Жертвоприношение в древней руси. Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Факты о человеческих жертвоприношениях у славян. Жертвоприношение в древней руси


Какие жертвоприношения совершали на Руси

Практика жертвоприношений существовала во все времена и практически у всех народов мира. Практиковалось такое и на Руси.

Бескровные жертвы – миф?

Существует мнение, что жертвоприношения древнеславянским божествам являлись бескровными. Якобы им «подносили» лишь зерно, фрукты и другую пищу. Однако есть и масса совсем иных свидетельств.

В начале Х века арабский путешественник Ахмад Ибн-Фадлан описал похороны знатного руса, на которых в жертву вместе с усопшим были принесены домашняя птица и скотина, а также одна из его жен или наложниц.

В жертву могли приносить и пленных. Византийский историк Лев Диакон свидетельствует: «Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский утверждает, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Гельмольд из Босау в «Славянской хронике» сообщает, что славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».

«Повесть временных лет» утверждает, что в 983 году в правление князя Владимира еще до принятия Русью христианства в Киеве должны были принести жертву Перуну. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Отец отказался отдавать свое чадо на заклание, и оба были растерзаны язычниками. Феодор и Иоанн считаются первыми христианскими мучениками на Руси.

Смерть Снегурочке!

В некоторых регионах традиция человеческих жертвоприношений существовала вплоть до XVII века! Несчастных заживо разрывали на куски и разбрасывали их мясо по полям – считалось, что тогда хлеб уродится, а ведь от этого зависело всеобщее благосостояние.

Празднование Масленицы на Руси первоначально было связано с прославлением бога Солнца Ярилы. Отсюда и термин, дошедший до наших дней – «Кровавая Масленица». Пролитая кровь гарантировала защиту от невзгод – например, засух и наводнений.

Даже традиционный образ Снегурочки, по мнению фольклористов, может быть связан с обычаем принесения в жертву Богу зимы живой девушки: ее опаивали и привязывали в лесу, где она стояла до весны, покрытая снегом и льдом. По одной из версий, предшественницей Снегурочки являлась так называемая Кострома, которая, если верить обрядовым песням, при странных обстоятельствах умирает во время праздника. Впоследствии возникла традиция сжигать чучело Костромы на Масленицу. Вот что пишет об этом академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»: «Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам».

Также, по мнению исследователя, в русалок на Руси превращались, согласно поверьям, вовсе не девушки, утопившиеся по доброй воле, а которых утопили насильно, принесли в жертву речному божеству.

Бытовала также в славянский период традиция отводить немощных стариков, становящихся обузой для своей семьи, в глухой лес и там оставлять под деревом. Кого-то съедали дикие звери, кто-то погибал от голода и холода… Либо их забивали насмерть ударом по голове, топили, закапывали живьем в землю. Это тоже выглядит как жертвоприношение. Могли «откупаться» людьми от диких зверей. Например, если деревню начинал терроризировать медведь, загрызал скот, устраивали «медвежью свадьбу», привязав в лесу к дереву у медвежьего логова выбранную по жребию девушку в наряде невесты. Этот обряд описан в книге Ю.В. Кривошеева «Религия восточных славян накануне крещения Руси».

Теорию о принесении славянами Древней Руси в жертву людей подтверждают и археологические находки. В частности, в районе Звенигорода был обнаружен ритуальный могильник, в котором находился скорченный скелет подростка, окруженный разрубленными на части останками коров. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы, что характерно именно для жертвенных ритуалов славян. Находили и другие похожим образом захороненные трупы, в основном детей и младенцев.

Жертвоприношения в эпоху христианства

В Российской империи, если где-нибудь начинался падеж скота, местные крестьянки совершали так называемый обряд опахивания. При этом приносили в жертву животное. Однако, если на пути процессии попадался какой-нибудь мужчина, то он считался олицетворением болезни или смерти, против которой был направлен ритуал. Такого бедолагу колотили чем придется, пока не забивали насмерть, поэтому, завидев шествие, все лица мужского пола пытались убежать подальше или спрятаться.

В 1861 году один из жителей Туруханского края, чтобы спастись от эпидемии смертельной болезни, добровольно принес в жертву свою малолетнюю родственницу, закопав ее живьем в землю.

В наше время жертвоприношения практикуются разве что членами сатанинских сект. И то по большей части это ритуальные убийства животных – например, кошек и крыс. Хотя случается всякое. Да, ритуальные убийства встречаются нечасто, но с другой стороны, это не такая уж и редкость…

suharewa.ru

Жертвоприношения при язычестве Руси » Страница 2

Множество отголосков сохранилось и в народной культуре, а именно в фольклоре, сказках, песнях, народных обрядах, отождествленных с христианскими праздниками и, в результате распространения Православия, потерявших свои архаические черты, связанные с человеческими жертвоприношениями - в таком преобразованном виде, ставшими просто частью нашей народной традиции и культуры. Но, между тем, исследователи народных текстов, нашли немало свидетельств тому, что наши предки были отнюдь не безобидными вегетарианцами, избегавшими военных столкновений. Рассмотрим подробнее этот вопрос:

Когда говорят "похороны масленицы" или "русалку хоронят", то эти выражения верны лишь отчасти, поскольку весь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мертвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живет. Мы имеем не похороны, а предание смерти живого существа. Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист В.Я. Пропп показал, что «в русских праздниках… момент растерзания, утопления и сожжения сопровождается ликованием, весельем, смехом и фарсовыми действиями… Никакого празднования воскресения в русских обрядах и праздниках нет. Праздник состоит не в воскресении, а в умерщвлении».

Спутница Деда Мороза Снегурочка - ожившая снежная баба, символ зимы и смерти, заложный покойник (т.е. покойник, умерший неестественной смертью). Снегурку связывают с приносимой в жертву Костромой, которая тоже является заложным покойником, и имеет связь со смертью. Чтобы Мороз не трогал, кельты приносили ему жертву: привязывали девушку, которая замерзала. Представляется, что Снегурка и может быть принесённой в жертву богу зимы замороженной девушкой, которая стояла до весны в виде снежной бабы, а на Масленицу сжигалась, что и означало "проводы зимы". Вероятно, непогребённый, замороженный в снежной бабе труп девушки и сближал Снегурочку с заложными покойниками.

В одной из обрядовых песен о Костроме поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла".

Эта странная смерть Костромы на празднике наводит на мысль, что девушку, напоив вином с маком, приносили в жертву. Возможно, путём замораживания. Вот, что Б.А. Рыбаков пишет о Костроме:

«Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону.

Иванушка хочет вернуть утопленную сестру: Аленушка, сестрица моя! Выплынь на бережок: Огни горят горючие, Котлы кипят кипучие, Хотят меня зарезати...

Утопленная девушка отвечает: (Рада бы я) выпрыгнуть — Горюч камень ко дну тянет, Желты пески сердце высосали.

Имя братца Иванушки может указывать на обряд в ночь под Ивана Купалу; тогда сестрица Аленушка — сама Купала, жертва, обреченная стать "в воде потопляемой". В купальскую ночь и "огни горят великие" и совершаются обряды у воды, имитирующие утопление жертвы: купанье девушки, наряженной Купалой, или погружение в воду чучела — куклы, изображающей Купалу.»

Из ответа утопленной девушки можно сделать вывод о том, какой представлялась язычникам посмертная судьба приносимой им жертвы: девушка лежит на дне, пески высасывают её сердце , она хочет встать, но не может - "горюч камень ко дну тянет"...

(Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси). Утверждают, что и русалки - не те девушки, которые сами утопились или утонули, а те, которых насильно утопили. Возможно, обряд проводили, когда переселялись на новое место: утопление члена своего рода в реке делало эту реку "своей". Так же могли приносить человеческую жертву для "освоения" леса и поля. При строительстве крепости приносили в жертву человека - замуровывали в стене.

В жертву приносили и стариков, что тоже отразилось в игрищах. Аналоги игрищ «похорон Кузьмы и Демьяна» содержатся в некоторых вариантах южнославянских преданий, в которых сын относил отца в глухой лес и оставлял под деревом (на произвол судьбы — на съедение диким зверям, голодную и холодную смерть и т.п. ) или же, поставив под деревом, убивал ударом по голове специальным предметом, по-видимому служившим одновременно и приспособлением для несения старика." Стариков ещё и топили, и закапывали живьём, и забивали колотушками, совершая вокруг них ритуальный танец. В ещё более древние времена, стариков не просто убивали, но и съедали, чтобы получить их силы. Смерть и наличие дряхлых людей в деревне могли считаться очень вредными для благополучия общины. Обычай подкрепляло соображение о "лишних ртах". Во время засухи, стариков топили в реке - "отправляли за дождём".

В лес отправляли не только стариков. Можно вспомнить разные сказки, в том числе - близкие к теме Снегурочки, сказки наподобие "Морозко". В разных сказках, чтобы избавиться от детей, родители отправляют их в лес. Вероятно, родители не просто избавлялись от "лишних ртов", но и надеялись, что такое жертвоприношение улучшит их положение.

Прыжки юных пар через костёр - пережиток ритуала, когда юноша и девушка совершали самосожжение, чтобы обеспечить благополучие своим семьям.

Трудно считать случайным обилие таких песен и сказок: напрашивается вывод, что в них говорилось об обыденности древних славян. Раскрытие связи стихов, песен, игр, ритуальных кукол, чучел и снежных баб с человеческими жертвоприношениями, придаёт (возвращает) этим "детским забавам" их настоящий жуткий смысл.

Ниже приведена история с жертвоприношением девушки медведю, случившаяся в 20 веке. Слова "как встарь деды делали" говорят о том, что такой способ откупа от медведя когда-то практиковался:

«В 1925 г. в Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как в старь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди... Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти".» (Источник: Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988).

Какой же вывод из всего приведенного в пример материала мы можем сделать. А вывод такой: древнеславянские племена и племенные объединения, Древняя Русь на в самом начале своего становления естественно не были изолированной областью от соседних территорий. Свою территорию необходимо было защищать от набегов соседей. Кроме того, развитие сознания людей того времени тоже было примерно одинаковым, то миропонимание, что мы сейчас называем язычеством было распространено на обширных территориях и противопоставлялось Христианству. Несомненно, согласно приведенным примером, звятых из источников древние славяне, как восточные, так и западные, и южные приносили подношения своим Богам - требы, которые были как бескровные, так и в жертву приносились животные, люди. (Источников летописных, археологических, фольклорных, приведены они не все, но задавшись целью, каждый сможет найти подобные доказательства в сети).

С принятием и распространением Православия на Руси эти жестокие обычаи стали нивелироваться, вытесняться в народную культуру, как и у многих других народов мира, жертва стала отождествляться с куклой, заменяющей реальную жертву (сжигание чучела Масленицы, многие ритуальные праздники с распространением Православия были отождествлены с церковными, потеряв при этом свою жуткую подоплёку). Таким образом, возникновение новой Православной культуры и традиции стало новым этапом развития сознания наших предков. Ну а возвращаться к исконному, жизни по заветам предков, полностью реконструируя прошлое древних славян, это значит и вернуться к тем понятиям и условиям выживаемости в суровом мире, в том числе и к человеческим жертвоприношениям. А это значит вернуть своё сознание на уровень каменного века. Конечно неоязычники не признают этого факта, а искажают историческое прошлое в выгодную для себя сторону, основываясь лишь только на своих источниках - САВ (Славяно - арийские веды) и Велесову книгу.

При перепечатке текста, ссылка на источник, а именно наш сайт http://www.magiya.net/ обязательна

Метки к статье: древнеславянские требы, жертвоприношения славян

www.magiya.net

Ящик пандоры – Ритуальные жертвы в Древней Руси

Практиковались ли у наших предков человеческие жертвоприношения? Георгий Сидоров

Историки до сих пор ведут споры - каков был жизненный и религиозный уклад в дохристианской Руси. Официальная версия со слов христианских летописцев (как отечественных, так и зарубежных) утверждает, что на Руси практиковались человеческие жертвоприношения. Но альтернативные историки подвергают эти утверждения сомнению. В этом сюжете писатель-историк и путешественник Георгий Сидоров разбирает эпизод умерщвления Князем Святославом в Болгарии пленников - во время "доростольского сидения". На примере одного известного исторического эпизода Георгий Алексеевич показывает, насколько зыбка та основа, на которой держится наша официальная история в вопросах об о традициях и обрядах Древней Руси. Как современным русским относиться к рассказам летописцев о человеческих жертвоприношениях у славян до прихода христианства? Как понимать историю с попыткой ритуально сжечь двоих христиан при князе Владимире-Крестителе? Каков характер русского народа? Кого на самом деле приносили в жертву на Руси?

Георгий Сидоров: Если читать Скилицу или Льва Дьякона, там надо быть полным идиотом, чтобы поверить в писанину. Ну, представьте, стоит, значит, греческая армия мощная, 140 тысячная, у русских всего 10-12 тысяч, 2 тысячи болгар, остальные русские, там, 4 тысячи печенегов, и 2 тысячи еще угров было, да, в Доростоле. И вот после кровопролитной битвы, русские начинают, что? Сжигать своих… Это описание Скилицы и Льва Дьякона, сжигать своих. Что они делают? Они выводят из города женщин, детей, рубят им шеи, закалывают этих детей, бросают в костры, греческих. Каких женщин? Христианок, пускай они будут греческие, пускай они будут… Откуда греческие взялись дети? Откуда взялись, эти самые, греческие женщины? Они, что, из Византии их захватили? Откуда такая огромная масса женщин и детей? Значит, все это византийцы наблюдают, как русские режут детей, режут, значит, женщин, все это ложится в костры. Конечно, очень красиво написано, но сами подумайте, если мощная армия, какие-то русские вышли за стены, тут их разгромить-то запросто, они даже не построены, они просто крутятся у костров, таскают из леса сушняк, чтобы сжечь своих убитых, а эти наблюдают, как христиан живьем режут и сжигают. Это надо быть идиотом, чтобы такое написать, и еще большим идиотом, чтобы в это поверить. Никаких жертвоприношений, естественно, не было, это написано, скорее всего, в более поздние времена, даже, может быть, и не Скилицей, может быть, это было даже и не Львом Дьяконом, кто-то еще под них написал, потому что в то время так бессовестно врать, даже византийцы не врали. Они врали, но даже не до такой степени нагло и бессовестно. 

Понятно, что никаких жертвоприношений не было. Почему? Я могу это легко доказать. Когда Владимир Солнышко, так называемый, учредил свой пантеон в Киеве, поставил Перуна главным Богом, хотя этого нельзя было делать, да, потому что Сварог остается главным, он все перевернул, весь этот пантеон, это другая уже тема, он попытался принести в жертву отца с сыном, христиан, вот у себя, будучи узурпатором, он уже власть захватил, никто его не выбирал, он уже имел опору на дружину варяжскую, христианскую, византийскую, но даже ему не удалось сжечь отца с сыном, принести в жертву. Было мощное восстание в Киеве, спасли обоих этих христиан и послали этого Владимира к чертовой матери.

То есть понятно, это же целое было восстание в Киеве, не получилось это жертвоприношение, это же описано даже в наших жалких летописях. Поэтому, чтобы приносить тысячи людей в жертву, где их было… Во-первых, брать этих женщин, детей, у кого? У своих союзников болгар? Это надо быть идиотом, ведь их отцы, их мужья на стенах стоят Доростола и сражаются рядом с русскими. Ну, отними у мужчины жену, что он сделает? Это же идиотизм. Или ребенка отними. А если греков взять, а где они, откуда греки-то взялись? Они что, от сырости там появились? Византия-то далеко. То есть это была бессовестная ложь, и надо это, в конце концов, понимать, где вот эта вот наглая ложь, она вот так вот вылазит, надо учитывать еще психологию русского народа, а без психологии мы не поймем с Вами себя. Мы - народ совершенно другого характера, никаких жертвоприношений на Руси вообще не было, единственное что было – на острове Хортица петуха приносили в жертву, и то, это делали жрецы и только в определенное время, петуха. Вот, это единственное, что было когда-то, но это уже позднее язычество, но не раннее.

pandoraopen.ru

Факты о человеческих жертвоприношениях у славян

Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения? Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением в языческом обществе, в том числе и в Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников.

Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения? Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением в языческом обществе, в том числе и в Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников.

Одно из самых известных таких жертвоприношений свершилось в 971 году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава Игоревича. В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе принесенных в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также петухи, которых топили в водах Дуная. Другое известное жертвоприношение имело место в 983 году после возвращения великого князя киевского Владимира Святославовича из ятвяжского похода – всего за пять лет до принятия Киевской Русью христианства. В позднейшие века русского язычества, когда, подавляемое властями, оно сопротивлялось наступлению христианства, человеческие жертвоприношения стали еще более частыми. Археологические исследования, проведенные в 1982–1989 годах на реке Збруч в Прикарпатье, свидетельствуют, что обычай приносить людей в жертву богам существовал на Руси вплоть до середины – второй половины XIII века, то есть спустя более двух с половиной столетий после ее крещения, когда христианство, казалось бы, уже полностью утвердилось в Древнерусском государстве.

ИсточникКондрашов А.П., 3333 каверзных вопроса и ответа

xn--80auyf7a.xn--p1ai

Ритуальные жертвы в Древней Руси

Практиковались ли у наших предков человеческие жертвоприношения? Георгий Сидоров

Историки до сих пор ведут споры - каков был жизненный и религиозный уклад в дохристианской Руси. Официальная версия со слов христианских летописцев (как отечественных, так и зарубежных) утверждает, что на Руси практиковались человеческие жертвоприношения. Но альтернативные историки подвергают эти утверждения сомнению. В этом сюжете писатель-историк и путешественник Георгий Сидоров разбирает эпизод умерщвления Князем Святославом в Болгарии пленников - во время "доростольского сидения". На примере одного известного исторического эпизода Георгий Алексеевич показывает, насколько зыбка та основа, на которой держится наша официальная история в вопросах об о традициях и обрядах Древней Руси. Как современным русским относиться к рассказам летописцев о человеческих жертвоприношениях у славян до прихода христианства? Как понимать историю с попыткой ритуально сжечь двоих христиан при князе Владимире-Крестителе? Каков характер русского народа? Кого на самом деле приносили в жертву на Руси?

Георгий Сидоров: Если читать Скилицу или Льва Дьякона, там надо быть полным идиотом, чтобы поверить в писанину. Ну, представьте, стоит, значит, греческая армия мощная, 140 тысячная, у русских всего 10-12 тысяч, 2 тысячи болгар, остальные русские, там, 4 тысячи печенегов, и 2 тысячи еще угров было, да, в Доростоле. И вот после кровопролитной битвы, русские начинают, что? Сжигать своих… Это описание Скилицы и Льва Дьякона, сжигать своих. Что они делают? Они выводят из города женщин, детей, рубят им шеи, закалывают этих детей, бросают в костры, греческих. Каких женщин? Христианок, пускай они будут греческие, пускай они будут… Откуда греческие взялись дети? Откуда взялись, эти самые, греческие женщины? Они, что, из Византии их захватили? Откуда такая огромная масса женщин и детей? Значит, все это византийцы наблюдают, как русские режут детей, режут, значит, женщин, все это ложится в костры. Конечно, очень красиво написано, но сами подумайте, если мощная армия, какие-то русские вышли за стены, тут их разгромить-то запросто, они даже не построены, они просто крутятся у костров, таскают из леса сушняк, чтобы сжечь своих убитых, а эти наблюдают, как христиан живьем режут и сжигают. Это надо быть идиотом, чтобы такое написать, и еще большим идиотом, чтобы в это поверить. Никаких жертвоприношений, естественно, не было, это написано, скорее всего, в более поздние времена, даже, может быть, и не Скилицей, может быть, это было даже и не Львом Дьяконом, кто-то еще под них написал, потому что в то время так бессовестно врать, даже византийцы не врали. Они врали, но даже не до такой степени нагло и бессовестно. 

Понятно, что никаких жертвоприношений не было. Почему? Я могу это легко доказать. Когда Владимир Солнышко, так называемый, учредил свой пантеон в Киеве, поставил Перуна главным Богом, хотя этого нельзя было делать, да, потому что Сварог остается главным, он все перевернул, весь этот пантеон, это другая уже тема, он попытался принести в жертву отца с сыном, христиан, вот у себя, будучи узурпатором, он уже власть захватил, никто его не выбирал, он уже имел опору на дружину варяжскую, христианскую, византийскую, но даже ему не удалось сжечь отца с сыном, принести в жертву. Было мощное восстание в Киеве, спасли обоих этих христиан и послали этого Владимира к чертовой матери.

То есть понятно, это же целое было восстание в Киеве, не получилось это жертвоприношение, это же описано даже в наших жалких летописях. Поэтому, чтобы приносить тысячи людей в жертву, где их было… Во-первых, брать этих женщин, детей, у кого? У своих союзников болгар? Это надо быть идиотом, ведь их отцы, их мужья на стенах стоят Доростола и сражаются рядом с русскими. Ну, отними у мужчины жену, что он сделает? Это же идиотизм. Или ребенка отними. А если греков взять, а где они, откуда греки-то взялись? Они что, от сырости там появились? Византия-то далеко. То есть это была бессовестная ложь, и надо это, в конце концов, понимать, где вот эта вот наглая ложь, она вот так вот вылазит, надо учитывать еще психологию русского народа, а без психологии мы не поймем с Вами себя. Мы - народ совершенно другого характера, никаких жертвоприношений на Руси вообще не было, единственное что было – на острове Хортица петуха приносили в жертву, и то, это делали жрецы и только в определенное время, петуха. Вот, это единственное, что было когда-то, но это уже позднее язычество, но не раннее.

dostoyanieplaneti.ru

Язычество на Руси: жребий выбирает жертву богам

1272.jpeg

Фото: Паранормальные новости

Восточные славяне долгое время были язычниками. Они поклонялись камням, деревьям, рощам, животным и даже невидимым духам, которые и находили воплощение во всем окружающем мире. То есть, славяне верили в то, что души предков вселились в предмет и оказывают какое-либо влияние на настоящую жизнь.

Духи имели классификацию, например, в водной стихии обитали водяные и берегини, лес был страной лешего или лесовика, а на полях в высокой траве жили полевики. Что касается домов, там обитал «хозяин» - домовой.

Один из самых почитаемых богов на Руси - Перун, он управлял грозами, молниями и громом. Верили еще и в Волоса и Велеса: скот, торговля и богатство. Дажбог и Хорс -божества солнечные, Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. У богов тоже были семьи, например, супруга Перуна - Мокошь руководила плодородием, водой и распоряжалась женской судьбой. Было и необычное зооморфное существо - Симаргл. Он представлял собой крылатого пса, служил охранником семян и посевов.

Даже после принятия христианства Русь не могла истребить язычество, некоторые культы все же соблюдались. Один из самых ярких - жертвоприношение. Идолам приносили в жертву мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Бога необходимо было задобрить, чтобы он сделал то, о чем просит народ. Но жертвоприношения в язычестве делали не только для богов, этот обряд имел место даже для домового.

Разгневать то или иное существо -опасно, так думали славяне. Жертвоприношение было процедурой индивидуальной для каждого духа. Чаще всего выбранную жертву приносили на капища, то есть в языческие храмы.

1273.jpeg

Фото: infourok.ru

Существовали жертвы двух видов: кровавые и бескровные. Те, что бескровные приносились духам предкам, женским божествам. Среди них была еда, цветы, ягоды и все такое. А вот главным богам приносили кровавые жертвы, среди таких духов были Перун и Ярило. Жертвами становились животные, птицы и люди... В случае с животными, мясо после обряда съедали, а кости использовали для гаданий.

Были и незначительные жертвы: зерно для земли, пища со стола. Существовала и так называемая строительная треба - лошади и домашние птицы. На свадьбу в жертву приносили петуха. Жертвой для здоровья был белый ягненок.

Те источники, которые говорят о человеческих жертвах в обрядах, относятся к X и более поздним векам, то есть к эпохе христианства. Доказательств же этого явления в дохристианское время нет.

Один арабский автор в начале X века новой эры описывал обряд захоронения некого богатого славянина. В рассказе писателя есть упоминание о девушке, которую принесли в жертву. А во многих других источниках можно найти упоминания о жертвоприношении вдовы усопшего.

Так, в летописи «Повесть временных лет» рассказывается о том, как Перуну принесли в жертву молодого человека-христианина, датировка указывает на 983 год. Судьбу парня определил жребий. Такие же жертвы, судя по записям, приносили богам Святовиту, Триглаву.

Еще в Повести временных лет» есть указание на жертвоприношение «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву) бесом». Киевские жители приводили своих детей к изображениям богов на вершине холма.

Борьба христианства и язычества имела место на Руси, язычники однажды растерзали епископа и принесли его тело в жертву своим богам. Такой случай зафиксирован во второй половине XI века.

Об этом писал немецкий летописец. Вдобавок, согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167-1168 гг.): «Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской (земли племени ранов, они же ободриты), так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий...».

 

www.glavtema.ru

Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения?

Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения?

Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением в языческом обществе, в том числе и в Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников. Одно из самых известных таких жертвоприношений свершилось в 971 году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава Игоревича. В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе принесенных в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также петухи, которых топили в водах Дуная. Другое известное жертвоприношение имело место в 983 году после возвращения великого князя киевского Владимира Святославовича из ятвяжского похода – всего за пять лет до принятия Киевской Русью христианства. В позднейшие века русского язычества, когда, подавляемое властями, оно сопротивлялось наступлению христианства, человеческие жертвоприношения стали еще более частыми. Археологические исследования, проведенные в 1982–1989 годах на реке Збруч в Прикарпатье, свидетельствуют, что обычай приносить людей в жертву богам существовал на Руси вплоть до середины – второй половины XIII века, то есть спустя более двух с половиной столетий после ее крещения, когда христианство, казалось бы, уже полностью утвердилось в Древнерусском государстве.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru