Древний народ пихты. Пикты: разрисованные люди с края земли
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пикты. Происхождение и история. Древний народ пихты


Древний народ Пикты

И поэтому неудивительно, что ещё не так давно, единственное, что мы знали о пиктах, это то, что они были свирепыми воинами, идущими в бой голышом, предварительно раскрасившись с головы до пят синей краской. Но то, что воспринималось римлянами как свидетельство крайней дикости, на самом деле было психологическим элементом боевой организации пиктов. И, исходя из того, что запомнилось им больше всего, можно предположить, что не у одного закалённого в боях легионера, сдавали нервы при одном виде этого, мягко говоря, странного воинства. На протяжении всей своей истории, пикты наводили ужас на все народы, селившиеся в Британии. Именно для защиты от их нападений, римляне возвели Адрианов вал, лишь изредка решаясь продвигаться дальше на север. А суровые англы Берниции и Дейры жили в постоянном страхе, находясь в непосредственной близости от границ Королевства пиктов.

Пикты, как название народа, то, под которым их сейчас знают, дали им римляне - Picti (раскрашенные). Существует версия, что сами они называли себя как Pryden, но как бы там ни было, в историю, с подачи римлян этот народ вошел как пикты, и останутся таковыми, даже если когда-то откроются какие-то новые подробности, доселе неизвестные науке. Относительно их этнической принадлежности, сейчас существует три основные версии: 

1) Пикты имеют кельтское происхождение, но выделились в самостоятельную ветвь ещё в начале I тысячелетия до н. э.;

2) Они были потомками индоевропейских племён, проникших на Британские острова в IV-III тысячелетии до н. э.;

3) Пикты были коренным народом Британии.

Последняя версия находит некоторые подтверждения, в частности в том, что язык, на котором говорили пикты, не имеет ничего общего с кельтским. И тем более, не имеет никаких родственных связей ни с одной из групп индоевропейских языков, известных лингвистам. К тому же, следы деятельности пиктов в Британии датируются ещё серединой IX тысячелетия до н. э., к этому времени, относится начало строительства ими каменных могильников на Оркнейских островах, позже возникавших на территории всего острова Британия. И это было задолго до начала индоевропейской миграции, и особенно появления в этих краях кельтских племён, что произошло не ранее 500 г. до н. э. Опираясь на эти свидетельства, можно утверждать, что даже если пикты не были коренным народом Британии, то, во всяком случае, самым древним. И их вполне можно называть аборигенами, и не только Шотландии, а всей Британии, и быть может, даже Европы, наряду с басками.

Тем это очевидней, что из всех народов, когда-либо населявших Европу, пикты наиболее близки именно к иберам и лузитанам, которые считаются коренным населением Пиренейского полуострова. Неизвестно, можно ли говорить о какой-то степени родства между этими народами, но спиралевидные петроглифы пиктов и иберов, по стилистике очень схожи между собой. И тут можно говорить, о как минимум, достаточно тесных контактах, происходивших между ними ещё в глубокой древности. Так же дело обстоит и с таинственным "народом кубков”, поселившимся на Оркнейских островах в середине IV тысячелетия до н. э., с которым пикты поддерживали близкие связи. Это в свою очередь, дало повод некоторым учёным утверждать, что между ними произошла ассимиляция, результатом которой, и стало появление полностью сформировавшегося пиктского народа. Это маловероятно, но, несомненно, то, что "народ кубков” оказал сильное влияния на культуру пиктов, которые именно после знакомства с ними начали строить каменные круги, подобные Санхани (ок. 3300 г. до н. э.). Незадолго до этого, очевидно, тоже под влиянием пришельцев, пикты, которые до этого были кочевым народом, перешли к оседлому образу жизни, и занялись земледелием.

Что касается кельтов, переселившихся на Британские острова в середине I тысячелетия до н. э., то отношения с ними у пиктов не сложились с самого начала. Неизвестно, какой была область расселения пиктов, на момент прибытия кельтских племён, но после этого она постоянно сокращалась, и к 100 г. до н. э. их вытеснили на территорию находящуюся за Ферт-оф-Фортом. Но, несмотря на то, что с этого времени, они были фактически заперты в Центральной Шотландии, постоянно совершали походы на юг, доходя иногда до самой Темзы.

Римляне впервые "познакомились” с пиктами в 83 г. н. э., когда сошлись с ними в битве у Грампианских гор. На тот момент вся Британия, кроме Пиктавии была полностью покорена, тогдашний наместник Гней Юлий Агрикола решил исправить эту оплошность, и в 82 г. н. э. началось продвижение на север. Пикты, к тому времени, были объединены в два племенных союза – Веникония и Каледония, по имени которого, римляне впоследствии назвали всю Шотландию. По словам Тацита, зятя Агриколы, оба "королевства” выставили 30 000 воинов, (в действительности, их было не больше 8000) и руководил ими вождь каледонцев Калгак. В этом бою пикты потерпели поражение, т.к. римляне были лучше организованы и вооружены, но разгромом назвать это было трудно, потому как пикты без всякого панического бегства, организованно отступили. После этого, римляне захватили почти всю Южную Шотландию, где построили 7 крепостей, по линии Стирлинг – Перт, но территорию собственно Пиктавии они заняли лишь частично. 

Вскоре римляне поняли, что от этого приобретения им больше вреда, нежели пользы, т.к. регион этот был довольно бедным, содержать гарнизоны так далеко на севере было неудобно и очень дорого. В придачу ко всему, нападения пиктов держали эти гарнизоны в постоянном напряжении, их укрепления периодически сжигались, а пока они отстраивались заново, нападения становились ещё интенсивнее. Находясь на территории Южной Шотландии, римляне постоянно несли ощутимые потери, причём оправданность их ставилась под большим вопросом. Место это стало настоящим кошмаром для римских солдат. Несмотря на жёсткие меры, всё более учащались случаи дезертирства, чего никогда прежде не было в римской армии. Понимая всю бессмысленность этого предприятия, и опасаясь назревавшего открытого бунта в армии, император Адриан приказал отвести легионы на юг. Здесь, в самом узком месте, между Тайном и Солуэем в 122-126 гг. построили цепь укреплений, известных сейчас как Адрианов вал. Это было довольно внушительное сооружение: каменная стена, достигавшая 6 м. в высоту, с башнями, и фортами, построенными на равном расстоянии друг от друга, в которых располагались гарнизоны, находившиеся в относительной безопасности.

В 142 г. Антонин Пий счёл такое решение опрометчивым и римляне снова заняли территорию Лотиана, продвинувшись ещё севернее в земли пиктов. В районе нынешнего Эдинбурга, между Фортом и Клайдом, по узкому Шотландскому перешейку, начали строить новое укрепление, получившее название вал Антонина. Но его даже не удалось достроить из-за постоянных нападений со стороны пиктов. Всего через 2 года, в 144 г. римляне были отброшены на исходные позиции – за стены Адрианова вала, который без ремонта, постепенно ветшал, а некоторые его участки и вовсе приходили в запустение. И, несмотря на то, что римляне постоянно держали на валу 3 легиона, пикты почти беспрепятственно проникали на территорию римской Британии и безнаказанно грабили и сжигали их поселения. А мощная вначале стена, вскоре потеряла всякое значение как оборонный объект, став бесполезной против непрекращающихся вторжений с севера.

К концу II в. нападения пиктов приняли настолько интенсивный и ожесточённый характер, что II, VI, и XX легионы, защищавшие Адрианов вал, в 193 г. были вынуждены оставить свои позиции и отойти далеко на юг. Хорошо организованные пиктские отряды 15 лет опустошали Северную Британию, без разбору грабили и жгли римские виллы и селения бриттов, а волны их бесчинств, докатывались почти до самого Лондиниума. Положение становилось катастрофическим, и в 208 г. наместнику Ульпию Марцеллу пришлось, прямо таки молить императора о помощи. На следующий год Септимий Север лично прибыл в Британию с флотом и армией в 40 000 солдат. Высадившись в устье Ферт-оф-Форта, император устроил настоящий террор жителям Каледонии. Все пиктские армии, встреченные им, были разбиты, а десятки племенных вождей обезглавлены. Но покорить Пиктию ему так и не удалось, а в одном из походов, в 211 г. Септимий Север умер.

Тем не менее, пикты надолго усвоили жестокий урок, преподнесённый им римским императором, набеги в Северную Британию прекратились, и почти на целое столетие в Каледонии воцарился мир и тишина. Римские гарнизоны снова вернулись на Адрианов вал, отремонтировали его и основательно укрепили. В 305 г. вторжения пиктов возобновились, к тому же, теперь они действовали не в одиночку, а в купе со скоттами, ставшими их союзниками. Нападения повторились в 343 г. и 367 г. когда союзники прорвались через стену, опустошили Северную и Центральную Британию, и попытались захватить Лондиниум. Но город был сильно укреплён и имел многочисленный гарнизон, нападение было отбито, а нагруженные добычей пикты и скотты, вернулись в Каледонию. В 383 г. союзники повторили попытку, но далеко продвинуться им не удалось, и они были остановлены и отброшены Магном Максимом. В этом же году, римляне ушли со стены, в результате последнего вторжения, она была настолько разрушена, что восстанавливать её не стали. А в 409 г. последние римские легионы навсегда покинули Британию, брошенную на произвол судьбы.

После ухода римлян, у пиктов появился новый заклятый враг – скотты, бывшие до этого их союзниками, принимавшими участие во всех грабительских походах на римскую территорию. И тут, пословица: Нет хуже врага, чем вчерашний друг, оправдала себя в полной мере. В 498 г. скотты, около столетия уже селившиеся в Аргайле, возглавляемые Фергусом Мором Мак Эрком напали на западные земли пиктов и захватили область Эпидии, принадлежавшую последним. В 501 г. Фергус Мор стал правителем, образованного им королевства Дал Риада, Эпидия вошла в его состав. В ответ на это, пикты в 508 г. объединили все свои земли в королевство Фортриу во главе с Дрестом Гурдинмохом сыном Нехтона Морбета. В результате вспыхнувшей войны, Дал Риада, была разгромлена и распалась на небольшие королевства Лорн, Гебрен и Энгус, ставшие вассалами короля пиктов.

В середине VI в. к югу от границ Фортриу образовались королевства англов Берниция и Дейра, объединившиеся вскоре в королевство Нортумбрия, которая сразу начала экспансию на север. Пикты отразили все попытки захвата их земель, но тут в войну вмешались скотты, которые предательски ударили им в спину, разрушили столицу пиктов Инвернесс, и оттеснили их далеко на север. Но плоды их победы пали в руки англов, захвативших Южную Пиктию, а заодно и почти всю Дал Риаду. Новый король пиктов Дрест, сын Гартнэйта, попытался вернуть потерянные территории, но был разбит нортумбрийским войском во главе с королём Экгфритом и, вернувшись на север, был смещён Бруде, сыном Бели.

Король Бруде III Великий начал своё правление с захвата в 681 г. древней крепости своего народа Дуннотар, которую на тот момент удерживали скотты. В 682 г. он во главе пиктского флота отплыл на Оркнейские острова, где наголову разбил оркнейцев, бывших союзниками англов, и либо потопил, либо сжёг почти все их корабли. Вернувшись в Фортриу, он на следующий год отправился на юго-запад, где захватил и разрушил до основания столицу скоттов Дуннат, отомстив им, таким образом, за коварство. В 685 г. в битве при Нехтансмере, Бруде Великий разгромил войско англов. Нортумбрийская армия была полностью уничтожена, король Экгфрит убит, англов, успевших уже обжиться на землях Южной Пиктии, без всякой пощады убивали, остатки их, в ужасе бежали на юг. Для Нортумбрии это был сокрушительный удар, от которого она, так никогда и не оправилась. Пиктия же, на непродолжительное время стала самым могущественным государством в Шотландии.

В 847 г. умер Дрест сын Фераха, и поскольку у пиктов право наследования переходило по женской, а не по мужской линии, корона Пиктии отошла Кеннету Мак Альпину, бабка которого была пиктской принцессой. Кеннет был на тот момент, также королём Дал Риады, в 848 г. оба королевства были объединены на правах личной унии, возникло новое государственное образование под названием Альба. Столицей нового королевства стал Скон, где короновались короли пиктов. Гэльский язык стал официальным, гэльская культура быстро вытеснила пиктскую, причём никаких притеснений или насилия со стороны скоттов не было. Спустя 150 лет Альба стала именоваться Шотландией (Земля скоттов), к этому времени о пиктах все забыли, и не только в названии государства. И совершенно непонятно, как в течение всего трёх поколений пикты на собственной земле превратились в народ-призрак.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

ancientcivs.ru

Пикты. Происхождение и история

“Venit et extremis legio praeterna Britannis, Quae Scotto dat frena truci ferronque notatas Perlegit examines Picto moriente figuras (Это легион, который сдерживал дикого скотта и изучал рисунки сделанные железом на лице умирающего пикта)”. Римляне называли этот до-кельтский народ Pictii или “раскрашенные”, однако вышеприведенные слова Клавдиана, возможно, являются доказательством того (как утверждают многие ученые), что древние пикты татуировали свои тела. Впрочем, версия о том, что пикты просто раскрашивали свои тела перед боем, имеет право на существование, поскольку некоторые племена кельтов, тесно контактировавшие с ними в Британии, делали именно это, хотя среди их континентальных сородичей такой обычай не был отмечен. Однако до сих пор, не ясно является ли слово “pictus” названием, присвоенным римлянами враждебным им племенам Северной Британии или же это их самоназвание. Для не романизированных кельтов – скоттов и ирландцев – они были известны как “cruithni”.

Кто такие пикты и откуда они пришли? Эта одна из многих загадок окружающих этот таинственный народ. История происхождения пиктов окружена множеством мифов, легенд и откровенных выдумок.

Наиболее ранние следы обитания человека в Шотландии датированы примерно 8500 годом до н.э. За несколько тысячелетий до рождения Христа люди эпохи неолита из Испании и Франции уже переправлялись в Шотландию и разводили там скот. Некоторые археологи предполагают, что эти люди строили и огромные каменные могильники (cairn) которые рассеяны по всей Шотландии. Предполагают также, что их потомки позднее смешались с “народом кубков” пришедшим, по всей видимости, из Северной Европы, и этот этнический союз породил до-кельтскую расу Северной Британии.

Связь этого раннего населения с их иберийскими предками можно найти во множестве спиральных узоров вырезанных на камнях и скалах северных земель Британии, которые также можно найти в Испании, Франции и Ирландии. Конструкция могильников находящихся на Оркнейских островах также является важным доказательством иберийского происхождения их строителей. Земледелие появилось на этих островах примерно в 4000 году до н.э. (через 3000-4000 лет после своего возникновения в Малой Азии) заменив кочевой образ жизни, и Оркнеи стали островами-крепостями с множеством каменных укреплений (broch). Во времена, когда Рим стал мировой империей, оркнейцы считались римлянами могущественной морской силой. По данным последних археологических раскопок, можно предположить, что оркнейцы были стройными, темноволосыми людьми кавказского типа, с длинными узкими головами.

Большие каменные круги, такие как Санхани были, возможно, построены около 3300 года до н.э., вероятно в то время когда сюда, из Северной и Центральной Европы, прибыл “народ кубков”. Эти новые переселенцы этнически отличались от иберийцев в Северной Британии, так как их череп был более широкий и круглый. Доказательства связи этого нового народа с их континентальными предками были открыты в результате нескольких археологических раскопок, которые возможно доказывают также процветающую торговлю между древней Шотландией и Европой. Некоторые ученые предполагают, что союз этих двух различных племен привел к появлению до-кельского народа, который был известен римлянам как пикты, а кельтам как круитни.

Прибытие кельтов в Британию и Ирландию принесло уже иную культуру на эти территории. Кельты появились в Британии около 500 года до н.э. Представители этого народа, культура которого распространялась от Восточной Европы до Иберии, обычно описывались греками как светловолосые, высокие и свирепые воины (так как многие кельты красили свои волосы, многие ученые считают, что именно это имели в виду греки, называя их светловолосыми). Однако британские кельты, с которыми столкнулись римляне, описывались ими как темноволосые и невысокие. Будучи воинственным народом, кельты однажды едва не уничтожили Рим на заре его существования, за что стали врагом империи, к которому она не знала пощады. Из-за того, что в первом историческом упоминании о пиктах, относящемся к 297 году, они упомянуты как враги Рима вместе с иберниями (ирландцами), скоттами и саксами, некоторые ученые предполагают, что пикты являлись просто еще одним кельтским племенем. И хотя существует возможность, что это было одно из кельтских племен в составе федерации племен, которая, в конце концов, превратилась в нацию пиктов, более вероятным кажется, что большая часть пиктов, по крайней мере, севернее Форта, все же была до-кельтским народом. Пикты, сражавшиеся с Агриколой при Мон Грампии, были описаны как высокие и светловолосые. Однако затем римляне встретили иное племя варваров, которых они описали смуглыми и похожими на иберов, которых они завоевали в Испании. Не смотря на то, что некоторые ученые-кельтофилы считают, что пикты говорили на бриттско-галльской форме кельтского языка, Адомнан, биограф Св. Колумбы, вполне четко отмечает, что святому ирландцу требовался переводчик для того, чтобы проповедовать пиктскому королю Бруде, сыну Мэлкона, при его дворе у озера Лох-Несс. Известно, что пикты пользовались известным в кельтском мире огамическим шрифтом, однако сохранившиеся оставленные ими надписи написаны не на кельтском языке.

Одним из главных доказательств не кельтского происхождения пиктов считается их редчайший для западных обществ обычай наследования по женской линии. Ни у одного из кельтских племен такой обычай не был отмечен. По-видимому, королевская корона наследовалась членами семи королевских домов, внутри которых заключались браки. Однако именно эта редкая форма наследования принесла в 843 году корону Пиктии скотту по крови Кеннету Мак Алпину, который уничтожил остававшихся членов семи правящих домов. После этого произошло экстраординарное исчезновение из истории, как самого народа пиктов, так и его культуры. Фактически уже через три поколения королей династии Мак Алпинов их имя стало легендарным.

Все что осталось от пиктов, это каменные изваяния. Были ли пикты потомками древних басков, известных римлянам под именем пиктоны, или они были наследниками скифов, как писали некоторые древние авторы? Об этом знают лишь камни оставшиеся от них в Шотландии.

“Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены … нашей удаленностью и неизвестностью окружающей наше имя…За нами нет народов, ничего кроме волн и скал”. Эти слова пиктского вождя Калгака записанные его римскими врагами в лице Тацита лишний раз подтверждают то, что уже в то время пикты были таинственным и легендарным народом.

Римляне пришли в Шотландию и даже разбили пиктов в сражении, но никогда не смогли покорить их и земли им принадлежащие. В III веке римский полководец Агрикола уничтожил пиктскую армию, руководимую Калгаком (по римским источникам было убито 10000 пиктов и 340 римлян). Легионы Агриколы остановились около Абергарди в Пертшире, где построили укрепление. Чтобы держать под контролем завоеванное Агриколой, были сооружены семь крепостей от Калландера (около Стирлинга) до Перта. В течение 30 лет пикты сжигали и разрушали римские укрепления, и согласно викторианской легенде, знаменитый IX легион был послан на север из Инхтутила, вероятно чтобы сдержать их давление. В легенде говорится, что легион был полностью уничтожен и навсегда исчез в неизвестном сражении с разрисованными людьми севера. Однако история показывает нам, что позднее IX легион появляется в Иудее.

Император Адриан решил, что Шотландия не стоит того, чтобы отправлять туда дополнительные легионы, и отодвинул границы империи назад к Тайну и Солуэю. Здесь он построил знаменитую стену длиной 70 миль от моря до моря, носящую его имя. Возможно из-за того, что военные действия и нападения на стену не прекратились, Антонин Пий позднее вновь вернул границу к узкому Шотландскому перешейку между Фортом и Клайдом. Стена длиной 39 миль, с 20 каменными крепостями, возможно, разделила пиктские племена по обеим ее сторонам. Она защищалась II, VI и XX легионами в течение 40 лет. Пикты никогда не прекращали своих нападений на нее, и римляне дважды теряли и вновь отвоевывали ее, прежде чем не отступили окончательно в конце II века к стене Адриана. Мы знаем со слов Диона Кассия, что северные племена “пересекли стену, нанесли великие разрушения и убили полководца и его отряды”.

В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к императору за помощью против варваров, и Септимий Север решил отправиться в Британию вместе со своими сыновьями. Старый солдат привел римский флот с 40000 легионеров к Ферт-оф-Форту, высадился с армией на берег. Не смотря на то, что он победил все пиктские армии, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, он не смог покорить страну, которую он называл Каледонией и вскоре умер. Тем не менее, жестокий урок, преподнесенный римлянами и казни привели к тому, что в течение почти целого века здесь сохранялся мир. Римляне укрепились на стене Адриана, а северные племена, остановленные их жестокостью, населяли холмы к северу от нее.

В IV веке вновь разразилась война, и в 305 году римляне опять сражались против “каледонцев и других пиктов”. Кроме того, римлянам добавили проблем вторгавшиеся в Южную Британию скотты, саксы и франки. В 343 году Констант начал компанию против пиктов и вероятно заключил с ними перемирие. В 360 году Амманий Марцелл утверждал, что “пикты теперь являются двумя народами – дикалидонами и вертурионами”. В тот же год перемирие было нарушено и пикты, объединившись с ирландскими скоттами, перешли через стену в Северную Англию, но были отбиты. Они продолжали нападать на стену, и возможно фактически присоединились к межплеменному союзу против Рима. В 382-383 годах, в союзе со скоттами они вновь вторглись в Англию, и на этот раз разрушения, причиненные ими стене и ее укреплениям, уже никогда не были исправлены, хотя нападавшие были отражены Магном Максимом. Конец века принес еще одно пиктское нападение на этот раз встреченное великим римским полководцем Стилихоном.

В 409 году последние римляне державшиеся в Британии покинули ее, и бриттам было сказано защищаться самим. Примерно в это же время кельтское гэльское племя скоттов начало переселяться в Юго-Западную Шотландию, создавая королевство Далриада в Аргайле. Вынужденные защищаться от варварских пиктских и скоттских орд, бритты, говорившие на кельтском языке очень похожем на язык родственных им кельтов Уэльса, создали новое королевство Стратклайд. В 450 году пикты вновь вторглись на юг, и монах Гилдас назвал их “грязные орды пиктов и скоттов, как куча черных червей, которые выползают из расщелин в скале, когда солнце высоко и согревает воздух”. Это был последний раз, когда мы слышим о пиктах и скоттах сражающихся как союзники, и если понимать Гилдаса дословно, скотты вернулись обратно в Ирландию примерно в это время.

Изучая римские отчеты о пиктских войнах, так же как и более поздние источники, становится ясным, что пиктские земли в основном находились севернее линии Форт-Клайд, т.е. к северу от стены Антонина. Усмирение, предпринятое римлянами, а также кельтская и саксонская миграции с юга уничтожили любые возможные пиктские претензии на земли южнее стены. На западе, пиктское присутствие в Аргайле должно было быстро исчезнуть после появления там Далриадских скоттов около 500 года, однако мегалит, находящийся у въезда в замок Инверари в стране Кэмпбеллов, свидетельствует о том, что они в свое время были здесь. На севере влияние пиктов распространялось вплоть до самых северных островов, и их мегалиты были найдены почти на каждом из них. Эта страна долгое время после ухода римских легионов продолжала защищаться. Пикты боролись со скоттским вторжением на западе, с бриттами и англами на юге, с викингами на севере. Иногда они проигрывали великие сражения и теряли огромные территории, чтобы затем получить их обратно в ужасных войнах Темной Эры. В VII веке скотты отодвинули их границы далеко на север, и победоносная кельтская армия прошла за полдня путь до пиктской столицы Инвернесс на севере, разрушив ее. На юге, англы повели свои германские армии на север и захватили пиктские земли и владели ими 30 лет до того как были разбиты и обращены в бегство на юг объединенной армией пиктов.

Источники:

См. также:

www.world-history.ru

разрисованные люди с края земли: philologist

Многие считают пиктов самым загадочным народом из когда-либо живших в Британии. Они не оставили после себя письменных источников, и исследователям приходится довольствоваться теми малопонятными символами, которые пикты наносили на обработанные валуны в долинах Шотландии.

Уже для древнеримских историков происхождение пиктов выглядело весьма таинственным. Одни считали их потомками кельтов и жителей Иберийского полуострова, другие же — потомками скифов. Описания внешности пиктов также разнятся: то они выглядели светловолосыми гигантами, то — низкорослыми брюнетами. Странными могут показаться и сведения о наличии у пиктов двух языков, но современные историки объясняют этот парадокс тем, что пикты были народом смешанным. Простой люд, как полагают ученые, происходил от древнейшего неиндоевропейского населения, родственного испанским баскам, а аристократия — от кельтов. При этом неиндоевропейский язык пиктов никогда не был письменным. Осталось лишь несколько надписей, выбитых на камне с помощью так называемого ирландского огамического алфавита, — вероятно, они отображали какие-то необычные имена.

Что касается огамического письма, то это — своеобразная письменная система, при которой на ребре камня делались короткие насечки; каждая буква обозначалась конкретным числом насечек, нанесенных под определенным углом. Причем ученые полагают, что ирландский огам пикты позаимствовали уже весьма поздно — в VIII веке.

На ирландском же были созданы и два списка пиктских королей. В остальном о пиктах и их истории приходится судить лишь по археологическим находкам, а также по письменным свидетельствам других народов: римлян, бриттов, ирландцев, шотландцев и англосаксов.

До сих пор неизвестно, было ли имя «пикты» самоназванием этих таинственных племен или же происходило от римского слова «пиктии», то есть «раскрашенные», «разрисованные». Ирландцы же называли их «круитни», а жители Римской Британии, то есть бритты, — «притени». На рубеже нашей эры римские источники упоминают о притенских племенах каледониев, вакомагов. Тедзалов и вениконов. Со временем каледонии подчинили себе всех остальных.

СТРАННЫЕ ТРАДИЦИИ

Соседние народы удивлялись пиктскому обычаю покрывать свои тела многочисленными разноцветными татуировками. Именно поэтому пиктов и называли «разрисованными людьми». Татуировки были не просто украшением. Они несли в себе информацию — например, об общественном положении их обладателя, — символически изображали различных представителей животного мира или фантастических существ — таких же, как на сохранившихся пиктских каменных плитах. В изображениях этих вполне можно уловить некое сходство со скифским звериным стилем.

Диковинными казались соседям и пиктские правила матримониального наследования. Так, англосаксонский хронист Беда Достопочтенный писал: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской линии, чем по мужской, и этот обычай, как известно, сохраняется у пиктов и по сей день». Беда Достопочтенный писал свои хроники в VIII веке, а обычай такого наследования восходит к временам бронзового века, если не ранее. Поражали современников и бытовавшие среди пиктов сексуальные свободы. Римский писатель Дион Кассий рассказывал, что императрица Юлия Домна, супруга императора Луция Септимия Севера, упрекнула некую пиктскую женщину в развратности, но та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору. Обычай этот также весьма схож со скифским.

Для своего проживания «разрисованные люди» строили брохи — каменные башни высотой до 15-18 метров, которые складывались без использования скрепляющего раствора. Внешне они были похожи на родовые башни, строившиеся в свое время на Кавказе. Причем подобные сооружения можно встретить не только в современной Шотландии, но и на Оркнейских и Шетландских островах, что говорит об искусности пиктов-мореходов. Археологи также находят большие подземные помещения, в которых притены, скорее всего, держали зимней порой домашний скот. Сохранились и земляные, укрепленные изнутри камнями и бревнами валы, которыми пикты огораживали свои поселения.

В СТОЛКНОВЕНИЯХ С РИМОМ

Пикты были чрезвычайно воинственным народом. Римлянин Тацит записал такие слова притенского вождя Калгака: «Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены... нашей удаленностью и неизвестностью, окружающей наше имя... За нами нет народов, ничего кроме волн и скал». Отсюда, от края земли, совершали пикты свои набеги на южную часть Британии. Чтобы обезопасить от «разрисованных людей» эту отдаленную провинцию с ее оловянными копями, римляне построили здесь две защитные стены. Пикты неоднократно предпринимали попытки их штурма, порой успешные. В таких случаях приграничные территории Римской Британии подвергались жестокому разорению.

В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к римскому императору за помощью против этих варваров, и император Септимий Север решил отправиться туда вместе с сыновьями. Он привел римский флот с 40 тысячами легионеров к Ферт-оф-Форту (залив Северного моря у восточных берегов Шотландии) и высадился с армией на берег. Несмотря на то, что Септимий Север победил все пиктские войска, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, император так и не смог покорить страну, которую называл Каледонией, и вскоре умер, не выдержав климата Британии. Позже римский полководец Агрикола одержал победу над притенской армией, руководимой упомянутым вождем Калгаком. В битве погибли 10 тысяч пиктов и 340 римлян.

Но прошло не столь уж много времени, и, согласно легенде викторианской эпохи, знаменитый IX Испанский «Триумфальный» легион был почти полностью уничтожен в неизвестном сражении с «разрисованными людьми». Эта теория легла в основу серии романов Розмэри Сатклиф «Орел Девятого легиона», а также одноименного сериала, снятого ВВС в 1977 году, и художественного фильма 2011 года.

По имеющимся сведениям, в 60-х годах IV века пикты в одном из своих походов дошли даже до Лондона.

КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ БЕЗВРЕМЕНЬЕ

На рубеже IV и V веков император Флавий Стилихон нанес серию жестоких поражений пиктам и союзным им скоттам, волнами переселявшимся из Ирландии в северную часть Британии. Но Флавию пришлось вывести свои войска из Британии для того, чтобы сражаться с готами.

В 409 году император Гонорий, происходивший из знаменитого племени вандалов, написал вождям бриттов, что отныне они должны сами о себе позаботиться. Подражая римлянам, охотно призывавшим к себе на службу германские племена, вожди бриттов стали приглашать для защиты от пиктов племена саксов, англов, ютов и фризов. Но это сыграло с бриттами роковую шутку: с континента потекли многочисленные переселенцы, которые стали захватывать земли своих «работодателей».

В результате южная часть Британии в скором времени оказалась раздробленной на многочисленные бриттские и англосаксонские королевства, а в северной части, по соседству с пиктами, появилось королевство скоттов под названием Дал Риада. Пикты при этом определенно испытывали культурное влияние как со стороны переселенцев из Ирландии, так и со стороны могущественного англосаксонского королевства Нортумбрия. Именно под этим влиянием пикты подверглись христианизации, а их король Нехтон в начале VIII века даже решил закончить свои дни в стенах монастыря. Именно при Нехтоне на землях пиктов появилась первая каменная церковь. Он же зарекомендовал себя умелым дипломатом и смог сделать Нортумбрию своим союзником в борьбе с Дал Риадой и бриттским королевством Стратклайд.

Следом за Нехтоном на пиктский престол взошел Энгус. Он разгромил на полях сражений других претендентов на власть, после чего его амбиции вышли за пределы страны пиктов. Он покорил королевство Дал Риада, распространив на него действие пиктских законов, и даже переправлялся со своей армией в Ирландию. Но после его смерти наступили странные времена, когда целое столетие то пиктские короли правили Дал Риадой, то, напротив, короли-скотты из Дал Риады правили пиктами. Безвременье кончилось тем, что в середине IX столетия Кеннет мак Алпин, король Дал Риады, окончательно подчинил себе пиктов, начисто истребив их знать.

Насколько можно судить по хроникам и легендам, сначала большое войско пиктов, объединившее почти всю воинскую силу их королевства, потерпело сокрушительное поражение от викингов. После этого Кеннет мак Алпин пригласил уцелевшую знать на пиршество, где пиктских вождей напоили допьяна, а затем перебили. Поскольку приток скоттов из Ирландии продолжался, всего через столетие пикты ассимилировались и со временем превратились в шотландском фольклоре в расу пигмеев, или подземных жителей, порой отождествляемых с эльфами. Но тайну волшебного верескового эля, который варил этот сказочный народ, шотландцы так и не смогли узнать.

Ufolog.ruwww.ufolog.ru

philologist.livejournal.com

Пихта | "Бесконечная ци"

Пихта сибирскаяПихта сибирская

История медицины не дает точной даты открытия лечебных свойств пихтового масла, это лекарство применялось в народной медици­не на протяжении веков. Древние лекари издав­на использовали пихтовое масло для обеззара­живания ран, при простудных заболеваниях, для подавления кашля, улучшения работы надпочечников и для общего оздоровления организма.

Название этого дерева пришло к нам из не­мецкого языка: сосна по-немецки — Fichte. Особенности русского произношения трансформировали начальное «ф» в «п», добавив также окончание женского рода. Так в нашем языке появилось и прижилось слово «пихта».

Пихта представляет собой высокое дере­во, отдельные экземпляры которого могут до­стигать в высоту до 80 м. Оно относится к роду голосеменных, семейству сосновых и круглый год остается зеленым. Ствол пихты цилиндриче­ский, кора серая, гладкая. Крона пирамидально — коническая. Дерево покрыто плоской хвоей, длина хвоинок — 20-35 мм, ширина — 1 мм. Плоды пихты — шишки. Мужские нахо­дятся в верхней части дерева, а женские, в ко­торых располагаются семена, — в нижней.

Отличительная особенность пихты, по сравнению с другими хвойными деревьями, заключается в том, что ее шишки растут вверх, а не свисают. Пихта широко распространена в Северном полушарии в зонах с умеренным климатом. Десятки разновидностей пихты произрастают в Северной Америке и Восточ­ной Азии. На территории Украины распро­странена белая пихта, растущая в Карпатах, а в Сибири — сибирская. Лечебные свойства имеют обе разновидности. Пихты, произрастающие в европейской части нашей страны, используются как декоративные растения.

Целебные свойства пихты были известны уже в Древнем мире. Ее эфирное масло как средство для заживления ран упоминалось

Гиппократом. Она растет очень медленно, превозмогая любые морозы. Шишки в конце лета — начале осени. Особенности пихты таковы, что она плохо переносит загрязнение воздуха дымом и газом, но хорошо растет в сельской местности. Это дерево предпочитает не загрязненную атмосферу и, следовательно, получаемое из него пихтовое масло считается экологически чистым сырьем. Особенно ценится масло из пихты, произрастающей в Туве и Хакасии. К сожалению, пихтовых лесов на земле не очень много и их численность с каждым годом сокращается.

На коре пихты есть своеобразные пузырчатые образования. Внутри них и находится пихтовая смола. Из коры вырабатывают живицу — пихтовый бальзам. Живица содержит 30% эфирного масла, 70% смолы, небольшое количество янтарной кислоты. Сырье, из которого получают лечебное пихтовое масло — древесная хвоя и ветки молодого дерева. Используются также почки и смола. Заготовки проводят до момента распускания почек. По­сле тщательного просушивания почки хранят в закрытой посуде.Пихтовая смола служит сырьем для производства скипидара. Эфирное масло получают путем переработки шишек, молодых веточек и хвои. Из эфирного масла для медицинских целей получают камфару.Пихта из-за своих свойств считалось священным деревом.

Вокруг нее сложились десятки легенд и преданий. Это неудивительно — любое растение, свойства которого являются целебными, неизменно притягивает внимание людей и создает вокруг себя особую неповторимую ауру, «прочитать» которую пытаются колдуны и шаманы.Алтайцы, например, относятся к пихте с особой осторожностью. Древняя легенда гласит, что пихта была создана хозяином под­земного мира Эрликом, который состязался с верховным существом Ульгенем, вырастив­шим кедр. Архаичные народы Алтая остерегались строить свои дома в непосредственной близости от пихтовых деревьев. В Средиземноморье существует легенда, что именно из пихты был по­строен знаменитый троянский конь. В данном случае имеется в виду кефаллинийская пихта, которую также называют пихтой Аполлона. На древних фресках также часто встречается венок из пихтовых веток, перевитых плющом. Ученые относят этот символический «букет» к культу богини Гекаты. Считалось, что помещенные в дом ветки пихты защищают от колдовских чар.

Пихта традиционно ценилась у народов Приморья. За ее вырубку человека могли да­же казнить. Восточные славяне практиковали особый обряд венчания, во время которого жених и невеста обходили вокруг пихты, растущей у озера.Пихтовые ветки бросали на дорогу во время похоронной процессии. Считалось, что энергия этого дерева поможет усопшему в его потусторонних странствиях. У марийцев пихта считалась священным де­ревом. Во время обрядов плодородия припасы складывали на пихтовые прутья, что символизировало удачный урожай в будущем году.

Дендротерапия и гороскоп друидов

Согласно дендротерапии, науке об энерге­тике деревьев, общение с пихтой дает челове­ку приток жизненных сил, положительно влияет на творческий потенциал и возвращает психическое здоровье. Пихта упоминается и в знаменитом горо­скопе друидов, с ней у древних кельтов ассо­циировалось начало года. Временной отрезок, «принадлежащий» пихте, по этому го­роскопу длится с 2 по 11 января и с 5 по 14 июля.

Знаку пихты (в гороскопе друидов вместо созвездий представлены деревья) приписывают педантичность и прекрасные деловые качества, ответственность и благородство, строгую и недоступную красоту. Пихта всегда замкнута и держится особняком, к ней с тру­дом можно пробиться, но если вы стали ее другом, то это навсегда и вы об этом никогда не пожалеете.

Применение пихтового масла в традиционной медицине

Принято считать, что пихтовое масло — универсальный целитель, использование кото­рого является прерогативой так называемой на­родной медицины. Это утверждение весьма дале­ко отстоит от истинного положения дел. Далее беглый взгляд на химический состав пихтового масла позволит понять, как велик фармакологический потенциал этого природного вещества. Наиболее востребованным компонентом пихтового масла является камфора и ее производные: 20%-ный раствор камфоры для инъекций, камфорное масло, камфорная мазь, камфорный спирт, раствор камфоры и салициловой кислоты.

Камфора является также важным компонентом многосоставных препаратов (например, в соединении с валерианой, перцем и т. д.).

Разнообразные лекарства на основе камфоры используют для лечения ряда заболеваний. Камфора тонизирует дыхательный центр, способствует активизации обменных процес­сов в миокарде, ее применяют в качестве отхаркивающего средства. При пневмонии, отравлениях седативными препаратами, сердечной недостаточности, артритах и в качестве антисептического и обезболивающего сред­ства также используется камфора. Как мы видим, это лекарство применяется при лечении весьма обширного спектра заболеваний раз­ной этиологии.

Широкое распространение получили так­же галеновы препараты пихты. Галеновыми препаратами называют лекарства, получен­ные из растительного сырья (обычно путем экстракции и вытяжки). Как правило, галеновые препараты имеют сложный состав — поми­мо основного компонента, в данном случае пихтового масла, в них содержатся многочис­ленные добавки, корректирующие действие главной составляющей смеси. К лекарствам галенового ряда относятся настои и отвары пихты, для которых использу­ют главным образом почки этого дерева, так­же содержащие пихтовое масло.

В Сибири на протяжении столетий отвары и настои из почек пихты использовали для ле­чения многочисленных форм цинги, язвы, бо­лезней органов дыхания и применяли как мо­чегонное средство. Во второй половине XX века пихтовое масло стало применяться на научной основе как ценное фармакологическое сырье.

Свойства пихтового масла

Пихтовое масло представляет собой прак­тически бесцветную жидкость, иногда с очень слабым желтым или зеленым оттенком. Запах — типичный хвойный, с характерными бальзамическими нотками. Пихтовое масло практи­чески не растворяется в воде, очень плохо растворяется в глицерине, хорошо — в маслах растительного и минерального происхожде­ния, а также в этаноле, следовательно — в спир­тосодержащих жидкостях. Химический состав пихтового масла богат полезными веществами, среди которых уже упомянутое эфирное масло, каротин, с кото­рым у нас обычно ассоциируются морковь и шиповник, аскорбиновая кислота и дубиль­ные вещества. Эти компоненты содержатся в шишках, ветках, почках и хвое.

Пихтовое масло — универсальное лекар­ство. Выявлена его способность улучшать со­став крови, способствовать избавлению от заболеваний печени, почек и желудочно-кишечного тракта, а также вирусных инфекций. После нанесения пихтового масла на по­верхность тела оно быстро поступает в кровь и, следовательно, оперативно движется по кровеносной системе, воздействуя на весь ор­ганизм целиком.

Пихтовое масло используют для лечения таких разных заболеваний, как астма, воспа­ление легких, грипп, бронхит. Применяют его и для лечения ревматизма, гипергидроза. По­могает оно и при заболеваниях печени и по­чек, при холецистите и урологических забо­леваниях.

Пихтовое масло, с учетом его бактерицид­ных свойств, может применяться для обезза­раживания помещения, в котором находится больной. Достаточно добавить 5 капель пихто­вого масла в воду, находящуюся в аромалампе, нагреть сосуд и побыть в помещении около 1 часа. Этот метод поможет в борьбе с заболеваниями органов дыхания и вирусными инфекциями.

Врачи предлагают использовать вдыхание паров пихтового масла с помощью аромалампы также для общей профилактики. Этот метод особенно рекомендуется во время раз­личных эпидемий (острые респираторные заболевания, грипп, ангина).

Сочетание приемов классического масса­жа и пихтового масла дает быстрый положи­тельный эффект.

Издавна пихтовое масло применяется для смягчения тканей и устранения болевых син­дромов при небольших повреждениях кожно­го покрова и в случае ожогов.

Регулярное применение пихтового масла поможет уменьшить боль при разнообразных болезнях, которые имеют отношение к периферической нервной системе, а также при заболеваниях, сопровождающихся устойчивыми болями — таких, как ишиас, ревматизм и радикулит.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

Автор: Наталья

В течение жизни мне довелось много учиться и постоянно работать с новой информацией. Я участвовала в экспедициях на Тюменский Север для сбора материалов по языкам народов Севера их культуре и верованиям. Так же неоднократно участвовала в научных семинарах в Новосибирске (по языкам народов Севера), Томске, Новокузнецке, Москве. Много лет занималась преподавательской и лекционной деятельностью. Переводила стихи с английского языка. Есть публикации. Прошла стажировку по латинскому языку и антиковедению при МГУ. Преподавали в Омском государственном университете. Посещала тренировки Тай Цзицюань в начале 90-х годов. Посмотреть все записи автора Наталья

turisheva.ru

свойства, описание, применение, фото Пихты

Образ пихты

И зимой и летом вечнозеленая Пихта достойно встречает все погодные шалости природы. Именно поэтому непреклонная изумрудная Пихта у древних славян была символом терпения, достоинства и возрождения.

Шаманы изготавливали из Пихты талисманы, дарующие владельцу огромную интеллектуальную и физическую силу. Кроме того как и многие хвойные деревья, Пихта была символом нового года и рождения новой жизни.

названия пихты

По одной из версий русское слово «пихта» произошло от карельского «pihka», что означает «смола». Благодаря смоле ветки Пихты обладают удивительным душистым ароматом.

По другой версии слово произошло от латинского «Fichte», что фактически переводится как «Ель». Латинское название «Abies» также переводится как «ель».

Как выглядит Пихта

Пихта представляет собой пирамидальное дерево с густой зеленой хвоей. Ветви у Пихты начинаются от самой земли, как и у Ели.

Отдельные виды дерева достигают 40 метров в высоту, однако диаметр ствола при этом остается около полуметра.

Корневая система состоит из центрального глубоко уходящего в землю корня и нескольких у поверхности. Благодаря данной корневой системе Пихта невероятно устойчива. Даже сильные ураганы не способны причинить вред дереву.

Кора дерева гладкая с небольшими утолщениями – желваками, в которых содержится ароматная живица.

Где растет Пихта

В основном Пихта распространяется на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Отдельные виды встречаются в Канаде и на Аляске. Пихты даже встречаются в Мексике, Гондурасе, Гватемале и в Сальвадоре.

Пихта – довольно требовательное теплолюбивое дерево и любит плодородную умеренно увлажненную почву. Тем не менее, в мире произрастает около 50 видов Пихты. Наиболее распространенная в России – Сибирская Пихта.

Когда цветет Пихта

Пихта растет медленно и в первые годы жизни прибавляет всего несколько сантиметров в высоту. Цветение происходит весной в мае.

Фиолетовые женские шишки созревают в течение всего лета и опадают в сентябре. Когда все семена оставляют шишку, она полностью рассыпается.

Средний возраст Пихт колеблется от 300 до 400 лет. Цвести дерево начинает примерно в 60-летнем возрасте.

Лечебные свойства Пихты

В медицинских целях используют кору, шишки, живицу, хвою и ветки.

Пихтовые «лапки» содержат витамин С. Кроме того, из них добывают эфирное масло, являющееся ценным компонентом многих лекарственных и косметических средств. Это масло добывают также из веток дерева.

Хвоя Пихты способна выводить из организма накопившиеся вредные вещества. Кроме того, она применяется при лечении заболеваний дыхательных путей. Настои и отвары хвои принимаются для профилактики сердечнососудистых заболеваний.

Настой из хвои Пихты также являются прекрасным иммуностимулирующим средством. Весной это особенно актуально. Данный напиток не только укрепляет иммунитет, но и успокаивает нервную систему.

Шишки Пихты запаривают в водяной бане и используют для лечения ревматизма и для устранения суставных болей.

Применение Пихты

Несмотря на колючие ветви, пихтовые веники широко используются в Сибири. Пихтовое масло также добавляется в шампуни для нормализации работы сальных желез.

Для столярного дела древесина Пихты не представляет особого интереса. Ввиду отсутствия в древесине смолы, она подвержена гниению в большей степени, чем другие породы. Однако древесина Пихты наиболее ценное сырье для производства бумаги.

Резонансная древесина Пихты используется для изготовления дек различных музыкальных инструментов.

Живица, добытая из коры дерева, используется в оптической промышленности, медицине и парфюмерии.

Противопоказания

При использовании продуктов из Пихты в медицинских целях необходимо помнить об индивидуальной непереносимости компонентов.

Пихтовое масло стоит с особой осторожностью применять кормящим матерям и людям с проблемами с сердцем.

Перед применением продуктов Пихты в лечении каких-либо болезней необходимо проконсультироваться с врачом.

Интересные факты

Пихтовый Лес

Пихта может размножаться отводками. Если одна из нижних веток коснётся земли, она может дать корни и образовать новое дерево. Пихтовый стланик – необычное природное явление.

Хвоя срезанной Пихты опадает гораздо меньше, чем хвоя Ели, поэтому Пихте иногда отдают большее предпочтение в Новогодние праздники.

Шишки Пихты в отличие от других хвойных пород расположены вертикально.

Пихта содержит фитонциды, поэтому может использоваться для обеззараживания помещения.

Пихты очень чувствительны к таким факторам как запыленность и задымление, поэтому редко встречаются в городах.

Авторы иллюстраций: solik25, merlu, vovafritz, Ник Васильев (Яндекс.Фотки)

xn--e1aaqjt5d.xn--p1ai

Заметки дендролога. Пихта сибирская - ЗАПОВЕД'Ъ БЕЗ ГРАНИЦ

Рубрику ведёт Мирослава Сахневич, научный сотрудник, дендролог Алтайского биосферного заповедника.

- Любой из нас знаком с такими хвойными деревьями как сосна и ель, а вот пихта в лесах Европейской России встречается все-таки реже, поэтому большинству жителей этой части России это дерево не слишком знакомо. Не удивительно, что кому-то «удается» перепутать пихту с другими породами, особенно с елью. Прежде всего, пихта - сибирское дерево, т.к. распространено в сибирской тайге, родина его Западная и Восточная Сибирь. Однако встречается пихта сибирская и на Урале, и в Приуралье, на северо-востоке европейской части. Встречается кое-где даже в Средней России: в Нижегородской, Костромской, Ивановской областях, в Республике Чувашии, но, чем западнее, тем реже.

Пихта сибирская в окрестностях кордона Байгазан. Фото М. Сахневич

Из нескольких видов пихт, произрастающих на территории России, самый распространённый вид – пихта сибирская. Пихта сибирская (лат. Abies sibirica Ledeb.). – красивое хвойное дерево рода Пихта семейства Сосновые (Pinaceae). Высота дерева может достигать 30 м, диаметр до 80 см, живет пихта до 200-300 лет.

В местах распространения пихта может образовывать «чистые», только пихтовые насаждения или расти в смеси с елью, кедром, березой, осиной. Пихта - очень холодостойкая древесная порода. Она хорошо выносит суровый континентальный климат Сибири и мало страдает от низких зимних температур. Однако это дерево требовательно к влажности воздуха и почвы. Пихтовая тайга – место весьма сумрачное. Под её пологом растут очень немногие растения – преимущественно это мхи и немногие теневыносливые травы. Не случайно в Сибири подобные леса именуют «черневой тайгой» или «чернью». Пихта считается самой теневыносливой древесной породой и поэтому молодой подрост пихты смело появляется под пологом насаждений из других древесных пород. Ветви у пихты тонкие, у дерева, растущего при относительно хорошем освещении, они могут достигать значительной длины, а нижние ветки опускаются до самой земли. Считается, что среди хвойных деревьев у пихты самая богатая и пышная крона, можно сказать, "царская шуба". Хвоя у пихты просто роскошная! Она обычно значительно длиннее еловой, совершенно не колючая, мягкая на ощупь. Хвоинки плоские, темно-зеленые, с небольшой выемкой, а на нижней стороне хвоинки можно рассмотреть две продольных белесых полоски. Пихтовую ветку отличает приятный хвойный аромат, значительно более сильный, чем у ели и сосны. Еще одно отличие пихтовой хвои от еловой в том, что, высыхая, она не буреет и не осыпается с ветки. Кора у пихты гладкая, серая, покрыта небольшими желвачками, наполненными жидкой очень ароматной смолой.Фото В. Лотов

Латинское название рода – «Abies» происходит от индогерманского слова «abh», в переводе на русский «изобиловать», что объясняется густым охвоением ветвей и сильным ветвлением пихты. Русское наименование вида, предположительно, происходит от карельского слова «pihka», что в переводе означает «смола». Действительно, многие пихты чрезвычайно смолисты. Однако, согласно этимологическому словарю Фасмера, русское название рода происходит от немецкого «Fichte» – «ель».

Испокон веков лес для человека имел главенствующее значение. Наверное, нет такого дерева, которому не нашлось бы добрых слов со стороны людей.  В честь деревьев в народе складывали загадки, сочиняли пословицы и поговорки. Пихта тоже удостоилась такой чести, ей посвящены вот такие пословицы:

– Всякая пихта своему бору шумит.– Далеко пихта стоит, а всему бору весть дает.– Изба пихтова – сердце здорово.– Ель да пихта, чем не дрова?и загадки: – В домнах плавится металл, (Коль горючее достал)! Добавляется и шихта.Не идёт в то дело ...(пихта).

– С плоской хвоей древесина,С "телом" крепче, чем осина.Ценят все по жизни "их та" -И в садах бывает ...(пихта).

Кроме этого, слово «пихта» попало в народные названия речек (Пихтеница, Пихтяница, Пихтянка) и деревень (Большое Пихтяно и Малое Пихтяно).Ветка пихты сибирской. Фото М. Сахневич

Пихту в народе называют лесным доктором. Лечебные качества пихты сибирской известны с XVII в и связаны с именем сибирского казака Малфина, который из лапника (хвои и молодых веточек) путем вываривания получил масло и использовал его как средство от радикулита, обморожения и для заживления ран. Бальзам из живицы пихты сибирской – сильнейший антисептик, был введен в научную медицину профессором А.В. Вишневским во время Великой Отечественной войны для лечения гнойных ран, нарывов, фурункулов. В голодные годы из перемолотой коры пихты сибирской в России пекли хлеб. Лечебными свойствами у пихты обладают её хвоя, почки, молодые побеги, кора. В народной медицине часто используют чистое пихтовое масло. Ученые установили, что в хвое пихты сибирской в сравнении с другими хвойными содержится наибольшее количество эфирных масел. Сибирское пихтовое масло появилось на европейском рынке в 1896 году и сразу же завоевало всеобщее признание. Фармакологические свойства пихтового масла дают все основания признать его бактерицидным, общеукрепляющим и тонизирующим средством. Отваром пихты, так же как и сосны, в войну спасались от авитаминоза. В фармацевтической промышленности пихтовое масло используется для получения синтетической камфары. Кроме того, пихтовое масло применяется для производства парфюмерной продукции (духи, одеколоны, дезодоранты и т. д.), а также в мыловарении.

Древесина пихты, лишенная смоляных ходов, мягкая и легкая, используется для целлюлозно-бумажного производства. Из нее делают и некоторые музыкальные инструменты - у древесины пихты неплохие резонансные свойства. Но главное - ее используют как строительный материал, хотя ценится она немного меньше, чем другие хвойные.Пихта сибирская. Фото М. Сахневич

Пихта достаточно требовательная к условиям произрастания порода, не переносит загазованности, поэтому в загрязненном воздухе она расти не будет. Своего рода пихта является индикатором качества природной среды, там, где она растет и процветает — хорошая экологическая обстановка. Даже поговорка есть к этому случаю: «Из черни вышел да пообчистился».

Интересной особенностью пихты является способность размножаться прикорневыми отводками. Её прикорневые ветки располагаются совсем близко над поверхностью почвы. Касаясь земли, прикорневые ветки пускают корни, впоследствии давая жизнь новому молодому деревцу.Пихта сибирская в кедрово-пихтовой тайге заповедника. Фото М. Сахневич.

В Алтайском биосферном заповеднике пихтачи представлены только в его северной Прителецкой части, и небольшими насаждениями в бассейне р. Шавлы. Пихта растёт преимущественно в кедровых, еловых, смешанных, значительно реже в лиственничных лесах и редколесьях. Иногда образует чистые насаждения.  В горы поднимается до высоты 2300 м над ур. моря. Обычно в условиях заповедника пихта живет 100-130 лет, но встречаются и 200-летние экземпляры.

В окрестностях кордона Байгазан пихта встречается не редко. Те места, где растет пихта, невозможно обойти мимо и не обратить внимания. Устремлённые ввысь узкие остроконечные кроны деревьев как будто стремятся пронзить небо, поражают своим величием, радуют своим насыщенным ярко-зеленым цветом, приятным хвойным ароматом. Необыкновенно хороши пихты, растущие на полянах, здесь, при достатке солнечного света они приобретают особенную торжественность и строгость, являя собой некий эталон великолепия одного из представителя сосновых заповедной, черневой тайги.

Литература:Парамонов Е.Г. Рассказы о деревьях и кустарниках–Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1982. С.42-47.

Ссылки на сайты:http://www.udec.ru/derevo/pihta-sibirskaya.phphttp://www.pro-landshaft.ru/plants/detail/844/http://zenkanur.ru/?p=444http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/13750-hvoynye-rasteniya-rossii-interesnye-fakty.htmlhttp://celitelpriroda.ru/599.htmhttp://vladgarden.ru/stat/rasteniya/p/pikhta-pro-pikhtu/http://playroom.ru/stihi-i-zagadki-pro-derevya/http://www.stihi.ru/2010/08/09/4072http://lesnoy-dar.ru/derevya-i-kustarniki/pixta-sibirskaya.htmlhttp://lektrava.ru/encyclopedia/pikhta-sibirskaya/http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st004.shtml

altzapoved.livejournal.com

ЕЛЬ — ДЕРЕВО ПРЕДКОВ - VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

Поэтический образ «печальных хвойных деревьев» мы находим в творчестве замечательного певца крестьянской Руси Николая Клюева:

"Есть две страны: одна — Больница,Другая — Кладбище, меж нихПечальных сосен вереницы,Угрюмых пихт и верб седых..."

Яркость, аллегоричность, обращённость к эмоциональному началу поэтических строк, в которых выстраиваются вереницы «хвойных» образов, в значительной мере оживляют сухие наблюдения учёных, и могильная ель - как символ смерти, древнего поминального обряда, связи миров живых и предков - становится подлинным воплощением этнографической идеи, которой посвящена наша статья.

Конечно, этнологи не прошли мимо этой интересной идеи.

Часовенные иконы.

Начнём с того, что часовенные иконы (иконы для кладбищенских часовен) писались на досках хвойных пород — еловых и сосновых.

Известный искусствовед В.Г. Брюсова, обследуя часовню в карельской д. Маньга (памятник XVII—XVIII вв.), констатирует: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках...». Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Случайно ли народные часовенные иконы писались на еловых или сосновых досках? Имела ли порода дерева сакральное значение?

Рене Генон считает, что «деревья, выделяющие предотвращающие гниение субстанции и смолы, играют важную роль в символике. В частности, иногда они рассматривались как символы Христа». Народные иконы-примитивы в кладбищенских часовнях изображали святых, так или иначе связанных с миром предков. Карельский искусствовед В.Г.Платонов, анализируя икону Успенской часовни д. Пелкула «Сошествие во ад с деисусным чином», высказывает идею, что икона отразила в иконографии «существенные черты древнего погребально-поминального обряда», «связана с погребально-поминальными обрядами, происходившими в часовне и на кладбище при д. Пелкула».

Изучая коллекцию народных икон-примитивов из этой же часовни, автор пришел к тем же выводам об их похоронно-поминальной функции. Все иконы этой часовни написаны на сосновых досках. Каждый персонаж иконы так или иначе «заботится» о благополучии умерших в ином мире, а через них и о живых. Это дает возможность говорить, что выбор еловой или сосновой доски для этих икон был все-таки не случаен. Хвойные — ель, сосна, лиственница, кедр, можжевельник — деревья, связанные с миром предков, с иным миром.

Еще Плиний Старший называл ель «похоронным деревом». Здесь мы имеем магию подобия: как эти породы вечнозеленые, так же и души умерших — вечноживущие.

Ель как символ жизни.

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы, имели культовое значение. (Евреи в древности изготавливали из ели идолов. Дворцы Давида и Соломона, Иерусалимский храм строились из ливанского кедра....Библейская энциклопедия). Новогодняя традиция украшать ёлку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на ёлках.

В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами — живых и мёртвых — и потому широко использовалась в похоронной обрядности. В свадебных песнях и причитаниях невесты образ ёлочки встречается часто: ель может символизировать саму невесту наряду с берёзкой и другими деревьями, в ряде губерний (Ярославской, Костромской и др.) к дому невесты прибивали ёлочку (или жениху елочку, а невесте — берёзку), украшенную ёлочку выносила во время девишника в качестве «девьей красоты» невеста, которой предстоит теперь отправиться «во леса да во дремучие».

Мотив ёлочки присутствует часто на вещах и орудиях труда, связанных с плодородием и благополучием: на пряничных досках, например. Такие доски мне приходилось видеть в Медвежьегорском музее, в семейном музее народных мастеров Шевелевых (Каргополь), на серпе (Медвежьегорский музей, инв. № 234). Требует этнологического объяснения мотив сочетания ёлочки с солнцем. Он наблюдается на росписях прялок (Пудожский музей, инв. № 2198), в вышивке (музей в Визит-центре д. Морщихинской, Кенозеро), в резьбе полотенца на доме 1913 г. постройки (условная дата на кронштейне крыши д. Тарышкино, Кенозеро) и т. д.

Старообрядцы Верхнекамского региона, наоборот, почитали ель как дерево, относящееся к божественному миру (Смилянская). В ряде религий сосна была деревом богов: Зевса, Диониса, Одина, Мардука. В даосизме считалось, что из смолы сосны вырастают грибы, которыми питаются бессмертные. Известен у финно-угорских народов (карел, финнов и др.) и такой знаковый обычай, как рубить карсикко — особым образом обрубать сучья у хвойного дерева (ели или сосны).

Тема эта хорошо изучена. Этот многоаспектный символ вырастает в ритуальном поведении (похоронном, свадебном, промысловом и др. обрядах) до вселенских категорий, несёт в себе функции «посредника между мифологическими мирами» — мёртвых и живых. Поэтому делали карсикко в связи с переходными жизненными ситуациями, важными как для общины, семьи, так и отдельной личности (свадьба, удача на охоте, на тонях и, конечно, смерть почитаемого человека): каждый раз особым образом обрубались ветви сосны или ели (иногда делались особые знаки на стволе). К этим деревьям приносили жертвы, они выступали как «Духи - хозяева», «охранители», «помощники», «посредники. Ветви ели наделялись также особыми «жизненными силами».

Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка). На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов).

Панченко, например, отмечает, что древний могильник д. Колодно (16 км от Луги) состоял из елей и на одной из них висел каменный крест, который крестьяне использовали в лечении разных болезней, а вокруг кладбищенской часовни больные опалзывали три раза. Далее этот автор описывает лечебный источник в ельнике: «сойдёшь на ключ, помолишься на все четыре стороны. Возьмёшь с больного хоть крестик или чево-нибудь другое и повесишь на ёлочку...».

Ель как символ мира мёртвых.

Обширные этнографические материалы разных народов подтверждают связь ели с миром мёртвых. Согласно, например, верованиям сибирских татар, ель — копия Мирового Древа и находится в Нижнем мире (ель с девятью корнями или 9 елей), она возвышается перед дворцом Ирле Хана (Эрлик-хана), к их стволам царь мёртвых и его сыновья привязывают своих коней.

О принадлежности ели к иному миру и её связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми, Архангельской области и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели. «В мировоззрении печорских староверов, — пишет исследовательница старообрядчества в Коми Т.И. Дронова, — хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища — ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли тёмным». На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами. Петрозаводская школьница Елена Тищенко приводит интересное наблюдение о поклонении в п. Винница еловому пню на кладбище (всё, что, видимо, осталось от культовой ели), к которому крестьяне приносили молоко, шерсть, сало, свечи и деньги.

В карельских причитаниях вопленница от имени умершего просит приготовить ему «красивые места» (могилу) внутри «золотом истекающих еловых лесов». В вепской погребальной обрядности отмечается важная роль погребальных носилок (как, впрочем, и у многих других финно - угорских народов), на которых несли умершего до могилы. Их делали из двух еловых жердей, а после погребения их оставляли на могиле как надмогильное сооружение. В некоторых случаях у вепсов ель в похоронно-обрядовой практике замещается другим вечнозелёным и смолистым деревом — можжевельником. Он считался у скандинавских и финских народов священным деревом .

По свидетельству З.И. Строгальщиковой, у южных вепсов «крест иногда заменяла можжевеловая палка», «кресты всякие были — самые простые — можжевельник высушить, окорить — вот тебе и крест». (Древнегреческий миф рассказывает, что Аттис, умирающий от раны, нанесённой кабаном Зевса, был превращён в вечнозелёную ель). Еловые или сосновые доски использовались при изготовлении гроба. В погребениях Северной Карелии нередко обнаруживается еловая кора, которой покрывали умершего. Народные иконы - примитивы из Успенской часовни в д. Пелкула, написанные на сосновых досках, относятся к этому же похоронно-обрядовому явлению.

Роль ели и хвойных в обрядах кенозеров.

Интересные наблюдения в этом отношении были сделаны автором в Кенозерском национальном парке (Архангельская область). В верованиях кенозеров можжевельник занимает особое место, следы его почитания сохранились во многих местах: в д. Телицино нам показали «священное место» с огромным реликтовым можжевеловым деревом и обетным крестом в виде голубца. Спуск от деревни к расщелине, в которой открывается необыкновенно высокий кипарисовидный можжевельник, возраст которого около 400 лет, нижние сучья обрублены (карсикко?), два ствола создают впечатление входа в другой локус, тёмный, нездешний, чуть дальше ещё два больших кипарисовидных можжевеловых дерева и рядом величественная гигантская сосна. На о. Медвежьем можжевеловая аллея имеет явно искусственное происхождение. Священное можжевеловое дерево с этого острова находится в музее административного центра Кенозерского парка с. Вершинино. Особо почитались старые одиночные деревья, особенно сосны.

В Кенозерье по дороге на Почозеро стоит огромная сосна, увешанная тряпочками.

Ель как часть крестьянского дома.

При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ёлку, которой придавалась символика «души предков», а потому и сами коми получили прозвища — «ельники». Надо отметить, что верх дома венчали особые крюки — «курицы», на которых держалась безгвоздевая крыша. Делались курицы из корневища ели. В сакральном осмыслении крестьянского дома как храма ель есть его аналог, вертикаль, соединяющая мир предков и небо. Причём крюк курицы иногда вырезался в форме дракона, связь которого с миром мёртвых хорошо изучена. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с Велесом, миром мёртвых, то, видимо, название это неслучайно.

Известный исследователь мифологической прозы Н.А. Криничная пишет по этому поводу: «курицы, получившие семантически значимое декоративное оформление, осмысляются в похоронных причитаниях и верованиях как одно из мест, где в последний раз показывается воплотившийся в птицу умерший, точнее его душа, перед тем как покинуть навсегда этот мир». Вопрос этот требует дальнейшего изучения.

Почему «курица»? Семантика этой интересной конструктивной архитектурной детали безгвоздевой крыши северной избы ещё требует изучения, но всё же ряд значений уже сейчас можно определить. В. Даль даёт точное функциональное определение этой детали: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю...» Это же определение даёт и Словарь русского языка IX— XVII вв: «Куръ — приспособление для поддержки чего-либо, крюк». Но в крестьянском сознании произошла реинтерпретация этого образа, он оказался связан с миром предков. Вспомним «избушку на курьих ножках», святочные «перевёртыши»: «Курочка бычка родила, поросёночек яичко снёс» — оба персонажа «иного» мира; обычай на поминках перекидывать курицу через могилу.

Курица (диалектное) может обозначать «жмурика», покойника; «куриный бог» — камень с дырочкой или горлышко от бутылки являются ипостасью бога мёртвых — Велеса (горлышко керамического сосуда с живым цветком мне пришлось наблюдать на иконостасе часовни Кирика и Улиты у дороги в д. Почозеро, Кенозерье). Мотив курицы в духовной крестьянской жизни представлен широко в свадебных, похоронных обрядах, «куриных праздниках», в половой терминологии, сберегательной магии и магии плодородия. Дом и курица в народном сознании оказываются тесно связаны; солома, взятая с крыши дома, как магическое средство помогает в размножении кур, а убитая курица при въезде в новый дом обещает благополучие хозяевам...

В небольшом музее Визит-центра д. Морщихинской (Кенозерский национальный парк) висит вышитое тамбуром полотенце с надписью: «Кого люблю, тому дарю», ниже фриз курочек, между которыми ёлочки. «Концам балок — куриц придавали фантастические формы змеи с разинутой пастью или некоего чудовища с рогами», — пишет Н.А. Криничная (Криничная...1992, С. 6).

Ель в Святых рощах.

Еловый бор — «священная роща» и кладбище выступают как особый локус, как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нём всё принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, водить игры, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Он может выполнять лечебные функции. Бор как место с повышенной хтонической символикой часто упоминается в связи со свадебной обрядностью у коми, карел, русских, где он выступает как мифологема подземного мира, где гибнет «воля — красота» невесты.

Ель как храм или алтарь.

Редуцированные представления о ели как храме или алтаре сохранялись довольно долго: у карел в д. Лошкин Наволок, где часовни никогда не было, её заменяла ель, вокруг которой устраивались игрища, а потом порванные рубахи развешивали на ели (Орфинский), у удмуртов недалеко от дома строилось специальное сооружение — жилище, храм (куала, куа). Здесь стоял стол, и над столом делалась специальная полка, которую на время жертвоприношения устилали еловыми ветками, на нее клали часть жертвы.

Характерно, что освящение этого домашнего храма происходит в Петров день (Лаванен). Типологическое сходство храма с елью имеет многочисленные этнографические параллели у северных народов: обычай использовать растущую рядом с домом ель или ставить ель (карсикко) по определенным праздникам с жертвоприношениями, например, на Пасху, в Иванов день, на Рождество в Северной Финляндии, у норвежских и шведских лопарей в рождественский сочельник. Таким образом, связь вечнозеленых деревьев с миром предков определяет их участие в похоронной обрядности.

Ель – древо предков.

Связанная с миром предков, ель наделялась информативной функцией, выступала как вещее дерево в мантических обрядах.

По информации Е.И. Марковой, Н. Клюев получил дар прозрения под елью. В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. При строительстве дома крестьянин на месте строительства должен был провести ночь под елью, и если ему приснится дух, то строительство дома ему угодно, в противном случае откладывали. Или по шуму кроны пытались определить — можно ли здесь строить, иногда даже рожали под корнями ели.

Наглядным отголоском единения ели с предками служат северные вышивки: фитоморфные мотивы карельских вышивок, по мнению исследовательницы орнаментов вышивок финноязычных народов А.П. Косменко, есть стилизованные хвойные деревья, «которые, как известно, ещё недавно были объектами поклонения как у карел, так и у соседних народов». Не случайно народная терминология карел все растительные орнаменты вышивок определяет как «еловые деревья». При этом надо иметь в виду важнейшую функцию полотенец в погребально-обрядовой практике.

ltraditionalist.livejournal.com


Смотрите также