Цивилизация древнего ирана. Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадки и тайны истории. Цивилизация древнего ирана


Древнеиранские цивилизации

 Цивилизация Ирана

Иран, является одной из самых древних и высокоразвитых цивилизаций. Жители Ирана, в начале третьего тысячелетия, основали собственную культуру, а также, там создалась письменность. Очень большое значение на философское воззрение античного мира, оказали религии древнего Ирана, а именно:- Зороастризм;- манихейство;- зерванизм.

Очень много было переведено литературы тех времен, на арабский, сирийский, армянский и многие другие языки. Древний Иран был богат прекрасными мастерами, и в ларец мировой культуры, вошли многие произведения искусства, которые были созданы, их умелыми руками.

Иранские цивилизации, населяли эламиты, которые находились к юго-западу Ирана. И по предположениям ученых, этот народ является родственным, дравидийским племенам, которые жили от эламитов восточнее, в Белуджистане. Запад и северо-западные районы Ирана, населяли племена неиндоевропейского происхождения, а именно хуриты, маннеи, луллубеи и многие другие племена. К концу 12-11 веков, до нашей эры, территорию Западного Ирана, стали заселять персидские, а позже и индийские племена, которые потом займут все нагорье Ирана и ассимилируют в автохтонное население.

В Эламе, в 4-3 тысячелетии до н.э. выращивались урожаи ячменя, эммера и разных видов фруктов. Примерно в это же время, здесь возникло ремесло, особенно успешно развивалось гончарное дело. Жители горных районов, добывали руду и занимались скотоводством.

И уже к началу третьего тысячелетия до н.э. стали появляться объединения племен, и столицей, одного из таких объединений, стал город Сузы, который располагался на перекрёстке важных путей, которые связывали Элам с Двуречьем и с северным, а также Восточным Ираном.

Немного позднее, стала вырабатываться система государственного управления, которая просуществовала с середины 3 до середины 2 тыс. до н.э. Имелся верховный правитель, суккалмах, что обозначало великий посланец и его заместитель, симаша, который был суккалом, что означает посланец. Обычно, эту должность, занимал младший брат, который являлся еще и будущим преемником, верховного правителя.

Есть некоторые сведения, что до царства Эламитов, эти районы занимали еще более древние цивилизации, которые назывались царством Иерофт, к превеликому сожалению, о данной цивилизации найдено очень малое количество сведений и артефактов.

Также, есть сведения об империи Ахеменидов, которые существовали в 5-3 тыс. до н. э. и эту цивилизацию, основал Кир Великий, и она стала самой первой империей, из всего числа персидских империй. И именно эта империя, правила большей частью территорий Великого Ирана.

После завоевания Персидской империи, Александром Великим, персидская цивилизация, была подвержена многочисленным изменениям. Поселения, которые проживали в многочисленных колониях, основанными Александром, распространяли на данной территории, эллинистическую культуру древней Греции.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА

znach

Элам и эламиты. Иран принадлежит к числу стран, где возникли первые государства. Еще в начале IV тысячелетия до н. э. на юго-западе Ирана в Сузиане (совр. Хузистан) в долине небольших рек Карун и Керхе появились поливное земледелие и первые поселения городского типа. По всей вероятности, их жители были родственны дравидийским племенам, обитавшим к востоку от них в Белуджистане.

Позднее обитателей Сузианы их соседи на западе (шумеры, вавилоняне и ассирийцы) стали называть эламитами (от «Эламту», согласно народной этимологии, «Горная страна»). Это обозначение было принято и в Библии, откуда оно и заимствовано в современной науке. Эламиты говорили на своем особом языке, не похожем ни на один из известных нам. Их соседями на территории Северо-Западного Ирана и в предгорьях Загроса были хурриты, маннеи, луллубеи и другие племена неиндоевропейского происхождения.

К середине IV тысячелетия до н. э. эламиты уже умели изготовлять керамическую посуду с помощью гончарного круга и начали сооружать памятники монументальной архитектуры. В районе Сузианы стали получать обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Установились интенсивные торговые связи с соседней Месопотамией. К началу III тысячелетия в Эламе возникли раннегосударственные объединения, столицей одного из них стал г. Сузы. Основной формой социально-экономической организации являлись сельские общины, которые управлялись старейшинами, выбранными народным собранием. Однако с начала II тысячелетия до н. э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда, что привело к имущественной дифференциации и распаду сельских общин, разорению части свободных людей и появлению частновладельческих, а также царских и храмовых хозяйств.

Политическая история Элама на всем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. В XXIV–XXIII вв. до н. э. Элам был включен в состав государства Аккад в Двуречье, но в XVIII в. до н. э. эламиты на целое столетие подчинили себе эту страну и, как сказано в одной вавилонской надписи, «наложили руки на святилища Аккада, превратив Аккад в прах». Но с середины XIV до начала XIII в. Элам находился в зависимости от Вавилонии. В VIII в. до н. э., когда вавилоняне боролись за свою независимость от Ассирии, Элам стал на их сторону, но в последовавшей войне потерпел ряд поражений и сошел с политической карты в качестве самостоятельного государства.

Эламиты создали вполне самобытную культуру. В начале III тысячелетия до н. э. они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо, в котором на глиняных табличках изображали крупный рогатый скот, посуду и другие предметы. Это письмо применялось для документов хозяйственной отчетности и состояло приблизительно из 150 знаков, которыми обозначались целые понятия и слова. Оно находилось в употреблении на протяжении 400 лет, а во второй половине III тысячелетия до н. э. было изобретено линейное силлабическое письмо, состоявшее из сочетания различных геометрических линий для обозначения целых слогов. Оно состояло приблизительно из 80 знаков, и им можно было писать не только хозяйственные, но и религиозные и другие тексты. Материалами для письма служили камень, глина и металлические изделия.

В конце III тысячелетия эламиты заимствовали шумеро-аккадскую клинопись, которой они продолжали пользоваться до середины V в. до н. э. Первый известный нам клинописный текст на эламском языке относится ко времени около 2230 г. до н. э.: это договор между царем Аккада Нарам-Суэном и правителями нескольких эламских областей. Однако в первой половине II тысячелетия до н. э. эламиты для составления частноправовых документов (фиксировавших куплю-продажу, раздел и дарение имущества) употребляли вавилонский диалект аккадского языка, но позднее, приблизительно через пять веков, для этого стали использовать свой собственный язык.

Религия эламитов была политеистической. В одном тексте XXIII в. до н. э. упоминаются по именам 37 эламских божеств. Первоначально во главе эламского пантеона стояла «великая богиня» и «мать богов» Пинекир. К середине II тысячелетия до н. э. главенствующее положение в пантеоне занял Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня, а Иншушинак — покровителем столицы государства Суз и ее царей. Согласно верованиям эламитов, законы были установлены богами, и за их нарушение полагались жестокие наказания (например, за ложную клятву отрезали руку и язык). Самым крупным монументальным памятником эламской религии является зиккурат (культовая башня), построенный в XIII в. до н. э. в местности Дур-Унташ (совр. Чога-Замбил) в 30 км от Суз. У входа в это святилище стояли скульптурные изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат высотой в 12 м имел семь ворот и четыре этажа; длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м.

Приход мидийских и персидских племен в Иран. Мидийцы и родственные им персы составляли часть огромного мира иранских племен, который простирался от Северного Причерноморья до территории современного Афганистана. Они говорили на различных диалектах иранских языков. Кроме мидийцев и персов эти племена включали скифов южнорусских степей, а также бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, саков и другие группы обитателей Средней Азии.

Часть иранских племен, которые впоследствии стали известны под именами мидийцев и персов, в XI в. до н. э. направилась из южнорусских степей через Кавказ на территорию Северо-Западного Ирана (в частности, в район совр. Хамадана). Они занимались как скотоводством (особенно разведением коней), так и земледелием, а также были знакомы с обработкой металлов. На территории Западного Ирана в то время существовали десятки мелких княжеств автохтонных этнических групп, которые играли в политическом отношении доминирующую роль. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения этих земель — в будущем Мидийского царства (в районе совр. Хамадана и к западу от него). Проникновение иранцев в эти районы не носило характера завоевания: они повсеместно смешивались с местными обитателями, которые в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становились ираноязычными. С конца VII в. до н. э. начало складываться этнокультурное единство на основе слияния иранских и местных племен касситов, хурритов и других.

Персы впервые начинают присутствовать в ассирийских текстах второй половины IX в. Например, в 834 г. до н. э. упоминается получение ассирийцами подати с 27 «царей» области Парсуа, которая была расположена в горах Центрального Загроса. Как видно из ассирийских текстов, к тому времени персы уже отделились от родственных им мидийских племен. Но они еще не были объединены и находились под предводительством своих многочисленных вождей. В 714 г. до н. э. персы упоминаются как подданные ассирийского царя Саргона II. Затем они постепенно заняли часть исконной эламской территории на юго-западе Ирана. Новая область их обитания в ассирийских источниках называется Парсумаш (др. — перс. Parsa, Персида античных авторов, совр. пров. Фарс). В тот период персы находились на службе у эламских царей, а затем на короткий период стали данниками ассирийских правителей. Часть персов перешла на оседлый образ жизни, а остальные по-прежнему оставались кочевниками. В отличие от эламитов, у которых в течение нескольких тысячелетий женщина занимала высокое положение, у персов семья носила патриархальный характер с неограниченной властью отца семейства. Семьи объединялись в кланы, которыми управляли их старейшины. Кланы, в свою очередь, были объединены в племя. Во главе союза племен стояли цари.

Как можно судить по несколько более поздним источникам, персидский племенной союз возглавляли вожди из рода Ахеменидов. Около 650–600 гг. до н. э. их царем был Кир I, который считался потомком основателя династии легендарного Ахемена. В ассирийских текстах он назван владыкой Парсумаша.

Мидия. Начиная с IX в. до н. э. ассирийцы стали совершать походы на земли Западного Ирана с целью захвата добычи и доходили до центра плато. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им подати главным образом ремесленными изделиями и скотом. Например, в 744 г. до н. э. ассирийцы дошли до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получили от мидийцев в качестве дани 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий.

Стремясь к оказанию сопротивления ассирийским нашествиям, ряд мидийских княжеств вступили в союз друг с другом. В 673 г. до н. э. они во главе с одним из своих вождей по имени Каштарити (у Геродота — Фраорт) подняли восстание против ассирийцев. В следующем году мидийцы смогли изгнать завоевателей из западной части своих владений и создали независимое государство — Мидию. В течение последующих десятилетий Мидия превратилась в крупную державу — в одном ряду с Эламом, Урарту, Ассирией и с княжеством Манна (к западу от Мидии).

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, окончательно объединивший все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах. Теперь мидийцы сосредоточили все свои усилия на борьбе против Ассирии, которая в то время находилась в войне с Вавилонией. В 614 г. мидийское войско во главе с Киаксаром развернуло наступление на коренную территорию Ассирии и вскоре захватило ее древнюю столицу Ашшур. В августе 612 г. мидийцы вместе с вавилонянами ворвались в главный город Ассирии Ниневию и сравняли ее с землей. В 609 г. до н. э. Ассирия перестала существовать как государство, в результате ее коренная территория и район области Харран на западе Месопотамии отошли Мидии.

Киаксар продолжал расширять границы своего государства. Ему удалось установить свою власть над родственными племенами персов, захватить Парфию и Гирканию, которые были расположены к юго-востоку от Каспийского моря, а также, возможно, и Армению. В начале VI в. до н. э. он покорил также Урарту и Манну, а кроме того Каппадокию на востоке Малой Азии. Вскоре после этого началась война за преобладание в Малой Азии между Мидией и Лидией, окончившаяся в 585 г. безрезультатно. Испугавшись наступившего 28 мая 585 г. до н. э. солнечного затмения, стороны заключили между собой договор, установив границу между своими государствами вдоль р. Галис.

В том же 585 г. мидийский престол унаследовал сын Киаксара Астиаг, которому суждено было стать последним мидийским царем. Ему предстояло вступить в войну с персидским царем Киром II, женатым на его дочери Мандане и находившемся в вассальной зависимости от своего тестя.

 

znaew.ru

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам

В IV–IIIтыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страныЭлам, занимавшейюго-западИрана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современныйТепе-Мальянв Фарсе).

Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э. Внешние владения эламиты утратили уже че-

рез несколько веков, но собственное этнополитиче-

ское единство и государственность удержали на тысячелетия.

Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств,то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны

иконтролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда

изначительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.

Постоянными геополитическими противниками Эла-

ма были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного

иполитического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.

Для Элама были характерны архаические обычаи

родоплеменной древности, в частности, соправитель-

ства-троевластия,браков с сестрами илевирата –

наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины

сколлективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств граби- телями-горцами.

Ксередине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг

сдругом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидскойобщности). В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства. Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине –2-йполовине III тыс. до н. э.

Из этнополитических образований Ирана той эпо-

хи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемойастрабадской бронзы. Предположительно это были племенакаспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море. Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединениякутиев илуллубеев, вЮго-ВосточномИране возникло могущественное царствоВарахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на се-веро-востокеИрана существовала обширная культурная область Анау –Намазги (странаХарали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.

В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных воен-

ных походов установила временный контроль над за-

падноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).

Около 1775–1765гг. до н. э. при цареСивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья. Объединеннаяэламо-месопотам-ская армия под командованием эламского династаКу- тир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.

В XVIII–XVIIвв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселенияиндоевропейцев-ариев(индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивили-

зацию. Тогда была полностью уничтожена североиран-

ская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-ячетв. II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана при-шельцы-ариичастично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».

Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075гг. до н. э., в том числеШу-

трук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте

III,1145–1140гг. до н. э. иШилхак-Иншушинаке,1140–

1120 гг. до н. э.). В это время экспансия Элама дости-

гла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.

К середине XI в. до н. э. Эламское царство распа-

лось. Новое общеэламское царство, династия которо-

го возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э. и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н. э. Элам был временно аннексирован Ассирией.

Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

studfiles.net