Происхождение религии

Развитие религии

Роберт Броу

Что собой представляла первая религия человечества? Ответы на этот вопрос различны и зависят от позиции, которую занимают авторы в вопросе о происхождении человека. Те из них, кто разделяет точку зрения, изложенную в первых главах Библии, отмечают, что религия не была создана людьми и не явилась результатом эволюционного процесса. С момента своего создания мужчина и женщина знали единственного Бога-творца, который их сотворил, и со времен грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такому взгляду монотеизм и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, являются первейшими характеристиками религии в ее первоначальной форме. Бог есть Бог, и грешные люди не могут получить к нему доступ благодаря собственным заслугам.

В подтверждение подобной точки зрения зачастую указывается, что древнейшие памятники литературы Греции, Египта, Китая и Индии, а также традиции многих рас и народов свидетельствуют, что с древнейших времен в жертвенном поклонении люди использовали животных вместо себя. Как мы увидим далее, в определенный момент истории Будда в Индии, Конфуций в Китае, а также греческие философы высказались против того, чтобы священнослужители приносили в жертву животных. Таким образом, в основу главных нехристианских религий мира были положены иные принципы. Вполне очевидно, что мы должны самым серьезным образом относиться к тем свидетельствам об исходной религии человечества, которые содержатся в древнейших исторических документах, составивших текст Библии.

Эволюция религии

Тем не менее, существует и другая точка зрения, которая отрицает все вышесказанное: люди произошли от обезьяноподобного предка. Поскольку у животных нет религии, понадобился длительный период перехода от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к стадии, которую Буке называет "аниматической", с характерной для нее верой в смутную, могучую, страшную и непостижимую силу. далее

Свидетельства

Для начала попытаемся избавиться от некоторых ошибочных представлений, чтобы непредвзято взглянуть на ранний этап религиозной истории. Даже в том случае, если бы было убедительно доказано, что Бог создал человечество посредством мутаций и селекции, отсюда еще не следует, что этот процесс был случайным. Христиане считают, что, независимо от конкретного набора использованных средств (а задачей науки как раз и является выяснение этих вопросов), Богом был намечен план, определена цель и осуществлен сам процесс создания человечества.

Назначение науки состоит в описании процессов, а не в целеполагании. Физики и биологи вправе заявить, что научный взгляд на жизнь и материю не позволяет им с очевидностью установить наличие каких бы то ни было целей. Они превысят свои полномочия, если потребуют веры в чистую случайность в противовес вере в творца. Какое бы решение ни принималось, начиная от веры в Бога и кончая верой в слепую случайность, эволюционная наука в оценке этого решения должна быть строго нейтральной.

По мере того как ученые осознают связывающие их ограничения, становится не менее важно, чтобы и христиане, со своей стороны, не выходили за пределы того, что написано в первой книге Библии "Бытие". Адам представляет собой первое существо, которое может разговаривать со своим Создателем, поклоняться Богу и совершать собственный выбор. Любые другие человекоподобные существа типа пещерных людей, неандертальцев и им подобных, которые, возможно, обладалиспособностью к прямохождению в течение тысяч или миллионов лет, являются по этому определению животными и, следовательно, не созданы по образу Бога.

Жертвоприношения

В соответствии с Библией, первые люди являлись монотеистами, когда же они впадают в грех, то пытаются восстановить свои отношения с Богом через жертвоприношение животных. Теория эволюции, со своей стороны, предполагает, что прежде чем стать подобным Богу, человек должен долгое время пребывать в животном состоянии. В Библии описана супружеская пара, созданная по образу Божию, которая затем пережила духовное падение, оказавшись в нашем теперешнем состоянии. Говоря об Адаме и Еве, мы, конечно, задаемся вопросом о природе человека вообще.

Прежде чем мы приступим к раскопкам кургана религиозной истории, нам придется расчистить еще одну площадку. Даже если мы и допускаем, что на ранних этапах истории существовали монотеисты, приносившие в жертву животных, все же не следует рассчитывать на то, что древняя история предоставит в наше распоряжение вещественные доказательства существования такой религии. Большинство древнейших алтарей невозможно будет опознать даже в случае их обнаружения.

Кроме того, истинный монотеизм несовместим с использованием идолов в богослужении. Идолопоклонничество всегда свидетельствует о распаде монотеизма и приходящей вслед за этим политеистической путанице. Данные о различных способах захоронения умерших также не подтверждают факта существования либо отсутствия религии. Следовательно, нам не приходится полагаться на какие-либо дополнительные свидетельства присутствия религии до тех пор, пока она не выйдет из первоначальной стадии. К тому времени, когда начинает развиваться профессиональное жречество, появляется археологическое свидетельство в виде храмов, изображений идолов и алтарей замысловатой конструкции. Кроме того, имеются также литературные памятники этой эпохи, на которые могут опираться в своей работе исследователи.

Древняя литература

Библейские постулаты, касающиеся вопроса происхождения религии, порой звучат совершенно неубедительно. Поскольку у нас нет возможности изучить религию первобытных людей, то данный вопрос так и останется до конца невыясненным.

Все, что мы можем сделать, так это показать, что первоначальный монотеизм дает объяснение многих исторических фактов, связанных с эволюцией религиозных взглядов.

Если бы мы могли оказаться в древнем мире, где-нибудь в 1500 году до нашей эры, то увидели бы обычных мужчин и женщин, которые приносят в жертву животных в честь своего бога или богов. В одном из первых литературных индийских источников, санскритской Веде, описываются кочевые арийские племена, которые двигаются на восток по равнинам Инда и Ганга. Вождь племени с простотой Авраама совершает жертвоприношение.

После того как эти племена арийцев обосновались в Индии, священнослужение у них получило дальнейшее развитие, и Веды пелись жрецами как гимн, когда во время жертвоприношения священный дым поднимался к богу. В этих гимнах Бог имел разные имена: "солнце", "священный сын", "буря". Но что интересно - во всех своих обращениях арийцы превозносили бога как высшего правителя Вселенной. Такое обращение называется генотеизм. У бога есть несколько имен, как и в современном христианстве, но все же это один и тот же бог, только в разных обликах.

Генотеизм переходит в политеизм, когда имена бога становятся все более персонифицированными и он как бы разделяется на несколько богов, которые начинают враждовать между собой. Примерно к 1000 веку до нашей эры ведическая (санскритская) литература видоизменилась в политеистскую, но что касается ранних арийцев, то они должны были быть все-таки монотеистами.

Боги и мифы

Первоначальный создатель-бог арийцев был хорошо знаком среди всех индоевропейских народов. Его первым именем было Дьяус Питар ("божественный отец"), что то же, что у греков Зеус Патер, или латинское Деус. Другим именем было "небесный", "неземной", а также "друг". Бог еше назывался "солнце", "всемогущественный", "хранитель порядка". Священный огонь (санскритское agni, латинское ignis, греческое hagnos), общий для всех обрядов жертвоприношения, имел особую притягательность и стал вскоре наделяться божественными качествами. Мало-помалу в божественных историях стали появляться такие понятия, как любовь, ревность, война и даже пьянство. Так и возникли различные мифологии. Земля стала называться божьей невестой, которая привлекала поклонение как "божественная королева". Позже к ней обращались в обрядах, связанных с плодородием. Даже если бы не было священных писаний, таких как, например, книги пророков Ветхого Завета, остается фактом то, что политеизм неизменно присутствует в любой религии. В таких распространенных вероучениях, как иудаизм, ислам и христианство, имеются все свидетельства того, как быстро может быть разрушен монотеизм.

Ранние семиты Вавилона, Ассирии и Сирии в своих обращениях к богу также приносили в жертву животных. Но вместо добавления к богу разных его мифологических родственников, друзей и врагов семиты стремились превратить бога в заступника рода, который помогал им одерживать победу в войне. Вавилонский Бел соперничал с сирийским Риммоном, в то время как в книгах пророков Израиля постоянно подчеркивалось, что может быть только один бог-творец, не аммонский Молех, и моабский Чемош, и израильский Яхве как один среди многих. Израиль всегда был монотеистским, хотя там и были искушения думать о боге как об одном среди многих местных богов (Канаанит Баал означал "господин", или 'муж') Много было написано об именах бога, но как бы он ни назывался - Элохим ("могущественный'). Яхве ("он был, он есть, он будет"), Адонай ("господь") - он всегда был един. Магомет проповедовал ту же истину об Аллахе, хотя в исламе понятие "един" тоже имеет много имен.

Цивилизация и наука

Семиты не были первыми, кто господствовал на Ближнем Востоке. Заслуживает интереса народ шумеры, чья цивилизация процветала до 2500 года до нашей эры. Они поддерживали отношения с жителями на севере Индии в долине Инда, у которых также были большие города, процветавшие примерно до начала 1500 года до н.э., а затем захваченные кочующими арийскими племенами. Мало известно об этом народе долины Инда, поскольку их манускрипты до сих пор еще не расшифрованы. Известно только, что они, как и шумеры, были в религиозном отношении политеистами. Шумерские боги были склонны к обману, они боролись друг с другом за власть, что свидетельствовало о постепенном упадке, в который приходила цивилизация шумеров. Шумеры были легкой добычей для семитов на западе и арийцев в Индии, так же как позднее, в XI веке н.э., индуистский политеизм был покорен исламом.

Мы не можем доказать, что первоначально шумеры были монотеистами, но можно с большим основанием предположить, что их наука и цивилизация явились продуктом времени, когда они знали бога Ан, единого Бога-творца.

Исторические свидетельства

Если наше понимание истории является правильным, то вполне очевидно, что семиты и индоевропейцы должны были иметь свою монотеистскую веру, когда уже другие нации перешли к политеизму. Египетские жрецы, например, продолжали практику жертвоприношения животных, но все же в их религии господствующее положение занимал политеизм. Минойская цивилизация Крита также имела в основе своей религии жертвоприношение, однако в ней явно просматривается дегенеративное суждение о богах.

Начальная история религии Китая трудно поддается изучению. Китайский рукописный шрифт, лишенный фонетической основы, не дает нам лингвистических ключей к определению названий (имен) бога. Наступательное продвижение в Китай даосизма и конфуцианства разрушило древние китайские культы. Теперь мы можем лишь с определенной степенью приближенности рассуждать о каком-то небесном боге Шанг-ти или Хао-Тьене. К нему взывали посредством жертвоприношений "киао", "хеиан", "хеиен". Эти обряды отправлялись на открытом воздухе, и подобно как при библейских жертвоприношениях, они включали убийство какого-нибудь животного, обрызгивание его кровью, а затем сжигание туши на алтаре. Несмотря на развитие даосизма, конфуцианства, а позднее и христианства, в некоторых храмах Китая продолжали периодически совершать жертвоприношения вплоть до прихода к власти коммунистов.

Таким образом, вопрос об изначальном монотеизме с характерным для него жертвоприношением животных, который впоследствии переходит в политеизм, так и остается до конца не разрешенным. Однако этот вопрос легче рассматривать в контексте периодически повторяющихся исторических циклов, чем в поступательном эволюционном процессе самой религии.

Вся библейская история и, в частности, история христианства представляет Бога как творца, который указал нам путь к прощению и любви через жертвоприношение, и все эти жертвоприношения обретают свое значение и исполнение в смерти Иисуса Христа.

Многие древние народы приносили в жертву животных, чтобы приблизиться к Богу. В наше время жертвоприношение животных играет важную роль в индуизме и других вероучениях.

Жрецы и их деятельность

Почему институт жрецов получил такое распространение в Древней Индии, Китае, Греции и Риме, а также других цивилизациях, даже в средневековом христианском богослужении? Прежде всего, следует описать картину обряда, основанного на жертвоприношении в его простейшей форме. Для современных людей сама идея приношения в жертву животных вызывает мысли о каком-то темном, суеверном ритуале. Важно понимать, что до возникновения джаннизма и буддизма в VI веке до н.э. люди употребляли в пищу мясо, как это принято во многих странах в наше время.далее

Восстание в VI веке

В VI в. до Рождества Христова произошла целая волна выступлений против жречества. Она ослабила власть существовавших религий, но отправление старых культов продолжалось еще многие столетия. Однако меньше чем за 50 лет этого движения против засилья жречества появились семь мировых религий: зороастризм, иудаизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство, ведантизм и даосизм.далее

Разделы

  • Мифы и символы
  • Религиозные системы VI в. до Рождества Христова и их дальнейшее развитие