Древняя греция крит. Искусство древней Греции. Крит (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древней Греции, Крит (стр. 1 из 6). Древняя греция крит


Остров Крит - жемчужина греческого Средиземноморья

Остров Крит

Остров Крит - один из самых живописных греческих уголков, его красоту не передать словами. Это место, которое манит туристов со всего мира, и это не удивительно, острову действительно есть чем удивить своих гостей.

Краткое описание и история острова

Остров омывается тремя морями и имеет мягкий средиземноморский климат. Крит — это место, куда хочется возвращаться снова и снова. Солнце, теплое ласковое море, песчаные пляжи и великолепный туризм - это лишь яркая эффектная картинка острова, но за ней скрыт огромный потенциал и богатейшая, интереснейшая история, культура и неизменные традиции.

Крит

Стоит отойти от живописных пляжей немного вглубь, и Крит удивит своей очаровательной и уникальной природой, таинством гор, которые обладают необъяснимой магией и красотой, достаточно вспомнить о другой легендарной горе – Фудзияме (http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/fudziyama.html), о которой писалось  ранее.

Крит - древний остров, его история началась более пяти тысяч лет назад, уже тогда там правила Минойская цивилизация, которая была одной из самых развитых на то время. Именно она оставила огромный след в истории Крита. Богатейшее наследие - древние дворцы и целые города и сейчас радуют гостей своим великолепием.

Крит

Архитектура Крита разнообразна. Это связано с разными завоеваниями и смешением культур. Некоторые деревенские поселения остались неизменными и по сей день, сохраняя свой характер и первозданный вид.

Крит в наше время

Остров Крит — это место, где древние мифы, знаменитые истории, приключения и легенды переплелись с современностью. На острове находятся невероятные античные дворцы, а по соседству с ними -модные, современные отели и курорты. Это можно наблюдать как в больших городах, так и в мелких селениях и деревушках.

 Крит

Отдых на Крите — это всегда море впечатлений, нового опыта и приключений. Для любителей не только пассивного отдыха, но и познавательных экскурсий, которые позволят вам окунуться в атмосферу древних цивилизаций — это остров как раз для вас.

Также вы можете расслабиться на великолепных пляжах, насладиться солнцем и морем. Посетив небольшие поселения и деревни, вы окажетесь в прекрасной горной местности, где можно осмотреть виноградные и цитрусовые долины.

 Крит

Городов на острове немного, но каждый имеет свой характер, обычаи, неповторимую, уникальную историю, которая началась много тысяч лет назад. Крит делится на четыре нома (области, региона).

  1. Ираклион.
  2. Ретимно.
  3. Лассити.
  4. Ханья.

Столицей острова и самым крупным является город Ираклион.

Крит

Большие города расположены на северном берегу острова. Именно там и находятся все известные и лучшие отели и курорты.

Остров Крит -развлечения и активный отдых

Остров Крит — это место великолепного, захватывающего отдыха. В каком бы городе острова вы не находились, везде найдется масса интересны мест, где можно найти развлечения на любой вкус от аквапарка до зажигательного ночного клуба.

Крит

Любители гор, конечно же, могут отправиться в национальный и знаменитый парк «Самарийское ущелье». Место красивое и экологически чистое, тут каждый сможет получить глоток свежего воздуха и заряд энергии.

Крит

Тем, кто предпочитает шумные вечеринки и дискотеки стоит посетить сердце ночной жизни Крита - Херсониссос. В этом развлекательном городе ночные клубы стоят прямо на побережье и манят своим весельем, танцами под открытым небом и шоу-программами.

Крит

Про остров Крит можно писать бесконечно, так как от древности до современности он пропитан интереснейшей историей, может похвастаться шикарными, историческими городами и архитектурным достоянием и высококлассным туристическим сервисом.

 

www.moyaindia.ru

Древние города Крита - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Древний город Элефтерна

Древний город Элефтерна в Ретимноне (фото)

Рекомендовать место

3

Древний город Элефтерна расположен в северо-западной части Крита, рядом с одноименной деревней, на расстоянии примерно 30 километрах от города Ретимно и совсем рядом с Аркадийским монастырем.

Основанный он был в IX веке до н.э. Город был богатым торговым центром со своим собственным флотом, торговым и пиратским одновременно. В 67 году до н.э город завоевал Римский полководец, звали его Квинтон Метилей. Несмотря на то что, он стал подчинен Риму, Элефтерна продолжал развиваться, и уже в первые века нашей эры стал центром епископата.

В самом центре находится древний Акрополь Элефтерны с остатками сторожевой башни.

Сами же остатки античного города находятся рядом с деревенским кладбищем. Там же есть византийская церковь XX столетия, внутри которой можно увидеть хорошо сохранившиеся древние мозаики.

Зона раскопок находится за забором, однако попасть внутрь не удастся. Вы сможете лишь прогуляться по периметру забора и рассмотреть античный город на расстоянии.

Crete, Rethymnon, 25 км юго-восточнее Ретимно, северное предгорье горы Ида.

Древний город Лиссос

Древний город Лиссос на Острове Крит (фото)

Рекомендовать место

3

Древний город Лиссос ранее являлся портом дорического города Элироса, который располагается рядом с современной деревней Родовани. Лиссос уничтожили арабы-сарацины, которые прибыли из Испании. Сейчас Лиссос – живописное место с красивыми пейзажами, хранящее в себе множество нераскрытых тайн.

Этот процветающий город имел свое Асклепио с целебной водой, где лечились люди со всего острова. К сожалению, Асклепио уничтожило землетрясение, поэтому сегодня можно посмотреть лишь на мозаичные полы с изображениями геометрических фигур и животных. Помимо Асклепио в Лиссосе есть римское кладбище со склепами. В городе находится также часовня святого Кирика, куда прибывают паломники в день его именин – 15 июля.

Добраться до Лиссоса можно на корабле из Сугии (20 минут) или пешком по тропе из Сугии (2 часа).

Крит, Греция

www.openarium.ru

Trojden | Греция и Крит в эпоху бронзы: Михайловский Ф. А.

РАЗДЕЛ III

Глава 7

Тёплое Эгейское море разделяет два полуострова и вместе с тем две части света—Азию и Европу. На азиатской стороне Эгейского моря расположен полуостров Малая Азия. Европейский берег — это Балканский полуостров, на юге которого находится Греция. Эгейское море усеяно островами, самый большой из которых — Крит. Именно на Крите и в Греции возникли во II (2) тысячелетии до н.э., то есть в эпоху бронзы, первые в Европе государства.

Древние греки называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. (Греками их назвали римляне, об истории которых рассказывается в последнем разделе учебника.) Они уже имели долгую историю, когда Персидская держава вплотную приблизилась к Греции. История древних греков известна лучше, чем история народов Древнего Востока.

И всё же о самом начале своей истории греки знали мало. Дело в том, что греческая цивилизация начиналась дважды: в первый раз в бронзовом веке, во второй — в железном. Как и почему это произошло, рассказывается в этой главе учебника.

Как начиналась история Древней Греции? Какие источники могут о ней рассказать?

1. Страна греков. Природа разделила страну греков на три части — Южную, Среднюю и Северную Грецию. Южная Греция — это полуостров Пелопоннес, отделённый от Средней Греции морскими заливами и соединённый с нею Коринфским перешейком. Среднюю и Северную Грецию разделяют горные хребты. Вдоль берега моря тянулся узкий Фермопильский проход.

Древняя Греция и остров Крит

Греция — гористая страна, в ней мало плодородной земли. Древние греки выращивали много оливок и винограда, а хлебом обеспечить себя не могли. Зато в Эгейском море прекрасные условия для мореплавания. Греки стали замечательными мореплавателями древности.

А было время, когда греки жили далеко от морского побережья. На территории современной Греции греческие переселенцы появились в начале II (2) тысячелетия до н.э. Их называют ахейцами.

1. Найдите на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, Коринфский перешеек, Фермопилы.

2. Чем отличаются природные условия Греции от природных условий Египта и Междуречья?

3. Чем схожи условия жизни и занятия греков и финикийцев? Какие условия способствовали развитию мореплавания?

2. Миф о Тесее и Минотавре. Память о древнейшей истории ахейцев сохранили мифы. В глубокой древности на острове Крит существовало могучее государство. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие ахейские города.

Согласно мифу, у царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров — Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр — чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.

Сын афинского царя Эгея, бесстрашный Тесёй, решил избавить родной город от чудовища и отправился на Крит. Там дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея и вручила юному герою меч и клубок ниток. Тесей закрепил конец нити у входа и, разматывая клубок, углубился в Лабиринт. Он убил мечом Минотавра и по нити Ариадны выбрался из Лабиринта.

Вместе с Ариадной и спасёнными соплеменниками Тесей отплыл обратно на родину. Быстро мчался по волнам корабль под чёрным парусом. Но Тесей забыл о своём уговоре с отцом. А ведь он обещал заменить чёрный парус белым, если одолеет Минотавра. Увидев с берега чёрный парус, царь Эгей решил, что его сын погиб, и в отчаянии бросился в море. С тех пор море, поглотившее Эгея, зовётся Эгейским.

Что означает крылатое выражение «нить Ариадны»?

3. Археологические открытия на Крите. В начале XX (20) столетия археологи начали раскопки на Крите и обнаружили древнюю столицу царства Миноса — Кносс. Огромный трёхэтажный дворец с бесчисленными залами, подземельями, коридорами, переходами и лестницами очень напоминал легендарный Лабиринт.

Стены и потолки Кносского дворца были покрыты яркими, разноцветными фресками (так называют картины, которые рисуют по ещё влажной штукатурке). На них изображены процессии красиво одетых жителей Крита. Фигура царя выше человеческого роста, на голове у него — корона из лилий, на шее — золотые ожерелья. Другая фреска представляет схватку смельчака с разъярённым быком.

1. Один из залов Кносского дворца. 2. Царь-жрец. Рельеф из Кносского дворца

Археологи раскопали на Крите ещё несколько дворцов и поселений, подобных Кноссу. Самыми ценными для науки находками оказались надписи, сделанные на различных предметах и на глиняных табличках. Однако эта древнейшая в Европе письменность до сих пор не разгадана.

И всё же благодаря археологическим открытиям многое стало понятным. Дворцы и поселения Крита не имеют крепостных сооружений. Их жители не опасались нападения врагов. У правителей Крита действительно был мощный военный флот, надёжно защищавший остров. Можно сделать и другой вывод: все поселения Крита подчинялись одному правителю, были одним государством. Критское царство достигло расцвета в первой половине II (2) тысячелетия до н.э. В XV (15) веке до н.э. дворцы были разрушены в результате мощных землетрясений. Через несколько десятков лет после природной катастрофы Крит заняли ахейцы.

Ритуальные прыжки через быка. Фреска из Кносского дворца

Древнейшая в Европе письменность. Глиняный диск из Феста на Крите

1. Какие исторические события отразились в мифе о Минотавре?

2. Что стало известно о государстве на Крите благодаря находкам археологов, а что ещё остаётся тайной?

4. Ахейская Греция. В мифе о Тесее и Минотавре есть ещё один достоверный факт: ахейцы вначале платили дань Криту, а затем освободились от неё. В то же время ахейцы учились у своих более культурных соседей. Они переняли у жителей Крита систему письма и тоже стали писать на глиняных табличках. Эти надписи на древнегреческом языке учёным удалось расшифровать.

После гибели критских дворцов наступил расцвет ахейских государств. Самым знаменитым из ахейских городов был город Микены на Пелопоннесе.

В Микенах на вершине холма стояла крепость, сложенная из огромных каменных глыб. Входом в неё служили Львиные ворота (они украшены изображениями двух львиц). За крепостными стенами располагался царский дворец. В гробницах микенских владык археологи обнаружили золотые погребальные маски, чаши и кувшины из меди, серебра и золота, много бронзового оружия.

Львиные ворота в Микенах

Золотая маска царя Микен

Цари Микен и других ахейских государств часто совершали грабительские походы на острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Последним таким походом ахейцев оказалась Троянская война (около 1200 г. до н.э.).

В легендах говорится, что во главе ахейского войска и флота стоял микенский царь Агамемнон. 10 лет ахейцы осаждали хорошо укреплённый город Трою в Малой Азии и наконец захватили и разграбили её.

Вскоре после этого в Грецию вторглись с севера новые переселенцы — воинственные дорийцы, вооружённые железным оружием. Они разрушили крепости и дворцы ахейцев.

1. Рассмотрите карту (с. 127). Выясните, какие ещё города ахейцев кроме Микен были в Греции.

2. Как миф о Тесее и Минотавре отражает зависимость ахейцев от царей Крита и освобождение от неё?

3. Почему на Крите крепостных сооружений не было, а все ахейские города окружены мощными крепостными стенами?

1. Расскажите об особенностях географического положения Древней Греции.

2. Какие исторические источники помогли учёным узнать о древнейшем прошлом Греции?

МИФ О НАЧАЛЕ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Устроили однажды греческие боги и богини роскошный пир, но не позвали на него богиню раздора. Обиделась она, подошла невидимая к столу и подбросила пирующим золотое яблоко с надписью: Прекраснейшей. Заспорили из-за яблока три богини — Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что яблоко должно достаться ей.

Обратились богини к верховному богу Зевсу, чтобы он разрешил их спор. Но Зевс отказался быть судьёй, ведь Гера была его женой, а Афина и Афродита — дочерьми. Велел Зевс обратиться к троянскому царевичу Парису — пусть решит, кому отдать золотое яблоко.

— Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя владыкой Азии, — сказала Парису Гера.

— А я сделаю тебя непобедимым воином, — обещала Афина.

— А я отдам тебе в жёны прекраснейшую из женщин! — воскликнула Афродита. Подумал Парис и отдал яблоко Афродите.

Самой красивой в мире считалась Елена Прекрасная, жена Менелая, одного из ахейских царей. С помощью богини Афродиты Парис похитил Елену Прекрасную и увёз её в Трою. Разгневанный Менелай решил отомстить Парису и вместе с братом, царём Агамемноном, начал Троянскую войну.

Как миф объясняет причину Троянской войны? Какой в действительности могла быть причина войны между ахейцами и Троей?



trojden.com

Искусство древней Греции. Крит

Зинченко С. А.

Искусство Крита, развиваясь на территории, связывающей Запад с Востоком, с самого начала впитало в себя художественные элементы древнейших цивилизаций Ближнего Востока, неолитических культур Анатолии, Придунайской низменности и балканской Греции. История открытия этой цивилизации насчитывает немногим более ста лет. В 1900 году английский археолог Артур Эванс начал раскопки на Крите. Именно ему принадлежит первенство в открытии Кносского дворца. Вскоре после А.Эванса на южном побережье Крита начинают работать итальянские археологи, раскопавшие дворец в Фесте и виллу в Агиа Триаде. В восточной части о-ва Крит раскопки производились американскими археологами, так были открыты постройки в Гурнии, Закро и Палекастро. Большой вклад в исследование искусства и культуры Крита внесли и греческие археологи, прежде всего, Спиридон Маринатос, изучавшие островные центры Крита.

Территория критской цивилизации включала в себя о-ов Крит, о-ва Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и часть материковой Греции. Принято выделять следующие периоды в искусстве Крита:

1. Раннеминойский период – 3000/2800 – 2000 гг. до Р.Х.

2. Период "старых дворцов" (1900-1700 гг. до Р.Х.).

3. Период "новых дворцов" (1700 – 1450 гг. до Р.Х.)

Период упадка и отмирания дворцовой цивилизации (1450 - 1350 гг. до Р.Х.)1. С второй половины 15 в. до Р.Х. начинается упадок Крита и возвышение Микенской Греции.

Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также ее называют эгейской. До сих пор, к сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены. Это происходит во многом из-за того, что древнейшая письменность этого региона большей частью не прочитаны. Критяне писали на т. наз. линейном письме А, основой которого был вероятно какой-то негреческий язык 2.

Раннеминойский период. В нач. III тыс. до Р. Х. (конец эпохи ранней бронзы) культура Крита вплотную подошла к сложению цивилизации. Как замечает Ю.В. Андреев, "…уже в III тыс. до н.э. в пределах Эгейского мира образовалось целое созвездие археологических культур, среди которых наиболее известны культура Трои-Гиссарлыка, культура о-вов Кикладского архипелага в центральной и юго-восточной части Эгейского бассейна, раннеэлладская культура материковой Греции (ее центры находились на Пелопоннесе и в средней Греции) и раннеминойская культура Крита" 3.

Искусство нач. III тыс. до Р.Х. представлено находками из т. наз. "клада Приама", открытого Г. Шлиманом при раскопках Трои, т. наз. кикладскими идолами, а также раннеэлладскими вазами типа "соусников" и раннеминойскими сосудами из цветного камня. "Клад Приама" включает в себя диадемы (оформлявшие либо культовую статую, либо служившие деталью головного убора из ткани или кожи 4), серьги, височные кольца, браслеты, гривны, бусы, выполненные на высоком техническом и художественном уровнях из золота, серебра, бронзы, сердолика и янтаря. Эти находки свидетельствуют не только о высоком уровне изделий, но и об уникальности контактов, отразившихся в технике, материале троянских украшений. По мнению М.Ю. Трейстера, "заимствовав формы украшений и техники обработки драгоценных металлов и бронзы из Междуречья, происходившие оттуда мастера создавали местную (в Трое – С.З.) ювелирную школу и центр торевтики. Наряду с ремесленниками среднего уровня ее представляли выдающиеся мастера, создавшие уникальные для своего времени произведения и внесшие заметный вклад в формирование прикладного искусства Греции Малой Азии II тыс. до н.э." 5.

Ещё один яркий пример искусства этого времени – знаменитые кикладские идолы 6. В рамках изучения кикладской пластики принято выделять следующие периоды:

I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.), II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.), III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.) 7. Наибольшее количество скульптур было создано с 3000 по 2300 гг. до Р.Х. 8 В основном кикладская скульптура выполнялась из местного греческого мрамора, месторождения которого найдены почти на всех о-вах кикладской группы 9. Известны примеры скульптур, изготовленных из терракоты, которые представляют собой лишь подражания мраморным изделиям. Кроме того, другие материалы, например обсидиан и песчанник, не были широко используемы жителями Киклад 10. Открытые к настоящему времени произведения кикладской скульптуры значительно отличаются по размеру – их высота варьируется от 132 до 110 см. Для изготовления скульптур древние мастера использовали каменные и металлические орудия, в качестве абразивного материала для производства первичных грубых форм, вероятно, использовался наждак 11. Основная часть работы выполнялась каменными орудиями, скорее всего, для придания скульптуре законченной формы использовались орудия из обсидиана. Полировка фигур и придача им мягкого блеска выполнялись с помощью пемзы. Также, по результатам исследований кикладской скульптуры, известно, что большая часть их была расписана (при этом нужно помнить, что расписывались только изображения со сложенным руками). Роспись выполнялась красками синего (для которого использовался измельченный лазурит), красного (изготовленного из киновари), черного или темно-коричневого цветов. Расписывались уже законченные статуэтки, после чего их обжигали в обыкновенных домашних печах 12. Что изображала роспись, существовали ли какие-то общие правила в системе декорировки скульптуры, - всё это до сих пор находится на уровне гипотез. Большинство ученых считают, что многие их кикладских скульптур были полностью покрыты росписью, что кардинально их отличало от их современного вида. На сегодняшний день установлено, что роспись обозначала контуры глаз (часто миндалевидной, но иногда и просто овальной формы), зрачки, черты лица (в основном губы), волосы, возможно татуировку или украшения, прорисованные в форме расходящихся от шеи к груди прямых линий 13. Краской были подчеркнуты первоначально обозначенные прорезями линии шеи, позвоночника, половые признаки (особенно на женских статуэтках). Вполне возможно, что при построении кикладских образов применялись пропорциональные системы (вплоть до золотого сечения)14, при этом "…фигура каждого идола четко делится на три или четыре части, гармонически уравновешивающих и дополняющих друг друга" 15. Благодаря особенных построениям силуэта, ритма, шел поиск в рамках выработки своеобразной архитектоники скульптурной формы. Как отмечал Б.Р. Виппер, "…оставаясь строго фронтальными, они (кикладские идолы – С.З.), в профиль имеют ломаную, как бы согнутую линию, что придает человеческой фигуре большую динамику и подвижность" 16. В результате рождались образы, которые, хотя и подчас чрезвычайно стилизованны и схематичны, по словам Ю.В. Андреева, "…поражают изысканной четкостью и законченностью силуэта… Своей гармонической соразмерностью и стройностью эти небольшие фигурки как бы предвосхищали лучшие образцы греческой скульптуры архаического периода…" 17.

Кикладскую скульптуру принято разделять на несколько художественных вариантов, самыми известными из которых являются типы схематичный, Лурос и Пластирас культуры Гротта-Пелос 18, изображения культуры Керос-Сирос. Схематичный тип культуры Гротта-Пелос представлен фигурами, решенными в формах восьмерки, скрипки. Характерной особенностью этих статуэток является отсутствие четко обозначенной головы, рук. В основном, образ строится с помощью округлого силуэта, крайне условно обозначающего линии рук и бедер (женская фигура в форме скрипки. Мрамор. Около 3200-2700 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Основная часть статуэток типа Лурос представлена небольшими произведениями (от 6 до 28 см высотой), форма которых становится более проработанной, т.к. добавляются схематические преданные голова, руки, иногда ноги (женская скульптура. Мрамор. Около 2700-2300 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Тип Пластирас представляет собой уникальные произведения, выделяющиеся из всей группы кикладской скульптуры 19. Их основной особенностью являются четко представленные формы человеческого тела с обозначенными ушами, ногами, показанных не слитно друг с другом с выделенными коленными чашечками, акцентированными половыми признаками и кончиками пальцев, которые соприкасаются под грудью. Также в этом типе становятся проработанными глаза, брови, линии губ и подбородка (женская статуэтка типа Пластирас. Мрамор. Около 3000-2800 г. до Р.Х. Музей Метрополитан).

Культура Керос-Сирос является периодом расцвета кикладской скульптуры. Именно они являются признанными шедеврами крупнейших собраний кикладского искусства во всем мире. В этой культуре активную роль играли контакты с поселениями II раннеминойского периода на о-ве Крит 20, а также на материковой Греции и с культурами периодов I и II в районе Трои 21. Вывозимые в Крита скульптуры со сложенными руками копировались местными мастерами и получив в современной науке название "тип Кумаса". С началом культуры Керос-Сирос наиболее распространенным типом скульптуры становиться тип со сложенными руками на груди, основная составляющая которого приходиться на женские статуэтки. Статуэтки этого типа, в основном, располагаются в горизонтальном положении (о чем свидетельствуют вытянутые ступни и соединенные, чуть согнутые в коленях, ноги), а две разновидности этого типа сохраняют следы росписи. Культура Керос-Сирос включает в себя следующие типы скульптуры в рамках типа со сложенными руками:

1. Тип Капсала (датируется между 2800-2700.гг до Р.Х.). Статуэтки высотой до 30 см. Руки сложены под грудью, при этом правая рука расположена под левой, выпрямленные пальцы рук, обозначенные с помощью прорезей, откинутая назад голова, вытянутые шея и ступни ног. Скульптура этого типа отличается очень мягкими, округлыми, женственными формами (женская статуэтка типа Капсала. Мрамор. Около 2700-2600 гг. до Р.Х. Британский музей).

2. Тип Спедос (ранний – 2700-2500 гг. до Р.Х.; поздний – 2600-2400 гг. до Р.Х.). Скульптура отличается от типа Капсала более геометрическими формами, большим применением прорезей для обозначения тех или иных деталей. Меняется форма головы – с овальной на т. наз. "лирообразную" 22, на которой сохраняются следы росписи и неких узоров. У некоторых скульптур раннего типа Спедос отсутствуют половые признаки, но обозначены нос, миндалевидные глаза, уши, грудь, иногда некий головной убор (в виде диадемы ?). Ранний Спедос отличает тщательность в передаче частей тела, их изящества (женская фигура раннего типа Скерос. Мрамор. Выс. 76,5 см. Британский музей). Поздний Сперос представлен исключительно женскими изображениями (нередко преданных в состоянии беременности), довольно крупными по размеру 23 (до 1 м высотой) 24, без ушей, с грудью довольно высоко расположенной над уровнем рук, с плотно сжатыми ногами. В позднем Спедосе мастера вновь возвращаются к применению многочисленных прорезей для обозначения частей тела.

mirznanii.com

Древнейшая Греция. Греки и критяне

Вопросы занятия

 

·        Территория, природа и население Древней Греции

·        Минойский период. Остров Крит

·        Миф о Тесее и Минотавре

·        Миф о Дедале и Икаре

·        Критская цивилизация

 

Вы приступаете к изучению истории Древней Греции. Ее называют колыбелью западной цивилизации. Религия, культура и философия, созданные греками около двух с половиной тысяч лет назад стали примером для последующих цивилизаций. Римляне создавали своих богов на основе греческих, также во многом они копировали греческое искусство. Архитектура и скульптура Древней Греции на протяжении многих столетий являются образцом искусства. Именно древние греки ввели понятие «демократия», придумали театр, провели первые в истории Олимпийские игры. И даже первый в мире туристический путеводитель появился здесь. Назывался он «Описание Эллады» и приглашал посетить самые интересные места. Давайте и мы отправимся в путешествие по увлекательной истории Древней Греции.

Территория, природа и население Древней Греции.

Древняя Греция находилась в южной части большого полуострова, который называется Балка́нский. Также ей принадлежали небольшие острова поблизости. Берега Греции омывали Иони́ческое, Эге́йское и Фраки́йское моря.

Особенностью территории Древней Греции было большое количество гор. Они выполняли две функции. С одной стороны, горы были источником пресной воды, которая находилась в реках и ручьях. Также они разделяли территорию на области. Очень сложно было попасть из одной части Греции в другую, поэтому ее жители пользовались морским путем. Очень скоро они стали искусными мореплавателями.  

Строились и первые города. Самыми крупными из них были – Мике́ны, Тири́нф, Пи́лос, Афи́ны.

Узнаем, какая природа окружала древних греков. На Балканском полуострове росли дубы, кипарисы, орехи, каштаны, лавр. Если быть неосторожным и уйти далеко от города, можно было встретить медведя, лису, кабана, волка.

Жители Древней Греции никогда не называли себя греками. Они были э́ллины, а страну свою называли Элла́да. Существовал миф, что во время Всемирного потопа спаслись только двое – мужчина Девкалио́н и его жена. Их сына звали Эллин и именно он являлся предком всех племен, проживавших на территории Древней Греции. Греками их позже стали называть римляне.  

Запомним, что государство называлось Элла́да, а его жители – э́ллины.

О произошедших событиях мы можем узнать больше благодаря мифам, которые так любили рассказывать эллины. Они сохранились и до наших дней, поэтому в уроках мы часто будем обращаться к мифам.

Минойский период. Остров Крит.

История Древней Греции разделяется на несколько периодов. На уроке вы познакомитесь с первым из периодов, который называется Мино́йский.

События, о которых мы поговорим, происходили на острове Крит. Люди заселили его давно, однако точно неизвестно, откуда они пришли. Может быть из Азии, может быть из Греции, а может быть даже из Египта. Одно мы знаем точно, что около 2000 года до нашей эры здесь существовала развитая цивилизация. Жители Крита были хорошими мореплавателями, они вели торговлю с греческими городами.  

Правил всеми могущественный царь, который жил в большом городе Кносс. Здесь находился его дворец. Только представьте себе, во дворце было более чем полторы тысячи комнат. И в нем жил один из самых известных критских царей – Ми́нос.  Пришла пора заглянуть в мифы и узнать о нем больше.

Миф о Тесее и Минотавре.

У Царя Миноса был сын – Андроге́й. И однажды он поехал в Афины, чтобы поучаствовать в спортивных соревнованиях. Он оказался победителем, но афинский царь Эге́й предложил ему побороться с диким быком. В этой неравной схватке Андрогей погиб. Опечаленный Минос хотел уничтожить город, но жители Афин уговорили его не делать этого. Тогда он наложил на афи́нян дань. Каждые 9 лет они должны были присылать на Крит 7 юношей и 7 девушек. Минос их помещал в лабиринт с большим количеством запутанных ходов, где жил ужасный получеловек полубык Минота́вр. Юноши и девушки не могли оттуда выбраться и становились жертвами Минотавра.

Когда в третий раз явились послы с Крита за данью, сын Эгея Тесе́й решил поехать вместе с жертвами и убить Минотавра. Этим он бы избавил афинян от ужасной дани. Старый царь Эгей не хотел отпускать своего сына, но Тесей был неумолим. В путь они отправились на корабле с черными парусами. Но взяли с собой и белые, которые должны были послужить знаком для Эгея, что все завершилось благополучно. Тесей уплыл, а его отец остался ждать на берегу.

Когда Тесей высадился на берегах Крита, его увидела дочь царя Миноса Ариа́дна и влюбилась с первого взгляда. Узнав о том, что Тесей хочет победить Минотавра она решила помочь ему. Ариадна знала, что выбраться из лабиринта нелегко, поэтому дала герою клубок ниток, которым он мог отмечать пройденный путь. Еще она ему отдала меч для сражения с быком.

Пройдя по запутанным ходам лабиринта, афиняне увидели минотавра. Он был страшен, но Тесей не испугался и вступил с ним в схватку. С помощью волшебного меча герой одолел быка. Следуя по пути, отмеченному нитью, юноши и девушки вышли из лабиринта.

Выражение «нить Ариа́дны» мы употребляем до сих пор, чтобы сказать о том, что нам помогло найти выход из трудной ситуации.

Ариадна решилась плыть в Афины вместе с Тесеем. Однако на острове Ни́ксос, они были вынуждены расстаться, так как Ариадна была предназначена в жены богу Диони́су.

Тесей был так опечален, что забыл поднять белый парус, как знак того, что он жив и все завершилось благополучно. Его отец, Эгей, увидел приближающийся корабль с черными парусами. Решив, что его сын погиб, царь бросился со скалы в море и погиб. В память о нем море было названо Эгейским.

Миф о Дедале и Икаре.

Минос же был разгневан случившимся. Он узнал, что строитель лабиринта Деда́л подсказал Ариадне, как выбраться оттуда. Минос отправил в лабиринт Дедала и его сына Ика́ра в надежде, что они никогда не выйдут. Однако грозный царь был властен только над землей, но не над небом. И тогда Дедал решил смастерить крылья, чтобы улететь с Крита. Он изучал полеты птиц и собирал их перья. В результате удалось сделать две пары крыльев, которые могли спасти Икара и Дедала.

Когда все приготовления были завершены, отец и сын поднялись в воздух. Дедал наставлял Икара, чтобы тот не опускался слишком низко к морю, дабы не намочить крылья, и не поднимался высоко к солнцу, чтобы оно не растопило воск, скреплявший перья.

Когда беглецы летели уже над морем, Икар забыл о том, чему учил отец, и решил воспарить высоко в небо. Но солнце тут же растопило воск, и крылья начали рассыпаться. Упал Икар в море и утонул. Напрасно звал его Дедал. В память о сыне он дал название морю – Икари́йское.

Помимо интересных историй, мифы нам дают и важные исторические сведения. Из мифов о Тесее, Дедале и Икаре можно сделать вывод, что в то время Критская цивилизация была более могущественная, чем греческая. И, вероятно, часто греки становились рабами на Крите.

Критская цивилизация.

Теперь узнаем, что нам могут сообщить другие исторические источники об этом периоде.

На Крите существовала письменность. К сожалению, ученые и археологи не смогли до конца расшифровать их записи и получить сведения о жизни кри́тян.

Также ученые изучают жизнь древних жителей Крита по изображениям на стенах домов. Не только дворец царя был прекрасен и богат. Все критяне жили в домах, украшенных изображениями моря. А почему именно моря? Не только потому, что они каждый день видели его. Еще и потому, что море давало им пищу и способ заработать. Как для критян, так и для греков, море занимало важное место в жизни.

Выяснилось, что на Крите проводились необычные и популярные спортивные соревнования. Юноши и девушки перепрыгивали через рога быка. На острове существовал культ этого животного, ему приносили жертвы. А царь во время торжественных мероприятий одевал маску быка.

Благодаря изображениям в Кно́сском дворце стали известны растения и животные, которые обитали на Крите. Узнали о внешности критян, они были заметно выше и сильнее греков.

Дворцы существовали не только в Кноссе, еще их строили в Гу́рнии, Ма́лии и других городах. Обратите внимание на тот факт, что города и поселения на Крите не имели укреплений. Дело в том, что жители не боялись нападения и чувствовали себя в безопасности, так как их охранял мощный флот. Между городами строились широкие и хорошие дороги, по которым ездили торговцы.

Как видите, критская цивилизация процветала и была очень могущественной. Однако случилось так, что она полностью исчезла. Произошло это после страшного землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Фи́ра. Остров засыпало пеплом, затем появились огромные волны, смывающие все на своем пути. Здания были уничтожены. Большинство людей погибли, оставшиеся в живых спасались бегством в другие земли. От городов, дорог, флота не осталось и следа. А на Крит стали переселяться греки.

Итак, повторим, что же вы узнали в ходе урока:

·        Балканский полуостров стал местом зарождения древнегреческой цивилизации;

·        его жители называли себя эллинами, а государство – Элладой;

·        одно из первых государств возникло на острове Крит;

·        самого известного критского царя звали Минос. О нем мы можем узнать из мифов и Тесее и Минотавре, а также Дедале и Икаре;

·        Критская цивилизация была очень развитой, но погибла после извержения вулкана на острове Фира.

videouroki.net

Искусство древней Греции, Крит

Архитектура периода новых и поздних дворцов

Зинченко С. А.

Период "новых дворцов" (1700–1450 гг. до Р.Х.) явился временем наивысшего расцвета критской культуры. После катастрофы, уничтожившей предыдущую культуру "старых дворцов", критская цивилизация восстанавливается с новой силой, возводятся грандиозные дворцовые постройки 1. Центрами критской цивилизации этого периода стали Кносс, Фест, Маллия, Като Закро, Гурния. Новый период начался при гегемонии Кносса, который играет ведущую роль в политике, экономике, культуре острова. Именно этот период связан с легендарным царем Миносом, правящим островом; с его женой Пасифаей, родившего сына Астерикса в виде человека-быка и прозванного Минатавром; с героем Афин Тесеем, победившем Минотавра и увезшего с Крита дочь Миноса прекрасную Ариадну. В поздних греческих мифах, донёсших до нас эту информацию, Крит предстаёт процветающим могучим государством — его флот достигает берегов Сицилии, сыновья Миноса основывают новые города и переселяются в старые в Греции и Малой Азии (например, в Милет). Сам Минос даёт Греции первые законы. Всё это — сохранившиеся воспоминания о тех временах, когда минойская держава доминировала в Эгейском регионе, была сильна флотом, имела зависимые города на материке и на контролирующих прилегающих территориях (возрастает минойское влияние на Кикладах, сильнее всего это выражено на примере археологического материала, происходящего с о-вов Мелос, Делос, Фера и Кеос, также были поселения в Каграфосе и на Родосе и торговые порты у побережья Малой Азии — на Косе, Насосе, Симосе, Мелосе). Сильный флот способствовал успешной торговле со странами Средиземноморья, которая начала складываться и процветать ещё в период "старых дворцов". О торговых связях свидетельствуют найденные на Крите вещи из Египта, Месопотамии, с других частей Ближнего Востока, в то же время по всему Средиземноморью встречаются критские вазы. Ю.В. Андреев называет минойскую морскую державу и форму её управления "талоссократия"2. В период "новых дворцов" Кносс вступил в фазу своего наивысшего политического могущества, определяя внутреннюю политику на Крите, контролируя внешнеполитические отношения. В это время Кносс, по-видимому, является и религиозным центром критской цивилизации.

Архитектура. Так как от периода "новых дворцов" сохранились многочисленные остатки архитектурных сооружений, то начнём рассмотрение искусства Крита периода расцвета с их анализа. До сих пор вопрос о месте, где произошло их сложение, остаётся открытым. Условно постройки на Крите и сопредельных территориях этого периода принято делить на т. наз. дворцы и виллы.

Принято считать, что постройка "нового дворца" в Фесте начинается около 1550 г. до Р.Х.3 Возможно, что строительство дворцов в Кноссе, Маллии и Като Закро состоялась ненамного раньше4. Вероятно, что между 1550 и 1450 гг. до Р.Х. на Крите окончательно оформилась схема дворцового ансамбля. Относительно появления "дворцового" типа построек, Ю.В Андреев пишет, что "не так уж далёк от истины Дж. Грехем, полагавший, что эта идея совершенно спонтанно, независимо от каких-то восточных аналогов возникла в мозгу "некоего критского Дедала"… Скорее всего это случилось в Кноссе, где был создан самый большой и самый сложный из всех известных комплексов этого типа"5. При этом, стоит упомянуть и о других точках зрения на процессы формирования критских дворцов. Так, Т. Вулли считает, что есть сходство между минойскими дворовыми комплексами и седьмым слоем дворца Ямли-Лима в Алалахе (Северная Сирия), датируемым 1770-1750 гг. до Р.Х.6 С. Худ, в свою очередь, сравнивает критские дворцы с комплексами в Беджисултане (Западная Анатолия). У. Вундерлихом была высказана идея о том, что при строительстве Кносса, критяне могли ориентироваться на построенный египетским фараоном Аменемхетом III храм, прозванный "Лабиринтом". Но при всех вышеозначенных взглядах, важно отметить следующее: сходство с малоазийскими постройками можно объяснить заимствованием или близостью двух культур, сходство же с ближневосточными постройками — скорее параллелизм в развитии архитектурных форм. К моменту сооружения дворцов приёмы строительства, даже взятые с других территорий, были уже полностью усвоены местной архитектурой. Дж. Грехем, сравнивая критские постройки с египетскими и месопотамскими, выделяет следующие особенности, присущие только Криту: 1. Развитие плана идёт во вне от центрального двора, который служит смысловым центром композиции; 2. В планировке принцип функциональности доминирует над принципом симметричности; 3. Для освещения внутренних помещений используются световые шахты; 4. Для ряда интерьеров характерно разделение залов рядом столбов с навешенными деревянными дверьми; 5. Для интерьеров характерно использование люстральных комнат — помещений с пониженным уровнем пола, вымощенного алебастром; 6. Применение в качестве опоры деревянных колонн, покрытых штукатуркой и ссужающихся к основанию.

Отмечается единообразие планировочных решений, используемых строителями при постройке по крайней мере четырёх "новых дворцов" (в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро), – это практически одинаковая ориентация по сторонам света, применение одних и тех же строительных модулей (т. наз. минойского фута). По мнению Ю.В. Андреева, "…все эти факты в совокупности заставляют думать, что возникновение дворцовых ансамблей было результатом осуществления широкой строительной программы, направляемой из одного центра, которым, по видимому, был всё тот же Кносс"7.

Рассмотрим архитектурное решение кносского дворца, открытого и исследованного английским археологом Артуром Эвансом в 1899-1935 гг., т.к. по справедливому замечанию Б.Р. Виппера, данный дворец "самый крупный, самый сложный в плане…послужит нам опорным пунктом для характеристики критского архитектурного стиля"8. Дворец в Кноссе, как и другие критские дворцы, не имел укреплений (их не было и вокруг поселений). Постройка занимала площадь около гектара, размеры центрального двора составляли 26,5х53,1 м, превосходя другие критские дворцы и по своим размерам (занятая им площадь почти в два раза превышала площадь дворца в Маллии и в два с половиной раза площадь дворца в Фесте) и по великолепию архитектуры, и по богатству своих кладовых. Отличалось по размерам и примыкавшее к дворцу поселение городского (или протогородского) типа, которое занимало площадь около 50 га, являясь одним из самых крупных не только на Крите, но и на территории всего Эгейского мира 9.

Кносский, как и практически любой критский дворец, сооружён из местных материалов. Стены сложены из гипса10, некоторые их части – из известняка. В верхних этажах могли использоваться кирпич и кипарисовое дерево, которое шло на изготовление дверей, потолков, балок перекрытий11. Гипс, мягкий камень с рыхлой фактурой снежно-белого цвета, специальным ножом разрезался на блоки, из которых складывались стены, ступени лестниц и мостились полы во внутренних помещениях. Но гипс был непрочным материалом, быстро разрушался, размывался водой. Поэтому гипсовые блоки, из которых складывался пол, часто меняли. В силу этих же причин, если гипс использовался для внешних стен, его покрывали штукатуркой. Или для внешних стен применяли более прочный известняк, который также использовался для изготовления столбов, баз для колонн, оформления дверных и оконных проёмов. Для полов и стен помещений, где было постоянное взаимодействие с водой, использовался более прочный материал — алебастр. Как ив Кноссе, известняк и алебастр активно применяются в Фесте. Маллия построена, в основном, из песчаника, добывавшегося недалеко от дворца. Для стволов колонн использовалось дерево, затем оно штукатурилось и окрашивалось. Колонны ставились на известняковые базы. Колонны ставились широкой стороной кверху, постепенно ссужаясь вниз, получалась форма, т. наз. критской колонны 12. В интерьерах широко использовались штукатурка и цемент. Последний очень часто применялся для изготовления полов. Причём мог окрашиваться в разные цвета, преимущественно в красный. Станы важнейших помещений штукатурились. Для хозяйственных конструкций использовалась глина: из обожжённой глины выполнены канализационные трубы, глиняная черепица покрывала крышу, карнизы покрывались глиняными рогами посвящения. Для мелких деталей — розеты, дверные скобы могли использоваться металлы (медь и бронза). Кносский дворец даёт большое разнообразие в использовании материалов. Внешние стены складывались из крупных блоков камня, но они могли быть не целиком каменными (так, участок западной стены имел заполнение щебёнкой и был дополнительно укреплён балками). Второстепенные стены были тоньше, они могли складываться из кирпича и скрепляться балками, а затем поверхность стен штукатурилась.

Кносский дворец имел четкую последовательность в наборе основных элементов архитектурной композиции и системе их взаиморасположения. Основными элементами были центральный открытый и мощённый двор, вокруг которого группируются помещения западного, северного, южного и восточного крыльев.

Отличительное своеобразие критских дворцов, тесно связанное со спецификой планировки — это особое расположение в пространстве. Они были "вписаны" в ландшафт, ориентированны на стороны света, имели террасную структуру, и также как и старые дворцы привязаны к сакральным местам. Американский историк архитектуры В. Скалли, изучив ландшафты Кносса, Феста, Маллии и Гурнии, пришёл к выводу, что выбор места для постройки дворца, а также специфика его ориентации обычно определялись с учётом двух факторов 13: 1. Дворцы, как правило, располагались в замкнутой со всех сторон долине, размеры которой могут быть различными, но конфигурация (вытянутый в длину прямоугольник) остаётся всегда одной и той же; 2. На осевой линии дворца к северу или к югу от него можно увидеть округлый или конический холм, а на некотором расстоянии от него — гору с раздвоенной вершиной.

mirznanii.com

Остров Крит

Крит

Голуби Интересные факты Крит – самый большой остров Греции, пятый по величине остров в Средиземном море. Его площадь острова составляет 8261 км² (вместе с островами Дия и Гавдос – 8336 км²), протяжённость береговой линии – 1046 км. В длину Крит протянулся примерно на 260 км, а в ширину – на 60 км. Население Крита составляет чуть более 600 тыс. человек, большая часть которых проживает в крупных городах.

Современный Крит составляет одну из тринадцати периферий (областей) Греческой республики. Крит считается одним из самых популярных европейских курортов. В древности остров был центром минойской цивилизации, процветавшей здесь приблизительно с 2600 по 1400 год до н. э. и считающейся древнейшей в Европе. Она получила своё название от имени легендарного царя Миноса – правителя Крита. В Илиаде Гомера упоминается царь Минос, правивший за несколько поколений до Троянской войны в городе Кноссе на Крите.

Остров сыграл яркую роль на ранних этапах истории Древней Греции.

Туристические достопримечательности Крита включают: Кносский дворец царя Миноса, археологические раскопки в Фесте, Малье, Гортине и т. д.; Самарийское ущелье, венецианский замок Фортецца в Ретимни, плоскогорье Лассити и пещера Зевса, острова Грамвуса с бухтой Балос, а также уникальное в своем роде пресноводное озеро Курнас.

Особенно выделила этот остров древнегреческая мифология, признав его землю родиной отца всех богов и людей — Зевса. От брака Зевса с Европой, которую он, превратившись в белого быка, похитил из Финикии и привез на Крит, родилось три сына. Наибольшую славу и честь из трёх братьев получил Минос — мудрый и справедливый царь Крита, столицей которого был Кносс, а важнейшими центрами — Кидония и Фест.

С Миносом связаны и другие известные мифы. Среди них — миф о Минотавре и о подвиге отважного афинского царевича Тесея, сказание о Дедале и Икаре.

Известные уроженцы Крита:

  • Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541—1614) — греко-испанский художник,
  • Пётр Филарг (1339—1410) — антипапа Александр V,
  • Элефтериос Венизелос (1864—1936) — политик, премьер-министр Греции,
  • Нана Мускури (род. 1934) — певец и политик,
  • Никос Казандзакис (1885—1957) — поэт и автор.

Крит Вид на побережье

www.smirnova-tatjana.ru


Смотрите также