Одна вера или много?

Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований.

  • Огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако есть и такие, которые этого не делают.
  • Одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым существам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни; другие же приносят животных в жертву и с удовольствием затем поглощают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки.
  • Одни индусы поклоняются Шиве; другие Вишну или его воплощениям (аватарам), чаще всего Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням.
  • Объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям соседнего поселения.
  • Каждый отдельный индус может почитать одного, нескольких, многих или вообше никаких богов!
  • Индусы могут одновременно верить в одного бога и в нескольких, являющихся воплощением единого божества.
  • Индивидуум может быть выражением истины как в конкретной, так и в абстрактной форме.

Существует мнение, что индуизм является федерацией культов и традиций, коллажем идей и духовных стремлений. Если так, то можно ли говорить об индуизме в единственном числе или же существует множество индуизмов?

Под одним зонтиком

Для индуизма, как и для других религиозных течений, название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением. (Можно провести параллель: ритуалы африканской независимой христианской церкви во многом не похожи на коптские или армянские литургии, однако все они обозначаются термином христианские.) Но если индуизм включает в себя семейство религиозных верований, то нам все равно следует найти что-то, что могло бы называться характером религии индийцев.

Река жизни

Существует концепция, общая для всех разновидностей современного индуизма,- это идея возрождения и переселения души. В то время как христианство рассматривает вопрос важности принятия решений в рамках одной жизни и считает спасение индивидуальной проблемой каждого человека (хотя и не отрицает группового или всеобщего спасения), индусы видят перед собой реку жизни, проходящую через множество существований.

На этой концепции основано понятие самсара, которое охватывает весь поток от рождения к смерти и снова к возрождению, и так далее. В результате ограниченный отрезок истории растягивается на миллионы и миллионы лет.

С понятием самсары связано понятие кармы. Карма буквально означает "работу'" или "действие", но кроме этого указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер,- и так далее по всей цепи.

Индусы кремируют покойников. Пепел вместе со священными цветками ноготков развеивается над водами Ганга, обеспечивая душе продолжение жизни.