Древний египет памятники. Памятники архитектуры Древнего Египта, которые можно встретить на территории современного Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектурные памятники Древнего Египта (стр. 1 из 5). Древний египет памятники


Памятники архитектуры Древнего Египта, которые можно встретить на территории современного Египта

Слава семи чудес света затмевала другие диковинки Древнего мира, и многие стремились увидеть их своими глазами.

Все они были рукотворны, но настолько колоссальны и величественны, что, казалось, сам Господь сотворил их. Шесть из них были разрушены временем и исчезли, только одно чудо сохранилось – величественные пирамиды Египта.

Современный Египет – сокровищница архитектурных памятников, но в то же время это страна, где смешались эпохи и стили: наряду с монументальными пирамидами и храмами, загадочными сфинксами, здесь можно увидеть экзотические, ажурные минареты и мечети, а также мавзолеи.

Наследие Египта столь велико, что требует пристального внимания, хотя сами египтяне чувствуют себя вполне комфортно в окружении памятников старины. Среди этого обширного великолепного наследия колоссальной громадой высятся пирамиды – свидетели тысячелетней истории государства и первые великие творения древнего народа, а также сохранившиеся храмы фараонов.

Архитектура Египта изначально складывалась на основе объединения двух традиций, двух культур – Верхнего и Нижнего Египта. С этого момента столицей объединённого Египта становится Мемфис, и начинается эпоха Раннего царства – «Эпоха пирамид».

Воздвижение пирамид стало своеобразным памятником победе древних египтян над смертью. Великие пирамиды подарили имя всему этому периоду. Пирамиды были строениями-усыпальницами, предназначенными не для простых людей, а для фараонов, считавшихся земными божествами. Люди верили, что после своей смерти фараон отправится в Страну мёртвых, где он присоединится к богам, что в пирамиде остаётся лишь его мумия и погребённые вместе с нею изображения фантастических божеств. Каждая пирамида была построена как усыпальница одного фараона. Таким образом, фараоны сохранили о себе память в потомстве и через тысячелетия донесли до нас свои фундаментальные знания, выраженные в камне.

В эпоху Среднего царства произошло 2-ое объединение Египта, столицей которого становятся Фивы, но особыми архитектурными достижениями этот период не славился. Для захоронения фараонов создавались гробницы, которые высекались из скал.

Новый расцвет строительства архитектурных сооружений в Древнем Египте произошёл в эпоху Нового царства: наряду с гробницами в «Долине царей», фараоны-правители строили религиозные храмовые комплексы для почитания богов – подлинные сокровища культуры.

В приведённой ниже таблице можно проследить смену правления династий фараонов и достижения в архитектуре и строительстве на протяжении от Архаического до Последнего периода их правления:

I. Пирамиды.

«Всё на свете боится времени, но время боится пирамид».

Арабская пословица.

Эти колоссальные сооружения на протяжении многих столетий вызывали благоговейный трепет у человечества, будоража умы учёных и исследователей и приводя в восторг поклонников древнеегипетского искусства.

Уже во времена Геродота не все верили, что пирамиды возводились для одного человека. Нескончаемые дискуссии о назначении пирамид ведутся ещё с тех самых пор:

– когда была обнаружена пирамида с позолоченной верхушкой, стали полагать, будто все пирамиды изначально были украшены подобным образом, и появилась версия, что пирамиды служили «маяками пустыни», ведь позолота в лучах солнца так ярко сияла, что эти огоньки золочёных верхушек были видны путешественникам на расстоянии многих километров, и путники всегда могли чётко определить направление своего движения;

– некоторые считали, что пирамиды служили убежищами во время наводнений, когда Нил выходил из своих берегов и заливал долину;

– кто-то отводил пирамидам роль своеобразных громоотводов, хотя гроза в Египте подобна чуду и случается раз в 200 лет;

– наиболее популярной была версия зернохранилищ; это убеждение возникло в IV веке, благодаря миссии паломников, именно они называли пирамиды «житницами фараона».

Вблизи Мемфиса находится Город Мёртвых со знаменитой ступенчатой пирамидой. Фараоны первых двух династий покоятся в огромных причудливых сооружениях – мастабах. Великим фараоном третьей династии был Джосер. С первых дней своего восшествия на трон он стал возводить для себя гробницу в Саккаре и готовить её к тому времени, когда она потребуется. Это была первая пирамида и первый надгробный памятник в мире, построенный из камня.

В Гизе расположены три пирамиды:

– пирамида Хеопса;

– пирамида Хефрена;

– пирамида Микерина.

Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса. Вершина пирамиды разрушена, равно как и её облицовочные блоки. Но на вершине пирамиды фараона Хефрена осталась облицовка. Так что воображение может с лёгкостью воссоздать и первоначальный облик пирамиды Хеопса.

Вплоть до настоящего времени великие пирамиды являются самыми большими сооружениями, когда-либо построенными человеком. На них пошло 13 000 000 камней, самый лёгкий из которых весит 2,5 тонны, а самый тяжёлый – около 15 тонн.

Таблица 1

№ Кому? Д-я Где? Арх-ор Вид и размеры Особенности

1. Самое древнее строение из камня окружено

1 Джосер III Саккара Имхотеп h стеной.

a b 2. Внутри–могилы, украшен-

ные фризами и колоннами с h = 60 м цветными рельефами.

a = 140 м 3. В основании-прямоуголь-ник.

b = 118 м 4. Шестиступенчатая «лест-ница в небо».

1. Двухступенчатая.

2 Снофру IV Медум неизвестн. 2. Сегодня – весьма печаль-

ное зрелище: груда щебня и песка, над которой высится башня, составляющая серд-

цевину пирамиды.

а). Южная 1. Ломаная.

3 Снофру IV Дашур неизвестн. 2. Стоит на высоком каме-

нистом плато.

h = 102 м a= b= 226 м б). Северная 1. Самая древняя «правиль-ная пирамида».

h = 101 м a= b= 196 м

1. Великая.

4 Хеопс IV Гиза Хемнун 2. «Горизонт Хуфу».

(Хуфу) (Хемон) h = 146. 6 м 3. Сохранилась практически в идеальном состоянии.

сегодня 4. В ней проложены дорожки с деревянными перилами h = 137 м и металлическими ступенями, стены освещены a= b= 233 м электриче-ским светом.

1. Уступает в размерах «Ве-ликой», но кажется

5 Хефрен IV Гиза более

(Хафра) h = 143. 5 м внушительной, т. к. построе-

сегодня на на небольшом возвыше-

h = 136 м нии.

a= b= 215. 5м 2. На верхней её части сох-

ранились облицовочные плиты из известняка.

1. Снаружи выглядит силь-но повреждённой, поэтому

6 Микерин Гиза h = 66 м производит удручающее впечатление.

(Менкаур) a= b= 108. 4м 2. Существенно меньше двух соседних пирамид

(Хеопса и Хефрена).

Шестиступенчатая пирамида в Саккаре

Микерина Хефрена Хеопса

Пирамиды в Гизе

Сфинкс в Мемфисе

Сфинкс в Гизе

II. Сфинксы

Мемфис – город Живых и столица Египта вплоть до конца Древнего Царства. Он был построен Менесом для того, чтобы обеспечить власть, когда он объединил Верхний и Нижний Египет. Теперь только несколько разрушенных колонн и развалины зданий остались от некогда процветавшего города.

Существует мнение, что алебастровый Сфинкс, найденный при раскопках в начале XX века, изображает царя XVIII династии.

В Гизе вблизи долины Храма Хефрена находится высеченный на выпуклом рельефе скалы знаменитый загадочный Сфинкс – мифическое создание с лицом фараона и телом льва, увенчанный царским головным убором, которого многие считали очень похожим на фараона Хефрена. Он предназначался для охраны пирамиды и её храма. Полностью погребённый под песком, он в начале XIX века был обнаружен и очищен. С тех пор он невозмутимо взирает на мир.

III. Гробницы и кладбища.

Кладбище Туна-Эль-Джебель – пример формы захоронения богатых греков Гермополиса. Молельня, места погребения, напоминающие дом для жилья этой эпохи – всё под рукой. Огромный источник, снабжающий питьевой водой, и катакомбы, в которых находились мумифицированные тела священных ибисов и бабуинов, являются отличительными особенностями некрополя в Туна-Эль-Джебель.

Гробницы Бени-Хасан берут своё название от расположенной неподалёку одноимённой деревни. Они выдолблены из скалы для местных правителей в период правления XI и XII династий. Нелёгкий путь ведёт из гробниц в высеченный из скалы близлежащий храм. Он был построен царицей Хатшепсут и фараоном Тутмосом III в честь богини Пекхет.

Во времена Нового Царства все гробницы фараонов были сосредоточены в укрытой от посторонних глаз Долине Царей, позади скал на западном берегу Нила в Фивах. Грабежи и вандализм, от которых страдали гробницы в древнейший период, заставили фараонов изменить погребальную систему.

Пирамиды как бы информировали всех: «Внутри нас - саркофаги, окружённые несметными сокровищами». Для того, чтобы избежать повреждения могил, мумий и сокровищ, фараоны решили прятать их в тайном и неизвестном никому месте. Длинные сланцевые туннели вели к погребальному отсеку, высеченному внутри скалы. Входы туда тщательно замаскировывались. Однако, все эти усилия были тщетны. Почти все могилы были разграблены.

Правда, жрецы собрали и спрятали некоторое количество мумий, которые сохранились до сих пор. Среди них мумии царицы Хатшепсут, Тутмоса III, Рамсеса II, а также ряда других фараонов.

Благодаря настойчивости и усилиям одного из археологов, в 1922 году была всё-таки найдена одна нетронутая могила. Она принадлежала фараону Тутанхамону. В гробнице было обнаружено 2500 предметов – произведений искусства, для которых в настоящее время отведено специальное место в Египетском музее Каира.

Таблица 2

Название Где?

№ Особенности

1 Сфинкс Мемфис 1. Алебастровый.

2. Найден при раскопках в 1912 г.

3. Изображает царя XVIII династии.

2 Сфинкс Гиза 1. Находится перед пирамидой Хеопса.

2. Был почти полностью погребён под песком, но вначале XIX в. был обнаружен и очищен.

3. Высота – 20 м, длина – 57 м.

Таблица 3

Назван. Где? Особенности

1. Построена усыпальница-молельня Петосириса,

1 Кладбище- Туна-Эль-Джебель высшего жреца Тота – бога письма.

некрополь 2. Фасад схож с фасадом небольшого храма, а поме-щение для погребения расположено в центре молельни.

3. Разукрашенные барельефы стен иллюстрируют традиционный быт древних египтян.

1. Высечены из скалы, расположены в 270 км от Ка-ира на противоположном берегу Нила.

2 Гробницы Бени - Хасан 2. Всего здесь найдено 39 могил.

3. Яркие цветные изображения сцен домашнего бы-та, спортивных соревнований, танцев и других ви-дов развлечений дают детальную картину жизни египтян периода Среднего

Царства.

1. Сосредоточены в укрытой от глаз долине, позади скал, на западном берегу Нила в

1 Гробницы Долина царей Фивах.

2. Длинные сланцевые туннели ведут к погребально-му отсеку, высеченному внутри скалы, входы туда тщательно замаскировывались.

Усыпальница – молельня

Петосириса в Туна-Эль-Джебель

Гробницы, высеченные из скалы, в Бени-Хасан

Гробницы в Долине Царей

IV. Храмы

«В Фивах воображение людей работало, как воображение гигантов. Ни у людей на заре существования человечества, ни у наших современников искусство архитектуры ещё никогда не подымалось до таких высот».

Шампольон (фр. учёный, основатель египтологии).

1. Внутри Карнакского комплекса, который строился из поколения к поколению, от фараона к фараону, имеется несколько храмов, но Храм бога Амона-Ра, ставшего главным египетским богом после превращения Фив в столицу, является самым крупным по размерам и протяжённости. Толщина колонн зала такова, что, по крайней мере, 6 человек могут, держась за вытянутые руки, вплотную окружить одну из них.

2. Луксорский Храм после того, как был построен, служил многим поколениям людей. Сегодня от блеска и роскоши комплекса не осталось почти ничего. Только лишь здание храма, расположенное когда-то в центре города, всё ещё стоит на берегу Нила.

3. Высокая кирпичная стена окружает храмовый комплекс Дандара. Вначале здесь было три святилища и почитались, соответственно, три бога: Гор, Айки и Хатор, а в период Птолемеев были заложены новые фундаменты и сооружения. Одно из наиболее значительных достижений архитектуры периода поздних фараонов – Храм богини Хатор (богине музыки и танца).

4. В связи со строительством Асуанской плотины страны всего мира при содействии Юнеско объединили свои усилия для оказания помощи Египту в деле сохранения исторических памятников культуры, которые без этой помощи были бы затоплены. Была предпринята экспедиция для спасения поистине сказочных храмов в Абу-Симбел от подступающей воды. Вся скала с высеченными из неё храмами была распилена на 4 огромных блока, которые были перевезены, приведены в прежнее состояние и установлены на высоком месте, неподалёку от первоначального пребывания.

5. Царица Хатшепсут построила для себя храм-усыпальницу на западном берегу Нила, который в настоящее время называют Храм Дейр-Эль-Бахри. Храм является одним из прекрасных мест Египта. После смерти царицы Хатшепсут Тутмос III хотел стереть, вычеркнуть всё, что относилось к её царствованию. Он разрушил множество настенных барельефов в Дейр-Эль-Бахри и заменил её фигуру и имя своими.

6. Фараон-полководец Рамсес II увековечил своё имя громадными храмами, колоннами и статуями, на которых высечены и выдолблены надписи, а также созданы барельефы, повествующие о его победах и достижениях. На протяжении 67 лет своего царствования Рамсес II посвящал огромный Храм-усыпальницу в Рамсессеуме богу Амону-Ра.

7. С самого начала истории Египта Абидос явился центром паломничества и важным местом отправления религиозного культа. Осирис, правитель и судья подземного царства, превратился в бога Абидоса и его культ стал здесь широко распространяться. Для каждого египтянина заветной мечтой было совершить паломничество в Абидос, и в конце концов быть похороненным в пределах ограды, окружавшей Храм Сета I – Храм верховного бога погребального культа.

8. Храм-усыпальница Рамсеса III в Земле Габу – одно из крупнейших сооружений в мире. В настоящее время этот архитектурный комплекс состоит из 4-ёх храмов, два из которых построены Рамсесом III.

9. На западном берегу Нила в 30 милях к югу от Луксора в небольшом городе Эсна находится Храм времён Птолемеев, расположенный на месте храма XVIII династии египетских фараонов. Храм несколько темноват и мрачен.

10. Если продолжить путь вдоль западного берега Нила, то в 70 милях южнее Луксора предстанет небольшой город Эдфу, в котором можно увидеть один из наиболее сохранившихся Храмов Египта – большой культовый Храм Эдфу. План храмового комплекса в своей основе оставался неизменным в течение столетий. Этот комплекс не испытал ряда достроек, подобно храмам Луксора и Карнака. В храмовом культе бога Гора как бы в миниатюре виден весь Египет.

11. В связи с мероприятиями по спасению исторических памятников от затопления поднимающимися водами искуственного озера Насер, вызванное строительством Асуанской Высотной плотины, первым был разобран Храм в Калабша. Огромные каменные блоки из песчаника были пронумерованы, погружены на баржу и отвезены на новое место в 14 км к югу от Асуана.

12. Южнее Луксора находится Храм Ком Омбо. Он стоит на высоком месте, откуда хорошо виден Нил. Самой оригинальной особенностью комплекса является проходившая здесь мумификация. Конечно, по сегодняшним меркам этот процесс вряд ли является совершенным, но во всяком случае, ещё и теперь можно видеть хорошо сохранившиеся мумии крокодилов, помещённые здесь много столетий тому назад.

Особенности памятников архитектуры Древнего Египта (пирамид, сфинксов, гробниц и храмов), построенные в разные периоды правления фараонов, сохранившиеся в том или ином виде до нашего времени и которые можно увидеть в Современном Египте, сведены в таблицы 1-5.

Таблица 4

Название Где? Особенности

1. Самый большой в мире религиозный комплекс.

1 Храм Карнак 2. Строился непрерывно в течение 2000 лет.

Амона-Ра 3. Главное почитаемое божество – Амон-Ра.

4. Площадь большого зала равна 6000 км2, потолок поддерживается очень объёмными колоннами высотой в 23 м. Зал построен Сетом I и Рамсесом

Посреди зала высится величайший обелиск мира –

39-метровый гранитный монолит красного цвета в виде устремлённой вверх иглы.

1. Большой зал построен Аменхотепом III, а фасад –

2 Храм Луксор Рамсесом II.

Амона-Ра 2. Стены украшены барельефами фараона с разными божествами.

3. Вход в храм открывают две установленные сидя-чие колоссальные статуи, к которым примыкает один из обелисков – взмывающая вверх монолитная гранитная колонна высотой в 23 м и весом в 227 т.

1. Удивительно хорошо сохранился до наших дней.

3 Храм богини Дандара 2. Колонны, увенчанные изображением богини Хатор

Хатор 3. Во внутреннем дворике стоит статуя беса – уродли-

вого, бородатого, кривоногого карлика с жёсткими, лохматыми волосами и скошенным подбородком, ко-торого чтили как божество домашнего очага в еги-петских домах и в местных храмах.

1. Не построен, а высечен из скал.

4 Храм богини Абу Симбел 2. Залы поддерживаются колоннами в виде статуй Рамсеса высотой от пола до потолка.

Хатор 3. Стены покрыты резьбой и рисунками.

4. Бетонный купол, являющийся как бы сердцевиной горы, создаёт впечатление о грандиозности сооруже-

1. Архитектор Сененмут.

5 Храм царицы Дейр-Эль-Бахри 2. Высечен в горных скалах, в тени холмов Фив.

Хатшепсут 3. Три широкие террасы украшены статуями и колоннами.

4. В этом комплексе многое было разрушено и обезоб-ражено фараоном Тутмосом III после смерти царицы, но храм, посвящённый Хатшепсут, пострадал мень-ше всех.

1. Построен при Рамсесе II, посвящён богу Амону.

6 Храм Мёртвых Рамсессеум 2. Сохранившиеся стены украшены барельефами.

3. Во внутреннем дворе разбросаны массивные ка-

менные громады, как наглядная память о том време-

ни, когда эти монументы использовались в качестве каменного карьера.

Храм Амона-Ра в Луксоре

Храм Амона-Ра в Карнаке

Храм богини Хатор в Дандаре

Храм богини Хатор в Абу-Симбел

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри

Храм Мёртвых в Рамсессеуме

Таблица 5

Название Где? Особенности

1. Изумительный фасад в форме колоннады посвя-щён семи богам.

7 Храм Сета I Абидос 2. Внутри 7 проходов для похоронных процессий.

3. Колонны и стены украшены барельефами выше человеческого роста.

1. Второй по своему значению и размерам после Кар-

8 Храм Земля Габу накского храма.

Рамсеса III 2. Подлинное сокровище, настоящее совершенство архитектуры, классический пример строительства египетских храмов этого периода.

3. Состоит из двух колонн, двух внутренних дворов, святилища, зала, двух меньших залов с колоннами.

1. Наиболее сохранившийся из храмов, восстановлен-

9 Храм бога Эдфу ных во времена правления Птолемея III.

Гора 2. Строительство продолжалось более 200 лет.

3. Посвящён богу солнца – Гору, богине Хатор и их сыну.

4. Вход в комплекс символически представлен колоннами.

1. Посвящён богу течения Нила – Кнухму, тело кото-рого имело человеческую форму.

10 Храм бога Эсна 2. Единственная сохранившаяся часть – вестибюль, с

Кнухмы капителями, украшенными орнаментами.

3. В нём 25 больших колонн, каждая высотой более

1. Посвящён богу Мандулису – нубийскому варианту

11 Храм бога Калабша бога Гора, здесь также поклонялись и богине Исиде.

Мандулиса 2. Огромные каменные блоки из песчаника сконстру-ированы на гранитном мысе, которому не угрожало затопление поднимающимися водами озера Насер.

1. Построен во времена правления Тутмоса III и вос-

12 Храм южнее Луксора становлен во времена Птолемеев.

Ком Омбо 2. Построен для поклонения двум богам – Гору (богу войны) и Собеку (богу-крокодилу).

3. Окружён внешней стеной, имеющей 2 выхода, веду- щих к Нилу, но мало, что осталось от колонн на вхо-де и стен двора.

Храм Сета I в Абидосе

Храм Рамсеса III в Земле Габу

Храм бога Гора в Эдфу

Храм бога Кнухмы в Эсне

Храм бога Мандулиса в Калабше

Храм Ком-Омбо

Заключение.

Размах и масштаб строительства монументов в Древнем Египте можно сравнить с грандиозными проектами наших дней.

Прогрессивное человечество всего мира с трепетом и большим вниманием относится к вопросам охраны древних памятников архитектуры, преследуя при этом наиважнейшие цели:

– исчезающая культура Древнего мира наиболее полно предстаёт в искусстве, в котором проявляется истинная любовь к красоте и гармонии; поэтому, сохраняя памятники архитектуры и развивая интерес к ним у подрастающего поколения, появляется надежда, что и в будущем люди будут также бережно относиться к ним;

– восстановление памятников архитектуры, утративших свой первоначальный вид, даёт возможность проследить развитие искусства Древнего мира и составить мнение о других сторонах жизни его обитателей (о политике, экономике и социальной сфере).

www.hintfox.com

Культура Древнего Египта

Введение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. Это - чрезвычайно радушная страна. Гостей всегда встречают с открытым сердцем. Вас с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят вас в гости, хотя бы на чашечку чая.

Миллионы путешественников посещали Египет - многие приезжали сюда снова и снова, и сейчас Египет - одна из самых популярных стран мира у путешествующих со всего света.

Глава I. Искусство Древнего Египта

1.1 Памятники Древнего царства (300 — около 2300 годы до н.э.).

Столицей Египта в эпоху Древнего царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями. Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей — священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта. Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа — и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной зеленью растений. В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода. Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов — чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии, причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или темно-серые оттенки шифера — все это как бы подчеркивается самой формой ваз. Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшимобразом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

mirznanii.com

Архитектурные памятники Древнего Египта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет физической культуры

Кафедра связи с общественностью

Курсовая работа

По литературе и искусству

«Архитектурные памятники Древнего Египта»

Выполнил: студент 234 группы

Артемьев В.А.

Проверил: кандидат педагогических наук,

Доцент кафедры

Связей с общественностью Тихонова Т.Ю.

Челябинск 2010

Содержание

Введение

Глава 1. История Древнего Египта

1.1 Исторический экскурс.

1.2 Архитектура Древнего царства

1.3 Архитектура Среднего царства

1.4 Архитектура Нового царства

Вывод по первой главе

2.Общие приемы каменных конструкций

2.1 Приемы возведения каменных конструкций

2.2 Детали конструкций

Вывод по второй главе

3. Гробницы Древнего Египта

3.1 Гробницы

3.2 Пирамиды

Вывод по третьей главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры.

История Египта начинается в 4 тыс. до н.э., когда Центральная и Северная Европа еще жила в каменном веке, а слово «Эллада» не появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте Нила была основана греческая колония Навкратис. В 332 г. до н. э. после завоевания Египта Александром Македонским началась его эллинизация, но египетское искусство успело до этого времени оказать существенное воздействие на формирование и развитие искусства греков.

В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.

Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египет расположен на северо-востоке Африки, по течению р. Нил (ок. 1200 км, наибольшая ширина реки в дельте – 25 км). Нил впадает в Средиземное море (одна из версий происхождения названия страны – от финикийского ai-gabt – изогнутое побережье, дельта реки).

Древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.) называл Египет страной «недавнего происхождения» и «даром реки». Жизнь египтян и расцвет их культуры зависели от плодородного черного ила, который приносили регулярные разливы великой реки. Отсюда египетское название страны (егип. Та Kemet – «Черная земля»). Сохранности культуры способствовала относительная изоляция от враждебных соседей – ближайшими соседями египтян были пустыня и море. В этом оазисе взаимодействовали четыре расы: малорослые жители Восточного Средиземноморья, крепкого сложения кроманьонцы (их следы находят и в других частях Африки), негроиды и пришлые семиты из Передней Азии. Жизнь древних египтян складывалась в противоборстве кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Эта особенность отразилась в символике короны египетских фараонов, состоящей из двух частей: красной (вначале – черной, цвета нильского ила), украшенной изображением змеи, – символ Нижнего (по течению реки) земледельческого Египта, и верхней белой части с изображением коршуна – символ Верхнего Египта, страны скотоводов. Этот дуализм олицетворяли египетские боги: Осирис (бог растительности) и его злой брат Сет[2].

Объект данного исследования являются древнее египетское искусство.

Предметом исследования в работе являются архитектурные памятники Древнего Египта

Целью нашей работы является анализ источников по данной проблеме

Задачами являются:

1. Рассмотреть историю Древнего Египта

2. Рассмотреть технологии построения архитектуры

3. Рассмотреть гробницы и пирамиды

1.1 Исторический экскурс

Научная хронология выделяет эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э., или I-VI династий (в ином варианте в эпоху Древнего Царства включаются только III-VI династии). Далее следует переходный период смут и раздробленности страны (2263-2040 гг. до н.э.; VII-Х династии). Датировки Древнего Царства, которых придерживаются разные ученые, расходятся (от 360 до 150 лет). Период Среднего Царства, возрождения государства новой Фиванской династией фараонов, обычно датируется 2160-1785 гг. до н.э. (XI-XII династии). Затем следует второй переходный период (1785-1580 гг. до н.э.; XIII-XVII династии). Новое Царство, 1580-1085 гг. до н.э. (XVIII-XX династии), начинается изгнанием племени гиксосов, ослабивших Египет после XVII династии, и объединением Верхнего и Нижнего Египта под властью Фив. Эпоха Нового Царства включает период «египетского Возрождения» при фараоне XVIII династии Эхнатоне (1424-1388). Период раздробленности и междоусобных войн именуется третьим переходным периодом (1085-715 гг. до н.э.; XXI-XXIV династии). В Позднем Царстве (715-332 гг. до н.э.; XXV-XXXI династии) выделяется период объединения страны под властью XXVI Саисской династии. В 525 г. до н.э. Египет был захвачен персидским царем Камбизом II. После покорения Египта в 332 г. Александром Македонским страной правили цари династии Птолемеев.

Древнее Царство называют «веком пирамид», это «молодость Египта». «Именно тогда было создано все самое великое, – писал французский египтолог П. Монтэ, – Среднее Царство – период лабиринта... Саисское Возрождение – сложное время кризиса, когда... египтяне слишком увлеклись мумификацией животных и переписыванием заклинаний». История Египта туманна, а хронология настолько условна, что время египетской культуры принято измерять не годами и даже не столетиями, а порядковыми номерами династий[1].

1.2 Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре[приложение Б], фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Пирамиды в Гизе

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура)[приложение Б], сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине[3].

mirznanii.com


Смотрите также