Доклад религия древней греции. Доклад: Религия древних Греков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Религия Древней Греции. Доклад религия древней греции


Доклад - Религия древних Греков

и Римлян.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх.

В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами – красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба – Мойры – предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступившими с ними, в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намеренья и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой «Одиссеи», преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона, цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю, которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям, чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это – отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил божественный огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды.

Чувство ответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине, характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в древнеримских легендах. Но если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, — страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли ( итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия). Для древнего римлянина, существовало еще одно божество – семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах – у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество.

Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности.

Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента – списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, «не позволяла» ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим «двинулись» множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева.

Свершено особую роль римской религии сыграли эльтруски – удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами.

Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусских жрецов – гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты.

Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.

Вот почему, именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

Список использованной литературы:

А. А. Нейхардт,

Легенды и сказания Древней Греции. – М.: «Правда», 1987 г.

www.ronl.ru

Доклад - Религия Древней Греции

Религия Древней Греции

Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям-полубогам.

Мифологиядревних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди­земноморскихнародов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложнуюэволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитиидревнегреческой мифологии:

хтонический,или до олимпийский, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды,характерные для хтонического периода, сложились вгреческом обществе задолго до дорийского завоеванияXII в. до н. э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источни­ков, в которыхбы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходитсяиспользовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайноотразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.

Первый период. Термин «хтонический» происходит от греческого слова «хтон» — «земля». Земля воспринималась древними греками какживое и всемогущее существо, которое все порождает и всех питает. Сущностьземли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет топоклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья идаже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков санимизмом, приводя к сложной и не­обычной системе верований. Кроме боговсуществовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющиеникакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляютсянеизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самымкатастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов былисвязаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческойрелигии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественнойсилой.

В подобных представлениях о богах ив особом почитании Земли как Великой Матери видны отголоски идей разных этаповразвития греческого общества — и совсем раннего времени, когда не отделявшийсебя от природы человек создавал образы человекоживотных,и периода матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялосьрассказами о всесилии Земли- Прародительницы. Но одно объединяло все этивоззрения — представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Онивоспринимались как существа могущественные, но более опасные, чемблагодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать ихблагосклонность. Таким предстает, например, бог Пан, который, в отличие от Тифона или гектанохейров, в болеепоздней мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом,покровителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческимобществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людейбеспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он является людям вполуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менееопасным, чем полночь. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучшене встречаться с богом Паном, сохранившим полузвериный облик и нравпервоначальных порождений Матери-Земли.

Второй период. Распадматриархата, переход к патриархату, возникновение первых государств ахей­цев —все это дало толчок к полному изменению всей системы мифологии, к отказу отстарых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов- олицетворений бездушных сил природы заменяютбоги-покровители отдельных групп в человеческом обществе, групп, объединявшихсяпо самым разным признакам: классовым, сословным, профессиональным, но у нихвсех общим было одно — это были люди, не пытавшиеся ужиться с природой, астремившиеся подчинить ее, преобразовать в нечто новое, заставить служитьчеловеку.

Не случайно самые древние мифыолимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, впредшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновьябогов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскуюГидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь боговКосмоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу.Представления о Зевсе сложились только после дорийскогозавоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютногобога-владыки.

В счастливом и упорядоченном мире Зевсаего сыновья, рожденные от смертных женщин, завершают дело своего отца,истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство мировбожественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворноевнимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например,Гермес — Персею, а Афина — Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев.Представления об ужасных демонах тоже изменяются — они теперь выглядят скореепросто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды,земли и воздуха.

Третийпериод. Становление и развитие государства, усложнение общества иобщественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию миренеизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мирегосподствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героическийпериод развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которойподчиняется все существующее — и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит надвсем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать утитана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями имучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смогвступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, — еежестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью —Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказаннойучасти, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз,дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти отслепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств ибратоубийств.

Да и боги теперьуже не настолько милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил ихволю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды,Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.

В позднемгреческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простоеисполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов исюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главнуюроль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияниепервоэлементов или стихий. В таком виде греческая религия просуществовала доначала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях онавступила в многогранное и взаимообогащающеевзаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

Жертвы ишествия — формы почитания богов в Древней Греции

Культ и обрядностьу греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера дозначительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римскогозавоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственнойрелигии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указатьна совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так ивне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись отдругих зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенногобога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения дляпожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили наособой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

Даже в древнейшие времена уотдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, ижреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положениесохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков быладелом государственным, и жрецы фактически оставались на положениигосударственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для другихграждан. Жреческие же обязанности при необ­ходимости могли исполнять цари илиглавы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословскихтрудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностейограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому онибыли приписаны.

Общение с богами во времябогослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их какмогущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, вобмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровныежертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев,посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились кубийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди.Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время большихпраздников или в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом,перед народным собранием или на­чалом земледельческих работ, во время эпидемий)могли убивать более 100 животных. Такие жертвопри­ношения называлисьгекатомбами.

Все жертвенные животные должны былибыть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействияоблачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил вполном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животногосжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось наторжественном пиру, происхо­дившем после богослужений. После жертвоприношенияжрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участникицеремонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносилисьони по строго установленным правилам и с призыванием богов.

Дома у греков также возводилисьжертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священнымсчитался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестияи, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине.На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить отзла. Похороны также проходили согласно строго ус­тановленной церемонии. Покойникаумащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) ворту, предназначавшейся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали напогребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили издома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или вспециальных гробницах.

Одной изважнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецызанимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленныхживотных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события поизменениям неба, жрецы- пифайсты — по виду молний.Особым почетом у греков пользовались святилища — оракулы, в которых боги черезжрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете.Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который былпосвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. Вцентре здания оракула находилась расщелина, из ко­торой вырывались дымныеиспарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживаласьпрорицательница — пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, ив этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийскогооракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Так, Крез, царь Лидии,вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира.Пифия ответила, что если он нападет на Кира, тоуничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинатьпрорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будетразрушено великое царство. Ты и разрушил его — только это было не царство Кира, а твое собственное».

Как особая формаслужения богам воспринимались и спортивные состязания. Представление греков обогах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовалостремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются,видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главнымспортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры,установленные, по преда­нию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества былинастолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчислениев Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776 г. до н. э.).Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игрыпосвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнованиячередовались с жертвоприношениями. Главным испытанием было «пятиборье» — бег,прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои исостязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры.

www.ronl.ru

Доклад - Религия Древней Греции

Эволюциядревнегреческоймифологии: отхтоническихсуществ кгероям-полубогам.

Мифологиядревних грековбыла одним изсамых замечательныхявлений в культуресреди­земноморскихнародов. Но ниэта мифология, ни религия небыли однородныи прошли сложнуюэволюцию.Исследователивыделяют триосновных периодав развитиидревнегреческоймифологии:

хтонический, или до олимпийский, классическийолимпийскийи позднийгероический.Взгляды, характерныедля хтоническогопериода, сложилисьв греческомобществе задолгодо дорийскогозавоеванияXII в. до н. э. и дажедо возникновенияпервых ахейскихгосударств.Не сохранилосьисточни­ков, в которых быэти воззрениябыли представленыполно и последовательно.Поэтому приходитсяиспользоватьотдельныеархаичныеобразы илимифологическиеэпизоды, случайноотразившиесяв текстах, относящихсяк значительноболее позднемувремени.

Первый период.Термин «хтонический»происходитот греческогослова «хтон»— «земля». Землявоспринималасьдревними грекамикак живое ивсемогущеесущество, котороевсе порождаети всех питает.Сущность землибыла воплощенаво всем, чтоокружало человекаи в нем самом, объясняет топоклонение, которым грекиокружали символыбожеств: необычныекамни, деревьяи даже простодоски. Но привычныйпервобытныйфетишизм смешивалсяу греков с анимизмом, приводя к сложнойи не­обычнойсистеме верований.Кроме боговсуществовалиеще и демоны.Это неопределенныеи страшныесилы, не имеющиеникакого облика, но обладающиеужасным могуществом.Демоны появляютсянеизвестнооткуда, вмешиваютсяв жизнь людей, причем обычносамым катастрофическими жестокимобразом, и исчезают.С образамидемонов былисвязаны ипредставленияо чудовищах, которых на этомэтапе развитиягреческойрелигии, вероятно, тоже воспринималикак существ, обладающихбожественнойсилой.

В подобныхпредставленияхо богах и в особомпочитании Земликак ВеликойМатери видныотголоски идейразных этаповразвития греческогообщества — исовсем раннеговремени, когдане отделявшийсебя от природычеловек создавалобразы человекоживотных, и периодаматриархата, когда господствоженщин в обществеподкреплялосьрассказамио всесилииЗемли- Прародительницы.Но одно объединяловсе эти воззрения— представлениео равнодушиибогов, об ихглубокойотчужденности.Они воспринималиськак существамогущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которыхнужно скорееоткупаться, чем пытатьсяснискатьихблагосклонность.Таким предстает, например, богПан, который, в отличие отТифона илигектанохейров, в более позднеймифологии непревратилсяв окончательногомонстра, а осталсябогом, покровителемлесов и полей.Он связан сдикой природой, а не с человеческимобществом, и, несмотря насвою склонностьк веселью, можетнаводить налюдей беспричинныйстрах. Козлоногий, бородатый ирогатый, онявляется людямв полуденныйчас, когда всезамирает отжары, в час, которыйсчитался неменее опасным, чем полночь.Он может бытьи добрым, исправедливым, но все же лучшене встречатьсяс богом Паном, сохранившимполузвериныйоблик и нравпервоначальныхпорожденийМатери-Земли.

Второй период.Распад матриархата, переход кпатриархату, возникновениепервых государствахей­цев — всеэто дало толчокк полному изменениювсей системымифологии, котказу от старыхбогов и появлениюновых. Как и удругих народов, богов- олицетворенийбездушных силприроды заменяютбоги-покровителиотдельных группв человеческомобществе, групп, объединявшихсяпо самым разнымпризнакам: классовым, сословным, профессиональным, но у них всехобщим было одно— это были люди, не пытавшиесяужиться с природой, а стремившиесяподчинить ее, преобразоватьв нечто новое, заставитьслужить человеку.

Не случайносамые древниемифы олимпийскогоцикла начинаютсяс истреблениясуществ, которым, вероятно, впредшествующийпериод поклонялиськак богам. БогАполлон убиваетпифийскогодракона и великанов, люди-полубоги, сыновья боговуничтожаютдругих чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскуюГидру. И окончательнуюпобеду наддревними богамиторжествуетЗевс, царь боговКосмоса. ОбразЗевса оченьсложен и сформировалсяв мифологиигреков не сразу.Представленияо Зевсе сложилисьтолько последорийскогозавоевания, когда пришельцыс севера придалиему черты абсолютногобога-владыки.

В счастливоми упорядоченноммире Зевса егосыновья, рожденныеот смертныхженщин, завершаютдело своегоотца, истребляяпоследнихчудовищ. Полубоги, герои символизируютединство мировбожественногои человеческого, неразрывнуюсвязь междуними и благотворноевнимание, скаким богинаблюдают залюдьми. Богипомогают героям(например, Гермес— Персею, а Афина— Гераклу), анаказываюттолько нечестивцеви злодеев.Представленияоб ужасныхдемонах тожеизменяются— они теперьвыглядят скореепросто могущественнымидухами, обитателямивсех четырехстихий: огня, воды, земли ивоздуха.

Третий период.Становлениеи развитиегосударства, усложнениеобщества иобщественныхотношений, обогащениепредставленийоб окружающемГрецию миренеизбежноусиливаличувство трагичностибытия, убежденности, что в мирегосподствуютзло, жестокость, бессмысленностьи абсурд. В позднийгероическийпериод развитиягреческоймифологиивозрождаютсяпредставленияо силе, которойподчиняетсявсе существующее— и люди, и боги.Рок, неумолимаясудьба царитнад всем. Передней склоняетсядаже сам Зевс, вынужденныйто силой выпытыватьу титана Прометеяпредсказаниясобственнойсудьбы, то смирятьсяс испытаниямии мучениями, через которыедолжен пройтиего любимыйсын Геракл, чтобы он смогвступить в сонмбогов. К людямсудьба ещеболее беспощадна, чем к богам, —ее жестокиеи часто бессмысленныеповеленияисполняютсяс неотвратимойточностью —Эдип оказываетсяпроклят, несмотряна все своиусилия спастисьот предсказаннойучасти, гибнеттакже прячущийсяот воли рокаАнхиз, дед Персея, даже целый родАтридов неможет уйти отслепого приговорасудеб, будучивовлечен вбесконечнуючереду убийстви братоубийств.

Да и боги теперьуже не настолькомилостивонастроены клюдям. Наказаниятех, кто нарушилих волю, ужасныи неоправданножестоки: Танталвечно мучаетсяот голода ижажды, Сизифобязан постоянноподнимать наадскую горутяжелый камень, Иксион прикованк вращающемусяогненномуколесу.

В позднем греческомобществе религияпостепенноприходила вупадок, вырождаясьв простое исполнениеобрядов, а мифологиястановиласьпросто сокровищницейобразов и сюжетовдля авторовпоэм и трагедий.Некоторыефилософы дажеотрицали главнуюроль богов всотворениимира, представляяэтот космическийакт как слияниепервоэлементовили стихий. Втаком видегреческаярелигия просуществоваладо начала походовАлександраМакедонского, когда в эллинистическихимпериях онавступила вмногогранноеи взаимообогащающеевзаимодействиес вероисповеданиямиДревней Азии.

Жертвы ишествия — формыпочитания боговв Древней Греции

Культ и обрядностьу греков сохранялись, видимо, в видетрадиций отэпохи героевГомера до значительноболее позднихпериодов греческойистории, вплотьдо римскогозавоеванияи даже посленего, почти досамого введенияхристианствакак государственнойрелигии вВизантийскойимперии. В первуюочередь, естественно, следует указатьна совершениежертвоприношений.Жертвы моглисовершатьсякак в храмах, так и внеих.Храмы сооружалисьобычно навозвышенностяхи отделялисьот других зданийоградой. Внутрихрама устанавливалиизображениеопределенногобога и алтарьдля бес кровныхжертв. Существовалиотдельныепомещения дляпожертвованийи священныхреликвий. Кровавыежертвоприношенияпроисходилина особой площадкеперед храмовымзданием, новнутри ограды.

Даже в древнейшиевремена у отдельныхгреческихплемен жрецыне игрализначительнойроли в обществе, и жреческиеобязанностимог исполнятьлюбой свободныйчеловек. Этоположениесохранилосьи после возникновенияотдельныхгосударств.Религия у грековбыла деломгосударственным, и жрецы фактическиоставалисьна положениигосударственныхслужащих, подчиняющихсязаконам, обязательными для другихграждан. Жреческиеже обязанностипри необ­ходимостимогли исполнятьцари или главыотдельныхродов. Жрецыне обучалирелигии, несоздавалибогословскихтрудов, вообщеникак не развивалирелигиознуюмысль, и кругих обязанностейограничивалсяисполнениемобрядов, причемв конкретномхраме, к которомуони были приписаны.

Общение с богамиво время богослуженийу греков обусловливалосьвсе тем жевосприятиемих как могущественных, но понятныхи благодетельныхсуществ. Жертвыбыли дарами, в обмен на которыебоги должныбыли исполнятьпросьбы молящегося.Бескровныежертвы состоялииз овощей, фруктов, а также различныхлепешек и хлебцев, посвященныхотдельнымбогам. Кровавыежертвоприношенияв основномсводились кубийству животных, но иногда, правдаочень редко, в жертву приносилисьи люди. Традиционнымижертвеннымиживотными былиовцы, свиньии быки. Во времябольших праздниковили в особыемоменты государственнойжизни (послепобеды надврагом, переднародным собраниемили на­чаломземледельческихработ, во времяэпидемий) моглиубивать более100 животных. Такиежертвопри­ношенияназывалисьгекатомбами.

Все жертвенныеживотные должныбыли быть безупречны, без малейшихнедостатков.Жрецы передначалом священнодействияоблачалисьв белые одеждыи омывали рукив соленой воде.Обряд проходилв полном молчании, при музыкальномсопровождениифлейтистов.Часть заколотогоживотногосжигалась наалтаре, частьдоставаласьжрецам, а остальноесъедалось наторжественномпиру, происхо­дившемпосле богослужений.После жертвоприношенияжрец произносилмолитву к богам, которую за нимповторяли всеучастникицеремонии.Религиознымиобрядами быликлятва и проклятие, так как произносилисьони по строгоустановленнымправилам и спризываниембогов.

Дома у грековтакже возводилисьжертвенныеалтари и устанавливалисьстатуи богов-покровителей.Священнымсчитался идомашний очаг, так как егопокровителембыла Гестияи, совершаябескровныежертвы у очага, грек напрямуюобращался кэтой богине.На пятый деньпосле рожденияребенка обносиливокруг очага, чтобы оградитьот зла. Похоронытакже проходилисогласно строгоус­тановленнойцеремонии.Покойникаумащали мазямии благовониямии в белых одеждах, с мелкой монетой(оболом) во рту, предназначавшейсядля Харона, перевозчикадуш мертвых, клали на погребальныеносилки. Одиндень его оплакивали, потом торжественновыносили издома. Первоначальнов Греции трупсжигали, ноэтот обычайпостепенновытеснилсятрадициейпогребениятела в землеили в специальныхгробницах.

Одной из важнейшихобязанностейжрецов былипредсказаниябудущего. Некоторыежрецы занималисьтолько гаданиями, в первую очередьпо внутренностямумерщвленныхживотных иполетам птиц.Но жрецы-эфорыпредсказывалигрядущие событияпо изменениямнеба, жрецы-пифайсты — повиду молний.Особым почетому греков пользовалисьсвятилища —оракулы, в которыхбоги черезжрецов давалипрямые ответына задаваемыевопросы. Известныоракулы Зевсав Додоне, Гераклав Буре, Аполлонав Милете. Новоистину всегреческойславой пользовалсяоракул в Дельфах, который былпосвящен сначалаГее, потом Фемидеи Аполлону. Вцентре зданияоракула находиласьрасщелина, изко­торой вырывалисьдымные испарения.Над расщелинойбыл укреплентреножник, накоторый усаживаласьпрорицательница— пифия. Одурманеннаяядовитымипарами, онавпадала в транс, и в этот моментперед ней богАполлон открывалтайны будущего.ПророчестваДельфийскогооракула, правда, всегда былидвусмысленныи туманны. Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли оннапасть наперсидскогоцаря Кира. Пифияответила, чтоесли он нападетна Кира, то уничтожитвеликое царство.Когда же разбитыйнаголову Крезстал проклинатьпрорицателей, те резонноответили ему:«Тебе же былопредсказано, что будет разрушеновеликое царство.Ты и разрушилего — толькоэто было нецарство Кира, а твое собственное».

Как особаяформа служениябогам воспринималисьи спортивныесостязания.Представлениегреков о богахкак о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовалостремлениеуподоблятьсяим и в совершенстветел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьеми силой. ГлавнымспортивнымпраздникомДревней Грециибыли, разумеется.Олимпийскиеигры, установленные, по преда­нию, самим Гераклом.Эти религиозныеторжества былинастольковажны, что навремя игр заключалсявсеобщий мири даже летоисчислениев Греции шлопо Олимпиадам(начиная с 776 г.до н. э.). Проводившиесячерез каждыечетыре годав городе Олимпии, эти спортивныеигры посвящалисьвсем богам, хотя покровителемгорода и былЗевс. Соревнованиячередовалисьс жертвоприношениями.Главным испытаниембыло «пятиборье»— бег, прыжки, борьба, метаниекопья и метаниедиска, такжепроводилиськулачные боии состязанияколесниц. ПомимоОлимпиад, самымиизвестнымибыли Немейские, Пифийские иИстмийскиеспортивныеигры.

www.ronl.ru