Западная культура

Тони Лэйн

В середине восьмидесятых годов по телевидению прошел цикл передач Джона Робертса под общим названием "Триумф Запада" в противоположность классическому труду Освальда Шпенглера "Закат Европы" (1918). Джон Робертс проследил пути развития западной культуры, показал ее поступательное движение по планете и, в конечном счете, превращение в общемировую культуру. Те регионы Земли, которые наиболее враждебно относились к Западу, обычно выражали подобное негативное отношение посредством западной же идеологии, а именно марксизма.

Однако с 1985 года ситуация претерпела определенные изменения. Марксистская модель коммунизма оказалась в состоянии, как представляется, глубокого и перманентного кризиса, когда даже единственная оставшаяся крупная "коммунистическая" страна (Китай) с энтузиазмом распахивает объятия капитализму. Поскольку кончина коммунизма никоим образом не предполагает некритичное принятие рыночной модели капитализма, наследники марксизма в настоящее время скорее заняты поисками путей регулирования и "смягчения" капитализма, чем поисками способов его упразднения. В то же время основным идеологическим оппонентом Запада становится воинствующий ислам. Однако в то время, как ислам и другие традиционные вероисповедания (такие как индуизм) могут оказать сопротивление западной культуре, в действительности они выступают как защитные механизмы, ограничивающие, и, в определенной степени, отклоняющие ее поступательное движение, но отнюдь не в качестве серьезных соперников на мировой сцене. Воинствующий ислам ограничен рамками мусульманского мира, тогда как западная культура не знает границ.

Но что подразумевается под западной культурой? Совершенно очевидно, что было бы ошибочным представлять ее как нечто однородное; некоторые составляющие ее многообразия рассмотрены в последующих статьях. Тем не менее, существуют единые основополагающие принципы, присущие Западу, чье влияние заметно ощущается повсеместно в мире, несмотря на то, что они разделяются далеко не всеми. Вот некоторые из них:

  • Фундаментальным принципом западной культуры является примат индивидуума над обществом. Общество состоит из совокупности индивидов, преследующих различные цели и имеющих разные устремления. Права человека в своей основе видятся как примат прав личности над правами общества. (Много сказано о правах личности, однако мало говорится об ответственности личности перед обществом.) Люди оцениваются как индивиды, то есть скорее по своим отличительным признакам, чем по тому, что их объединяет. Общество, наподобие маоистского Китая, где все носят одинаковую одежду, выглядит в глазах западного либерала как нечто унылое, угнетающее и конформистское.
  • Исходя из вышеизложенного, свобода изначально видится как свобода личности от принуждения общества. Индивиды должны быть свободны в своих убеждениях и поступках в той степени, пока это не ограничивает свободу других индивидов. Таким образом, западное общество, в отличие от большинства обществ в истории, не имеет законов, направленных против адюльтера и проявляет все большую терпимость к разводам. Свобода личности является высшей ценностью даже в том случае, когда в результате этого страдает общество. Западу удалось воплотить принципы этой либеральной концепции в Декларации прав человека ООН. Большинство на Западе легкомысленно полагают, что декларация является лишь утверждением истины, сформулированным в "чистом" виде, без налета культуры, не осознавая при этом, до какой степени она представляет собой образец западной традиции эпохи постпросвещения.
  • Основной упор на свободу личности неуклонно приводит к принципу толерантности. Общество должно проявлять терпимость к самому широкому спектру религиозных и политических убеждений. В политике данный принцип выражается в функционировании многопартийных систем; эта западная концепция еще десять лет назад казалась присущей только самому Западу, однако сегодня она пытается утвердиться во всем мире.
  • По отношению к религии это предполагает свободу вероисповедания и право личности на смену своих убеждений. Последнее положение, далеко не являясь всеобщей истиной, лишь недавно было принято на Западе после столетий религиозных конфликтов. Более традиционные общества, не приемлющие примата личности, проявляют значительно меньше энтузиазма в вопросе подобной толерантности.

Необходимо признать, что основой религиозной терпимости па Западе является либеральный агностицизм. Пестрота религиозных убеждений допускается в силу того, что религиозные верования не считаются слишком важным фактором,- в конечном счете, все религии ведут к Богу, если таковой существует. В конце жизненного пути каждый решает этот вопрос для себя лично, так как в любом случае истина остается скрытой от нас.

Запад относится с терпимостью к религиозным верованиям как к убеждениям личности, так и в качестве аспекта культуры. Религия, которая заявляет права на истинность своих утверждений и объявляет, что бытие есть объективная реальность, но не личная система ценностей, находит холодный прием. Исламский фундаментализм, несомненно, является той религией, которая в наименьшей степени приемлет роль, отводимую ей западной культурой.

Другим, менее идеологизированным, но не менее важным аспектом западной культуры выступает материализм и потребительство. Современная наука развилась в идеологическом контексте западного христианства и продолжает процветать, особенно на Западе. Она дала жизнь современной технологии, которая достигла ошеломляющих успехов в производстве материальных благ.

Современные жилища на Западе (даже у бедных слоев населения) переполнены подобными благами, несущими комфорт (электричество и освещение), здоровье (медикаменты) и развлечения (телевидение), избавляющими человека от тяжелой, изнурительной работы (стиральные машины, компьютеры).

В последнее время экологи стали указывать на опасность технологической эксплуатации природы, хотя в данном случае решение проблемы, вероятно, кроется в создании технологий, реагирующих на потребности экологии, а не в возврате к дотехнологическому миру. Развивающиеся страны проявляют больше заинтересованности (не совсем обоснованной) в западном материализме и потребительстве, чем в западной идеологии, несмотря на то, что оба эти аспекта не могут быть полностью разделены.

И, наконец, западная культура является культурой развлечений. Технология привела к увеличению свободного времени человека, благодаря сокращению рабочих часов и применению трудосберегающей бытовой техники. Она также привела к появлению бесчисленного количества средств развлечения: телевидения, видео, компьютерных игр и т.д. Развлечение стало таким же обязательным (и столь же отупляющим?) явлением, как и другие наркотики, и оказало глубочайшее воздействие на культуру. Сегодня не существует более оскорбительного ярлыка, чем "тоскливый" или "скучный". Серьезнейшие аспекты жизни - образование, политика, религия - вынуждены подаваться в развлекательной упаковке для того, чтобы привлечь внимание, а это, в свою очередь, оказывает неоспоримое влияние на их содержание.

Имеются все указания на то, что влияние западной культуры продолжает возрастать и что она, по всей видимости, усилит, а не уменьшит, свое воздействие на умы людей в большом количестве стран мира. Все религии будут вынуждены считаться с этим процессом и реагировать на него.