Древние славяне занятия. Урок окружающего мира "Жизнь древних славян"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восточные славяне в древности. Древние славяне занятия


Восточные славяне в древности

В древности, большую часть Европы и значительные пространства Азии населяли многочисленные племена индоевропейцев. Первоначально они говорили на одном языке, имели много общего в обычаях, образе жизни и облике.

Индоевропейцы

Эти племена были весьма подвижны, постоянно передвигались с одного места на другое, осваивали новые земли.  Через какое-то время отдельные группы индоевропейцев стали обособляться. Ранее общий язык распался на ряд отдельных. На сегодняшнем занятии мы поговорим о восточных славянах. Узнаем, как и когда они появились. Как жили, во что верили и чем занимались.

Около четырёх тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились балто-славянские племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу.

Балто-славянские племена

Примерно в 5 веке до новой эры появились отдельные славянские племена.  Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. 

В 5 веке новой эры славяне расселились на территории от Балтийского до Чёрного моря. На севере они дошли до Волги. На Юге – до Греции. 

Расселение славян

В ходе этого передвижения славяне разделились на три группы: восточную – предки русских, белорусов, украинцев; западную – современные поляки, чехи и словаки; и южную – сербы, болгары, хорваты.

Славяне

К 6 – 8 векам славяне восточной группы заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Здесь проживало от 12 до 15 крупных восточнославянских союзов племён.

Славянские племена

«…По многим временам осели славяне по Дунаю, где ныне Венгѐрская земля и Болгарская, от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими… Славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались полянами, а другие древлянами, потому что жили они в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назывались полоча̀нами по речке Полота, впадающей в Двину. Словѐне же сели около озера Ильменя и назвались ильмѐнскими словѐнами и сделали свой город и назвали его Новгород. Другие поселились по Десне, Сейму, по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ…»

Самыми многочисленными были поляне и ильменские словене.

Восточные славяне

 Самоназвания племён восточных славян обычно были связаны с той местностью, где они проживали. Древля̀не - живущие в лесах.  Дреговичѝ – от «дрыгва̀» – болото, живущие в болотистой местности. Бужа̀не – от названия реки Буг.

Племена восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенных ими территорий была занята лесами.  Было необходимо вырубать деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и сжигали. Тем самым почва удобрялась золой. Земля давала хороший урожай 2 – 3 года. После примерно 5 лет этот участок забрасывали и переходили на новый.  Такая система земледелия называется подсѐчно-огнево̀й.

Подсека

Более плодородные земли находились на Юге, в Приднепровье. Участки земли использовали здесь до полного истощения, после чего переходили на новое место. За 20 – 30 лет земля восстанавливала свои свойства. Такую систему называют перело̀жной.

Перелог

Работы на земле состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохо̀й. Затем, выравнивали бороно̀й. После наступал самый ответственный этап – сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.

Орудия труда

Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Выращивали репу, свеклу, чеснок, лук. Хлеб был основной пищей славян, поэтому зерновые культуры называли жѝто (от слова «жить»).

Земледелие у славян

Также славяне занимались животноводством. Разводили коров, коз, свиней, лошадей.

Незаменимыми в хозяйственной жизни славян были промыслы: бо̀ртничество (сбор мёда диких пчёл), охота и рыбная ловля. Охота, кроме дополнительной пищи, приносила пушнѝну. Из меха животных делали тёплую верхнюю одежду. Шкурки зверей, прежде всего куницы (куны), служили в качестве денег. На пушнину выменивались нужные товары.

Промыслы

У восточных славян были хорошо развиты ремёсла: кузнечное, ювелирное дело, обработка дерева и кожи. Занятия славян можно поделить на 4 группы: земледелие, животноводство, промыслы и ремесло.

Занятия слаян

«…Они (славяне) очень красивы и рослы, волосы их отливают в русый цвет. Они огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Они гостеприимны, радушны …, ласковы к чужестранцам, об угощении и безопасности которых заботятся больше всего: ставят на стол всевозможные кушанья, отказывая себе, провожают их от места до места…. Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…».

Славяне

Тем не менее, славяне были великолепными воинами.

Вооружались они в основном копьями и луками. Качественное железное оружие было редким и очень дорогим.

«Сражаться… они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах… пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями…. Опытны они… в переправе через реки…. Будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту… выдолбленные камыши, доходящие до поверхности воды... и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии....

Каждый вооружён двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты…. Они пользуются… луками и небольшими стрелами, намоченными особым… ядом...

Военное дело у славян

Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто… добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они… наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми способами, с целью заманить противника...»

Поселения восточных славян располагались преимущественно по берегам рек и озёр. Они проживали семьями в домах-полуземлянках.

Поселения славян

Размер его был до 20 квадратных метров. Сам дом и его обстановку – стол, скамьи, часть посуды, изготавливали из дерева. Крышу покрывали ветвями и дёрном, после, для прочности, обмазывали глиной. Отапливался дом при помощи глинобитной печи или открытого очага.  Дым выходил через отверстие в крыше.

Первоначально славяне жили большими ро̀довыми общинами. Во главе стоял старейшина, обычно самый старший и опытный из общины. Но по мере расселения славян по обширным территориям, родовые связи стали не так важны.  Кровнородственную общину (где все приходились друг другу родственниками) сменила соседская или территориальная община – вервь (в ней уже не так важно было родство и по соседству могли жить люди из разных родов). 

Участники верви коллективно владели сенокосами, лесами и выгонами. Пашенные земли были поделены между семьями общинников.

Соседская община

В такой общине не действовала власть племенного вождя. Теперь для решения важных вопросов представители всех семей округи сходились на общее собрание – вѐче. Там выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности собиралось народное ополчение, которое строилось по десятичному принципу (десятки, сотни, тысячи). Отдельные общины объединялись в племена. Племена – в союзы племён.

Общественный строй

Восточные славяне были язы̀чниками, то есть поклонялись многим богам. Они воспринимали природу как живое существо и представляли ее в виде различных божеств.

«…До введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме… а в Новгороде над рекою Во̀лховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хо̀рса, Дажбо̀га, Стрибо̀га, Сама̀ргла и Мо̀коша…. Упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуно̀вым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота... Бог веселия, любви, согласия… именовался…Ладо…. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Язычники… славили Коляду, бога торжеств и мира...»

Боги славян

Наиболее могущественными богами были Ярѝло – бог солнца. Перу̀н – бог грома и молнии (а также военного дела). Стрибо̀г – повелитель ветра. Велес – покровитель скотоводства. Мо̀кошь – богиня плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали духов своих предков. Так же верили в сверхъестественные силы: в домах жил Щур – домовой. В озерах и реках – водяной и русалки. В лесу – леший.

Верования славян

Для совершения своих обрядов славяне не строили специальных помещений (храмов). Их они совершали в священных рощах, возле вековых дубов. Нередко там находились статуи богов, сделанные из дерева или камня. Такое место называлось капищем. Для того, чтобы задобрить богов им приносили жертвы в виде животных. В особых случаях – людей.

У славян отсутствовали специальные жрецы, для исполнения обрядов. Но они думали, что существуют особые люди, умеющие общаться с богами, колдовать и предсказывать будущее. Их называли кудесниками или волхвами.

Таким образом, к 7 – 8 векам обширные пространства Восточно-Европейской равнины были заселены племенами славян.

В ходе расселения славяне разделились на три группы: восточную, западную и южную.

Их главным занятием было земледелие.

Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе.

Жили соседской общиной. Все дела решали сообща.

Верили во множество богов.

videouroki.net

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян"

2.

Повторение изученного материала.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время.

- Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи.

- На прошлом уроке, вы получили задание

- Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

Выберите истинное высказывание.

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

- Да, мы сегодня действительно вернемся в прошлое, чтобы

начать изучать большой раздел «История Отечества» , а вот к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.

  2. Имя богини - покровительницы этой науки.

  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

  4. Отрезок времени в сто лет.

  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

  6. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты.

  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”

Фронталь

ная

Работа со словарем в группе

Мозговой штурм

№2

№3

№4

4

Изучение новой темы.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора

КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полчанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

- Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словенки, северяне)

Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника)

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

Работа с контурной картой

Раскрасьте на контурной карте территорию ,которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне) Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки).

-Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские)

-Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы)

- Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов)

IV. Физминутка

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Рассказ учителя

Индивидуальная работа

по тексту

Индивидуальная работа

Летопись

Нестора

Практичес

кая работа с картой и

контурной картой

слайд №7

Слайд № 8

Слайд №9

№6

5

Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

( 1-я группа) Поселение

Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН

(2-я группа)

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

-3-я группа расскажет, во что верили др. славяне

До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

Учитель

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

Дети распределяют

отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

6

Закрепление, проверка полученных знаний.

3-4 человека–выполнит задание теста.

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

Самопроверка по контрольной карточке. 1 а, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а.

3-4 человека. Определить части поселения славян

3-4 человека Задание по карточке «Найди неверное высказывание»

3 -4 человека Заполните таблицу, распределив слова в столбики

3-4 человека Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности.

3-4 человека Заполнить таблицу сравнения.

Дети восточных славя и дети современного мира.

Индивидуальная работа. Написать мини-сочинение по теме Древние славяне.( Читает свою работу самым последним)

Проверка по слайдам

Итог

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были жизнь, занятия, верования славян.

Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Разноуровневая дифференциация.

Индивидуаль-

ная или в парах взаимопомощи

Слайд №20

№21

№22

№23

№24

kopilkaurokov.ru

«Жизнь древних славян» - начальные классы, уроки

2.

Повторение изученного материала.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)  

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время.  

- Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи.

 - На прошлом уроке, вы получили задание

 - Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ 

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники  - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки -  это люди, которые будут жить после нас.

 

Выберите истинное высказывание.

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Почему  опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

 - Да, мы сегодня действительно вернемся в прошлое, чтобы

начать изучать большой раздел «История Отечества» , а вот к какому  народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.

  2. Имя богини - покровительницы этой науки.

  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

  4. Отрезок времени в сто лет.

  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

  6. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты.

  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”

Фронталь

ная

Работа со словарем в группе

Мозговой штурм

№2

№3

№4

4

Изучение новой темы.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора

КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)

  Работа с картой.

 - Рассмотрите карту (с. 35 учебника)

 Посмотрите на условные обозначения и скажите:

 - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

 - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

Работа с контурной картой

Раскрасьте на контурной карте территорию ,которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне) Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки).

-Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские)

-Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы)

- Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов)

IV. Физминутка 

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

 Руки подняли и помахали

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

 Крылья сложили назад.

Рассказ учителя

Индивидуальная работа

по тексту

Индивидуальная работа

Летопись

Нестора

Практичес

кая работа с картой и

контурной картой

слайд №7

Слайд № 8

Слайд №9

№6

5

Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

( 1-я группа) Поселение

 Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

    Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

 

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН

 (2-я группа)

 Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

 -3-я группа расскажет, во что верили др. славяне

 До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

 Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

 Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

Учитель 

-  Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

 Многие из них сохранились до наших дней.

 - Как вы думаете, какие это праздники?

Дети распределяют

отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

6

Закрепление, проверка полученных знаний.

3-4 человека–выполнит задание теста.

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Самопроверка  по   контрольной карточке. 1 а, 2 в,  3 б,  4 в,  5 а.

3-4 человека. Определить части поселения славян

3-4 человека  Задание по карточке «Найди неверное высказывание»

3 -4 человека  Заполните таблицу, распределив  слова в столбики

3-4 человека  Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности.

3-4 человека Заполнить таблицу сравнения.

Дети восточных славя и дети современного мира.

Индивидуальная работа. Написать мини-сочинение по теме Древние славяне.( Читает свою работу самым последним)

                                    Проверка по слайдам

Итог

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были жизнь, занятия, верования славян.

Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Разноуровневая дифференциация.

Индивидуаль-

ная или в парах взаимопомощи

Слайд №20

№21

№22

№23

№24

kopilkaurokov.ru


Смотрите также