10 главных храмов России. Древнейшие храмы россии


10 главных храмов России - Библиотека туриста

Россия, недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. В каждой небольшой деревне, в каждом городке непременно есть церковь. История многих их них насчитывает несколько веков, поэтому судить, какая главнее, непросто, да и неразумно.

Мы представляем вашему вниманию десятку храмов, известных своей художественной, архитектурной и исторической ценностью.

Успенский собор во Владимире 

Этот белокаменный собор, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, не зря является первым в нашем списке. До возвышения Москвы именно он был главным храмом Руси, а построен и расписан он был еще до татаро-монгольского ига.

Успенский собор во Владимире

Сейчас в этом храме также находится музей, и его можно посетить в любое время, когда не идут церковные службы.

Казанский кафедральный собор

Знаменитый храм Невского проспекта, построенный в начале XIX века, известен каждому туристу.

Казанский кафедральный собор

Это здание в стиле ампир не похоже на типичную православную церковь, однако службы в нем проходят. Собор, выполненный по образу Собора Святого Петра в Риме, в советские годы служил Музеем религии и атеизма и значительно пострадал, но к 2000 году был полностью восстановлен и заново освящен.

Исаакиевский собор

Еще одно достояние Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор, построенный через 15 лет после Казанского, в настоящее время является музеем, и службы в нем проводятся крайне редко.

Исаакиевский собор

Богато украшенный храм с многочисленными скульптурами располагается на Исаакиевской площади и считается крупнейшим в городе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

www.restbee.ru

Древнейшие храмы России - Миссионерский отдел

«Там, у подножия высокого Кавказа, пасутся стада многих племён этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные выделяются множеством своих сил, а другие – храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», - так описывал аланов один автор ещё в XIIвеке.

Алания приняла христианство от Византии в 916 году, а середины Xвека сильно сблизилась не только с Византией, но и с Абхазией, Грузией и другими православными государствами.

Тяжёлый удар Алании был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIVвека среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. В силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.

В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X-XIIвеках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.

Зеленчукские храмы можно назвать древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но все они предшествуют времени постройки Десятинной церкви в Киеве.

Северный храм

Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIXвека зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.    

 Северный Зеленчукский храм  — Георгиевский кафедральный собор Аланской Епархии

 

 

 

Средний храм

Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIIIвека. Всё это время храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.

 

 

 

 Южный храм

Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 километров друг от друга находятся ещё два храма того же периода.

Шоанинский храм

На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки – 2-я половина X– начало XIвека. Скала, послужившая основанием для храма, была неровное и не могла вместить всё сооружение. Прежде, чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Архызский лик Спасителя

В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись – Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом – гробница, сложенная из массивных камней.»Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что Лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

Сентинский (Тебердинский) храм

Он получил свое название по аулу Сенты (современное название – Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.

Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительно поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы – возможно, здесь находилось небольшое укрепление.    

   

Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

На высоте более 2 метров от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храм в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).

   

   

Опубликовано 30.01.2015 21:29

www.xn----8sbjradvb0can8m.xn--p1ai

Свято место пусто…Почему гибнут древнейшие храмы России

Древнейшие храмы России, Средний и Южный Храм.  Архыз

Земляной пол вздыбливается холмиками и кочками, усыпанными пожухлой травой и осенними листьями. Каменная кладка стен, некогда украшенных росписями, ликами святых и древними орнаментами, щербится отколотыми углами и впадинами на местах выпавших фрагментов. Под высоким куполом ветер кружит куски паутины и свистит в прорехах выбитых витражей.

Город солнца

Подавляющее большинство опрошенных мною знакомых были крайне удивлены, узнав, что самые старые соборы на территории нашей страны расположены не в традиционно православных местностях, а в горном районе Архыз Карачаево-Черкесии. Когда-то здесь проходил Великий шёлковый путь, и с VII в. процветала загадочная страна Алания, принявшая христианство от Византии в начале X в. Спустя 3 века государство распалось, его фрагменты попали под власть Золотой Орды, а жившие на этом месте народы начали исповедовать ислам. Большинство церквей, крепостей и прочих архитектурных памятников той эпохи уже превратились в руины и утрачены безвозвратно. На горных перевалах порой встречаются развалины, напоминающие о далёком прошлом. Но три храма, построенных на городище Х в. в долине реки Большой Зеленчук, до сих пор сопротивляются разрушительному времени.

По одной из версий, в этом месте более тысячи лет назад была основана столица Алании г. Маас (в переводе с древних языков - «Город солнца»). Вскоре аланы переняли пришедшую из Византии христианскую религию и воздвигли несколько величественных соборов - Северный, Средний и Южный.

Храм Илии пророка

Учёные считают Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, старейшим христианским собором на территории России. По своей архитектурной композиции сложенный из обтёсанных каменных плит храм напоминает крест, в центре которого возвышается купол. Возведённый предположительно в IX в., он был богато расписан фресками работы византийских мастеров. Память об этом сохранилась благодаря архивным зарисовкам, сделанным археологами в XIX в.

Сентинский храм

Немного уступающий по размерам патриаршему Северному, Средний храм когда-то был народным - служил для молитв простым людям. Строение было восстановлено в конце поза-прошлого века монахами Александро-Афонского монастыря, действовавшего здесь с 1889 по 1924 г. Сейчас здание, веками намоленное прихожанами, практически заброшено. Но добирающиеся сюда паломники веруют, что Бог не оставил это священное место, и в знак благодарности оставляют на стенах кресты, цепочки и другие дары.

Сравнительно благополучно дела обстоят лишь с самым маленьким, Южным (предположительно посвящённым Илье Пророку) храмом - древнейшим действующим в нашей стране. Здесь проводятся службы и горят свечи, но богомольцы-путешественники не частые гости в этих святых стенах. Исследователи, проводившие здесь изыскания, утверждают, что церковь воздвигнута на месте ещё более древнего храма. К сожалению, сейчас раскопки не ведутся. Городище - древнейший памятник архитектуры, практически не восстанавливается. В построенных более века назад монахами домах и гостиницах, ещё вполне пригодных для ремонта, много лет не ступала нога человека.

Лик Спасителя

Если переправиться через реку и подняться по крутому склону напротив Среднего храма, взгляду открывается ещё одно чудо - Лик Христа, расположенный в гроте на высоте более 150 метров от земли прямо на скале. Согласно легенде, эта великолепно сохранившаяся потаённая икона является современницей храмов. У Лика, напоминающего образ Спаса Нерукотворного, горят свечи. Легенды о нём веками передавались из уст в уста, но точное месторасположение святыни удалось установить лишь на рубеже ХХ-ХХI столетий. Днём, под яркими лучами солнца, изображение практически исчезает. Однако на заре черты Иисуса предстают перед глазами во всём строгом величии. Местные жители утверждают, что где-то неподалёку от людских взоров скрывается и наскальный образ Богоматери.

Легендарный Лик Христа обнаружили совсем недавно

Все эти памятники находятся на территории Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Однако ни местные, ни республиканские власти не спешат вкладывать средства не только в реставрацию святынь, но даже в распространение информации о них. Из-за этого многие туристы и путешественники, приезжающие на Кавказ покататься на горных лыжах, остаются в неведении, что поблизости их внимания ждут такие чудесные места.

«Возможно, подобное отношение объясняется тем, что большинство жителей республики, так же как и местные чиновники, исповедуют ислам и считают: восстановление христианских храмов - не дело мусульман, - рассказывает мне Хамзат, житель посёлка Нижний Архыз, подрабатывающий экскурсоводом. - Однако о печальной ситуации знают и главы православной церкви. К сожалению, никто не хочет вкладывать деньги в реставрацию памятников и археологические раскопки на городище. Хотя святость реликвий признаёт и местное население. Так, в народе сильно поверье, что именно Лик Христа долгие столетия хранит здешние края от смертоносных эпидемий. К сожалению, не все разделяют подобное мнение. Весной 2011 г. неизвестные подожгли находящуюся неподалёку церковь, также считающуюся одной из древнейших в России. При этом преступники разбили стелу Георгию Победоносцу. Храмы Мааса расположены на территории астрофизической обсерватории РАН. Но у научной организации также нет средств на их ремонт, охрану и содержание».

Пока ещё восстановить святыни можно «малой кровью». Уверен: на подобное дело деньги могут собрать православные. Но для этого они вначале должны хотя бы узнать о их существовании.

Георгий Александров

 

7 декабря 2011

Источник: "Аргументы и факты"

simvol-veri.ru


Смотрите также