Мусульмане в плюралистических обществах

Мусульмане традиционно различали дар аль-Ислам (мир ислама) и дар аль-Харь (территория войны, или неисламскмй мир). Последний рассматривается как враждебный исламу и должен быть покорен мирным проповедованием ислама или Священной войной (джихад), если все прочие меры не подействовали.

Начиная по меньшей мере с восемнадцатого столетия мусульмане знали о существовании, например, правительства, которое, не будучи мусульманским, было толерантно по отношению к мусульманам и которое позволяло им свободно отправлять и распространять свою веру. Оно даже, если требовали обстоятельства, готово было защищать их права на это. Сэр Сийд Ахмад Хан был в числе первых, кто выработал этот взгляд на Британскую империю и ее отношение к мусульманам, ведь проблема приобрела актуальность в настоящее время из-за того, что огромное количество мусульман проживает в немусульманских странах.

В этих странах мусульманам следует знать, что законы, на основании которых они живут свободно и защищено,- это те же законы, которые обеспечивают свободу и защиту всех тех, кто не разделяет их вероисповедания. Это правда, что правовая традиция в некоторых государствах нуждается в модернизации, чтобы признать наличие в них мусульман, а также их чувств и прав.

Например, могут потребоваться законы, стимулирующие уважение к различным конфессиям, что предупреждает проявление оскорбительного отношения к верующим, унижение их достоинства, законы, одновременно гарантирующие свободу слова и критических высказываний.

В праве назрела необходимость рассмотреть такие вопросы, как: "Что составляет подлинную аутентичную религию?", "Как провести различие между подлинной критикой и нарушением?" и т.д. Однако окончательное толкование закона и его применимость в конкретном случае есть то, что остается прерогативой судов. Вместе с тем и мусульмане должны признавать традиционные ценности большинства (например, уважение к свободе личности). У них есть право влиять на эти традиции так, чтобы достичь их соответствия шариату, но им тоже следует признать, что и в мусульманских странах на право оказала воздействие немусульманская традиция, а шариат также является и результатом, и источником влияния.

Им следует признать наличие групп и лиц, стремящихся влиять на изменение законодательства и вообще культуры. Мы уже рассмотрели пути формирования во многих мусульманских странах современного права, сочетающего веяния европейского права и шариата, и как при этом наилучшим образом учесть запросы нашего времени. Данный процесс - талфик - призван идти и в странах, где мусульман меньшинство, а особенно там, где они поселились сравнительно недавно.

Если такой процесс пошел, правительство, правоведы и лидеры мусульманских общин обязаны активно участвовать в нем. Отправление службы, питание, одежда, образование, здравоохранение, брак - вот сферы приложения активности мусульман, желающих следовать предписаниям шариата, но учитывая законодательные традиции и обычаи немусульман.

В прочих сферах, таких как свобода убеждений и выражений, права женщин и уважение права на неприкосновенность личной жизни, им, однако, понадобится неукоснительное соблюдение иджтихада, чтобы требования шариата соотносились с конкретными условиями проживания мусульман как меньшинств в быстро меняющихся обществах.

Требуется уделить серьезное внимание труду мусульман и немусульман, исследующих истоки ислама, формированию шариата, истории взаимоотношений с немусульманами, государственным устройством и механизмами системы правосудия. Возникновение и упрочение в среде мусульман критического отношения к своей собственной традиции имеет весьма важное значение, если исламу суждено интегрироваться в современность, являющуюся контекстом всей жизни столь многих мусульман.

"Есть еще пока время сейчас. Мусульмане - не экстремисты, но простые люди, желающие мирной жизни. Если немусульманские правительства понимают устремления мусульман, учитывают чувствительность мусульман, проявляют сочувствие к мусульманским страданиям, то тогда нет основания для того, чтобы различия веры сами по себе были бы причиной конфликта. То, что надо нам - об этом легче говорить, чем сделать,- это взаимопонимание".

Акбар Ахмед "Живой ислам" ВВС 2