Культура древней индии доклад. Реферат: Культура Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Культура древней Индии 8. Культура древней индии доклад


Доклад - Культура Древней Индии

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1 Религия Древней Индии.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т. е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм.

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь — страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» — праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха — норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша — учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или «всеобщей относительности» или» всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т. д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-»Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1—2 век н. э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т. к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т. е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие «цифра», »синус», «корень» впервые появились именно в древней Индии.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также — наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.

Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список литературы

1. Авдеев В. И. «История Древнего Востока», 1948 г.

2. Древние цивилизации — М.,1989

3. Введение в культурологию — М., 1995

4. Культурология — Ростов на Дону, 1995

5. Бонгард — Левин Т. М. «Древнеиндийская цивилизация», — М., 1993.

www.ronl.ru

Реферат - Древняя Индия. - Культура и искусство

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух—в Месопотамии и Египте, — было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом — первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

Исконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой — Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» ( «ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте — их позднее назвали «неприкасаемыми» — были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

Тема:

«Зарождение цивилизаций. Древняя Индия »

Подготовила студентка I курса ФСПО:

Попова Валентина Александровна

2010 г.

www.ronl.ru

Реферат: Культура Древней Индии

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1 Религия Древней Индии.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм

Возможно вы искали - Доклад: Фес

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т. е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Похожий материал - Доклад: Ипатьевский монастырь

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм.

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь — страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» — праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Очень интересно - Доклад: Биляр

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха — норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша — учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или «всеобщей относительности» или» всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т. д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-»Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

Вам будет интересно - Доклад: Могилы гигантов

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1—2 век н. э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

Похожий материал - Реферат: Школы, направления и теории в культурологии

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т. к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

cwetochki.ru

Доклад - Культура древней Индии 8

Введение

Культура Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

В жизнь современной Индии прочно вошли традиции, обычаи прошлого. Большинство обычаев определено принадлежностью к касте. Касту в течение многих веков, прежде всего, определяла профессия. В Индии свыше двух тысяч каст, изолированных друг от друга запретами взаимных браков и общения. Современная Конституция Индии объявляет все касты равными перед законом.

Со времен Геродота сложилось представление об Индии как о «Стране чудес». Великому русскому художнику-мыслителю Николаю Рериху принадлежат замечательные слова: «Притягивает магнит индийский сердца русские… Сердце сердцу весть подает».

История возникновения Древней Индии

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах XX века в долине реки Инд – в районах Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV- середина II тыс. до н.э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III – II тыс. до н.э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство городского поселения поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на перекрестках; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока – самая совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени; специальное помещение для омовений в жилых домах и городская баня с бассейном и подогревом воздуха.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер.III – сер. II тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди ник каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, ювелирные и другие изделия. Обнаружены игровые комплекты типа шахмат и шашек, изделия гончарных мастеров.

В Хараппе и Махеджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

О религиозных воззрениях известно мало. Не удалось обнаружить храмовых помещений. Но найдены многочисленные изображения богини-матери, мужского божества – прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитания животных и растений, широкая практика омовения, различные виды захоронений позволяют воспринимать их как значительную часть религиозного ритуала.

В первой половине II тыс. до н.э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой цивилизации назвать природную катастрофу – гигантское землетрясение, последующий разлив или изменение русла реки Инд. Есть и другие варианты, но бесспорным остается факт – культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

По одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена Ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индоарии дополнили земледелием, наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие искусственного орошения (кунжут, рис, сахарный тростник и пр.), расширялись хлопковые плантации. Индоарии этого периода – преимущественно сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и пр. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды – памятники древнеиндийской литературы конца II — начала I тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению Ариев, наполнены божественным откровением. Значимость священного знания Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда(сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Весьма ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, анатомии, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты», состоящая из 107 тыс.двустиший) и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы», состоящая из 24 тыс. двустиший). Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов.

В начале I тыс. до н.э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. Увеличилась роль и авторитет жрецов-брахманов. Многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н.э. составили религиозное течение – брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность. Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственным реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым моментом брахманизма является сансара — теория перерождения(после смерти душа человека переселяется в новое существо. Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (карма предопределена свыше, но может быть скорректирована поступками человека).

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, — Варны. Захватив монополию на прежде выборные общественные должность, родоплеменная знать составила две привилегированные Варны – брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих Варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью Варну составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая Варна – шудр – состояла из чужаков, потомков покоренных племен, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых Варн. Деление всех свободных на четыре Варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией. Это деление общества на Варны закреплялось законодательно «Законом Ману», определившим права и обязанности представителей разных Варн.

Махадхо-Маурийская эпоха

К середине I тыс. до н.э. в долине реки Ганг насчитывалось уже несколько десятков рабовладельческих государств, в том числе 16 довольно крупных. Ожесточенные войны между ними завершаются возвышением государства Магадха, в котором Маурья в 322 г. до н.э. основывает династию Маурьев (IV-II вв. до н.э.), возглавившую первую в индийской истории рабовладельческую державу. Появились новые религиозные течения, призванные стать идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Сохранив древнее учение о перерождении душ и воздаянии за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех Варн. Пророком одного из новых религиозных учений этого периода считают Вардхамана, именуемого Джином Махавиром. Оставив дом и семью, он пустился в странствия, ведя жизнь аскета. На тринадцатый год аскетизма он становится Джайной. Отсюда и название религии – джайнизм. Джайны создали свою церковную организацию, строили храмы и монастыри. Сторонники принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (свободы от паутины желаний, высшее состояние, цель человеческих устремлений). Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы Варн. Признавая за каждым право на спасение души через самосовершенствование, джайнизм признавал вечность души. Таким образом, джайнизм – первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.

Более успешную попытку в системе преодоления брахманизма варно-кастового строя осуществил буддизм, зародившийся также в VI веке до н.э. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо — из царского рода племени Шакьев. Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских религий он унаследовал анимистическое предоставление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами и добродетелями в предыдущих существованиях. Выдающийся правитель династии маурьев провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы и т.д.

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа (монолитный столб) и стамбаха (пещерный храм). Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии – труды, посвященные вопросам теории литературы, тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Однако государство Маурьев оказалось недолговечным и было раздроблено уже сыновьями Ашоки.

Кушано-Гуптский период

В первые века н.э. Маурьев сменили цари ондоскифской династии Кушанов. Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки.

В I – III вв. н.э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественной традиций и народов Северной Индии, Средней Азии, Греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека.

В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре – фигурам кушанских правителей и мирян. После распада Кушанской державы в IV в.н.э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Держава Гуптов, распространившаяся к V в. На большей части Северной Индии, стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. Наряду с трудом рабов внутри общин, в царских поместьях, в хозяйствах рабовладельческой знати начал использоваться труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях уплаты доли урожая. В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие, распространяются шелководство, искусственное орошение и пр. Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7 м.

Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые стены.

В условиях упадка рабовладельческих отношений важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты – это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от Варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т.д. И если Варны возникли в результате общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты – результат разделения труда.

Не став господствующей религией Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н.э. новую форму буддизма. Теперь Будда из учителя окончательно превращается в божество. Создается учение об аде и рае. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. Роскошно и пышно проводятся процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр. Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн буддизм начал уступать место индуизму. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма (творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (бог-разрушитель, воплощение космической энергии).

Отличительная черта древнеиндийской культуры – почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период гуптов. Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-ый месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору.

В сокровищницу древнеиндийской науки весомый вклад внесли математики. Еще в период Хараппской культуры ими была сформулированная десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел и цифры. Индийцы уже в то время умели исчислять число «пи», извлекали квадратные и кубические корни, знали об общих правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, в общем были знакомы с основами тригонометрии и алгебры.

Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств и препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Они умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствую надписи Ашоки, относящиеся к III веку до н.э. Труды Панини по созданию грамматики санскрита в условиях значительно политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. Расцвет санскритской литературы пришелся на время Гуптов. Именно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.

Заключение

В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т.д. Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.

В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения – Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания.

Индия – страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения – брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм – самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.

Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало Варны, а разделение людей по профессиям – касты. Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

Список использованной литературы

1. Маркова А.Н. «История мировой культуры»: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000

2. Трофимова Е.А. «Культурология»: Текст лекций. – Спб: СпбГИЭА, 2000

3. Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Самыгин С.И., Чепоруха Г.А. «Культурология»: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.

Содержание

1. Введение

2. История возникновения Древней Индии

3. Махадхо-Маурийская эпоха

4. Кушано-Гуптский период

5. Заключение

6. Список использованной литературы

www.ronl.ru