Древний армянский город. Древний армянский город Ван считают в Иране "жемчужиной" Персидской империи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив. Древний армянский город


Древние армянские города.... - Наша Армения

Древние армянские города в греко-римских записяхАрмения была хорошо известна классическим греческим и римским писателям, которые иногда совершали личные поездки в Армению, описывая некоторые селения, деревни и города.

Многие из них сегодня известны только через их записи. Плиний Старший, например, пересчитывает некоторые в своей работе «Естественная история» (6.10):

«Более известные города в Малой Армении — это Кесария, Аза и Никополь; в Большом Арсамосате (Аршамашат), который расположен недалеко от Евфрата, Каркатиоцерта на Тигре, Тигранакерта, который стоит на возвышенности, и на равнине, примыкающей к реке Аракс, Арташата …

Клавдий Цезарь описывает длину (страны Армения), из Даскусу до границ Каспийского моря, тринадцать сот миль, и ширину от Тигранакерта до Иберии, вдвое меньшую. Известно, что эта страна делится на префектуры, называемые Strategies «Стратегии», некоторые из которых в свое время были царствами; их сто двадцать, с варварскими и грубыми именами».

Птолемей дает список армянских городов, некоторые из которых не зарегистрированы в других источниках, и их место остается неизвестным. Города, которые наиболее известны в связи с писателями Греции и Рима: Artaxata or Artaxiasata; Tigranocerta; Theodosiopolis; Carcathiocerta; Armosata; Artageira; Naxuana; Morunida; Buana; Bizabda and Amida.

Давайте рассмотрим некоторые из этих городов более подробно:

Arsamosata — Аршамашат

Армянское царство Софена Аршам II ок. 230 до н.э.

Arsamosata (Արշամշատ, Аршамшат) был городом в армянском Софене недалеко от Евфрата. Он был основан королем Аршамом I династии Орондидов в 3 веке до нашей эры. Polybius предоставляет наши самые ранние сохранившиеся доказательства для Arsamosata в Западной Армении (Sophene).

По его словам, Антиохос III расположился лагерем до Армосаты, который находился недалеко от «справедливой равнины» между Евфратом и Тигром. Polybius также говорит, что Ксеркс был царем города.

Этот Ксеркс (арм: Шаварш) является сыном Аршама, который основал Аршамашат. Плиний сказал, что это один из важных городов Великой Армении, и Тацит назвал его крепостью.

Птолимей сказала, что она расположена в регионе между Евфратом и Тигром. В средние века он назывался Ашмушат. Город был идентифицирован с современным Харпут (Элазыг). Т. А. Синклер разместил Аршамашат на месте Харабы недалеко от Харпута. Большая часть этого участка теперь находится под водой из-за строительства плотины Кебан.

Арташат (Artaxata)

Расположение древнего Арташата, Армения. Хор Вирап п Арарат-Пейзаж

Основанный царем Арташесом I в 176 г. до н.э., Арташат служил столицей Армении с 185 г. до н. Э. До 120 г. н.э. и был известен как «Волан Айоц» или «суд» или «печать армян». В источнике истории Армении Мовсеса Хоренаци V век говорится:

«Арташес отправился к месту слияния рек Ераш и Мецамор и ему понравилось положение холмов, рядом с горой Арарат, он выбрал его как место своей новой столицы, которую он назвал своим именем».

Согласно отчетам греческих историков Плутарху и Страбоу, Арташат, как говорят, был выбран по совету карфагенского генерала Ганнибала. Этот факт пытаются опровергнуть более поздние советские историки. Некоторые источники также указали, что Арташес построил свой город на остатках старого поселка Арарат.

Страбон и Плутарх описывают Арташат как большой и красивый город и королевскую резиденцию (базилион) страны. Плутарх также упоминает, что это была королевская резиденция Тиграна.

Здесь был построен центр современной культуры. Мовсес Хоренаци упоминает о многочисленных языческих статуях богов и богинь Анаит, Артемиды и Тира, привезенных из религиозного центра Багарана и других регионов в городе.

Арташес также построил цитадель (которая позже была названа Хор Вирапом и получила известность как место, где Григорий Просветитель был заключен в тюрьму Трдатом Великим) и добавил другие укрепления, включая ров.

Стратегическое положение города в долине Аракс на шелковой дороге вскоре превратило Арташат в центр оживленной экономической активности и процветающей международной торговли, связывая Персию и Месопотамию с Кавказом и Малой Азией.

Его экономическое богатство можно оценить в многочисленных банях, на рынках, в мастерских административных зданиях, возникших во время правления Арташеса I. В городе есть своя казна и обычаи. Амфитеатр Арташата был построен во время правления царя Артавазда II (55-34 до н.э.). Останки огромных стен, окружающих город, построенный царем Арташесом, можно найти в этом районе.

Артемита

Озеро Ван

Довольно загадочный и забытый город в древней Армении. Птоломей дважды упоминает Артемиту в Армении (5.13.21, 8.19.13). Это единственные сохранившиеся древние аттестации для Артемиты. M. L. Chaumont предположил, что город был расположен на южных берегах озера Ван на месте города Эдремит. Горацио Саутгейт (1840) в своей книге «Повествование о путешествиях по Армении, Курдистану, Персии и Месопотамии» также идентифицирует Артемиту с деревней Эрдремит:

«Название этой деревни (Erdremid), похоже, полностью исчезло из-за географии, вероятно, из того факта, что немногие путешественники, которые прошли этот путь, остановливались здесь, а закончивали свой путь в городе Ван.  Обнаружение деревни Эрдемид было сучайным, из-за несчастного случая побудившего меня остановиться в деревне на ночь. Я думаю, что нет никаких сомнений в том, что это место древнего города Артемиты».

Сегодня в Армавирской области Армении есть деревня, известная как Артамете.

Эпифания на Тигре

Река Тигр недалеко от Диярбакыра

Другой довольно неизвестный древний армянский город был записан греческим автором Стефаносом. Стефанос — наш единственный сохранившийся источник для Эпифании на Тигре. Он добавляет, что первоначально его называли «Аркесикерта» и что он был основан Аркесиосом.

В ряде источников упоминается, что Антиох IV Эпифанес провел кампанию против армянского короля Арташеса, вероятно, в 165 г. до н.э. Поэтому мы можем с уверенностью предположить, что поселение впоследствии было переименовано Антиохом IV.

M. L. Chaumont предложил одно из двух возможных мест для Epiphaneia: Эгил или Диарбекир (современная Amida), на юго-востоке Турции.

Аркатиакерт

Древние руины в Эгиле у реки Тигр

Каркатиоцерта была городом в армянском царстве Софена недалеко от Тигра, отождествляется с современным городом Эгил. Это была первая столица Софены, пока Аршам я не основал новую столицу Аршамшат около 230 г. до нашей эры.

Не так много было записано о городе, но Страбон в своей Географии называет его «Царским городом Софены».

Тигранакерт

Тигранакерт в Арцахе

Тигранакерт был столицей армянского царства. Он носил имя Тиграна Великого, который основал город в первом веке до нашей эры. Название города означает «сделанное Тиграном» и возможно расположено вблизи современного Сильвана или близлежащего Арзана (Арзен, в армянской провинции Арзанене или Агдзник), к востоку от современного города Диярбакыр. Это был один из четырех городов в исторической Армении по имени Тигранакерт. Остальные были расположены в Нахичевани, Арцахе и Утике.

Рынки города были заполнены торговцами, занимающимися бизнесом со всего древнего мира. Тигранакерт быстро превратился в очень важный коммерческий объект, а также в культурный центр Ближнего Востока.

Великолепный театр, созданный Императором, в котором он был заядлым преданным, проводил драмы и комедии, в основном играемые как греческими, так и армянскими актерами.

Плутарх писал, что Тигранакерт был «богатым и красивым городом, где каждый обычный человек и каждый человек ранга учился его украшать». Тигран разделил Великую Армению — на четыре крупных стратегических района или наместничества.

Римская империя под началом Люциуса Лукулла осадила город летом 69 г. до н.э. но не смогла быстро захватить его. Тигранакерт все еще был недостроенным городом, когда Лукулл осадил его в конце лета 69.

Город был сильно укреплен, и, по словам греческого историка Аппиана, были толстые и высокие стены высотой 25 метров, что обеспечивало грозную защиту от длительной осады.

Римские осадные орудия, которые использовались в Тигранакерте, были эффективно отражены защитниками с помощью нефти.

После долгой осады ворота Тигранакерта были открыты иностранными жителями города. Лукулл вошел в город и Тигранакерт пал. После грабежа, в который входили разрушение статуй и храмов, город был предан огню.

Богатое количество золота и серебра было доставлено в Рим в качестве военной добычи. Лукулл взял большую часть золота и серебра из расплавленных статуй, горшков, чашек и других ценных металлов и драгоценных камней. Новоиспеченное здание театра также было разрушено в огне.

Летом 68 г. до н.э. Лукулл снова выступил против Тиграна Великого и пересек антитавровский хребет, направлявшийся в старую армянскую столицу Арташат.  В крупном сражении на реке Арсаниас, Лукулл был сильно разбит армянской армией.

Вскоре он покинул эту кампанию, и, когда на Армянском нагорье началась зима, его войска восстали, отказавшись идти дальше, и он был вынужден уйти на юг обратно в Арценей. Оттуда он вернулся через Гордиен в старую Ассирию.

Зимой 68-67 г. до н.э. в Нисибисе его власть над его армией была более серьезно подорвана, когда мятеж распространился в легионах, когда войска отказывались подчиняться командам Лукулла. После этих поражений Лукулл был полностью дискредитирован в глазах своих солдат, а также сената.

Римский сенат послал Помпея на помощь Лукуллу в восточной кампании. Тигранакерт был восстановлен Римом, и возвращен Тиграну в качестве символа укрепления мира.

Помпей был склонен заключить мир с 75-летним Царем-царей, а Тигран продолжали править Арменией как союзник Рима до самой его смерти. Цицерон подробно описывает в своей работе Для Сестиуса:

«Тигран, был врагом римского народа и наш самый активный враг на территориях империи, который боролся с нами, кто сражался с нами, сражался с нами и заставлял сражаться за наше существование и превосходство — Царь-царей по сей день, и получил имя друга и союзника, которое он ранее утратил своим враждебным и воинственным поведением».

В период Османской империи армяне ссылались на город Диярбекир как Дикранагерд (западное армянское произношение Тигранакерт).

Карин / Феодосиополь / Эрзурум

Вид современного Эрзурума, Восточная Турция.

Город Эрзурум был основан королевской династией Армении. В древние времена Эрзурум существовал под армянским именем Карин. Во времена царствования армян Арташесидов и Аршакидов Карин служил столицей одноименного кантона Карин, упомянутого в «Страбонской географии» (12.3) в качестве большого района по имени Карана.

После раздела Армении между Восточной Римской империей и Сасанидской Персией в 387 году нашей эры город перешел в руки римлян. Они переименовали его в Феодосиополис в честь императора Феодосия Младшего в А. Д. 416.

Город долгое время подчинялся византийским императорам, считавшим его самой важной крепостью Армении. Будучи главным военным опорным пунктом вдоль восточной границы империи, Феодосиополис занимал очень важное стратегическое место и был ожесточенно оспорен в войнах между византийцами и персами.

Около середины XI века он получил название Арзе-эль-Рум, заключенный в Арзрум или Эрзрум. Это было связано с тем обстоятельством, что, когда город Арзек был захвачен турками-сельджуками в 1049 году нашей эры, его армянский, сирийский и другие христианские жители перебрались в Феодосиополис и дали ему имя своего бывшего обители. Который из своего длительного подчинения римлянам получил эпитет Рума. peopleofar

Царь Арам — Рубик Кочарян

nashaarmenia.info

Древний армянский город Ани — Армянский музей Москвы и культуры наций

Армянские историки, в частности, Егише и Лазарь Парпеци, впервые упоминают Ани в V веке.Однако до VIII века Ани оставался обычной крепостью. Лишь с IХ века он стал крупным, экономическим, политическим и культурным центром, а в 961 году - столицей Армении. С 961 по 1045 год Ани был столицей одноимённого царства, границы которого захватывали значительную часть современной Армении и восток нынешней Турции. К началу IX века бывшие территории князей Камсараканов в районах Аршаруник и Ширак,также Ани, были включены в состав земель династии Багратидов.  Первой столицей Багратидов стал Багаран, второй — Ширакаван, а в 929 году столицей стал Карс, Но уже в 961 году Ашот III сделал столицей Ани.

В связи с быстрым ростом города, в 922 году каталикосат также переехал в Ани. Получается, что в X веке население города составляло от 50 до 100 тыс. человек.

 Город начал интенсивно застраиваться. Было построено много церквей, дворцов, жилых построек. Были восстановлены и крепостные стены. 

С 1045 года Ани стал вольным городом. Он превратился в крупный промышленный центр. Здесь занимались более 50 видами ремесел: обработкой металлов, гончарным делом, оружейным делом, кузнечным делом, ткачеством, ковроделием и т. д. По профессиям ремесленников создаются братства (амкарутюн). Развивается и сельское хозяйство, и торговля. 

Город стал крупным научным и культурным центром. Он славился своими историками, поэтами, архитекторами и строителями. В городе ставились театрализованные представления, гусанами создавались и исполнялись песни, действовало много школ.как частных( основанных меценатами), так и приходских. Также город стал духовным центром Армении, так как сюда переместился престол Армянской церкви.

Ани был красивым городом. Его называли городом искусств и ремесел. Он славился своими величественными церквями, роскошными дворцами и постройками. Не раз враги пытались завоевать город. Но Ани был героическим городом. Долгие годы ему удавалось отбивать нападения врагов. 

Однако с 1236 года начался период падения Ани. Вначале город захватили сельджуки, потом монголы. Часть стотысячного населения города они переселили вглубь страны, часть - переехала сама. Так горькая судьба разбросала по всему миру жителей Ани, которых можно встретить и Польше, и в Венгрии, и в Крыму. Несколько семей из Ани основали Зейтун в Киликии.. А сам город, хотя и продолжал существовать, но приходил в упадок. Дело завершило землетрясение 1319 года, которое разрушило город. Но и теперь величаво стоят руины высокохудожественных построек города, напоминая нам о нашем доблестном прошлом.

Современники называли Ани городом 1001 церквей. Основной достопримечательностью города являются его церкви, самой знаменитой из которых является церковь Богородицы или Аставацацин, с солнечными часами на южном фасаде, потерявшая купол лишь в 1840 году. В начале двадцатого века на территории столицы начались археологические работы. С перерывами они проводились до начала Первой мировой войны.На этих раскопках работали Н. Марр, тогда совсем еще молодой Иосиф Орбели, наш великий архитектор Т

На сегодняшний момент как такового города не существует, есть только остатки древнейших сооружений. Сейчас это множество полуразрушенных древних строений, находящееся недалеко от Карса, рядом с горами Окюздаши. Хотя даже сейчас сохранившиеся строения города Ани — это образец архитектуры прошлого.

Сохранились еще несколько небольших церквей, которые были названы в честь Святого Григория, Гаджик и Кервансарай. До сих пор сохранился и женский монастырь Пресвятой Богородицы с прилегающей к нему маленькой церковью. Ну а основной жемчужиной древнего города можно с уверенностью назвать Главный Кафедральный Собор, строившийся целых 11 лет, еще с 989 года по 1010 год. Но самое интересное то, что на армянской земле, в пределах видимости возведена точная копия этого собора, но строившаяся уже в наше время.После всех выше перечисленных достопримечательностей стоит обратить внимание на то, что древний армянский город Ани может быть включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Министерство культуры и туризма предпринимает шаги, направленные на включение Ани в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для проведения съемок Ани в Карс была направлена бригада из 5 тысяч профессионалов. Рекламный фильм и фотографии будут представлены комиссии, занимающейся списком Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая в августе огласит свое решение по поводу включения в этот список Ани>, - сообщает TRT

www.armmuseum.ru

8 древних армянских городов на территории Турции

Еще в начале 20 века на территории Османской империи насчитывалось более 2 миллионов армянских жителей, 2,5 тысячи армянских церквей, более тысячи школ, домов, монастырей и библиотек. После 1915 года, большинство из них были вырезаны, депортированы или под страхом смерти обращены в ислам, а из тысячи церквей, одну часть превратили в мечети , а другую - сравняли с землей. В данной статье речь пойдет о 10 древних , экономически и культурно развитых городах Западной Армении, которые ныне входят в состав современной Турции.

Адана

 

Адана расположена на реке Сейхан, в 50 км от берега Средиземного моря. Город входил в состав Киликийского царства и имел стратегическое значение, вел значительную торговлю с городами Малой Азии и Сирии. К началу 20 века, население провинции Адана составляло 490 000 человек, 41.8 % из которых были армянами и лишь 15.9 % турками. Ранее здесь располагался центр Аданской епархии Армянской Апостольской церкви. Но решением турецких властей были уничтожены армянские школы, дома, сады, церкви и истреблено армянское население. На сегодня Адана является крупным промышленным центром, где развита текстильная, химическая и пищевая промышленность.

Ани

На востоке современной Турции, находится основанная более 1600 лет назад на берегу реки Ахурян древняя столица армянского Анийского царства, город-призрак Ани. На возвышенности, образованной ущельем реки Ахурян и долиной Бостанлар, располагался город на пересечении нескольких торговых путей треугольной возвышенности. Главными его торговыми партнёрами были Византийская и Персидская империи, арабы , а также народы Центральной Азии и сегодняшней России. В свое время Ани был одним из самых больших городов в мире, сейчас это город-призрак. После нашествия турок-сельджуков, разрушений и землетрясений, от города «1001 церкви» осталась лишь пустота и руины.

Битлис/ Багеш

Древнеармянский город Битлис, упоминается в истории под другим названием - Себеос и Багеш. Некоторые историки считают, что местоположение города с точки зрения торговли и военной стратегии, во все времена способствовало его росту и процветанию. По долине реки Битлис проходила одна из крупнейших дорог, связывающая портовый город Трапезунд и крупные города центральной Армении с Месопотамией. Город раз был захвачен арабами (7 в.), византийцами (9 в.), курдами (10 в.), сельджуками (12 в.), и турками-османами (16 в.). Напомним, что основное население города составляло 400 тысяч жителей , из них больше половины - армяне, которые до начала 19 века оставались самой многочисленной этнической группой. Те, кому удалось избежать гибели в период геноцида, нашли прибежище в Восточной Армении.

Ван

Территория современного города Ван была центральной частью древнего царства Урарту. Она входила в состав Великой Армении, царства Васпуракан, Византийской империи, государства сельджуков, Османской империи. Армяне веками составляли в нем большинство населения, пока их не выселили или истребили в период 1915-1923 годах. В то время, старый город Ван был полностью разрушен, а новый с таким же названием находится недалеко от старых руин, который населен сейчас турками и курдами. На сегодняшний день, в городе Ван сохранились архитектурные следы древних цивилизаций: крепость Ван, поместье царей Урарту 9 века до н. э., Урартские замки Кеф и Аянис, которым по 2,5 тыс. лет. Туристов привлекает сюда также озеро Ван. Еще одной особенностью в Ване являются кошки с разноцветными глазами.

Диарбакыр

Во времена государства Митанни, город носил название Амид, позже в эпоху Арташесидов - Тигранакерт . Город пережил многочисленные нападения, его захватывали ассирийцы, персы, римляне ,византийцы, арабы, сельджуки, османы и курды. В начале 20 века было вырезано более 50 % населения ; армян, ассирийцев, греков и болгар. В настоящее время город полностью занят курдами. В начале 30-х годов, Амид переименовали в Диарбакыр (в честь курдского племени Бекир) и сегодня он неофициально считается столицей турецкого Курдистана. Есть большая вероятность того, что кроме курдов в городе до сих пор проживают крипто-армяне, которые во избежании смерти, приняли ислам.

Карс

Согласно истории, город Карс был основан в 4 веке и имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, центром провинции Вананд в Араратской области и считался крупным центром ремесла, через который шли пути международной торговли. В начале 10 века город являлся какое-то время был столицей Армении, пока армянский царь Ашот III не перевел новую столицу в город Ани. Так, в 10-11 веках Карс стал столицей армянского Ванандского или Карсского царства, которым правила армянская царская династия Багратидов. На сегодняшний день от Карса осталась армянская церковь, построенная царем Абасом из династии Багратидов (9 в.), которая в 1978 году была превращена крепость и мечеть Кумбет.

Муш

Муш расположен к западу от озера Ван, на северных склонах Армянского Тавра, у основания невысоких гор Кордук и Циранакатар. Через город течет река Меграгет. В окрестном пейзаже выделяется гора Немрут - одна из красивейших гор Армянского нагорья и Мушской долины. Считается, что название Муш происходит от армянского слова «Мшуш», что означает туман или мгла. Согласно армянской легенде, богиня Астхик часто спускалась по вечерам с горы Гргур, чтобы искупаться в реке. Она была очень красива и сельчане часто следили за ней, разводя костры на холмах, чтобы взглянуть на нее. Узнав об этом, Астхик напустила непроницаемую мглу, чтобы скрыть свою наготу во время купания. С тех пор город и весь район покрыт густым туманом. Так подобное явление стали называть Мшуш, что со временем преобразовалась в Муш. Сейчас, помимо горы Немрут, город больше не обладает особыми достопримечательностями. 

Эрзурум/Карин

Особенность древнего города Карин - его расположение на высокой равнине с древней крепостью, замком и башнями. С древних времен Карин славился на весь восток, как центр армянского ковроделия. При основании древнеармянского города, Карин имел множество названий: Феодосиополь (при правлении византийского царя Феодосия II), Ардзн-Рум (при захвате персов и арабов, 6 в.), и Эрзурум (с нашествием турков и монголов, 12 в.). Испанский историк, путешествуя по Самарканду, имя которого уже давно позабыли, написал в одной из своих работ, что в Карине его покорили необыкновенные церкви, которые принадлежали армянским христианам. В нынешнее время от армянского города остались руины, а в 1915-1923 годах все, что от церквей осталось османы разрушили, либо превратили в мечеть.

ИСТОЧНИК: http://barev.today/news/armgorod 

russia-armenia.info

Древний армянский город Ван считают в Иране 'жемчужиной' Персидской империи

Территория Западной Армении и современного Азербайджана находится под прицелом некоторых лиц в Тегеране, утверждает армянский политолог.

Иранская историография считает города Баку, Дербент и Ван "жемчужинами" Персидской империи, сказал Sputnik Армения политолог Сергей Шакарянц.

"У нас предпочитают об этом не вспоминать, но никуда не денешься. Город Ван (древний армянский город, расположенный ныне на территории Турции — ред.) и его округа, по иранской историографии до сих пор считаются жемчужиной Персидской империи. Это совсем не смешно, это очень серьезные вещи", — сказал Шакарянц.

По его словам, некоторые люди думают о том, чтобы собрать утраченные "жемчужины", среди которых много населенных пунктов.

Озвучивание этих городов и пунктов может удивить многих в регионе.

"Туда входит и Баку и много другое, вплоть до Дербента", — сказал Шакарянц.

По его словам, тут стоит вопрос шиитского, алавитского и алевитского населения Турции, которое больше смотрит в иранскую сторону, в качестве родственной религиозной группы.

"Это будет огромный "мегахаос". Мы узнаем много интересного", — отметил Шакарянц.

Например, по словам политолога, окажется, что часть курдов – вообще не курды, а говорящие на разных языках иранцы.

Ван, город в Западной Армении, на восточном берегу озера Ван, на торговом пути в Иран. Древнейшая столица Армении, основанная Сардури I (835—824 до н. э.). Исторически находился в гаваре Тосп провинции Васпуракан Великой Армении. С первой половины ХVI в. — в составе Османской империи, центр одноименного эялета (впоследствии — вилайета).

https://ru.armeniasputnik.am/

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org

Древний армянский город Ани может исчезнуть с лица земли– BBC

Важнейший центр христианского Востока, "Город 1001 церкви", уникальный памятник средневековой архитектуры – древняя армянская столица Ани может исчезнуть с лица земли, пишет BBC Travel.

Основанный в V веке на южно-кавказском нагорье, Ани развивался и процветал в средние века в составе великих царств и могущественных империй, от Анийского государства до Византии и Оттоманской Порты. А ныне этот некогда важнейший центр христианского Востока превратился в полуразрушенный памятник, который без кропотливой реставрации вскоре может и вовсе исчезнуть.

Тени забытых предков

Во время правления армянской княжеской династии Багратидов город Ани, с его многотысячным населением, стал столицей Анийского царства и важным культурным центром не только для Закавказья, но и для всего христианского Востока.

Сегодня же эта уникальная древняя крепость (на территории современной Турции, в 45 км от пограничного города Карса) стоит в руинах, брошенная людьми на произвол стихии.

Гуляя по развалинам города-призрака, слышно лишь, как в ущелье, служащем естественной границей между Турцией и Арменией, завывает ветер.

Из рук в руки

Проходящему через крепостные стены открывается величественная панорама того, что осталось от богатого наследия этой средневековой цитадели, сформированного за три столетия ее расцвета под властью пяти империй, включая государства армянских Багратидов и тюрков-сельджуков, Византию, Грузию и Османскую империю.

Ани, как часть северо-восточной Анатолии, перешел к России после победы над Османской империей в русско-турецкой войне 1877-78 гг.

Ущелье на границе между Турцией и Арменией (город Ани)

Во время Первой мировой войны турки попытались вновь заполучить регион в свое владение. Однако, хотя Оттоманской Порте и удалось отвоевать Ани и его окрестности, город был в итоге отдан тогда только что образованной Республике Армения.

В последний раз владельцы сменились после того, как нарождавшаяся Турецкая республика отбила Ани во время Войны за независимость в 1920 году, в ходе восточного наступления.

Борьба за территорию

Развалины древнего моста через реку Ахурян (Арпачай), которая извилистым потоком течет по дну ущелья, формирующего границу между Турцией и Арменией, созданная природой метафора для надломленных армяно-турецких отношений.

Древний мост через реку Ахурян (Арпачай)

Два государства никак не могут преодолеть исторический конфликт, связанный с массовыми убийствами армян в Османской империи во время Первой мировой войны, а также вспыхнувший в конце 1980-х годов конфликт в Нагорном Карабахе (этот спор в 1993 году привел к закрытию Турцией наземной границы с Арменией).

Объект всемирного наследия

Хотя говоря об Ани, неизбежно обращаешься к теме напряженности в турецко-армянских отношениях, археологи и общественные деятели не оставляют попыток привлечь внимание к ценности самого памятника, которому занимающиеся культурным наследием международные организации упорно предпочитают памятники античности, менее отягощенные территориальными спорами и более доступные для посещения.

Историки давно уже подчеркивают важность Ани как крупнейшего христианского центра эпохи средневековья и, благодаря их усилиям, город в настоящее время проходит утверждение в качестве кандидата в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если всё сложится удачно, и начавшаяся в 2011 году реставрация будет проведена тщательно и деликатно, то, возможно, Ани удастся спасти от полного разрушения.

Город 1001 церкви

В период подъема Ани в XI веке его население достигло, согласно подсчетам ученых, ста тысяч человек.

Судя по археологическим раскопкам, город в то время представлял из себя бурно развивающийся средневековый центр с мириадами домов, ремесленных мастерских и церквей оригинальной архитектуры.

Церковь Св. Григория в Ани построенная по заказу богатого горожанина Тиграна Оненца

Ани стал известен как "город тысячи и одной церкви", после того как, благодаря его армянским правителям и купцам, здесь появилось большое количество молельных домов, построенных по проектам передовых архитекторов и художников.

Хотя это наименование и является гиперболой, к настоящему времени археологами уже найдено на анийском городище по крайней мере 40 храмов, часовен и мавзолеев.

При этом, несмотря на то, что история Ани - это в значительной степени история конфликтов и войн, развалины города говорят нам о том, что бывали здесь и мирные времена, когда между людьми происходил активный религиозный и культурный обмен.

Новости-Армения.

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org


Смотрите также