую не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия – это искусство жизни, тогда жизнь – искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы и Конфуция утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив – художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия «художественность» в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае все виды искусства – одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово «декор» или наименование «китайское декоративное искусство». К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме – одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера.

Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, «идейным» и «безыдейным» искусством, реализмом и формализмом – тех основ, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений – Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада». Любой обыденный предмет имеет символическое значение. Поэтому произведения традиционного китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. Тело воспринимается не как материальная форма, оно – продолжение мыслимого пространства. С 3 в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название «внутренний Китай». Периодизация китайского искусства весьма своеобразна – счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема.

 

 



poisk-ru.ru