Христианские обряды

Колин Бучанан

Все организации имеют свои ритуалы, и религиозные не являются исключением. Новый Завет, с одной стороны, является историей религиозной жизни, включающей "культ", или обряды людей Бога. На его страницах описано возникновение христианских обрядов.

В книгах Деяний упоминается, что уже на самом раннем этапе в церковной жизни был установлен определенный ритм, который в общих чертах являлся тем, что теперь мы называем обрядами. (На самом деле, современный шаблон, по которому отправляется церковная служба, может вполне содержать те же элементы.) Верующие собирались на проповеди апостолов, на молитвы и "освящение хлеба".

Вечеря, или Последний Ужин Господа, являлась значительным событием в христианском поклонении. Поскольку сам Иисус руководил ею, есть основания полагать, что церковь соблюдала его еженедельно (а иногда и ежедневно) с самого начала.

В оригинале поминовение Иисуса, особенно его смерти и воскресения, которое символизировали "освященные" хлеб и вино, проводилось в контексте более крупной трапезы. По разным причинам эта традиция претерпела изменения в ходе первых 150 лет после воскресения, но остались ритуальные хлеб и вино.

Новый Завет также описывает то, что называется христианским "ритуалом инициирования", или крещением новых прихожан церкви. Это, бесспорно, было одним из способов приобщения их к жизни церкви. Но в отличие от современных тайных религий оно проходило открыто и просто. Крещение заключалось в прилюдном омовении, что приобщало верующего и его домашних к смерти и воскресению Иисуса.

Сегодня баптистские церкви утверждают, что этот ритуал должен проводиться только для принятия собственной веры и только в таком возрасте, когда кандидат действительно может считаться верующим. Другие крестят не только взрослых и способных принять веру самостоятельно, но и детей, и новорожденных из верующих семей. Цель состоит в том, чтобы эти дети воспитывались как христиане, но не исключается и то, что они сделают собственный выбор в более зрелом возрасте. Существуют свидетельства и о других ритуалах ранней церкви. Прихожане, например, пели псалмы и гимны. Для того чтобы отразить солидарность между миссионерами, старейшинами и диаконами, служившими в церкви, существовал ритуал "рукоположения" при назначении их на должность. Больных и немощных мазали специальным маслом и произносили молитву во их выздоровление. Собирались деньги для нужд других, более бедных церквей. Церковные саны распределялись между теми, кто имел "дар Божий" к практическому и духовному лидерству.

По-видимому, не существовало такого понятия, как "посещение службы". "Деловая" часть жизни церкви, включавшая помощь овдовевшим женам или противостояние голоду, была напрямую связана с "обрядовой" частью молитв, песнопений и учения.

Церковь из года в год отмечает все значительные даты и события христианской веры. На фотографии священнослужители Греческой православной церкви празднуют Рождество Христово в Вифлееме.

Установившиеся шаблоны

В последующие за апостольскими годы постепенно устанавливались определенные шаблоны и возникала более ясная структура лидерства, в которой епископ обычно главенствовал над приходом местной церкви. Епископы самостоятельно писали великую молитву благодарения, которую они произносили над освящаемым хлебом и вином. Эти молитвы в дальнейшем начинали постоянно использоваться на территории обширных регионов по мере того, как они копировались другими епископами. далее

Реформа

Реформатство, которое противостояло таким злоупотреблениям, было, по сути своей, движением "Слова". Оно было нацелено на возвращение к Слову Божьему, записанному в Библии, а также на отход от драматизма, многоцветности и движений в ритуалах и сосредоточению на Слове, чтобы сделать их более доходчивыми и понятными людям. Сами реформаты усиленно пытались возвести празднование причастия в центр церковной жизни, но устоявшиеся давние привычки прихожан были сильнее. Еженедельные молитвы в большинстве протестантских церквей были сфокусированы на проповедях. далее

Движения XX столетия

Между тем количество радикально настроенных движений всегда было более многочисленно. В этом веке, например, мы стали свидетелями подъема движения пятидесятников. Это движение скорее направляется Духом, а не Словом. Характерная форма молитвы сопровождается широким выражением эмоций и раскованностью в движениях. далее