Вопрос: Категории зависимого населения в древней руси?. Зависимые населения древней руси


1.категории зависимого населения в древней руси. 2....

Социальная Привилегированная группа:

Привилегии позволяют членам привилегированных групп избегать системных ограничений и препятствий, с которыми сталкиваются члены угнетённых групп. В отличие от многих других преимуществ, привилегии возникают не как результат индивидуальных способностей или достижений, а лишь по факту принадлежности к господствующей социальной группе.

Для привилегий характерны следующие основные черты:

1) Привилегии невидимы для своих обладателей. 2) Привилегированная группа обладает властью определять социальную норму.3) Социальные разделения на привилегированные и маргинализированные группы натурализируются.4) Представители привилегированных групп ощущают себя вправе занимать более высокое положение.

Свободное население:

Закупы - (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга.)

Бояре - Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя.) 

Люди - (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.)  

Зависимое население: 

· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.

При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.

Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.

· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.

Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.

· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.

· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.

· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.

· Холопы.

В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.

За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.

Маргиналы:

Маргина́л, маргина́льный челове́к,маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Сорри что не смог написать где живут, не нашёл. :3

Оцени ответ

nebotan.com

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

курсовая работа

Постепенно феодальное землевладение: княжое, монастырское, боярско-дружинное- широко распространяется по всей территории русской земли. Оно вытесняет и подчиняет себе общинное землевладение. Князья, бояре-дружинники, монастыри захватывают земли и угодья общинников, подчиняют последних себе и закабаляют их, превращая в зависимый, феодально-эксплуатируемый люд, в рабочую силу своих вотчин.

Чем больше росла и укреплялась феодальная земельная собственность, чем больше развивалось вотчинное хозяйство князей и бояр, тем большее значение приобретали слуги-управители. Князь постоянно окружен ими, он советуется с ними, делится с ними частью своих доходов (даней, вир, военной добычи). Выполняя определенные поручения князя, эти "княжие мужи" кормятся за счет населения.

Огнищане и тиуны, ведавшие княжеской вотчиной, приобретают все большее и большее значение в политической жизни княжества и становятся правой рукой князя по управлению его вотчиной.

Основную же массу населения древней Руси составлял сельский люд. Челядь, люди - всякого рода зависимый люд. Это рабы, приобретаемые в результате захвата в плен ("полона"), в процессе войн, и соплеменники, которые по причине той же войны или неурожая попадают в зависимость, распространяется ростовщичество. В это же время наблюдается быстрый рост населения, который приводит к разложению сельских общин. Со временем, с развитием частной собственности и общественного права население становится весьма разнообразно по степени и роду зависимости: смерды, закупы, рядовичи, изгои.

Бурный рост населения, рост посевных площадей, строительство новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы повлекло за собой развитие помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.

Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи приводили к разорению рядовых общинников. Таким образом формировалось зависимое население Древней Руси.

ИСТОЧНИКИ

1 Пространная Русская Правда. (по Троицкому списку второй половины XIV в.) //http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=3052

2 Моление Даниила Заточника // http://old-russian.narod.ru/zatoch.htm

ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 Мавродин В. В. Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв.. //http://lib.rus.ec/b/154628/read

2 Греков Б. Д. Киевская Русь. Гос. издательство политической литературы, 1953.

3 Рыбаков Б. А. Рождение Руси. //http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt

4 Игнатов В.Г. История государственного управления России. // http://www.i

u.ru/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/01.aspx

5 Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов // http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=51&Itemid=1

Размещено на allbest.ru

hist.bobrodobro.ru

Категории зависимого населения в древней руси?

Категории зависимого населения в древней руси?

Ответы:

Зависимое население Древней Руси делилось на части:· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.· Холопы.В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.Основное население Древней Руси составляли свободные общинники — «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь старших дружинников.«Огнищанин» — это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина.«Отроками», «детесками»(детскими) или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории — полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.К первым следует отнести закупов и рядовичей. Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное — возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. При этом до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 ᴦ.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает три базовых источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на робе без особого договора–ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора–ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

cwetochki.ru