Древний египет анубис. Описание божества в Египте — Анубис бог чего?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Анубис - таинственный бог древнего Египта. Древний египет анубис


Анубис (Бог древнего Египта) | Туристический портал

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти.

Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» - тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых). Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа).

В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх.

В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции.

В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример - это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Другим связанным с ним богом стал Упуаут – покровитель войны и разведчиков. Так как он изображался как человек с волчье головой и в некоем роде тоже являлся проводником убитых воинов в загробный мир его с Анубисом стали принимать за одно лицо.

Заключение: Анубис в современном мире

В наши дни, когда туризм является одним из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики, древние легенды и мифы стремятся как можно более активно использовать в качестве рекламы. Созданные на их основе товары пользуются постоянным спросом и успешно продаются.

Египет в этом плане ни в чем не уступает Греции или Италии. Египет стремиться развивать свой туристический рынок не только за счет прекрасных пляжей, но и за счет подогрева к своей древней и самобытной культуре.

Анубис в свете этого давно стал раскрученным мировым брендом. Изображения бога, найденные при археологических изысканиях, находятся во многих известных музеях. При этом не только Египта, но и многих других стран.

Простые же туристы с удовольствием покупают разнообразные сувениры с изображением Анубиса – будь то уменьшенные копии реальных изображений и памятников, или стилизованные рисунки современных авторов. Популярны также копии масок, изображающих голову божества.

warps.ru

Мифология - Египетская мифология: Анубис

Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаВ глубокой древности, согласно Текстам пирамид,  главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала,  или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему,  «в более ранний период Анубис был  единственным судьей умерших".  Он отождествлялся с богом-волком Упуатом,  его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э.  роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а  за Анубисом закрепляются функции  хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство  первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки – руки [бога] Атума, твое чрево – чрево Атума, твоя спина – спина Атума… но голова твоя – голова Анубиса". 

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в  поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании  и составлении его мумии  с целью предохранения  от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса  позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса,  он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти  чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

 

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим  верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности   были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок.  Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса – священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаПо мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога.  «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису».  При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса.  Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств  было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили  в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма. 

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую  бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаАнубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью  признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая  ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как  богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала».  «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что  древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных – kbhw. Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола – kbh – "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной  корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты – Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство.  В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

 

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. Макс Мюллер.  Египетская мифология;
  3. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4. Л.Спенс. Таинства Египта;
  5. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.

www.a700.ru

Анубис, египетский бог смерти на картинках и его значение — Мир Африки

article281.jpg

Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.

Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как Амон-Ра бог солнца ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.

Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.

Он считается сыном другого великого бога – Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.

В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:

  • владел загробным миром;
  • вёл счёт сердцам умерших.

Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):

  • дикая собака;
  • чёрный шакал;
  • охотничий пёс.

Анубис, египетский бог смерти в виде животного

Данный образ возник не случайно, жители стран Северной Африки настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.

Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего – шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:

  • связь с загробным;
  • защита;
  • верность;
  • охота;
  • преданность.

Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.

Однако и другие цвета присущи этому божеству:

  • белый – символизирует бинты;
  • зелёный – символизирует возрождение.

Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:

  • маска шакала;
  • жезл с собачьей шкурой;
  • посох с изображением головы шакала.

Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.

Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Анубис, египетский бог смерти, меряет сердце покойникаПервое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.

Согласно мифам древнего Египта чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе – грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).

В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:

  • повелитель священной земли;
  • первый, кто встречает умершего;
  • хранитель могил;
  • управляющий гробницами;
  • исполнитель приказов Осириса.

Анубис, египетский бог смерти создал бальзамированиеНаибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.

Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.

Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:

  • Плутарх;
  • Страбон;
  • Вергилий.

Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.

 

afrika-raj.ru

Описание божества в Египте - Анубис бог чего?

Египетская мифология является одной из самых известных во всем мире и наиболее полной из дошедших до нашего времени. Она содержит множество разнообразных обрядов, мистических существ и божеств. Одним из самых почитаемых богов в древнем Египте был Анубис. И так Анубис бог чего — был покровителем царства мертвых, его еще называют Анепуили Ануп, он считался одним из 42 судей в царстве. По древнеегипетской мифологии Анубис был сыном Осириса, родившийся от богини Нефтиды (Осирис ошибочно принял ее за свою жену Изиду).

Анубис бог чего - описание божества.

Бог Анубис склонился перед мумией.

В ранний период становления мифологии Египта египтяне воспринимали Анубиса черным шакалом, который пожирал мертвых и охранял врата в ихнее царство. Со временем, бог Анубис сохранил лишь отдельные черты шакальего происхождения (голова шакала, тело человека).

Анубис подчинялся только самому главному божеству города Сиута — Упуату (открыватель пути) – древнеегипетский бог в обличии волка. Египетский бог Анубис был проводником душ умерших людей в царство некрополя, он считал их сердца. Их души попадали к богу Осирису, именно здесь решалась ее будущая судьба. В палате было 42 бога-судьи, они принимали решение, отправлять душу фараона в Поля Иалу или же предать безвозвратной, мучительной и окончательной духовной смерти.

В палате древнего города Сиута установлены магические весы, за которые отвечает бог Анубис. В правой чаше весов находится перо Маат, являющийся символом Истины, праведности поступков и непогрешимости человека, а в левой — находится сердце Ани, он был египтянином который написал Книгу мертвых (она содержала магические заклинания). В древнеегипетской мифологии бог Анубиса носит еще одно имя — Анубис-Саб или судья богов, обладатель способности к предвидению будущего, покровитель магии.

Анубис бог чего, по преданию древних египтян

Анубис играл главную роль в погребальном ритуале, его имя часто упоминается во всех египетских книгах по мифологии. Бог Анубис подготавливал тела умершего фараона к бальзамированию и дальнейшей мумификацией. Считалось, что с помощью темной магии Анубис превращал покойного в «АХ» или блаженное воплощение покинувшей души человека в мире мертвых).

Бог Анубис бог чего - ритуал с мумией.

Бог Анубис и его жрецы

В погребальной гробнице вокруг покойника Анубис устанавливал детей, каждому он давал сосуд, содержащий внутренние органы умершего с целью охраны. Во время проведения обряда по бальзамированию тела египетский жрец надевал специальную маску шакала — выступая в роли бога Анубиса. Как говорят писания, по ночам Анубис охранял тела всех забальзамированный египтян от разных злых духов и сил.

Когда в Римской империи развивались египетские культы Исиды и Сераписа, греко-римляне стали воспринимать Анубиса как спутника и слугу данных богов. Сами римляне сравнивали бога Анубиса с их богом Гермесом, его также называют — Психопомп, он также был проводником душ в загробный мир.

Бог Анубис бог чего — является покровителем психологов, психиатров и анастезиологов. Египтяне считали, что Анубис может помочь человеку найти что-то недостающее или утраченное. Если человек не может найти верный путь в лабиринте, он может попросить помощи у бога Анубиса, который укажет верный путь.

В современном мире древнеегипетские боги часто используются для создания уникальных образов компьютерных игр, книг, мультфильмов, по этой причине древние образы, которые идут из глубины веков следует помнить и знать. Так или иначе, вся современная культура пронизана капельками таинственных мифологических образов, которые остались от наших предков.

на Ваш сайт.

ancient-east.ru

Древний Египет | Бог Анубис

Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его. Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.

Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного.

С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Вернуться к списку Боги Древнего Египта

Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет

www.mysterylife.ru

Анубис - это... Что такое Анубис?

Анубис

(Anubis, Ανουβις). Египетское божество, сын Осириса и Изиды. Его изображали в виде человека с головой шакала (или собаки). Анубиса сопоставляют с греческим Гермесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНУБИС (греч.Άνουβις), Инпу (егип. inpw), в египетской мифологии бог - покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» - «судья» писался со знаком шакала). Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства А. считался богом мёртвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), «владыка Расетау» (царства мёртвых), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», А. был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции А. переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а А. входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса. А. играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты «ут» и «имиут» определяют А. как бога бальзамирования). А. приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветлённого», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; А. расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. А. считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли А. с Гермесом. р. и. Рубинштейн.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АНУБИС

в египетской мифологии -- покровитель мертвых. Он был сыном бога растительности Осириса и Нефтиды. Бог Сет хотел убить младенца, и Нефтиде пришлось спрятать ребенка в болотах дельты Нила. Верховная богиня Исида нашла малыша и вырастила его. Когда Сет убил Осириса, Анубис завернул тело своего бога-отца в ткани, которые пропитал придуманным им самим составом. Так появилась первая мумия. Поэтому Анубиса считают богом погребальных обрядов и бальзамирования. Анубис участвовал в суде над умершими и был провожатым мертвых в загробное царство. Изображали этого бога с головой шакала.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Анубис.

Анубис.

Анубис.Деталь погребальной пелены.Середина II в. н. э.Москва.Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Пелена мумии мужчины 1 век н.э.

Пелена мумии мужчины 1 век н.э.

.

dic.academic.ru

Анубис - таинственный бог древнего Египта

Когда Сет убил Осириса, Анубис помог Исиде найти его тело, а перед погребением завернул тело своего отца в ткани, которые пропитал специальным составом.

Бог - покровитель умерших, некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. Анубис-Саб считался судьей богов. Как покровитель магии, обладал даром предвидения. В Древнем царстве - бог Дуата, носивший эпитет Хентиаменти - Первый из западных, т.е. главный из богов Запада . Культ Анубиса очень рано получил широкое распространение. В период Древнего царства считался богом мертвых.

С конца 3-го тыс. до н.э. функции главы Загробного Царства переходят к Осирису, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Анубис становится богом некрополей и связывается с мумификацией умерших и погребальными мистериями .

Иконография. Почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала или в виде человека с головой шакала или собаки, держащим в руке иероглиф анх.

Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.

Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения . Как бог царства мертвых в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса , где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.

Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в АХ . Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп .

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли Открывающим пути, его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.

Анубис – египетское божество, в иероглифических памятниках называется Анепу или Анпу. По египетской мифологии Анубис – сын Осириса и Нефтиды. которую Осирис, по ошибке, принял за свою супругу Изиду. На памятниках он изображен с головою шакала, с заостренными ушами и мордой; эту голову греки заменяли головой собаки.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису. Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу. Т.е. до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада . Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

Анубис-Саб считался судьёй богов . Позже функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мифами об Осирисе. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа – бальзамирует его, а также присутствует на суде Осириса.

После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису . Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата , сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых. который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса. на котором бог Анубис клал на Весы Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат. которое должно было символизировать истину.

По поводу Анубиса Плутарх писал: Под Анубисом они понимают горизонтальный круг. отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтис , от видимой, которой они дали имя Исиды, и поскольку этот круг в равной мере касается пределов как света, так и тьмы, его можно рассматривать как свойственный им обоим. Из этого обстоятельства и возникло подобие, которое они вообразили между Анубисом и псом, ибо замечено за последним, что он в равной степени настороже как днем, так и ночью.

В египетской иерархии богов Анубис бог царства мертвых, распорядитель и организатор погребальных церемониалов, включавших мумификацию; он выполнял работу по бальзамированию тел умерших. Церемония не была траурной и проходила весело, с подтруниваниями. Умершего он ожидал у ворот в царство мертвых, помогал судить его, защищал перед богами, приносил еду и готовил могилу. В переводе его имя обозначает шакал, его и изображали в виде шакала, дикой собаки с удлиненной мордой или в облике человека с собачьей головой.

Древнеегипетский бог Анубис

Анубис –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистически х представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису. Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу. Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису . Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата , сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии. начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

Источники: www.foxdesign.ru, www.anubis-sub.ru, www.wikiznanie.ru, horoscop.onru.ru, mithology.ru

Это интересно

Как создать сильное электромагнитное поле

Примеры источников однократных электромагнитных импульсов: ядерный взрыв, разряд молнии, электрический разряд, коммутации в электрических цепях. Спектр ЭМИ - ...

Что такое дольмены и для чего их строили

"Дольмен? Что это такое?" - могут спросить те, кто никогда не слышал такого названия. Слово кельтское, переводится как ...

Бессмертные китайские герои

Точно так же, как в шумеро-аккадской мифологии есть сказание о Гильгамеше – «предке-герое», в мифологии Китая есть ...

Календарь Египта

Экспертиза определила, что в период возведения пирамиды Хеопса на ее широте можно было видеть звезду Альфа Дракона. ...

  • Явожно - темные пятна в истории

    Ракшасы , в древне-индийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров. являющихся соперниками богов, Ракшасы выступают главным образом врагами людей. В...

  • Жива ли Анастасия Романова?

    В США увидела свет книга "Темная миссия - секретная история НАСА", в которой авторы пытаются пролить свет на несоответствие между официальной информацией о нашем естественном спутнике...

objective-news.ru


Смотрите также