Сообщение на тему первобытные художники земли. Презентация по теме "Первые художники земли"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок "Первые художники Земли". Сообщение на тему первобытные художники земли


Сайт учителя музыки Егоровой О. Я. "Чудо музыки"

Первые художники Земли

 

 

На  заре человечества, наш далёкий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие   орнаментом, символами, узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Каковы же главные причины  возникновения художественного творчества?

 

 

 

Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки.

 

                                             

И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах.

 

 

Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры.

                      

 

Подземная пещера близ селения  Альтамира получила  всемирную известность. Вскоре были обнаружены изображения и в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

 

 

Самый длительный период истории человечества и его культуры – каменный век 40–4 тыс. лет до н. э.).  В нём различают три этапа:

 

1.     палеолит (40–12 тыс. лет до н. э.)- греч. palaios — древний — древний каменный век;

2.     мезолит (12–8 тыс. лет до н. э.) греч. mesos — средний — средний каменный век;

3.     неолит (10–4 тыс. лет до н. э.) греч. neos — новый  —  новый каменный век.

 

 

 

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка, танец.

 

 

Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя ритуальный танец, первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя.  

 

 

     

 

 

 

          Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует  отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

 

         Для выполнения  более монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёрный цвет.  

                                                                                            

          Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков  являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения.  Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей  строения тела и повадок животного.

Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, –  а проникал в суть явлений, отбирал  в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.

 

Взгляните на росписи, обнаруженные в пещерах Ласко.

«Пещера Ласко 2.»

 

        Несмотря на великолепные  изображения  бросается в глаза примитивность, которая  сказывается  в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.            Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек.  В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их   называют.

 

   И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не  интересовало,   вероятно,  просто  не  осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера»   — сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

 

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

olqa.ucoz.ru

Урок "Первые художники Земли"

Урок 1

Первые художники Земли

Цели: формирование представлений о понятии “первобытная культура”; расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя; развитие умения убедительно, ярко излагать подготовленный материал; развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой (выяснение значения слов “археология”, “этнография”, “лингвистика”).

Тип урока: урок-лекция.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Заполните таблицу:

красиво

некрасиво

прекраснл

безобразие

Вопросы:

Откуда у человека чувство красоты?

Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое?

Кто его научил этому?

  • Красиво, это когда приятно смотреть.

  • Когда видишь красивую бабочку, цветок.

  • Красоте человек учится у природы.

Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном, ярче всего отражаются в искусстве.

III. Изучение нового материала.

Пусть вас не удивляет сочетание слов “первобытная культура”. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий. Научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).

Как давно зародилось искусство?

Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать?

Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств – чувство красоты, чувство прекрасного?

Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.(Сообщения ребят)

Первая из них – археология – изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов – найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры – животные, которые ныне на Земле уже не существуют, -украшали пещеры первобытных людей.

Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?

Чтобы убедиться в обратном, давайте заглянем в пещеру первобытного человека.

Презентация “Первые художники земли"

Перед вами изображение бизона.

Обратите внимание на то, как сделан рисунок:

  • Изображение цветное или черно-белое?

  • Крупное или маленькое?

  • Правильно ли передан контур, силуэт животного?

  • Можно ли сказать, что это “портрет” животного?

Вывод: Рисунок (в рост животного) сделан сильными, точными линиями; его силуэт необыкновенно выразителен и реалистичен. Посмотрите, как великолепно передана монолитная, могучая туша бизона. Изображение полно жизни: в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость крепких ног.

Учитель. В пещере Альтамира “залы” с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру “королевой всех расписанных пещер” и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.

Интересна история открытия этой пещеры.

Рассказ. Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. “А вдруг в ней жили первобытные люди?” – подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком “Бык!” бросилась к отцу.

- Откуда здесь взяться быкам? – успокаивал ее Саутуола.

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет, траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.

Учитель. О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру с множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. “Королевой” среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась, и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом, появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.

Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, то есть от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:

I. Эпоха палеолита (“палео” – древний, “литое” – камень) -древний каменный век

II. Эпоха мезолита (средний каменный век 10-6 тыс. лет до н. э.)

III.Эпоха неолита (новый каменный век 6-4 тыс. лет до н. э.)

IV.Эпоха энеолита (медный век 4-3 тыс. лет до н. э.)

IV. Итог урока.

Ребята ответьте письменно в тетради на вопросы:

1. “Каким я представляю себе первобытное искусство?”.

Домашнее задание

infourok.ru

Презентация по теме "Первые художники земли"

Древние цивилизации Первые художники Земли

Древние цивилизации

Первые художники Земли

Существовало ли первобытное искусство? В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, решил заняться раскопками в пещере Альтамира. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах. Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Существовало ли первобытное искусство?

В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, решил заняться раскопками в пещере Альтамира. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах.

Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не принесло ему счастья. Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей Альтамиры. Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не принесло ему счастья. Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей Альтамиры.

Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Чем рисовали первобытные художники? Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной. Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Чем рисовали первобытные художники?

Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.

Наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания 15 000 - 10 000 до н.э.)

Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере»: «Рисунки были выполнены в красных , коричневых , желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли».

Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере»:

«Рисунки были выполнены в красных , коричневых , желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли».

Что заставляло первобытного человека рисовать, вырезать, лепить? Первобытные художники тратили огромные усилия на создание росписей, статуэток и первых архитектурных сооружений из огромных камней, не для развлечения или украшения своего жилища. Главной их задачей было помочь себе и соплеменникам в охоте — ремесле сильных и смелых. Охоте принадлежали все мысли и чувства человека, ведь это был главный источник добывания пищи и одежды. Даже отдыхая, каждый думал о хитром и коварном противнике — звере. А рука привычно чертила знакомые контуры.

Что заставляло первобытного человека рисовать, вырезать, лепить?

Первобытные художники тратили огромные усилия на создание росписей, статуэток и первых архитектурных сооружений из огромных камней, не для развлечения или украшения своего жилища. Главной их задачей было помочь себе и соплеменникам в охоте — ремесле сильных и смелых.

Охоте принадлежали все мысли и чувства человека, ведь это был главный источник добывания пищи и одежды. Даже отдыхая, каждый думал о хитром и коварном противнике — звере. А рука привычно чертила знакомые контуры.

«Наверное,— думал обитатель пещеры, - и в рисунке живет душа, зверя. Только надо нарисовать его со стрелой в боку или побитого камнем и спеть колдовскую песню». Но колдовство нуждается в тайне, и вот появляется роспись в труднодоступных пещерах, где можно совершать таинственные обряды.

«Наверное,— думал обитатель пещеры, - и в рисунке живет душа, зверя. Только надо нарисовать его со стрелой в боку или побитого камнем и спеть колдовскую песню».

Но колдовство нуждается в тайне, и вот появляется роспись в труднодоступных пещерах, где можно совершать таинственные обряды.

Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент . В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природных знаков. Сосуд колоколообразной формы Испания 3000 до н.э.

Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент .

В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природных знаков.

Сосуд колоколообразной формы

Испания 3000 до н.э.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также