Чай древний китай. Китайская чайная церемония: история появления и развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чайная церемония в Китае. Искусство чайной церемонии. Чай древний китай


история появления и развития :: SYL.ru

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

китайская чайная церемония

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну – мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной – отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

стадии закипания воды в китайской чайной церемонии

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

Традиционная китайская чайная церемония стала весьма популярной благодаря Лю Юю. Этот мудрец (733-804 гг.) до сих пор почитается народом Китая как один из трех чайных божеств Ча Шань. Еще младенцем Лю Юй был усыновлен и воспитан монахами из монастыря Лунгай. С 10 лет его готовили для служения Будде. Мальчик обучался написанию иероглифов, медитировал, читал и обучался проведению китайской чайной церемонии. Однако в двенадцать лет он убежал с бродячими артистами и много путешествовал.

Достигнув 21 года, Лю Юй полностью посвятил свою жизнь изучению чая. Он стал отшельником и поселился в горах Ба-Шань. Там он приступил к написанию трехтомного труда под названием «Канон чая». В него вошли все знания об этом божественном напитке, которые уже были к этому времени накоплены народом. Нашел отражение в книге и его собственный опыт. Лю Юй дал описание китайской чайной церемонии, в которую включено 27 предметов. Кроме этого, мудрец нашел практически 7 тыс. символов, наиболее полно передающих таинственность и божественность удивительного напитка.

 китайская чайная церемония дети

Труд «Канон чая» был завершен в 778 г. На его написание ушло 26 лет. О книге узнали далеко за пределами Поднебесной. Позже трактат был переведен на многие языки.

Золотой чайный век

Особую популярность напиток приобрел в период с 960 по 1279 г. Это было время, когда страной правила династия Сун. Произошло это благодаря изменению способов производства чая и развитию гончарного мастерства.

Сбор сырья в ту эпоху обязательно сопровождался боем кимвал или барабанов. После этого листья быстро пропаривались, высушивались и прессовались. Высокосортный чай оценивался так же, как и золото. Производимый из отборного сырья и вовсе считался бесценным. При императорском дворе продолжала складываться традиция китайской чайной церемонии. К столу императора приглашались знаменитые государственные деятели, художники и поэты.

Соревнования в мастерстве заваривания напитка

Интересная традиция получила свое начало в провинции Фуцзянь. Здесь фермеры начали проводить чайные соревнования, отправляя лучшие сорта напитка к императорскому двору.

Несколько позже эту традицию подхватила знать. Получить звание лучшего чайного мастера стремились мыслители, чиновники и даже сами императоры.

Участники таких соревнований должны были пройти несколько этапов приготовления божественного напитка. На первом из них листья заворачивали в бумагу и измельчали рукоятями ножа до состояния порошка. Полученное сырье просеивали. Нужные стадии закипания воды в китайской чайной церемонии определяли по шуму жидкости, доносящемуся из посуды с узким горлом. Далее приготавливалась вязкая смесь. Для нее брали кипяченую воду и порошок. Самым сложным для участников соревнований было определиться с пропорциями ингредиентов. При этом самым лучшим напитком считался тот, у которого был молочно-белый цвет, и пена сохранялась как можно дольше. Самая популярная посуда для такой церемонии в те годы – черноглазированная чаша, украшенная ниспадающими линиями. Носила такая емкость название «заячий мех».

Улучшение качества напитка

Традиции китайской чайной церемонии получили свое дальнейшее развитие в период 1368-1644 гг., во времена нахождения у власти династии Мин. В эти годы мастера стали изобретать новые способы обработки чая, которые позволили максимально сохранить его качество. Кроме этого, стали изготавливаться огнеупорные керамические чайники.

Император Цянь Лун, который правил в эпоху Цин, считался большим ценителем этого удивительного напитка. Он много путешествовал по стране, изучал чай, посуду, качество воды и всячески старался поддерживать развитие чайных традиций своего народа.

китайская чайная церемония описание

И сегодня культура этого напитка в Китае поддерживается и не забывается людьми, находясь на пике своей популярности.

Посуда

Как проводится чайная церемония по китайской традиции? Для нее понадобится обладать определенным набором посуды.

Одним из входящих в нее предметов является ча-хэ. Это чайная коробочка, предназначенная для ознакомления участников с изначальным продуктом. Ча-хэ похожа на чашку, вытянутую с одной стороны. Такая форма позволяет участникам церемонии рассмотреть чайные листы, их потрогать и понюхать. Далее заварка пересыпается в сосуд для заваривания. Для этого с одного края у ча-хэ предусмотрено специальное отверстие.

Рассмотрим названия и фото посуды для китайской чайной церемонии. Приготовление напитка потребует использования чайников, имеющих разные размеры. В разные сосуды помещают заварку различных сортов. Это позволяет избежать смешивания запахов. Чайники могут быть сделаны из различных сортов глины. Среди них иссинская, пурпурная и т. д.

традиционная китайская чайная церемония

Также потребуется набор, в котором находятся маленькие чайные чашечки. Они отличаются друг от друга по форме, цвету и объему. Также китайцы используют и чайные парочки. Они представляют собой маленькую пиалу и чашечку вэнь-сян-бэй. Их размещают на красивом деревянном или керамическом подносе, имеющем небольшие бортики.

Кроме этого, для чайной церемонии используются керамические чашечки, которые покрыты белой эмалью. В любом случае, выбор такой посуды будет зависеть от цели проведения мероприятия и личных предпочтений хозяев.

Подставкой для чашек и чайника служит ча бань. Это не что иное, как специальная доска.

При проведении ритуала чаепития китайцы используют:

  • ча би – чайную кисточку;
  • цзя цзы – щипцы;
  • ча цзань – иглу, с помощью которой пробивается носик сосуда для заварки;
  • ча сяньло – воронку на чайник.

Нужны для проведения чайной церемонии специальные ложки, полотенце и ситечки.

Гунфу Ча

Истоки зарождения этой церемонии уходят своими корнями в традиции народов Миньнань, Чаошань или Чаочжоу. В этом случае заваривание чая производят с помощью маленького чайника из цзыша (иссинской глины). Его объем составляет всего 150 мл. Такой сосуд является настоящим украшением китайской чайной церемонии Гунфу Ча, способствуя при этом «округлению» вкуса напитка.

китайская чайная церемония посуда названия и фото

Так пили божественный напиток в Древнем Китае на протяжении многих тысячелетий. Традиция Гунфу Ча считается родоначальницей всех последующих ритуалов, которые получили распространение по всему миру. Церемония, берущая свое начало в провинциях Гуандун и Фуцзянь призвана вызвать восхищение вкусом этого удивительного напитка.

Вода

Это один из наиболее важных элементов чайной церемонии, не считая заварки. В идеале необходимо взять кристально чистую жидкость из родников или горных источников.

Немалую роль играют и стадии закипания воды в китайской чайной церемонии. Считается, что успевшая вскипеть жидкость уже отдала свою энергию стихии огня. Китайцы полагают, что использовать ее дальше просто бесполезно. Тот же, кто поспешит снять чайник и не доведет воду до нужной температуры, просто не сможет заварить листья.

Китайцы выделяют в общей сложности четыре стадии закипания воды:

  • «Рыбий глаз», когда с тихим шумом наверх поднимаются крупные пузырьки воздуха.
  • «Крабий глаз» - поднятие меньших по размеру пузырьков, которые издают средний шум.
  • «Жемчужные нити». Для этой стадии характерно поднятие струек пузырьков с отчетливым шумом.
  • Этап «бурлящего источника», до которого жидкость доводить нельзя. Для него характерно бурное и сильное кипение воды.

Проведение церемонии

Чаепитие у китайцев, как правило, проходит в помещении, в которое проникает рассеянный солнечный свет. Цветовая гамма интерьера комнаты при этом обычно придерживается пастельных тонов, в которых преобладают светло-зеленые или светло-коричневые оттенки.

Обязательным считается присутствие небольшого движения воздуха. Легкий ветерок должен приносить дух церемонии в каждый уголок человеческой души.

При проведении мероприятия в воздухе должны витать ненавязчивые ароматы лаванды и жасмина, слышаться пение птиц и звуки национальной музыки. Необходимо чтобы все окружение тех, кто наслаждается божественным тонизирующим напитком, способствовало расслаблению тела и души, было спокойным и мирным.

Стол для китайской чайной церемонии должен быть вместительным. Это позволит спокойно расставить посуду и не допустить связанных с перегруженностью неудобств.

Разнообразие чайных церемоний

Традиций чаепития в Китае довольно много. При этом некоторые из них принято проводить по особым случаям.

«Семейная встреча»

Это проводимая повзрослевшими детьми китайская чайная церемония. Уехав на работу и редко посещая своих родителей, они устраивают совместные чаепития, собравшись в ресторане. Подобная традиция является одной из основных частей встречи с семьей. Китайские рестораны по воскресеньям и в дни праздников, как правило, переполнены посетителями. Дело в том, что семейные ценности в этой стране обладают особым значением.

«Извинение»

В Китае чашку чая наливают человеку, у которого хотят попросить прощения. В этом случае предложение напитка является жестом раскаяния и покорности.

«Благодарность старшим на свадьбе»

 китайская чайная церемония гунфу ча

В Китае жених и невеста подают чашечку чая своим родителям в знак уважения. Молодые становятся на колени и произносят слова благодарности. Родители, после того как выпили чай, подают жениху и невесте красный конверт как символ удачи.

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.

www.syl.ru

Чайная церемония в Китае: выбор посуды и традиции

Юлия Верн 31 036

Китайская чайная церемония — Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча — родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Разрешите представить — Гунфу-Ча

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка — гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань — одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие — наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и — к семейному очагу.

Гайвань

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце — символизирует основу (землю), крышка — защиту (небо), а сама чашка — человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно — образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков — глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого — Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге — материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Заварочник из исиньской глины

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча — процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается — в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды — от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев — это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного — для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра — 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы — «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше — около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Посуда для китайской чайной церемонии

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай — глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка — Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска — Ча-Пань — основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

Чайная церемония

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела — дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап — Вэнь Ху Тан Бей — согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап — Жань Шань Цзя Мин — оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап — Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) — отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды — половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап — Суан Ху Гао Чонг — «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой — один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап — Чун Фэн Фу Миан — «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап — Зай Чжу Цин Куан — «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты — не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая — для непосредственного заваривания. Низкий, а значит — близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап — Гуа Мом Лин Гай — поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Этап чайной церемонии

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда — чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Видео по теме

Китайская чайная церемония

Кликните Play для просмотра

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» — это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян — «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек — Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») — заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй — основной, а третий — завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину — комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань

чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем — кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае — традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:

  • Знак уважения. В Китае всегда особенно уважали и ценили заслуги людей пожилого возраста, поэтому подать чашку чая человеку почтенного возраста, значит выразить истинное к нему уважения. Ответной реакцией как принятие выраженного почтения, может стать доверие со стороны пожилого человека, который в ответ поднесет чашку чая тому, кто значительно его моложе.
  • Семейная встреча. Независимо, как далеко уехали дети из родных краев, они никогда не забудут родительский дом, поэтому традиционное чаепитие — неотъемлемая часть при встрече родителей и детей.
  • Благодарность родителям в день свадьбы. Чайная церемония обязательно имеет место на свадебном мероприятии в Китае. Жених и невеста, одновременно опускаясь на колени, подают по чашке чая своим родителям со словами благодарности. Кроме того, первое знакомство родителей будущих жениха и невесты обязательно проходит в рамках традиционного чаепития.Чайные традиции
  • Передача мудрости и опыта. Регулярное чаепитие в кругу молодых людей и опытных стариков способствуют распространению и сохранению традиций и жизненного опыта, составляющих великое китайское культурное наследие.

kivahan.ru

Чайная церемония в Китае. Искусство чайной церемонии

В жизни жителей Китая чай стоит на особом месте, а питье чая и вовсе превратилось в отдельное искусство чайной церемонии.

Китайцы предпочитают чай другим напиткам даже в летнее время: он не только утоляет жажду, но и способствует повышению иммунитета.

чайная церемония в китае

Чайная церемония в Китае – немного истории

Появление чая относят к одной из основных фигур китайской мифологии, божественному прародителю всего китайского народа Шэнь Нуну, чье имя в переводе с китайского означает "Божественный Землепашец". Именно этот герой научил народ вспахивать землю, выращивать злаковые культуры, а также лекарственные и другие полезные растения.

Предание гласит, что у Шэнь Нуна была бычья голова и человеческое тело, при этом живот у него был из прозрачного нефрита. Шень Нун помогал людям лечить недуги, а для этого бродил по стране в поисках лекарственных растений, отделяя их от часто встречающихся ядовитых. Эффект от найденных трав врачеватель проверял на себе. При этом он наблюдал за влиянием съеденного растения или его плодов на организм через свой прозрачный живот. Говорят, что однажды он попробовал новое, незнакомое ему растение и в результате получил сильное отравление. Когда ему стало совсем плохо, то он прилег под незнакомым кустом. Неожиданно с листьев куста покатилась росинка. Глотнув эту капельку, лекарь почувствовал прилив сил и приятную бодрость во всем теле.

С того времени Шень Нун повсюду носил с собой листья этого растения, применяя их в качестве противоядия. Так и получилось, что он научил весь китайский народ пить чай в качестве лекарства.

китайская чайная церемония

В древности чай был напитком для богатых людей. Никто не знает точно, когда он перешел в повседневный напиток. В то же время в 1 веке до нашей эры чай был широко распространен, и его уже можно было приобрести на рынке. А с 618 по 907 годы начала развиваться китайская чайная церемония, и впервые были описаны чайные традиции Китая.

Со временем по Великому шелковому пути чай проник и в Россию. В литературе сообщается, что чай в качестве подарка казаки преподнесли русскому царю в 1567 году. По-настоящему россияне смогли оценить душистый напиток уже в 19 веке. Именно тогда сформировалась русская чайная церемония. В Москве чай научились заваривать во всемирно известных русских самоварах.

В Китае чайная церемония представляет собой целый ритуал, где при заваривании напитка соблюдается определенный порядок. Главной целью этого действа является раскрытие вкусовых качеств и аромата чая, и спешка тут неуместна. Китайская чайная церемония подразумевает спокойствие и умиротворенность. Особую атмосферу помогают создать причудливые предметы чайной утвари, изящная посуда небольшого размера, а также приятная негромкая музыка – благодаря всем этим факторам становится возможным насладиться известным по всему свету незабываемым благоухающим ароматом чайного напитка и долгим послевкусием.

набор для чайной церемонии

Особенности чайного ритуала по-китайски

Чайная церемония в Китае называется гунгфу-ча: гунг – высшее искусство, а ча – разумеется, чай. Сами китайцы придают ритуалу особое значение. У них это мастерство, освоить которое может не каждый.

Китайский ритуал чаепития считается одним из самых таинственных и загадочных во всем мире. Возможно, объясняется это тем, что китайцы считают чай не просто напитком. Для них чай является мудрым растением, которому дано передавать энергию жизни. Для получения этой энергии есть определённые условия, которые сведены в правила проведения церемонии чаепития.

Особые требования к воде

Выбор воды, которой будет завариваться чай, имеет определяющее значение. Она обязательно должна быть из чистого источника. Наиболее подходящей считается та, что имеет сладковатый привкус и мягкую структуру.

чайная церемония в англии

При приготовлении чая важным является кипячение воды. Ее не нужно доводить до сильного кипения, ведь из-за этого из нее уходит собственная энергия. Говорят, что вода считается закипевшей до нужного чаю состояния, едва только в ней появятся пузырьки - до бурного кипения не допускают.

Звуки музыки

Традиционно перед началом церемонии человек должен очиститься, достичь состояния внутренней гармонии и покоя. Именно поэтому она проходит в красивом помещении и под звуки приятной музыки, зачастую завораживающей и мистической. Для наилучшего эффекта мастер чайной церемонии предпочитает использовать звуки природы. Это содействует погружению человека в глубины своей души и помогает лучше слиться с природой.

О чем принято говорить на чайной церемонии?

Во время чайного ритуала традиционно говорят о самом чае. Кроме того, важным элементом церемонии является демонстрация уважительного отношения к чайному божеству и разговоры о нем. Зачастую мастера ставят его статуэтку или изображение рядышком с чайной утварью.

Внутреннее состояние собравшихся

По всем канонам ритуал проходит в атмосфере добра и гармонии. В процессе чаепития не принято громко разговаривать, махать руками или же шуметь. Ощутить истинное наслаждение от напитка и настоящее счастье помогает полная сосредоточенность.

Кстати, чайная церемония в Китае предполагает участие от 2 до 6 человек. Именно в этом случае можно достичь удивительной атмосферы, называемой в традициях соприкосновением душ.

мастер чайной церемонии

Интерьер для чайной церемонии

Все присутствующие рассаживаются на соломенных ковриках, постеленных на полу. Около гостей раскладывают мягкие подушки приятного теплого цвета. Посредине устанавливается стол для чая, называемый чабань, высотой около 10 см. Он похож на некий ящичек из дерева. В нем есть особые отверстия, куда выливаются остатки чая, ведь в Китае излишек воды говорит про изобилие.

Когда соблюдены все основные принципы чаепития, наступает торжественный момент самого чаепития.

Итак, китайское чаепитие

Перед гостями раскладывается набор для чайной церемонии. Посуда включает в себя: чайничек для заваривания, сосуд – ча-хай, чайную коробочку, называемую ча-хе, и чайную пару. Вся посуда для чайной церемонии должна быть выполнена в одном стиле и не отвлекать своим внешним видом от чудесного напитка.

Первым делом сухую чайную заварку мастер засыпает в ча-хе – особую фарфоровую коробочку, которая предназначена для изучения структуры чая и вдыхания его запаха. Все участники не спеша передают ее в руки друг другу и вдыхают аромат. У этого ритуала есть еще один смысл – во время передачи ча-хе присутствующие сближаются между собой.

искусство чайной церемонии

После этого мастер гунфу-ча заваривает чай. Первый залитый кипяток сливают – таким образом смывается пыль с чая. Но уже со следующей заливки каждый гость церемонии наслаждается чудодейственным напитком.

Перед каждым участником находится чайная пара на подносе. Это две чашки, одна из которых высокая и узкая (вэнсябэй), предназначенная для восприятия запаха, а широкая и низкая (чабэй) – для наслаждения цветом и вкусом чая. В высокие чашки наливается вторая вода, после того как она пробыла в заварнике около 30 секунд. Вэнсябэй наполняют всего на ¾ и сразу накрывают широкой чашкой. Через время верхнюю чашку снимают и, поднеся нижнюю к носу, вдыхают чудесный аромат получившегося чая. Тут важно сконцентрироваться и слиться с энергией чая. Чай пьют медленно, сосредотачиваясь на ощущениях.

Чай заливают до тех пор, пока у напитка сохраняются цвет и аромат. С каждой новой заливкой чай получает другие оттенки запаха и вкуса.

В результате чайная церемония дарит умиротворение, душевное равновесие и помогает забыть о суете нашей жизни.

Чайная церемония в Англии

Великобритания является одним из мировых лидеров по потреблению чая на одного человека. Чаепитие для англичан – это не просто привычка, это ритуал со своими сложившимися традициями. Он появился из свойственного англичанам чаепития Five-o-clock Tea.

посуда для чайной церемонии

Традиционный набор для чайной церемонии у англичан – это белая или синяя скатерть без рисунков, ваза с живыми белыми цветами. Чайные пары, заварочный чайник с чаем, молочник, кувшинчик с молоком, ситечко и подставка для него. Кроме того, понадобятся сахарница (желательно с белым и коричневым сахаром), чайные ложки, вилка и нож, салфетки в тон скатерти.

К чаю обязательно подаются закуски – это различные варианты английской выпечки. Традиционно гости могут выбрать среди 5-10 сортов чая, где обязательными являются Lapsang Souchong, Earl Grey, Darjeeling, Assam, а также разные смеси чая.

Кстати, еще один важный элемент сервировки - стеганый или шерстяной чехольчик на чайник (tea-cosy).

Чайная церемония в Англии имеет свой секрет. При заваривании чая во внимание принимается то, что в чашках кипятком его разбавлять уже не будут. Это значит, что при заваривании в чайник кладется заварка исходя из того, что на 1 человека приходится 1 чайная ложка чая. В случае, когда пользуются заварочным чайником большого размера, рекомендуется добавить еще 1 ложку на всех.

Затем 3-5 минут чай настаивается, и его разливают гостям. Сразу вслед за этим в чайник нужно налить кипятка из кувшинчика (особенность чайной церемонии – повторная заливка заварки) и накрыть его tea-cosy для сохранения температуры. К моменту завершения питья первой чашки, вторая заливка успевает настояться. Чайник можно заливать снова, но с каждым разом качество напитка будет ухудшаться.

Традиционно чай пьют с молоком, причем доливают к горячему молоку чай, и никак не наоборот.

Русские чайные традиции

Русский самовар

Чайная церемония в Москве – это совершенно другие традиции, сильно отличающиеся от ритуалов, сложившихся на родине этого напитка. Говорят, что японцы при чаепитии наслаждаются чайной утварью, деталями церемонии, своим внутренним миром. Чайная церемония в Китае - наслаждение вкусом и ароматом чая, английская - ценна самим фактом соблюдения традиций, антуражем, выпечкой. А у россиян самое главное – это собравшаяся компания возле русского самовара. Ценно общение между всеми собравшимися.

чайная церемония в москве

В Москве пили изначально черный чай. Кипяток греется в самоваре, а сверху ставится заварник. Заварка делается крепче, чем чай, который в итоге пьют. В чашки разливается заварка, а после – кипяток из самовара.

На столе к чаю всегда предлагаются выпечка,лимон, сахар, варенье и мед. Последние едят чаще всего вприкуску к чаю или же намазывают на хлеб. Часто к чашке подается «чайная пара» - блюдце. В него переливают горячий чай из чашки и пьют.

Какими бы ни были чайные традиции у разных народов, повсюду этот напиток ценят за приятный вкус, тонкий аромат и необычные свойства.

fb.ru

Происхождение чая, история китайского чая, его знаменитые виды

Чай является самым древним и популярным напитком во всем мире. В одних странах чай считают лекарством, в других продуктом первой необходимости. Но везде, без исключения, к этому напитку относятся уважительно. Чай появился более пяти тысяч лет назад, о чае слагают легенды. Во многих странах (Китае, России, Великобритании) открыты музеи чая, где можно узнать об истории происхождения чая.

История чая

В привычном понимании чай — это не только сухая заварка, но и напиток, и сам чайный куст. В Китае название чая зависит от типа, сорта, района произрастания. Это Хуан Ча, Лун Цзи, Бай Ча, Тун Чи и другие. Ча переводится, как молодой листочек. Для обозначения чая еще в 5 веке создан один иероглиф. Все другие страны переняли названия, немного исказив их, произнося по-своему.

Происхождение чая относят к Древнему Китаю. Китайцы, открыв миру чайный куст, научили человечество употреблять его. Существует легенда, по которой считается, что куст вырос из век старого монаха, он уснул во время молитвы, разозлившись, отрезал их, чтобы глаза больше никогда не закрывались. В 1825 году мнение о том, что Китай является родиной чая, изменилось. Дикорастущие кусты чая были обнаружены в горах Бирмы, Индии, Лаоса, Вьетнама. Такие же кусты были обнаружены на окраине юго-востока Тибетского нагорья и в Гималаях.

Китайский император Шен Нон, его еще называли Божественным ценителем, открыл много целебных растений. В их числе оказался и чай. Листочки чайного куста попали в воду, которая кипятилась, случайно, но императору понравился освежающий настой. Там получился чай. А императора Шена Нона стали называть «отцом чая». Так гласит легенда.

О целебных свойствах чая свидетельствует медицинская книга «Пен Тсао». Там сказано, что чай способствует лечению головной боли, абсцессов и опухолей. Легенда говорит, что Шен Нон принимал несколько ядов каждый день, затем принимал чай в качестве противоядия, проводя исследования.

Путь чая в Китае

Во времена правления династии Суй чай стали пить именно из-за его вкуса, а не целебных свойств. Его стали использовать вместо денег, меняя на лошадей, целебные травы и шерсть. После того, как чай стали прессовать, его продолжали использовать в торговле вместо бумажных денег.

Настоящим искусством стало приготовление и употребление чая во время династии Тан. Тогда чай попал к кочевникам Монголии и Тибета. Для них чай стал источником витамина C.

В 800 году была написана Чайная Библия (Ча Кинг). Ее написал Лу Ю, он кодифицировал методы выращивания и приготовления чая, используемые в древнем Китае. В Чайной Библии был описан процесс приготовления чая, по которому листья должны быть собраны солнечным днем, выдержаны над огнем. После подкопчения листья нужно сложить в мешок из бумаги. После полного остывания их помещают на хранение. Для приготовления чайного напитка воду нужно довести до кипения с добавлением щепотки соли. Воду разлить по чашкам, перемешать. В воду кинуть чайные листья и пить горячим. Также в Чайной Библии описывались и другие способы приготовления чая с добавлением апельсина, имбиря, лука, мяты.

До совершенства чайная культура была доведена во времена династии Сон. В это время появились первые чайники. Сбор чайных листьев был целым ритуалом. Первоначально обращались к горным божествам. Тщательно выбирали день для сбора. Сбор проводился под звук цимбал или барабанов. Сборщиками выступали молодые девушки, длина их ногтей строго регулировалась, чтобы они не повредили нежные чайные листочки. Листочки перебирали, сортировали по сортам, лучшие доставляли императору. За плитку высокогорного чая давали несколько слитков золота.

Во времена династии Сон стали использовать взбитый чай. Для этого чайные листья перемалывали с помощью каменных жерновов в пудру, которую потом взбивали маленькой метелкой с горячей водой. Из рецептов полностью исключили соль. Начали строить чайные домики и чайные комнаты. В них проводились чайные церемонии, проводились дегустации.

Знаменитые сорта китайского чая

Вокруг чая создавался ореол романтики. В разных районах Китая складывались разные сказания о чае. Каждая легенда рассказывала о разных сортах чая, заставляя восхищаться ими. Эти легенды можно было считать первой рекламой.

Китайский зеленый чай «Тунь Си» называют зеленым золотом. Согласно легенде, когда-то жила красивая девушка Ло Сян, она была сиротой, пела чай и пела песни. Ей многие богатые люди предлагали руку и сердце, но она сказала, что пусть ее чай выберет ее избранника. Собрались желающие, перед каждым была поставлена чашка чая. Ло Сян сказала, что выйдет замуж за того, в чашке которого появятся очертания ее фигуры. Все внимательно наблюдали за чашками, но только пар, поднимающийся из чашки лесоруба Ги Юна начал преобразовываться в особую форму. Ля Сян вышла замуж за Ги Юна, но правитель округа не простил обиды и отобрал у них ценный чай, передав императору.

Хуан Шань Мао Фэн. Этот зеленый чай назван в честь высокой вершины восточного Китая. Чай собирают ранней весной, когда самые нежные листья и почки максимально набухшие. Чай дает крепкий прозрачный настой, насыщенный и со свежим вкусом. Отличительными чертами этого чая является цвет слоновой кости и золотистые листья.

Цзюнь Шань Инь Чжэнь. Для желтого чая собирают чайные почки. Заваривается чай в стеклянной посуде, чтобы было видно, как разворачиваются почки.

Си Ху Лун Цзин. Название зеленого чая обозначает Колодец Дракона. Он относится к весенним сортам, собранным из листочков и почек. Все операции проводятся вручную. Напиток получается нежно-изумрудного цвета, с насыщенным вкусом, густым ароматом. Этот чай является праздничным, им угощают дорогих гостей.

Улунский чай Тай Ши. Полуферментированный чай, который имеет выраженный вкус красного чая, свежий аромат зеленого чая. Он дает янтарный прозрачный настой, медовый вкус и сильный аромат.

Чай в современном Китае

В настоящее время трудно представить себе эту страну без чая, ведь он много веков используется повсеместно и ежедневно, как императором, так и обычными людьми. Употребление чая сближает людей, он расслабляет, лечит. Его можно считать национальным китайским напитком.

Чай выращивается в 18 районах и провинциях Китая. Всего насчитывается более 500 сортов чая. Все зависит от метода обработки чайного листа, хотя собирается он с одного чайного куста. Листья завяливают, скручивают, ферментируют. Китайские чаи по способу обработки бывают:

  • Ферментированные.
  • Не ферментированные.
  • Полуферментированные.

Отдельно выделяются:

  • Чаи с добавками из душистых цветов.
  • Чаи, размягченные и спрессованные.
  • Чаи из молодых почек и нескрученных листьев.

Чаи делятся по сорту чайного куста:

  • Мао Фэн.
  • Мао Цзянь.
  • Дин Гун Да Фан.
  • Лю Ань Гуа Пянь.

По форме чайные листья бывают молодые, засушенные длинными; молодые, засушенные плоскими; засушенные круглыми и жемчужинки. Еще разделяют чаи по месту производства.

Похожие статьи

chayexpert.ru

История китайского чая | ранняя история чая в Китае -блог Китайский обычай

По некоторым данным, первое знакомство человека с чаем состоялось в Китае без малого 5000 лет назад, положив начало истории китайского чая! Но как менялось представление о напитке в различные эпохи? Сколько лет минуло, прежде чем он стал столь популярным национальным напитком, кто из великих ценил редкие минуты уединения с чашкой драгоценной ароматной жидкости в руках? Когда произошёл расцвет чайной культуры?

Ранняя история чая в Китае

Первоначально, с момента его появления во втором тысячелетии до н.э., чай использовался как лекарственное средство из-за своей горечи. Старинный справочник китайских растений «Бэнь Цао Цзин», начатый первооткрывателем чая императором Шен Нуном, классифицирует его как «горькое растение», пригодное для излечения различных недомоганий.

Представители династии Чжоу  (1122-249 до н.э.)  положили начало превращению чая из лекарственного напитка в освежающий. В те времена представители знати пили исключительно крепкую грубую заварку с горьким вкусом. Популярностью она не пользовалась до тех пор, пока при династии Хань, царствовавшей в 206 г. до н.э. – 221 г.н.э., не изменили метод сбора и обработки листьев дикорастущих чайных растений.

Во все времена при дворе чай ценился высоко – являлся не только любимым напитком правителя, но и подношением знатным гостям и подданным. Во времена Троецарствия чай даже начал замещать вино – на празднествах тонизирующее действие чайного напитка предпочитали хмельному!

В истории китайской ботаники и медицины чай был известен под разными названиями. В Южном Китае, где его впервые опробовали и оценили, чай использовался для облегчения усталости, услаждения души, укрепления воли и улучшения зрения. Применяли его не только в виде напитка, но и как пасту, смягчающую ревматические боли. По даосскому мнению, чай был важным компонентом эликсира молодости и бессмертия, буддисты же считали, что напиток устраняет сонливость, возвращает бодрость духа, необходимую при длительных медитациях.

Жители долины Янцзы в IV-V веках готовили свой излюбленный напиток следующим образом: варили чайные листья на пару, размельчали в ступке, прессовали в брусок и кипятили с рисом, имбирём, солью, цедрой цитрусов, специями, молоком, а иногда даже луком. До сих пор некоторые монгольские и тибетские племена из этих ингредиентов готовят весьма вкусный сироп.

В буквальном же смысле «расцвёл» чай во времена династий Тан и Сун.

Итак, почему бы нам теперь не обсудить искусство приготовление чая? Ведь как любая культура с многолетней историей, чайная традиция имеет определённые этапы развития. В истории китайского чая можно выделить три метода приготовления напитка, господствующие в разные эпохи: кипятится, обдаётся кипятком и настаивается. Современные ценители чайных традиций знают только последний способ, остальные же методы существовали и предпочитались в различные эпохи и дошли до нас только фрагментами – сказываются опустошительные войны со сменой режимов, имевшие место во втором тысячелетии нашей эры.

Представители Тан, Сун и Мин задавали определённый настрой, который и определял способ приготовления чая: кипячение прессованного, обдавание кипятком порошкового и настаивание листового. Так как чай – определённое искусство, можно классифицировать школы как классическую, романтическую и натуралистическую.

Тан и Сун: золотой период истории китайского чая

Династия Тан (618-907 гг.) была основана феодалом Ли Юанем. Военачальник Чжао Куанинь стал основателем династии Сун, которая три столетия (960-1279 гг.) правила Китаем, находившимся под давлением северных степных народов. Три века монгольского владычества, последовавшие затем, завершились в середине XIV века. Династия Мин была основана в 1368 году сыном бедного китайского крестьянина Чжу Юаньчжан и просуществовала до 1644 года.

При династии Тан чай из незрелого состояния перешёл к конечному идеалу, став напитком, обладающим огромным количеством полезных свойств, для истинных ценителей. Метод приготовления усовершенствовали, также доведя его до эталона. Кульминационным моментом в истории чая в Китае стала работа «Ча Цзин» («Чайный Канон»), написанная великим идеологом чая Лю Юем.

Взбивание чая венчиком

Взбивание чая венчиком

Три стадии кипячения воды, описанные Лю Юем:

  • мелкие пузырьки, подобные рыбьим глазам, плавают на поверхности – первая;
  • кристальные бусинки-пузырьки будто плавают в фонтане – вторая;
  • третья, при которой вода в чайнике начинает бурлить.

Спрессованный в плитку чай греют на огне до состояния мягкости, измельчают до состояния пудры между листами тонкой бумаги. В воду на первом этапе кипячения добавляют соль, и лишь затем – чай. На третьем этапе кипячения в чайник вливают полный ковш холодной воды – чай оседает. Напиток разливают в чашки и пьют.

Поэтика чайного искусства

Чаепитие при Сунах

Чаепитие при Сунах.

Уникальное действие китайского чая и наслаждение от его питья описывали многие поэты и писатели. Ло Тунг, поэт при династии Тан, так описывал свои ощущения: «Первая чашка смачивает мои губы и горло, вторая чашка разбивает моё одиночество, третья чашка охватывает мои бесплодные внутренности. Четвёртая чашка заставляет меня немного вспотеть – всё зло жизни выходит через поры. На пятой чашке я уже очищен. Шестая чашка призывает меня в царство бессмертия. Седьмая чашка – ах, я не могу уже больше пить! Я только чувствую дыхание прохладного ветерка, который поднимается у меня в рукавах. Где Хорайзан? Позвольте мне пробраться туда по сладкому ветерку».

В стихах описывалась сила чая, вызывающая человеческую добродетель, оказывающая благотворное влияние не только на тело, но и на душу человека. «Чай наполняет душу, а его деликатная горечь напоминает о послевкусии хорошего совета».

Чайная церемония в Японии возникла из ритуала дзен, созданного дзен-буддистами одного китайского монастыря. Перед образом Будды монахи пили чай из одной емкости и одновременно выполняли священнодействие.

Приготовление чая во времена Сун

история чая

Вторая школа чая, как мы уже знаем, возникла при династии Сун. Ошпаренный чай приготавливался следующим образом: листья измалывались в пудру в маленькой каменной мельнице, приготовленный чай обдавали водой с помощью маленькой метёлки из расщеплённого бамбука. Новый способ приготовления потребовал изменения в чайном сервизе и при выборе листьев. Соль из ритуала исключили навсегда.

Совершенствование процесса приготовления и употребления чая было безгранично. Эпикурейцы проводили настоящие соревнования, открывая новые разновидности чая и выявляя превосходство одной над другой.

Художник и артист, император Киа Сан (1101-1124 гг.) благодаря своим сокровищам смог вырастить редкие сорта чая. Его диссертация о двадцати видах чая особо отмечает белый чай за прекрасное качество и сбалансированный вкус.

При династиях Сун и Тан идеалы чая были разными, как и их понятия о жизни: представители первой династии стремились актуализировать то, что их предшественники символизировали. Даосы предположили, что бессмертие состоит в вечных переменах – это существенно повлияло на образ мышления, поставив человека лицом к лицу с природой, нацелив его на открытое познание мира и поиск методов открытия себя и самореализации. Чаепитие из приятного времяпровождения плавно перетекло в значимый процесс – искусство жизни и познания себя.

Династия Мин – заключительный этап истории чая в Китае

В XIII на Китай напали монгольские племена под управлением династии Юань, опустошившие и разорившие великую страну. Плоды культуры Сун были разрушены, династия Мин, попытавшаяся возродить национальную культуру, не выдержала нового натиска, и Китай попал под гнёт маньчжуров в XVII веке. Инородное влияние и падение манер и обычаев негативно отразилось на развитии культуры чаепития, превратив её в примитивный процесс – питьё напитка, приготовленного из листьев, настоянных в кипятке в чайнике или чашке. Европа и Россия познакомились с чаем во время правления династии Мин, поэтому древнее искусство заваривания и питья напитка европейцам было неизвестно.

Сегодня китайский чай – безусловно, вкусный напиток, обладающий бодрящими и лекарственными свойствами. Однако как показала история, долгие годы влияния иноземных культур, разрушения и опустошения страны лишили чай и ритуал его приготовления пикантности и самобытности. Он стал напитком современности – потребляемым в стремительном ритме, политкорректным и эклектичным. Чай потерял ореол иллюзий и мечтаний, он спокойно вбирает в себя традиции всего мира. Нынешний листовой напиток обладает тонким нежным ароматом и хорошим вкусом, однако в чашке тонкого фарфора, до краев наполненной жидкостью с изысканным вкусом, не отражается вся романтика и многолетняя история легендарной китайский империи, династий Тан и Сун.

daochai.ru

История китайского чая | Великая Эпоха

Один мудрец сказал: «У каждой династии свои правители и свои сановники, у каждой династии свои Святые, свой народ, своя культура и своя одежда». Поэтому культура и история Китайского чая также менялась со сменой династий.

Китайский чай является не только бодрящим и тонизирующим напитком, как нынче принято считать. В Древнем Китае его использовали как лекарство и очень почитали, даже создали целую богатую культуру, связанную с этой «горькой травой».

Чайное дерево изначально было открыто в Китае и только потом распространилось по всему миру. В настоящее время в десяти провинциях Китая в 198 местах всё ещё растут древние дикие чайные деревья. Одному из них, в провинции Юньнань, около 1700 лет.

Китай можно по праву считать родиной чая. История его выращивания и использования в Китае самая древняя. Остальные страны либо прямо, либо косвенно заимствовали культуру чая, как и сам чай, из Китая. Однако многие, даже китайцы, не знают, как древние пили чай, и как менялась культура чаепития и отношение к чаю в каждой династии. Ниже мы коротко расскажем об этом.

Эпоха Шень Нуна (Божественного Земледельца)

Говорят, что впервые чай был открыт в 28 веке до нашей эры Божественным Земледельцем Шень Нуном. В классическом фармакологическом труде «Трактат Шень Нуна о корнях и травах» рассказывается: «Шень Нун пробовал сотни трав, и каждый день отравлялся 72 ядами. Действие ядов он нейтрализовывал чайными листьями». В те времена чайные листья ели, тщательно разжёвывая. Они служили «лекарством от тысяч болезней». В «Трактате о пище» Шэнь Нyна говорится: «Если употреблять чай в течение долгого времени, то он дает телу силу, уму удовлетворение, а воле решительность».

Династия Западная Чжоу (1045 – 771 г. до н.э.)

В древних трактатах упоминается, что когда император У-ван разгромил царство Инь, он обязал последнее платить дань чаем. Следовательно, чай в то время представлял очень большую ценность. В те годы появились первые чайные плантации. Чайные листья мыли, затем клали в керамические сосуды, заливали кипятком и варили. Вместе с отваром, съедали и чайные листья. Однако начало употреблению чая, как напитка уже было положено.

Династия Восточная Чжоу (770 г. до н.э.)

В этот период чайные листья стали варить вместе с корицей, имбирем и другими пряностями. Чай принимали в пищу, как салат и также как напиток. Считалось, что он питает организм полезными веществами, а также изгоняет различные яды и токсины, поступающие с пищей.

У народности цзино провинции Юньнань до сих пор сохранилась традиция готовить из чая холодную закуску. Свежие чайные листья размельчают и кладут в сосуд, затем добавляют туда немного листьев апельсина, чеснок, красный перец, соль и другие специи, заливают родниковой водой и перемешивают.

Династия Цинь (221– 207 гг. до н. э.)

Чайные листья в этот период уже начали немного обрабатывать. С помощью деревянных палочек их скручивали в шарики, затем сушили и хранили в таком виде. Перед употреблением шарики толкли, клали в чайник, заливали кипятком, добавляли имбирь, лук, листья мандарина или апельсина. Чай уже стал не только лекарством, но и продуктом, который подавали на стол во время приёма гостей. Во время правления Цинь были объединены плодородные земли княжества Ба и царства Шу (нынешняя провинции Сычуань) и культура чая стала распространяться на восток.

Известный лекарь тех времён Хуа То говорил, что очень полезно есть чайные листья, отмечая тем самым лечебное воздействие чая на организм. Он также отмечал: «Если принимать горький чай продолжительное время, это ускорит силу мысли».

Во время династии Западной Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) чай уже стал изысканным напитком в императорском дворе.

В Период Троецарствия уважение к чаю продолжало расти. Именно в рукописях тех времён упоминается о том, что чай стал самым дорогим подарком, заменив традиционное вино.

Во времена последующих династий, вплоть до династии Тан, выращивание чая и торговля им широко распространялись от центральных районов страны до юго-восточных. Чай из продукта роскоши постепенно превратился в обыденный напиток и стал доступен практически всем. За это время способ его приготовления не изменился.

В древних текстах есть упоминание о том, что отвар чайных листьев вылечил от недуга Вэньди, первого императора династии Суй (581 – 618 г.н.э.).

Династия Великая Тан (618 – 907 г.н.э.)

Когда пришло время правления династии Тан чай уже пила вся Поднебесная. В этот золотой век китайской культуры стремительно развивалась и культура чая. Люди говорили, что можно несколько дней не есть, но невозможно и дня прожить без чая. У малочисленных национальностей, населявших Центральный и Северо-западный Китай любовь к чаю стало национальной привычкой.

Изменения произошли и в способе приготовления чая. Чтобы нейтрализовать горечь и тёрпкость этой травы, в чайный отвар стали добавлять мяту, соль, финики и т.д.

В этот период «чайный мудрец» Лу Юй написал ставший впоследствии каноническим «Чайный канон» («Ча Цзин»), в котором наиболее полно и систематично изложено чайное действо, начиная от выращивания и обработки и до различных традиций чаепития. Лу Юй говорил, что чай «более всего подходит людям скромным, добродетельным и утонченным», а также что этот напиток тесно связан с духовной практикой. «Если долго пить чай, могут вырасти крылья», – предупреждает мудрец.

В те времена стали всё больше обращать внимание на качество приготовления чая, включая выбор воды, способ заварки, а также и на среду и обстановку в помещении, где пили чай. Так постепенно сформировался «Ча дао» («Путь чая»). В Китае повсеместно появились чайные домики, специальная чайная посуда, чайные заводы, были сформированы группы сановников, исследующие и развивающие чайные технологии.

Обработка чайных листьев при династии Тан так же была значительно усовершенствована. В основном все нововведения были направлены на то, чтобы уменьшить горечь и тёрпкость чая. Принцип некоторых технологий, придуманных в то время, используется и по нынешний день. Например, обработка водяным паром и высушивание.

Этот период также характерен расцветом буддизма. Когда буддистские монахи общались между собой, они вместо вина пили чай, повсеместно распространяя эту традицию по всей стране.

Династия Сун (960 – 1229 г.н.э.)

Говорят, что «при династии Тан начался повышенный интерес к чаю, а при династии Сун, начался расцвет чайного дела». В то время чайные листья прессовали в виде лепёшек, а во время заварки их размельчали и добавляли приправы. Однако с появлением всё большего количества сортов чая, постепенно внимание стали уделять изначальному цвету, запаху и вкусу чая, поэтому приправы использовались уже гораздо меньше. Немного позже чайные лепёшки сменились рассыпчатым чаем, для которого были установлены определённые критерии качества. Из-за специфики изготовления рассыпчатого чая, который не подвергался выпариванию и растиранию, он гораздо в большей степени сохранял свой аромат, нежели чай в лепёшках.

Династия Юань (1271 – 1368 г.н.э.)

Во время правления династии Юань изготавливался как чай в виде лепёшек (пластин), так и рассыпчатый чай, но последний был значительно популярней первого. В этот период чай уже стал одним из главных продуктов, продаваемых в другие страны, преимущественно в Юго-восточную Азию.

Династия Мин (1368 – 1644 г.н.э.)

Император Чжу Юаньчжан в 1391 году издал указ об ограничении производства чайных лепёшек в пользу производства рассыпчатого чая. Способ приготовления чая в этот период также стал постепенно меняться. Чай уже не варили, а заваривали в кипятке.

В этот период кроме зелёного чая, стали появляться сорта жёлтого, чёрного и красного чая. Также появились и технологии приготовления ароматизированного чая, в котором в качестве ароматизаторов использовалось более десяти видов цветов.

Китайцы династии Мин любили добавлять в чай коровье или козье молоко, лимон, сахар, апельсины и т.д.

В 1610 году голландцы впервые завезли чай в Европу из Макао (Аомынь). В 1616 году чай из Китая проник в Данию. А в 1618 году китайский император направил своего посла в Россию и в качестве подарка передал чай.

Династия Цинь (1644 – 1911 г.н.э.)

Чайные лепёшки в это время уже практически не производились, кроме некоторых малочисленных национальностей, которые делали и продолжают делать чай в виде кирпичиков. Вкусы к чаю у жителей этого периода также изменились. Они уже не добавляли в чай никаких специй и приправ (за исключением ароматизаторов из цветов). Циньцы ценили натуральность и чистоту употребления чая и были большими гурманами в этом отношении.

Циньский император Цянь Лун говорил: «Правитель и дня не может обойтись без чая».

В 1657 году китайский чай начал продаваться во Франции, а в 1669 году при императоре Канси большие партии чая поставлялись в Индию, а оттуда в Англию. В 1689 году из китайской провинции Фуцзян за границу было вывезено 7,5 тон чая. Таким образом, чай начал своё шествие по миру, завоёвывая всё большую популярность. 

www.epochtimes.com.ua

Чайная церемония в Китае

Все о Китае

  • Главная
  • Города
  • Культура и традиции
  • Язык
  • Туристам
    • Достопримечательности
    • Отдых
    Остров Хайнань, Китай Виза в Китай
  • Экономика и бизнес
  • Разное
Главная Культура и традиции Чайная церемония в Китае

Содержание:

  • 1 Гунфу-Ча: искусство в действии
  • 2 Китайское чаепитие и важность воды в нем

mychinaexpert.ru