Меланезия

Карл Лелигер

Меланезия включает в себя часть Тихоокеанского бассейна от западной оконечности Новой Гвинеи до Фиджи на востоке, от северных островов Папуа Новой Гвинеи до Новой Каледонии на юге, и включает Новую Гвинею, острова Торресова пролива, Соломоновы острова, Новые Гебриды и Новую Каледонию. Ее обитатели, численность которых составляет примерно 5 миллионов человек, говорят не менее чем на 1200 туземных языках.

Более чем столетний период тесного общения с чужеземными культурами и христианством изменил первобытную религию Меланезии, но не везде ослабил ее жизнестойкость и распространенность.

Взгляды на мир

Меланезийцы не делают различия между религиозным и мирским, между природным и сверхъестественным. Их религию можно считать специфическим взглядом на мир и существующие внутри него отношения, включая людей, богов, духов, тени, магические силы, тотемы, землю и природные образования, животных, деревья, растения и все физические объекты, каждый из которых является в некотором смысле потенциальным источником силы.

Отношения между людьми и духами предков являются, в целом, наиболее важными, так как в центре жизни находится "сообщество людей и духов, которые в равной степени являются живыми". Это сообщество, вместе с кланом, родом и связью с территорией проживания, обеспечивает индивидуальность и безопасность человека, дает ему смысл жизни, чувство времени и понятие о будущем. Все ритуалы, проводимые при рождении, вступлении во взрослую жизнь, женитьбе и смерти, направлены на поддержание этих отношений.

Первобытная религия меланезийцев нацелена на обеспечение жизни, плодородия, достатка, контроля и равновесия во всех отношениях между людьми и духами преимущественно в этом мире, а не в следующем. Однако, как и во многих других религиях, не все ее обряды соответствуют этим идеалам.

Ограничение интересов кругом семьи и клана, подозрительность и враждебность между группами и внутри них, а в некоторых районах и между полами, способствовали расцвету грубых и бесчеловечных обычаев.

Мифы и легенды

Первобытная религия Меланезии включает множество сказаний о переселениях и других событиях, легенд и мифов, песен, молитв и заклинаний, передаваемых только устно. Часть этого репертуара известна только посвященным мужчинам, или взрослым женщинам, или служителям культов, например, жрецам. Особенно священное знание доверено только посвященным преклонного возраста. Существуют разные версии сотворения мира, но в них уделяется мало внимания его первопричине и природе. Многие верят в то, что важнейшие элементы культуры - социальная, экономическая и политическая жизнь - были созданы для людей или подарены им богами.

Боги и духи

Не все меланезийские племена верят во всемирного бога, или в могущественного бога или богов, или в то, что бог или боги интересуются делами людей. Но некоторые верят в то, что боги были создателями мира и продолжают заботиться о нем. Многие верят в разнообразных духов, включая злых демонов и колдунов (распространено не очень широко), которые могут нанести человеку вред или убить. Духи предков почитаются повсеместно; некоторые общины ожидают возвращения мертвых, другие боятся этого. Одни общины считают души недавно умерших опасными; другие верят в их доброе отношение к живущим. Они уверены в том, что сложные ритуалы в честь умерших - оплакивание, предложение еды, танцы, обмены свиньями, едой и ценными вещами - заставят мертвых охранять живых. Тотемы: животные, птицы, рыбы, деревья, растения в местах, где в них верят, иногда почитаются как предки, а иногда считаются просто эмблемами.

Ритуалы и магия

Ритуалы бывают разными, от простых обрядов, связанных с повседневной деятельностью (охотой, огородничеством, рыбной ловлей), до сложных церемоний, празднований и циклов празднований, длящихся днями, неделями и даже месяцами и годами. В самых важных церемониях главную роль играют посвященные мужчины; женщинам и молодежи разрешается исполнять лишь второстепенные обязанности. Во многих обрядах и праздниках особое внимание уделяется свинье. Наиболее важные ритуалы сопровождаются табу на еду, питье и секс. Одни племена верят, что ритуалы побуждают духов или богов к действию; другие убеждены, что боги вольны действовать, как им заблагорассудится.

В большинстве общин находится место для магии. Колдун - важная персона во многих меланезийских племенах; смерти часто считаются его рук делом, так как смерть обычно должна быть кем-то вызвана. В каждой меланезийской общине есть люди, исполняющие специальные ритуальные обязанности, временные, постоянные или наследственные.

Для меланезийцев святилищами могут служить природные образования, такие как пещеры, озера, реки и скалы, а также искусственные постройки, от простых хижин до больших искусно возведенных зданий, как, например, дома духов предков у племени сепиков.

Поведение

Один племена не видят связи между этикой поведения и религией; у других духи и боги строго следят за поведением человека. Нравственность поведения является предметом особого интереса бога Датагаливабе племени хули в южном нагорье Папуа Новой Гвинеи.

Разделы

  • Новые мифы: грузовые культы