7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги. Древняя индия йога


Йога для начинающих в Индии, йогическая практика в Ришикеше

Содержание поста

Принято считать что йога зародилась в Индии, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. До наших дней дошли некоторые древние документы (в основном это изображения на камнях), они четко показывают, что уже несколько тысяч лет назад люди сидели в характерных позах, которые принято называть асаны.

В Индии считается, что учение было дарована людям богами, а те из людей, которые достигнут особых успехов в освоении этого сложного учения будут жить среди богов. Йогические практики способны изменить восприятие человека до такой степени, что он теряет всякий интерес к земным радостям, они становятся для него чужды и бесполезны.

Особо продвинутые мастера способны видеть окружающий мир совершенно в другой реальности, под другим углом обзора, находясь как бы над всей бренностью бытия и смотря на всё происходящее и на себя со стороны.

Мифы про йогу в Индии

Отдыхающий йог на гхатах Ганги в городе Ришикеш, рядом с ним всё его имущество, которого даже слишком много

Йога для начинающих и тех людей кто нрикогда не был в Индии, представляет некий таинственный образ, про который ходят легенды и домыслы. Но стоит один раз побывать в Индии, как весь таинственный ореол и прочая мишура мгновенно слетает, и вы видите настоящую картину. Приведу самые распространённые мифы про индийскую йогу.

Все индийцы занимаются йогой

Удивительно, но настоящих йогинов в Индии намного меньше чем в Европе или США. По статистике, практикующих йогов в Индии насчитывается менее 1% от населения страны. Занятия занимают много времени и требуют полной отдачи, не каждый индиец может себе это позволить. Для большинства индийцев это невозможно, так как для занятий нужно много работать над собой и не лениться, кто был в Индии, тот поймет к чему это я.

В Индии в каждом здании занимаются йогой

В этой фразе есть часть правды, но очень маленькая часть. В индийских туристических местах (Гоа, Ришикеш, Манали и т.д.) на каждом доме висит реклама йога центра, ретрита и прочего, но это всего лишь клубы по интересам для начинающих, типа первые уроки для иностранцев. Истинных ашрамов не так много, и про них обычный турист просто не знает, хотя он может каждый день проходить мимо неприметных зданий ашрамов.

В Индии лучшие преподаватели йоги

В туристических городах Индии (в нетуристических городах йога нафиг никому не нужна), йога это один из туристических товаров, который активно покупают отпускники — туристы и индийцы в том числе. В большинстве школ и туристических йога ашрамах, занятия могут проводить люди, которые закончили недельные курсы и знают об этом не больше вашего. Для большинства туристов таких занятий вполне хватает, на подобных занятиях можно попробовать что такое йога и зачем она вам вообще нужна, но не более.

Философия йоги

Индийский йог на улицах Ришикеша. На переднем плане упитанный йог, на заднем плане, какой йог должен быть (в принципе)

Если говорить совсем простым языком, то философия йоги заключается в единении человека с богом. Само слово «Йога» в переводе с санскрита означает «единение».

Следует знать, что учение нужно рассматривать как комплекс практик и некий свод правил, а не просто ряд физических упражнений для похудения. Примером может служить обучение вождения автомобилем, обязательно нужно знать теорию и иметь хорошие навыки вождения, а иначе это потеря нервов, времени и денег на ремонт своей и чужой машины.

Основной инструмент йогина — это постоянные физические упражнения, концентрация внимания и многочасовые медитации, которые способны вывести общее состояние человека на более высокий уровень осознания реальности и приблизится к следующей ступени познания учения.

Люди могут приходить в йогу по разным причинам, кто-то желает улучшить свое физическое самочувствие, похудеть, подтянуть ягодицы, схуднуть после родов и т.д. Другой контингент приверженцев — это люди, которые стремятся привести в порядок свой внутренний, духовный мир. И первые и вторые находят свою философию и смысл в этом древнем учении.

Путем медитаций, изнуряющих физических упражнений и духовных практик, человек может достичь внутреннего и внешнего баланса. Порой, только этот этап занимает годы или десятилетия. Только добившись хрупкого баланса, йогин переходит на следующую ступень бытия, вернуться (к начальному состоянию духа) может быть весьма сложно.

Самый пик в практике йогина — это когда человек способен длительное время обходится без пищи и воды, а питается исключительно праной. Прана — это вселенская энергия, которая по утверждению просвещенных, присутствует всюду во вселенной, но не каждый способен её использовать.

Поверить в это сложно, а для большинства людей практически невозможно. Некоторые ученые проводили научные эксперименты с практикующими индийскими йогами, и получили достаточно удивительные результата, которые нельзя объяснить академической наукой.

Тут вот какая ситуация, вы же не видите радиоволны, но это не мешает вам использовать мобильный телефон или WiFi. Расскажи кому в Европе XV века про обыденные технологические возможности современного человека (про возможность управлять объектами на расстоянии, про возможности телевидения, про силу ядерного оружия и т.д.), и вас тут же отправили бы на костер. Так что следует набраться толерантности и уважения к древнему учению.

Йога практика и основные принципы учения

Практика йоги это основа основ учения, именно практикой достигается полнота и осознанность. Многие начинающие видят в учении исключительно асаны и строгость тела, далее приходит понимание медитации и т.д. Отчасти это лишь малая часть, всё должно быть гармонично и дополнять друг друга, а самое важное это практика и ещё раз практика. Ведь это не только тренированное тело, это в первую очередь чистота мыслей и поступков, самодисциплина и каждодневная работа над собой.

Не требуйте от йоги быстрых и эффектных результатов, а требуйте от себя усердия и настойчивости, именно такой подход приведет вас к настоящему успеху. Не так важно как вы начали свой путь, будь то чтение книг, групповое занятие в одной из школ, или получили знания из Интернета. Любой источник является вашим учителем, который словно сосуд имеет свое содержание.

Йогическая практика и учения настолько древние, что изначально знания передавались исключительно из уст в уста, от прикосновения к прикосновению, от учителя к ученику и это живые знания, которым уже более 5 000 лет. Любой ваш контакт с этими знаниями (даже чтение данного текста на сайте) это словно прикосновение к истории, к живой истории йоги, которая жива и сегодня.

Йога не является религией, это в первую очередь практика, которая обладает сводом правил и упражнений, про самые важные из них я вам кратко расскажу в этом посте.

Йога и медитация

Йог читает мантры на гхатах Ганги в Ришикеше

Медитация — это состояние, а не процесс. Процесс глубокой медитации является трудоемким и одним из сложных процессов во всей йогической практике. Новичков привлекает именно этот аспект учения, некоторые из начинающих не получив быстрого результата, навсегда уходят. Истинная медитация — это сложно и не быстро.

Многие начинающие, часто путают понятия «Состояние медитации» (оно приходит само собой) и «Процесс медитации» (позы, попытки отключить поток мыслей и т.д.). Новички пытаются искать места силы, особых наставников и заниматься прочей алхимией, а в итоге нарываются на откровенных шарлатанов и жуликов. Не обязательно быть в местах силы или регулярно бывать на ретритах у всемирно известных гуру, медитация доступна каждому везде и всегда.

Про медитацию в учении йоги можно говорить очень долго и много, медитация как таковая присутствует так или иначе в любой религии и каждый человек иногда пребывает в этом состоянии, даже не подозревая об этом.

Большинство религий практикуют молитвы, но не те где верующий просит у бога новый айфон и повышение по службе, а те молитвы где верующий просит единства с богом. Состояние медитации в обычной жизни приходит совершенно неожиданно и многие просто не помнят сам момент.

Простой пример, тяжелый рабочий день, совещание с начальством затянулось на несколько часов, вы уходите с работы, садитесь в автомобиль и ..... выходите из автомобиля уже у своего дома. А о том как вы проехали через весь город «на автомате» и что с вами происходило во время поездки вы не помните.

Видов медитации существует великое множество, от классической йога медитации, до знаменитой и скандальной, автором которой является религиозный деятель Бхагаван Шри Раджниш или Ошо. Cуть у них одна — достичь состояние глубокого покоя.

Когда человек находится в медитативном состоянии, то его поток сознания остановлен, полностью исчезает ощущение я (эго), время и пространство полностью отсутствуют, но при этом человек находится в полной осознанности и ощущения присутствия имеются, такое состояние полностью стирает границы человека и окружающего пространства. Медитирующий одновременно является всем миром, а весь мир оказывается внутри медитирующего, материальный мир прекращает существовать.

Считается, что при длительной медитативной практике, все виды мыслей и желаний прекращают существовать, полностью прекращается осознавание своего я (эго), может отсутствовать (полностью или частично) дыхание и сердцебиение. Йогин погружается в состояние глубокого покоя, внутреннее состояние человека полностью меняется, и приходит ощущение невыразимого блаженства. В подобных медитативных состояниях, человек может находиться достаточно продолжительное время.

Йогические позы, или асаны йоги

Йог бюрократ на улицах Ришикеша, кроме асан и пранаямы ведет амбарную книгу

Правильное выполнение поз при занятиях йогой является частью вашего успеха. Правильно говорить асаны йоги, но практически все начинающие говорят позы и это тоже нормально (никто вас особо ругать за это не будет).

Существуют асаны для начинающих, они не требуют серьезной физической подготовки и доступны для всех желающих любых возрастов. Как пример, поза Шавасана, в которой следует лечь на спину, расслабиться и провести в таком состоянии 5 минут. Достаточно просто, не правда ли?

Существуют йогические позы для более подготовленных, они уже требуют от человека концентрации внимания, физической подготовки и регулярных упражнений.

Вся суть асан заключается в их регулярном выполнении, при минимальной подготовке и должном внимании к деталям, большинство поз не должно вызвать проблем с их выполнением. Для начинающих, крайне рекомендуется заниматься в группах с более опытным наставником или партнером, который укажет на ошибки и поправит новичка.

Виды современной йоги

Тусовка йогов на улицах Ришикеша, общаются, курят, наставления дают прочим не йогам, в общем любые дела решают

Существуют десятки видов йогических практик, и каждый день маркетологи придумывают новые её разновидности.Современные виды призваны значительно расширить увлеченность населения в этот увлекательный вид полезной деятельности, но существуют и классические виды, которые консервативны и делают основной упор на медитативную и духовную практику, а не физическое состояние состояние человека.

Вот самые современные виды, которые подарили миру гении маркетинга:

  • силовая — больше похожа на аэробику с быстрыми сменами поз и динамикой;
  • аэро йога — похожа на акробатические этюды циркачей, требует выполнения поз в гамаке;
  • йогалатес — полнейшая мешанина из асан, пилатеса, медитации и прочих акробатических упражнений;
  • йогабит — комбинация современного фитнеса, классической йоги и современной танцевальной музыки, правда от классической йоги тут только название.

Рассмотрим самые популярные йогические направления более подробно.

Кундалини йога

Кундалини йога приобрела свою мировую известность благодаря Йоги Бхаджан (он же Сири Сингх Сахиб, он же Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи, он же Харбхаджан Сингх Пури и т.д.). Именно Йоги Бхаджан — духовный лидер и успешный бизнесмен, организовал в США одну из самых влиятельных йогических организаций в мире 3HO (Healthy, Happy, Holy Organization) (Здоровые, Счастливые, Благословенные).

Йоги Бхаджан предпочитал продавать практику кундалини в богатом Лос-Анжелесе, нежели в нищей Индии и это привело к успеху и популяризации его учения.

Кундалини йога — это европеизированный вид индийской практики, который не требует от своих последователей сильно изменять свою обыденную жизнь, привычки и образ жизни. Кундалини отлично подойдет каждому и отлично совмещается с бизнесом или другим видами зарабатывания денег, она не видит особых препятствий в том что человек может быть успешным бизнесменом и заниматься йогическими практиками.

Кундалини — это занятие для всех и каждого, в этом и есть её успех, не нужно совершать никаких жертв, кардинально менять свою жизнь, отказываться от привычного комфорта и т.д. этот вид йоги от вас такого не требует.

Основные принципы кундалини йоги

Кундалини йога это комплекс специальных дыхательных техник, поз, практик медитации и мантр, которые требуются для правильной циркуляции энергии Кундалини от точки ее концентрации (у основания позвоночника) до самой макушки, энергия проходя через все основные чакры должна благотворно действовать на человека.

На санскрите слово «кундалини» имеет следующий смысл «спящая змея, которая свернулась в клубок и ждет своего пробуждения». Благодаря специальным йогическим практикам, возможно заставить «спящую энергию» двигаться из самого низа, в самый верх, попутно тормоша все чакры. Такое путешествие целительной энергии, по телу человека, способно дать развитие духовным, творческим, деловым и прочим областям личности человека, а так же избавить его от болезней и прочих недугов.

Хатха йога

Хатха йога — это более строгое направление, учение хатха было сформировано в X—XI веке Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом. По сказочной легенде принято считать, что хатха была подарена человечеству самим Шивой, в незапамятные века. Именно бог Шива был первым учителем, и обучал свою жену Парвати всем премудростям учения. Так что к учению хатха йогой следует относиться как к божественному дару.

Основные принципы хатха йоги

Хатха йога несет в себе несколько смыслов, от стандартно-обыденного (занятия для хорошего физического состояния, здоровья и долголетия), до просветления и полного освобождение разума от всей мирской шелухи (самадхи). Тут каждый выбирает свой путь и степень погружения, но следует не переборщить, так как вернуться в обыденную реальность получается далеко не у всех.

Учение хатха йогой можно условно разделить на учение о психофизической гармонии, которое достигается с помощью физических упражнений (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и на психические манипуляции со своим разумом (медитация, пранаямы).

Основные задачи, которые провозглашает учение хатха, просты и полезны для каждого: сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, понимать внешние и внутренние очищения тела и ума, контролировать свое поведение в окружающем мире, правильно питаться и т.д.

Йога Айенгара

Йога Айенгара — это разновидность хатхи, но с наличием амбициозного и требовательного лидера в лице гуру-основателя Айенгара (он же Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар). Айенгар в 1937 году в городе Пуна начал преподавать свой стиль, его школа действует по сей день.

Суть Айенгара заключается в высоких стандартах при выполнении йогических упражнений, всё должно быть выполнено безукоризненно четко, а иначе просветления не видать, как собственных ушей.

Основные принципы йоги Айенгара

Большинство базовых правил в Айенгаре позаимствованы у хатха йоги, но возведены в более высокую степень, тело йогина должно быть анатомически безупречным, а самадхи (освобождение) и в Африке самадхи, тут уже улучшать нечего, к этому гугу Айенгар ничего не прибавил.

Аштанга йога

Аштанга йога — это ещё одна современная разновидность хатха йоги, у которой имеется свой гуру-изобретатель, и институт этого напрвления в городе Майсур. Изобрел аштангу, и подарил её миру Паттабхи Джойс, который видоизменил классическую хатху, и сделал её более жесткой и бескомпромиссной.

Классическое учение основано на миксе дыхательных упражнений, медитации и асанах, которые способны развить гибкость и расслабление, то аштанга йога смотрит в сторону силы духа и тела. Основатель аштанги говорил следующее: «Йогину не следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги».

Стать сертифицированным преподавателем Аштанга йоги достаточно сложно и дорого, для этого следует пройти курс в Майсуре, продолжительность которого примерно 10 лет.

Основные принципы Аштанга йоги

Аштанга йога является динамической практикой, данный вид учения включает в себя последовательности асан (йогинских поз), связанных между собой виньясами (комплексами движений), всё следует выполнять совместно с пранаямой (дыхательными упражнениями), бандхами (физическими напряжениями) и дришти (концентрацией внимания).

Большинство основных принципов пришли в Аштанга йогу из хатха йоги, но пройти весь путь под силу лишь сильному и целеустремлённому человеку. От ученика потребуется не только физическая выносливость, но и готовность подчиняться иным правилам жизни, кардинально изменить свое отношение ко всему привычному и стать совершенно другим человеком.

В Аштанга йоге существует система базовых уровней, точное число которых достаточно размыто (от шести до девяти), информация по первым пяти уровням находится в открытом доступе.

Йога для начинающих в Индии

Начинающих йог медитирует в одном из ашрамов Ришикеша

Индия достаточно приветливая для туриста страна, приветлива они и для всех кто начинает изучать йогу. В Индии есть несколько знаковых мест, в которые особенно часто приезжают новички. Йогическая география разная, от предгорий Гималаев (город Ришикеш), до юга Индии (штат Гоа), можно встретить ашрамы и в самых удивительных и совсем неприспособленных для этого занятия местах (Ошо ашрам в Пуне).

Курс йоги для начинающих, рассчитан на поверхностное знакомство с принципами и понятиями учения, а не на глубинных исследованиях своего организма и разума, так что подобные курсы подойдут всем. Устроители подобных йогических курсов, прямо и открыто говорят со страниц своих сайтов, что приглашают всех желающих, не зависимо от стажа и уровня подготовки, требуются только деньги и желания. При наличии денег и желания, любой желающий буквально за 10 дней может стать сертифицированным мастером. :)

К примеру, начать занятия можно в любой из многочисленных йога-школ Ришикеша (в этом городе их очень много), в большинстве школ начинающих йогинов и йожек учат стандартно 7-14 дней (тут зависит от уровня сертификата и платежеспособности клиента), это по 3-4 урока в день (что бы занятия не особо надоели).

Стандартная программа обучения для начинающего йогина

В этой части поста расскажу про стандартную учебную программу, которая способна из любого туриста за 7 дней сделать дипломированного йогина, именно так говорят её устроители. В Ришикеше много школ и каждая имеют свою методику обучению (зависит от цены за курс обучения), но все самые стандартные вещи я постарался изложить ниже. Некоторые высказывания могут вам показаться не корректными, так что заранее прошу прощения.

Лекции о йоге

Лекции о сути учения, проблемах и путях их решения с использованием йоги, немного истории, немного историй из жизни великих людей, которые практиковали (Стинг, Мадонна и т.д.), немного о логике и принципах йоги и тому подобное.

Шаткарма и методы очищения организма

Шаткарма и методы очищения организма от токсинов и прочих вредных веществ. Утверждается, что если в вас сидят килограммы токсинов и шлаков, то сколь угодно не сиди в позе лотоса и прочих йогических позах, сколько не медитируй, всё равно ничего хорошего не выйдет.

Тут следует смириться и ежедневно выворачивать все свои кишки наружу. В погоне за чистотой душевной, вам подберут лучшие аюрведические препараты и порекомендуют как их принимать, а иначе чуда не случиться.

Лекции по физиологии в йоге

Вот это пожалуй одни из важнейших лекций для новичков, тут вам расскажут про обычные вещи, но покажут их чуть под другим ракурсом, для многих информация будет настоящим открытием. Обязательно посетите эти лекции, тут на примерах разберут вещи, которые помогут вам достичь результатов и при этом не навредив своему организму.

Йогические позы или асаны для йоги на практике

Никто новичков не будет заворачивать в узлы и в прочие умопомрачительные позы, но вам обязательно покажут несколько эффективных асан и проконтролируют, что бы вы садились в эти позы правильно.

Пранаяма или дыхание йога

Одной из важных вещей является правильное дыхание. Специалисты утверждают, что заниматься йогическим дыханием (пранаямой) следует после года регулярных занятий асан, так как во время дыхательных процедур следует полностью контролировать свое тело и держать спину прямой, у новичков с этим проблемы.

Так же перед пранаямой следует пройти полный курс очистки организма (шаткарма), а непосредственно перед дыхательной практикой промыть носовые пазухи водой (Джала Нети) и прочистить пазухи носа (Сутра Нети) с помощью специальной нити (когда нить проходит через пазухи и выходит через рот).

Йога медитация для начинающих

Медитация и начинающие йоги — это вообще самая интересная штука, которая только может быть в недельном курсе, по окончанию обучения всем выдают какие-то дипломы.

Достичь успехов в медитации порой не могут даже люди с большим опытом и огромным стремлением, а какие могут быть успехи у новичков. Медитация это не навык, а скорей всего состояние, оно или есть, или его нет. Медитация это как дорога с односторонним движением, от тебя зависит не очень много, но ты можешь приблизиться, помогут в этом регулярные практик йоги. Для начинающих, этот вид занятий скорей всего будет как знакомства, а не как практика.

Знакомство с жизнью Индии

Заниматься йогой с утра до ночи физически невозможно, а тем более новичкам в этом деле. Именно по этой причине устроители йога-школ делают обзорные экскурсии по Ришикешу (иногда за дополнительную плату) и показывают туристам реальную жизнь Индии.

Посещение храмов и прочих намоленных мест

Дабы разнообразить культурную программу учащихся, школы водят своих учеников по индуистским храмам Ришикеша (иногда за дополнительную плату). Большинство посещенных храмов можно посетить совершенно бесплатно, но в составе группы намного интереснее.

Участие в религиозных церемониях на берегу Ганги

Каждый день на гхатах в Ришикеше, происходит огненная пужда — Ганга Аарти, большинство йога-школ водит на это религиозное представление своих учеников.

Общение с садху и просвещенными людьми Ришикеша

Если йога-школа обладает в Ришикеше большим весом, то в её штате, в обязательном порядке будет свой просвещенный человек, который с завидной регулярностью будет встречаться с учениками и давать им наставления. Если школа молодая и не обладает возможностью оплачивать услуги просвещенного человека, то учеников могут водить на общение к уличным садху и прочим просвещённым людям, коих в Ришикеше и в Индии очень много.

Погружение в среду йога

Некоторые школы предлагают (по желанию) попробовать погрузиться в среду настоящего йога и пожить в самом обычном ашраме. В крохотной комнатке без окон и дверей будет не очень комфортно, в отличие от комфортабельного гестхауса с видом на Гангу. Я рекомендую всем начинающим пожить именно в ашраме и проникнуться духом настоящей Индии. Данная опция предоставляется не всеми школами, так как многие из них имеют дополнительный доход от аренды жилья, которая может быть в разы дороже чем прямая аренда.

Йога для похудения для начинающих

Йога для похудения является основным магнитом для начинающих, женщины в погоне за стройной фигурой проявляют феноменальный интерес к этой разновидности йоги, видя в ней решение своих проблем с лишним весом, дряблыми ягодицами и прочими естественными процессами женской физиологии.

Процесс похудения при йогических занятиях происходит не быстро, так что после нескольких лет ежедневных тренировок, жесткой диеты, всевозможных чисток организма и прочих околонаучных практик, ученики теряют в весе и обретают прочие бонусы от занятий. Но при таком усердии и рвении, обычный спорт зал в соседнем доме, тоже способен творить чудеса.

Почитайте отзывы в Интернете и вы поймете, что начинающие очень целенаправленные и упорные люди, а по другому заниматься асанами и кундалини просто невозможно. Со временем, каждый новичок переходит от гимнастической практики, к философии, и вот тут рождается ещё один йог или йожка.

Основные йогические приемы для начинающих и неопытных — это простые позы и простые дыхательные упражнения. Как только с простыми упражнениями новичок справляется, то следует переходить у более сложным, продвинутым и параллельно начать медитативную практику. Медитация — это самое сложное для начинающих, она может быть поистине волшебным средством в достижении желанного результата, или полным провалом.

Йога тур в Индию

Один из ашрамов в Ришикеше, вид на Гангу

Существуют несколько разновидностей йога туров, самые простые — это туры для начинающих, про это я подробно писал ранее. Стоимость подобных туров начинаются примерно от 500 — 1 000 долларов, это без учета авиабилетов, питания и проживания. Цена зависит от количества дней обучения и крутости школы.

Есть специальные йога туры для действующих инструкторов, тут занятия отличаются от стандартных туров для новичков, как стоимостью, так и наполнением. Как правило, весь день (с самого утра до позднего вечера) в подобных турах для инструкторов занят полностью.

Примерное расписание занятий для инструкторов йоги:

  • 8:30 аюрведический массаж;
  • 9:15 асаны;
  • 10:30 пранаяма;
  • 11:00 завтак;
  • 12:00 свободное время;
  • 13:00 обед;
  • 14:00 свободное время;
  • 15:30 асаны;
  • 19:00 ужин;
  • 20:00-22:00 лекции/пуджа/санскрит.

Цена туров для инструкторов начинается от 1 500 долларов, без учета авиабилетов, питания и проживания. Цена зависит от количества дней обучения, выбранной программы и крутости школы.

Так же стоить разделять йога туры по разным видам, от самой классической её формы, до скандально известных динамических Ошо медитаций.

Интересного вам знакомства с Индией

in-trips.ru

8. Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

Джайни́зм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,

Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 г. н.э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.

Йо́га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Система ньяйи (санскр. «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса , веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика) [1]. Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры».

Веда́нта (санскр. «окончание Вед») — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана».

Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам — Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведические тексты послужили основой для ортодоксальной (астика) школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданту также называют уттара-мимансой, то есть второй, поздней, или высшей мимансой, в отличие от другой школы индийской философии — пурва-мимансы — первой мимансы. Пурва-мимансу обычно называют просто мимансой и она сфокусирована на толковании значения ведических огненных жертвоприношений и используемых в них мантр, изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

Система вайшешики (санскр, «отличный, выделяющийся») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

studfiles.net

Йога: история возникновения

Йога: история возникновения

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета — повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

 

yoga

 

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги — матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

 

Исторические факты и археологические свидетельства

yoga1

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

 

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а им

lazarev.ru

Индийские йоги. Почему индийская йога не подходит для нас.

Вера, пишущие подобное и думающие подобное – нас самом деле глубоко не верующие и не знающие. С точки зрения религиозного подхода, знание уже заложено в нас творцом, и задача – раскрыть его, встретившись с ним напрямую и пережив его через соединение с ним (йога). И все священные тексты говорят об этом. Почему же вы не верите в это? В создателя, который по образу и подобию вложил в структуру созданной им системы творческую энергию, разум, и все инструменты, чтобы человек мог открыть это знание в себе и реализовать его.

Священные тексты писались людьми, в надежде, что разумный человек ими правильно воспользуется, то есть обратится внутрь себя, где у него уже все есть, и начнет проявлять скрытое невежеством творческое начало, вместо того, чтобы поклоняться и обожествлять тексты и делать из них религиозные атрибуты.

Вы не верите по-настоящему в то, что пишете. Это поверхностное, умственно принятое на веру и эмоционально приправленное состояние, которое недолговечно. И через некоторые время вы измените ему, увлекшись чем-то другим, и также рьяно будете отстаивать это «другое». Как вы уже делали раньше, до этого увлечения, что, собственно говоря, в природе человека. Об этом я достаточно подробно писал в комментариях к этому посту: http://miraya.ru/blog-andreya-lobanova/entry/o-natsionalnosti-jogi-antijogovskom-zagovore-i-nauchnom-podkhode-k-joge

Истина не в Ведах, а в вас. А вы в это не верите, и не знаете, и не узнаете, пока не прекратите скользить по поверхности с помощью функционального ума и цитировать различные тексты, имея своё и именно свое интеллектуальное прочтение и представление о том, что там написано.

Туманные представления о высшем, потустороннем – это построения детского ума, мечтающие о волшебстве, феях и помощи свыше от добрых светлых сил.

В йоге Патанджали не используется слово «бог» и цель этой йоги – не постижение его, а «кайвалья» – освобождения от всех форм ограничений, которые скрывают от человека действительность.

slavyoga.ru

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги — Индия

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. — в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды — ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там — к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде — индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога — в первую очередь духовная практика

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия — позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога — это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

История возникновения йоги | Хатха-Йога

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Приводятся поэтические гимны, воспевающие красоту природы, появляются попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Харалпы (III—II тысячелетия до н. э.) на основании того, что во время раскопок" в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги. В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования.  

В Индии, как и вообще на Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чёля), следуя строгим правилам йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за своим учеником, по мере того как тот осваивал данное учение, и следил за его нравственным совершенствованием. Это был долгий, кропотливый путь, на котором физическое укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием морально-этической чистоты.В этом, на наш взгляд, заключается научный подход к воспитанию вообще.

Нередко на Западе, да и в нашей стране тоже, пытаются исказить йогу, нарушают методические принципы, следуя скоростными путями и средствами, не изучив одного вопроса, переходят к другому. Отделяют физическое совершенствование человека от психического и духовного развития. Тем самым лишают это учение его рационального зерна.

Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры,

В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенст вования.

Йога получила большое признание и распространение и в других странах мира. Почти во всех из них созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории, где с помощью современной медицинской техники и аппаратуры изучаются с целью дать научное обоснование достижения индийских йогов, а также проводятся практические занятия по Хатха-йоге. Туда часто приглашаются специалисты из Индии.

В Индии в 1965 году принято правительственное постановление о введении изучения йоги в армии, полиции и в учебных заведениях страны.

В ряде стран Хатха-йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Многие спортсмены и космонавты в своих тренировках зачастую успешно используют методы йоги. В ряде стран по телевидению регулярно передаются практические комплексы Хатха-йоги.

Созданы Международный всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция) и Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Будапеште (Венгрия).

Такой огромный интерес к йоге можно объяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наше время, так как способствуют здоровому образу жизни.

Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этой работе, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Существуют некоторые ситуации, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе Хатха-йога, а именно:

  1. при повышенной температуре;
  2. при острых заболеваниях и обострении хронических;
  3. детям до 6 лет;
  4. людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность;
  5. женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных;
  6. женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия; можно возобновить их через 3—4 месяца после родов.

Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.

Йога не является панацеей от всех болезней, но она оказывает комплексное воздействие на работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.

www.yoga.sgu.ru

Происхождение и развитие йоги

 

    Происхождение йоги  скрыто во мгле веков.    Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.     Истоки йоги однозначно не прослеживаются с желательной степенью достоверности.     Её медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только в Индии, но и во всём мире. Однако, она видоизменялась, приспосабливаясь к местным особенностям, общественным идеям и т.д.      Суть йоги излагали или объясняли с помощью различных символов,  и текстов на разных языках.     В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.     В основном, техники йоги передавались в устной форме от учителя  к ученикам.     Йога, которую мы знаем в наши дни, развивалась в Индии и использовалась, по крайней мере в зачаточном виде, более пяти тысяч лет назад.     При археологических раскопках памятников высокоразвитой протоиндийской городской цивилизации(возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта, если не превосходит их), которые проводились в долине Инда в Хараппе и Мохенджодаро (территория современного Пакистана), были найдены разнообразные статуи, изображавшие людей, которые занимаются йогой.     Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.     Развалины, где проводились эти раскопки, когдато были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись впоследствии заселившие его арийские племена,эта древнейшая цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев  с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда.Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство     Наступает Ведийский период.     Ведийский период (1500 год до н.э. – 600 год до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации.     Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды.     Хотя учёные затрудняются с точной датировкой, по общему мнению, эти книги были написаны, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи лет назад. Правда, они не содержат описаний конкретных йогических практик, но, как правило, упоминают о йоге в символической форме — фактически, шлоки Вед произносились риши, или йогами, в состояниях духовного блаженства и познания (самадхи).  Именно по этой причине Веды считаются откровениями — риши не сочиняли шлоки, а действовали как своего рода передатчики, через посредство которых сообщались эти откровения. Веды считаются первым текстом йоги, поскольку они иллюстрируют суть йоги, пусть и косвенным образом.     Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе( там  упоминается слабый образ йогина - святого мудреца отшельника Муни)  Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.     Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.     В более поздней Веде- Атхарваведе(первый индийский текст, связанный с медициной. ) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса и мистического жара.     Визионеры Вед ясно осознавали существование динамического жизненного начала, которое они называли вайю  (прана). Они также отчётливо понимали, что эта прана тесно связана с дыханием.  В Ведах кратко упоминается о существовании пранических центров (чакр),  расположенных в теле, но не принадлежащих ему.     Также  была развита наука звука, поскольку в Ведах говорится о различных мантрах (психических звуках), которые могут использоваться для достижения как материальных, или мирских, так и духовных целей.     В заключение можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по настоящему сформулирована в доведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.     Лишь с появлением Брахманов(комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы.)     Упанишад(  В Упанишадах содержатся основы философии индуизма — концепция вселенского духа )мы начинаем видеть, как йога постепенно оформляется, изменяется  и принимает свой сегодняшний вид.     Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются джапа  (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и мауна  (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»)[1].     Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.     Уже в этих текстах Йога  начинает причудливо  трансформироваться,  возникают ее не классические формы.     Появляться  основы науки свара йоги  (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте Шива Свародайя.     В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.     Однако более прочный фундамент йоги был заложен только в Упанишадах. Именно в этих разнообразных текстах мы наблюдаем, как йога приобретает более определённые очертания.     Слово Упанишада  составлено из санскритских слов шад —  «сидеть», упа  — «рядом» и ни  — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово упанишада  можно истолковать как тайное учение.     Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.     По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.     Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара  и Брихадараньяка.     Упанишады чрезвычайно отличаются по размеру — наименьшая из них, Мандукья, содержит всего двенадцать стихов, в то время как в Брихадараньяке и Чхандогье насчитывается по несколько тысяч слов.     Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.     Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.     Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует немалых усилий.     Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы. Нечто подобное говорил и другой великий йог и духовный учитель — Христос: «Узок путь, ведущий к жизни (самореализации)».     Техника йоги Упанишад в некоторых  своих  моментах  настолько  напоминает классическую, что из этого следует, что и Патанджали и брахманистские изыскания пользовались  единым, гораздо более ранним источником  информации.     Интересен тот факт, что упанишады  составлялись  примерно в то же время, что и «Йога - сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.     Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют аналогии, притчи и, порой, прекрасную поэзию.     Другие Упанишады имеют более практическую направленность и описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему.     Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.     Во многих Упанишадах значительное место уделяется описанию праны и её значения.    Авторы более ранних Упанишад — Брихадаранъяки, Чхандогьи, Тайтирьи  и т.п. вполне осознавали тот факт, что прана составляет основу всех форм жизни. Они описывают существующие в теле, но не принадлежащие ему психические проводящие пути, по которым протекает прана, включая все важные нади — ида, пингала и сушумна[2].     В более поздних Упанишадах, таких как Прашна  и Катха,  эта тема получила дальнейшее развитие. В них различные формы праны в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о кундалини  (психической и духовной силы), существующей в теле в форме змеи. А также ,  содержат чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.     По существу Мандукья  полностью посвящена комментариям, относящимся к этой теме. В этих текстах снова и снова подчёркивается, что легче всего достичь состояния медитации, сосредоточиваясь на мантре АУМ.     В  Тайттирия - Упан  впервые приводится перечень состояний сознания  и есть упоминание о четвертом состоянии- турийя, которая впоследствии получила развитие в Тантре     В русле брахманизма создаются тексты «Йога-упанишат» в которых впервые названы и перечислены четыре основных разновидности йоги: мантра, лайя, хатха, и раджа, причем две ступени классической йоги асана и пранаяма выделены в отдельном направление.     Также в них обнаруживается  и первое описание особой физиологии которое в дальнейшом  станет основой учения тантризма.       Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения её вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей. До этого времени было принято считать, что духовный путь и путь йоги совершенно несовместимы с мирскими делами, и требуют ухода от мира.     Возвращаясь к историческим видоизменениям классической йоги на протяжение всего ведического периода индийской истории  так и после него терминалогия йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась извесными философскими школами, а также бесчисленными аскетами , магами и йогинами -одиночками в силу личного разумения- это были сугубо арийские интерпретации .     По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм.     Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды. Проявив немного фантазии, название «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».     Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всётаки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.     Даже в сегодняшней Индии, Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.     Древний индийский Махабхарата ставит знак тождества  между Брахман упанишад  и Вишну  и обращен к народным массам .Ее шестая книга- Бхагавадгита (песнь Кришны) и седьмая книга Мокшадхарма(основа освобождения ), коренным образом отличается от йоги Патанджали. Основной упор в Гите делается не на личное спасение путем ухода от мира и постоянной практики йоги, но на достижения уравновешенности в повседневных действиях. Йогин не должен покидать мир, напротив - он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего, единственное условие спасения заключается в систематической практики йоги и непривязанности к плодам своих действий (т.е. личность активная, живая, не засушенная  созерцанием, которая способна переживать чужую боль как свою)     В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, перемежается со многими отрывками, непосредственно относящимися к йоге. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именумой БхагавадГита.  Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги     По мере того, как человек продвигается по этому пути, ему открываются на страницах БхагавадГиты все новые слои мудрости; перед ним постоянно разворачиваються  все более высокие уровни смысла     Бхагавад Гита — это поистине совершенный текст йоги, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.     Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать, лишь удалившись от всех повседневных обязанностей или в какоето время в будущем, когда представится такая возможность. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.     Ещё один традиционный текст под названием Йога Васиштха  считается  естественным наследием и продолжением Рамаяны. Он также представляет собой собрание духовных наставлений и отличается глубиной своих научных и духовных идей. Это произведение тоже призвано вдохновлять тех, кто вступил на путь йоги. В этом трактате ясно описаны многие научные идеи, лишь недавно получившие распространение. В тексте делается попытка объяснить все аспекты творения и, в конечном счёте, связать их с сознанием. В нём обсуждаются все стороны жизни, от здоровья и болезней до счастья и страдания. Текст содержит описание различных методов достижения духовной реализации и многократно подчёркивает важность непосредственного восприятия и опыта в противовес знанию из вторых рук. В нём говорится о различных путях йоги, особенно, о пути медитации и джняны. Кроме того, рекомендуется пранаяма как метод управления умом и достижения медитативного состояния. Однако, эта книга не подходит для тех, кто только начинает заниматься йогой, ибо хотя она и представляет собой сокровищницу знаний и прекрасной поэзии, но не содержит сколько либо подробных указаний относительно пути, по которому следует идти. По существу, в ней отсутствуют практические аспекты йоги, и она, скорее предназначена для тех, кто уже знаком с техниками йоги и имел высшие переживания.     Следующая линия видоизменения - буддизм.     Если Будда и отверг впоследствии учение двух своих учителей йоги, то лишь потому, что превзошел их в этом деле - так утверждает легенда. Буддизм не отрицает йогу, он видоизменил и дополнил ее классическую технологию и в дальнейшем появилась его собственная специфическая йога. Способы спасения  целиком основаны на йогической технологии. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и традиционную психотехнику.     Самое существенное преломление йога получила в тантризме, который объединил в себе массовые народные культы и с шестого века н.э. занял ведущие позиции в индуизме и буддизме, особенно тибетском « Ваджраяна или алмазная колесница»     Классическая йога подверглась в Тантре дальнейшему изменению, став более изощренной, основной акцент там был на очищении тела. Было разработано множество психотехник и возникла крийя - йога ( представленная в Бихарской школе Сатьянандой) Без абсолютного здорового тела нельзя достигнуть блаженства.     Наиболее известные средневековые комментарии по хатха йоге также написаны в русле Тантры - это « Шива» « Гхеранда - Самхита» а также « Хатхайогапрадипика»  Сватмарама Сури.(который жил в пятнадц. веке)     В двенадцатом веке  возникла йога  Горакхнахту  изложенная им в сжатом тезисном изложении « Горакша - шатака»     В  многих йоговских  сектах йога сильно деградировала( пример шиваитских аскетов, а также в тибетских тантрических обществах., и их обряд « чход»и т. д.)     В Японии буддизм трансформировался  в философию и практику дзен. После завоевания значительной части Индии мусульманами в результате культурного слияния возникли не только шедевры как Тадж- Махал, но и « мусульманская йога», которую практиковали суфии. Вначале йогов - мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов - индусов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников.     Поскольку учения йоги обычно передавались в устной форме, её развитие было бессистемным. Разные учителя учили разным методам, так что до своей систематизации йога была собранием разнообразных, не связанных друг с другом техник, пронизанным всевозможными личными верованиями и суевериями. Именно здесь авторы древних текстов сыграли величайшую роль, собрав воедино и обобщив все эти разнородные идеи. Одним из самых выдающихся авторов был Риши Патанджали, который незадолго до рождения Христа написал текст под названием Йога Сутры,  до сих пор считающийся классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге. Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.     Основной фундамент йоги, в её сегодняшнем виде, был уже заложен к тому времени, когда Патанджали закончил писать Йога Сутры.  Предстояло появиться ещё многим текстам и усовершенствованиям, но структура йоги была в общих чертах определена; требовалось лишь заполнить оставшиеся пробелы. Это делали, главным образом, многочисленные комментаторы, которые вновь и вновь интерпретировали традиционные тексты. Нередко это вместо ясности вносило ещё большую путаницу, поскольку появление множества различных комментариев приводило к спорам и домыслам. Тем не менее, некоторые из этих учёных всё же пролили определённый свет на традиционные тексты йоги. В качестве примера можно назвать Шанкарачарью(,он родился в 788 г. после Р. Х. ) который лично прокомментировал двенадцать различных Упанишад и Бхагавад Гиту,  а также написал множество оригинальных книг по йоге, в том числе Вивекачудамани  (Драгоценная вершина мудрости), Апарокшанубхути  (Непосредственный опыт реальности) и Атмабодхи  (Познание Я). Эти трактаты сами по себе были шедеврами. Шанкарачарья сам активно занимался практикой йоги и знал её важность на собственном опыте. В отличие от многих других, он не довольствовался чисто интеллектуальным анализом учения йоги без непосредственного личного опыта.     Были и многие другие люди, которые вносили важный вклад в развитие йоги и которых мы должны упомянуть.     Хотя бхакти йогу практиковали на протяжении всех эпох с момента зарождения учения йоги, в средние века её развитие получило особенно мощный толчок, благодаря таким практикам, как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и многие другие. Все они писали прекрасные поэтические произведения, которые даже сейчас воспламеняют сердца своим чувством преданности. Люди, подобные Кабиру, не только выражали свою пылкую любовь в поэзии, но и дополняли стихи ясными практическими советами относительно пути бхакти йоги и других путей.     На протяжении столетий было написано множество текстов по хатхайоге. Из них наиболее известны Хатхайога Прадипика, Шива Самхита, Гхеранд Самхита  и ряд других. В этих текстах подробно описаны асаны, пранаяма и другие практики хатхайоги, наряду с техниками выполнения мудр, бандх и т.д. Однако во всех книгах подчёркивается, что практики хатхайоги предназначены не только для обеспечения телесного здоровья. Они служат средством достижения более высоких идеалов, для чего, в первую очередь, требуется здоровое тело.     Развитию йоги способствовали многие мудрецы и практики, в том числе, древние йоги Горакхнатх, Матсиендранатх, Джанака, Яджнавалкья, Аштавакра, Вьяса и множество других, равно как и более современные йоги — Рамакришна, Вивекананда, Рамана Махариши Этот список  можно  продолжать бесконечно. Количество книг по йоге исчисляется тысячами.     Например, Аштавакра Гита  представляет собой возвышенное произведение, содержащее изречения йогов, находившихся в состоянии глубокой медитации; об Ану Гите,  составляющей часть Махабхараты, говорят, что она является дальнейшим разъяснением Бхагавад Гиты, которое Кришна даёт своему ученику Арджуне; в Брахма Сутрах  предпринята попытка обобщить в сжатом виде суть Упанишад; в Вьясабхасья  даётся великолепный комментарий к Йога Сутрам  Патанджали; в Бхакти Сутрах,  написанных Нарадой, содержатся правила практики бхакти йоги, и т.д. И этот список с каждым годом всё увеличивается.     Сегодня  Йога стала приобретать большую популярность как в самой Индии, так и за ее пределами. В Европе существует огромное количество центров, школ и ашрамов.     Это говорит об уровне сознания людей, люди пытаються охватить большее представление о жизни, а также то что йога являеться по истине исскуством от многих недугов как физических так и душевных.

yogaclassic.od.ua


Смотрите также