Базилика древний рим. Базилика Святого Климента – многоярусный древний храм в Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История античной архитектуры. Базилика древний рим


Базилика - это... Что такое Базилика?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе). За трансептом, как бы в продолжение продольных нефов, располагался, помимо апсиды, пресбитерий (хор) – прямоугольное в плане помещение, в котором находились певчие и представители духовенства. Средокрестие, хор и апсида – наиболее значимые части храма, где проходят самые торжественные части богослужения. В апсиде размещается алтарь. Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами, ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Перекрытия базилик могли быть как деревянными (плоские или с открытыми стропилами крыши), так и каменными (своды). Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики, нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь.

Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 4 – средокрестие; 5 – пресбитерий; 6 – апсида (хор) Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 4 – средокрестие; 5 – пресбитерий; 6 – апсида (хор)

  Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это тело Христа, принёсшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарём ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное.

Интерьер базилики Сан-Франческо. Флоренция Интерьер базилики Сан-Франческо. Флоренция

  Многие базилики являются выдающимися памятниками раннехристианской (Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Италия, 6 в.), романской (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе, Франция; обе – 11–13 вв.) и готической архитектуры (соборы в Париже, Кёльне, Праге, Толедо, Солсбери).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Базилики и курии в архитектуре Римской империи | Архитектура Древнего Рима

Глава «Базилики и курии» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

Как необходимый элемент городского центра базилика продолжала возводиться на форумах новых и реконструируемых старых городов. Нередко она становилась ядром форума, вытесняя с него храм (особенно в западных провинциях). Обычно трех- или пятинефные базилики иногда полностью или частично были открыты на форум. Наиболее сложные и интересные базилики строились в столице империи. Большое влияние на развитие этого типа зданий оказала базилика Ульпия на форуме Траяна — гармоничный, уравновешенный архитектурный объем с полукруглыми экседрами на коротких сторонах.

Древнейшие из провинциальных базилик относятся к началу империи. Три базилики Коринфа (конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.), построенные в районе форума, повторяют два основных республиканских италийских типа. Северная базилика имеет прообразом помпейскую базилику. По-иному решена трехнефная южная базилика с поперечной ориентацией входного портика и апсид, восходящая к типу италийской базилики в Козе. Аналогичная ей базилика Юлия лишена апсид.

Архитектура Древнего Рима. Кирена (Северная Африка). Форум и базилика, I в. н.э. План Архитектура Древнего Рима. Планы базилик: а — в Августе Раурике; б — в Каллева; в — в Алезии; г — в Тимгаде
80. Кирена (Северная Африка). Форум и базилика, I в. н.э. План 81. Планы базилик: а — в Августе Раурике; б — в Каллева; в — в Алезии; г — в Тимгаде

На протяжении I в. н.э. наиболее популярными в провинциальной архитектуре были базилики, восходящие к помпейскому типу. Одновременно развивается и другой тип, ранним образцом которого является базилика Кирены (рис. 80). Во II в. н.э. подобные ей базилики, в которых открытая длинная сторона обращена к форуму, а боковой неф играет роль входного портика, стали популярны в восточных провинциях— в Аспенде, Смирне и др.

В западной половине империи на всем протяжении II в. н. э. архитекторы подражали прославленной базилике Ульпия на форуме Траяна (базилики в Августе Раурике, в Кемптене и Волюбилисе, начало III в. н.э.). В целом ряде базилик этого типа (Тимгад, Алезия, Каллева) имеется существенное отличие от базилики Ульпия: две экседры на коротких сторонах здания, замаскированные стенами, не выражены снаружи, благодаря чему базилика имела прямоугольный план (рис. 81). В трактовке исходной схемы в каждом отдельном случае имелись свои особенности. Так, в базилике Тимгада только одна из экседр полуциркульная, а другая — прямоугольная в плане. Базилики Алезии и Каллева посреди длинной, противолежащей входу, стены имеют еще одну полукруглую экседру; в Алезии в отличие от двух других не скрытую стеной. Даже базилике времени Северов, построенной на форуме Лептис Магна, наиболее близкой по своему устройству, величине и великолепию к базилике Ульпия, присущи особенности, показывающие, что следование столичным образцам никогда не было в провинциях механическим (рис. 82). Она трехнефная, экседры не скрывались за колоннами, а членение боковых нефов на два яруса иначе организовывало интерьер. Открытый вестибюль на длинной, противолежащей форуму, стороне был соединен арочными проходами с двумя улицами.

С конца III в. развитие римской базилики в провинциях закончилось.

Существенные изменения в конструкции и плане этого типа сооружений впервые были введены в базилике, начатой Максенцием и законченной Константином на Римском форуме (307—312 гг., рис. 83, 84). Развившаяся в больших залах терм система перекрытия прямоугольного пространства крестовыми сводами, опирающимися на столбы, была перенесена на большее по размерам базиликальное здание. Его центральный неф (80X25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенные в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие столбы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку напротив него апсиды. Созданный в начале IV в. н.э. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитектуры, в новых исторических условиях.

Кроме базиликальных зданий общественного назначения с начала империи существовали частные базиликальные залы и здания, входившие в состав парадных апартаментов богатых домов и дворцов. В I в. н.э. в Риме в доме консула Юния Басса был базиликальный зал, как предполагают, служивший домашней школой. Большие базиликальные залы были в Риме во дворце Флавиев и во дворце Диоклетиана в Салоне. Монументальная базилика в Августе Треверов начала IV в. н.э. (рис. 85) входила в комплекс императорского дворца в качестве приемного зала. Недавние раскопки показали, что здание предварялось поперечным двориком и фланкировалось с двух сторон П-образными в плане портиками. Два ряда окон освещали внутреннее пространство, не расчлененное колоннадами. На уровне окон здание обходили два яруса балконов. Базилика целиком выполнена из бетона, облицованного кирпичом.

Под полом находились гипокаусты, отапливавшие этот большой зал (66,8X27,2 м).

Наряду с базиликой в группу зданий форума входила и курия, возникшая в Риме как зал заседаний сената рядом с местом народных собраний — комицием.

Архитектура Древнего Рима. Августа Треверов (Трир, Германия). Базилика, начало IV в. н.э. Общий вид Архитектура Древнего Рима. Коза. Курия. План
85. Августа Треверов (Трир, Германия). Базилика, начало IV в. н.э. Общий вид 86. Коза. Курия. План
Архитектура Древнего Рима. Рим. Римский форум. Курия, 285 г. н.э. Интерьер Архитектура Древнего Рима. Рим. Римский форум. Курия, 285 г. н.э. План
87. Рим. Римский форум. Курия, 285 г. н.э. Интерьер, план

В колониях и муниципиях курия была залом заседаний городского управления. Самая ранняя из сохранившихся курия в Козе (рис. 86) являлась двухэтажным прямоугольным зданием, объединенным с комицием в форме круглого амфитеатра. Аналогичен комплекс на форуме Пестума. В планировке курий заметно влияние греческих булевтериев. На форуме Помпей курия (среднее из трех зданий) соседствует с архивом, так же как и курия Римского форума, соединенная портиком Минервы с апсидальным зданием архива. Римская курия (27X18 м) с узорчатым мраморным полом, ступенями для кресел сенаторов вдоль стен и возвышением президиума дошла в перестройке 285 г. (рис. 87).

antique.totalarch.com

Базилики Рима эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима

Глава «Базилики» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших городах с одним общественным центром, была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том, в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя.

Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Форум. Базилика II в. до н. э. Разрез (реконструкция)
36. Помпеи. Форум. Базилика II в. до н. э. Разрез (реконструкция), современный вид
Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Форум. Базилика II в. до н. э. Современный вид

Древнейшая из сохранившихся базилик — базилика в Помпеях (II в. до н. э., рис. 36) — большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращенное на форум. Она имела пятипролетный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85x24 м), приподнятое на несколько ступеней и отделенное от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус — ионический, верхний — коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал — двухъярусное, оформленное коринфокими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.

Известно о постройке в Риме ряда базилик: Порция (184 г. до н.э.), Фульвия Эмилия (179 г. до н.э.), Семпрония (170 г. до н.э.) и Опимия (121 г. до н.э.), не оставивших следа. Только остатки перестроенной в конце I в. до н.э. базилики Эмилия на Римском форуме позволяют составить представление о базиликах Рима. Похожая в общих чертах на помпейскую, она была ориентирована на Табуларий и со стороны форума имела ряд таберн. При реконструкции форума Цезаря она была заслонена возведенным перед нею портиком, мраморный фасад которого украшали позолоченные бронзовые детали. Внутреннее пространство базилики с полом из цветных мраморных квадратов делилось тремя продольными рядами мраморных колонн, над которыми проходил рельефный фриз, изображающий сцены из истории основания Рима. Напротив находилась построенная затем в 54—46 гг. до н. э. базилика Юлия, аналогичная Эмилиевой, но имевшая первоначально двойной ряд столбов, обходивших интерьер, и открытая со всех сторон.

Наряду с базиликами, имевшими продольную ориентацию, существовал и другой род базиликалыных зданий, который отличался поперечной ориентацией. Такова базилика в италийском городе Коза, обращенная к форуму открытой длинной стороной и апсидой напротив входа. Оба эти типа, определившиеся к концу республики, послужили основой последующего развития базиликальных зданий.

antique.totalarch.com

**ЛАТЕРАНСКАЯ БАЗИЛИКА. Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель

**ЛАТЕРАНСКАЯ БАЗИЛИКА

Латеранская базилика, или собор **Сан-Джованни ин Латерано (S. Giovanni in Laterano) (149) на отрогах Целия, – это старейшая и самая почитаемая церковь всего католического мира, «мать и глава всех церквей в городе и на круге земном», а также одна из семи главных церквей – объектов паломничества в Риме. К тому же, наряду с собором Святого Петра в Ватикане, церквями Санта Мария Маджоре и Сан-Паоло фуори ле мура (S. Pietro in Vaticano, S. Maria Maggiore и S. Paolo fuori le mura), она является одной из четырех патриархальных церквей, которые непосредственно подчиняются папе Римскому.

Вплоть до XVII века на этом месте стояла древняя базилика Константина. При папе Иннокентии X, в связи с приближающимся Святым годом (1650 г.), решено было перестроить ее. Заметим, что папа вовсе не стремился воздвигнуть нечто принципиально новое; ему важно было сохранить древнюю почитаемую реликвию. Он не стал следовать примеру своего предшественника Юлия II, заменившего старый собор Св. Петра новостройкой, хоть и гениальной. Благодаря этому мы до сих пор видим все пропорции здания, построенного при Константине. Обновление в стиле барокко коснулось лишь наружных стен, декор которых разработал Франческо Борромини (1599-1667). Более капитальные изменения свелись к уменьшению числа аркад среднего нефа (с 14 до 5) и пристройке капелл к боковым нефам. Кроме того, под рядами окон были устроены ниши, в которых разместились колоссальные статуи 12 апостолов.

Торжественная пасхальная месса в соборе Сан-Джованни ин Латерано.

В месте пересечения нефов стоит средневековый балдахин. Под ним в реликвариях, выполненных в виде позолоченных бюстов, хранятся головы первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти бюсты видны сквозь ограждение верхней «клетки».

Примыкающий к базилике Латеранский дворец служил папской резиденцией с 318 года, т. е. со времен правления императора Константина, и до 1309 года, до изгнания папской власти в Авиньон. Здесь в средневековье проводились большие католические соборы, а 1300-й год впервые был торжественно объявлен Святым годом.

В ансамбль Латеранского дворца входит и Баптистерий (150). Эту церковь для обрядов крещения, Сан-Джованни ин Фонте (S. Giovanni in Fonte), возвели над круглым залом терм древней Латеранской виллы, которая существовала на этом месте до постройки базилики. Это одно из самых ранних сооружений такого типа, послужившее образцом для многочисленных подражаний.

Перед базиликой раскинулась большая площадь, Пьяцца Сан-Джованни ин Латерано (Piazza S. Giovanni in Laterano), на которой установлен второй в Риме по величине египетский обелиск (взятый из Большого цирка). Перейдя площадь, вы увидите стоящую немного поодаль церковь: это Скала Санта (Scala Santa) (151), или «Святая Лестница». Библейское сказание гласит, что именно по этой лестнице Иисус поднимался в дом Пилата. И именно здесь разыгралась сцена «Ессе Homo» – «Се человек», когда Пилат показал толпе Иисуса, избитого бичами и увенчанного терновым венцом. Елена, мать императора Константина I, перевезла эту лестницу в Рим, и теперь многочисленные паломники взбираются по ней, зачастую – на коленях, погруженные в тихую молитву.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Базилика Святого Климента в Риме: описание, часы работы

Базилика Святого Климента – один из наиболее оригинальных храмов в Риме, в котором хранятся шедевры искусства и мощи почитаемых в христианстве святых, а также переплетаются эпохи с 1-го века по 12-й.

По фасаду этой церкви можно судить о том, как изменился уровень расположения Рима с 12-го столетия до нашего времени. В частности, вход во внутренний двор расположен на глубине 2 м относительно современного города. Этот вход открыт далеко не всегда, потому следует обойти базилику слева, где находится боковой вход в неё.

Базилика Святого Климента

Описание и история базилики

Церковь Святого Климента имеет роскошный вид, она была построена в 12-м столетии, с того момента претерпев только незначительные изменения. Её интерьер отличается колоннами в античном стиле, которые перекочевали ещё из древнеримского здания храма, и великолепной мозаикой 12-го века, которая выполнена в византийском стиле. Центральная часть её содержит изображение креста, который возвышается на маленьком холме (Голгофа), украшенном белыми голубями, символизирующими душу, а под ним течёт река Иордан. Из этой реки пьют животные, а пространство вокруг них заполняет замысловатый орнамент, который формирует животворящее дерево. Присмотревшись, можно заметить возле его веток самых разных зверей и птиц. Внизу изображена овечка с нимбом, символизирующая Иисуса (агнца божьего), окружённого 12-ю учениками.

Довольно интересно выглядят и полы в храме: они покрыты мозаиками 12-го столетия, выполненными семьёй Космати. Эта семья архитекторов во времена Средневековья создала собственный стиль, получивший распространение по всей Европе – косматеско. На тот момент Рим уже не владел былыми богатствами, город не имел денег на приобретение крупных блоков из мрамора и порфиры для декорирования полов, потому Космати воспользовались доступным подручным материалом: обломками каменных пород из древних языческих храмов и других сооружений античной эпохи. И из этих фрагментов они выложили интересные узоры, которые действительно радуют глаз. Наиболее любопытно смотрятся фрагменты круглой формы – остатки колонн, которые распилили на пласты. О смысле этих причудливых линий высказываются разные мнения: об их эзотерическом характере, о том, что они указывают места расположения священнослужителей в ходе службы, а также что эти линии скрывают символы иудаизма (в самом деле видны звёзды Давида).

В центральной части стоят хор из мрамора и балдахин ещё 6-го века (датировка подтверждается монограммой Иоанна II на обеих сторонах; он правил именно в тот момент). Также под алтарем находятся мощи Святого Климента.

Считается, что Святой Климент был 4-м Папой Римским. Правда, собственно слова «Папа» и такого сана в то время ещё не было вовсе. На самом деле Святой Климент при жизни носил сан епископа Рима. Однако позже те, кто занимали должность епископа Рима во времена раннего христианства, стали считаться первыми Папами. Климента почитают и католики, и православные.

Базилика Святого Климента - пожалуй, самый уникальный религиозный объект во всём Риме. Его структура представляет собой пирамиду из трёх ярусов построек: нижнего (1-3 вв. н. э.), среднего (4 в. н.э.) и верхнего (с 12-го в. до сегодняшнего времени).

3 яруса Базилики

Самая интересная часть храма – его подземелья. В 19-м столетии, укрепляя стены, строители случайно столкнулись с античными сводами, выполнявшими функцию опор для стен. Сейчас они находятся на стене с правой стороны. Тогда стало понятно, что древняя церковь периода раннего христианства, которую до этого долго искали по всей территории Рима, находится прямо здесь, внизу. Сразу же начали проводить раскопки на этом месте, позволившие найти как сам храм 4-го столетия, так и жилой дом эпохи Древнего Рима (2-го столетия), а также древний монетный двор, датируемый 1-м столетием.

Нижний уровень

На этом уровне был найден археологами храм Митры 3-го века. Сохранился его триклиний – грот большой длины, имеющий сводчатый потолок, а внутри скамьи из камня для адептов и алтарь с изображением Митры – древнеримского божества, которое олицетворяет солнечный свет, дружбу и согласие.

Алтарь с изображением Митры

Отвод воды от фундамента храма позволил докопаться до развалин гражданских сооружений, которые сгорели во время большого пожара в Риме в 64-м году, вероятно, устроенного Нероном. Одно из этих зданий было домом консула Тита Флавия Климента, который втайне исповедовал христианство, а при правлении Домициана был казнён. Вероятно, его имя – Климент, строители раннехристианского храма воспринимали как сакральный знак и повод увековечить память 4-го Папы Римского, которого также звали Климент.

На гробнице святого Климента, которая находится на нижнем уровне базилики, изображён якорь, напоминающий о способе казни этого христианского мученика – его утопили по приказу римского императора Траяна за то, что он проповедовал христианство среди заключённых на каторге, на которую, в свою очередь, его отправили за отказ исполнять языческие обряды.

Средний уровень

На среднем ярусе храма находится другой разрушенный храм времён раннего христианства, построенный в 4-м ст. н. э. и пострадавший во время нашествия норманнов на Рим. Не зря ближайшая улица возле базилики Святого Климента имеет название Via dei Normanni. Церковь после разрушения была засыпана, после чего всё, что сохранилось, было перенесено в новое здание. В ходе раскопок обнаружились хорошо сохранившиеся фрески.

Эти фрески представляют собой своеобразные комиксы эпохи Средних веков. Фразы, которые принадлежат нарисованным персонажам, почти нецензурные. Наиболее мягкая из них переводится примерно как «тащите, сукины дети» – это приказ Сизиния своим слугам выгнать Климента из его жилища.

В 9-м веке в базилику были помещены мощи святого, давшего ей своё имя. Кирилл и Мефодий – святые, почитаемые в православии, нашли его останки в Крыму и привезли их в Рим. Тогдашний Папа Римский Адриан II принял этот дар и уложил его в саркофаг, который хранится в среднем ярусе церкви по сей день. В 869-м году в Риме умер Кирилл, которого по распоряжению Папы также похоронили в этом же храме.

Захоронение святого Кирилла

Гробница Кирилла расположена с левой стороны от алтаря. Она стала своего рода «славянским уголком» церкви, в котором болгары, хорваты, сербы, русские, украинцы, белорусы поставили памятные доски выдающемуся просветителю.

Верхний уровень

Сразу после входа в базилику через дверь её посетители погружаются в атмосферу раннего барокко. Храм построен по вполне стандартному для того времени проекту (узкий и длинный неф, свод на столбах) и очень пышно декорирован – барельефами, фресками, мозаикой. Апсида базилики примечательна мозаичным панно 12-го столетия, которое изображает древо жизни с райскими птицами, оленями на водопое и небесным Иерусалимом.

Полы в храме декорированы мозаикой, потолки украшены разрисованными кессонными плитками. На стенах можно видеть цикл из 10-и фресок, которые посвящены Кириллу, Мефодию, Игнатию Богослову и Святому Клименту. Главное украшение апсиды церкви – фреска с Иисусом Христом. Красивое исполнение и глубокий символизм росписей производят очень сильное впечатление.

Верхний уровень Базилики

Как добраться?

До Базилики Святого Климента удобно добираться на метрополитене, нужно выйти на станции Colosseo, затем идти пешком по Via di San Jiovanni in Laterano (улица, ведущая на юго-восток от станции). Необходимо дойти до Via dei Normanni. Для этого, пройдя один квартал от станции, следует свернуть влево, на Piazza di San Clemente. За углом можно увидеть ворота, над которыми заметны двускатная крыша и табличка из мрамора.

Базилика Святого Климента на карте Рима

Археологическая зона открыта по будням с 9 до 12.30 и с 15 до 18, а в воскресенье – с 12 до 18.

Узнайте, во сколько вам обойдётся путешествие в Рим:

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

rome-travel.ru

Самая необычная базилика Рима - Санта-Мария-дельи-Анджели

DSCF6183.jpg

Полное название самой необычной базилики Рима, расположенной на площади Республики, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Базилика посвящена Святой Деве, Ангелам и Мученикам. Она расположена на месте античных руин терм Диоклетиана. А уникальность её в том, что в ней воссоединились христианская вера, величие Древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения. Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.История возникновения этой церкви - это история веры простого сицилийского монаха Антонио дель Дука, который был простым хормейстером. Как-то раз  Антонио увидел старинную икону с изображением семи ангелов. В то время культ "Семи Ангелов" еще не был признан римской церковью. Монах дель Дука был настолько поражен силой, исходящей от этой иконы, что решил следовать в Рим, чтобы всему миру явить откровение о "Семи Ангелах". Антонио сочинил литургию к "Мессе Семи Ангелов" и отправил ее кардиналу дель Монте, дяде будущего Папы Юлиуса III. Им удалось добиться признания культа "Семи Ангелов" у Ватикана. Но после смерти своего покровителя в 1533 году Антонио дель Дука вынужден был вернуться на Сицилию. Через восемь лет сицилийский монах опять отправился в Рим, где и стал капелланом церкви Санта-Мария-ди-Лорето у форума Траяна.Однажды, летом 1541 года у Антонио дель Дука было еще одно божественное откровение: свет, белее самого снега, исходил из развалин терм Диоклетиана, а в центре этого божественного сияния монах увидел образы семи святых. Это видение монах истолковал как благословление Святых Мучеников на постройку храма в честь Семи Ангелов именно в термах. Антонио отправился к развалинам и на семи колоннах тепидариума (помещение сухой парилки в римских термах) написал семь имен главных Ангелов Божьих. С этого момента монах дель Дука положил все свои силы, чтобы добиться разрешения на постройку в Риме церкви в честь семи Мучеников и семи Ангелов, но его идея не получила поддержки у папы Павла III.Чтобы доказать Ватикану необходимость и важность строительства такой церкви, Антонио дель Дука в 1543 году отправился в Венецию, где заказал копию с мозаики Собора Святого Марка, изображающую Деву Марию в окружении Семи Ангелов. Дель Дука надеялся воспользоваться вечным соперничеством Рима и Венеции, и снова обратился к Папе с предложением о строительстве церкви в честь Семи Ангелов и Мучеников; и создания под ее покровительством приюта для детей-сирот. Но и на этот раз Павел III остался непреклонным.Антонио вынужден был ждать еще 7 лет, когда на папский престол взойдет Папа Юлий III дель Монте. И в 1550 году Папа приказалт викарию Рима, монсеньеру Филиппо Арчинто, подписать указ об освещении в Риме церкви в честь Святой Марии, Семи Ангелов и Семи Мучеников. Но написание указа и на этот раз еще не означало его выполнение. Племянники папы Павла III превратили термы Диоклетиана в место своих охотничьих забав и верховых прогулок. И, лишь с приходом на престол Пия IV (Медичи) папской буллой от 27 июля 1561 года было повелено начать строительство базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в термах Диоклетиана в Риме. 45 лет истинной веры и борьбы с сомнениями и интригами потребовалось монаху Антонио дель Дука, чтобы исполнить ангельское откровение.

1. Разработку проекта церкви Папа поручил 86-летнему Микеланжело. Гениальный мастер решил встроить собор в существующий фасад терм. Но Микеланджело в 1564 году скончался, и работы продолжил неаполитанский архитектор Луиджи Ванвителли (1700-1773). Строительство закончили в 1749 году. Внутри церковь представляет собой огромную крытую площадь, по форме напоминающую греческий (равносторонний) крест. После 1700 года церковь несколько раз перестраивалась. В начале XX века пышный фасад, созданный Ванвителли, сломали, восстановив идею Микеланжело - портал в виде простой кирпичной стены. И сейчас фасадом служит часть экседры калдариума (помещение в термах с горячей водой). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод.

1A4133.jpgФасад базилики, автор бронзовых дверей современный польский скульптор Игорь Миторай. На одной двери - сцена Благовещения, на второй - Воскрешения. Бронзовые двери были установлены 28 февраля 2006 года взамен устаревших деревянных.

2. Центральная часть базилики расположена в бывшем тепидариуме (помещении с тёплыми ваннами) терм Диоклетиана. Восемь массивных колонн, поддерживающих три крестообразные свода в базилике, - античные из терм, другие восемь добавлены во время реставрации XVIII века, но они являются лишь имитацией античных - штукатурка под мрамор. Пол в XVIII веке создал Джузеппе Барбиери.

DSCF6181о.jpgЦентральный неф базилики. По бокам прохода стоят ангелы с чашами со святой водой, скульптор Джованни Батиста Росси, ученик Бернини. Над правым ангелом - статуя Святого Бруно, основателя Ордена Картезианцев, французского скульптора Жана-Антуана Гудона, 1766-1768. Папа Клемент XIV, увидев статую сказал, что она настолько живая, что заговорила бы, если бы ей не было запрещено (картезианцы давали обет молчания)

3. Микеланджело гениально вписал церковь в развалины терм, сохранив их основные помещения. Вестибюль соответствует калдариуму терм. Трансепт (поперечный неф в крестообразных по плану храмах, пересекающий основной неф под прямым углом) является доминирующей частью базилики. Он расположен на месте бывшего тепидариума. Микеланджело старался максимально сохранить и использовать пространство терм, чтобы продемонстрировать их грандиозность. Длина трансепта составляет более 90 м, а ширина 27 м. Проект Микеланджело предусматривал в каждом конце трансепта большие кубические пространства, в которых теперь размещены капеллы. Высота центрального нефа составляет 29 метров. Центральный неф украшают восемь живописных полотен, которые первоначально находились в старой базилике Святого Петра в Ватикане и были перенесены сюда в XVIII веке.

DSCF6212.jpg

4. В правом нефе могила генерала Армандо Диаза, героя Первой Мировой Войны, выполненная Антонио Мунозом в 1920 году. Саркофаг из красного ассуанского гранита находится в полу за оградой . А сам памятник с надписью, декорированный двумя плитами из зелёного африканского мрамора с бронзовыми украшениями, на стене над могилой.Над памятником  - картина Франческо Манчини, изображающая чудесное исцеление Святым Петром прокажённого. Предположительно, она сначала находилась во дворце Квиринал. Мозаичная копия этой картины сделана для Собора Святого Петра в Ватикане.Рядом слева - картина "Проповедь Святого Иеронима" Джироламо Муциано, конец XVI века. Картина осталась незаконченной после смерти художника в 1592 году, поэтому фон выполнил Поль Бриль. Картина была создана для алтаря Святого Иеронима в Ватикане, но её перенесли в эту базилику.

DSCF6199.jpgСправа на фото - за оградкой в углублении могила Армандо Диаза - генерала, сражавшегося на итальянском фронте в первую мировую войну

5. Необычный внешний вид церкви дополняет изобилие внутренних украшений. Орнаменты, колонны, скульптуры и даже картины – все это превращает церковь  в храм искусства.

DSCF6218.jpgДекор базилики - слева от центрального нефа

6.

DSCF6213.jpgДекор базилики в левом нефе на противоположной стене

7. Капелла справа создана Клементе Орланди в 1746 году и посвящена монаху-картезианцу Альбергати, который был причислен к лику блаженных Папой Бенедиктом XIV в 1744 году. Алтарь капеллы создал Эркюль Грациани в 1746 году, в центре - картина "Чудо Блаженного Никколо Альбергати".Могила адмирала Таона ди Ревеля (слева), прозванного Герцогом морей, создана Пьетро Каноника в 1948 году. Саркофаг из жёлтого мрамора по форме напоминает корабль. Над могилой - картина Франческо Тревизани "Крещение водой", XVIII век.

DSCF6197.jpgКапелла Блаженного Никколо Альбергати

8. Могила Витторио Эммануэле Орландо создана в 1935 году скульптором Пьетро Каноника. Орландо - политик, премьер-министр, возглавлявший итальянскую делегацию на переговорах после первой мировой войны. В Италии его называют "Президентом Победы". Над могилой - картина Тревизани "Крещение желанием". В католичестве принято, что те, кто умер до того, как был крещен, считаются крещёнными через желание Причастия.

DSCF6206.jpg

9. По обеим сторонам алтаря правого нефа - статуи немецкого скульптора Фридриха Петриха, созданные в 1834 году - ангелы Мира и Справедливости.

DSCF6205.jpg

10. В правом нефе размещены византийские иконы.

DSCF6203.jpg

11. Надпись на полу перед правым нефом.

DSCF6204.jpg

12. Левая капелла Святого Бруно, основателя Картезианского ордена, построена к юбилейному 1700 году, проект Карло Маратта. Алтарь переделан из раннего Франческо Фонтана в 1864 году. Над алтарём - картина Джованни Одацци "Явление Девы Марии Святому Бруно", написанная к 1700 году. Грандиозный орган (5400 серебристых труб), созданный Бартелеми Форментелли в 1990-х годах, имеет 77 регистров, часто используется в концертах. Был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров.

DSCF6215.jpgКапелла Святого Бруно, слева - орган

13. Картина Франческо Тревизани "Крещение кровью" отражает католическое представление о том, что некрещёный человек, который умирает за Веру, становится крещёным через свою пролитую кровь.

DSCF6217.jpgПо сторонам от картины скульптуры "Размышление" (1874) и "Молитва" (1875)  - копии статуй, стоящих при входе на кладбище Святого Лаврентия

14.

DSCF6216.jpg

15. Внутри базилика украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работами французских художников XVII—XVIII веков.

DSCF6182.jpg

16.

DSCF6190.jpg

17.

DSCF6191.jpg

18.

DSCF6220.jpg

19. На полу в правой части трансепта в начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянчини проложить на полу базилики линию меридиана. Этот меридиан, своего рода солнечные часы, должен был выполнять три задачи. Во-первых, папа хотел проверять по нему точность вновь введенного Григорианского календаря. Во-вторых, ему нужен был инструмент для точного определения даты наступления Пасхи. В-третьих, тщеславный папа желал, чтобы в Риме был такой же меридиан, как в кафедральном соборе Болоньи. По этому меридиану еще в конце XIX века сверяли часы города Рима. Выбор пал именно на эту базилику, потому что, будучи частью античных терм, она была ориентирована строго на юг, и благодаря этому полуденное солнце беспрепятственно попадает внутрь из круглого отверстия в своде. В полдень, точнее в 12.15 (13.15 по летнему времени), луч солнца направлен строго вдоль линии меридиана. Работа была заказана Папой Клементом XI к юбилейному 1700 году, но заняла больше времени и была закончена в 1702 году, о чём гласит табличка на колонне:

DSCF6196.jpg

20. Открытие меридиана состоялось 6 октября 1702 года. Он представляет собой бронзовую линию, вмонтированную в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором. Линия проходит точно по меридиану, который пересекает Рим на широте 15 градусов. Длина меридиана составляет 45 метров, и он превосходил все имевшиеся в то время меридианы (искусственные).

DSCF6201.jpgПрозрачный стеклянный мостик через меридиан

21. Ходить по меридиану нельзя, он огорожен по всей длине. На линии нанесены разнообразные метки.

DSCF6202.jpg

22. Астрономическая схема?

DSCF6195.jpg

23. Солнечный луч находится на линии меридиана.

DSCF6198.jpg

24. Справа от меридиана находятся полихромные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева – весенних и зимних.

DSCF6194.jpg

25

DSCF6193.jpg

26.

DSCF6192.jpg

27. Современная скульптура того же мастера, который выполнил входные двери в базилику.

DSCF6189.jpgИоанн Креститель, польский скульптор Игорь Миторай, 2006

28. Ещё один вход в базилику с улицы Via Cernaia.

DSCF6241.jpg

29.

DSCF6245фф.jpg

30.

DSCF6235.jpg

galik-123.livejournal.com

Базилики Рима | Я путешествую сама

≡  11 Февраль 2014   ·  Рубрика: Достопримечательности Рима   

А А А

Базилики Рима

Самые известные и самые большие базилики Рима, которые тоже относятся к достопримечательностям Рима, и которые я смогла посетить во время моего самостоятельного путешествия, это: Базилика Святого Петра в Ватикане, Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in laterano), Базилика Санта Мария Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore), Базилика Санта Кроче-ин-Джерусалемме (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme) - Святого Иерусалимского Креста.

Базилика и Церковь - в чем отличие? Отличие, разве что, только типом строения.

Базилика - это большое прямоугольное строение, имеющее нечетное количество нефов разной высоты. Базилики в Риме появились еще в древние времена, строительство их началось в 50-х годах до нашей эры. Римляне такой тип строения позаимствовали у греков.

Посещая эти храмы в Риме, получаешь необычайное впечатление от неописуемой красоты внутреннего убранства и состояние умиротворенности! Это удивительное искусство, созданное много веков назад, не перестает восхищать посетителей и по нынешний день!

Базилики Рима

БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ (Basilica Papale Santa Maria Maggiore), посвящена Деве Марии, является собственностью Ватикана, расположена она на холме Эсквилин, неподалеку от вокзала Термини (см. здесь). Базилика была одной из самых главных святилищ римской церкви до того как была построена базилика Святого Петра. Храм был возведен в V веке при папе Сиксте третьем. Внутри установлены мраморные и гранитные колонны, их насчитывается около 40, расположенные в два ряда. В верхней части стен базилики находятся великолепные мозаики, изображающие сцены из Ветхого завета; потолок обработан позолотой, пол в базилике выложен мрамором, также восхищающим необыкновенными мозаиками (был реставрирован в XVIII веке). Сама базилика Санта Мария Маджоре многократно претерпевала перестройку (XII, XV, XVII, XVIII в.в.). В передней части расположен балдахин на четырех колоннах. Перед ним находится часовня, в которую можно пройти, спустившись вниз по ступенькам, здесь хранятся пять фрагментов Яслей Христа.В базилике по правую и левую стороны расположены три капеллы: Паулинская (Боргезе), (в ней хранится икона Богоматери), Сикстинская и капелла Сфорца. В базилике захоронены Сикст V, Павел V, Климент VIII, Пий V,  Джованни Бернини, Полина Бонопарт.5 августа в Базилике Санта Мария Маджоре в Риме ежегодно проходит празднование "Чудо Снежной", посетителей в этот день осыпают сверху, как снежинки, белые лепестки роз. По преданию, в одну из августовских ночей двум римлянам: папе Римскому Либерию и городскому жителю Джованни Патрицио привиделась Мадонна, которая повелела построить церковь на месте, где будет лежать снег.  На утро 5 августа, к великому удивлению, снег был обнаружен римлянами на холме Эсквилин.

В Базилике Санта Мария Маджоре в подземном помещении имеется исторический музей, который открыт для посетителей с 09:00 до 18:30. Здесь также можно посетить археологические раскопки, расположенные под папской базиликой, и Лоджию Благословения (посещение по предварительной записи в субботу в 10:00 и воскресенье в 16:00).

Адрес Базилики Рима (Санта Мария Маджоре): Via Liberiana, 27.Как добраться: ст. м. Термини, Piazza di Santa Maria Maggiore/Официальный сайт Базилики Санта Мария Маджоре:http://www.vatican.va/various/basiliche/sm_maggiore/index_it.html

Базилики РимаБАЗИЛИКА РИМА САН-ДЖОВАННИ ин ЛАТЕРАНО (Basilica di San Giovanni in Laterano), главная католическая церковь мира, расположена на одноименной площади piazza di Porta San Giovanni in Laterano, в непосредственной близости с холмом Целий. Латеранская базилика также является собственностью Ватикана, несмотря на то, что расположена на территории города Рима.

Строить базилику начали во времена правления Константина. Получила она название Латеранской в связи с тем, что на этом месте ранее было размещено поместье семьи Латеранов. Впоследствии император Константин часть дворца Латеранов передал во владение епископа. В 319 году к дворцу был пристроен христианский храм.Базилика за весь период существования претерпевала пожары, разграбления и восстановления. Последняя реконструкция Базилики Сан Джованни Латерано была проведена в 19 веке.

Зал базилики, имеющий прямоугольную форму, внутри разделен на пять нефов с мраморными колоннами и капеллами, с западной стороны нефа апсида. По разным сторонам расположены часовни, каждая из которых посвящена своим святым: Святой Успении, Св. Иоанну Евангелисту, Святой Хилари и др.

В западной границе нефа расположена апсида на колоннах из красного гранита, высотой 11 метров.Потолок базилики деревянный, покрыт позолотой, мраморный пол выложен удивительными мозаичными рисунками и узорами. Центральный неф пересекает трансепт, с южной стороны которого установлен орган, самый древний и самый большой.В Базилике есть папский алтарь, в нем каждый четверг служит мессу папа римский.На площади перед базиликой с северной стороны установлен самый древний египетский обелиск (XV в до нашей эры).

Базилика Рима Сан-Джованни ин Латерано открыта для посещения с 07:00 до 18:30;Музеи базилики: 10:00 до 17:30.Как доехать до площади Сан-Джованни ин Латерано: м. S. Giovanni; автобус № 116.Виртуальный тур по Базилике можно посмотреть здесь: http://www.vatican.vaЗабронировать самостоятельно экскурсию в Папскую базилику Святого Иоанна Латеранского можно по тел: 0669886433, доп. (6392) и по email: [email protected]

Базилики РимаБАЗИЛИКА САНТА КРОЧЕ ин ДЖЕРУСАЛЕММЕ (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme, Святого Иерусалимского Креста). Расположена базилика недалеко от Латеранской базилики, в 10 минутах ходьбы. Построена была по приказанию императора Константина и его матери Святой Елены, для хранения реликвий, привезенных Святой Еленой из Иерусалима.

В Базилике Санта Кроче-ин-Джерусалемме хранится часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которым был прикован Иисус Христос к Кресту, мощи святых мучеников и мощи самой молодой из святых - семилетней Антониетты Мео.В отдельном помещении базилики в натуральную величину расположен Крест и распятый на нем Иисус Христос, справа от него на стене - плащанина (копия), в которую был завернут Иисус Христос, после снятия с Креста.Апсида базилики украшена фреской, изображающей сцены со Святой Еленой и обнаружения ей реликвий в Иерусалиме. Потолок обработан позолотой, мраморный пол также выложен мозаикой.

Адрес базилики:  Via di Santa Croce in Gerusalemme, 91.Email: [email protected] тел: 06 70613053Время посещения: 07:00-12:30 и 15:30-19:30;Адрес официального сайта базилики: http://www.santacroceroma.it/.Как самостоятельно добраться до Базилики Санта Кроче-ин-Джерусалемме: можно дойти пешком от Базилики Сан-Джованни ин Латерано - через парк; также на метро до станции м. Manzoni, от вокзала Термини - на трамвае № 3.

(Введите название базилики Рима (или церкви) в поисковике карты googl, на карте будет указан адрес и месторасположение объекта).

 

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПЕТРА в Риме (Basilica di San Pietro) смотрите по ссылке: Собор Святого Петра в Риме.

 

Метки: базилика, базилики Рима, достопримечательности, достопримечательности Рима, Италия, карта, Рим

mskpartner.ru