Государственное устройство древней спарты. Правовое положение групп населения в Древней Спарте. Илоты. Криптии. Государственное устройство Древней Спарты. Законодательство царя Ликурга.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты. Государственное устройство древней спарты


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ

В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством. При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В научной литературе часто можно встретить утверждение об олигархическом характере спартанского правления. Это не совсем верно. Во всяком случае, спартанская олигархия очень сильно отличалась от типичных олигархий Греции (например, коринфской или мегарской). Следует сказать, что уже античные теоретики испытывали затруднения при определении государственного устройства Спарты. Его называли то аристократическим, то тимократическим (т. е. основанным на власти наиболее отличившихся и почтенных граждан), то смешанным (т. е. соединяющим элементы различных политических систем). Последнее определение, пожалуй, кажется наиболее точным. Действительно, в спартанском государстве, созданном усилиями поколений реформаторов, причудливо переплетались институты, характерные для монархии, олигархии и даже демократии.

Политическая система Спарты складывалась на протяжении нескольких веков, хотя сами спартиаты были убеждены, что в своих основных чертах она была установлена уже легендарным Ликургом, которому приписывали авторство главного спартанского конституционного закона – «Великой ретры». Текст этого документа дошел до нас, и, судя по архаичности формулировок, его действительно следует относить к VIII или VII в. до н. э. Закон гласил: «Учредить тридцать старейшин с верховными вождями совокупно. От времени до времени созывать собрание… и там предлагать и распускать, но господство и сила да принадлежат народу». Таким образом, в «Великой ретре» были закреплены основные элементы спартанского государственного устройства: цари[11], совет старейшин и народное собрание.

Спарта была едва ли не единственным греческим полисом, в котором в течение архаической эпохи не была ликвидирована царская власть. Высшими должностными лицами государства по-прежнемуоставалисьцари, причем царей одновременно было два, а значит (уникальная спартанская черта), правили две царские династии – Агиады и Еврипонтиды. На вопрос о происхождении такого необычного феномена, как двойная царская власть, пока вряд ли возможно дать однозначный ответ. Скорее всего, это пережиток дуального членения социума, что было характерно для многих архаичных обществ. Спартанские цари считались прямыми потомками греческого мифологического героя Геракла и, соответственно, самыми знатными аристократами во всей Элладе. Власть их была наследственной. Цари были окружены большими почестями, которые оказывали им сограждане (даже за обедом царю полагалась двойная порция). Однако необходимо подчеркнуть, что спартанские цари отнюдь не были полновластными правителями. Фактически их полномочия сводились к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов государства. Таким образом, Спарта, как и другие греческие полисы, была республикой, хотя и с некоторым монархическим «оттенком».

Государственное устройство Спарты схематично можно представить

Реально высшим органом управления в Спарте был совет старейшин – герусия. Его членов называлигеронтами. Герусия состояла из тридцати человек: в нее входили цари (по своей должности) и 28 граждан (не моложе 60 лет), избиравшихся в совет пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты, выходцы из знатных семей. Именно герусия (а не цари) фактически руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда.

Как в любом греческом полисе, высшей властью в спартанском государстве было народное собрание – апелла. Оно объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но фактически апелла созывалась редко и нерегулярно (обычно по инициативе геронтов), и власть ее была ограничена. Власти вносили на рассмотрение народного собрания те или иные вопросы, а спартиаты должны были только голосовать «за» или «против»,какие-либодебаты либо дискуссии не допускались. При этом в некоторых случаях (в частности, при избрании геронтов) применялся простейший способ голосования (Аристотель называет его «детским»), когда свое доверие либо недоверие тому или иному кандидату народ выражает громким криком, и побеждает тот, за кого кричали громче всего. Если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла отменить постановление собрания и назначить повторное голосование. Тем не менее какие бы ограничения ни накладывались на функционирование апеллы, все же, согласно положениям «Великой ретры», которые неукоснительно выполнялись, без согласия народа ни односколько-нибудьважное решение не могло быть проведено в жизнь.

Спартанские гоплиты. Рисунок

Несколько позднее (возможно, в VIв. до н. э.) среди государственных институтов появилась коллегия, состоявшая из пяти эфоров (т. е. надзирателей). Эфоры избирались сроком на год. Эту должность мог занять любой спартиат, независимо от своей знатности и богатства; случалось, что эфорами становились совсем бедные люди. Таким образом, институт эфоров был бесспорно демократическим. Функции эфоров заключались в контроле над деятельностью других высших должностных лиц, с тем чтобы они соблюдали интересы гражданского коллектива. Особенно бдительно эфоры следили за тем, чтобы не допустить попыток перерастания власти царей в настоящую монархию или тиранию. Эфоры располагали необычайно большими полномочиями: они могли не только отстранить царя от власти, но даже приговорить его к казни. Начиная с VI^. до н. э. вся история Спарты полна конфликтов между царями и коллегией эфоров.

В тесной связи с государственным устройством Спарты находилась ее военная организация. Главную ударную силу войска составляла фаланга гоплитов. Спартанская тяжеловооруженная пехота с полным основанием считалась лучшей в греческом мире. Фаланге придавались вспомогательные легковооруженные отряды, состоявшие из периэков, а иногда даже из илотов. Верховное командование армией осуществляли цари, причем на войну отправлялись оба царя. Но поскольку между ними нередко возникали конфликты, что мешало слаженным действиям войска, то в конце ?Ів. до н. э. в интересах единоначалия было постановлено, чтобы впредь поход возглавлял один царь, а другой оставался в Спарте. При этом даже на полях сражений царь не имел абсолютной власти. Не он, а геронты и эфоры принимали решение о начале похода или об окончании военных действий. Послав царю шифрованный приказ, герусия могла в любой момент отозвать его с поля битвы на родину. Неподчинение приказам жестоко каралось. Даже в походе при царе всегда находилсякто-либоиз эфоров, контролировавший все действия главнокомандующего.

Спартанская армия делилась на моры – отряды численностью500—900человек (в зависимости от демографической ситуации и степени опасности противника). В войске строго соблюдалась субординация. Командир моры –полемарх подчинялся непосредственно царю. Полемарху подчинялись командирылохов (отрядов, состоявших из100—150человек), тем – командирыпентекостий (полусотен), а этим последним – командирыэномотий

(самых малых подразделений, насчитывавших 25 человек). В целом в войске была весьма велика доля офицеров, а это всегда повышает боеспособность армии. Военно-морскимисилами полиса командовалнаварх. Впрочем, в эпоху архаики Спарта была преимущественно сухопутной державой.

Для государственного устройства Спарты, крупнейшего полиса Пелопоннеса, были характерны коллективизм и дисциплина (беспрекословное повиновение вышестоящим). Великие мыслители Древней Греции – Сократ, Платон, Аристотель – в той или иной мере считали Спарту образцовым полисом, достигшим наибольших успехов в организации жизни государства и сумевшим поэтому избежать междоусобных смут. Характерно, однако, что другие греческие полисы отнюдь не спешили заимствовать те или иные элементы устройства спартанского государства.

Источники Самый информативный и достоверный источник о ранней истории Спарты –

произведения величайшего спартанского поэта Тиртея (середина VII в. до н. э.). Из его стихов мы узнаем о многих сторонах жизни этого полиса, его социально-политическойорганизации, менталитете спартанцев, о войнах с Мессенией. Именно этот поэт первым из всех античных авторов цитирует «Великую ретру» Ликурга, подтверждая тем самым мнение о большой древности этого документа.

studfiles.net

Правовое положение групп населения в Древней Спарте. Илоты. Криптии. Государственное устройство Древней Спарты. Законодательство царя Ликурга.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Реформы Ликурга:

В политической сфере:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В социальной сфере:

-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан на филы и обы;

-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В системе воспитания: Реформа была направлена на воспитание воинов.

-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

–ведение текущих дел;

–внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Разряды населения в древней Спарте

В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.

Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.

Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.

Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - "гипомейонов". Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

students-library.com

25. Государственное и общественное устройство Спарты.

Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V – начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты – Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII–VII вв. до Р. Х.).

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство.

Государственное устройство Спарты. Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками, кроме того, выполняли жреческие функции и частично – судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, – коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, – изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь. Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды – агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово «лаконизм», означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно.

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение «со щитом или на щите» принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет – той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым «экзаменом» – торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов (покоренное население Мессении и Лаконики).

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. Большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца – образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона – бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

studfiles.net

Государственное и общественное устройство Спарты.

Количество просмотров публикации Государственное и общественное устройство Спарты. - 331

Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V – начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелœетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике(отсюда второе название Спарты – Лакедемон), в долинœе реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителœей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединœение пяти деревень, об.Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII–VII вв. до Р. Х.).

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась аналогично тому, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества,что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство.

Государственное устройство Спарты. Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками, кроме того, выполняли жреческие функции и частично – судебные. На делœе цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин,второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией.В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восœемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста͵ то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон.С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, – коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, – изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Οʜᴎ избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь. Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всœех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

В случае если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста͵ объединялись в особые отряды – агелыи начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Вместе с тем, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово ʼʼлаконизмʼʼ, означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно.

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение ʼʼсо щитом или на щитеʼʼ принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет – той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым ʼʼэкзаменомʼʼ– торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов (покоренное населœение Мессении и Лаконики).

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелœепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определœенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, крайне важно стью объединœения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. Большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, в случае если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие желœезные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца – образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителœем Аполлона – бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

referatwork.ru

Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.

Занятие проводится в форме коллоквиума; в начале занятия проводится словарный диктант по теме

Обсуждаемые вопросы:

Государственное устройство спартанского полиса: народное собрание, герусия, коллегия эфоров, царская власть. Жизнь Ликурга в описании Плутарха. Права и обязанности спартиатов, спартанская «община равных». Воспитание спартиатов. Периэки и илоты, их место в спартанском обществе. Отличие илотов от афинских рабов.

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древней Греции / С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – С. 118-137.

2. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель; пер. с древнегреч. С.А. Жебелева. – Мн.: Литература, 1998. – Кн.II.VI.13-23,

4. Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. Т.1/ Плутарх; пер. с древнегр.; cост. М. Томашевской. – М.: Правда, 1986.- С. 91-124.

5. Андреев, Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит) /Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 2004. – С.184-214.

6. Античная Греция. Проблема развития полиса: в 2т. Т.1; ред кол. Е.С. Голубцова [и др.]. – М.: Наука, 1983. – С.194-216.

7. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Гаспаров. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – С.18-25.

8. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С.84-101.

9. Новиков, С.В. Древняя Греция; Уч. пособие для вузов /С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. – М.:Астрель, 2006. – С.180-185, 293-296.

10. Печатнова, Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики / Л.Г. Печатнова. – СПб., 2002. – 510 с.

11. Печатнова, Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата (К вопросу о соотношении властных структур в Спарте) / Л.Г. Печатнова // Вестник древней истории. – 2006. - № 4.

12. Штоль, Г.В. Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях / Г. Штоль. – М.: Алетейа, 2000. – С. 11-23.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучить особенности социальной градации и политического устройства спартанского полиса. Основными источниками по данной проблеме служат написанная Плутархом биография Ликурга, сочинения Ксенофонта «Лакедемонская полития» и Аристотеля «Политика», элегии Тиртея. Отдельные интересные данные можно почерпнуть в «Географии» Страбона и «Истории» Фукидида.

Подробные сведения о государственном устройствеСпарты содержатся у Плутарха, Аристотеля и Ксенофонта, его глубокий анализ можно найти в монографии Л.Г. Печатновой. Последовательно рассмотрите полномочия народного собрания (апеллы), совета геронтов (герусии) и коллегии эфоров. Выясните, кто, с какого возраста и на какой срок мог быть представлен в этих органах. Определите, каковы были условия и процедуры избрания на различные должности. Сравните спартанскую апеллу с афинским народным собранием, подумайте, чем объясняются более узкие полномочия апеллы. При анализе герусии и эфората обратите внимание на критику Аристотеля; подумайте, чем она была вызвана и насколько, на Ваш взгляд, оправданна. В Спарте одновременно правилидва царя, принадлежавшие к двум царствующим династиям. Выясните объем их полномочий, характер отношений с коллегией эфоров и объясните, почему при наличии царской власти мы, тем не менее, говорим о существовании в Спарте аристократической республики. Каждое из выдвинутых положений следует подкреплять адресной ссылкой на источник либо на монографию.

О воспитании, правах и обязанностях спартиатовподробно написано у Плутарха, Ксенофонта, Аристотеля и Исократа. Отдельные сведения о спартанском воспитании и кодексе поведения спартанского воина содержатся в элегиях Тиртея. Выясните, прежде всего, кого из живших в Лаконии мы можем отнести кспартиатам. Социально-политическая организация спартанского государства в том виде, каким его знали грекиVв. до н.э, связана с деятельностью царя и реформатораЛикурга. Законотворческая деятельность Ликурга стала центральным событием спартанской истории периода архаики. Выясните причины проведения ликурговых реформ и выделите те из них, которые привели к образованию в Спарте «общины равных». Подберите материал, указывающий на существование жесткой государственной регламентации личной и общественной жизни спартиатов. Отдельно остановитесь на совместных трапезах (сисситиях), определив состав участников, общие для них правила и общественную значимость подобных объединений. Подумайте, какое значение для существование спартанского государства имело поддержание в стабильности «общины равных».

Об илотах и периэкахрассказывается в сочинениях Плутарха, Страбона и Фукидида. Обстоятельный анализ их положения можно найти в работах Л.Г. Печатновой и Ю.В. Андреева. Выясните, как античные авторы и современные исследователи объясняли и объясняют происхождение этих категорий населения. Подбирая материал поилотам,определите их статус и перечень занятий в спартанском государстве. Связь илотов с государством проявлялась в целом ряде правовых актов, обеспечивающих государственный контроль над илотами. Выясните, в чем выражалось их зависимое положение от спартанских общин и что позволяет говорить об определенной экономической свободе илотов. В сочинениях Плутарха и Аристотеля найдите сведения окриптиях; подумайте, чем можно объяснить эту практику и почему она не встречалась в других греческих государствах. Подводя итоги, выделите сходства и отличия спартанских илотов от рабов классического типа. В социальной структуре спартанского обществапериэкизанимали промежуточное положение между спартиатами и илотами. Опираясь на размещенные в хрестоматии источники и на работы Л.Г. Печатновой и Ю.В. Андреева, выясните этническую принадлежность периэков, область их профессиональной деятельности и формы зависимости от спартанского государства. Подводя итоги, определите место периэков в спартанском государстве, их правовые отличия от илотов и спартиатов.

studfiles.net

Государственное устройство Древней Спарты

Управление находилось в руках царя, которому помогала герусия (Совет геронтов), т. е. совет старейшин, назначавшихся первоначально царем. В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет (по-гречески геронты – старики, отсюда и название Совета). Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Кроме 28 геронтов в герусию входили два спартанских царя (независимо от возраста). Герусия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, герусия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии - он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала герусия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.[17]

Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.[18]

Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы, лишь его верхушки.

Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.[19]

Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»).

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией.[20]

Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов. Избрание эфоров, так же как и геронтов, проходило в Спарте способом, который Аристотель называет детским. Небольшая коллегия специальных выборщиков закрывалась в темном помещении. Кандидатов на должность геронта или эфора проводили мимо этого помещения, а сошедшиеся на апеллу спартиаты криком или молчанием «голосовали» за каждого. Сидящие в помещении выборщики фиксировали «результаты голосования», и по их заключению утверждались на должность те кандидаты, одобрение которых было наиболее шумным. Естественно, при таком своеобразном избрании возможны были самые произвольные решения, используемые спартанской олигархией в своих интересах.

Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла.

Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте, как в Афинах по имени старшего архонта. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом.

Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю над деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания - основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности, как должностных лиц, так и отдельных граждан.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.[21]

Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, именно перед герусией эфоры возбуждали судебные преследования, могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность подкупа геронтов, что имело место в истории Спарты V-IV вв. до н. э. Так, Аристотель сообщает, что эфоров «легко можно было подкупить, и в прежнее время такие факты подкупа нередко случались, да и недавно они имели место в андросском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили, насколько, по крайней мере, от них зависело, все государство». Злоупотребления властью со стороны эфоров и геронтов облегчались также и тем, что практически они были бесконтрольны, связаны круговой порукой и их невозможно было привлечь к судебной ответственности.[22]

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

В спартанской армии была хорошо продуманная организационная структура, в том числе многочисленный командный корпус, пользующийся в обществе определенным политическим влиянием. Одной из высших военных должностей была должность наварха, командующего спартанским флотом. Должность наварха не была постоянной. Срок службы наварха был годовым, без права занимать эту должность вторично, но закон соблюдался нестрого. Аристотель называет навархию «почти второй царской властью», а навархов как командующих и политических деятелей считает реальными соперниками спартанских царей. Нужно отметить, что, так же как и цари, спартанские навархи находились под постоянным контролем эфоров. Например, знатный спартиат Лисандр, по словам Плутарха, «самый могущественный из греков, своего рода владыка всей Греции», распоряжавшийся судьбами громадного флота, внушительной армии, многих городов, строго выполнял все указания эфоров, по их приказу покорно возвратился в Спарту, где с большим трудом смог оправдаться в своих действиях. В 373 г. Мназипп был последним, исправлявшим должность наварха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав все выше изложенное можно сказать, что спартанское государство возникло в результате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению к близлежащим территориям.

В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя, совет старейшин, народное собрание.

Подводя итог данной работе, следует еще раз отметить должности и органы власти Древней Спарты.

                    Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агидов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

                    Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредотачивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).

                    Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)

                    Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы военных.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.                  Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2007.

2.                  История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003.

3.                  История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003.

4.                  Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Том.1. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

5.                  Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6.                  http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=261

7.                  http://slovari.yandex.ru/

8.                  http://sparta5817.ucoz.ru/publ/3-1-0-7

9.                  http://ru.wikipedia.org/wiki/Спарта

 

6

 

[1] http://slovari.yandex.ru/

[2] История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. С. – 75.

[3] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Том.1. – М. Изд-во Эксмо, 2005. С. – 113.

[4] http://sparta5817.ucoz.ru/publ/3-1-0-7

[5] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 154.

[6] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 155-156.

[7] Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. – 65.

[8] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Том.1. – М. Изд-во Эксмо, 2005. С. – 114.

[9] История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. С. – 76.

[10] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 156.

[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/Спарта

[12] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 154.

[13] http://sparta5817.ucoz.ru/publ/3-1-0-7

[14] http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=261

[15] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 157.

[16] http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=261

[17] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2007. С. – 149.

[18] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 157-158.

[19] Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. – 163.

[20] История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Проф. О.А. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. – 158.

[21] http://sparta5817.ucoz.ru/publ/3-1-0-7

[22] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2007. С. – 150.

stud24.ru