Животные в древнем египте. Священные животные Египта: бык древних египтян Апис
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кошка – одно из священных животных Древнего Египта. Животные в древнем египте


Священные животные Египта: бык древних египтян Апис

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.

Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов - исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.

Священный бык в Древнем Египте

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Апис - бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике - двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Священные быки

Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.

Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.

Животные, ассоциирующиеся с Анубисом

С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.

Священные козлы и бараны

Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.

Особым считался Амона - баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.

Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.

В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил - священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Змеи, лягушки

Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.

От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.

Птицы

Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.

Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол - защитник фараонов.

Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.

Скарабей

Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).

Гиппопотамы

Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.

Свиньи

Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши - звёзды.

Кошки и львы

Считается, что Египет - родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.

За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа - Леонтополь.

Египет - удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, - это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.

Интересные материалы:

Католическая церковь в Москве (фото) Главная Московская мечеть Московская Соборная мечеть: описание, история и адрес

nlo-mir.ru

Кошка – одно из священных животных Древнего Египта

В Древнем Египте кошек воспринимали как божественное животное. Мифы и легенды Древнего Египта наделяли кошек положительными человеческими чертами характера. Кроме этого, в египетской мифологии считалось, что кот обладает мистической силой, тайными знаниями о потустороннем мире. Обряды религиозного характера не обходились без кошек, а также они защищали своих хозяев и их дома от злых духов.

Кошки в Древнем Египте

На основании иероглифов времен Древнего Египта можно сделать вывод о том, что независимо от принадлежности кошки к домашней или дикой породе ее называли «миу», а кота – «миут». Есть предположение, что происхождение такого обозначения питомцев пошло от издаваемых животными звуков мяуканья. Кроме того, так же могли называть маленьких девочек, которые характером напоминали кошек – мягкие, ласковые, но при этом хитрые и умные.

Проявление кошки в истории Древнего Египта

Кошки в Древнем Египте были двух пород «Камышовый кот» или «Африканская дикая кошка». Именно они были первыми одомашненными питомцами, которые имели своего хозяина. Сам процесс приручения кошачьей породы происходил постепенно.

В те далекие времена именно Египет был известен на весь мир своим урожаем зерна. Мелкие грызуны не редко портили запасы, но было замечено, что кошка Древнего Египта, как и сейчас, является отличным охотником на мышей. Кроме этого, она не редко спасала людей от змей, которых также ловко ловила. Так, чтобы маленький хищник продолжал защищать их дом люди оставляли им вкусную, свежую рыбу. Кошки постепенно привыкли к этому и стали домашними. Это произошло около 2000 года до нашей эры.

Исторически известно, что во времена Нового Царства кошки в Египте изображались на многих предметах, в том числе даже на гробницах фараонов или людей менее известного уровня. Не редко случалось так, что великолепные охотничьи навыки эти животные проявляли во время совместной охоты с хозяином на птиц или во время рыбалки. Существует немало рисунков, где кошка сидит рядом со стулом хозяина, олицетворяя защиту, дружбу.

Египетская богиня с головой кошки Бастет – одна из самых популярных богинь, которым поклонялись древние египтяне.  Она олицетворяла плодородие (женщин и земли), жизнь, домашний очаг. До того, как кошек стали считать и домашними животными Бастет изображали с головой львицы или в образе этого животного. После 2000 года до нашей эры изображения Бастет изменились – ее рисовали с кошачьей головой или в образе грациозной кошки.

Египетская богиня Бастет

У самой Бастет кошки были черного цвета. Кошку также связывали с Пашт (Луна), которая среди египетских богинь являлась темной стороной Бастет. В связи с этим считалось, что именно кошка напрямую связана с Луной.

Культ кошки в Древнем Египте имел яркого представителя – город Бубастиса, где находился храм, посвященный богине Баст. В этом городе также располагалась резиденция Шешонка I. Именно здесь проходили праздничные мероприятия, связанные с культом поклонения богине с кошачьей головой. Позже именно здесь нашли самое крупное захоронение кошачьих мумий.

Уникальная жизнь кошек в Древнем Египте

Всему миру известно, что кошку – священного животного Египта не просто почитали, а делали все, чтобы сохранить ей лучшую жизнь. Существует немало фактов о том, что священная кошка храма имела не только лучшую еду, которая выращивалась специально для нее, но и человека, который всю жизнь посвящал только уходу за ней – организовывал ее отдых, музыкальное сопровождение, пространство. Кроме того, эта профессия передавалась по наследству и считалась одной из важнейших.

Если кошка в доме заболевала, то хозяин шел в храм для жертвоприношения, в качестве которого становился домашний скот или большая доля запасов семьи. Жрецы забирали дар и просили богов, чтобы они излечили питомца.

Жизнь кошек в Древнем Египте

В том случае, если кот все же умирал, то вся семья должна была выдерживать траур, во время которого все много молились, сбривали брови и в пищу употребляли только очень скромную пищу. Сама процессия похорон включала мумификацию, после которой животное укладывали в гроб, украшенный в соответствии с достатком хозяина животного – сам гроб выполняли из дерева и украшали золотом, драгоценными камнями, резьбой и различными рисунками. По этой причине бедняки не держали кошку дома. Вместо этого у них были фигурки этого животного или самой богини Баст.

Убийство кошки в Древнем Египте каралось смертью или очень большим штрафом. Жестокость наказания могла рассматриваться в соответствии со статусом хозяина питомца – если человек убьет древнейшее животное богатого человека, то можно получить очень строгое наказание вплоть до смертной казни. При этом случайность или преднамеренность убийства не имело значения.

Современный взгляд на кошку в Египте

Путь кошка Египта от божества до убожества прошла за несколько тысячелетий. Сейчас этих грациозных животных так серьезно не почитают. Многие уличные коты научились жить дружно даже с собаками. В отелях можно встретить множество кошек, которые вольготно гуляют. Их кормят, о них заботятся местные сотрудники. При этом они очень ласковы и добры к каждому постояльцу. Некоторые улицы настолько заполнены кошками, что наступить, не задев грациозного хищника, не получится.

Многие посетители Египта считают местных кошек слишком худыми и, на первый взгляд кажется, что они брошены. Однако, это не совсем так. Настоящая египетская кошка имеет довольно худощавое телосложение, с длинными ногами и слегка вытянутой мордочкой. Шерсть у них довольно короткая. Такие изменения в телосложении многих питомцев связаны с климатом Египта. Но и пушистых представителей кошачьих там также можно встретить в достатке, ведь первые кошки были привезены из Персии.

Но на этом мы с вами не прощаемся, заходите ещё!

Подписывайтесь на обновления нашей странички на Фейсбук и обязательно поделитесь с друзьями! До скорых встреч!

Источник

skalozyb-comedy.ru

Домашние животные в Древнем Египте. . Чёрт побери

Несмотря на то, что древние обитатели Нила жили несравненно ближе к природе, чем мы, они держали в доме своих любимых животных. Очень часто мы видим этих любимчиков на изображениях в гробницах – под стульями хозяев. Место очень почетное: под стулом изображались иногда дети или важные для хозяев предметы: ларцы с драгоценностями, зеркала, письменные принадлежности. Особо модно было изображать животных во времена Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.).

Разнообразие «любимчиков» радует воображение: кроме привычных для нас собак и кошек, здесь можно увидеть обезьян, гусей, даже козленочка! Изображение не оставляет сомнений: животное не проникло само в дом украдкой и не привлекло внимание художника комизмом ситуации – часто оно привязано к ножке хозяйского стула и угощается выданным ему кормом! Иногда лежащие у ног хозяев собаки удостоены не только написанного рядом иероглифами имени, но и ласкательных эпитетов («любимый госпожой», «хвалимый хозяином»). Но чаще собак изображали «на службе».

1. Собаки

Об отношении к собакам говорит следующий факт: им давали не только клички, но и имена, идентичные личным. Есть очень трогательные клички: «Шустрая лапа», «Красивая морда», «Хороший сторож», и смешные — «(Рулевое) весло сзади», «Бесполезная». Клички могли быть обусловлены цветом шерсти: «Черный» или характером: «Смелый», «Надежный», быстротой в беге — «Антилопа», «Северный ветер».

Использовали собак египтяне разнообразно. На охоту брали собак «чезем» — родственников обитающих в долине Нила шакалов. Были и сторожевые собаки (древние египтяне называли их «унеш»). А вот использование собак в роли пастухов, помогавших собирать стадо и гнать его в нужном направлении, охранять от возможных нападений хищников, пока для древнего Египта убедительно не доказано.

В эпоху Среднего царства (2050-1750 гг. до н. э.) появляются служебные собаки для патрулирования в окружающих долину пустынях. В этот период в моду входят низкорослые собаки, похожие на такс. Распространяется другое название для собак, имитирующее их вой: «юу-юу». Это было очень типично для древних египтян – называть животных по характерным для них звукам (например, «кошка» — «миу»). Появляются специальные должности для собаководов (такой штат мог позволить себе царь или очень богатый вельможа). Забавно сравнивает свое положение с собачьим один чиновник XI династии: «как собака, спящая под навесом, в постели, которую любит ее госпожа». Видимо, это значит «как сыр в масле», и, конечно, имеется в виду домашняя любимица, а не дворовый пес.

Видимо, не всем везло – были и бездомные собаки. Их стаи могли быть очень опасны, тому есть письменное свидетельство. Чиновник, посланный за границу с поручением, с ужасом повествует о диких местных нравах следующее: стоило ему открыть кувшин с хорошим пивом, как 200 больших собак и 300 шакалов собирались у дверей его дома из-за прекрасного запаха. Определенные породы собак вывозили из-за границы: из Ливии (западные долины) и с юга – из Нубии и Пунта (предполагается территория Сомали). Любопытен список ввозимых в Египет экзотических товаров из Пунта: черное дерево, слоновая кость, благовония, краска для глаз, обезьяны, шкуры южных пантер, жирафьи хвосты и – борзые.

Но наступал черный день – и четвероногий друг покидал хозяина. Неизвестно, были ли какие-нибудь траурные ритуалы (о глубокой скорби утративших кошку нам сообщает Доидор). Часто собак хоронили рядом с хозяином. Так, уже от начала египетской истории известно богатое захоронение собаки: на ее стеле вырезано ее изображение и кличка «Господин».

В греко-римскую эпоху, когда пышным цветом расцвел культ священных животных, собак мумифицировали и торжественно погребали в честь шакалообразных богов – Анубиса и Упуауту. Для греков первый казался собакой, а второй – волком.

2. Кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.2.2. Кошки в повседневной жизни

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

3. Обезьяны

Другими привычными для египтян домашними животными были обезьяны, которые иногда даже выполняли обязанности слуг. Например, на одном изображении Монтухерхепешефа обезьяна держит собаку на довольно коротком поводке. Собаке такое своеволие не нравится, и она скалится на обезьяну и, наверное, рычит.

Обезьяна, видимо, была человеку ближе. С эпохи Древнего царства она получает доступ в дом. Она всех развлекала своими ужимками и прыжками, а также участвовала в представлениях карликов и горбунов, которые жили в каждом знатном доме. Особенно ценились карлики. Их порой доставляли из дальних стран. Как мы уже говорили, Хуфхор привез с юга танцующего карлика. Подобной не видывали уже сто лет, со времен царствования Исеси. Одна из самых роскошных гробниц вблизи пирамиды Рефрена принадлежит карлику по имени Сенеб. Номархов Менат-Хуфу (совр. Бени-Хасан) тоже окружают карлик и горбуны, но в эпоху Нового царства они уже не встречаются ни при дворе фараона, ни в частных домах, зато мода на обезьян не прошла. В. Лорэ нашел в гробнице Тутмоса III мумию павиана, возможно, потому, что в его образе почитали бога письма и знаний (Тота), а также, наверное, потому, что он забавлял фараона при жизни и должен был служить ему и в загробном царстве Осириса, точно так же как верный пес, чья мумия похоронен у входа в гробницу Псусеннеса.

Обезьяны любили сидеть в кресле своего хозяии. Если не было ни карликов, ни горбунов, они играли с хозяйскими детьми или с негритятами, которым порой доставалось от их проказ. Когда созревали плоды, обезьяны карабкались по деревьям. Наверняка они съедали больше фиников и фиг, чем собирали, но садовника это не огорчало. Египет – страна плодороднейшая, и в ней него хватало для всех. Амон создал все живое, и Хапи разливает свои воды на благо всем существам.

Обезьяна неплохо ладила с собаками и кошками, что нельзя сказать о египетском гусе, которого ей приходилось порой наказывать за сварливый нрав.

4. Гуси

На птичьем дворе египтян с древнейших времен появляется нильский гусь, «семен», которого натуралисты называют египетским. Вместо того чтобы держать его в загоне вместе с прочей домашней птицей, египтяне позволяют ему разгуливать по двору и саду и даже входить в дом. Поэтому Хуфу, желая испытать чародея, который похвастался, будто может приставить на место отрубленную голову, сразу же подумал о гусе и велел принести его («Сказки сыновей фараона Хуфу»).

Гусь делил вместе с кошкой привилегированные места у кресла хозяина. Однако независимость он ценил куда выше этих привилегий и охотнее отправлялся плескаться на берега Нила. Ему приписывали всевозможные злодеяния: в жаркий сезон он подбирал финики, зимой – орехи дум-пальмы, а в остальное время бегал за земледельцами, не давая им бросить ни одного зерна в борозду. Поэтому египтяне называли его подлой птицей, не ловили его и не приносили в жертву к столу богов. И все же они относились к нильскому гусю снисходительно. Их забавляли его непомерная прожорливость, драчливость и хриплый гогот. Возможно, порой он проявлял себя прекрасным сторожем, таким же бдительным и неподкупным, как собака. А если нужно было его наказать, этим с охотой занималась обезьяна, рискуя, правда, получить чувствительный удар клювом.

5. Лошади

Египтяне обзавелись собственными лошадьми примерно в середине 2-го тысячелетия до н.э., что почти на тысячу лет позже Шумерской цивилизации. Обстоятельства, при которых в Египте впервые появилась лошадь, были довольно печальны. Около 1700 года до н.э. страна была завоевана гиксосами, основу, которых составляли семитские кочевники. На колесницах, запряженных лошадьми, они вторглись в Египет, покорив его. Гиксосы правили более 100 лет и создали новый род войск египетской армии – конницу и боевые колесницы. Это нововведение прижилось, и уже через несколько столетий именно с помощью этого колесничного войска фараон Рамсес II смог избежать сокрушительного поражения в битве при Кадеше против хеттов.

chert-poberi.ru

Священные животные в древнем Египте

На земле древнего Египта сохранилось множество удивительных памятников старины. И нередко большое удивление вызывают звероголовые боги древности. Но не меньший интерес вызывают кладбища с похороненными там животными, которые, как и люди подвергались мумификации и захоранивались с большими почестями. Ведь животные нередко олицетворяли грозных богов.

Обожествляемые животные Древнего Египта

Религия Древнего Египта формировалась под влиянием тотемизма. Тотемом, как правило, избиралось животное, с которым племя себя связывало тесными узами. Однако в Древнем Египте связь с миром животных оказалась столь сильной, что продолжала развиваться и переходила в новое качество. Итогом этого стал огромный пантеон божеств с зооморфным обликом. При этом сами животные с богами не отождествлялись, за исключением тех случаев, когда определённое животное считалось «воплощением души» какого-либо бога.

Самыми почитаемыми были культы быка, ибиса, коршуна, сокола, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея. Поклонение другим животным носило уже локальный характер. Животное, почитавшееся в одном номе, не считалось священным в другом. Нередко из-за этого разгоралась вражда между жителями разных областей. Но все же на священных ибисов, коршунов и соколов охота была запрещена везде. На львов могли охотиться только в честь праздника богини Бастет, в отдельных номах могли убивать крокодилов при условии возрастания их численности.

Каждый ном почитал своё животное, и если оно умирало в центре своего культа, то его бальзамировали, клали в саркофаг и хоронили при храме.

Почитание быков и коров

Одним из самых почитающихся животных в Древнем Египте был бык. Его культ не был случайным. Ведь египтяне обрабатывали почву с помощью этого животного. Поэтому бык считался символом плодородия. Следствием этого было то, что боги, отвечающие за плодородие, сливались с культом быка. Таким примером служит культ быка Аписа в Мемфисе. Он являлся «душой» почитаемого здесь бога Птаха. Здесь при храме постоянно проживал бык – олицетворение бога.

Но чтобы стать земным воплощением бога, бык должен был иметь определённые признаки. На лбу у него должен располагаться белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Когда бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового кандидата на столь высокий пост.

В Гелиополе, чтившем Ра также поклонялись солнечному быку Мневису. Он тоже считался душой бога и в то же время его живым воплощением. Бык Бухис, считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был чёрным и изображался с солнечным диском между рогов.

Но помимо культа быка ещё почиталась священная корова. Их культ, как правило, был связан с таким божествам как Исида. Её священным животным считалась «великая белая корова Гелиополя», которая была матерью мемфисского быка Аписа. Другой богиней, почитавшейся в образе небесной коровы, была Хатхор. Именно она перевозила Ра. Очень часто Хатхор изображается в виде женщины с коровьими рогами, между которыми располагается солнечный диск. Позже образ Исиды и Хатхор сливается.

Почитание птиц

Не менее почитаемыми были такие птицы как ибис, сокол и коршун. Они настолько чтились, что даже за нечаянное убийство одной из этих птиц полагалась смертная казнь. Повсеместно чтился бог мудрости Тот, создатель письменности и литературы. Само божество изображалось в виде человека с головой ибиса. Поэтому эта птица чтилась при храмах Тота. Также трупы этих птиц подвергались бальзамированию. Ибис, помимо воплощения бога олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность.

Одной из самых почитаемых птиц являлся сокол. Ему поклонялись с древнейших времён и, как правило, сокола отождествляли с Гором, который изображался в виде летящего сокола и Ра, как человек с головой сокола. Позднее сокол ассоциировался с «душой» Ба, которая выглядела как сокол с человеческой головой. На протяжении всей египетской истории считался покровителем и защитником власти фараона.

Также в Египте почитались такие птицы как коршун, он символизировал небо. Самка белого коршуна было воплощением богини Нехмет и являлась символом могущества фараонов. Ласточка также являлась одним из воплощений Исиды. Не менее почитались гуси как священные птицы Амона.

Почитание крокодилов, баранов, кошек

Бога нильских вод Себека олицетворяли крокодилы. Считалось, что они были способны повелевать разливами Нила, который приносил на поля плодородный Нил. Этим животным поклонялись во многих местах. Но главным культовым центром почитания стали Фивы и Фаюм. Фаюм стал не случайным местом. Это оазис в Ливийской пустыне, где была создана система оросительных сооружений, появилось водохранилище, где и развелось множество крокодилов. Крокодил выбирался по особым признакам, чтобы стать воплощением души Ба Себека.

Одним из самых почитающихся животных, наряду с быком был баран, который также почитался как символ плодородия. Священные бараны жили при храмах многих богов. Так, например, важными центрами культа были Эсна и Элефантин. Здесь бараны считались воплощением бога Хнума, в Гераклеополе – бога Херишафа. Также баран почитался в Мендесе, где он назывался Ба-небджед — «Душа Владыки Джед».

Баран был олицетворением самого главного бога в Египте Амона. Его культом центром были Фивы. Это животное отличается от других своими кривыми, загнутыми вниз рогами. В то время как рога других баранов располагались горизонтально и имели винтообразную форму. Амона-Ра как правило изображали как человека с головой барана.

Повсеместно в Египте почитались кошки. Но главным культовым центром был Бубастис. Культ их связывался с тем, что они уничтожали грызунов, а, следовательно, берегли урожай. Именно с почитанием кошек связано много удивительных традиций. Например, если в семье умирала кошка, объявлялся траур. За убийство этого животного полагалась суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а потом только детей и имущество. Умерших животных относили к жрецам, где их бальзамировали и хоронили на специальном кладбище.

Это животное ассоциировалось с Ра, так как он считался великим котом. Не менее почитаемой была богиня Бастет, которая была хранительницей домашнего очага, а также символизировала плодородие. Она, как правило, изображалась в виде кошки или как женщина с кошачьей головой.

Почитание павианов, шакалов, собак

Священным животным бога мудрости Тота считался павиан-кинокефал. Считалось, что помощником этого божества был павиан по имени Астенну, который был одним из четырёх павианов, наблюдавших за судом Осириса в царстве мёртвых. Иногда также встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась разумным созданием. Священные павианы жили в вольерах при храмах, также они дрессировались и нередко принимали участие в религиозных мистериях.

С развитием культа мёртвых важную роль играли божества загробного мира. Одним из таких богов был Анубис – царь подземного мира мёртвых, а позже, один из слуг Осириса, защитник и проводник умерших в загробный мир. Животным, с которым ассоциировалось это божество, был шакал или собака. Поэтому это божество изображалось либо как собака или шакал, лежащий на брюхе, или как человек с головой одного или другого животного. Центром почитания этих животных был Кинополь.

Почитание гиппопотамов, львов, свиней.

Почитание этих животных не было столь широким. Как правило, их культ не выходил за центры почитания. Например, почитание гиппопотама было связано с культом богини Таурт, которая изображалась в виде беременной самки бегемота. Хотя сама богиня почиталась как покровительница беременных и новорожденных, гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и ещё в нескольких местах.

Локальный характер носило и почитание львов. Наиболее известной божеством, с которым ассоциировался лев, была грозная Сехмет, богиня войны и палящего солнца. Центром культа этой богини был Мемфис, также ей поклонялись в храме Гелиополиса, где содержались львы. Иногда с головой львицы изображалась Бастет. Такое изображение считалось проявлением агрессивной стороны богини. На львов была запрещена охота. Исключения лишь составляли праздники в честь богини Бастет. Также львы символизировали мощь фараона.

Не повезло с культом свинье. Это животное считалось в Египте нечистым животным, и как правило ассоциировалась с коварным Сетом. Но в то же время свинья с древнейших времён символизировало небо. Также в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась богиня неба Нут, мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

Почитание других животных

В Египте почиталось большое количество животных. Среди многочисленных культов можно выделить почитание мангуста. Эти животные часто приручались и содержались дома для защиты змей и крыс. Вместе с ежом почитался как змееборец.

Одним из символов плодородия бала лягушка. Также она связывалась с загробным миром и воскресением после смерти. Лягушка считалась священным животным богини Хекет. Центрами почитания были Харвер и Абидос.

Не менее почитался навозный жук — скарабей. Культ его связывался с солнечным богом Хепри. Существовало поверье, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Также из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, которое являлось священным насекомым Атума.

Заключение

На течение долгого времени религия Древнего претерпевала изменения. Верования древних охотников смешивались с представлениями скотоводов и земледельцев. На это всё накладывалась политическая борьба номов и социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем существовали такие первобытные культы как тотемизм. Всё это повлияло на представление древних египтян о религии.

Животные и птицы считались «душами богов» и жили при храмах. Даже после их смерти жрецы заботились о них – бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах при храмах. Но не только «души» божеств олицетворяли животные. Само изображение богов было причудливой смесью человека с животными. И это архаическое представление существовало на протяжении тысячелетий. Но может загадка обожествления кроется в другом? Ведь Египет достаточно пустынная страна с довольно бедным животным миром. Наверное, поэтому в этой древней религии было так много почитаемых животных, от которых во многом зависела жизнь людей.

Похожие записи

на Ваш сайт.

777tours.ru

Домашние животные в Древнем Египте

В Древнем Египте, как и в наше время, утехой для детей и взрослых были домашние животные. Собаки, обезьяны, кошки и т.д. — все они были любимы египтянами.

Собака имела право входить в дом. Как правило, она не отходила от своего хозяина, дремля под его креслом. Да и собака пастуха была очень верна ему, к тому же по одному слову или жесту своего хозяина понимала, когда следует собрать стадо.

Между прочим...

пастушьи или сторожевые собаки, как правило, были борзыми на высоких ногах. Морда при этом у них была вытянута, а уши были большие висячие или заостренные стоячие. Во времена Среднего царства и вовсе были модны таксы.

Очень часто собаку могли захоронить вместе со своим хозяином, который когда-то дал ей имя. Собакам делали статуи, по велению правителя изображали их на стелах. Что касается пышных погребальных почестей, то и в этом домашним любимцам не было отказа.

Домашние животные в Древнем Египте

Одно время обезьяна была излюбленным домашним животным в Древнем Египте

Невероятно! — египтяне любили держать дома обезьян. Вероятно, потому что те иногда выполняли обязанности слуг. Буквально с эпохи Древнего царства обезьяна стала излюбленным домашним питомцем, развлекающим всех и вся своими ужимками и прыжками. Кроме того, обезьяна всегда участвовала в представлении карликов и горбунов, которые жили в каждом доме богача.

Любимым местом обезьян в доме было кресло хозяина! При отсутствии карликов и горбунов маленькие проказники играли с детьми хозяина и негритятами. Да и с собаками и кошками обезьяны ладили неплохо. Только египетский гусь, пожалуй, был единственный, с кем им трудно было найти «общий язык».

Невероятно! — как бы египтяне не почитали кошку, но вплоть до периода Среднего царства ее не пускали в дом. Она пряталась в камышовых зарослях и занималась разорением гнезд. Так как кошка была смертельным врагом для мышей, египтяне старались всячески привязать ее к дому. Чем только не приманивали это своенравное животное!

Нильский гусь — вот, кого можно было увидеть на птичьем дворе египтян! Однако по сравнению с другими домашними птицами у этого гуся была масса привилегий: хозяева позволяли ему разгуливать по двору и саду, и даже входить в дом.

Между прочим...

египтяне считали гуся подлой птицей, которая в жаркий сезон подбирает финики, зимой — орехи дум-пальмы, а в остальное время бегает за земледельцами, мешая им бросать зерна в борозды. Вероятно, поэтому жители Древнего Египта не ловили его и не приносили в жертву к столу богов.

sitekid.ru