Древний город мемфис. 8. Где были расположены столицы Египта – Мемфис и Фивы?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аномалия - электронная библиотека. Древний город мемфис


8. Где были расположены столицы Египта – Мемфис и Фивы?. Империя

8. Где были расположены столицы Египта – Мемфис и Фивы?

Считается, что двумя столицами «Древнего» Египта были знаменитые города Мемфис и Фивы. Конечно, сегодняшним туристам уверенно показывают в Египте и «остатки» Мемфиса, и «остатки» Фив. Однако ответить на вопрос, сформулированный выше, – где они были расположены? – оказывается, не так то просто.

Н. А. Морозов писал:

«Конечно, со стратегической точки зрения было бы неизбежно естественное образование столицы Египта именно в данном месте, недалеко от разветвлений Нила, при входе в дельту. Здесь действительно и существует в настоящее время город Каир, и если бы говорили, что он и есть древний Мемфис, то трудно было бы что-нибудь возразить. Но древний Мемфис традиция помещает не в Каире, а километров на 50 южнее и притом на противоположном, по природе пустынном, берегу Нила. Какие же следы остались от него там?» [92], с. 1118.

Египтологи уже давно смущены тем, что на том месте, где им пришлось «нарисовать на карте» Мемфис, – достаточно заметных его следов попросту нет. Вот что сообщает Бругш:

«Ныне от многославимого города осталась только куча развалин разбитых колонн, жертвенных камней и скульптур…

Кто отправляется в Мемфис с надеждой увидеть местность, которой развалины сами по себе достойны той славы, которой пользовался знаменитый мировой город на берегах Нила, – тот жестоко будет разочарован взглядом на незначительные остатки старины.

Только умственный взор, – продолжает Бругш, – может вызвать из прошедшего Мемфис во всем его величии и великолепии, и только имея это в виду, можно предпринять поездку, которую можно назвать паломническою, к гробнице древней столицы, к тому месту, где некогда возвышалось знаменитое святилище Пта… – и где ныне только пальмовый лес и обширное, феллахами обрабатываемое поле вблизи арабского селения Мит-Рахине» [92], с. 106…107.

«Повторявшиеся неоднократно в наши времена раскопки на почве древнего Мемфиса с надеждой наткнуться на памятники, ценные в историческом отношении, – грустно завершает Бругш, – доселе не дали никаких почти результатов, стоящих упоминания» [92], с. 108.

Будучи поставлен перед необходимостью объяснить – куда же делись хотя бы камни от якобы практически полностью стертого с лица земли великого Мемфиса, Бругш предлагает такую версию:

«Кажется несомненным (? – авт.), что громадные камни, употребленные на кладку храма в течение продолжительного времени, вывозились постепенно в Каир и пошли на постройку мечетей, дворцов и домов Калифов» [92], с. 108.

С Фивами положение не лучше.

Подводя итог сообщениям египтологов, Н. А. Морозов резюмирует:

«От города ничего не осталось… На восточном берегу Нила и до сих пор стоят величественные и хорошо сохранившиеся остатки Карнакского и Луксорского академических храмов. На другом берегу, как прежде, стоят также хорошо сохранившиеся остатки храма Курна, Рэмессеум, Мединет-Абу, но от самых столичных стовратных Фив -никаких следов!

Говорят, – продолжает Морозов, – «они были разрушены по приказанию Птоломея Сотера II Латируса, жившего будто бы за 84 года до рождения Христа»…

Но где же их камни? Их нет. Говорят, они унесены ежегодными наводнениями (Mariette, «Monuments», p. 180). Но разве наводнения когда бы то ни было и где бы то ни было могли уносить камни, как плавающие бревна?… Да и кому же пришла бы дикая мысль строить столицу в таком пункте, где даже камни ежегодно уносятся водою?» [37], с. 1116…1117.

После всего, что нам теперь стало известно, естественно спросить: а там ли мы ищем знаменитую столицу «Древнего» Египта – Мемфис? И верно ли, что она была расположена именно в Египте? Ведь мы видели, что на камнях Египта рассказано очень многое и из жизни других стран, в том числе Европы, Азии и т.д.

Во-первых, обратим внимание, что сегодняшняя столица Египта – Каир – носит славное имя Царь. Поскольку Cairo – это Цр – Царь, «цезарь».

Но возможны и другие варианты. Обратимся к «древним» названиям Мемфиса.

Бругш говорит: «Чаще всего встречающееся имя города есть выше указанное нами слово Мен-Нофер. Греки изменили его в Мемфис, Копты в Мемфи» [92], с. 106. А то селение, около которого сегодня указывают «развалины Мемфиса», видимо не случайно, – уже потом, когда начали искать Мемфис в Египте, – назвали «царским именем» Мит-Рахине, производя его от «древне»-египетского названия Менат-Ро-Хинну [92], с. 107.

С учетом того, что мы теперь узнали о «Древнем» Египте, нельзя не обратить внимание на возможное происхождение этого имени от названия Мн-Тр-Хан, то есть Великий Турецкий, или Татарский Хан. А наиболее частое наименование столицы как Мен-нофер или Менно-тер, тоже звучит как Мен-Тр. См. выше. Не есть ли это попросту Великая Троя? То есть, другими словами, Константинополь – Новый Рим – Иерусалим – Троя?

То, что «древний» Мемфис находился рядом с Троей, утверждают и сами египтологи. Бругш говорит: «В пещерах хребта Тароау (близ Мемфиса), который Греки называли Троей, а нынешние Арабы называют Тура, выламывали зодчие белый известняк для возведения царских пирамид» [92], с. 112…113.

Что и понятно, если Мемфис и был Троей. А потом названия «Мемфис» и «Троя» были неправильно нарисованы на карте Египта при искусственном переносе сюда, – на бумаге! – некоторых европейских событий.

Наша гипотеза: «древний» Мемфис – это Царь-Град – «Великая Троя». Существует до сих пор под именем Стамбул. И в определенные периоды своей истории действительно был Ханским городом, то есть городом Атаманских Казацких Ханов. И становится понятно, почему в самом Египте заметных остатков Мемфиса до сих пор «почему-то» не найдено. Вот мы и подошли к концу знаменитой 18-й династии. То есть – к XVI веку новой эры.

Другими словами, – к концу «древней» истории фараонов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Руины города Мемфиса

Города-призраки…Пустынные улицы, темные окна домов, безжизненный порядок, который кто-то когда-то старательно выстраивал с верой и надеждой на счастливое будущее.

Когда-то здесь с лучами солнца оживали улицы, а с приходом темноты город успокаивался и погружался в сон. Обычная понятная картинка городской жизни.

Что нарушило ритм будней и радостную кутерьму праздников? Почему заброшено то, что возводилось с таким трудом. Почему нас влекут к себе эти завораживающие картины покинутых городов? Может мы хотим получить ответы и на свои вопросы? Может быть при виде этих печальных  заброшенных мест мы начинаем больше ценить привычную суету и глубже понимаем ценность каждой минуты, когда можно просто радоваться жизни?  Как знать! Но города – призраки нас завораживают и увлекают.

Что ж,  давайте отправимся  в места, где история оставила нам свои загадки.

Наше путешествие начнем с древней столицы Египта города Мемфис, который входит в десятку самых удивительных затерянных городов мира.

Мемфис был столицей Древнего Египетского Царства, возведенной на границе двух огромных территорий, после объединения Верхнего и Нижнего Египта первым царем и великим правителем, которого звали Мина. Такое расположение было удобным для управления всем царством.

Древнее египетское название города звучит Инеб Хедж, что значит «Белые Стены».  Вероятно это название связано с царским дворцом, из которого велось управление страной, и стены которого сверкали белизной. Дворец назывался «великий дом». Звучало это название как «пер-аа», и именно от него происходит слово «фараон».

Мемфис был столицей Египта большую часть эпохи фараонов, и даже когда столица была перенесена в Фивы, он всё равно оставался центром страны.

Кроме того, город был центром культа одного из древнейших божеств Египта, бога-творца Птаха. Название храма этого бога Хут-ка-Птах позже исказили греки, превратив его в «Эгюптус». Так произошло современное название государства.

Мемфис переживал падения и взлеты до тех пор, пока в 641 году арабским военачальником не был основан новый центр страны Эль-Фустат, ставший новой столицей Египта. Именно тогда жители стали покидать город, а камни его строений стали строительным материалом для близлежащих поселений.

Еще в 12 веке это было впечатляющее зрелище, но вскоре и оно превратилось в руины. Изменение русла Нила погребло остатки древнего величия под толстым слоем ила.

Сегодня от древней могучей столицы не осталось почти ничего…

gorodmoj.com

Мемфис, Египет Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Мемфис.

Инбу-хедж, Мен-нефер, Хут-ка-Птах, Мехат-та-уи, Анх-та-уи (егип. транслит. jnbw-HD, mn-nfr, Hwt-kA-ptH, mexAt-tA-wj, anx-tA-wj), Мемфи́с (др.-греч. Μέμφις, лат. Memphis), Ме́нфе, Ме́мбе и др. (копт.) — древнеегипетский город, располагавшийся на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила. Существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. и до второй половины 1-го тысячелетия н. э. Локализация на территории современного Египта — местность около города Эль-Бадрашейн и селения Мит-Рахина, к югу от города Каир в мухафазе Каир (возможно, мог находиться и несколько севернее указанных территорий).

С начала 3-го тысячелетия до н. э. Мемфис стал центром нижнеегипетского I-го септа Инебу-хедж или Инбу-хедж (в греко-римский период назывался Мемфисский ном), и, вероятно, общеегипетской столицей на протяжении периодов Раннего и Старого царств (XXIX—XXII вв. до н. э.). После амарнского периода, короткое время Мемфис снова был официальной столицей Древнего Египта (одной из двух). Благодаря своему исключительному географическому положению, являлся важным опорным пунктом различных фараонов, а также был первым городом Древнего Египта, который имел характер большого космополитического центра, где проживало множество чужеземцев: сирийцев, финикийцев, греков и евреев[1]. Город известен окружающими его погребальными и храмовыми комплексами — пирамидами, некрополями и храмами (в Абусире, Гизе, Саккаре, Дахшуре). В Мемфисе находился значительный центр почитания бога Птаха и процветал связанный с ним культ быка Хепа (Аписа).

Терминология и оформление: для удобства названия города одним именем во все эпохи его существования используется его наименование согласно греко-арабской номенклатуре топонимов, принятой в египтологии, — Мемфис. Помимо прочего, выделены курсивом древнеегипетские названия и имена (кроме наименований на картах). Большая часть дат в статье приведена согласно авторитетному труду по египетской хронологии, в составлении которого участвовали около двадцати авторов под редакцией Э. Хорнунга, Р. Краусса и Д. Уорбертона — «Хронология Древнего Египта» (Hornung E., Krauss R. and Warburton D. A. Ancient Egyptian Chronology — Leiden-Boston-Köln: Brill, 2006. — С. 490-495. — 517 с. — ISBN 90-04-11385-1).

ru-wiki.ru

Мемфис. 100 великих городов мира [litres]

Более 6000 лет назад на территории современного Египта существовало два государства: Верхний Египет занимал нижнюю часть долины Нила, а Нижний Египет располагался в дельте Нила. Когда оба эти государства объединились, у разделявшей их прежде границы, у стыка долины и дельты Нила, на левом берегу реки вырос город Мемфис – столица объединенного Древнеегипетского царства.

Основал город царь Менес, по повелению которого было повернуто течение Нила, омывавшего прежде подножие Ливийских гор: течение Нила было направлено на несколько километров восточнее. Геродот в своих сочинениях указывал на место, где были выстроены плотины, находившиеся в 18 километрах к югу от Мемфиса. На отнятой таким образом у Нила земле сначала была возведена крепость «Белые стены», а потом вокруг нее фараон Менес построил город, который сначала был назван «Маннофер» (или «Мен-нефер»), что означает «хорошее место». В нем поселились фараон со своим войском, его приближенные и жрецы, и вскоре огромные богатства стали стекаться в Мемфис. В течение многих веков город видел в своих стенах все известные народы Азии, Африки и Европы.

С развитием торговли через город прошли два важнейших торговых пути, что и превратило Мемфис в один из крупнейших рынков того времени. Из стран Юго-Западной Азии сюда привозили различные ткани и оружие, из Восточной Африки – слоновую кость, золото и ароматические вещества. Здесь же продавались товары и египетского производства – зерно, гончарные изделия, украшения из драгоценных металлов.

В течение нескольких тысячелетий Мемфис оставался первым городом Египта и крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья. Он достиг своего расцвета во время правления IV и V династий и при первых фараонах VI династии; затем он был покинут, но снова воскрес при фараонах XVIII династии, которые освободили Египет от чужеземных завоевателей. Но после перенесения столицы сначала в Фивы, а потом в Александрию город постепенно стал терять свое значение самой древней столицы Египта.

Ко времени завоевания Египта греками Мемфис еще сохранял свое величие и роскошь, хотя Страбон уже говорил о нем как об умирающем городе. Через несколько веков после Страбона наступило время, когда слово в слово оправдались грозные предостережения пророка Иеремии: «Готовь себе нужное для переселения, дочь – жительница Египта; ибо Ноф (Мемфис) будет опустошен, разорен, останется без жителя». В 640 году Мемфис был до основания разрушен арабами, но его развалины еще много веков спустя выглядели величественными.

В XII веке их увидел арабский писатель Абд эль-Латифа, который отмечал, что нужно затратить по меньшей мере полдня, чтобы пересечь их с юга на север. «Это было такое соединение чудес, которое подавляло ум и которое напрасно бы пытался описать самый красноречивый человек… Чем больше смотришь на эти развалины, тем больше растет чувство восторга, когда на каждом шагу встречаешь новый предмет удивления».

Вся огромная равнина была усеяна громадными развалинами, свидетельствующими о былом величии Мемфиса: виднелись фундаменты обширных зданий, местами стояли даже стены и монументальные ворота, возведенные из трех монолитов. Особенно поразили арабского писателя два колоссальных льва и статуя фараона Рамсеса II высотой около 13 метров, не считая пьедестала. Местные жители рассказывали ему, что люди, оставившие после себя все эти чудеса, были гигантами и владели всеми тайнами чародейства.

Во времена Абд эль-Латифы статуя Рамсеса II – современника юности Моисея – лежала в глухом месте в глубокой яме, лицом к земле. В нескольких шагах от нее, окруженные легким забором, лежали бесформенные обломки, собранные по окрестным полям.

В настоящее время статуя самого воинственного фараона Древнего Египта покоится на каменных подставках, чуть в стороне лежит на земле вторая, точно такая же, статуя Рамсеса II. Среди травы возвышается сфинкс из отполированного и великолепно отделанного алебастра. С величайшим мастерством древний скульптор передал силу и мощь льва и спокойное величие его человеческого лица.

От Мемфиса сохранились и самые древние на всем земном шаре колонны: они невысокие и стоят в 2 ряда. За ними раскинулся огромный двор, когда-то окруженный стеной из гладких известняковых блоков. От стены в настоящее время остались только развалины, но уцелели ворота, через которые и вступали на территорию двора, где находился ансамбль из храмов, гробниц и колоннад. Сейчас это все разрушено, только от храма Лотоса осталась стена с тремя расширяющимися наверху пилястрами, напоминающими цветок лотоса.

Когда-то на южной окраине Мемфиса, в Саккара, был расположен некрополь, памятники которого свидетельствовали о блестящей культуре Египта III тысячелетия до нашей эры. Перед входом в наиболее роскошные гробницы египтяне строили перистиль с колоннами, а над дверью писали молитву богу Анубису и просили, чтобы он даровал им хорошее погребение «после счастливой и продолжительной старости» и облегчил умершему путешествие по загробному миру. За перистилем помещалась поминальная комната, которая всегда была доступна для живых: сюда приносили яства, необходимые умершему во время его долгих загробных странствий.

В 1850 году здесь оказался французский археолог О. Мариетт и увидел выглядывавшую из песка голову сфинкса. Молодому ученому сразу же вспомнилось место из географических описаний Страбона: «В Мемфисе есть храм Сераписа, расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него целые горы песка, из которых мы увидели лишь выглядывающих сфинксов: одних полузасыпанных, других полностью скрытых песком».

Огюст Мариетт нашел четыре гробницы, которые оказались нетронутыми, остальные же были разрушены или обворованы. Центральной среди всех сооружений некрополя была пирамида фараона Джосера[5], но лучше других сохранилась гробница Хер-Нейт – царицы I династии. Ее погребальная камера была вырыта в известковой скале: пол и потолок ее покрывали деревянные бревна, а стены были выложены кирпичом.

После многомесячных трудов и немалых препятствий со стороны местных властей О. Мариетту удалось отрыть аллею из 141 сфинкса, которая привела его к Серапеуму – подземному склепу священных быков, лежащих в гробах из цельного красного или черного гранитного монолита. Склеп был давно разворован, но на стелах остались надписи. С большим трудом ученый подбирал стелы с именем священного быка Аписа, и за три года он собрал до 7000 предметов, половина из которых связана с культом Аписа.

Главным богом в Мемфисе был Птах – покровитель искусства и ремесел, а земным воплощением его был священный бык Апис, который обитал в специально построенном для него храме. Апис всегда присутствовал на земле: как только священный бык умирал, жрецы подыскивали нового, в котором бы проявилось присутствие бога Птаха. Дело это было нелегким, так как избираемый теленок должен был отвечать 28 требованиям (например, определенному цвету шерсти, форме рогов и др. признакам). Находка нового Аписа являлась важным событием и потому всегда встречалась с радостью и ликованием, ведь всякое промедление считалось знаком божьего гнева. Могущественная каста жрецов не пропускала случая воспользоваться этим обстоятельством и, сообразуясь с политическими обстоятельствами, находила или не находила нового Аписа. Иногда стойло в мемфисском храме оставалось пустым в течение нескольких десятилетий.

Когда же новый Апис отыскивался, его вели в Мемфис, и празднества длились здесь 8 дней. Затем быка ставили в храм бога Птаха, где он и оставался всю свою жизнь, пользуясь великими почестями: ему прислуживали молодые девушки, а жертвоприношения перед ним совершали первосвященники или даже сам фараон. Любое движение божественного быка (взмах хвоста, поворот головы и т. д.) воспринималось как предзнаменования и воля бога Птаха.

Со смертью Аписа весь Египет предавался скорби и облекался в траур. Но если, достигнув 28 лет – возраста, в котором «умер» бог Птах, священный бык не умирал, то его умерщвляли насильственно: жрецы в траурных одеждах вели его на берег Нила и осторожно топили.

Церемония погребения продолжалась 70 дней: она совершалась с таким великолепием и так возбуждала религиозные чувства народа, что некоторые египтяне в порыве благочестия жертвовали весьма значительные суммы на сооружение могилы очередного Аписа. Только в эти 70 дней в подземелья Серапеума допускался народ, толпами приезжавший со всех концов Египта. Если за эти дни находили нового Аписа, то по окончании траура начинались народные празднества.

На одно из таких торжеств в июне 525 года до нашей эры попал персидский царь Камбиз, возвращавшийся из неудачного похода в Эфиопию. Одновременно он получил известие, что его армия была погребена в песках пустыни, а флот, которому он приказал покорить Карфаген, отказался выступить против этого города. И Камбиз подумал, что торжества в Мемфисе затеяны по случаю его неудач. Разгневавшись, он казнил все городское начальство, приказал высечь жрецов и собственноручно убил молодого Аписа. Затем он приказал своим солдатам разграбить все мемфисские храмы, а потом сжечь и сам город. Когда Камбиз очнулся от своего безумия, то сам пришел в ужас от того, что за несколько дней успело натворить его войско.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Мемфис.

Впервые в истории отечественной египтологии российские археологи получили возможность вести в стране фараонов собственные раскопки. Участок, где начались работы, считается очень перспективным. Есть основания полагать, что в этом месте находился Мемфис периода Раннего и Древнего царств.

Каир. Зябкое декабрьское утро. С восходом солнца наш микроавтобус выезжает на место раскопок - в деревню Мит-Рахина в тридцати километрах от города, прозванную нашими специалистами просто Митрохино. Минуем пирамиды Гизы и Абу-Сира, сворачиваем с основной туристической дороги, ведущей к статуе Рамсеса II, и едем через деревню, состоящую из двухэтажных кирпичных домов, обмазанных глиной.

Даже в столь ранний час повсюду царит невероятное оживление: дети спешат в школу, женщины идут с поклажей из лавок, мужчины общаются, подпирая стены домов. Посреди улицы когда-то проходил канал, но его уже давно превратили в свалку мусора. Вместе с каменными строениями заканчивается дорога, начинаются тростниковые хижины и пыльное поле, посреди которого белеют шатры двух палаток.

В автобусе - члены нашей команды: руководитель экспедиции Галина Белова, археолог Николай Винокуров, египтологи Алексей Крол и Сергей Иванов, керамисты Лена, Маша, Ира, специально приглашенный археолог-архитектор Дитер Айгнер из Австрии и четверо бельгийских аспирантов.

Российские египтологи принимали участие в международных экспедициях, расчищали уже откопанные гробницы, реставрировали древние памятники, но до сих пор Россия никогда не проводила в Стране фараонов собственных раскопок. Эти - первые.

"Нам очень повезло, - гвоорит Галина Белова, директор Центра египтологическиъ исследований РАН, - на участок, где нам предоставлено право вести раскопки, претендовали многие иностранные научные миссии. В том, что получили его именно мы, большую роль сыграли наш опыт и уважение к российской школе египтологии".

Российская экспедиция рассчитывает обнаружить в этом месте под многокилометровыми напластованиями культурных слоев остатки древнего Мемфиса. Местонахождение Мемфиса позднего периода известно, но локализация города времен Раннего и Древнего Царства представляет собой интереснейшую научную проблему.

Данные геомагнитных исследований свидетельствуют о том, что культурные слои в том месте, где располагается российский участок раскопок, уходят на большую глубину, то есть в далекую древность. То, что древний город находился здесь, подтверждают и письменные источники. Наконец, на этом участке российскими археологами найдены предметы времени Древнего царства.

По приезде на место раскопок меня сразу же представляют Мухаммеду - инспектору Высшего совета по древностям Египта, - которму я передаю копии своих документов и виз. О прибытии нового человека он был оповещен заранее: служба безопасности страны проверила меня по своим каналам и дала добро на участие в работах.

Вся территория раскопок, насколько хватает глаз, усеяна большими и маленькими кусками керамики: ручками и горлышками сосудов, ножками амфор. Встречаются почти целые сосуды, которые могли бы стать украшением любого музея. По спине пробегают мурашки, ведь этим вещам несколько тысяч лет! Каждый найденный черепок получает номер и откладыватся для зарисовки.

После датировки разрозненные черепки, как правило, выбрасываются, а если имеется их "полный набор", склеивается сосуд. Глядя на то, с какой нежностью Галина Александровна часами подбирает друг к другу кусочки керамики, я начинаю понимать, какую боль ей как специалисту наносит бездушное отношение охотников за древностями и местных крестьян к тому, что лежит у нас под ногами.

Мы подходим к краю участка и спускаемся на крестьянское поле. "Этот город еще в прошлый сезон был территорией нашей концессии, - говорит она. Феллахи просто срезают метры культурного слоя и сразу сажают пальмы, чтобы "легализовать" захваченное место. Так год за годом у нас остается все меньше и меньше бесценного материала. И Высший совет по древностям Египта ничего не может с этим сделать".

Сезон раскопок длится два месяца в году - с декабря по февраль. В это время приходится прикладывать поистине титанические усилия. Рабочие расчищают землю. Все, что в ней попадется, будь то осколок керамики, камень или просто грунт необычного вида, отправляется на суд специалистов. Судьбу найденного будут решать они. Ежедневно все шесть часов работы они ходят по раскопу и наблюдают за каждой мелочью, показывающейся из-под земли.

То, что может ускользнуть от внимания рабочего, всегда привлечет внимание археолога. Вот в одном месте стали попадаться гладкие белые камни. "Древние никогда ничего не делали просто так и к тому же большое значение придавали белому цвету. А тут такое количество совершенно гладких камней, да к тому же белых - это, похоже, кварцит. Так что, вероятно, в этом месте мы можем найти что-то интересное", - говорит Николай Винокуров.

И действительно, вскоре на свет появляются интересные вещи. В углу участка обнаруживается странная конструкция: глинянные кольца, поставленные одно на другое. После зарисовки и фотографирования их разбивают и принимают решение вынимать грунт из внутреннего пространства. О назначении этого сооружения пока ничего не известно. Колодец? Зернохранилище? Скорее всего, все же колодец, хотя колодцев подобного типа в Египте еще не находили.

За первый день углубились на метр - кольца уходят глубже, за второй - на два, картина та же... На третий день, после многих часов работы, достигли пятиметровой глубины. На этом решили пока остановиться: сооружение может просто обрушиться.

Тысячелетние кирпичи для меня совершенно неразличимы в грунте: если бы я был на месте рабочих, наверняка испортил бы какую-нибудь стену или пол. Но и без моей помощи ущерб, наносимый истории, невозможно переоценить. Алексей Крол с грустью рассказывает:

"Изначально высота стен здесь была приблизительно 14 метров, и в 1995 году они еще существовали, сейчас же их фрагменты приходится выкапывать из земли. Конечно, идет естественное разрушение, но настоящая головная боль для нас - местные крестьяне. Почва здесь бедная, а саманные кирпичи, которые делались из глины-сырца с добавлением нильского ила, соломы и навоза - идеальное натуральное удобрение".

Участок подвергается набегам обычных грабителей. Они наугад копают ямы и часто находят то, что можно выгодно продать на черном рынке. Иногда доходит до курьезов. После геодезических измерений кто-то вырыл ямы точно в тех местах, где были установлены нивелиры. Мысль понятна: если иностранные ученые пометили это место, значит, там обязательно "что-то есть".

Обычное сонливое утро, скоро будут выдавать рабочим зарплату, и вдруг слышу как всегда спокойный Дитер кричит: "Алексей! Ноу бакшиш! Ноу бакшиш!!!" За ночь кто-то вынул из земли два железных штыря, служащих реперами (они обеспечивают привязку к местности, для них определяются координаты и высоты над уровнем моря). Установка их проводится геодезистами, длится целый день и обходится недешево. Сторож, проворонивший злоумышленников, лишился части зарплаты.

Сейчас сезон полевых работ стоит около тридцати тысяч долларов, а на то, чтобы исследовать данную территорию, необходимо всего 100 тысяч в год. Этот и предыдущий сезоны частично спонсировала бельгийская сторона - в обмен на то, что несколько аспирантов из Бельгии принимают посильное участие в раскопках. Они выполняют рутинную работу: зарисовывают керамику и профили.

Мы идем к дворцу Априя, фараона XXVI династии. С его руин открывается прекрасная панорама пирамид. Самого дворца уже давно нет. То, что мы видим, всего лишь фундамент, но и по нему можно догадаться, какое это было грандиозное строение. Британский археолог Флиндерс Пирти провел первые раскопки около дворца Априя в 1908-1913 годах; его находками стали многочисленные терракотовые статуэтки.

От Мемфиса на поверхности сохранилось не так уж и много, в том числе руины этого дворца, а то, что может дать новую информацию о древнейших временах египетского государства, глубоко лежит под землей. Обед, принесенный из деревни: бобы, лепешки, обжаренная в масле паста из протертого гороха, соленья.

Галина говорит: "Самым важным для нас было обнаружить здесь следы Древнего царства - керамику и ритуальные каменные лодочки. Это подтвердило данные геомагнитных исследований, показавших, что тут лежит город. Пока мы углубились на полтора метра, а культурный слой в месте раскопок достигает 12 метров!

То есть под нашими ногами - город, который существовал со времен первых фараонов до греко-римского периода. Впервые мы имеем возможность изучить каждый период истории Египта от объединения Верхнего и Нижнего царств до династии Птолемеев".

Сидящий рядом Сергей пытается объяснить мне, неспециалисту, важность нынешних раскопок: "Понимаешь, то, что обычно копают в Египте, это храмы и гробницы. У нас же здесь город с фортификационными сооружениями, пласты древней бытовой культуры. И вообще, городская археология сложнее и интереснее, чем остальная".

Сезон подходил к концу, когда в одном месте раскопа начала появляться керамика. Галина, взяв один из сосудов, сказала: "Ребята, сдается мне, это Среднее царство..." А чуть позже пошли странные находки: сосуды без дна, вставленные один в другой. "Мы пока не знаем, - говорят археологи, - что это за конструкция и каково ее предназначение, но бесспорно то, что это остатки гиротехнического сооружения".

К сожалению, место, в котором обнаружены сосуды, относится к территории, подготовленной к изучению в следующем сезоне. Археологи подходят к плану педантично: новый квадрат раскопа - новый сезон. Самосвалы засыпают участок тоннами песка, защищая таким образом найденное от эрозии и вандализма. Все ждут следующего года, ведь древний Мемфис уже начал понемногу открывать свои тайны.

tainoe.info

Мемфис — Циклопедия

29.844444, 31.25083329°50′40″ с. ш. 31°15′03″ в. д. / 29.844444° с. ш. 31.250833° в. д. (G) (O) (Я)

Мемфис

Мемфис (Египет) Red pog.png
Часовой пояс UTC+3

Мемфи́с (др.-греч. Μέμφις, лат. Memphis) — город Древнего Египта[1].

[править] Общие сведения

Мемфис был расположен на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила в 10 милях к югу от современного Каира.

Город населяли египтяне, финикийцы, греки и евреи[2].

С начала 3-го тысячелетия до н. э. город стал центром нижнеегипетского I-го септа Инебу-хедж или Инбу-хедж (Мемфисский ном), и, по-видимому, общеегипетской столицей на протяжении периодов Раннего и Старого царств (XXIX—XXII вв. до н. э.). После амарнского периода, некоторое время Мемфис вновь был официальной столицей Древнего Египта.

[править] Еврейская община Мемфиса

Согласно египетским текстам, в XXVII веке до н. э. в Мемфис из Библа прибыло 40 финикийских судов с лесом для фараона Снофру. Позднее в городе существовала колония выходцев из Тира — «лагерь тирийцев» (Τυρίων τό) в Мемфисе или близ него[3].

Библейские указания на Мемфис неоднократны[4]. Пророк Исаия упоминает о князьях Мемфиских[5]. Исаия говорит: «Мемфис похоронит их», то есть «неверных израильтян»[6].

Иеремия упоминает о жительстве евреев в Мемфисе, о нашествии Навуходоносора и о крайнем опустошении, имеющем постигнуть этот древний город: «Ноф (Мемфис) будет опустошен, говорит он, разорён, останется без жителя»[7].

Согласно Иеремии, после разрушения Иерусалимского Храма Навуходоносором евреи образовали колонию в Мемфисе, как и в Мигдоле, Тахпанхесе (Тафне) и Патросе[8].

Иезекииль предсказывает падение города и делает особенное указание на его идолов[9].

Во время войны Квиета в районе Мемфиса произошла крупная битва.

cyclowiki.org

Мемфис

100 великих городов мира

Надежда Алексеевна Ионина

   

Мемфис

  

Более 6000 лет назад на территории современного Египта существовало два государства: Верхний Египет занимал нижнюю часть долины Нила, а Нижний Египет располагался в дельте Нила. Когда оба эти государства объединились, у разделявшей их прежде границы, у стыка долины и дельты Нила, на левом берегу реки вырос город Мемфис — столица объединенного Древнеегипетского царства

 

Основал город царь Менее, по повелению которого было повернуто течение Нила, омывавшего прежде подножие Ливийских гор: течение Нила было направлено на несколько километров восточнее. Геродот в своих сочинениях указывал на место, где были выстроены плотины, находившиеся в 18 километрах к югу от Мемфиса. На отнятой таким образом у Нила земле сначала была возведена крепость «Белые стены», а потом вокруг нее фараон Менее построил город, который сначала был назван «Маннофер» (или «Меннефер»), что означает «хорошее место». В нем поселились фараон со своим войском, его приближенные и жрецы, и вскоре огромные богатства стали стекаться в Мемфис. В течение многих веков город видел в своих стенах все известные народы Азии, Африки и Европы.

 

С развитием торговли через город прошли два важнейших торговых пути, что и превратило Мемфис в один из крупнейших рынков того времени. Из стран Юго-Западной Азии сюда привозили различные ткани и оружие, из Восточной Африки — слоновую кость, золото и ароматические вещества. Здесь же продавались товары и египетского производства — зерно, гончарные изделия, украшения из драгоценных металлов.

 

В течение нескольких тысячелетий Мемфис оставался первым городом Египта и крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья. Он достиг своего расцвета во время правления IV и V династий и при первых фараонах VI династии; затем он был покинут, но снова воскрес при фараонах XVIII династии, которые освободили Египет от чужеземных завоевателей. Но после перенесения столицы сначала в Фивы, а потом в Александрию город постепенно стал терять свое значение самой древней столицы Египта.

 

Ко времени завоевания Египта греками Мемфис еще сохранял свое величие и роскошь, хотя Страбон уже говорил о нем как об умирающем городе. Через несколько веков после Страбона наступило время, когда слово в слово оправдались грозные предостережения пророка Иеремии: «Готовь себе нужное для переселения, дочь — жительница Египта; ибо Ноф (Мемфис) будет опустошен, разорен, останется без жителя». В 640 году Мемфис был до основания разрушен арабами, но его развалины еще много веков спустя выглядели величественными.

 

В XII веке их увидел арабский писатель Абд эль-Латифа, который отмечал, что нужно затратить по меньшей мере полдня, чтобы пересечь их с юга на север. «Это было такое соединение чудес, которое подавляло ум и которое напрасно бы пытался описать самый красноречивый человек... Чем больше смотришь на эти развалины, тем больше растет чувство восторга, когда на каждом шагу встречаешь новый предмет удивления».

 

Вся огромная равнина была усеяна громадными развалинами, свидетельствующими о былом величии Мемфиса: виднелись фундаменты обширных зданий, местами стояли даже стены и монументальные ворота, возведенные из трех монолитов. Особенно поразили арабского писателя два колоссальных льва и статуя фараона Рамсеса II высотой около 13 метров, не считая пьедестала. Местные жители рассказывали ему, что люди, оставившие после себя все эти чудеса, были гигантами и владели всеми тайнами чародейства.

 

Во времена Абд эль-Латифы статуя Рамсеса II — современника юности Моисея — лежала в глухом месте в глубокой яме, лицом к земле. В нескольких шагах от нее, окруженные легким забором, лежали бесформенные обломки, собранные по окрестным полям.

 

В настоящее время статуя самого воинственного фараона Древнего Египта покоится на каменных подставках, чуть в стороне лежит на земле вторая, точно такая же, статуя Рамсеса II. Среди травы возвышается сфинкс из отполированного и великолепно отделанного алебастра. С величайшим мастерством древний скульптор передал силу и мощь льва и спокойное величие его человеческого лица.

 

От Мемфиса сохранились и самые древние на всем земном шаре колонны: они невысокие и стоят в 2 ряда. За ними раскинулся огромный двор, когда-то окруженный стеной из гладких известняковых блоков. От стены в настоящее время остались только развалины, но уцелели ворота через которые и вступали на территорию двора, где находился ансамбль из храмов, гробниц и колоннад Сейчас это все разрушено, только от храма Лотоса осталась стена с тремя расширяющимися наверху пилястрами, напоминающими цветок лотоса.

 

Когда-то на южной окраине Мемфиса, в Саккара, был расположен некрополь, памятники которого свидетельствовали о блестящей культуре Египта III тысячелетия до нашей эры Перед входом в наиболее роскошные гробницы египтяне строили перистиль с колоннами, а над дверью писали молитву богу Анубису и просили, чтобы он даровал им хорошее погребение «после счастливой и продолжительной старости» и облегчил умершему путешествие по загробному миру. За перистилем помещалась поминальная комната, которая всегда была доступна для живых: сюда приносили яства, необходимые умершему во время его долгих загробных странствий.

 

В 1850 году здесь оказался французский археолог О. Мариетт и увидел выглядывавшую из песка голову сфинкса. Молодому ученому сразу же вспомнилось место из географических описаний Страбона: «В Мемфисе есть храм Сераписа, расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него целые горы песка, из которых мы увидели лишь выглядывающих сфинксов: одних полузасыпанных, других полностью скрытых песком».

 

Огюст Мариетт нашел четыре гробницы, которые оказались нетронутыми, остальные же были разрушены или обворованы. Центральной среди всех сооружений некрополя была пирамида фараона Джосера5, но лучше других сохранилась гробница Хер-Нейт — царицы I династии. Ее погребальная камера была вырыта в известковой скале: пол и потолок ее покрывали деревянные бревна, а стены были выложены кирпичом.

 

После многомесячных трудов и немалых препятствий со стороны местных властей О. Мариетту удалось отрыть аллею из 141 сфинкса, которая привела его к Серапеуму — подземному склепу священных быков, лежащих в гробах из цельного красного или черного гранитного монолита. Склеп был давно разворован, но на стелах остались надписи. С большим трудом ученый подбирал стелы с именем священного быка Аписа, и за три года он собрал до 7000 предметов, половина из которых связана с культом Аписа.

 

Главным богом в Мемфисе был Птах — покровитель искусства и ремесел, а земным воплощением его был священный бык Апис, который обитал в специально построенном для него храме. Апис всегда присутствовал на земле- как только священный бык умирал, жрецы подыскивали нового, в котором бы проявилось присутствие бога Птаха. Дело это было нелегким, так как избираемый теленок должен был отвечать 28 требованиям (например, определенному цвету шерсти, форме рогов и др признакам) Находка нового Аписа являлась важным событием и потому всегда встречалась с радостью и ликованием, ведь всякое промедление считалось знаком божьего гнева. Могущественная каста жрецов не пропускала случая воспользоваться этим обстоятельством и, сообразуясь с политическими обстоятельствами, находила или не находила нового Аписа. Иногда стойло в мемфисском храме оставалось пустым в течение нескольких десятилетий.

 

Когда же новый Апис отыскивался, его вели в Мемфис, и празднества Длились здесь 8 дней. Затем быка ставили в храм бога Птаха, где он и оставался всю свою жизнь, пользуясь великими почестями: ему прислуживали молодые девушки, а жертвоприношения перед ним совершали первосвященники или даже сам фараон. Любое движение божественного быка (взмах хвоста, поворот головы и т.д.) воспринималось как предзнаменования и воля бога Птаха.

 

Со смертью Аписа весь Египет предавался скорби и облекался в тра-УР. Но если, достигнув 28 лет — возраста, в котором «умер» бог Птах, священный бык не умирал, то его умерщвляли насильственно: жрецы в траурных одеждах вели его на берег Нила и осторожно топили.

Церемония погребения продолжалась 70 дней: она совершалась с таким великолепием и так возбуждала религиозные чувства народа, что некоторые египтяне в порыве благочестия жертвовали весьма значительные суммы на сооружение могилы очередного Аписа. Только в эти 70 дней в Подземелья Серапеума допускался народ, толпами приезжавший со всех концов Египта. Если за эти дни находили нового Аписа, то по окончании траура начинались народные празднества.

 

На одно из таких торжеств в июне 525 года до нашей эры попал персидский царь Камбиз, возвращавшийся из неудачного похода в Эфиопию. Одновременно он получил известие, что его армия была погребена в Песках пустыни, а флот, которому он приказал покорить Карфаген, отказался выступить против этого города. И Камбиз подумал, что торжества в Мемфисе затеяны по случаю его неудач. Разгневавшись, он казнил все городское начальство, приказал высечь жрецов и собственноручно убил молодого Аписа. Затем он приказал своим солдатам разграбить все мемфисские храмы, а потом сжечь и сам город. Когда Камбиз очнулся от своего безумия, то сам пришел в ужас от того, что за несколько дней успело натворить его войско.

 

libanomaly.ru


Смотрите также