Появление германцев. Древних германцев фото


Происхождение германцев

История происхождения древнегерманских племен.                   (мои исследования)

      В течении длительного времени (начиная с 1972 года) я самостоятельно (это мое увлечение, которым я занимаюсь и в настоящее время) собирал всю информацию по древнейшей истории всех народов мира. Это была информация по различным наукам – в археологии, этнографии, антропологии. Эта информация извлекалась из различных исторических справочников, научных книг, популярных журналов, газет и телевидения, а последние годы из Интернета. За 30 года (к 2002 году)у меня собралось очень много научной информации и я думал, что я близок к своей цели – создать исторический атлас всех народов, племен и культур начиная с самых древнейших времен. Но используя всю информацию такой атлас не получился, и я стал перечитывать всю религиозную литературу, мифы и легенды. Только после этого, а также прочитав книги

Блаватской, Рериха и других авторов, которые проводили анализ мифов и легенд, у меня получилась полная картина происхождения всех народов мира начиная с 17 млн.лет днэ. После этого я завершил создание своего исторического атласа, это произошло в 2006 году. Попытки издать атлас не увенчались успехом, так как все издатели заранее требовали денег, получается, что издать книгу может только тот, кто имеет много денег. А то, что нужна ли такая книга людям никого не волнует (особенно издателей). На основе своего атласа, а также своей книге «Вымысел о древней истории» я теперь могу хронологически последовательно историю происхождения любого народа мира. И я решил свое исследование произвести на примере происхождения германских племен.      Германские языки принадлежат к германской группе языков и входят с состав индоевропейской семьи народов мира, поэтому выделение древнегерманских племен из общей массы всех древних индоевропейцев нельзя рассматривать без рассмотрения вопроса происхождения индоевропейцев.      Примерно в 18-13 тыс.днэ.на севере Европы (на материке Арктида в Северном Ледовитом океане) существовала и процветала гиперборейская цивилизация, то есть до Великого оледенения в 13 тысячелетии до нашей эры). Но постепенно материк Арктина стал уходить под воду (оседать на дно океана). Так на Земле происходило всегда – одни территории поднимаются, другие опускаются, и в наше время это тоже происходит, только мы не замечаем, человеческая жизнь так коротка, что нам незаметны глобальные изменения на планете.      К концу 15-го тысячеления днэ. Арктида так опустилась на дно океана, что основное население ее уже стало жить на территории северной части Восточной Европы (Мурманская и Архангельская области, Северный Урал и север Скандинавии). В 13-м тысячелетии днэ. на севере Европы произошло резкое похолодания, там появились ледники.      В результате наступления ледников гиперборейцы и их потомки стали переселяться на юг. Это переселения и стало концом гиперборейской цивилизации. Постепенно гиперборейцев не стало (остались лишь их потомки), хотя есть мнение некоторых исследователей, что некоторые из них достигли до Средиземного моря и участвовали в создании там новых цивилизаций ( на Ближнем Востоке, в Междуречье, Египте и Греции).Основная же масса потомков гиперборейцев осталась на севере Восточной Европы, они уже не имели тех знаний, даже сильно деградировали (дошли до первобытнообщинного уровня развития).      Около 7500 лет днэ. на территории между Уралом (включая Урал) и Прибалтикой возникла Шигирская археологическая культура. Племена этой культуры явились исходной точкой для возникновения финно-угорских и индоевропейских народов.      Около 4800 года днэ. племена индоевропейцев окончательно выделились из общей массы шигирцев. Образовалось три группы индоевропейских племен – нарвская (нарвская археологическая культура занимала территорию современной Латвии,Литвы,Ногородской и Псковской области), верхневолжская (верхневолжская археологическая культура занимала территорию от Новгородской области по южному берегу Верхней Волги, вплоть до Татарстана, включая бассейн Оки) и арийская (это предки индо-персидских народов, они занимали территорию восточнее верхневолжцев, включая Южный Урал и юг Западной Сибири).     К 3900 году днэ. все три группы индоевропейских народов расширили свои территории. Нарская группа заселила территорию Эстонии, верхневолжская группа заселила верховья Днепра и Дона, а арийцы заселили территорию от Иртыша до Средней Волги.    К 3100 году днэ нарвская группа почти не изменила территорию своего проживания (видимо произошло только увеличение плотности населения), верхневолжские народы расширили свою территорию также незначительно. В то же время арийская группа племен, хорошо освоив скотоводство, заняло обширные площади степей от Иртыша до Днестра. На месте проживания арийских народов археологами обнаружена ямная (древнеямная) археологическая культура.     Для начала мы условимся, что история появления любого нового народа является сложным процессом и нельзя говорить о том, что какой то конкретный народ произошел из какого то другого конкретного народа. За длинную историю формирования народа происходят различные процессы – слияния разных народов, поглощения одного (более слабого или малочисленного) народа другим, разделения крупных народов на более мелкие. И такие процессы происходит за многие годы неоднократно.       Для исследования вопроса происхождения германских племен, свои исследования я начну с племен нарвской культуры, повторю, что к 3100 году днэ эти племена проживали на территории Прибалтики. Пока условно я назову эти племена прото-германцами.Все исследования я буду проводить в хронологическом порядке на основании изменений на картах исторического атласа.      К 2300 году днэ. племена нарвской культуры проникли на другой берег Балтики- на южное побережье Скандинавии. Образовалась новая культура – культура ладьевидных топоров, племена которой занимали территорию юга Скандинавии и Прибалтику. Племена этой культуры я также условно буду называть прото-германцами.       К 2300 году днэ произошли и другие события среди индоевропейских народов. В середине 3-го тысячелетия днэ на западной окраине племен ямной (древнеямной) культуры (это индоевропейские племена) сформировалась новая культура – культура племен шнуровой керамики (это племена пастухов – индоевропейцев), племена этой культуры стали продвигаться на запад и на север, сливаясь и взаимодействуя с родственными им племенами нарвской и верхневолжской культурами. В результате этого взаимодействия  возникли новые культуры – вышеупомянутая культура ладьевидных топоров и средне-днепровская культура (ее можно условно отнести к культуре древних пра-славян).       К 2100 году днэ культура ладьевидных топоров разделилась на собственно культуру ладьевидных топоров (прото-германские племена) и на прибалтийскую культуру (условно можно назвать культурой прото-балтов). А западнее средне-днепровской культуры возникла культура злата (на территории западной Украины и Белоруссии), эту культуру можно отнести как к будущим пра-германцам, так и к будущим пра-славянам. Но движение на запад племен шнуровой керамики в начале 2-го тысячелетия днэ было временно остановлено племенами, которые двигались им навстречу. Это были племена колоколовидных кубков (древние иберы, родственники современных басков). Эти предки иберов даже оттеснили индоевропейцев полностью с территории Польши. На основе оттесненных на северо-восток племен культуры злата возникла новая культура – юго-восточно прибалтийская. Такое положение племен в центральной Европе сохранилось примерно до 1600 года днэ.       Но уже к 1500 году днэ в центре Европы сложилась новая культура, занимавшая обширную территорию (север Украины, почти всю Польшу, Чехию, Словакию и восточную окраину современной Германии) – это тшцинецкая культура. Племена этой культуры тоже трудно отнести к конкретной ветви индоевропейцев, они занимали также промежуточное место между древними славянами и древними германцами. А на большей части Германии возникла еще одна индоевропейская культура – саксо-тюрингская. Племена этой культуры также не имели определенной этнической принадлежности и занимали промежуточное место между древними кельтами и древними германцами. Такая этническая неопределенность многих культур характерна в древние времена. Языки племенных объединений постоянно менялись, взаимодействуя друг с другом. Но уже в это время было видно, что племена древних индоевропейцев (западных групп) уже начинают доминировать в Европе.      К 1300 году днэ всю территорию современной Германии занимали племена курганных погребений, эта культура сложилась на основе существовавшей до этого саксо-тюрингской культуры и прихода новых племен индоевропейцев в востока. Эту культуру уже можно условно отнести к древним кельтам, хотя эти племена также участвовали с создании племен древних германцев.    К 1100 году днэ культура племен курганных погребений была оттеснена (или ушла сама) на запад и превратилась в новую культуру – гальштатскую, которая заняла обширную территорию (запад Германии, восток Франции, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия и запад Югославии). Племена этой культуры можно уже уверенно отнести к древним кельтам, только племена, находящиеся в Югославии в последствии создали свою особую общность – иллирийцев (предки албанцев). Восточная часть Германии и Польша были в это время заняты племенами лужицкой культуры, которая возникла на основе тшцинецкой культуры. Племена этой культуры еще нельзя конкретно отнести ни к древним германцам, ни к древним славянам, хотя в создании этих народов эти племена участвовали.     Такое положение сохранялось вплоть до 700 года днэ, когда с юга Скандинавии племена ладьевидных топоров двинулись на юг – на территории Дании и север Германии, где в результате их смешения с западными племенами лужицкой культуры возникла совершенно новая культура – ясторфская. Вот племена этой культуры можно со всей уверенностью назвать древними германцами. Первые письменные сведения  о германцах у античных авторов появляются в 4-м веке днэ, а в 1 веке днэ, римляне уже непосредственно сталкивались и воевали с племенами древних германцев. Уже в те времена существовали следующие германские племена (союзы племен) – готы, англы, вандалы, свевы, хавки, лангобарды, гермундуры, сигамбры, маркоманны, квады, херуски.Со временем разнообразие германских племен увеличивается – появляются новые и новые племена: алеманы, франки, бургунды, гепиды, юты, тевтоны, фризы и другие. Все эти племена повлияли на формирование немецкого народа, как и на другие англо-саксонские народы (англичане, голландцы, фламандцы, датчане). Но все таки датой (примерной) формирования древнегерманских народов нужно считать 700 год днэ (дата возникновения ясторфской культуры на севере Германии и Дании).

idoorway.mirtesen.ru

Орнамент древних германцев и викингов

2. Плетнка часто ассоциируется с клубком змей,а по техническому исполнению очень напоминает скань.3. 4.5.6.7.8. Эти образцы с более абстрактным орнаментом относятся к V веку.9.10.11. Один из наиболее часто встречающихся изобразительных мотивов - голова птицы.12.13.14. Головы животных, как реальных, так и фантастических, тоже не редки.15.16.17.18. Фрагменты ювелирных изделий из Саттон-Ху - шедевры кельтского стиля. VII в.19.20.21.22. Реже встречаются антропоморфные мотивы в виде масок и даже фигур человека.23.24.25. Эти фибулы представляют развитый стиль IX века.26.27.28.Если приглядеться к этому украшению конской сбруи, то можно разглядеть в верхней его части свернувшееся клубком животное, а в нижней - двух животных, обращенных друг к другу.

Орнамент древних германцев и викингов называют еще кельтским орнаментом. Он широко использовался для  украшения ювелирных изделий, а позднее - в книжной миниатюре.

Узор состоит преимущественно из плетенок, в которые включены фигуры и отдельные части животных и людей. По мере своего развития с  V по X века он прошел несколько стадий, становясь периодически то более абстрактным, то, наоборот, более изобразительным.

1.

http://extraordinarybookofdoors.com/AppendixI.aspx

ornament-i-stil.livejournal.com

Германские племена. Мир с римлянами

9 Фев 2014

Материал является продолжением статьи Германские племена. Битва в Тевтобургском лесу.

1929 год, юго-запад Германии. Рядом с деревушкой Вурмлинген строится новая ветка железной дороги. Рабочим велели быть очень осторожными: предполагают, что где-то здесь было кладбище германцев.

И в самом деле вскоре работы пришлось остановить. Рабочие наткнулись на захоронение и сделали удивительное открытие: они нашли наконечник копья, на него были нанесены руны – загадочные германские письмена. Кто нацарапал эти знаки и что они означают?

 

Кладбище германцев на болоте возле Иллерупа

Неизвестно, кому принадлежало копье, потому что германские племена не оставили нам ни одной личной биографии, но археологические находки и исторические источники дают нам возможность составить представление о жизни германского воина в те времена. Назовем его Грифо, возможно, именно такой была его жизнь.

«Я несколько часов преследовал добычу и теперь чувствую, что она уже недалеко. Я жил со своим племенем на границе с Римской империей. Мы жили в мире. Но в этот день все изменилось. Дом моих предков был в огне. Что случилось? Всадники напали на моих соплеменников, чтобы продать их в рабство».

В 3 веке н.э. германский мир распадался: германские племена враждовали друг с другом, банды разбойников стали постоянной угрозой. Их предводители окружали себя молодыми воинами и обещали им богатство и приключения. Они снабжали своих сторонников оружием, их главными занятиями были разбой и торговля рабами.

Крупнейшая находка оружия 3 века, очевидно, свидетельствует о том, какими воинственными были германцы в те времена: части щитов, наконечники копий, мечи – полное оснащение для отряда больше, чем в тысячу воинов. В те времена в Германии это была сильная армия.

Оружие нашли в болоте возле Иллерупа на севере Дании. Когда-то это место было священным, здесь германцы приносили жертвы своим богам. Теперь это настоящий клад для археологов.

Оружие, найденное у Иллерупа, помогло ученым впервые получить четкое представление о том, каким было германское войско в 3 веке. Они нашли больше 15 тысяч предметов от седел до богато украшенных пряжек для поясов.

Почему так много оружия оказалось в этом болоте и что оно может рассказать нам о его владельцах?

Археологи предполагают, что отряд был разбит и победители сломали дорогое оружие и принесли его в жертву богам в знак благодарности.

Если представить отряд больше, чем в тысячу воинов и подробнее рассмотреть их оснащение, становится очевидным, что у них была определенная иерархия. У них должен был быть предводитель, в противном случае с такой армией невозможно вести войну.

Там, на севере Дании, некогда добывали железо, но золото, бронзу и серебро приходилось импортировать. Эти ценные металлы, которые нашли археологи, очевидно, принадлежали предводителями армии.

Значит, эти боевые отряды не были просто толпами варваров? У них была четкая структуры. Около трех четвертей воинов были пешими, это четко показало распределение золота, бронзы и железа. У их предводителей были хорошие контакты с Римской империей, там они добывали свое оружие. Кто были эти воины?

Помочь разобраться в этом должны наконечники копий: каждый тип копья можно четко классифицировать. Археологи считают, что этот отряд прибыл из Норвегии, а нападение было хорошо подготовлено и тщательно спланировано.

С помощью луны удается найти важное свидетельство – рунические символы, сообщения открытым текстом. Руническая надпись хорошо читается, одно и то же написано на трех предметах – это имя. Одна из рунических надписей нанесена в виде клейма, значит, производство копий уже было массовым.

Это вооружение для целой армии, больше тысячи человек, которые пришли в Данию воевать, но они потерпели поражение. Это их оружие, оружие проигравших, которое победители бросили в озеро как жертву богам войны.

 

Лимес – граница Римской империи

Боевое оружие, найденное у Иллерупа, свидетельствует о больших переменах в Германии. В 3 веке многие старые германские племена распадаются. Постепенно из маленьких воинственных отрядов образуются новые крупные племена, такие как саксы, франки, алеманны, бургунды и готы. Они воевали не только между собой: военачальники этих крупных племен вскоре бросили вызов Римской империи.

«Охотники за головами преследовали меня по пятам. Много часов я бежал от них. Неожиданно я оказался на римской границе. Здесь кончалась наша земля. Но что мне было терять? У меня не было выбора, пришлось все поставить на карту. Работорговцы не могли преследовать меня на той стороне».

В одной римской хронике говорится: «император Адриан велел вкопать глубоко в землю толстые деревянные колья и связать их вместе, чтобы установить границу с землями варваров».

В начале 2 века римляне укрепили северную границу империи. Пограничный вал назывался лимес, он состоял из частоколов, рвов и 900 сторожевых башен. Он должен был защитить империю от германских племен. Лимес простирался больше, чем на 500 километров. После Великой Китайской стены это было самое длинное сооружение на свете. Для германских племен это было четким сигналом: здесь начинаются владения римской империи.

Стена Адриана на севере Англии была построена вскоре после лимеса. До сих пор она является впечатляющим свидетельством того, как пограничные укрепления римлян господствовали на местности. Это новая внешняя политика Адриана, выраженная в камне. Рим прошел высшую точку в своем развитии и теперь держал оборону в пределах своих границ.

Остатки лимеса в Германии можно заметить только при ближайшем рассмотрении. В отличие от Англии, лимес в Верхней Германии строили только из дерева и глины.

Частоколы и сторожевые башни были важной составной частью лимеса. Какие задачи выполняли пограничные укрепления?

После разгромного поражения в битве в Тевтобургском лесу Рим к 16 году н.э. навсегда отступил за Рейн и Дунай. Лимес закрыл проход между этими двумя реками, при этом империя аннексировала самую плодородную область Германии.

Но лишь некоторые остатки почти 2-х тысячелетней пограничной стены можно заметить с земли.

Существует так называемая авиационная археология. С высоты 300 метров опытный эксперт может распознать следы на земле, такие как захоронения, фундаменты и стены, даже если им уже тысячи лет.

Сто лет назад люди считали, что лимес был границей активным боевых действий, т.е. его построили для защиты от противника, в основном германцев. Но теперь известно больше, и можно сказать, что лимес был средством территориального и политико-экономического контроля. Это значит, что римляне контролировали перемещение населения, а также направляли потоки товаров, поступающих в империю, через особые пропускные пункты и взимали за них налоги, а люди должны были зарегистрироваться.

«Я хотел перейти границу, но попал прямо в руки римских стражников. Они сказали мне, что в империю запрещено провозить оружие. Так как у меня не было денег, меня арестовали».

С германцами, которые незаконно проникали на римские территории, римляне обращались как с военнопленными. Риск оказаться пойманным был велик, потому что римская граница контролировалась с помощью хитроумной системы.

Основным элементом пограничной линии были сторожевые башни. Их строили в зоне прямой видимости так, что солдаты могли держать под наблюдением всю границу. В лесу римляне вырубили просеки, чтобы можно было осматривать местность перед лимесом.

В гарнизоне каждой башни было до 8 солдат. Они находились на своих постах по нескольку недель. Сами пекли хлеб.

Главная задача этих войск – подать сигнал тревоги: в случае нападения – трубить в горн.

Ночью они зажигали факелы, чтобы поддерживать контакт с соседними башнями и с небольшими отдаленными фортами, где находилась конница. Это была простая, но эффективная система раннего предупреждения. В качестве древнего радара лимес был важным элементом римской системы пограничной обороны от германских племен.

Конечно, римляне держали на линии границы и свои войска. С лимеса они вели наблюдение за приграничными областями на несколько километров от стены. И если там что-то назревало, войска знали об этом и могли реагировать: они выходили за лимес на вражескую территорию и пытались восстановить мир.

Если какой-то отряд германцев прорывался через лимес, стража подавала сигнал тревоги. Тогда кавалерийские части, находящиеся дальше за линией лимеса, преграждали путь противнику. Если же германским племенам все же удавалось пройти вглубь римской территории и вернуться с награбленной добычей, римская система предупреждения снова оповещала об этом конные войска: кавалерия могла призвать нападавших к ответу, когда они пытались вернуться в Германию.

Правительственная комиссия Германии по лимесу реконструировала один из фортов, в котором находился конный отряд – Зальбург в Гессе. Здесь всадники днем и ночью были готовы по первому сигналу отбить атаку.

Но долгое время бои вдоль линии лимеса были исключением – перевозки через границу, как правило, были вполне мирными. На снимках аэрофотосъемки хорошо виден проход в лимесе. За этим проходом находилась сторожевая башня, это типичный пограничный переход лимеса.

Можно представить себе, что какая-то группа германцев, возможно, торговцев, хочет проехать в империю, в Римскую провинцию. Солдаты проверяют, что они везут, и взимают пошлину. Когда формальности закончены, торговцам разрешают ехать дальше, на рынки, и продавать свои товары. А потом они возвращались в Германию через этот же пограничный переход.

В древних источниках есть живые примеры такой мирной приграничной торговли, например, стражникам лимеса продавали скот. Обмен товарами был выгоден для обеих сторон: римским солдатам было нужно свежее мясо, а германцам были интересны изысканные римские товары.

 

Отношения между римлянами и германскими племенами

Одно из богатейших германских захоронений – могила вождя в Гомерне в Тюрингии. В нем нашлись подтверждения тому, что германская знать очень любила римские предметы роскоши. Это сокровище невероятной ценности: римские монеты и тонко отделанные украшения, великолепные столовые приборы из чистого серебра и золота. Это знаки высокого положения, они не оставляют сомнения в привилегированном статусе их владельцев.

Но почему германский вождь почти в 400 километрах от границы из всех вещей взял с собой в могилу римское столовое серебро?

Это впечатляющее доказательство интенсивным связей между римскими и германскими племенами в третьем веке.

Римские находки дают возможность представить повседневную жизнь германской аристократии. Отношения между римлянами и германскими племенами определялись не только военными столкновениями и набегами, но и тесными мирными связями. Это могли быть торговля, обмен, а возможно, подарки и боевые трофеи.

Находки в захоронении Гомерна ясно показывают, что германцы пытались имитировать римский образ жизни: вождь из Гомерна пользовался за столом римской посудой, и возможно, во время общих пиров также следовал римским образцам, с которыми мог познакомиться в империи. У себя дома он подражал им и демонстрировал возвышенный образ жизни остальным германцам. Простые люди могли лишь мечтать о такой роскоши, будь это в Германии или в Римской империи.

 

Гладиаторы – кумиры народа

По обеим сторонам лимеса люди, которые были способны отстоять свою свободу, могли считать себя счастливчиками: рабство было теневой стороной древних обществ.

«Мне удалось бежать от германских охотников за головами, но теперь меня продали в римский бродячий цирк. Я оказался среди гладиаторов. Скоро мне придется сражаться за жизнь в качестве ретиария – гладиатора с сетью. Среди бойцов были пленники, такие же, как я, а также профессиональные гладиаторы. Уже было известно, кто будет моим соперником: это был тяжело вооруженный и хорошо обученный секутор – воин с мечом. Есть ли у меня хоть один шанс против него?».

«Хлеба и зрелищ» — вот, что предлагали римляне всем подданным империи, в том числе, в городе Августа-Треверорум, современном Трире. Зрители старались занять свои места с самого утра.

На аренах продавали разные предметы повседневного обихода с изображениями гладиаторов: бутыли со сценами боев, стаканы в виде шлемов, разукрашенные лампы. Судя по ним, гладиаторы были кумирами народа.

Ворота амфитеатра называли вомитории или плевательницы. Через них зрители входили и выходили. Отсюда люди расходились по своим местам, с радостью ожидая начало представления.

Многие гладиаторы в Августа-Треверорум были германскими пленниками с другой стороны лимеса.

«Настал день игр. Кто из нас покинет эту арену живым, а кто уже не вернется?».

В выхода гладиаторов начинались кровавые игры не на жизнь, а на смерть, с помощью которых римские правители старались вызвать симпатии народа.

«Моритури те салютант» — идущие на смерть приветствуют тебя. Именно так гладиаторы приветствовали аристократов, которые устраивали эти игры, сенаторов и влиятельных лиц провинции.

Германские гладиаторы ценились особенно высоко, поэтому богатые знатные жители часто брали германцев в личную охрану. «До конца античной эпохи германские телохранители были очень популярны, особенно у императоров. Будучи иностранцами, они не интересовались внутренними римскими интригами и заговорами убийц», — императорский биограф Светоний восхищался германскими стражниками как самыми лояльными из всех боевых частей.

Увлечение этими опасными играми было широко распространено во всех слоях римского общества.

«Я ждал своей очереди. Возможно, я ждал своей смерти. Я слышал шум боя и яростные крики толпы. Зрители жаждали крови, и они получили, что хотели».

Гладиаторы ждали своей очереди в небольших камерах. Должно быть, их отчаянье было велико. Один из источников упоминает от 30 германских военнопленных из племени саксов: они задушили друг друга. Последний из выживших проглотил губку. Они совершили самоубийство, чтобы не участвовать в кровавом представлении на арене. Но игры продолжались благодаря все новым поставкам живого товара.

«Я поклялся, что моя кровь в этот вечер не прольется на арену. Мой противник был ветераном, одним из первоклассных бойцов. Мой единственный шанс выжить в бою – скорость и ловкость».

Почти никто не выступал против гладиаторских боев. Единственным исключением был римский философ Сенека: «Это настоящее убийство. У бойца нет ничего, чтобы защититься. Да и зачем ему? Это лишь продлит его страдание. Почему же он так не хочет умереть?».

Когда раненый гладиатор падал на землю, зрители кричали: «Ему конец! Теперь ему конец!». Публика решала, жить ему или умереть.

«Меня уже списали со счетов, но я не сдался: как молния я воспользовался удобным моментом, и Водан вознаградил меня победой. Я победил и получил свободу!».

Деревянный меч – награда для самых мужественных гладиаторов. Они получали свободу. Говорят, им давали и призовые деньги. Но гладиаторов, счастливо закончивших карьеру, было совсем не много.

 

Колония Агриппины

«Мне рассказали о большой городе на Рейне – Колония Агриппины. Если у тебя есть деньги, там можно получить все, что пожелаешь. Я еще никогда не видел такого большого города. Мне стало любопытно».

В древние времена Кельн был крупнейшим городом к северу от Альп. На соборной площади до сих пор сохранилась арка римских Северных ворот. Отсюда одна из двух главных улиц вела к форуму.

В 3 веке город Колония Агриппины процветал. Маленький поселок, который император Август построил для германского племени убиев, стал миниатюрной копией Рима. Он были витриной римской цивилизации, где почти 40 тысяч жителей – местные и римляне – жили в мире и согласии.

Убии стали лояльными гражданами Римской империи. Они стриглись по римской моде, говорили на латыни и хотели занимать посты в римской администрации. Никто не хотел оставить городскую жизнь и добровольно вернуться в леса Германии.

Уже в 50-м году н.э. основанный Августом город получил статус колонии и был назван Колония Клавдия Ара Агриппиненсия. Инициатором этого была праправнучка императора Августа Агриппина.

Можно прямо сказать, что без Агриппины не было бы современного Кельна, по крайней мере, с таким названием, потому что Агриппина родилась в этом убийском городе. Когда в 48 году н.э. она вышла замуж за своего дядю императора Клавдия, она хотела уравнять свой авторитет с авторитетом мужа. Сам Клавдий родился в Лионе, римской колонии, также названной его именем – Клавдий был и частью названия Лиона. Так что Агриппина пожелала, чтобы и место ее рождения возвысилось до статуса колонии и носило ее имя. Отсюда Колония Клавдия Ара Агриппиненсия. Интересно то, что это была единственная римская колония во всей империи названная женским именем.

Империя была терпима к верованиям и культуре своих подданных, благодаря этому Колония Агриппины успешно развивалась. Убии могли по-прежнему покланяться своей богине-матери Матроне. Позднее этот культ даже был принят самими римлянами.

В Кельне археологи раскопали огромный дворец римского губернатора. Представитель императора в колонии на Рейне жил в претории, который в то время был центром губернаторского квартала.

В те времена огромные залы постоянно были заполнены потоками просителей, дипломатов и императорских курьеров. Но преторий имел и глубоко символическое значение: везде, где возможно, Рим старался продемонстрировать свое величие. Эту задачу выполнял и преторий, в частности, его 180-метровый фасад, обращенный к Рейну. Теперь представьте, что посланники германских племен, желающие поговорить с губернатором, сначала видели перед собой это огромное здание. Внутри оно было таким же роскошным, так и снаружи. Представьте себе это здание, украшенное мрамором и мозаиками. Для иностранцев, приезжающих сюда, это строение в самом деле было воплощением римской мощи.

Очевидно, эта демонстрация силы была прежде всего предназначена для варварских германских племен на другом берегу Рейна. Рим считал себя носителем цивилизации, вот, как это описывает древний поэт: «Все города в империи очаровывают своим блеском и изяществом, словом римляне теперь называют единый народ. Все собрались вместе подобно тому, как собираются на рыночной площади, чтобы получить то, что им причитается».

«Я дошел до Колонии Агриппины и остановился у таверны. За одним из столов сидели римские солдаты и играли в кости. Римляне думали, что легко справиться с германцем, таким, как я. Они не знали, что игра в кости – одно из наших любимых занятий».

  Тацит писал: «Германцы играют в кости хладнокровно, как будто занимаются очень серьезным делом».

«В этот день моя счастливая полоса не заканчивалась, я выигрывал одну игру за другой. Когда римляне проиграли все свои деньги, они положили на стол последнее, что у них было: камни желтого цвета. Легионеры называли его золотом Германии. Но и камни тоже оказались в моих руках.

Вот, что римский натуралист Плиний рассказывает о происхождении этих очень популярных в Риме камней: «Точно известно, что янтарь происходит с островов в северных морях, и германцы называют его «глезум». Этимология английского слова «глас» — стекло – восходит к германскому слову «глезум».

В древнем Риме янтарь покупали и продавали по самым высоким ценам.

После обработки и полировки в римских мастерских янтарь становился и украшением богатых германских женщин, таких, как принцесса из Хасследена.

Монетка между зубов свидетельствует о том, что она приняла римскую веру – это плата за перевозку через Стикс в мир мертвых. В 3 веке германская знать считала похороны в соответствии с римскими обычаями признаком богатства и власти.

Колония Агриппины – современный Кельн – был важным центром торговли дорогими ювелирными изделиями.

«Я искал, где продают янтарь. Но потом увидел, что здесь продавали и рабов. Я увидел молодую женщину, которая мне понравилась, и мне стало жалко ее. Продавец хотел торговаться со мной, как будто мы были на скотном рынке. Но я долго не раздумывал и дал ему столько, сколько он просил. Ее звали Фара. Она была родом из Германии, как и я».

Большой спрос на рабов в основном покрывался за счет военнопленных из Германии с другой стороны лимеса. Если кто-то попадал в руки работорговца, у него почти не было шанса снова стать свободным.

 

Руны и брактеаты

«Она была напугана. Но когда поняла, что я не сделаю ей ничего плохого, стала доверять мне. Вместе мы отправились домой через границу. Мы шли много дней, пока, наконец, не оказались на земле моих отцов. Неожиданно на нас напали – разбойники сидели в засаде. Но оказалось, что это молодые воины из моего клана. Судьба идет разными путями: велика была наша радость от неожиданной встречи с друзьями.

Я рассказал молодым воинам о моих приключениях в Римской империи по ту сторону лимеса. Как и мне, им удалось ускользнуть от работорговцев, и теперь они жили в лесу. Той ночью мы создали отряд, и я стал его предводителем. Наш договор был скреплен рунической надписью. Этими магическими символами я взывал к Водану – нашему главному божеству. Эти руны должны были передать нам его силу».

Руны – это письменные знаки, но они имели и культовое значение. Лингвисты еще не всегда могут расшифровать руны, некоторые слова утратили прежнее значение, стали непонятными, другие можно перевести и спустя 1700 лет.

Очень важными для дешифровки являются слова, которые сохранились в немецком языке, потому что он развивался в основном из германских языков.

Бывает, что смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Руны на костях часто имели и магическое значение. Древнее германское слово «руна» имеет значение надпись, а также послание или секрет.

Руна состоит из трех графических элементов: ветка, палка и крючок. Символы часто писали на дощечках и бука — по-немецки «бухе», отсюда возникло немецкое слово «бухштабе» — буква.

Наконечник копья из захоронения в Вурмлингене также был исписан рунами. «Идори» значит «дай мне силу и славу» — руны подкрепляли просьбы о божественной помощи.

В германском мире было много богов, но как германцы представляли себе высшие силы?

До нас дошло очень мало изображений. Амулеты из золота, которые называли брактеаты – единственные находки, на которых изображены германские боги. Всадник, идущий в бой – на крупе лошади изображена фигура, направляющая его копье, это Водан – божественный повелитель победы, он позаботится о том, чтобы это копье победило врагов.

На брактеатах божественный мир изображен таинственным языком рисунков. Важность этих находок еще не оценили по достоинству.

Удивительно то, что все германские племена – в Скандинавии или на Рейне – рассказывают одни и те же истории и легенды о Водане. Легенды о богах передавались только устно, пока некоторые из них не были записаны во времена раннего Средневековья.

От Норвегии до Дуная – всего было найдено более 900 амулетов.

 

Набеги на Римскую империю

Поразительное открытие: несмотря на вражду между отдельными германскими племенами, они, тем не менее, были объединены общей верой.

Насколько прочно боги вошли в верования всех германских племен, говорят современные названия дней недели: богиня Фрейя дала нам фрайди – пятница, Тор – торсди, четверг, а Водан – веднесди, среда.

«Дай мне силу и славу. С благословением Водана мы решили найти какую-нибудь легкую добычу. Я показал моим товарищам последнюю золотую монету, которая у меня осталась. И я рассказал им о несметных богатствах, которые ждали на с Римской империи. Но для этого нам нужно было незаметно пройти лимес».

Отряды германцев совершали организованные набеги на римскую территорию. Они забирали все, что могли унести.

Сокровища варваров в Нойпоце – один из таких кладов, его нашли в Рейне. Его ценность невозможно подсчитать: более тысячи отдельных предметов общим весом больше 700 килограммов.

Как далеко вглубь римской территории удавалось проникнуть отрядам германцев?

bscap0026Археологи нашли некоторые ответы благодаря еще одной находке из Рейна – Хагенбахскому кладу. Дощечки, украденные из храма, дают ясный ответ: на них указаны имена жертвователей, так как такие дощечки делали в знак благодарности богам или писали на них молитвы. Археологи выяснили, что большая часть имен встречается только в Аквитании у подножия Пиренеев. Значит в своих набегах по Римской империи германские племена могли пройти почти 2 тысячи километров от лимеса?

Если речь шла об изделиях из ценных металлов, германских налетчиков интересовали не столько сами изделия, которые часто были богато украшены, а лишь материальная ценность предмета.

Налетчики хотели перевезти добычу через Рейн как минимум на двух плотах. Возможно, плоты перевернулись, а возможно их потопили римские патрульные суда.

Набеги на империю были рискованным предприятием для германцев, но соблазны римской цивилизации заставляли их забыть об опасности.

«Добыча, которая манила нас, находилась по ту сторону границы Римской империи, но мы не были уверены, удастся ли нам перейти лимес. Ни одного римского солдата не было видно. Может это ловушка? Мы не хотели рисковать, мы разведали обстановку. Я не верил своим глазам: сторожевая башня была пуста, там не было ни одного стражника. Но почему?».

Долгое время историки считали, что лимес был разрушен во время одного масштабного нападения германцев, но теперь известно, что все было иначе.

В 260 году н.э. римский император Валериан попал в плен к персам. Это была первая серия катастроф, которые потрясли империю. Все пограничные части вывели из лимеса. Теперь во время серьезного кризиса, какого империя еще не видела, войска были нужны в другом месте. Началась гражданская война за императорский трон, который теперь пустовал.

Было принято решение относительно лимеса: в 260 году н.э. граница с Германией была заброшена, Рим отступил от Рейна и Дуная. На брошенные земли за лимесом пришли алеманны. Империя закрылась за новыми границами, проходящими вдоль рек.

«Когда настало утро, мы увидели перед собой подходящую цель – римское поместье. Но кто-то уже опередил нас».

Когда лимес был прошен, набеги германцев на римскую территорию участились. Об этом свидетельствую многочисленные разрушения, датированные этим временем.

Главной целью римских набегов были богатые римские поместья. Какая судьба ждала семьи римских поселенцев? Без защиты солдат на границе они были брошены на милость всех проходивших мимо разбойников.

Во время раскопок археологи постоянно натыкаются на ужасные находки, датируемые 3-м веком: скелеты и черепы римлян с признаками жестокого насилия.

В институте судебной медицины в Вене ученые исследовали, как погибли эти римляне. Судмедэксперты попытались ответить на вопрос, что происходило между германскими захватчиками и римскими поселенцами после того, как лимес был брошен.

На черепе ребенка хорошо видна вмятина в лобно-височной области. Она могла быть нанесена твердым тупым предметом вроде дубинки.

На черепе римской женщины ученые обнаружили любопытную деталь, почти незаметную невооруженному глазу: под лупой видны маленькие насечки на черепной кости в области скул. Можно предположить, что она была скальпирована, и волосы женщины со скальпом унесли как трофей.

Мужской череп несет следы ударов справа и слева в височной области. По форме они похожи на букву V и идут спереди назад. Они были нанесены оружием, таким как меч, видны глубокие трещины. Можно говорить о том, что человек не мог увернуться. Возможно, он был привязан за шею, и его убили этими двумя ударами.

Но убийства и грабежи не были правилами при столкновении культур у лимеса. Большинство германцев не желали разрушать мир римлян, они хотели жить в нем, конечно, не как подчиненные и рабы, но как свободные воины.

bscap0032«Мы с Фарой завладели римским поместьем за линией лимеса. Римляне бросили его. Когда-нибудь оно станет домом для наших детей».

После того, как лимес был оставлен, правление римлян на правом берегу Рейна закончилось. Плодородные земли между Рейном и Дунаем вернулись в руки германцев. Римские поселенцы были поставлены перед выбором: они могли договориться с алеманнами или навсегда оставить свои поместья.

В Вурмлингене, там, где было найдено копье с нанесенными на него рунами, на раскопках виллы рустика археологи сделали открытие, которое многое объясняет: они обнаружили ямы от столбов – типичный признак германской архитектуры. Значит, посреди каменных руин виллы рустика германцы построили свое здание.

Постепенно они стали по-своему обживаться среди руин римской цивилизации.

После того, как был брошен лимес, началась новая эра. Вскоре германские племена приняли римское наследство и повели Европу в будущее под знаком креста.

 

interesnik.net

Появление германцев. Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Первые сообщения о варварских народах на далеком севере Европы стали доходить до Средиземноморья в конце VI и V вв. до н. э. Мы знаем, что у древнейших греческих авторов были кое-какие сведения о Северной Европе. Правда, Гекатей в VI в. и Геродот в V о германцах не упоминают, для этих писателей северные варвары делились на кельтов на северо-западе и скифов на северо-востоке. Отдельные упоминания о народах, которые много позже были признаны германскими, начинают встречаться с IV в. до н. э. В первой половине этого столетия Пифей, греческий купец из Массилии (современный Марсель), совершил прославившее его путешествие на северо-запад, в ходе которого он обогнул Британию. Пифей также узнал кое-что о прибрежных районах северной Германии, поскольку он упоминает тевтонов – германское племя, жившее в Дании, которое три столетия спустя обрушилось на Римскую империю и вызвало первое крупное столкновение между римскими легионами и германскими воинами. Очевидно, что многие более поздние писатели заимствовали сведения из рассказа Пифея, и возможно, что он записал многое о континентальной Германии. К сожалению, ничего из этих записей до нас не дошло.

Великое вторжение народов, называвших себя кимврами и тевтонами, в Южную Европу в конце II в. до н. э. впервые заставило римлян осознать мощь северных народов и ту угрозу, которую они представляли для северных границ Рима. К несчастью, хотя мы и можем составить себе четкое представление о ходе этого короткого, но жестокого нашествия, у нас нет никаких свидетельств того времени о культуре и нравах агрессоров. Однако даже сам сюжет этой истории выглядит захватывающе. Кимвры и тевтоны начали массовое переселение со своей северной родины на юг. Это был не просто военный набег: варвары везли с собой в телегах жен и детей. Может быть, их заставило отправиться в путь обширное наступление на их земли моря, которое, наверное, закончилось страшным наводнением, таким, как наводнение октября 1634 г., радикально изменившее береговую линию Фрисландии (провинция Нидерландов. – Ред.) и ее островов.

Сначала дорога привела переселенцев в Богемию, а потом – на территорию современной Югославии. Вслед за тем они повернули на запад, и, поскольку теперь они направлялись к северным границам Италии, римская армия двинулась на перехват. Римляне потерпели сокрушительное поражение в Норее, близ современной Любляны, а германцы продолжали свой путь на запад. Обойдя стороной Италию, к 110 г. до н. э. они дошли до восточной Франции, надеясь поселиться близ римской границы, охватывавшей тогда нынешний Прованс. Снова начался бой, и опять римские легионеры были посрамлены. После дальнейшего путешествия на север по долине Роны кимвры и тевтоны разгромили еще одну римскую армию у Оранжа. Чтобы победить варваров, потребовался один из величайших полководцев Рима и масштабная реформа армии. Все эти блуждания варварской орды наряду с тем, что во вторжении участвовали целые семьи, видимо, означают, что кимвры и тевтоны искали новую землю для поселения. Действительно, по меньшей мере однажды они просили римлян предоставить им территорию, однако те ответили отказом. Таким образом, варвары отнюдь не пытались с ходу атаковать римские провинции.

Эта драматическая встреча севера и юга обострила интерес греко-римских авторов к северным варварам. Греческий писатель Посидоний, творивший в первой половине I в. до н. э., создал ныне утраченное повествование о вторжении кимвров и тевтонов, которое было широко использовано в позднейших компиляциях. Он был первым, кто отделил германцев, как особый варварский народ, от кельтов и скифов. В последние годы жизни Посидония произошло второе масштабное столкновение Рима с германцами – речь идет о кампаниях Юлия Цезаря в восточной Франции против орды германцев под предводительством Ариовиста, намеревавшихся осесть в понравившейся местности. Цезарь не только сам описал эти кампании, он также дал очерк социальной организации и обычаев германцев. Хотя очерк в некоторой степени, возможно, и основан на рассказах таких людей, как Посидоний, у Цезаря сложился личный опыт общения с людьми, проживавшими на обоих берегах среднего Рейна. Однако следует помнить, что Цезарь отнюдь не был в первую очередь бесстрастным этнографом. Он стремился к высшей политической власти, а в качестве историков такие люди опасны. Естественно, в своих «Записках» Цезарь с самой лучшей стороны показал собственные достижения, изображая при этом германцев дикими и неукротимыми врагами римского государства. Подчеркивая дикость и могущество германских воинов, он ясно давал понять, какую службу сослужил Риму, остановив их вторжение в Галлию.

Цезарь был первым, хотя и не последним римским автором, который называл германцев полными дикарями – feri. Галлов можно было цивилизовать контактом с Римом, а германцы оставались feri. Цезарь особо подчеркивает различия между галлами и германцами. Он представляет Рейн как великую границу между Галлией и Германией, признавая при этом, впрочем, что в былые времена некоторые племена переправлялись через Рейн из Германии и селились в северной Галлии. То, на чем Цезарь так настаивал, – что Рейн является четкой границей между кельтскими и германскими народами, теперь считается пропагандистской выдумкой Цезаря. Народы, которые жили к востоку от среднего Рейна, никак нельзя было назвать ни чистокровными кельтами, ни чистокровными германцами, хотя их материальная культура была в большей степени кельтской, чем германской. К этому мы еще вернемся.

После Цезаря римская армия в течение почти сорока лет не пересекала Рейн (теперь ставший северной границей Рима в Западной Европе) с захватническими целями. Затем, примерно с 12 г. до н. э. по 9 г. н. э., император Август организовал серию кампаний, намереваясь провести границу к северо-востоку от долины Рейна, возможно по Эльбе. Это великое сражение выиграли варвары. Римские армии вынуждены были отступить на западный берег Рейна, и большое наступление римской державы за Рейн и Дунай было прекращено. После возобновления контакта с обитателями областей к востоку от Рейна римляне начали приобретать новые сведения о германцах. В результате торговых отношений варвары севера стали гораздо ближе к Риму, и писатели I в. н. э., особенно Плиний Старший, постепенно знакомили с ними римскую публику. Почти в конце столетия, в 98 г. н. э., появилась одна из первых работ историка Тацита – короткий трактат о германской земле и ее обитателях. «Германия», как обычно называют эту работу, была написана на злобу дня, но в то же время это был самый детальный рассказ о германских учреждениях и обычаях, и это единственная подобная монография, посвященная варварскому народу, которая дошла от античности до наших дней. Ученые эпохи Ренессанса называли «Германию» «золотой книгой», и она таковой и является. Тацит не был лично знаком с народами, которые он описывал, однако наблюдения римских офицеров и воинов дали ему информацию, которая не зависела от Посидония и Цезаря, и при этом, разумеется, не была устаревшей. Это наш основной источник по ранним германцам.

После яркого света, который пролила на Германию «Германия» Тацита, наступили настоящие «темные века». Вплоть до IV в. дошедшие до нас литературные труды практически не говорят о германцах ничего достойного внимания. Поскольку в отмеченный период происходили широкомасштабные переселения и перегруппировки народов, для нас это невосполнимая утрата. Во II в. римляне установили искусственную границу, чтобы связать долину среднего Рейна с Дунаем близ Регенсбурга. Эта граница, которую обычно называют лимесом Верхней Германии и Реции по римским провинциям Верхняя Германия и Реция, которые она опоясывала, простояла только до 260 г. Потом она рухнула под давлением варваров: это была первая римская граница в Западной Европе, которая не выдержала их напора.

historylib.org


Смотрите также