Гетеры древней греции. Кем же на самом деле были древнегреческие гетеры?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гетеры: страстные любовницы Древней Греции. Гетеры древней греции


Гетеры Древней Греции - расцвет pacпyтcвa

Очень люблю книжку «Таис Афинская». Перечитывала ее, наверное, раз сто, не меньше. И каждый раз читала в ней что-то новое. Когда-то давно, раньше, почти в детстве, мне казалось, что гeтeры — это необычайно круто, романтично и вообще блистательная карьера, куда лучше скучного быта жены. Как же, вокруг скульпторы, художники, полководцы и прочие великие люди, все тобой восхищаются и бросают к твоим ногам богатые дары.

В общем-то, мне и сейчас сложная модель семейных отношений в Древней Греции кажется более логичной, чем сейчас. Когда неосуждаемый вариант жизни только один — законный брак. Хотя я вообще-то не об этом. Я про романтичный флер образа гeтeры.

Настроение «Мама, я все поняла, я больше не хочу быть гeтeрой» у меня наступило довольно рано. Иллюзий насчет нашей действительности я вообще никаких не питала. А вот вздохи насчет «раньше было лучше» держались куда дольше. Ровно до тех пор, пока до моего мозга не дошли, наконец, слова повзрослевшей Таис, адресованные своей дочери. Мне неохта сейчас искать цитату. Но там она описывает, что сначала тебя ждут семь лет слез и обид в школе гeтeр в Коринфе, потом, если ты продержишься, тебе надо будет пить, как слону, танцевать, как богине, драться не хуже мужиков и еще много-много всего, и вот тогда, может быть, ты станешь знаменитой гeтeрой. И ежели охота проверить себя на прочность, то вон там, в трюме, полно жаждущих женской ласки гребцов. Валяй, работай.

Я каждый раз это прочитывала, конечно. Но оно все как-то мимо мозгов проходило. А потом… потом стало понятно, что Таис не для красного словца это все говорит, и не затем, чтобы дочери жизнь испортить. Она сама, Таис, запросто может спуститься и обслужить гребцов. У нее хватит на это и телесных сил и духовной закалки. Она была в Коринфе, где те самые семь лет девочки обязаны были отдаваться тем, кому скажут. А иногда и просто первым встречным. Помимо всяких красивостей, вроде обучения танцам и игре на музыкальных инструментах…

Это храм Афродиты. Не коринфский, от того ничего не осталось. Но, в общем-то, все древнегреческие храмы выглядели примерно одинаково. Вот в таких местах начиналась карьера гeтeры. Страшно представить, сколько именно девушек здесь же и осталось, так и не став прославленными и знаменитыми.

Давайте представим себе жизнь гeтeры. Я не буду сейчас упоминать все классы древнегреческих пpocтитуток, может чуть позже… Так вот, гeтeры. Греки любили погулять и покутить, и на каждый свой симпозиум приглашали гeтeр. Чтобы те для них пели, танцевали, поддерживали беседу, пили и, разумеется, оказывали ceкcyaльныe услуги. Во всех определениях написано, конечно, что гeтeры ценились не за это, но что-то мне подсказывает… Ладно, итак, симпозиум. Танцы до утра, вино рекой и все такое. Крепких алкогольных напитков в Греции тех времен не знали, но и разбавленным вином можно укушаться до зеленых сатиров, это я вам как специалист заявляю. Под утро гeтeра, едва стоя на ногах, являлась домой. И, если она успешная и популярная, то в следующий вечер ее снова ждало очередное празднество. Долго ли можно протянуть в подобном режиме?

Можно долго, если подойти с умом и не пытаться заработать все деньги. Если ограничивать себя, тренироваться, частенько отказывать приглашающим. Потому что вместе с популярностью приходили проблемы и опасности. Ляпнула что-то не то на гулянке, а мстительный древний грек подослал к тебе парочку отморозков, чтобы они твое симпатичное личико изуродовали. И закончилась гипотетическая знаменитая гeтeра, потому что пластической хирургии тогда еще не было, а шрамы украшают исключительно воинов, но никак не нежных подружек для вечеринок. Хорошо, кстати, если отделалась только шрамами. У того же Ефремова описана судьба другой гeтeры, Эгесихоры. Ее так просто убили. Ефремов пилюлю подсластил тем, что убивца тоже похоронил вместе со спартанской красавицей, ну так на то и книжка… В реальности же, мнится мне, все было бы не в пример проще. Нашли труп зарезанной гeтeры. Ай-яй-яй, как грустно.

Это Афродита Книдская, которую Пракситель ваял с Фрины, своей возлюбленной гeтeры. Честно говоря, мне было бы интересно узнать реальные годы жизни этих женщин. Я бы сказала, что статуя изображает девочку-подростка, а никак не зрелую женщину.

А это Аспазия, любимица политиков и философов. Жена правителя Афин Перикла. Бывшая гeтeра. Или гeтeры бывшими не бывают?

Я сама люблю что-нибудь идеализировать. И иногда совсем не рада, когда у меня открываются глаза, и я вдруг узнаю правду. Но не в этом случае, пожалуй. Как я понимаю, карьеру гeтeры женщины чаще всего не выбирали, этот выбор делали за них. Родители, рабовладельцы или иные опекуны. А потом все зависело от нее самой. Останется она «девочкой с флейтой» авлетридой, попадет в диктерион, или будет приставать на улицах к прохожим, предлагая свои услуги. Не пристрастится ли она к выпивке и не начнет ли отдаваться за стаканчик-другой хмельного.

Не сломаться. Не опуститься. Прорваться через презрение и высокомерие. Обойти соперниц. Сохранить красоту.

Они все служили Афродите. И богиня любви могла как возвысить на недосягаемую высоту, недоступную обычным женщинам, так и ввергнуть в свинство, также обычным женщинам недоступное.

Автор: Ванесса

raznogo.com

Гетеры

Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

В переводе с древнегреческого языка слово «гетера» означает «подруга». Гетеры находились на содержании у богатых покровителей. В этом ли вся независимость? А как же этим женщинам удавалось собрать вокруг себя таких влиятельных людей, быть участниками обсуждений общественной жизни не только какого-либо полиса, но и страны в целом? Все исключительно благодаря их уму, образованности и сообразительности.

Чтобы получить благосклонность таких женщин, нужно было платить немалые деньги. Историки выявили случаи, когда мужчины высекали на каменных плитах цены, предлагаемые гетерам за их общество. Впрочем, не стоит думать о том, что гетеры были банальными проститутками. Считается, что назвать их женщинами легкого поведения нельзя. Они отдавались только тем, с кем их связывали любовные чувства. И еще один довод в пользу того, что гетер не назовешь представительницами первой древнейшей профессии, что параллельно с ними «трудились» действительно проститутки, в том самом понимании, котором привыкли это знать современные люди.

О них слагали стихи поэты

Демосфен – древнегреческий оратор любил говаривать, что грекам-мужчинам надобно иметь сразу 3 женщин. Одна из них продолжательница рода и являлась официальной женой. Другая – рабыня для утех в постели. Третья – гетера. Вот в ней мыслитель видел достижение душевного комфорта.

Гетерам не воспрещалось замужество. Так, у Перикла была жена из ряда гетер. Ее звали Аспасия. Эта очень умная женщина блистала красотой, была образована. По заявлениям некоторых историков, гетеры «рождались» по велению хозяек рабыгь. Девушек обучали и отпускали на волю, либо сразу отдавали достойному покровителю.

Культ гетер связывали с самой Афродитой. Историки и грековеды находят в источниках памятниках, датированных многими веками до н.э., упоминания об этих женщинах. Жили они еще во времена Солона. В Афины проникнуть им довелось довольно просто. Для этого им понадобилось применить немного ума, тонкостей общения с величайшими мужами. Так они быстро достигли и политического влияния. Их чествовали, создавали изваяния, им посвящали стихи и целые поэмы.

Среди имен наиболее известных гетер: Миррина, Леена, Аспасия, Ламия, Лайда, Фаида, Фрина, Фаргелия. Впрочем, были в рядах «почитателей» гетер и те, что называли их простыми шлюхами. Но историки, все же, говорят об обратном. Это образованные, начитанные и даже прогрессивные женщины своего времени.

Кстати, гетеры выгодно отличались от жен. Те, как только попадали под покровительство мужей, становились, можно сказать, затворницами. Они вели домашнее хозяйство, рожали и следили за детьми. Гетеры же оставались свободными. Эти женщины вели активную общественную жизнь, и их нельзя было назвать затворницами, даже несмотря на усиленное покровительство со стороны влиятельных государственных мужей.

Гетеры прекрасно разбирались в философии, художественном искусстве, музыке, литературе. Они вели диалоги о «высоком», при этом в интеллектуальном развитии не уступали мужчинам, а во многом даже превосходили их.

Почему их нельзя назвать проститутками?

Все очень просто. Проститутки древней Греции, как и в нашем стандартном, современном понимании, исполняли лишь роль удовлетворения физиологических потребностей мужчин. От них не требовалось ведения «высоких» бесед об искусствах, ремеслах, культуре разных стран или и вовсе философствовать.

Гетеры были намного интеллектуальнее проституток и выполняли скорее роль собеседниц, нежели утешительниц в физиологическом плане. В социальной лестнице они стояли выше стандартных шлюх на несколько ступенек. Кстати, гетеры пользовались в обществе намного большим уважением, чем проститутки. Что стоит даже то, что с гетерами часто советовались великие деятели политики, философии, литературного дела.

Интересные истории

Гетеры могли отказывать тем, кто им не по нраву, но были верными своим возлюбленным, оставаясь постоянно с ними рядом. Гетеры легко писали речи политикам для их выступлений. Кстати, и себе тоже гетеры создавали речи. К примеру, Византийская императрица Феодора в молодости была гетерой. Да и подруга Македонского известна своей необычной красотой и блестящим умом. Догадаться несложно. И она была гетерой. Таис Афинская после смерти Александра Македонского вышла замуж за царя Египта Птолемея Первого.

Фрина – наиболее известная афинская гетера была очень красивой и стала даже моделью для скульптора, создающего статую Афродиты. За это общественность Фрину возненавидела и даже обвинила в противоправных действиях. Гетера предстала перед судом, но была оправдана. Почему? Просто обнажилась перед главным судьей.

Кстати, Фрина назначила цену за свои услуги царю Лидии. Гонорар оказался столь весомым, что в стране пришлось значительно поднять налоги. Иначе бюджету было не вытянуть основных нужд населения. А вот Диоген, умом которого Фрина восхищалась, был удостоен чести пользоваться услугами гетеры абсолютно бесплатно.

Кстати, историки не советуют судить о деятельности гетер только лишь по вышеназванным особам. В Античной Греции к возможности «купить» любовь относились весьма снисходительно и потворствуя данным фактам. Гетеры часто оказывали услуги интимного характера. При этом они были служительницами известных храмов: Афродиты, Венеры

Гетеры процветали не во все времена

В эпоху Античности у умных и образованных дам, которые по желанию оказывали интимные услуги, были ярые противники. Они состояли в философской школе Киников. Представители этого сообщества считали гетер распущенными, а также приверженками получения выгод ради выгод. Фрину осудили за позирование, а памятник Афродите, созданный по ее образу, именовали позорищем, высмеивали.

Противником гетер был и Диоген. Он часто вступал в диалоги с философами иных школ и учений и не переставал ругать их за связи с гетерами, именуя их шлюхами. И еще он утверждал, что этими женщинами пользуются. В прямом и переносном смыслах.

Гетерам приписывали не только исключительно женственные, любовные качества, ум и рассудительность, но и смелость, отвагу, умение дерзить, гордость, озорство и даже некоторую непокорность и отчаяние.

Плутарх писал в воспоминаниях о деве по имени Таис, подруге Македонского. В период пиршества во дворце, девушка вела себя довольно развязно и дерзко. В то же время казалась хитрой и изворотливой, довольно умной. Александра она умудрялась и прославлять, и подшучивала над ним, причем весьма колко. Все смеялись, а некоторые даже гомерически хохотали.

В отместку царю Ксероксу, Таис, когда все гости, да и она сама, уже изрядно захмелели, предложила сжечь дворец. Причем сделать она вызвалась все собственноручно. «Так персам отомстили за Грецию», - писал Плутарх. При этом вид Таис имела весьма воинственный. Во время своей речи то и дело трясла, находившимся в ее руке, факелом. Еще через миг дворец персов пылал.

Считается, что своими поступками гетеры могли вдохновлять воинов и великих политиков на разнообразные «подвиги». Впрочем, не всегда они имели разрушительные цели. Феодора – императрица Византии, в прошлом гетера, была настолько мудра, что лишь созидала. Один раз она бросила королю Болгарии такую фразу, которая потворствовала предотвращению военизированного конфликта и предотвратила разрушение государства.

Так вот, ей достаточно было всего лишь сказать: «Если ты победишь, все заговорят о победе над слабой женщиной, а если поражение потерпишь ты, то люди скажут, что женщина победила тебя!». Так король понял, что любой исход нападения губителен и является заведомым проигрышем. Король тогда заявил, что Феодора славится не силой, в непосредственном понимании, а силой ума и мудростью.

Гетерам, очень умным и начитанным, удавалось не только блистать собственной красотой и смекалкой. Показывая свою женскую слабость и в силу своей мудрости, они делали так, что мужчины казались умнее. «Пусть мужчина сильный и могущественный и с успехом это демонстрирует перед всеми, а я не побоюсь показаться немного глупее, в то время как на самом деле все наоборот», - думали многие гетеры и за счет этого много выигрывали.

Кстати, греческих гетер часто сравнивают с японскими гейшами. Без них избранникам было скучновато проводить свои вечера и ночи. В то время как беседы с гетерами были весьма занимательными и увлекательными. Гетеры прекрасно умели не только говорить, но и слушать своих покровителей. И эта немаловажная особенность делала их в глаза избранников еще ярче, красивее, умнее.

Что может быть мудрее, чем согласиться в споре с мнением оппонента, но в тайне остаться при своем? Доброжелательность, простота в общении, совершенное владение искусством любовных утех. Все это делало гетер незаменимыми подругами и музами.

gidvgreece.com

Древнегреческие гетеры – спутницы радости

  Из глубины веков дошло до нашего времени красивое и загадочное слово «гетера». Кем были эти женщины: продажными созданиями или вдохновительницами гениев?

 

Кто такие гетеры?

  Явление возникло в Греции за семь веков до нашей эры. С греческого языка слово «гетера» переводится как «спутница, союзница». Древнегреческий оратор и политик Демосфен называл гетер спутницами радости, а многие великие мужи того времени не просто пользовались их интимными услугами, но делали их своим возлюбленными и жёнами.

Древнегреческие гетеры

  Гетеры не были обычными проститутками. Да, они зарабатывали себе на жизнь своим телом, находились на содержании у богатых мужчин, но были свободны в выборе партнёра. По некоторым данным в Афинах имелась особая доска, на которой любой мужчина мог оставить запись, назначая таким образом свидание гетере. Она же могла подписать время, соглашаясь, или проигнорировать послание вовсе. Труд гетер считался общественно полезным, с ними часто заключались своеобразные договоры на «обслуживание».

 

Какой образ жизни вели гетеры?

  Главное, что было у гетер, и чего не было у благопристойных замужних женщин, – это свобода и независимость. В то время как большинство приличных дам следили за домашним хозяйством и рожали детей, гетеры занимались самообразованием, духовным развитием, постигали науки и искусства, соблазняли и развлекали мужчин, давали уроки любви неопытным юнцам.

  Несмотря на то, что Грецию принято считать колыбелью демократии, у женщин того времени почти не было прав по сравнению с мужчинами. Они не голосовали, не могли свободно вступать в отношения (какие бы то ни было) с противоположным полом, не украшали себя, считались глупыми и недалёкими созданиями. Их уделом были дети, слуги, еда и чистота в доме. О браке по любви можно было только мечтать, более того, мужья часто пренебрегали своими супружескими обязанностями, находя удовольствия в объятиях женщин лёгкого поведения.

Древнегреческие гетеры

  На этом фоне жизнь гетеры была сказкой. И многие юные девушки, осознавая, что природа наградила их хорошими внешними данными, стремились приобщиться к запретному плоду. Для этого существовали специальные школы гетер. Но за это им приходилось жертвовать возможностью иметь мужа, детей, семью. Далеко не каждый мужчина был готов сделать своей супругой жрицу любви.

  Некоторые из этих женщин становились центром притяжения лучших умов современности. В их домах любили проводить время философы, учёные, политики и общественные деятели.

Древнегреческая гетера ФринаДревнегреческая гетера Фрина 
Знаменитые древнегреческие гетеры

  До нас дошло много имён этих удивительных женщин. Если верить мифам и легендам, многие из них остались в истории не только как музы поэтов и художников, но и как спасительницы городов и народов.

   Гетера Археанассабыла подругой великого философа Платона; Аспасия — женой правителя Афин Перикла; Герпилис — любовницей и матерью сына философа Аристотеля; Сапфо — поэтессой;

  Таис Афинская — возлюбленной Александра Македонского и женой египетского фараона.

  Красивая история связана с именем Фрины, которая была моделью скульптора Праксителя для изваяния Афродиты Книдской. Из-за особенностей профессии юную гетеру обвинили в святотатстве и призвали к ответу в суде. Когда у её защитника закончились аргументы, он обнажил тело натурщицы, и поражённые её красотой судьи сняли все обвинения.

  В честь гетеры Леэны афиняне воздвигли памятник в виде львицы без языка. Предание гласит, что эта храбрая женщина под пытками откусила себе язык, дабы не выдать тайны о заговоре Гармодия и Аристогитона, которые планировали убить греческого тирана Гиппия.

 

 

 

 

taboo.su

Гетера - это... Что такое Гетера?

Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы.[4]

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры.

Древнегреческие гетеры

В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — снимать не только физическое сексуальное напряжение мужчины, но и развлекать его интеллектуально. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками («порнайи»). Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 630 дней]

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции

Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
  • Археанасса — подруга философа Платона
  • Аспасия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхис — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилис — любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
  • Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
  • Летала — любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
  • Мания — её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата — муза поэта Алкмана
  • Менатеира — подруга оратора Лисия
  • Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия — отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
  • Теодетта — нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и весь ареопаг, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида — автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции

От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих.[4] Последнее сближает их с гейшами.

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии. Однако для иных социумов, кроме античного мира, оно имеет исключительно переносное значение и является синонимом слова «проститутка»[источник не указан 806 дней] Гетеры которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции в древней Индии работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23)

Примечания

См. также

Литература

dic.academic.ru

Кем же на самом деле были древнегреческие гетеры?

Истинная роль гетер в жизни Древней Греции до сих пор покрыта многочисленными мифами и заблуждениями. Но большинство историков ставят их по значимости наравне с древнегреческими богами. В источниках можно найти такие разные и несопоставимые мнения о гетерах — от обвинения в продаже собственного тела, до восхищения их эксцентричностью. Известный греческий оратор Демосфен, выступая против гетеры Неэры, заявил: «Гетеры каждому нужны для радости!» Так кем же на самом деле были гетеры, и почему мужчины того времени так ими восхищались?

В Древней Греции гетерами считались женщины, которые вели публичный и независимый образ жизни, эти женщины находились в свободных отношениях с мужчинами. Изначально они были рабынями, но с годами стали свободными и занимали высокое положение в обществе.

В отличии от домохозяек, гетеры были вольны делать все, что их душе угодно — получать образование, наравне общаться с мужчинами, они отлично разбирались в философии, искусстве и музыке, и прекрасно могли поддержать разговор с любым образованным мужчиной.

Но ни один мужчина не называл гетер распутной женщиной. Потому что они сильно отличались от проституток, на социальной лестнице они стояли выше и пользовались уважением у всех высокопоставленных мужчин. И к тому же, они сами выбирали себе спутников жизни, и жили с ними сколько им хотелось, а не ложились подл любого, кто предлагал большую сумму.

Они становились не просто любовницами, а музами для своих избранников. Существует огромное количество примеров, когда великие деятели Древней Греции хранили верность одной спутнице. Например, философ Эпикур всю жизнь занимался любовью с одной женщиной Леонтией, и даже писал о ней «Она живет со мной и во мне». 

Избранницей афинского полководца Перикла стала гетера Аспасия, которая в будущем стала его супругой. Жена помогала ему с управлением государства, а также написанием речей для публичных выступлений.

Императрица Восточной Римской империи Феодора, также до вступления в брак была гетерой. Даже сам великий полководец Александр Македонский имел подругу-гетеру Таис Афинскую.

Одной из самых популярных и известных гетер считается Фрина из Афин. Фрина была настолько прекрасна, что скульптор Пракситель использовал ее тело как модель, для создания статуи Афродиты. За свое решение скульптор был обвинен за неуважение к богам и дело дошло до суда. Тогда пришла Фрина и обнажилась перед судьями, увидев шикарное тело гетеры, судьи сняли все обвинения с Праксителя. Также Фрина была настолько соблазнительна, что сам царь Лидии потратил весь бюджет города, только чтобы провести с ней одну ночь.

Относиться к гетерам можно по всякому, но ни  в коем случае нельзя умалять их влияние и значение в формировании античного мира. Ведь по сути всем известно, какая профессия является самой древней в мире.

 

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Гетеры: страстные любовницы Древней Греции

Обычно античных гетер отождествляют с представительницами древнейшей профессии. Это совершенно неправильно, заявляет известный немецкий ученый Вольфганг Шюллер.

О гетерах Древней Греции он написал специальное исследование, выбранное «Немецкой волной» для обзора в качестве книги недели, сообщает NEWSru.com. С проститутками гетер путают уже со средних веков, однако речь идет о совершенно разных профессиях, подчеркивает в своей книге профессор. Разумеется, «эротическая составляющая в обоих случаях играла существенную роль», но что касается гетер, то здесь она была все же второстепенной. Интеллектуальное и эстетическое общение с гетерами ценилось гораздо больше, и в общественной иерархии они стояли намного выше.

«Гетера» переводится как «подруга», «спутница». Таковой она и была для греческих мужчин — тех, разумеется, кто мог себе позволить эту роскошь.

В своей книге Вольфганг Шюллер рассказывает о нескольких знаменитых гетерах. Например, о возлюбленной Александра Македонского Таис Афинской и о Фрине, с которой скульптор Пракситель ваял самую знаменитую статую богини любви Афродиты, за что его потом обвинили в кощунстве.

Легенда гласит, что на суде ареопага красота обнаженной фигуры Фрины произвела такое впечатление на судей, что его оправдали.

Широко образованные, отлично разбиравшиеся в искусстве, литературе и философии, советчицы и музы, гетеры, как правило, не брали плату за свои услуги, но не чурались дорогих подарков.

Общение с гетерами вовсе не считалось в античную эпоху чем-то предосудительным. Именно им, а не женам или невестам, писались любовные стихи, именно их обхаживали и их благосклонность старались заслужить мужчины — в том числе и женатые.

Дело в том, что жены занимались в Древней Греции исключительно домом и детьми. В город выходили только по праздникам или для участия в похоронах. Вся «общественная» жизнь ограничивалась визитами к соседкам. Гражданских прав у женщин не было. Даже брачный договор заключали за них отец или брат.

Супружеская измена жены каралась строго. В Афинах, например, жена, изменившая мужу, не могла впредь надевать украшения и входить в храм. А нарушение супружеской верности мужьями было в порядке вещей. Cостоятельные афиняне содержали постоянных наложниц (как правило, рабынь) и охотно приглашали на свои поздние обеды в чисто мужской компании флейтисток и танцовщиц, которые услаждали гостей не только пением и танцами.

Гетеры тоже прекрасно танцевали и играли чаще всего на нескольких музыкальных инструментах. Однако не это и не «искусство страсти нежной» ценились больше всего. Умение вести беседу, часто на серьезные, философские темы, проницательность и ум, широта интересов и внутренняя свобода, так сильно отличавшие гетер от запертых в четырех стенах законных жен, — вот что в первую очередь привлекало к ним мужчин.

www.all-tests.ru

Гетеры, имена которых остались в истории

  Лаис Коринфская.  Лаис была греческая Гетера, которая жила в Коринфе в 4-м веке до Рождества Христова. Плата, которую Лаис получала за свои сексуальные услуги, была легендарной ( только в начале своей карьеры она требовала ночь до 10 000 драхм). Она была знаменита не только в связи со своей красотой, но и  покоряла сердца своих клиентов занимательной, содержательной беседой и особенным шармом. Её  любовниками были знаменитые деятели античности. Такие как -  Аристипп Киренский, который забросал  её дорогими подарками, и Ойботас Киренский, который даже хотел на ней жениться. 

Лаис КоринфскаяЛаис Коринфская

  Есть гипотеза, что она была возлюбленной Диогена - знаменитого философа. В старости она уже не могла так много получать за свои услуги и  в итоге страдала алкоголизмом. На её могиле  в Коринфе стоит скульптура львицы разрывающей барана. В период Возрождения знаменитый  живописец Ганс Гольбейн-младший в 1526 году написал портрет Лаис Коринфской. Он изобразил её в виде молодой женщины в костюме 16 века с золотыми монетами, лежащими перед ней.

  Лаис из Хиккара.  Лаис родилась в Хаккара  (сейчас город называется Карини) в Сицилии. Во время одного из боевых походов греческий полководец Никиас захватил её  вместе с матерью в числе остальной добычи  и привёз в Коринф. Её мать, Тимандра,  была возлюбленной члена Афинского Сената Алкибиадеса. Известно,что  сам Демосфен-знаменитый древнегреческий оратор и гениальный живописец Апелес ( упоминаемый Б.Пастернаком в его романе  «Детство Люверс») принадлежали к платящим клиентам Лаис из  Хаккара. Хотя от Демосфена она напрасно требовала 10 000 драхм. Позже она переехала в Фессалоники. Там в храме Афродиты- богини любви, плодородия и красоты, группой сговорившихся против неё женщин в 340 году до Рождества Христова,  Лаис из Хиккара  была убита. Известно,что она похоронена в Пиниосе.

  Известными женщинами ,занимающимися этим ремеслом можно назвать также и Ламиу – Гетеру  Деметриоса И.Полиоркетеса; Леэну, Неайру, а также прекрасную несравненную Фрине, которая позировала знаменитому скульптору Праксителю при создании статуи Афродиты Книдской.

  История этой дамы такова: от рождения она звалась Мнесарета Mnēsaretē´ (древнегр. Μνησαρετή), что в переводе на русский означает «напоминание о добродетели». В  последствии у неё будет имя Phryne Φρύνη „Жаба» в связи со слегка оливковым цветом её кожи. Она жила в местечке Θέσπεια Феспия в 4-м веке до Рождества Христова и была Гетерой. Сначала она была  бедной торговкой каперсами. Но затем в Афинах благодаря  своей немыслимой красоте, она  достигла необычайного богатства. Она была настолько богата, что могла бы в Фивах построить за свой счёт крепостные стены. Если бы фиванцы повесили надпись на этих стенах: «Александр разрушил эти стены, а Гетера Фрине их восстановила». Но они этого не сделали.  В период её расцвета она почиталась, как представительница богини любви Афродиты на земле и служила моделью  гениальному живописцу  Апелесу для его Анадиомены и  не менее гениальному  скульптору Праксителю  для  статуи Афродиты Книдской.

  В храме в Феспии рядом со статуей Афродиты Праксителя стояла,  изображавшая Фрине статуя, того же скульптора. Рассказывали, что её соблазнам никто не мог противостоять. 

  Она была любовницей самого Перикла. На основании её утверждений, что  красотой она может померяться с богиней Афродитой, Фрине была обвинена в безбожии.  Этого обвинение дало почву для развернувшегося вскоре в Афинах настоящего скандала. По одной версии  Фрине,  выступая перед судом (Ареопаг), распустила волосы, сняла свою одежду  и продемонстрировала собравшимся своё тело, как «доказательство». Суд (Ареопаг) отреагировал тем, что оправдал Фрине.

  По другой версии в суде её любовник и адвокат, политик Гипереидес  сорвал с Фрине  одежды и, в связи представшем суду зрелищем невероятной красоты, она была оправдана. Эту сцену  изобразил французский живописец Жан-Леон Жером в 1861 году  в картине «Фрине перед Ареопагом».

«Фрина перед ареопагом», Ж.-Л. Жером, 1861«Фрина перед ареопагом», Ж.-Л. Жером, 1861

  Примечательно,что в юридической практике был  прецедент (случай) когда в 1922 году  адвокат  Эрих Фрей с «тактикой Фрине» смог добиться для  стриптиз - танцовщицы из ночного клуба, которая обвинялась в возбуждении общественных беспорядков,  Лолы Бах оправдательного приговора. О Фрине были написаны некоторые  книги и  оперетта.

  Была известна Фодорис , а также Фитионике и Гликера – Гетеры Харпалоса.

  Фитионике – также жила в четвёртом веке до н.э. в Вавилоне, в котором тогда наместником был Харпалос. Его назначил Александр Великий на это место, доверив к тому же и казну древней месопотамской Метрополии на время своего отсутствия. Харпалос возжелал  «рабу любви» в 329 году до Р.Хр. и  платил ей за плотские радости из городской казны. Когда же в 324 году до Р.Хр. она умерла, то он заставил поклонятся ей,  как Афродите Фитионике. В её честь была построена в Вавилоне  улица,  а также  в Афинах проложена улица  от Афин к  Елезиусу. Вдоль этой улицы были поставлены роскошные гробницы. Эти гробницы  стоили до 200 талантов (невероятная по тем временам сумма) и были такими большими, что оставили в тени гробницы Милтиадеса, Перикла и Кимона. Что вызвало волну  негодования населения. Авторы древнегреческих комедий часто упоминают имя Фитионики в своих произведениях.

  Гликера. Она была Гетерой Харпалоса после смерти Фитионике.Так же Харпалос содержал её за счёт казны и это послужило тому, что над греками надсмехались и издевались в Вавилоне.  Но Харпалос  воспользовавшись связями Гликеры  посылал зерно в Афины и тем самым заслужил афинское гражданство. Александр возвратился из похода в Индию и прогнал его, она последовала за Харпалосом в Афины.

  В дальнейшем она остаётся в Афинах, когда Харпалос был изгнан, и становится возлюбленной Менандра- древнегреческого поэта.

  Таис – жила также в свою очередь в четвёртом веке до н.э. и знаменита тем, что следовала за Александром Великим  в его походе на Персию. 

  Легенда гласит, что она в 330 году до Р.Хр. принимая гостей вместе с Александром во дворце персидских царей, подговорила опьянённого возлюбленного к сожжению дворца. Её мотив был месть за сожженный персидским царём Ксерксом Первым в 480году  до Р.хр.  Акрополис в Афинах, её родном  городе. Согласно преданию  так звучал её тост, которым она призывала разрушить и сжечь дворец. Была ли Таис с Александром в связи – не известно. По версии  бытописателя того времени Арриана, который со слов одного из генералов Александра, позднее египетского царя Птолемея Первого, писал о походе, Таис не принимала участия в разрушении дворца. Но, если принять во внимание, что Таис впоследствии вышла за Птолемея Первого замуж и родила ему троих детей, то можно предположить, что её имя специально не упомянуто, чтобы его не порочить. О дальнейшей её жизни достоверных сведений нет.

Таис призывает поджечь Персеполь.Таис призывает поджечь Персеполь.

  Уже в древней Греции в 300 году до н.э. знаменитый поэт Менандрос  написал комедию «Таис»; сам Данте Алигьери  в своей «Божественной Комедии» в 1310 году  помещает её в Ад. Там в Кругу Льстецов она томится в яме полной навозной жижи; в 1972 году Иван Антонович Ефремов пишет роман «Таис Афинская», где он описывает встречу Таис с Александром Великим и весь путь до её смерти, как египетской царицы; кроме некоторых других европейских авторов писавших о ней, в 1890 году  Анатоль Франс написал  роман «Таис», который вдохновил композитора Жюля Массне написать одноименную оперу. Эта опера с блистательным успехом в 1894 году была представлена в Париже. Знаменитый английский живописец  Джошуа Рейнолдс в 1781 году написал картину «Таис ведёт к разрушению дворца Персеполиса».

 Сапфо. Отнести эту женщину к Гетерам в наше время было бы не правильно. Но в  600 годах до н. э. образ жизни Сапфо иначе трудно  было классифицировать.

 Имя Сапфо согласно аттическому греческому языку (Σαπφώ Sapphō) жила в седьмом веке до нашей эры. В античной Греции она была поэтессой и такой значительной, что принадлежала к «Канону девяти лириков». Сапфо жила в Mytilene на острове Лесбос, в культурном «Центре семи муз». Творчество этой поэтессы считается самым значительным в период дохристианских столетий. Основную роль в её стихах играет эротическая любовь. Особенно воспевается  любовь среди юных девушек и их учительницы.

  К сожалению, от её, по словам  современников, обширного наследия  сохранилось всего 7%. Жизнь поэтессы описана преимущественно в поздних  легендах. Она  была патрицианского происхождения из старого  mytilenischen рода и по политическим мотивам должна была бежать в Сицилию. В 591 до н.э. она возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры  на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Вместе со своими ученицами поэтесса участвует в литургиях в честь различных богов.

Древнегреческая поэтесса Сапфо (Сапфо Митиленская)Древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо Митиленская)

  Есть предположения, что Сапфо была замужем за  состоятельным предпринимателем  по имени Киркилас с острова Киклады Андрос. От него у неё была  дочь по имени Клиес, чьи белокурые волосы  поэтесса описывала в свои стихах, как « светлее, чем  факельный свет».

  В более поздних легендах описывается  у Менандра и Овидия, что Сапфо  свела счёты с жизнью прыгнув с прибрежных утёсов в пучину, из-за безответной любви к красавцу Фэону. По преданию Фэон, обладавший неземной красотой, был паромщиком между Лесбосом и Малой Азией. В данном случае географическая близость к родине Сапфо могла не в последнюю очередь способствовать образованию такой версии. Через два столетия после её смерти, Платон до такой степени высоко оценил  лирику поэтессы, что называл её десятой музой. Опираясь на упоминания  о  стихах  поэтессы от Катулла и Горация  основная тема этих произведений была любовь к женщинам. На основании этого и найденных отрывков её стихов на папирусах, учёные назвали  эти стихи «воспевающими  любовь Лесбоса т.н. лесбийскую любовь» или «сапфическую любовь». Эти термины вошли в обиход, как обозначение женского гомосексуализма. 

  Аспазия. Аспазия (древнегреч. Ἀσπασία * в 470 до Р. Х. в Милете ; † в 420 до Р. Х. в Афинах)  была философ, оратор и вторая женщина правителя Афин Перикла. Аспазия из Милета (в сегодняшней Турции провинция Айдын) основала в Афинах философский салон. В этом кругу она была не только гостеприимной хозяйкой, но и очень ценимым оратором. Авторские речи, написанные самой Аспазией, не сохранились.

  Даже в «Диалогах « Платона упоминается Менексеносом мнимая речь Аспазии. Несмотря на это, из повествований других философ и современников  этого период, свидетельствует, что  Аспазия была чрезвычайно образованной женщиной, которая была знакома  новейшими философскими течениями того времени из Ионии. Сократ, Софокл, Еврипид, Фидий и вся элита того времени  предположительно могла общаться в её доме. В сочинениях Платона Менексеноса, Платон ссылается на Аспазию, как на свою преподавательницу риторики. С другой стороны, Аспазия  изображается  в античных комедиях, например в пьесах знаменитого Аристофана, как Гетера, принижая её тем самым.

  Плутарх сообщает, что Аспазия происходила  от Аксиохоса и  прибыла в Афины из Милета. Предполагают,что у Аспазии был внебрачный сын от правителя Афин Перикла, который получил такое же имя, как и отец – Перикл Младший. На основе так называемого закона «О внебрачных детях» (451 до Р. Х. только от связи аттических  граждан  может родиться полноправный гражданин Афин. Что в случае Перикла Младшего  не помешало ему впоследствии стать великим  афинским военачальником,  хотя изначально  шансов было мало. Связь афинянина с жительницей Милета с правовой точки зрения считался не правомерной и приравнивалась к «конкубинату» (лат.concubitus спать вместе в сексуальном смысле ). В глазах общественности  такая связь противоречила всем правилам и традициям,  поэтому считалось, что Аспазия – Гетера. Ей приписывалось ответственность за вспыхнувшее Самосское восстание (441 до Р. К.). Также в античной комедии Гермиппа она обвинялась в сводничестве, что привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.

Перикл и Аспазия. Древнегреческие бюсты.Перикл и Аспазия. Древнегреческие бюсты.

  После смерти Перикла (429 до н. э.) Аспасия  вышла замуж за почитателя  Перикла - богатого человека Лизикла  и  жила с ним в Афинах до самой его смерти. Благодаря её мудрости он стал известен и уважаем в Афинах.Дальнейшая судьба её не известна.

  К сожалению, ограниченность времени и места не позволяет нам в полной мере отразить всю невероятную историю явления «Гетера». Одно можно точно отметить, что в последующие века,  такого рода образ жизни имел продолжение в явлениях «Метресса», «Куртизанка», «Гейша» и др. 

 

 

 

 

taboo.su