Гражданское право

Примерно с середины девятнадцатого века произошло коренное изменение в исламском праве в большей части мусульманского мира. Сначала в Османской империи, затем в Британской Индии, а впоследствии и других государствах влияние современности ослабило власть шариата в двух главных отношениях. Первое очевидно. Во многих сферах жизни шариат был потеснен новыми законодательными кодексами, в основном заимствованными на Западе. Например, в Османской империи 1850-х и 1860-х гг. ряд кодексов был создан по образцу французского, а именно - Коммерческий и Уголовный кодексы, Коммерческий процессуальный кодекс и Кодекс морской торговли. Когда реформаторы Османской империи взялись за обязательственное право (договорное, деликатное, и т.д.), то возник спор: обращаться ли к европейскому праву или составить сопоставимый кодекс на основе исламских источников.

Последнее мнение все-таки возобладало. Из нормативных актов суннитских юристов был составлен сводный кодекс, широко известный как Маджалла, завершенный в 1876 г.,- хотя не все эти взгляды получили одобрение школы ханафи. Поэтому Маджалла имеет колоссальное значение с точки зрения юриспруденции. Впервые за всю историю государственной властью был введен в действие законодательный кодекс, основанный на принципах шариата. И в первый раз был осуществлен свод законодательных положений весьма разнородного происхождения, отобранных на принципиально широкой основе соответствия их современности, а не на основе устоявшегося прецедента, типичного для той или иной школы. Более того, все эти новые кодексы были применены в светских судах специалистами, обучавшимися в современных юридических учебных заведениях. В стародавнем духе оставили лишь область применения семейного права в судах шариата, без кодификации и стандартизации.

Второе было не столь заметно, но столь же важно. В 1915 году по действовавшему в то время закону, согласно сборнику нормативов Ханафи, мусульманки фактически принуждали султана к вмешательству даже в вопросы семейного права. Поэтому он издал два императорских декрета, разрешавших женам требовать юридического оформления расторжения брака в определенных обстоятельствах, при освящении одной или двумя из суннитских школ. Как только были открыты эти шлюзы, начался сильнейший прилив. В 1917 году был обнародован Османский закон о правах семьи, основанный на расширенном применении этих принципов. В иных мусульманских странах происходило нечто подобное.

В Британской Индии новые светские кодексы основывались, конечно, на общем праве Великобритании, но не общем праве Франции. В одних и тех же судах применялись и светское право и некодифицированное семейное право различных религиозных общин. И, напротив, в Турции был отменен шариат, а вместо него были приняты (после небольшой адаптации) европейские кодексы.

С другой стороны, законы шариата преобладают в Саудовской Аравии, хотя и сюда проникают нормативные акты, основанные на современных законах. Большинство мусульманских стран сейчас имеют светские кодексы во всех сферах, кроме семейного права, которое, они настаивают, должно хранить отличительные особенности ислама. Но даже и оно кодифицировано - целиком или частично - так, что это право применимо в современной жизни. В Сомали или Йемене марксистское влияние в подобных кодексах очевидно. Так что картина настоящего весьма отлична от того, что было в прошлом. В то время как некогда превалирующий шариат теперь ограничен рамками семейного права, уже наметилась тенденция создания гражданских кодексов, которые наряду с принципами иностранного происхождения включают в себя и принципы исламского права. А совсем недавно оказалось, что некоторые страны начали внедрять отдельные исламские правовые нормы - явное свидетельство возрождения исламского фундаментализма. И более того, в большинстве мусульманских стран закон, независимо от его происхождения, был кодифицирован законодательными актами. Таким образом, власть закона, когда-то имплицитная и трансцендентная, теперь в большинстве стран становится конституционной, держащейся на волеизъявлении народа.

Исламский закон, шариат, охватывает жизнь семьи и религиозные отправления, а вместе с ними и вопросы гражданского характера.

Мусульманских детей учат Корану на ежедневных уроках. Это занятие проходит в Сенегале.