Древний восток культура. Культура Древнего Востока кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Древний Восток как культура ценностей. Древний восток культура


Культура Древнего Востока

Федеральное агентство по образованию

Московский институт

коммунального хозяйства и строительства

Кафедра Права и культурологии

Тема: Культура Древнего Востока.

Студент:

Курс:

Форма обучения:

Руководитель:

Москва

2007 год

Введение . 3

1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 4

2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока. 7

3.Достижения и символы материальной и духовной культуры. 11

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.

Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.

Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Выжить на Востоке можно было лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения

Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Человек никогда не может смириться с тем, что возвышается над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится хотя бы приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций — латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.

Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое сердце и гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить. Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры – даосизм (VI в. до н. э.). Создатель нового учения — Лао-зцы — считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (иероглиф дао буквально переводится как «путь»). Даосизм распространился по странам Юго-Восточной Азии и заложил смысловые основы нового отношения к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы от деспотизма, однако прорыв в свободу здесь заканчивается растворением в другой необходимости — в вечном пути мировой жизни.

Но культура Древнего Востока породила и более радикальное учение – буддизм (VI в. до н. э.), целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. Буддизм выразил себя в многообразных направлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии.

mirznanii.com

4. Древний Восток как культура ценностей. Типология культур: культура Древнего Востока

Похожие главы из других работ:

"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

1.1 Дихотомия «Восток-Запад» в гуманитарной науке

П. Сорокин в XX в. называл великие культуры Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира активными участниками мировых исторических действий. Уменьшение огромных территорий великих европейских держав, прежде всего Англии и Франции...

Взаимодействие культур Запада и Востока

2. Запад есть Запад. Восток есть Восток

Восток разительно отличается от Запада. Но в то же время не представляет собой однотонного пространства. Каждая культура на Востоке отличается предельной самобытностью. Разнятся философские представления, не совпадает взгляд на человека...

Взаимодействие культур Запада и Востока

2.1 Восток глазами европейца

Процесс осмысления западноевропейской культурой сложного и многослойного социально-культурного комплекса, традиционно определяемого как Восток, насчитывает уже двухтысячелетнюю историю...

Виды современного искусства

4. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи...

Вологда: культурологический очерк

1. Древний город

вологда культурный архитектура памятник При упоминании Вологды в голову приходит сразу две ассоциации: деревянное зодчество и масло. Вологодское масло стало знаменитым еще во времена Советского Союза, тогда оно было самым популярным...

Дизайн: история и теория

1.1 Древний Египет

...

Исследование истории развития восточного интерьера в западном мире

Глава 2. Восток - Запад

...

Культура Арабского Востока

Арабский Восток -- родина ислама. Племена Аравии

Основная часть территории Аравии -- степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины...

Культура и достопримечательства Древнего Вавилона

1. Древний Вавилон и переплетение культур

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония...

Культура цивилизаций Востока

1. Восток и Запад в истории культуры

В науке, как и в обыденном сознании, стало привычным противопоставление Востока и Запада. Причем эти два понятия имеют не столько географическое, сколько культурно-историческое содержание...

Магия запада и востока

1.1.1 Древний мир, Европа

Под Древним миром здесь понимаются цивилизации Средиземноморья до V в. н.э. В Древнем мире прежде единое знание разделяется на науку и магию. Наука занимается прежде всего устройством окружающего мира...

Современные направления искусства

1.1.3 Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи...

Социально-культурное понятие Востока

Великий Восток

Интерес к Востоку и в наши дни очень велик и, скорее всего, он будет возрастать и дальше. Всеобщий и всесторонний интерес истории и культуре Востока, обществу, государству, религии, к древним цивилизациям Востока...

Социально-культурное понятие Востока

Восток и Запад

Восточное и западное деление культур говорит не только о их территориальных расположениях, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностей, основных мировоззренческих установок...

Тема смерти в культуре

1.4 Древний Китай

Отношение смерти в странах Востока рассмотреть лучше на примере Китая, потому что именно здесь наиболее развита классическая форма культа предков. По заповедям Конфуция Китай жил несколько тысяч лет...

cult.bobrodobro.ru

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывавшиеся с V - IV тысячелетий до н.э. и существовавших до начала нашей эры на огромной территории от Египта до Китая. Этим совершенно условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов; обществ, еще не вышедших из состояния первобытности и более продвинутых в своем историческом развитии; племен и народностей, говоривших на десятках языков и веривших в бесчисленное множество богов. Но за всем этим многообразием можно выявить ряд общих черт в социально-экономическом, политическом и культурном развитии.

На Востоке возникли древнейшие в мире цивилизации. Почему именно в этом регионе? Определяющую роль сыграли благоприятные природные условия: плодородные земли, жаркий климат, большие реки, разливы которых естественным образом удобряли почву. Именно долины этих рек (Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Хуанхэ и др.) стали очагами первых цивилизаций.

Особенностью древневосточной экономики было устойчивое сохранение общинной организации. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых представляла замкнутый мирок. Сама община состояла из ряда отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин. Эта организация сохраняла коллективистские формы жизни и производства и была основой общинно-частного сектора в экономике многих древневосточных государств.

Однако функционирование некоторых хозяйств требовало проведения совместных работ по регулированию режима рек, и отдельная община не могла справиться со всем объемом возникающих задач. Только единое хозяйствование могло обеспечить строительство системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин. А поскольку в роли организатора этих работ выступали правитель и его бюрократический аппарат, то они рассматривали орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской. На этих землях организовывались крупные царские и храмовые хозяйства. Происходило неизбежное поглощение общинно-частного сектора государственно-храмовым. Таким образом, в цивилизациях Древнего Востока сложились две основные формы собственности: верховная (или общегосударственная) и коллективная (общинная).

Спецификой политической власти на Востоке было функционирование ее в форме «восточной деспотии». Такое государство символизировалось обожествленной фигурой правителя, «восточного деспота», выступающего по отношению ко всему обществу в функции «связующего единства». По отношению к этому правителю все остальные, от министров до крестьян, выступали в качестве его подданных, преданных подчиненных, покорных слуг, даже просто рабов.

Слабость индивида перед лицом всесилия власти государства и венчающего его деспота; ограниченность роли частного сектора определили и своеобразие социальной структуры восточных обществ. Её важнейшими особенностями были корпоративность и невыделенность индивида из коллектива. Общество состояло из множества корпораций типа кланов, каст, сект, общин и других объединений, между которыми имелись многочисленные перегородки. Эта система замкнутых корпораций играла заметную роль в странах Востока. Её социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и в противопоставлении этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. В то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с её главы.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем её консервативность вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно тесная связь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии с легкостью сменяли друг друга на престоле, но структура общества, опиравшаяся на корпоративные связи, сохранялась почти без изменений.

Исключительную роль в восточных обществах играла религия. Она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя. Религия стояла на страже незыблемости социальной структуры. В формирующихся восточных цивилизациях на второй план отходили первобытные верования и культы. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. В то же время и в рамках этих систем сохранялись, хотя и в трансформированном виде, черты ранних религиозных представлений (анимизм, магия и пр.). Важнейшей чертой религиозных систем Древнего Востока был политеизм – многобожие. Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая была наглядно отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах различных богов и героев, об их мудрости, сверхъестественных возможностях и т. д.

В обществах Древнего Востока постепенно исчезает первобытный синкретизм и меняется тип культуры. Материальная, духовная и художественная культуры начинают вести самостоятельное существование, иначе говоря, культура становится гораздо более специализированной. На смену присваивающим формам деятельности (охота, рыболовство, собирательство) пришел созидательный труд, связанный с обработкой земли и разнообразных материалов - глины, растительных волокон и шерсти, металлов. Впервые человек стал создавать «вторую природу»; он возводит ирригационные сооружения, храмы, дворцы, обжигает и расписывает посуду, изготавливает изящные украшения и т. д.

Развитие хозяйства на Древнем Востоке привело к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность. Расширение сферы применения письменности привело к образованию особого профессионального сословия - писцов и социального института по их подготовке - школы. Из среды писцов происходили первые литераторы. Благодаря работам, связанным с измерением полей, проведением каналов, подсчетом урожая, возникла математика - геометрия и арифметика. Практические потребности привели также к необходимости наблюдения за движением небесных светил и планет, составлению карт звездного неба, поиску способов лечения болезней и т. д. В древнейших культурах Востока были выработаны и накоплены большие запасы астрономического, математического, биологического и медицинского знания.

На основе дифференциации ремесла начинают складываться специализированные формы художественной деятельности. Так, на базе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело; на основе гончарного ремесленного производства - скульптурная пластика. Наряду с профессионализацией и дифференциацией форм деятельности людей в древневосточной культуре еще сохраняются элементы первобытного синкретизма. Например, обособление в самостоятельную форму деятельности научных знаний во многом было связано с хозяйственной практикой или нуждами религиозного культа. Другим примером элементов древнего синкретизма было сохранение в религиозных воззрениях народов Древнего Востока образов полузвериных существ как наследия древних тотемистических культов первобытных людей.

Первобытный синкретизм прослеживается и в некоторых особенностях художественного сознания. Прежде всего следует выделить неотделимость его от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведение искусства не создавалось в отрыве от его функциональной роли в религиозном культе или хозяйственной практике. Ни один памятник не был создан только для того, чтобы продемонстрировать мастерство скульптора, художника или чтобы служить средством его самовыражения. Эту особенность художественного сознания можно назвать «утилитарностью».

Другую черту древневосточной художественной культуры можно определить как «информационность». Действительно, в памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала. Речь идет о присущей изобразительному искусству способности сохранять и сообщать определенные сведения, заложенные в процессе создания изображений. Преобладающее значение информативности в памятниках художественной культуры народов Древнего Востока неразрывно связано с их утилитарностью.

Еще одной важной особенностью древневосточного искусства является его «иерархичность», проявляющаяся в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или иной персонаж, какие функции он исполняет. Это достигалось двумя способами: через атрибутику и через масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии: царь или фараон – символы власти, служители культа - жреческие знаки, воины – облачение и оружие, ремесленники - орудия своего труда. Кроме того, царь, верховный жрец, вельможа всегда изображались крупнее других персонажей, или им отводилось главное место в композиции.

Искусство Древнего Востока было тесно связано с ранними видами письменности. Ни одна из художественных культур иных эпох не знает подобной связи. Наиболее четко данная особенность прослеживается в искусстве Древнего Египта, где рядом с контурами иероглифических знаков часто встречаются изображения живого или предметного мира.

Характерной чертой искусства Древнего Востока является и его каноничность. Выработка канонов - обязательных норм построения изображения - объяснялась рядом причин. Относительная медленность художественного развития приводила к необходимости закреплять достижения в изображении человеческого тела и найденных композиционных приемов. Искусство оставалось связанным с законами ремесленного производства. Образцы, созданные мастерами, передавались для повторения ремесленникам, а древневосточные религии с их строгой обрядностью превращали раз выработанную иконографию божества или царя в канон, отступление от которого расценивалось как святотатство.

mirznanii.com

«Культура Древнего Востока» — Мегаобучалка

Вопросы: 1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур;

2. Художественные и эстетические особенности культуры

Др.Востока (Др.Месопотамия, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

 

1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур;

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Мир древних восточных культур – это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и государство деспотического типа, которое к тому времени существовало на Востоке. Путь человека к своей свободе на Др.Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого бытия. В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно было, лишь сообща возделывая неурожайную землю и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая). Всё это требовало жесткого административного управления и объединения общин в одно целое. Уже в III тыс. до н.э. на территории Междуречья, Египта и Индии возникают первые восточные государства. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявления индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока. Восточная деспотия управляется бюрократическим аппаратом, а её единство олицетворено фигурой правителя, который обладает абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Здесь нет свободных людей, а есть только государственные рабы, крестьяне и чиновники. Верховный властитель почитается не за своё личное мужество или силу, а только как высшая функция государства, как воплощение божественного величия. Это восточное величество – есть качество, приходящее извне и воплощающееся в человеке. Возможно было и развоплощение. «Величество ушло»-говорили древние египтяне, когда их фараон переставал выглядеть в глазах людей настоящим властителем. И тогда наследником величия мог стать кто-то другой. Достоинство владыки – это божественное достоинство и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества.

2. Художественные и эстетические особенности культуры

Др.Востока (Др.Месопотамия, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций. Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока к созданию развитой системы канонов (правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных). Канон становится важнейшим эстетическим принципом. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов (самым важным законом являлось – разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной.). Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства – экономичный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию (иероглифы). Задача превратить «земные сюжеты» в чеканные формулы вечности не противоречила стремлению мастеров запечатлеть в формах искусства всё многообразие социальной и природной жизни. Особенно это наглядно видно в мифологии, где отражены все основные этапы выделения человека из природы и становления культуры. Одной из типичных черт древневосточного искусства являлась склонность к символизации художественных форм. В символе идея остановлена, чтобы обнажить многомерность смыслов. Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии. Главная тема восточного искусства – тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти) раскрывает иллюзорность, непрочность мира.

В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явно, а на то, чего нет, что пребывает в покое.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна –символ долголетия, бамбук – стойкости, мужества, аист – одиночества и святости). Потребность в символизации искусства развивалась в Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса. Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества – умение всё видеть и всё знать. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получилор своё раскрытие через противоположные начала (белый и черный). С одной стороны, солнце – источник света, гонитель тьмы. С другой стороны, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью. Солнце в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты. Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно - в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитным, слоговым и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, т.е мудрецов и словесников. В Египте, Китае и других восточных культурах живописец нередко обрамлял своё произведение иероглифами, завершая тем самым единое эстетическое целое. Такое соединение было неслучайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать её письмом и изобразительным искусством. Ведь древнеегипетские иероглифы (пиктография) произошли от рисунков. Иероглифы несли на себе печать высокого смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью и литературой. Китайский свиток был дорогим искусством и создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде поэтов и ученых, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и сдавших ряд экзаменов. Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в древнекитайском обществе. Художественная культура Др.Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока. При всём многообразии культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение. Магическая роль искусства была обусловлена представлением о неразрывном единстве человека с природой. Художественная культура становилась способом реализации высших духовных начал, находящихся за пределами человеческих навыков и умений. Красота, воплощаемая в произведении искусства, не результат духовных и материальных усилий художника. Она является воплощением красоты природы, существующей независимо от усилий творческой личности. Красота нейтральна и открывается мастеру при определённых условиях, в момент созерцания, технологию которого человек может постичь при помощи религии и философии. Все ранние культуры восточного региона носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.

 

 

Лекция 6

megaobuchalka.ru

Культура Древнего Востока кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Культура Древнего Востока кратко

О культуре древнего востока в кратком содержании

Цивилизации Древнего Востока оставили нам в наследство богатейшие достижения в сфере научных знаний, непревзойденные памятники культуры, несомненно определившие пути развития цивилизаций и государств, пришедших им на смену. Культура Древнего Востока. краткое содержание – именно в таком формате мы попробуем познакомиться с сокровищницей знаний и талантов, умениями и непостижимым гением людей древних эпох.

В IV-III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (долина рек Тигр и Евфрат) утвердилась уникальная культура древних шумеров и аккадцев. Она по праву считается древнейшим очагом цивилизации. На этих землях одно за другим зарождались, набирали мощь и гибли великие государства – сам Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран – но знания и опыт предшественников копили и сохраняли. Одно то, что шумерская письменность – клинопись – является старейшим в мире способом изложения мыслей и накопления знаний, ставит жителей Междуречья на самый верх пьедестала среди родственных и параллельно развивающихся культур. Глиняные клинописные таблички, дошедшие до наших времен, являются бесценными источниками исторических знаний. Из них люди современности узнали о представлениях шумеров о Вселенной, медицине, сельском хозяйстве, металлургии и т.д. Благодаря этим оригинальным носителям информации сохранились уникальные литературные произведения, такие как «Эпос о Гильгамеше», поэма «Эмеш и Энтен», «Поэма о Золотом веке», стихи, элегии, повествования.

Честь создания первых струнных музыкальных инструментов – лиры и арфы - также принадлежит шумерам. Такие невероятные, казалось бы, для тех времен вещи, как двухсезонный календарь и библиотечный каталог – также говорят об уникальности этой цивилизации. К тому же, и изобретение колеса приписывают этому народу.Преемницей шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония, которая привнесла свои черты в общий кладезь достижений цивилизации Месопотамии. Религиозные представления вавилонян перекликались с шумерскими. В каждом городе строились храмы богам-покровителям, возле которых возвышались зиккураты – памятники монументального зодчества. Архитектурное наследие Вавилонии практически не дошло до наших дней – храмы и зиккураты строили из глиняного кирпича, но известно, что одно из чудес света – Вавилонская башня – достигала в высоту 90 метров и ее террасы были украшены прекрасными садами во время правления ассирийской царицы Семирамиды. В культуре Древнего Востока эта царица занимает особое место, но краткое содержание повествования не дает нам возможности углубиться в изучение ее биографии.

Уникальным свидетельством развития государственного управления и законодательства является Свод законов царя Хаммурапи. На двухметровом каменном столбе изложены мировоззрения древних жителей Междуречья, основы быта, социальных взаимоотношений, представления о нравах и т.д. Ассирия была страной жестоких воителей, прославляющих культ силы, и в изобразительном искусстве чаще всего фигурируют сцены насилия, пыток и телесных наказаний. Высокомерные статуи крылатых быков, установленных во дворцах, как бы подчеркивали мощь и славу правителей этой воинственной страны. Религиозность ассирийцев, скорее за все, была невысокой, храмов строили мало, преобладали постройки светского характера.

На смену Ассирии и Вавилону в VI веке до н.э. пришла Иранская империя. Во время правления династии Сасанидов были созданы уникальные рельефы, изображающие сражения, процессии, могучих животных, а стены дворцов украшали величественными фресками с образами богов, портретами, царей и знатных вельможРелигией в Иранской империи был зороастризм, важной составляющей которой являлся культ огня. Величайший памятник письменной культуры Ирана – Авеста - раскрывает таинства верований древних жителей этих земель в единое божество Ахура Мазду, как средоточие света, добра и справедливости. Культура Древнего Востока: краткое содержание – название статьи не позволяет продолжить наш исторический экскурс дальше, в таинственную Индию, далекие Китай и Японию, вернуться в Древний Египет. Может быть после нам удастся совершить это путешествие.

По отношению же к Месопотамии хочется резюмировать следующее - в VII веке арабы начали свой захватнический поход в земли Междуречья. Многие древнейшие памятники культуры исчезли безвозвратно. На месте уничтоженных зиккуратов появились мечети и минареты, великий Вавилон превратился в маленькую захудалую деревушку, а копыта арабских рысаков топтали прах великих царей былых эпох. Однако никаким силам не удалось уничтожить те сокровища, которые представляют знания и достижения культуры древних жителей этого исторического региона, а их влияние впоследствии не без пользы для себя ощутили стремительно вырывающиеся из тьмы варварства европейцы.

Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru

worldunique.ru

Культура Древнего Востока 5

План:

Введение;

1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур;

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока;

Заключение;

Список используемой литературы.

Введение.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма.

Цель моей работы заключается в проведении анализа культуры древних цивилизаций Востока. Достижение поставленной цели опосредуется решением следующих задач:

- Изучение Восточной деспотии как социальной основы древних культур;

- Рассмотрение художественных и эстетических особенностей культуры Древнего Востока;

1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур.

Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе. В западной истории государство возникает как следствие выделения человеческих индивидуальностей с их жаждой власти и собственности. В результате появляется необходимость в стоящей над обществом власти. Эта власть (государство) охраняла новый порядок, т. е., с одной стороны, позволяла выделившейся группе сохранять свое преимущество, а с другой — умеряла индивидуальные и групповые столкновения, вводила их в общественно приемлемые рамки. Иными словами, на Западе возникновению государства предшествовало проявление человеческой свободы, происходившее в своевольно-необузданной и варварской форме. И если попытаться сформулировать главную суть государства такого типа, то можно сказать, что государство Запада — это форма социального осуществления свободы. Оно создавалось как ответ на своевольные проявления свободы, но оно же и защищало свободу своих граждан (сначала немногих избранных, но потом, с течением веков, этот круг постепенно расширялся и охватил собой всех).

В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения, что было ответом на вызов конкретных природных условий. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая.

Восточная деспотия управляется огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то тут все обстоит иначе. Здесь нет свободных людей — свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне (часто находящиеся в еще более жалком положении) и чиновники, осуществляющие административное управление. В одном только древнем Шумере исследователи насчитывают от полумиллиона до миллиона государственных рабов, которые каждый день направлялись на ведение общественных работ, причем и работа и выдаваемые пайки строго документировались. Благополучие человека определяется почти исключительно его государственным рангом. Здесь нет общества — оно поглощено государством, а человек низведен до административной функции. Здесь раб может возвыситься до министра, но и министр остается бесправным рабом государя и всей системы.

И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Это восточное «величество» (в отличие от наследуемого «по крови» достоинства средневековых королей) – есть качество, приходящее извне и воплощающееся в человеке. Возможно было и развоплощение. «Величество ушло», — говорили древние египтяне, когда их фараон переставал (в силу разных обстоятельств) выглядеть в глазах людей настоящим властителем. И тогда наследником «величества» становился кто-то другой. Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки — это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Оборотной стороной божественного достоинства восточного владыки является пренебрежение его индивидуальным бытием, если только оно пытается заявить о себе как о самостоятельной сущности. Эта роль восточного владыки становится более понятной, если мы вспомним фигуру царя-жреца, осуществляющего свою власть только в качестве мистического посредника между божественной природой и человеческой общиной. Подобного рода функция в преобразованном виде сохранилась и в культуре Древнего Востока, где верования еще не до конца отделились от мифов, родившихся на заре человеческой истории.

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишенную сиюминутности, созданную для бессмертия. Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства, — экономный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию. «Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века» [9]. Художественный эффект в таком искусстве достигался при незначительном варьировании форм внутри канонической схемы.

Задача превратить «земные сюжеты» в чеканные формулы вечности не противоречила стремлению мастеров запечатлеть в формах искусства все многообразие социальной и природной жизни. Особенно это наглядно видно в мифологии, где отражены все основные этапы выделения человека из природы и становления культуры.

mirznanii.com

Культура Древнего Востока

           Федеральное агентство по образованию                               Московский институт            коммунального хозяйства и строительства                      Кафедра Права и культурологии Тема: Культура Древнего Востока. Студент: Курс: Форма обучения: Руководитель:                                    Москва                                    2007 год   Введение. 3 1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 4 2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока. 7 3.Достижения и символы материальной и духовной культуры. 11 Заключение. 19 Список литературы.. 20 Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству.  Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий. Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.   Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм. При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и  сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью. Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока  во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений). Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых  орудий  труда,   накоплению  производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.              Выжить на Востоке можно было лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды. Человек никогда не может смириться с тем, что возвышается над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится хотя бы приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций — латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое сердце и гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить. Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры – даосизм (VI в. до н. э.). Создатель нового учения — Лао-зцы — считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (иероглиф дао буквально переводится как «путь»). Даосизм распространился по странам Юго-Восточной Азии и заложил смысловые основы нового отношения к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы от деспотизма, однако прорыв в свободу здесь заканчивается растворением в другой необходимости — в вечном пути мировой жизни. Но культура Древнего Востока породила и более радикальное учение – буддизм (VI в. до н. э.), целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. Буддизм выразил себя в многообразных направлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии.     Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то тут все обстоит иначе. Здесь нет свободных людей -  свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне (часто находящиеся в еще более жалком положении) и чиновники, осуществляющие административное управление. В одном только древнем Шумере исследователи насчитывают от полумиллиона до миллиона государственных рабов, причем и работа и выдаваемые пайки строго документировались. Благополучие человека определяется почти исключительно его государственным рангом. Здесь нет общества -  оно поглощено государством, а человек низведен до административной функции. Здесь раб может возвыситься до министра, но и министр остается бесправным рабом государя и всей системы. Подчиненное государству общество в различных восточных структурах выглядело по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически растворено в институтах всемогущего государства. В Китае голос его был слышен — как в форме идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть его сумели отстоять даже некоторые формальные права, отраженные в системе законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Но государство везде абсолютно господствовало над обществом, включая и Индию,— нужно только оговориться, что речь идет не о данном конкретном государстве, сильном или слабом, но о государстве как системе институтов и высшей власти, как ведущем элементе в сложившейся системе отношений. Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки – это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Так, Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей. Уже во времена Саргона Древнего и Аккадского царства в рельефах — основной форме монументального изобразительного искусства — начинает господствовать идея «сильной личности». Правители на рельефах изображаются гораздо более высокими, чем прочие люди. Это — традиционный прием древнемесопотамского искусства. Но примечательно то, что изображения правителей начиная с этого периода все чаще носят портретный характер. Типичность черт уступает место индивидуальности. Таков классический портрет аккадской эпохи — бронзовая голова правителя, повсеместно называемая «Головой Саргона». Автор этой скульптуры, очевидно, стремился именно воссоздать портрет конкретного человека, а не просто изобразить персону, облеченную божественной властью. По сравнению с «Саргоном» более поздняя по времени статуэтка Гудеа обладает все же менее ярким портретным сходством, и передача характера через черты лица уступает место подчеркиванию богоизбранности и святости правителя. В Старовавилонскую эпоху начиная со времени правления Хаммурапи тенденция к портретности, стремление передать через внешность не только положение персонажа, но и его характер получает новый толчок в развитии. Таково, например изображение на диоритовой стеле, содержащей текст законов Хаммурапи. В верхней части стелы изображен сам Хаммурапи, принимающий от бога солнца Шамаша знаки царской власти. Черты поздне-шумерского традиционного искусства сочетались здесь с новыми идеями в изобразительной технике. Характерно для месопотамского рельефа изображение фигурки царя перед гораздо более крупной фигурой божества. Величие позы бога, передающего Хаммурапи веревку (атрибут строителя) и царский жезл, указывает на божественное происхождение власти царя и на богоизбранность Хаммурапи. Гораздо более интересен в этой композиции портрет самого Хаммурапи. Его фигура изображена в типичной позе покорности перед божеством, но лицо очевидно портретно. Черты правителя — суровые, жесткие. Ярко портретный характер имеют впалые щеки и высокие скулы. Следует отметить еще и технику и мастерство художника. Поверхность камня, на котором высечен рисунок, не была выровнена и отполирована, вся композиция располагается не на плоскости, а на гранях, сходящихся под углом. Тем более сложной представляется работа каменщика, великолепно уравновесившего элементы композиции и обработавшего неровную твердую поверхность таким образом, чтобы добиться игры света и тени, тщательно проработать все мелкие детали одежды и волосы обоих персонажей, причем с упором на внешность царя, гораздо более индивидуальную, чем у бога. Столь же узнаваемы, как рельеф на диоритовой стеле, и другие дошедшие до нас скульптурные портреты Хаммурапи — диоритовая голова статуи и бронзовая статуя молящегося царя с позолоченными руками и лицом. В этих произведениях обобщенность, призванная передавать идею царской власти, соседствует с выраженной индивидуальностью черт — те же высокие скулы и худое лицо. Вавилонские художники-скульпторы, очевидно, достигли немалого мастерства как с технической, так и с художественной точки зрения. Скульптуры великолепно проработаны, пластичны, в них отсутствует угловатость, характерная для раннего периода. В арсенале каменщиков-скульпторов Старовавилонского периода широко применяется игра светотени и создаваемые ею эффекты. Это достигается путем тщательной обработки поверхности изображения, прорезания внутренних складок и тщательной шлифовки. Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

www.coolreferat.com


Смотрите также