Первые империи: древняя Месопотамия

Месопотамия - это греческое название (означает "Междуречье") земель, лежащих между Тигром и Евфратом, в настоящее время принадлежащих Ираку и Сирии. Над равниной Междуречья с севера возвышаются горы Турции, а с востока - горная гряда Загрос. Степная равнина на западе смыкается с Аравийской пустыней, а две великие реки, пересекая топи и лагуны, текут на юг к Персидскому заливу.

Месопотамия была районом, который не имел хорошо защищенных границ и, следовательно, был открыт вторжению буквально со всех сторон. Известно, что она подвергалась жестоким набегам горных жителей с востока, а также нападениям голодных скотоводов, которые населяли степные области, расположенные к западу и югу от плодородных земель. Эти нападения начались после того, когда люди осознали те возможности, которые предоставляет им обработка богатых земель и ловля рыбы в реках. В северной части Месопотамии выпадает достаточное количество дождя для того, чтобы земледельцы могли вырастить хороший урожай зерна и найти пастбища для скота. Люди селились в близлежащих горах и неподалеку от рек начиная с эпохи неолита, или около двенадцати тысяч лет тому назад.

Плодородие южных земель этой области, где находилась древняя Вавилония, зависело от искусственного орошения. Для того чтобы вырастить зерно, необходимо было взять воду из рек, а затем экономно ее использовать. Похоже, что орошение стало применяться на практике примерно в 5000 году до Рождества Христова. Начиная с этого времени можно проследить устойчивый процесс развития оседлого образа жизни, постепенно приведший к появлению на берегах рек и каналов великих городов, расцвет которых приходится на конец четвертого тысячелетия до Рождества Христова. Далее купцы и поселенцы распространили влияние этой культуры, принеся с собой ее изобретения и идеи из этих городов вверх по Евфрату в Сирию, на восток в Персию, а также на юг в район Персидского залива.

К достижениям данной культуры относится письменность - одно из величайших изобретений всех времен. Относительно немного можно узнать о жизни и религии давно ушедшего общества, не располагая подробными письменными свидетельствами. Без точной информации, которую могут нам предоставить письменные тексты, легко ошибиться, пытаясь определить назначение предметов, оставшихся нам в наследие от древней религии. Весьма очевидно, что стимулом к созданию письменности в Вавилонии послужила потребность в организации и управлении жизнью больших поселений, а также имевших такое важное значение городских ирригационных систем.

Цивилизации древнего Ближнего Востока
Цивилизации древнего Ближнего Востока

Табличка из Угарита
Эта глиняная табличка из Угарита, выполненная клинописью, содержит перечень земельных участков с именами владельцев.

Шумеры

Вавилонской клинописью на глиняных табличках пользовались шумеры, жившие на юге Междуречья. Их религиозные верования относятся к самым ранним из известных в Месопотамии, однако мы не можем с уверенностью утверждать, что каждая отдельная присущая им черта является чисто шумерской, поскольку население этой области по своему расовому составу всегда было смешанным. По сути дела, кроме их языка, трудно найти что-нибудь еще, имеющее отчетливо выраженный шумерский характер.

По данным археологических раскопок и древнейшим письменным источникам нам известно о городе Урук, который существовал примерно в 3000 году до Рождества Христова. В городе было два главных храма: один из них был посвящен Ану, который почитался как верховный бог и царь неба, а другой - Инанне, великой матери, богине плодородия, любви и войны. Инанна, несомненно, воплощала в себе жизненную основу, и ей поклонялись с незапамятных времен, так как ее изображения были обнаружены в местах почти всех древних поселений человека.

В деятельности урукских храмов было занято множество людей, и храмам были отданы обширные земельные владения. Помимо земледельцев и скотоводов, которые работали на храмовых угодьях, ремесленники изготовляли художественные изделия, которые использовались в культовой службе, ткачи шили одеяния для священных статуй и священников, а книжники вели летопись событий, происходивших в храме. Священнослужителям отводилась важная роль в жизни города, иногда первосвященник одновременно являлся правителем города. По-видимому, таким был обычный уклад храмовой жизни в вавилонских городах в течение многих столетий. Храмовые летописи, относящиеся приблизительно к 2300 году до Рождества Христова, показывают, что в работе храма одного города было занято не менее 1200 человек, причем храм этот был посвящен богине далеко не первой величины. Каждый крупный город на юге являлся центром поклонения определенному божеству. В течение третьего тысячелетия до Рождества Христова помимо Ану и Инанны в Уруке почитались и некоторые другие боги, например, Энлиль, владыка атмосферы, которому поклонялись в Ниппуре и считали, что после Ану он главнейший среди богов; Энки, правитель свежих подземных вод, святилище которого находилось в Эриду; бог солнца Уту, которому поклонялись в Ларсе; а также бог луны Нанна, поселившийся в Уре.

Древние теологи разрабатывали систему родственных связей богов и богинь. Каждый бог значительной величины имел семью и слуг, в его честь обязательно воздвигались храмы и часовни. Например, сын Энлиля Нинурта являлся господином Лагаша. Менее значительным божествам отводились святилища внутри больших храмов, кроме того, им поклонялись в небольших святилищах, построенных среди домов горожан.

Храмовые здания доминировали в городской архитектуре. Когда какой-то храм старел либо считали, что он слишком мал, строили новый, часто прямо на развалинах прежнего храма. С годами храмы оказывались воздвигнутыми поверх других домов, на возвышениях, под которыми были погребены старые строения.

Важнейшей частью храма была священная комната, где стояла статуя божества. Каждый день ее нужно было умывать, одевать и кормить. Одежду и пищу доставляли либо сами поклонявшиеся в качестве жертвоприношений, либо это приобреталось за счет храма. В храмовый комплекс входили также дома священнослужителей. Священная комната обычно находилась в окружении других помещений. Статую нельзя было увидеть при входе в храм. Ее мог увидеть лишь тот, кому разрешалось войти во внутренние покои.

Божественные мифы

В период с 3000 по 2000 год до Рождества Христова продолжается расцвет шумерской культуры. Поэты тех времен слагали сказания о богах и, возможно, перекладывали их на музыку. Тексты некоторых мифов дошли до наших дней, из их числа лишь немногие были записаны около 2500 года, а большая часть относится приблизительно к 1700 году до Рождества Христова.

Шумерские боги являли собой природные силы, действие которых люди обнаруживали в окружающем их мире. Солнечный бог воплощал в себе характеристики солнца и силу его воздействия на людей. Подобно деятельности человека, которая всегда носит в чем-то ограниченный характер, у каждого из богов имелась своя определенная сфера. В мифах показано, что боги действуют в соответствии с тем положением, которое они занимают. Для того чтобы удержать свои позиции, им приходится сражаться со злыми силами, желающими нарушить их установленный образ жизни.

Подобно большинству людей, шумеры задавались вопросом о причинах существования мира и создания человечества. В нескольких мифах содержатся ответы на эти вопросы. В одном из них Энлиль отделил небо от земли. На земле он сделал мотыгу для возделывания почвы. Из ямы, которую он выкопал своей мотыгой, подобно растению, вырос человек. В другом мифе рассказывается о том, как Энки и Богиня-Мать сотворили человека. Для того чтобы вырастить урожай и таким образом добыть себе пропитание, богам приходилось обрабатывать землю и рыть каналы. Эта работа их утомила, и Энки решил вылепить фигуру из глины, чтобы Богиня-Мать затем дала ей жизнь. Так они и поступили, в результате чего появился на свет человек. С этой поры людям приходится возделывать землю, чтобы добывать пищу себе и богам.

Другой темой, пользовавшейся популярностью у поэтов, был рассказ о Думузи, которого позднее стали называть Таммуз. Им был пастух, который после ухаживания за богиней Инанной стал ее мужем-возлюбленным. Впоследствии он очутился в загробном мире. Существует несколько версий этого рассказа. В наименее противоречивой из них рассказывается, как Думузи осмелился войти в царство мертвых, будучи послан туда своей супругой в качестве выкупа за нее. В других версиях Думузи попал в плен к стражникам из подземного мира.

Далее во всех вариантах рассказа следует сцена оплакивания умершего бога и попытки вернуть его к жизни. Идея о том, что он действительно восстал из мертвых, вряд ли содержится в шумерских текстах. Весьма вероятно, что рассказ появился по ассоциации с природным циклом, когда молодая весенняя поросль погибает с приходом летнего зноя.

Аккадская империя

В течение третьего тысячелетия до Рождества Христова в Вавилонии поселяется все больше и больше семитов. Они смешивались с шумерами, перенимали их культуру и письменность. С 2300 года до Рождества Христова семиты начинают занимать доминирующее положение в Месопотамии. В это время Саргон Аккадский основал первую семитскую империю и правил землями, простиравшимися от Персидского залива до Средиземного моря, включая территорию Сирии.

То было время значительных достижений в сфере искусств. Возможно, именно тогда шумерские сказания начали перекладываться на семитский язык, который мы называем аккадским, а также записывались и сочинения семитских авторов. Некоторых своих богов семитские народы отождествляли с шумерскими. Таким образом, Ану был приравнен к Элю, который почитался в качестве главного божества; Инанна была приравнена к Иштар; а солнце и луна стали называться соответственно Шамаш и Син. Существует мнение, будто имя Эл первоначально принадлежало единственному в своем роде богу и изначальный монотеизм развился впоследствии в политеизм, хотя такое предположение выглядит весьма сомнительным.

После падения саргонской династии из-за вторжений с гор в Уре возникает новая династия царей. Здесь ими в честь лунного божества была построена величественная башня-храм (хиккурат), которая и по сей день возвышается над окружающими ее развалинами. В ходе последующих нашествий правлению Ура пришел конец.

А семито-аккадский, или вавилонский, язык стал использоваться в повседневном общении, вытеснив шумерский за пределы школы.

Именно в школах многие из шумерских мифов переписывались как упражнения для письма наряду с растущим числом сказок на аккадском языке. Некоторые из них сочинялись впервые, а некоторые были переработкой в новой форме древних шумерских сказаний.

Ворота Иштар
Реконструированные в наше время Ворота Иштар стоят в начале пути к главному храму древнего Вавилона.

Эпос о Гильгамеше

Самые известные из этих сказаний посвящены великому царю Гильгамешу. Согласно имеющимся сейчас свидетельствам он правил Уруком около 2700 года до Рождества Христова. Каким-то образом история Гильгамеша покорила воображение сказителей того времени, благодаря чему его личность стала легендарной. На шумерском языке существует несколько отдельных рассказов о нем, а на аккадском имеется всего один большой эпос. Его основной темой является проблема смерти. Гильгамеш в своей жизни совершил немало славных дел, однако и он вынужден был признать, что однажды ему придется умереть. И вот он отправляется в путь в поисках ответа на вопрос, что же может принести ему бессмертие. После многих приключений Гильгамеш приходит в местность, где проживал некий очень старый человек, который в вавилонской мифологии играет роль, принадлежащую библейскому Ною. Этот человек по имени Ут-напиштим, был единственным из смертных людей, кто был удостоен чести стать бессмертным. Однако встреча с ним разочаровала Гильгамеша, поскольку человек этот, будучи невероятно старым, только и делал, что все время лежал на спине. Как знать, возможно, быть бессмертным не так уж и хорошо!

Ут-напиштим рассказал о том, как ему удалось достичь этого состояния. Боги сотворили человечество, однако люди им сильно докучали своим шумом. Будучи не в силах их утихомирить, боги решили уничтожить человечество с помощью потопа. Энки, который прежде сотворил людей, предупредил своего приверженца и посоветовал ему построить большое судно, в котором можно было скрыться. Когда начался потоп, Ут-напиштим, его семья и разные животные спаслись. После потопа судно опустилось на вершину горы на северо-востоке Междуречья, и боги наградили Ут-напиштима бессмертием. Но Гильгамеш не обладал этим свойством. Ут-напиштим подсказал ему, как найти траву, которая снова сделает его молодым. Гильгамеш нашел ее и взял домой в Урук, чтобы испытать ее на старике, но, решив искупаться, положил ее на землю. Змея съела траву и уползла прочь, сбросив свою кожу. Сила травы была проверена, но больше ее не осталось, и Гильгамешу пришлось возвратиться домой с мыслями о том, что его благородные поступки будут жить после его смерти. Эта история отражает основу мировоззрения вавилонян. Для них основной интерес представляла жизнь на земле, представления о загробной жизни были неясными и расплывчатыми.

Знамения: персты божьи

Жизнь людей полностью контролировалась богами. Поэтому для достижения успеха и счастья необходимо было поддерживать у них хорошее расположение духа. Чтобы угодить богам, были установлены особые праздничные дни, когда верующие посещали церемонии в храме или же целые процессии носили статуи богов по улицам. При этом также могли приноситься и жертвы, чтобы показать свою преданность божествам или попросить у них помощи. Простые люди не допускались к великим богам. Их должен был представить богам кто-нибудь из храмовых служителей. Сцена такого представления выгравирована на древних печатях, имевших форму цилиндра. Такие печати были в ходу во время правления Третьей династии в Уре, а также и в более позднее время. Изображения на них являлись своеобразным удостоверением личности их владельцев и давали им право просить богов о благословении. Но боги всегда были непредсказуемы. Вавилоняне могли лишь надеяться на их благосклонность, но полной уверенности в этом не было никогда.

Это привело к развитию еще одного аспекта вавилонской религии - выбору предзнаменований.

Вавилоняне и до них шумеры верили в то, что о будущем можно узнать по различным странным событиям. Перст божий, указующий на будущее, виделся им во всем: в рождении уродов, в миграциях животных, в форме трещин в стене, в форме, которую принимает капля растительного масла на поверхности воды в чаше. Если кто-то собирался вступить в брак или царь отправлялся на войну, то перед принятием окончательного решения обращались к различным знамениям. Самым обычным способом являлось исследование формы печени приносимого в жертву животного. Если она напоминала форму печени животного, за жертвоприношением которого последовали благоприятные события, то решение было действовать. Если же печень напоминала ту, за приношением которой события для страны или человека были плохими, то от действий было лучше воздержаться.

Для отбора предзнаменований и их изучения готовилась специальная группа жрецов. Наблюдая за звездами, эти жрецы приобрели познания в астрономии. Теперь стало возможным предсказывать солнечные затемнения и исправить календари. Жрецы также разработали астрологическое предсказание судьбы.

Ассирийская империя

Начиная с 1400 года до Рождества Христова в Месопотамии постепенно набирало силу ассирийское государство. И в период с 900 до 612 года до Рождества Христова оно уже было самым влиятельным на Ближнем Востоке. Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой, чем ассирийцы. Они поклонялись тем же богам, а главным богом был Ашшур, соответствующий вавилонскому Энлилю. Ашшур был покровителем древней ассирийской столицы, носившей его имя. Именно по его команде ассирийцы выступали на войну. Они сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, во славу Ашшура покоряли они другие земли.

Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они обычно не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же завоеванные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаше всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Фигурки демонов из глины
Вавилоняне делали фигурки демонов из глины. Их вешали на дверях или закапывали под порогом, чтобы охранить дом от зла.

Ответ на вопрос о поисках бессмертия, данный божественной девушкой-виночерпием герою вавилонского эпоса Гильгамешу:

Гильгамеш сказал: - О, виночерпий, да не увижу я смерти, которой я так всегда боюсь. Девушка-виночерпий сказала Гильгамешу: - Куда бредешь ты, Гильгамеш? Не найдешь ты жизни той, что ищешь. Когда боги сотворили человечество, они приберегли смерть для людей, Жизнь же они оставили себе. Итак, Гильгамеш, наполняй чрево свое, будь счастлив днем и ночью, Наслаждайся каждым днем жизни, День и ночь танцуй, и играй. Наряжайся в чистые одежды, Мой голову свою, купайся в воде, Заботься о ребенке, который держится за руку твою, Пусть жена твоя будет счастлива с тобой. Таков удел человеческий.

Вавилоняне

Ассирийцы были разбиты вавилонянами, или халдеями, самым известным правителем которых был Навуходоносор. Он заново выстроил Вавилон и восстановил грандиозный храм Мардука, бога-покровителя этого города. Мардук занял особенно высокое положение при вавилонском царе Хаммурапи, около 1750 года до Рождества Христова. Этот бог был особенно почитаем, когда власть Вавилона достигла своего апогея. Именно в честь Мардука была написана вавилонская история сотворения мира.

Она описывает начало мира, когда вся земля была покрыта морем. Рожденные морем боги восстали, и море решило уничтожить их. Боги выбрали представителя-воина для сражения с заместителем моря, но он потерпел поражение. Боги назначили другого атлета, но и он проиграл. Тогда Мардук, второстепенный, казалось бы, бог, предложил свой план, который помог богам одержать победу. За эту победу ему был дан титул царя богов. В ответ Мардук сотворил человечество с помощью своего отца Энки-Эа в дар богам. Во время правления Навуходоносора были теологи, которые пытались доказать, что множество богов - это лишь проявление различных качеств одного бога, Мардука, или кого-то другого, т.е. предпринималась попытка навести порядок в пантеоне богов, уменьшив их число. Вероятно, уже тогда было понимание того, что миром не могло управлять такое великое разнообразие различных сил.

Персы, завоевавшие Вавилон, сохранили местную религию, и она просуществовала до I века христианской эры. Однако некоторым богам и богиням продолжали поклоняться до тех пор, пока в Ирак (территория Древнего Вавилона) не пришел ислам.