Древние армянские часы. Солнечные часы — Неотъемлемая часть армянской архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеармянский календарь. Древние армянские часы


Солнечные часы Армении: символы бесконечности

Появление солнечных часов связано с временем, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и расположением солнечной тени от тех или иных предметов, положением Солнца на небе. Этими предметами обычно служили обелиски и выступающие камни. Такие архитектурные постройки служили не только культом поклонения солнцу, но и определяли время.

В 301 году, после принятия Арменией христианства, множество солнечных часов вместе с языческими храмами подверглись разрушению. Однако в средневековой Армении применение солнечных часов возобновилось, их стали размещать на южных частях монастырей.

Примеры таковых можно встретить в Звартноце, Гошаванке, Макараванке, Аричаванке, Агарцине, Танаате, Айриванке, Мшкаванке и др.

В музее древних рукописей Матенадарана сохранилось множество свидетельств и описаний древних солнечных часов. Согласно некоторым их них, в Армении широко применялись теневые часы. Единственным их недостатком было то, что они не «работали» ночью или в несолнечную погоду.

Отличительной чертой солнечных часов были обозначения единиц времени. Если в других странах их обозначали простыми цифрами, то на армянских часах это были буквы армянского алфавита.

Армянский археолог Арутюн Мартиросян, изучавший ряд доисторических наук, писал: «Если Вавилон был родиной водяных часов, Египет - песочных, то Армения стала родиной солнечных часов».

Сегодня солнечные часы редко применяются для определения времени суток. Тем не менее, они стали неотъемлемой частью армянской архитектуры. Их продолжают изображать на стенах церквей, монастырей, хачкарах. Солнечные часы можно нередко встретить и на дверях. Яркий пример – дверь Матенадарана. Солнечные часы - символ бесконечного течения жизни.

barev.today

Символы вечности: в Армении сохранились уникальные древние солнечные часы

Солнечные часы – древнейший научный инструмент, представляющий собой первое применение человеком его знаний о движении небесных тел.

В современной Армении сохранились более нескольких тысяч солнечных часов, самые древние из них имеют историю трех тысячелетий.

Появление солнечных часов связано с временем, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и расположением солнечной тени от тех или иных предметов, положением Солнца на небе. Этими предметами обычно служили обелиски и выступающие камни. Такие архитектурные постройки служили не только культом поклонения солнцу, но и определяли время.

В 301 году, после принятия Арменией христианства, множество солнечных часов вместе с языческими храмами подверглись разрушению. Однако в средневековой Армении применение солнечных часов возобновилось, их стали размещать на южных частях монастырей.

Примеры таковых можно встретить в Звартноце, Гошаванке, Макараванке, Аричаванке, Агарцине, Танаате, Айриванке, Мшкаванке и др.

В музее древних рукописей Матенадарана сохранилось множество свидетельств и описаний древних солнечных часов. Согласно некоторым их них, в Армении широко применялись теневые часы. Единственным их недостатком было то, что они не «работали» ночью или в несолнечную погоду.

Отличительной чертой солнечных часов были обозначения единиц времени. Если в других странах их обозначали простыми цифрами, то на армянских часах это были буквы армянского алфавита.

Армянский археолог Арутюн Мартиросян, изучавший ряд доисторических наук, писал: «Если Вавилон был родиной водяных часов, Египет – песочных, то Армения стала родиной солнечных часов».

Сегодня солнечные часы редко применяются для определения времени суток. Тем не менее, они стали неотъемлемой частью армянской архитектуры. Их продолжают изображать на стенах церквей, монастырей, хачкарах. Солнечные часы можно нередко встретить и на дверях. Яркий пример – дверь Матенадарана. Солнечные часы – символ бесконечного течения жизни.

 

Barev Today

armenia.im

Символы вечности: в Армении сохранились уникальные древние солнечные часы

Солнечные часы – древнейший научный инструмент, представляющий собой первое применение человеком его знаний о движении небесных тел.

В современной Армении сохранились более нескольких тысяч солнечных часов, самые древние из них имеют историю трех тысячелетий.

Появление солнечных часов связано с временем, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и расположением солнечной тени от тех или иных предметов, положением Солнца на небе. Этими предметами обычно служили обелиски и выступающие камни. Такие архитектурные постройки служили не только культом поклонения солнцу, но и определяли время.

В 301 году, после принятия Арменией христианства, множество солнечных часов вместе с языческими храмами подверглись разрушению. Однако в средневековой Армении применение солнечных часов возобновилось, их стали размещать на южных частях монастырей.

Примеры таковых можно встретить в Звартноце, Гошаванке, Макараванке, Аричаванке, Агарцине, Танаате, Айриванке, Мшкаванке и др.

В музее древних рукописей Матенадарана сохранилось множество свидетельств и описаний древних солнечных часов. Согласно некоторым их них, в Армении широко применялись теневые часы. Единственным их недостатком было то, что они не «работали» ночью или в несолнечную погоду.

Отличительной чертой солнечных часов были обозначения единиц времени. Если в других странах их обозначали простыми цифрами, то на армянских часах это были буквы армянского алфавита.

Армянский археолог Арутюн Мартиросян, изучавший ряд доисторических наук, писал: «Если Вавилон был родиной водяных часов, Египет – песочных, то Армения стала родиной солнечных часов».

Сегодня солнечные часы редко применяются для определения времени суток. Тем не менее, они стали неотъемлемой частью армянской архитектуры. Их продолжают изображать на стенах церквей, монастырей, хачкарах. Солнечные часы можно нередко встретить и на дверях. Яркий пример – дверь Матенадарана. Солнечные часы – символ бесконечного течения жизни.

 

Barev Today

armenia.im

Солнечные часы в Армении | Вне Строк

Солнечные часы АрменииСолнечные часы – древнейший научный инструмент, представляющий собой первое применение человеком его знаний о движении небесных тел. В современной Армении сохранились более нескольких тысяч солнечных часов, самые древние из них имеют историю трех тысячелетий.

В 301 году, после принятия Арменией христианства, множество солнечных часов вместе с языческими храмами подверглись разрушению. Однако в средневековой Армении применение солнечных часов возобновилось, их стали размещать на южных частях монастырей.

Примеры таковых можно встретить в Звартноце, Гошаванке, Макараванке, Аричаванке, Агарцине, Танаате, Айриванке, Мшкаванке и др.

В музее древних рукописей Матенадарана сохранилось множество свидетельств и описаний древних солнечных часов. Согласно некоторым их них, в Армении широко применялись теневые часы. Единственным их недостатком было то, что они не «работали» ночью или в не солнечную погоду.

Отличительной чертой солнечных часов были обозначения единиц времени. Если в других странах их обозначали простыми цифрами, то на армянских часах это были буквы армянского алфавита.

Армянский археолог Арутюн Мартиросян, изучавший ряд доисторических наук, писал: «Если Вавилон был родиной водяных часов, Египет — песочных, то Армения стала родиной солнечных часов».

Сегодня солнечные часы редко применяются для определения времени суток. Тем не менее, они стали неотъемлемой частью армянской архитектуры. Их продолжают изображать на стенах церквей, монастырей, хачкарах. Солнечные часы можно нередко встретить и на дверях. Яркий пример – дверь Матенадарана. Солнечные часы — символ бесконечного течения жизни.

barev.today

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Древние армяне имели чёткое представление о Космосе: астрологические карты, высеченные на скалах Армении

В вулканических Гегамских горах в Варденисе — Армения, архитектор Сурен Петросян обнаружил уникальные и таинственные астрологические картины наскальных рисунков.

Эксперты имеют разные мнения о создании хронологии картин наскальных рисунков, найденных в бассейне озера Севан и вдоль склонов горы Арагац. Некоторые считают, что эти картины наскальных рисунков были созданы в третьем-втором тысячелетии до н. э.

Другие утверждают, что это пятое-четвертое тысячелетие до нашей эры, а есть исследователи, которые определяют возраст рисунков 10-ым тысячелетием до нашей эры. Это неудивительно, так как изучение и хронология картин наскальных рисунков очень сложны.

Вулканический ландшафт Гегамских гор, Армения (MEDIACRAT, CC BY-SA 3.0)

Однако нет никаких сомнений в том, что эти наскальные рисунки, иллюстрирующие звездные карты, имеют историю в несколько тысяч лет.

Когда вы посещаете горы, где созданы эти астрологические картины — некоторые из которых сделаны из натуральной краски из красного вулканического минерала, другие, вырезанные в скале, сразу же замечаете широкое небо, которое кажется почти слишком близким к Земле. Звездное небо настолько ясное и яркое, что вдохновляет человека вернуться к прошлому и на мгновение появиться рядом с нашими предками и посмотреть, как они это увидели.

В то время, когда не было никаких увеличительных устройств, тот факт, что Армянское нагорье достаточно высоко над уровнем моря (от 1700 до 1800 метров, или от 5577 до 5905 футов) и от 500 до 600 метров (от 1600 до 2000 футов), способствовали свидетельству захватывающей ясности звездного неба.

В связи с этим большое значение было уделено картинам наскальных рисунков на холме под названием в горах Гегама, а также на вершине Севсара в горах Варденис — на высоте 3500 метров над уровнем моря (11 482 фута).

Астрологические наскальные рисунки

Эти наскальные рисунки отличаются от остальных армянских петроглифов, потому что они предназначены исключительно для поклонения небесным телам, включая солнце, луну, планеты, звезды и необычные композиции цифр. В этих местах даже так называемые «обычные» картины наскальных рисунков неразрывно связаны со звездным небом.

Многие армянские ученые изучили эти уникальные древние астрономические центры и их звездные карты, но историк и археолог Арутюн Мартиросян пришел к выводу, что предки армян, поклоняясь небесным телам, признали несколько важных количественных и качественных образцов небесного мира.

Соответственно, ясно, что небесные тела, высеченные в скале, были основаны на точных наблюдениях, что тысячи лет назад наши предки отличались не только знаниями о солнце и луне, но также планетами, звездами и созвездиями, которые были разделены на соответствующие изображения и символы уже в третьем тысячелетии до нашей эры.

Очевидно, что древний человек не только заметил, но и изобразил движение звезд, которые помогли им четко понять и отметить день и ночь, а также временные сезоны, дни, даже часы. Наши предки дифференцировали длинные, средние и короткие дни, основываясь на движениях ближних и дальних звезд и планет.

Солнце и Луна: брат и сестра в небе

Если мы посмотрим на диски солнца в наскальных рисунках, то увидим, что их изображают по-другому: в разных положениях диски солнца изображают утро, полдень и вечер. Солнце изображается через четыре концентрических круга в соответствии с его вращением.

Искусство в астрологической обсерватории Севсар — Армения.Древние армяне считали, что солнце и луна являются братом и сестрой. Вот почему они часто изображали луну, как солнце, в кругу. Однако, в отличие от солнца, луна изображалась с двумя концентрическими кругами, которая отражает две основные стадии Луны.Чертежи, в которых изображены символы наскального рисунка

После движений солнца, луны и звезд, закономерностей и их количественных выражений древние армяне обобщили все эти цифры, изучая граф и арифметику от природы.

Таким образом, они дали Солнцу одну точку, солнце и луна — две точки, луна и звезды — три точки, пять точек они дали планетам и добавили к солнцу и луне, и это стало в семь точек. И число 7 занимает основное место во всех первоначальных расчетах человека, тем более, что оно точно соответствует изменениям фаз Луны.

Астрологические карты Гегамских горВне строк

armenia.im

Древнеармянский календарь. Культура — Путеводитель по Армении

Древнеармянский календарь основывавшийся на той же модели, что и древнеегипетский календарь и состоявший из 365 дней в году.

Новый год согласно древнеармянскому календарю наступает 1 навасарда (11 августа по григорианскому календарю).

История

Согласно данным Анании Ширакаци, первоначально в древней Армении пользовались лунным календарём. Это действительно вполне возможно, так как на многих армянских скульптурах и рельефах наряду с солнцем, фигурирует и луна, что является продолжением языческих традиций и верований.

Хотя истоки формирования древнеармянского календаря и календароведения несколько затуманены, все же есть некоторые рукописные и археологические свидетельства, благодаря которым есть возможность ответить на некоторые вопросы. Так, в одной из рукописей Мовсеса Хоренаци говорится, что царь Арташес I (189—160 до н. э.) особое внимание уделял развитию ряда наук, в том числе и календароведению.

Согласно традиции, летоисчисление по древнеармянскому календарю начинается с победы Патриарха Айка над вавилонским царём Белом в 2492 году до н. э... Эта дата была вычислена Гевондом Алишаном на основе обратного отсчёта двух так называемых армянских циклов, взяв 428 год, когда новый год в движимом армянском календаре приходился на 11 августа. Вычтя из этой даты первый цикл (1460), он получил 1033 до н. э., после чего он вычел второй цикл и получил 2492 год, когда Патриарх Айк убил Бела. Согласно легенде, именно с победы Патриарха Айка началось не только армянское летоисчисление, но и было положено начало формирования армянского народа, а, по этой легенде, от имени Айка в качестве собирательного самоназвания армянского народа используются слова «hайк» и «hайказунк», и отсюда «hай», как форма единственного числа.

Хотя некоторые историки ставят под сомнение расчёты, сделанные Алишаном, традиционно именно 2492 до н. э. считается первым годом армянского календаря. 11 августа 2007 года в Армении праздновался новый 4500 год по древнеармянскому календарю.

Языческий календарь в Армении вышел из употребления после принятия в стране христианства, как официальной религии. В течение последующих веков древнеармянский календарь постепенно был забыт, но в средние века про него вспомнили Алишан и другие историки, благодаря которым он сохранился до наших дней.

Особенности

Продолжительность древнеармянского года была принята равной 365 суткам. Таким образом, армянский календарный год был немного короче солнечного (тропического), равного 365,2422 суток. Календарный год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, причём в конце года прибавлялось ещё 5 дополнительных дней (30 х 12 + 5 = 365).

По своей структуре древнеармянский календарь воспроизводил одну из древнейших календарных систем — египетскую. Египетский календарь, как мы знаем, также исходил из постоянного количества дней в году, равного 365 и, в противоположность Юлианскому календарю, не знал високосных годов. Так же, как и армянский, древнеегипетский год складывался из 12 тридцатидневных месяцев с добавлением по их окончании ещё 5 лишних дней. И древнеегипетский, и древнеармянский календари в одинаковой мере убегали вперед по сравнению с юлианским, обгоняя его каждые 4 года на 1 день. За 1460 лет египетский и армянский календари опережали Юлианский на целый год (365 суток). Другими словами, 1460 египетских или армянских лет соответствовали 1461 Юлианскому году. Через 1460 лет начало египетского или армянского года, обойдя последовательно (в обратном порядке) все числа Юлианского календаря, возвращается, на исходное число. Этот промежуток в 1460 лет древние египтяне называли «Софическим периодом» или «периодом Сотиса».

В качестве начала эры, в древнеармянской хронологии фигурирует дата, соответствующая 11 июля 552 г. европейского летосчисления. Другая армянская хронологическая система берет за исходную точку дату на год позже (11 июля 553 г.). Таким образом, приходится говорить о двух видах древнеармянского летосчисления и при пользовании армянскими источниками предварительно необходимо установить, по какой именно системе они датированы. Большею частью даты даются по отсчёту от 11 июля 552 г.

Названия

Дни недели

В языческие времена армяне, как и греки или римляне, называли дни недели по именам солнца, луны и известных тогда пяти планет:

ДревнеармянскийГригорианский
АрегакиВоскресенье
ЛусниПонедельник
ГратВторник
ПайлацуСреда
ЛуснтагЧетверг
АрусьякПятница
ЕревакСуббота

Месяцы

Что касается месяцев, у армян их было 13, как у персов или египтян. 12 месяцев по 30 дней в каждом и 13-й месяц, в котором было 5 дней:

МесяцКоличество днейПромежуток
Аманор30 дней11 августа — 9 сентября
Гор30 дней10 сентября — 9 октября
Сам30 дней10 октября — 8 ноября
Тре30 дней9 ноября — 8 декабря
Кагоц30 дней9 декабря — 7 января
Арац30 дней8 января — 6 февраля
Мехеки30 дней7 февраля — 8 марта
Ареги30 дней9 марта — 7 апреля
Агеки30 дней8 апреля — 7 мая
Марери30 дней8 мая — 6 июня
Маргац30 дней7 июня — 6 июля
Хротиц30 дней7 июля — 5 августа
Авельяц5 дней (в невисокосном году) и6 дней (в високосном году)6 августа — 10 августа

Дни месяца

Примечательно, что в древнеармянском календаре, не только месяцы, но и дни месяца имели свои названия. Каждый день назывался по имени одного из богов армянского пантеона:

№День месяца№День месяца№День месяца
1Арег11Ерезкан21Гргор
2Грант12Ани22Кордуик
3Арам13Пархар23Цмак
4Маргар14Ванат24Луснак
5Агранк15Арамазд25Црон
6Мадег16Мани26Нпат
7Астгик17Асак27Ваагн
8Мигр18Масис28Сеин
9Дзопабер19Анаит29Вараг
10Мурц20Арагац30Гишеравар

Поскольку один солнечный год состоит из 365 дней, древние армяне добавили ещё один месяц «Авельяц», который состоял из 5 дней:

№День Авельяца
1Луц
2Егджеру
3Паразнот
4Артахот
5Цкравори

Часы

Дневные и ночные часы делили на четыре части, каждая из которых содержала по три часа. Именно эта дифференциация впоследствии составила основу богослужения Армянской апостольской церкви. 24 часа суток также имели свои собственные названия:

Ночные часыДневные часы№ВремяНазвание№ВремяНазвание
118—19Хавараканн (темнеющий)136—7Айгн (заря, начало, юность)
219—20Агджамугджн (сумеречный)147—8Цайгн (предрассветный)
320—21Мтацьялн (затемнённый)158—9Зоряцьялн или Зайрецеал, Цайрацеал (усиливающийся)
421—22Шагувотн (росистый)169—10Чарагайтьялн (излучающий)
522—23Камавотн (спешащий)1710—11Шаравигьялн (лучистый)
623—24Баваканн (достаточный)1811—12Еркратесн (объявший землю)
70—1Автапьялн1912—13Шантакалн или Шантакох (жалящий, палящий)
81—2Гизкан2013—14Хракатн ил Гракатн (источающий пламя)
92—3Лусачемн (колеблющийся свет)2114—15Хуртапайлн или Хуртапайлеал (полухающий пламенем)
103—4Аравотн (утро)2215—16Тагантеал (покрытый оболочкой)
114—5Лусапайлн (лучезарный)2316—17Арагот или Араварн (скорый)
125—6Пайлацумн (сияющий; Мейкурий)2417—18Арпогн или Арпох (солнечный)

armenia-ru.touristgems.com

Солнечные часы - Неотъемлемая часть армянской архитектуры

Солнечные часы - Неотъемлемая часть армянской архитектурыСолнечные часы – древнейший научный инструмент, представляющий собой первое применение человеком его знаний о движении небесных тел. В современной Армении сохранились более нескольких тысяч солнечных часов, самые древние из них имеют историю трех тысячелетий.

Появление солнечных часов связано с временем, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и расположением солнечной тени от тех или иных предметов, положением Солнца на небе. Этими предметами обычно служили обелиски и выступающие камни. Такие архитектурные постройки служили не только культом поклонения солнцу, но и определяли время.

В 301 году, после принятия Арменией христианства, множество солнечных часов вместе с языческими храмами подверглись разрушению. Однако в средневековой Армении применение солнечных часов возобновилось, их стали размещать на южных частях монастырей.

Примеры таковых можно встретить в Звартноце, Гошаванке, Макараванке, Аричаванке, Агарцине, Танаате, Айриванке, Мшкаванке и др.

В музее древних рукописей Матенадарана сохранилось множество свидетельств и описаний древних солнечных часов. Согласно некоторым их них, в Армении широко применялись теневые часы. Единственным их недостатком было то, что они не «работали» ночью или в несолнечную погоду.

Отличительной чертой солнечных часов были обозначения единиц времени. Если в других странах их обозначали простыми цифрами, то на армянских часах это были буквы армянского алфавита.

Армянский археолог Арутюн Мартиросян, изучавший ряд доисторических наук, писал: «Если Вавилон был родиной водяных часов, Египет — песочных, то Армения стала родиной солнечных часов».

Сегодня солнечные часы редко применяются для определения времени суток. Тем не менее, они стали неотъемлемой частью армянской архитектуры. Их продолжают изображать на стенах церквей, монастырей, хачкарах. Солнечные часы можно нередко встретить и на дверях. Яркий пример – дверь Матенадарана. Солнечные часы — символ бесконечного течения жизни.

vstrokax.net


Смотрите также