Стратегии древней греции. Боги войны Древней Греции в браузерной онлайн стратегии - Grepolis
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Игра про богов и Древнюю Грецию - увлекательная мифология. Стратегии древней греции


Античность в видеоиграх — Игры Mail.Ru

В каких играх хорошо раскрыта тема античности?

Античность — это период в истории человечества, стоящий между железным веком и средневековьем. В первую очередь это история двух главных сверхдержав прошлого — Римской Империи и Греции. Эта эпоха подарила нам истории о Пунических войнах, Троянской войне, сказания о подвигах великих героев, вроде Геракла или Персея, о выходках римских императоров, от Калигулы до Нерона, о гладиаторских боях и много о чем еще. Давайте вспомним десять игр, которые помогут нам погрузится в историю того времени.

Grand Ages: Rome

Главная цивилизация античности обзавелась целым поджанром видеоигр, сутью которого является строительство древнеримского города. В разное время в этом жанре были представлены Caesar, CivCity: Rome, Imperium Romanum, Glory of the Roman Empire, Grand Ages: Rome — список можно продолжать долго. Давайте, рассмотрим последнюю игру.

Grand Ages: Rome является одним из лучших симуляторов на подобную тематику, как в плане геймплея, так и в плане атмосферы.Геймплей строится на создании города со всеми вытекающими задачами, вроде расселения разных социальных слоев и обеспечении их работой. В этом плане игра очень похожа на CityLife или Tropico.

Вторым элементом является война, древние римляне любили это дело. Уровня Total War, конечно, нет, но небольшие локальные сражения с использованием системы морали дополняют целостность игры.Сам игровой процесс здесь представлен в разных вариациях — сюжетная кампания, свободная игра, мультиплеер, кооператив. При этом, стратегический геймплей дополнен ролевой системой — наш персонаж, принадлежащий к одной из правящих семей того времени (Брутты, Юлии, Флавии и т.д.) получает опыт и уникальные способности.

Ryse: Son of Rome

Римскую мифологию игроделы всегда обходили стороной. Тем более, на эту тему нет игр ААА-класса. Более или менее эту проблему решает слешер от Crytek, рассказывающий альтернативную историю империи. Главный герой, генерал Марий, спасает императора Нерона от кельтских варваров, после чего нам рассказывают историю его жизни и восхождения от простого легионера до командира.

Эта брутальная игра показывает нам портрет эпохи, в которой служба в армии в любом случае предполагала войну, а война в любом случае предполагала кровавое месиво, в котором жизнь людей полностью обесценивалась. Людям тогда нравилось воевать, они получали от этого удовольствие.Игра красива, красивы виды античных городов, по своему красива античная жестокость. Любителям древнеримской тематики стоит ознакомится с игрой обязательно.

Rome: Total war

Культовая игра, позволяющая вам окунуться в пунические войны в роли одной из стран того времени, вроде Рима, Греции, Египта или Британии.Непередаваемая атмосфера, оставшаяся актуальной даже спустя десятилетие, даже с выходом сиквела, даже с появлением последователей и подражателей. Суровая атмосфера игры будет удерживать вас у монитора днями и ночами. Эта игра задаст для вас каноничный облик античности. Города здесь маленькие, какими они тогда и были, сражения здесь кровавые, а правители строгие. Они не идут на уступки и всегда готовы огнем и мечом отстаивать свои интересы и интересы своего народа.Сможете ли вы войти в мир античности и стать одним из таких правителей? Или реалии того времени заставят вас бежать с поля боя, бросая свою многотысячную армию?

Titan Quest

Многое о мифологии античности можно узнать, поиграв в эту Diablo-подобную RPG. Titan Quest рассказывает о классическом герое, которых тогда было много. Этот герой должен спасти мир от титанов — предтеч Римских богов, которые выбрались из заточения в Тартаре. Пройти предстоит не только через Грецию, из мифологии которой титаны и вылезли, но и через Египет, Вавилон и восточные страны.Здесь нам передают древние верования в Американском стиле — мешая разные мифологии в кучу. Но это ничего не портит. Все-таки, нам демонстрируют разные культуры и города разных стран того времени, показывают различных мифических существ и знакомят с историческими персонажами.

Zeus: Master of Olympus

Греция была второй по значимости сверхдержавой в античности, она имела богатую мифологию, полную харизматичных персонажей и интересных сюжетов, по которым до сих пор еще не все фильмы сняли. Вот только без всяких Зевсов и Гераклов древняя Греция мало кому интересна. Не считая серии Total War, относительно реалистично страна отображена, разве что, в Zeus: Master of Olympus. Даже здесь есть поклонение богам, божественная помощь, всякие твари, но это второстепенно.Игра является частью серии City Building, в которую входит 4 линейки игр — про древний Рим, Египет, Грецию и Китай.

Здесь во главе угла стоит строительство города, поддержание экономики, рейтинга среди населения, связей с внешним миром. Война уходит на второй план. Здесь более проработана торговля. Например, недостаточно понастроить магазинов и обеспечить их товарами. Надо еще и построить рыночную площадь и обеспечить доставку товаров покупателям. Также, недостаточно понастроить развлекательных зданий — еще надо проводить игры и праздники. То же касается и городских служб — обеспечивать надо каждую мелочь.

Единственным минусом в плане атмосферы является красочность Греции. В реальности она была мрачной и жестокой…

God of War

…прямо такой, как в God Of War.Во многих фентези персонажи пытались мстить богам, разрушая храмы и убивая жрецов, а вот Кратос, тоже бог, просто убивает их. Отрывает головы, режет, рубит, бьет, потрошит как ему вздумается.

God of War показывает ту часть греческой мифологии, которую упускают в современных творениях — древнегреческие боги не были хорошими парнями, они были лживыми и жестокими уродами, которые издевались над людьми ради своего удовольствия. Одной из жертв богов стал спартанский генерал Кратос, который потерпел поражение в схватке с варварами и попросил помощи у Ареса. Арес помог генералу, сделав его своим слугой. Кратос с радостью выполнял все поручения бога войны, пока ему не пришлось убить свою семью. После этого движимый жаждой мщения спартанец начал истреблять олимпийских богов. Сначала Ареса, а потом, заняв его место, и остальных.

Age of Empires

Эта великая серия развивалась в соответствии с историей человечества. Первая ее часть рассказывала о зарождении первых цивилизаций. Есть шестнадцать стран, представленные как стандартными римлянами или греками, так и менее привычные шумерами или хеттами. По ходу каждой игровой сессии вам предстоит проходить через разные эпохи, начиная прямо с каменного века.Ценность этой игры заключается не только в атмосфере эпохи, но и во вкладе в игровую историю, ведь AoE-образные стратегии стали отдельным поджанром, как в свое время это было с C&C-образными, или Warcraft-образными стратегиями.

Age of Mythology

Снова смесь нескольких мифологий, на этот раз всего трех (четырех — с последним DLC добавляется еще и Китай) — Египетской, Греческой и Скандинавской.Игра рассказывает о падении Атлантиды и о предшествующих событиях. Главный герой, адмирал Аркант, пустившись в погоню за трезубцем Посейдона, попадает в чреду приключений, среди которых была, например, Троянская война. Героям предстоит пройти через названные выше страны, встретить массу героев, от Ахиллеса с Одиссеем, до Локи с Тором. Все это преподнесено по-голливудски атмосферно и зрелищно.

Immortal Cities: Children of the Nile

Третья держава, без которой античность не была бы античностью, это Египет. Это одна из самых древних стран в истории человечества, которая была развитой цивилизацией еще тогда, когда предки Римлян и Греков сидели в пещерах вокруг костра и рисовали наскальные рисунки. Египетская цивилизация сделала огромный вклад в технологическое и социальное развитие мира, но современные творческие деятели обделили ее вниманием, особенно это касается видеоигр.

Одной из неплохих игр, посвященных Египту, является Immortal Cities: Children of the Nile. Этот симулятор позволяет вам стать фараоном и построить собственный город на Ниле. История этого города охватит 2000 лет, за которые вам придется заслужить доверие народа, наладить торговые связи, защитить своих подданных и обеспечить их всеми необходимыми благами.

С точки зрения атмосферы игра является лучшей в списке. Глядя на жителей своего города, вы буквально чувствуете адскую жару, царящую в нем. Вы чувствуете как на вас липнет пыль и песок, витающие в воздухе, как вас жарит палящее солнце. Египтяне заслуживают куда большего уважения, потому что они, в отличии от греков или римлян, не имели мягкого климата, они смогли поселится в аду и превратить его в какой-никакой, но рай. Именно атмосфера делает игру уникальной, из-за чего спустя 11 лет она по прежнему играбельна и интересна.

Ankh

Несмотря на всю суровость тех времен, есть одна игра, которая смогла передать их атмосферу во вполне позитивном и забавном ключе.

Мы снова отправляемся в древний Египет. Наш персонаж, представитель золотой молодежи, сын уважаемого Каирского архитектора, случайно будит мумию в одной из пирамид и навлекает на себя смертельное проклятие. Теперь у него есть сутки на спасение своей жизни.

Ankh, это ремейк игры 1998 года Ankh: Tales of Mystery. Это классический квест с поиском предметов, диалогами, решением головоломок. Это именно то, во что можно поиграть после игр, представленных выше. Да, здесь упущено множество не самых приятных особенностей жизни в древнем Египте, но и без них получилось атмосферное приключение, которое способно погрузить в ту эпоху и подарить вам массу удовольствия. Все-таки не убийствами едиными жили в начале нашей эры!

Античность — это огромная тема с бесконечным потенциалом, это тысячи героев, десятки тысяч историй, огромное пространство для творчества, которому только предстоит раскрыться. Благо, разработчики тему не бросили и продолжают регулярно к ней обращаться. Например, новая Assassin's Creed отправит нас в древний Египет, Кратос собирается отправится в Скандинавию, да и создатели Civilization воплощают данный сеттинг в каждой своей игре.

games.mail.ru

Развиваем Древнюю Грецию в Pre-Civilization Marble Age

Объект сегодняшнего обзора – пошаговая историческая стратегия Pre-Civilization Marble Age, действие которой разворачивается в период с 3000 года до нашей эры до 1000 года нашей эры на просторах Греции. Все события идут своим чередом, задача игрока – развиться в буквальном смысле до властелина мира, начиная с маленькой деревушки. Не ошибутся те, кто заметит явное сходство с игровым проектом под названием Sid Meier's Civilization: Beyond Earth, правда происходящее будет относиться не к чужой планете, а к седой древности нашей родной Земли. Еще в числе сродников можно упомянуть Endless Legend, с которой опытные геймеры обязательно найдут немало сходного.

За указанный временной промежуток с Грецией произойдет много всего: она будет завоевана Римом, обратится в Византию, подвергнется беспощадным завоеваниям со стороны арабов. Необходимо уметь ориентироваться в обстановке, иначе события развернутся явно во вред.

Обзор исторической стратегии Pre-Civilization Marble Age

Итак, давайте рассмотрим эту кроссплатформенную игрушку, идеально оптимизированную как под мобильные устройства, так и под ПК. Изначально вы получите под свое управление глухую деревню наподобие вымирающего индейского племени в Tentlan. Путем добычи ресурсов и ведения военных кампаний вы постепенно расширите поселение до мегаполиса, а в дальнейшем сможете присоединить несколько новых территорий. Основных ресурсов, которыми нужно оперировать, пять:

  1. Армия из наемников или жителей поселения;
  2. Флот, позволяющий достичь мирового господства;
  3. Производство, которое даст деньги;
  4. Деньги сами по себе;
  5. Рабочие, готовые исполнить любое ваше приказание при наличии еды и времени.

Каждый ресурс – это возможность совершенствоваться: по мере увеличения числа рабочих возрастает надежда на получение сообразительного юноши, способного значительно улучшить производство, улучшение производства – получение карты и расширение влияния в мировом масштабе…

Первые шаги в Pre-Civilization Marble Age

В начале игры необходимо сделать выбор, какой полис развивать: Спарту или Афины, лучше осуществить выбор в пользу последнего, поскольку по историческим данным в этом сложном противостоянии победили именно Афины, а Спарта канула в лету, не оставив после себя никакого следа: ни философов, ни ученых, ни деятелей искусства. Начало весьма традиционное: вы отправляете крестьян на поля, собираете урожаи, ведете торговлю и на зарабатываемые деньги совершенствуетесь, так что проект понравится и любителям военно-экономических игр, и почитателям строительных стратегий.

Строительство в Pre-Civilization Marble Age

Взаимоотношения с другими полисами весьма сложны и многообразны. Вы можете продавать на сторону производимые в поселении товары, формировать коалиции или заниматься порабощением. Пошаговая тактика здесь будет как никогда кстати, ибо необдуманные действия приведут к мгновенному краху.

Итоги строительства в Pre-Civilization Marble Age - крупный город

Отдельно стоить сказать о механических элементах, которые являются совокупностью частей олдскульных игр самых разных типов. Не стоит полагать, что это портит геймплей, наоборот, играть становится все более и более интересно.

Захваты сторонних земель в Pre-Civilization Marble Age

Видео об игре Pre-Civilization Marble Age:

Скачать игрушку на телефон явно стоит, пройти ее вы сможете где-то за десять часов, если не тормозить и соображать адекватно. В отзывах геймеры пишут, что после первого раза начинали играть во второй и третий: несмотря на повторение событий, взгляд на проект уже меняется и интерес к нему не падает. Более того, низкая стоимость приложения не заставляет долго раздумывать.

strategoman.ru

Игры про Древнюю Грецию, игры про греческих богов на ПК

24.12.2015 19:36

Перед вами яркий пример ПК игры про богов Древней Греции, рядом с которой нельзя пройти с равнодушным взглядом, не задержавшись на пару часов. Речь идет о классике – Age of Mythology. Это компьютерная игра по греческим мифам и легендам. Исторические факты в ней отсутствуют, что и придает сюжету загадочности, непредсказуемости. 

Игра про богов и Древнюю Грецию

Что нужно сделать?

В начале игры на ПК про Древнюю Грецию вам нужно создать собственную армию, сделать все возможное и невозможное для того, чтобы она была успешной. Только мощная армия позволит справиться с врагами, разрушить или захватить здания, башни, территории.

Древняя Греция будет перед вами, как на ладони, особенно если компьютер выберет для вас сильнейшую расу. Да, действующие лица армии выбираются в случайном порядке, и на этот процесс не воздействуют никакие внешние факторы. В некоторых случаях играть в стратегию про греческих богов непросто, ведь миссий существует огромное количество, специфика и уровень сложности также разнятся. Хотя даже сложные уровни не вызывают напряжения, не отталкивают пользователей. Секрет – в выразительной графике и отличном музыкальном сопровождении.

Игра про богов и Древнюю Грецию

Битва Богов еще не закончена!

Греческие боги вместе с мечниками, магами и лучниками – главные герои игры Битва Богов. Выбирайте своего персонажа и сражайтесь с противниками, проходите новые локации, выполняя задания – сложные и не очень. Сидя перед ПК, вы окунетесь в древний мир, познакомитесь с его культурой, историей, традициями, ценностями и опасностями.

Отличительные особенности:

  • точное ведение системы достижений и рейтингов;
  • наличие рядом необычного боевого питомца;
  • сражение с реальными людьми в режиме «Арена»;
  • удобный интерфейс, яркая запоминающаяся графика, реалистичное звучание.

Игра про богов и Древнюю Грецию

В соответствующих разделах платформы RBK Games вы найдете предложения из жанра фэнтези и стратегия, относящиеся к временам Древней Греции и соседствующим эпохам.   

rbkgames.com

Боги войны Древней Греции в браузерной онлайн стратегии

Боги войны Древней Греции в браузерной онлайн стратегии - Grepolis

Название: Grepolis / Греполис

Тип: Браузерные игры

Жанр: MMORPG

Категория: Исторические, Стратегии, Военные, Экономические, Для мальчиков

Разработчик / Издатель: InnoGames

Язык: Русский

mmorpg игра Grepolis

Интересуетесь мифами древней Греции, нравятся кровопролитные войны, судьбу которых решают боги? Тогда вы нашли ту самую игру, которая охватит вас полностью. Браузерная онлайн стратегия просто кипит от постоянных эпических сражений ваших армий.

Боги наблюдают за вами с Олимпа и решают, в какой момент, им вступить в войну людей онлайн, для того, чтобы поменять ход событий в военных сражениях, в пользу своих человеческих любимчиков. Да вы не ослышались, боги всегда выбирали себе любимчиков из людей, которые восхваляли своего бога.

Поэтому, в этой браузерной онлайн стратегии, в самый разгар войны между человеческими расами, могут вступить силы и могущественнее.

Боги войны древней Греции не щадят ни себя, ни противника, в любой момент готовые прийти и обрушить свои божественные силы на голову врага.

Какими только невероятными силами они не владеют. Остерегайтесь их гнева, в этой жаркой и захватывающей браузерной стратегии. Захватывайте территории, ресурсы, богатства и красивых женщин древней Греции. Повелевайте миром и да помогут вам боги.

Grepolis официальный сайт

Бесплатные браузерные онлайн MMORPG игры

Hero Rage

Онлайн игроки, как и вы. Группа состоит из персонажей более чем разных профессий, маги или воины, лекари или толстые танки.

Играть

Reborn Online

Сокрушительная сила героя, зависит от уникального развития, без которой не справиться с боссами.

Играть

Aion

Aion – это великолепная история создания Вселенной, для обитателей, которые хотят жить в среде добра, умиротворения, для жизни в полном согласии.

Играть

Heavy Metal Machines

Управлять тяжелой техникой не просто - нужны знания и навыки. Тяжелые металлические машины оборудованы пулеметами и ракетницами.

Играть

Blood and Soul

бесплатная онлайн игра фнтезийная клиентская mmorpg игра от компании KongZhong.

Играть

Neverwinter

Neverwinter – онлайн-игра в жанре MMORPG, можно назвать эту игру продолжением легендарной Dungeons & Dragons.

Играть

Entropia Universe

Entropia Universe виртуальный онлайн мир на экране вашего монитора, воплощенный в жизнь шведами из компании MindArk.

Играть

minigra.ru

Grepolis - стратегическая онлайн игра древняя греция

online game grepolis

Онлайн стратегия Grepolis

Игроку Grepolis предстоит превратить маленькую греческую деревню в огромный город, создавая постройки, добывая ресурсы, обучая армию и захватывая соседние территории.

Играть бесплатно в Grepolis

Описание бесплатной онлайн стратегии Grepolis

В основе Grepolis лежит мифология Древней Греции. Весь внешний стиль и атмосфера этой стратегии переносят игрока в период поклонения древнегреческим богам (таким как Зевс, Гера, Афина, Аид, Посейдон), не стоит и новоиспеченному полоководцу забывать о них. Благословение богов можешь решительно сказаться на пути к славе и победе над врагами. А врагов будет предостаточно, ведь клочок земли, что выделяется под строительство города, может оказаться нужным кому-то еще. Классическая экономическая стратегия на развитие города.

town

В целом, Grepolis представляет из себя онлайн стратегию старой браузерной закалки. Т.е. здесь вы не найдете современную графику, но имеется проверенный временем геймплей, продуманная система экономики, развития и дипломатии с другими игроками, постройка города, добыча ресурсов и обучение армии. Все это очень хорошо напоминает Travian, но в другом стиле. Только если там во главе игрового стиля стоит Рим, то здесь Греция.

barraks

Основная задача игрока - развивать и обустраивать деревеньку, развивая ее до полноценного древнегреческого большого города. На пути к этому ожидается длинная цепочка развития экономических и дипломатических связей с соседями, отношения с которыми вполне могут перерасти во враждебные, если того пожелают игроки. Стоит отметить большую Wiki базу знаний по игре, которая расположена вместе с игрой. Очень удобное решение и грамотная реализация позволяет быстро освоиться в новой игровой механике и начать играть на уровне маститого стратега.

Если вам нравится древнегреческий стиль, силы богов и стратегии, то Grepolis определенно придется по вкусу.

www.ammog.ru

Военное дело Древней Греции

Публикации

Развитие военно-теоретической мысли

Греки были не только практиками военного дела, они разрабатывали и теоретические основы военного искусства, так как боевой опыт требовал систематизации и обобщения, а уровень развития науки позволял приступить к решению этой задачи.

По словам Энгельса, древняя Греция была колыбелью науки. “Наука побеждать врагов” пользовалась у греков большим почетом, так как война была важнейшим источником воспроизводства рабочей силы, войной добывались рабы — главная производительная сила рабовладельческого общества. Греческие философы превратили эту науку в один из предметов в системе обучения. По вопросам военной науки они читали лекции, вели беседы и писали труды. Некоторые софисты объявляли своей специальностью преподавание стратегии.

Военные теоретики древнего мира — это идеологи рабовладельцев. Их целью было укрепление рабовладельческого государства, упрочение господства рабовладельцев. Армия имела ярко выраженный классовый характер. С развитием рабовладельческого общества развивалась и армия — от рабовладельческой милиции к наемной постоянной армии. Оставалась неизменной лишь классовая сущность этой армии, являвшейся орудием подавления рабов, орудием воспроизводства рабочей силы рабовладельческого общества, орудием грабежа и угнетения соседних государств.

Внутри класса рабовладельцев шла борьба знатных с незнатными, богатых с бедными, аристократов с демократами, землевладельцев с ремесленниками и торговцами. Философы и военные теоретики выступали как представители этих классовых группировок.

Труды выдающихся мыслителей рабовладельческого общества Демокрита и Аристотеля (IV век до н.э.) —высший этап в развитии древнегреческой философии. Аристотель оказал большое влияние на развитие военно-теоретической мысли. Как Демокрит, так и Аристотель были идеологами класса рабовладельцев.

Наука и техника рабовладельческого общества находились на начальной ступени развития: разрабатывались математика и механика, были изобретены простейшие машины, развивалось строительное искусство, строились общественные здания, порты, корабли, оборонительные сооружения.

Несмотря на зачаточное состояние науки в целом, греческие мыслители выдвинули на обсуждение и пытались решать вопросы философия войны, военно-теоретические (стратегия и тактика) и военно-технические вопросы (комплектование, вооружение и организация армии, воспитание и обучение, боевые порядки и пр.).

Платон положил начало теории увековечения войны, утверждая, что война является естественным состоянием народов.

Платон говорил о том, что он открыл происхождение войны. Война, по его мнению, вызывается или необходимостью захватить землю соседей, или стремлением последних к захвату нашей земли. Раздоры внутри эллинов, по словам Платона, являются домашней ссорой, которую нельзя назвать войной. Война —это вражда эллинов с варварами, и наоборот. Добыча рабов путем захвата, пленных—важная цель войны.

Войну, говорил Платон, ведет армия, которая должна быть укомплектована хорошо подготовленными воинами. Воинский труд — это труд искусства, он требует хорошего исполнения воинского дела, величайшего старания, остроты чувств, “быстроты для преследования того, что почуяно, и силы, если понадобится кого схватить, и обезоружить”, мужества, чтобы хорошо сражаться, наконец, гнева, “под влиянием которого душа всецело становится бесстрашною”. “Хороший воин должен быть и философствующий (т. е. любознательный), и гневный, и проворный, и сильный по природе”. Все это достигается воспитанием, воспитывать надо и тело (гимнастическое воспитание) и душу (музыкальное воспитание). “Музыкальное” воспитание (под словом “музыкальный” понималась умственная деятельность) объективно преследовало цель внедрения рабовладельческой идеологии.

Касаясь содержания военного искусства, Платон указывал на необходимость “приложения геометрии к делам воинским”: “ибо и при расположении лагерей, и при занятии мест, и при стягивании либо растягивании войск, и при всех военных построениях как во время самих сражений, так я во время походов геометр много отличается от негеометра”. Сущность военного искусства по Платону — геометрические и арифметические выкладки. Этим Платон сводил военное искусство лишь к внешним формам, не пытаясь даже проникнуть в его внутреннюю сущность.

Аристотель пытался оправдывать войны для добычи рабов, называя их по природе своей справедливыми. “Охотиться,— писал он,— должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначены к подчинению, не желают подчиняться. Такого рода война по природе своей справедлива”.

В древней Греции зародилась и военная история. Сначала греки лишь описывали военные события, без серьезных попыток обобщить их. Так, греческий историк Геродот, описывая войну греков с персами, часто принимал на веру слухи и предания, недостаточно критически подходил к фактам, вследствие чего приводимые им цифры о численности войск оказались неправильными.

Фукидид оставил нам историю Пелопоннесской войны с 431 по 411 год до н.э. Он первый применил критический метод к историческому исследованию. Он сам был участником этой войны, и поэтому его описания военных действий отличаются большей точностью. Но мы не встречаем у него критического анализа военного дела той эпохи. Фукидида интересовали прежде всего вопросы общеполитические. Он был сторонником афинской рабовладельческой демократии и выражал интересы своего класса.

Развитие организации армии, вооружения и способов ведения боя заставляли греков анализировать и обобщать эти явления. Столкновение двух вооруженных систем (восточных деспотий и греческих полисов), борьба греков с персами вызвали обсуждение вопроса о преимуществах и недостатках каждой из этих систем.

“Трусливая стрела” и “храброе копье” вызывали оживленные дискуссии. Горячо обсуждался вопрос о важнейших принципах военного искусства. “Вредить врагам, от случая при этом не завися, вот — высшее искусство на войне”, — говорил Эврипид.

Крупным представителем древнегреческой военно-теоретической мысли был Ксенофонт (родился в 430 году до н.э.). Ксенофонт как историк во многом уступал Фукидиду, но он был одним из первых греческих военных теоретиков, сделавших попытку изложить основные вопросы военного дела своего времени. По своим политическим взглядам Ксенофонт был идеологом афинских и спартанских олигархов; он считал Спарту совершенной рабовладельческой государственной системой. Во всех его произведениях мы видим преклонение перед Спартой и спартанцами. При этом Ксенофонт не видел того, что спартанские образцы к концу V века до н.э. уже устарели.

Вопросы военного искусства Ксенофонт анализирует в своих военно-исторических трудах: “Отступление десяти тысяч” (Анабазис) и “История Греции” (410—362 гг. до н.э.). Кроме них, Ксенофонт написал большую работу под названием “Киропедия”, где изложил принципиальные основы комплектования, организации, вооружения, воспитания и обучения войск и основы отдельных положений тактики. “Киропедия” — это исторический роман, в котором за основу взяты исторические факты, а все специальные вопросы разработаны автором. Две небольшие работы Ксенофонт написал по вопросам боевой подготовки и действий кавалерии: “О начальнике кавалерии” и “О верховой езде”.

В своих работах Ксенофонт пытался установить различие между стратегом и тактиком. По этому вопросу он писал: “Тактика... лишь ничтожная часть стратегии. Стратег должен обладать способностью приготовлять все, что нужно для войны, добывать продовольствие войску, должен быть изобретательным, энергичным, заботливым, выносливым, находчивым и мошенником, расточительным и хищным, щедрым и жадным, осторожным и отважным в нападении; и вообще, чтобы быть хорошим стратегом, надо обладать качествами как природными, так и приобретенными учением. Хорошо быть и тактиком; большая разница между войском построенным и непостроенным: это вроде того, как камни, кирпичи, бревна, черепица, набросанные в беспорядке, ни к чему не годны, а если снизу и сверху положить материалы, не гниющие и не размачивающие — камни и черепицу, а в середину кирпич и бревна, как они кладутся при постройке, то получится очень ценная вещь— дом” (Ксенофонт, Сократические сочинения, 1935, стр. 94.).

Стратег, писал Ксенофонт, должен заботиться о том, чтобы сохранить солдат, чтобы они имели продовольствие и чтобы была достигнута та цель, для осуществления которой войско выступило в поход. Для успешного выполнения поставленных задач стратег должен привлечь к себе союзников и помощников, должен уметь отыскивать и выбирать лучших специалистов, внушать подчиненным послушание и повиновение себе, - наказывать дурных и награждать хороших, снискать любовь подчиненных, быть заботливым и трудолюбивым. Для победы над врагами в бою стратег должен тщательно взвешивать все, что ведет к поражению, и остерегаться этого. “Если увидит, что силы, находящиеся в его распоряжении, дают шансы на победу, он со всей энергией будет сражаться; но еще гораздо более будет остерегаться вступать в бой, если не будет к нему готов” (Ксенофонт, Сократические сочинения, 1935, стр. 94.).

Тактик должен не только уметь выстраивать боевой порядок, но также знать, где и как употреблять в деле каждый отряд в отдельности, так как “много бывает случаев, когда следует неодинаково строить и вести отряд”. При построении боевого порядка лучших солдат надо ставить в первые я последние шеренги, а в середине иметь худших, чтобы “одни их вели, а другие подталкивали”.

Таким образом, утверждением, что тактика — лишь ничтожная часть стратегии, Ксенофонт высказал правильную догадку о связи стратегии и тактики. Под стратегией он понимал искусство ведения войны, а тактику сводил к искусству построения боевого порядка. Ксенофонт говорил не о стратегии и тактике, как таковых, а о функциях стратега и тактика.

Большое место в работах Ксенофонта занимают вопросы воспитания и обучения бойца. Он учил, что воспитание и обучение должны привить каждому воину уважение к старшим, выносливость, физическую и моральную устойчивость, единодушие, взаимную поддержку, храбрость, знание военного дела, ограничение своей воли, дисциплину и повиновение, которые особенно необходимы для армии. “Ученьем, — отмечал Ксенофонт, — поддерживается крепость телесная, строгим соблюдением военного порядка умножается сила душевная”. Когда персы предательски убили греческих военачальников, Ксенофонт прежде всего предложил выбрать командиров и обеспечить сохранение дисциплины. “Без предводителей, — говорил он, — нет ничего слабого, ничего сильного, особенно на войне.

В дисциплине, по моему мнению, стоит спасение армии: недостаток повиновения погубил многие войска” (Ксенофонт, Отступление десяти тысяч. Военная библиотека, 1837, стр. 53.). Высокая требовательность и дисциплина, по его мнению, должны быть основаны на постоянной заботе о подчиненных.

Уделял Ксенофонт внимание и вопросам боевой подготовки войск. Значительные достижения в этом отношении были у наемников. Командир отряда наемников обычно принимал к себе на службу лишь хорошо развитых в физическом отношении воинов. Об одном фессалийце Ксенофонт писал: “Ежедневно он со своими наемниками устраивает военные упражнения, причем как во время этих упражнений в гимнастике, так и во время сражений сам идет впереди войска в полном вооружении. При этом он удаляет со службы тех из наемников, которые оказываются недостаточно выносливыми, а тех, которые ему кажутся наиболее неутомимыми и наиболее твердыми в опасностях битв, он награждает, увеличивая жалованье в два, три и даже в четыре раза, делая им различные подарки, ухаживая за ними во время болезни и устраивая им почетное погребение. Поэтому каждый из его наемников знает, что военная доблесть даст ему в жизни и почет и богатство” (Ксенофонт, Греческая история, стр. 137 Ксенофонт, Киропедия. стр. 213).

Говоря о наемниках, Ксенофонт излагал современный ему опыт комплектования армии, но образцом боевой подготовки считал спартанскую систему обучения воинов. Особенно ярко это проявляется у него там, где он говорит о начальниках и дисциплине. Для достижения победы полководец, по мнению Ксенофонта, должен возбуждать у своих подчиненных дух воинского соревнования. “Люди любят более всего то, что возбуждает соревнование. Поэтому надо внушать повиноваться своим начальникам, быть трудолюбивым, смелым до дерзости, ловким, охотником до хорошего оружия, а более всего жадным к похвале”. Командир должен своим примером показывать, каким надо быть воину, и сделать все, чтобы его подразделение было похоже на него.

В своих работах Ксенофонт говорит о том, чему надо учить войска: “Как устраивать войско в боевой порядок, располагать поход, днем или ночью, в теснинах или на больших дорогах, в ровных местах или в горах; как ставить стан, расставлять стражу на ночь или на день; вести войска на неприятеля или приказывать отступать; вести их на приступ к крепости, подходить к стенам или стоять от них в отдалении; как обеспечить проход лесами, через реки; какие меры брать против конницы, копьеносцев, стрелков; какое делать распоряжение, когда неприятель идет на тебя в то время, как ты идешь густою толпою, какое движение делать, если он, когда ты

идешь в боевом порядке, готовится ударить на тебя сзади или сбоку; наконец, каким способом ты можешь открыть его намерения и скрыть от него свои” (Ксенофонт, Киропедия, стр. 208.). Вот программа целого курса античной тактики, основы которой Ксенофонт разъясняет на конкретных исторических примерах в “Отступлении десяти тысяч” и в “Греческой истории”.

Вопросы построения боевого порядка в работах Ксенофонта также занимают видное место. Соотношение протяжения фронта и глубины фаланги — вот что прежде всего привлекает автора. Так, он детально описывает один бой в Аттике, в котором малочисленный обороняющийся выстроил фалангу в 10 щитов, имея позади легко вооруженных воинов со стрелами и дротиками, а за ними отряд с камнями для метания. Наступавший построил свою фалангу в 50 щитов, но должен был наступать на гору. “Враги, — говорил командир оборонявшихся,— не могут пускать стрел и дротиков, так как они выстроились вверх по косогору, благодаря чему передние ряды мешают задним; мы же, бросая вниз по склону копья, дротики и камни, легко попадаем в них и многих раним. Не думайте, что первым рядам придется сражаться на равных условиях; если вы теперь, как следует ожидать, храбро пустите во врага град стрел, то ни одна стрела не пропадет даром,— все попадут в цель, так как на всей дороге нет ни местечка, которое не было бы занято вражеским солдатом. Защищаясь от стрел, им придется прятаться за щиты, так что можно будет как слепым наносить им удары куда вздумается и, нападая, обращать их в бегство” (Ксенофонт, Греческая история, 1935, стр. 420.). Здесь Ксенофонт оценивает боевой порядок с точки зрения применения его к местности и пытается разрешить вопрос организации взаимодействия тяжелой и легкой пехоты, метательного и ударного оружия.

В 395 году до н.э. союзники, выступив против Спарты, обсуждали вопрос “о том, какой глубины должно быть войско, чтобы из-за слишком глубокой фаланги враг не получил возможность обойти войско с флангов” (Ксенофонт, Греческая история, 1935, стр. 420.). Ксенофонт был сторонником неглубоких построений. “Думаешь ли, — писал он, — чтобы фаланги, которых густота производит то, что большая часть ратников не имеет возможности поражать неприятеля своим оружием, могли быть очень полезными для своих и наносить много вреда противной стороне. Мне хотелось бы, чтобы египетские гоплиты, вместо ста шеренг глубины, имели десять тысяч; тогда нам пришлось бы ведаться с меньшим числом людей” (Ксенофонт, Киропедия, стр. 317).

Сокращая глубину построения фаланги, Ксенофонт требовал выделения небольшого резерва для предотвращения случайностей. Резерв он ставил в последние линии, но проблем его использования не разработал.

Рассматривая действия персидского полководца Кира, Ксенофонт писал, что военное искусство Кир не ограничивал знанием построения линейного или более глубокого боевого порядка, но требовал применять его “...смотря по тому, как показывается неприятель, справа или слева, или сзади; он думал, что не менее того важно уметь разделять свои войска, если обстоятельства этого требуют, ставить их на места выгоднейшие и ускорять в удобное время их выходом, дабы предупредить неприятеля. В соединении всех этих частей, по мнению его, виден был искусный военачальник, он не пренебрегал ни одною. Во время похода он переменял свои приказания, смотря по обстоятельствам; но в стане порядок... изменялся редко” (Ксенофонт, Киропедия, стр. 370.). Так определял Ксенофонт качества, которые необходимы искусному военачальнику.

“Если в военном деле самое важное — это повиновение начальству” (Ксенофонт, Греческая история, 1935, стр. 165), то в военном искусстве самое главное, по Ксенофонту, заключается в умении военачальника действовать сообразно с обстановкой. Ксенофонт различает военное дело и военное искусство, которое он рассматривает как обобщенный опыт всех войн.

Ксенофонт понимал роль Эпаминонда в развитии военного искусства и, несмотря на то, что относился отрицательно к его политическим взглядам, дал ему высокую оценку. Описывая бой при Мантинее, он называет Эпаминонда безукоризненным “во всем том, что достигается предусмотрительностью и мужеством” (Ксенофонт, Греческая история, 1935, стр. 195). В своем последнем походе, отмечает Ксенофонт, Эпаминонд так искусно устроил лагерь, что его войско находилось в большой безопасности, его планы были скрыты от врага, а сам он мог хорошо наблюдать за его действиями; в то же время его расположение позволяло легко заготовлять все необходимое для войска. Главную же заслугу Эпаминонда Ксенофонт видел в умелой боевой подготовке. “Мне кажется гораздо более удивительным то, что ему удалось дать своему войску такое воспитание, что оно не утомлялось ни от каких трудов — ни дневных, ни ночных, что оно не уклонялось от опасностей, что охотно повиновалось даже тогда, когда ощущался крайний недостаток в съестных припасах” (Ксенофонт, Греческая история, 1935, стр. 197).

Ксенофонт правильно уловил и основы новой тактики, созданной Эпаминондом, что видно из описания боя при Мантинее. “Эпаминонд двигал войско вперед узкой частью, как военный корабль, полагая, что в том месте, где ему удастся прорвать линию неприятельского расположения, он нанесет окончательное поражение и всему вражескому войску. Он собирался ввести в дело только самую сильную часть своего войска и отодвинул назад более слабую часть, зная, что поражение какой-либо части войска влечет за собою уныние в смежных частях и подъем духа у врага”. Так и произошло. “Одержав победу в том месте, где он врезался в ряды противников, он обратил в бегство и все вражеское войско” (Ксенофонт Греческая история, 1935, стр. 198.).

По Ксенофонту, выбор момента удара — важнейшее требование военного искусства. “Лови всячески для нападения на него (врага. — Е. Р.) с быстротою такое время, когда он случится в беспорядке, а твое войско будет устроено к бою; когда он будет без оружия, а ты с оружием в руках; когда он будет отягчен сном, а ты бодрствуешь; когда ты осмотришь его, а сам останешься скрытым; когда ты увидишь его на дурном месте, а сам будешь занимать выгодное” (Ксенофонт Греческая история, 1935, стр. 206). Но этого недостаточно, надо ввести противника в заблуждение, так как “на войне нечаянные достижения более всего могут наводить страх” (Ксенофонт Греческая история, 1935, стр. 244). “Те, которые знают искусство обманывать неприятеля, могут вдруг напасть на него, продержав в ложной опасности; иногда они могут расстроить его войско, притворившись бегущими от него; иногда притворным побегом они заманят его в места трудные, где ударят на него. Впрочем... не держись тех военных хитростей, которым тебя учили; иногда надобно выдумать и свои” (Ксенофонт Греческая история, 1935, стр. 207).

“Осторожность и хитрость необходимы на войне”, — писал Ксенофонт в своей работе “О начальнике кавалерии”.

Военное искусство требует не раздроблять силы. “Войска, малочисленнейшие против своих неприятелей, никогда не должны отделяться от главного” (Ксенофонт Греческая история, 1935, стр. 29). А если необходимость заставляет выделить отдельный отряд, он не должен совершенно отделяться от главного войска и обязан сохранять с ним связь.

Писал Ксенофонт и о коннице, роль которой как нового рода войск все возрастала. В своих специальных работах по этому вопросу Ксенофонт говорит о выборе, содержании и выездке лошадей, о вооружении кавалериста и снаряжении лошади, о строях и боевых порядках конницы и о способах действий кавалерии в бою. Однако, уделяя внимание коннице, Ксенофонт все же недооценивает ее и подчеркивает решающее значение пехоты. “Десять тысяч всадников, — говорил он, — все-таки не более десяти тысяч человек, потому что никто в сражении не был никогда убит от укушения или удара лошади. Мы гораздо сильнее каждого всадника, который обязан держаться на хребте лошади в совершенном равновесии. Он не только боится наших ударов, но и опасается упасть с лошади. Мы же, упираясь твердою ногою, поражаем сильнее, если кто к нам приближается, и вернее попадаем в цель. У всадников против нас выгода одна: скорее спастись бегством”.

В оценке Ксенофонтом родов войск как нигде сказалось его преклонение перед спартанской пехотой. Реакционные политические взгляды привели его к восхвалению спартанского военного искусства, которое для его времени уже устарело. Боевая практика показывала, что наряду с пехотой важное место в бою принадлежит коннице. Сам Ксенофонт во время похода “десяти тысяч” был вынужден для борьбы с конницей персов организовать конный отряд из греков.

Работы Ксенофонта были обобщением боевой практики IV века до н.э. и сыграли важную роль в развитии военно-теоретической мысли древних греков.

Первой большой специальной военно-теоретической рабочей, свободной от формы исторического повествования, была “Тактика” Энея, написанная около 357 года до н.э. Кроме “Тактики”, до нас дошли лишь некоторые работы Энея об искусстве обороны крепостей. Сохранились до наших дней более поздние, но зато полные теоретические трактаты по тактике, относящиеся к I веку до н.э. “Тактика” Асклепиодота и “Теория тактики Элиана. Этими работами воспользовался в IV веке н.э. римский военный писатель Вегеций.

Греки “...являются создателями как регулярной пехоты, так и регулярной конницы. Они формировали массы бойцов в отдельные отряды, вооружали и снаряжали их соответственно цели, для которой они предназначались, обучали их действовать согласованно, двигаться в строю, сохранять определенное тактическое построение, чтобы таким путем бросать всю тяжесть их сосредоточенной и двигающейся массы на определенный пункт вражеского фронта. Организованные таким образом, они повсюду оказывались выше необученных, неповоротливых и беспорядочных толп, выставляемых против них азиатами” (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XI, ч. II, стр. 439.).

Военное искусство древней Греции явилось новой ступенью в развитии военного искусства рабовладельческого периода войны. Общественный и политический строй древней Греции предопределил характер вооруженных сил греческих полисов. Это была рабовладельческая милиция, правильно организованная, обученная и спаянная воинской дисциплиной. За каждым бойцом в строю закреплялось строго определенное место, которое он не имел права оставить. Для действий в составе фаланги требовалась хорошая выучка. Этой выучкой греческая милиция выгодно отличалась от персидской, постоянной, но необученной армии. Фаланга явилась продуктом милиционной системы рабовладельческого войска. Превращение копья в главное оружие, которое было наиболее эффективным при действиях воинов в сомкнутом строю, способствовало появлению фаланги.

Концентрация богатств в немногих руках и обнищание масс свободных граждан, которые не могли конкурировать с рабским трудом, в конечном итоге привели афинское государство к гибели. Эти изменения общественного и политического строя определили изменение характера греческой рабовладельческой армии. Была допущена, а затем и узаконена система заместительства, которая привела к широкому развитию наемничества. Следствием этого было вытеснение рабовладельческой милиции наемным войском. Милиционер уступил свое место воину-профессионалу. В боевой подготовке войск элементы обучения и тренировки стали преобладать над элементами воспитания.

Греческие армии имели четкие организационные формы, выгодно отличавшие их от армий государств древнего Востока. В Греции возникло административное деление армии, что явилось следствием милиционного способа ее комплектования. В результате административного расчленения войск появилось много частных начальников, возникла иерархия командного состава, что повысило дисциплинированность армии и улучшило условия управления ею.

Фаланга была боевым порядком. Она тактически не расчленялась. Но в армии в целом были уже налицо элементы тактического расчленения: гоплиты, пелтасты и легкая пехота имели в бою определенное тактическое назначение и взаимодействовали друг с другом. Возникала регулярная конница, новый род войск, увеличивавший возможность тактических комбинаций.

Греческое военное искусство характерно развитием способов ведения боя. Боевые действия в период греко-персидских войн были фронтальными столкновениями сплоченных и хорошо организованных войсковых масс. Организация и дисциплина, которые сплачивали эти массы, увеличивали их боеспособность. В период Пелопоннесской войны и в последующих войнах развивалась тактика греческой армии. Боевой порядок становился более гибким, его составные части взаимодействовали (Сфактерия, отступление десяти тысяч), он начинал развиваться в глубину (возникновение резерва). Все это подготовило открытие Эпаминондом великого тактического принципа неравномерного распределения сил по фронту с целью создания превосходства в решающем пункте.

Стратегия греков в этот период характеризуется сочетанием действий сухопутной армии и флота, что определялось особенностями географического положения Греции, ее экономического развития и политической роли, которую она играла в странах Европы и Азии.

Различие стратегии Афин и Спарты вытекало из особенностей их политики и разнородности их вооруженных сил, а также базирования на различные театры военных действий (афиняне действовали на море, спартанцы на суше). Все это способствовало затяжке Пелопоннесской войны. Лишь тогда, когда спартанцы с помощью Персии перенесли центр тяжести борьбы на море, война приняла решительный характер.

<<<назад

war-ellada.narod.ru