Загадочные письмена древнего египта. Разработка урока по истории на тему "Письменность и знания древних египтян" (5 класс, параграф 12)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

17 фотографий стел Древнего Египта: загадочные письмена из далёкого прошлого. Загадочные письмена древнего египта


Тайна священных письмен Египта. От тайны к знанию

Тайна священных письмен Египта

Гигантские пирамиды, сфинкс, высеченный из целой скалы, величественные дворцы и храмы Древнего Египта с самых давних пор привлекали внимание и вызывали восхищение людей всего мира. Кто создал этих великанов? И когда?

Ответить на вопросы могли тысячи надписей, крохотных и гигантских, высеченных на пирамидах и скалах, статуях и храмах. Но как прочитать их? Шестнадцать веков назад египетский жрец Гораполлон написал двухтомный трактат «Иероглифика», в котором с глубокомысленным видом толковал значения загадочных знаков. Знак

изображает страусовое перо и передает понятие справедливости, рассуждал Гораполлон, «потому что в крыльях страуса все равны по величине». Знак  изображает пальмовую ветвь и означает «год», так как «пальмовое дерево дает 12 ветвей в год». Знак  изображает зайца и означает слово «открывать», «потому что заяц всегда держит свои глаза открытыми».

Сейчас эти объяснения кажутся смешными. Но когда-то они казались верхом мудрости. И другие исследователи, вслед за Гораполлоном, пытались проникнуть в тайну древних иероглифов, не читая, а просто толкуя их смысл, наподобие «рисунков без слов» в журналах. Вот, например, как толковал Афанасий Кирхер, ученый иезуит, живший в XVI веке, простой текст «говорит Осирис»: «Жизнь вещей после победы над Тифоном, влажность природы благодаря бдительности бога Анубиса». Почему? Да потому что знак воды

, который передает звук «н», он истолковал как «влажность природы», изображение глаза — как «бдительность бога Анубиса», и т. д.

Жрец Гораполлон, больше чем кто-либо другой, запутал толкование египетских иероглифов. В то же время он правильно указал значение многих иероглифов, хотя и давал им нелепые объяснения. Например, он правильно сказал, что иероглиф, изображающий гуся, передает слово «сын», хотя и добавил фантастическое объяснение: «потому-де, что гусь самая чадолюбивая птица».

Афанасий Кирхер, не уступавший Гораполлону в фантазерстве, тем не менее верно считал, что для понимания древних иероглифов нужно знать коптский язык, являющийся потомком египетского. Французский ученый де Гинь высказал мысль, что жрецы Египта пользовались письмом, сходным с китайским (правда, мысль эта была вызвана нелепым предположением, будто китайцы — выходцы из страны пирамид).

Фрагмент настенной росписи египетского храма.

Что же скрывается за значками, изображающими птиц, людей, предметы быта, рыб, небесные тела? Как понимать эти странные значки? Следует ли толковать смысл знака подобно тому, как мы толкуем смысл рисунков? Или же они передают какой-то язык? Если это так, то какой же именно? И что передает один иероглиф: звук, слог, корень слова, слово или даже целое сочетание слов? Ответить на эти вопросы помогла поистине чудесная находка.

На рубеже XVIII и XIX веков в дельте Нила, у селения Розетта, был обнаружен кусок черного базальта, покрытый письменами. Уже с первого взгляда можно было увидеть, что вверху камня начертаны иероглифы, а внизу — греческие буквы. Прочитав греческий текст, ученые узнали из него, что иероглифы говорят о том же самом. Находка получила название «Розеттский камень» — классический образец так называемой билингвы (от греческого слова «би» — «два» и латинского «лингва» — «язык») — текста, записанного на двух языках. После находки «Розеттского камня» стало ясно, что иероглифы были письмом в полном смысле этого слова, то есть они передавали звуковую речь. Выяснилось также, что египтяне пользовались письмом, отличным от алфавитного. Греческая надпись была примерно в три раза длиннее, чем иероглифическая: это означало, что иероглифы передавали не буквы, а какие-то другие, более крупные единицы языка.

Может быть, слова? Но подсчеты опровергли и это предположение. В греческом тексте было около пятисот слов. А им соответствовало не полтысячи, а почти полторы тысячи иероглифических знаков! Значит, письмо было смешанным.

Этот подсчет был сделан французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном в день своего рождения, 23 декабря 1821 года. Через несколько месяцев гениальному исследователю удалось раскрыть тайну египетских иероглифов, найти систему древнего письма. (Правда, открытию этому предшествовали многолетние труды Шампольона по истории Египта, изучение коптского языка — потомка древнего египетского — и тщательный анализ иероглифических надписей.) День 27 сентября 1822 года, когда Шампольон сделал на заседании академии доклад о своем открытии, справедливо считается днем рождения новой науки — египтологии. Заклятье тайны, веками тяготевшее над иероглифами, исчезло: в них перестали видеть сокровенные символы, скрывающие мистические тайны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тема письменность древних египтян загадочные иероглифы

Тема. Письменность древних египтян

Загадочные иероглифы.

Цели: Познакомить с обучением в Египте, особенностями письма.

Поверить знания исторических памятников Древнего Египта, развития науки. Развивать мышление, умение работать в группе, воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: Слайды, схема.

Ход урока:

Проверка домашнего задания. По слайдам назвать памятники Древнего Египта, их особенности.

Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание:

1. Составьте список наук, которые существовали или только зарожда­лись в Древнем Египте, учитывая, что египтяне:

- составили карту звездного неба и пользовались ею во время путешествий;

- лечили болезни, хорошо зная строение человеческого тела, делали операции, пользуясь инструментами из бронзы, приме­няли лекарства, изготовленные из растений;

- пользовались счетом до миллиона, знали дроби, умели изме­рять углы, площади;

- умели строить храмы и дворцы, каналы и дамбы;

- знали многое о реке Нил, в том числе время начала ее разлива, чтобы заранее подготовить поля, каналы, дамбы;

- умели приручать животных.

Задание: Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «маши­ны времени» побывал в Древнем Египте.

— Когда я попал в эту страну,— рассказывал он друзь­ям,— то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разли­вался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же осталь­ные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщи­ки довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро рас­платился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоро­нен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубо­вой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...

— Перестань выдумывать,— прервали рассказчика слу­шатели,— ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти исторические ошибки.

Ответить на вопросы:

1. Подумайте и объясните, что заставляло египтян на заре раз­вития ремесел класть в гробницу огромное количество предметов, так необходимых в быту живым людям?

2. Откуда возникло выражение:

«С тех пор много воды утекло?»

Объяснение новой темы.

По слайдам рассказ о египетской школе, звуковой ролик «поучение учителя».

Практический показ как изготавливали папирус, как писали на папирусе.

Задание: Объяснение учителя в сочетании с практической работой по группам. Затем практическая работа по группам.

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать: — «солнце», —«идти»,—«хлеб», —«рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. В египет­ском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифомобозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски— «мер», могли записывать со­четание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались.

В нашей азбуке тридцать три буквы. Каждая из них, как правило, обозначает лишь один звук.

А в Древнем Египте иероглифов было гораздо боль­ше, потому что одни из них передавали отдельные со­гласные звуки, другие — сочетания согласных звуков, а третьи — целые слова. Если бы мы с вами так пи­сали — без гласных, то значокмог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идем», «едим» или как имя мальчика Ди­мы. Как же определить, что имеется в виду? Египтя­не придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Таким спо­собом мы бы записали слово «идем» так: , а «Дима»—иначе:.

Запись вместе с учителем слов «Дима» и «идем».

Самостоятельно придумать значки определители и записать слова «дама» и «едим»

Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом .

Практическая работа по группам.

Задание:

1. Напишите по древнеегипетски слова: олово, Ваня, вилы, Нева, Валя. Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВИНА.

Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВАНЯ.

Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВИНО.

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВИЛЫ

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВАЛЯ

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВОЛЯ.

2. Представьте слово классу для прочтения. Класс должен

прочитать слово.

Что вам понравилось в египетской школе?

Что нового о Египте вы бы хотели узнать?

Творческое домашнее задание.

Создайте свой иероглиф.

Подготовьте сообщение по темам: «Проклятье фараонов», «Нефертити», «Тайна сфинксов».

textarchive.ru

Тема. Письменность древних египтян Загадочные иероглифы

Тема. Письменность древних египтян

Загадочные иероглифы.

Цели: Познакомить с обучением в Египте, особенностями письма.

Поверить знания исторических памятников Древнего Египта, развития науки. Развивать мышление, умение работать в группе, воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: Слайды, схема.

Ход урока:

Проверка домашнего задания. По слайдам назвать памятники Древнего Египта, их особенности.

Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание:

1. Составьте список наук, которые существовали или только зарожда­лись в Древнем Египте, учитывая, что египтяне:

- составили карту звездного неба и пользовались ею во время путешествий;

- лечили болезни, хорошо зная строение человеческого тела, делали операции, пользуясь инструментами из бронзы, приме­няли лекарства, изготовленные из растений;

- пользовались счетом до миллиона, знали дроби, умели изме­рять углы, площади;

- умели строить храмы и дворцы, каналы и дамбы;

- знали многое о реке Нил, в том числе время начала ее разлива, чтобы заранее подготовить поля, каналы, дамбы;

- умели приручать животных.

Задание: Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «маши­ны времени» побывал в Древнем Египте.

— Когда я попал в эту страну,— рассказывал он друзь­ям,— то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разли­вался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же осталь­ные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщи­ки довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро рас­платился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоро­нен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубо­вой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...

— Перестань выдумывать,— прервали рассказчика слу­шатели,— ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти исторические ошибки.

Ответить на вопросы:

1. Подумайте и объясните, что заставляло египтян на заре раз­вития ремесел класть в гробницу огромное количество предметов, так необходимых в быту живым людям?

2. Откуда возникло выражение:

«С тех пор много воды утекло?»

Объяснение новой темы.

По слайдам рассказ о египетской школе, звуковой ролик «поучение учителя».

Практический показ как изготавливали папирус, как писали на папирусе.

Задание: Объяснение учителя в сочетании с практической работой по группам. Затем практическая работа по группам.

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать: — «солнце», —«идти»,—«хлеб», —«рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. В египет­ском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифомобозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски— «мер», могли записывать со­четание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались.

В нашей азбуке тридцать три буквы. Каждая из них, как правило, обозначает лишь один звук.

А в Древнем Египте иероглифов было гораздо боль­ше, потому что одни из них передавали отдельные со­гласные звуки, другие — сочетания согласных звуков, а третьи — целые слова. Если бы мы с вами так пи­сали — без гласных, то значокмог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идем», «едим» или как имя мальчика Ди­мы. Как же определить, что имеется в виду? Египтя­не придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Таким спо­собом мы бы записали слово «идем» так: , а «Дима»—иначе:.

Запись вместе с учителем слов «Дима» и «идем».

Самостоятельно придумать значки определители и записать слова «дама» и «едим»

Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом .

Практическая работа по группам.

Задание:

1. Напишите по древнеегипетски слова: олово, Ваня, вилы, Нева, Валя. Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВИНА.

Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВАНЯ.

Древнеегипетский иероглиф «воин» обозначает 2 звука: В и Н.

Используя этот иероглиф напишите слово ВИНО.

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВИЛЫ

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВАЛЯ

Древнеегипетский иероглиф «вол» обозначает 2 звука: В и Л

Используя этот иероглиф напишите слово ВОЛЯ.

2. Представьте слово классу для прочтения. Класс должен

прочитать слово.

Что вам понравилось в египетской школе?

Что нового о Египте вы бы хотели узнать?

Творческое домашнее задание.

Создайте свой иероглиф.

Подготовьте сообщение по темам: «Проклятье фараонов», «Нефертити», «Тайна сфинксов».

refdb.ru

загадочные письмена из далёкого прошлого

Стелы – вертикально установленные каменные плиты с рельефными изображениями и надписями – встречаются в различных древних культурах, в том числе и в древнеегипетской. В Древнем Египте стелы выполняли роль межевых камней, на них высекали тексты судебных постановлений, государственных законов для всеобщего ознакомления. Кроме этого стелы могли служить надгробными памятниками, а также воздвигались в честь какого-либо события. В нашем обзоре фотографии самых интересных и известных стел.

1. Погребальная стела Аафенмут

Деревянная стела с цветным изображением.

2. Погребальная стела солдата и его жены

Стела с изображением событий из жизни солдата.

3. Известняковая стела Нахте

Цветная стела.

4. Колонна Сенусерта I

Погребальная камера.

5. Стела писца

Погребальный памятник.

6. Стела Аменхотепа

Известняковая стела увенчана рельефными изображениями.

7. Стела Хуфу

Инвентарная стела повествует о том, как Хуфу создал Великую Пирамиду.

8. Стела фараона Ранеба

Гранитная стела с соколом на вершине.

9. Стела Сенебенефа

Стела с орнаментом.

10. Стела Аменхотепа и его жены Инет

Стела со множеством повествующих рельефных надписей.

11. Стела Тутмоса IV и богини Исиды

Стела, на которой излагается эпизод жизни фараона Тутмоса IV.

12. Стела Тутмоса III, шагающего впереди Амон-Ра

Стела Тутмоса III, шагающего впереди Амон-Ра.

13. Стела Шери

Верхняя часть стелы украшена двумя глазами бога солнца, как символ защиты для умершего.

14. Стела с коровой

Деревянная стела с рисунком на бытовую тематику.

15. Известняковая стела

Погребальная стела высечена из куска известняка.

16. Фрагмент стелы

Часть стелы с орнаментом.

17. Стела из метала

Возможно золотая стела с множеством символов.

knowledgeblog.ru

Разработка урока по истории на тему "Письменность и знания древних египтян" (5 класс, параграф 12)

Раздел: Древний восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 12. Письменность и знания древних египтян

План:

  1. Загадочные письмена.

  2. Египетские папирусы.

  3. Школа готовила писцов и жрецов.

1. Загадочные письмена. В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, более 5000 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано? (примерные ответы детей:- знаний накопилось много, их нужно было передавать из поколения в поколение; для передачи информации)

Проводя раскопки, археологи обнаруживали, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами – «священными письменами». Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном.

В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около г. Розетты нашли огромную чёрную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Знавший греческий язык французский учёный Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

Текст архивариусу для сообщения

Шампольон Жан Франсуа жил в грозное, наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни.Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как жили последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью.– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил обещание.Но прежде чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки.Выучил арабский, персидский, халдейский, и ещё несколько других древних языков. Одолел китайскую письменность… Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов… Накопленные знания помогли ему понять, что: В египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой (показывает  изображение и объясняет):В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»  (так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом).

Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме. Древнеегипетское письмо было очень сложным. Иероглифов насчитывалось около 750.

Иероглифы – древние знаки египетского письма. Сложностью древнеегипетского письма было то, что одни знаки означали отдельное слово, другие – один или сочетание нескольких согласных звуков.

Вначале древние египтяне использовали простую форму рисуночного или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых был реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна – в виде полумесяца, вода – волнистой линией, человек – фигуркой и т.д. (Рисунок иероглифа см. в учебнике). Иероглифическое письмо совершенствовалось. Знаки могли обозначать слова и даже явления и понятия, позже – звуки.

Египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали – без гласных, то значок «дом» мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя мальчика Димы. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чём идёт речь. Таким способом мы бы записали слово «идём», используя иероглифы «дом» и «идти», а Дима – иначе: иероглифами «дом» и «человек». 

В то далёкое время очень трудно было выучить такое письмо. Грамотный человек, умеющий читать и писать, казался древним египтянам настоящим мудрецом.

2. Египетские папирусы. Материал, который использовали египтяне для письма, называется папирусом. Изготавливали его следующим образом.

Египтяне выбирали растения-тростник с длинным стволом, удаляя твёрдую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперёк первого слоя. Получалась кладка из двух слоёв. Её помещали под тяжесть (камень): из растения выделялась клеящаяся жидкость, прочно скреплявшая между собой все полоски. Поверхность листа покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы чернила не растекались на нём. Затем лист просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался желтоватый писчий материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки – свитки.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. В наше время в одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - "папир” (papier), по-английски – "пэйпе” (paper), по-французски – "папьё” (papier), по-испански – "папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Папирус – материал, использовавшийся египтянами для письма.

3. Школа готовила писцов и жрецов. В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. С появлением научных знаний и письменности государству нужны были грамотные люди. Поэтому фараоны отдавали распоряжения об учреждении всё новых школ. Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчётами. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне. Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет). В школах в основном учили письму и счёту. Из-за дороговизны папируса на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.

Действительно, дети не всех египтян ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Родители учеников обычно были людьми состоятельными и знавшими грамоту.  Школы в Древнем Египте находились при храмах, а учителями там были жрецы-служители богов. На столах, за которыми сидели ученики, находились фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать учебные занятия, выражали ему своё почтение, ведь все египтяне поклонялись богу РА, будь то дети или взрослые, простые земледельцы или вельможи, фараон или его слуги. 

В старших классах ученикам доверяли папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой выделяли начало новой мысли. Отсюда и выражение — «красная строка»

Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания.

Какой способ записи чисел удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся? Чем такой способ удобнее?

Написание больших чисел занимало в Египте много места, было даже число миллион, обозначавшееся фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления; система счета была сложной, особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре арифметических действия, ухитрялись решать сложные задачи. Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были: палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определённые взаимоотношения.

Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.

После того как ученики овладевали грамотой и счётом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.

Занимались египтяне и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнётся разлив Нила, - ведь это было очень важно. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».

Не просто за звёздами наблюдали жрецы – они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов.  В Египте зародилась и наука об изучении Земли — география. Но сведения древних египтян о Земле были ещё очень неточными. Они, например, представляли её себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями — горами, который был окружён бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали большими познаниями в медицине. Они умели определять заболевание по пульсу и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготавливали сложные лекарства, составленные из трав и целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Однако чтобы тайны не узнали простые люд, многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов.

Вопросы и ответы:

1). Само слово «иероглиф» означает – «священное письмо». Как вы думаете, почему? (раз ими расписывались священные храмы, гробницы, значит, их выполняли жрецы).

2). В чем особенность египетского письма. Почему умеющий читать в Египте казался настоящим мудрецом? ( гласные при письме не обозначались, существовали знаки – определители; трудно было выучить такое письмо)

3). В Египте было много школ. «Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют» — любили повторять учителя.

Вопрос: Подумайте, почему никто не говорил: «Ухо девочки на ее спине?» (школа писцов готовила чиновников фараона, поэтому девочек в школе не учили, лишь не многие египтянки владели грамотой).

4). Подумайте, почему с развитием хозяйства в Египте, появилась потребность в научных знаниях? Как вы думаете, какие науки должны были развиваться в Египте? (приходилось много считать – сбор налогов, строительство пирамид и храмов, в ремесле – математика)

5). - Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)-Чему учили в школах? (Читать и считать)- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

6). Какие виды часов вам известны? (Песочные, водяные, солнечные, механические, электронные).

7). В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали? (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать.)

8). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). 

  1. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).  

  2. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды)  

  3. Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). 

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать, развивалась письменность.

infourok.ru

Письменность и знания древних египтян

Цели урока:

- познакомить с особенностями египетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте; показать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций; дать представление о школе в Древнем Египте; на примере знаний, которые давались в древнеегипетской школе, рассказать о развитии науки; раскрыть особенности и сложности египетской письменности, историю ее дешифровки; познакомить с особенностями египетского счета и системы мер; воспитывать уважительное отношение к чужой культуре.

- продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, пересказывать содержание текста учебника, работать с ним и иллюстрациями, обобщать отдельные факты, формулировать несложные выводы; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

- воспитывать чувство прекрасного, уважительного отношения к чужой культуре.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Так как мы готовимся к контрольной работе, проверим, знаете ли вы исторические понятия и их значение. Заполните в правом и левом столбцах пропущенные строки.

Дельта

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

Фараон

Специалист по строительству зданий

Религия

Шадуф

Каменные гробницы фараонов

«Египетский труд»

Фантастическое существо с телом льва и головой сфинкса

Сбор в пользу государства

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Искусство древнего Египта»)

Чем представлено искусство Древнего Египта?

Что мы называем архитектурой?

Дайте определение понятия «культура».

Сегодня мы продолжим с вами разговор о культуре Древнего Египта.

  1. Мотивационно-целевой этап

Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею, и птицу ибис, и пирамиду.

Кто знает, как назывались такие знаки у древних египтян?

Уже к VI в. никто не мог прочесть надписи на стенах древних гробниц или расшифровать папирус. Причина в том, что в IV в. официальной религией Римской империи стало христианство и в 391 г. римский император Феодосий I закрыл все языческие храмы. А значит исчезли египетские жрецы, единственные хранители тайн иероглифического письма, а с ними и их знания.

Сколько лет прошло с тех времен?

Интерес к Древнему Египту возродился в XVII - XVIII вв. А сумели прочитать письмена лишь в XIX в.

Французскому ученому Шампольону было 11 лет, когда он впервые увидел иероглифы. «Я прочту это, когда вырасту», - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Сумел ли он ее осуществить? Узнаем об этом на нашем уроке.

Вспомним, почему появилась письменность?

На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это Египет и Двуречье. Письменность возникла в них примерно в одно время, более 5 тысяч лет назад.

Решение задачи: За сколько тысяч лет до н.э. в Египте появилась письменность?

Сегодня на уроке мы будем исследователями – египтологами. Как вы думаете, что нам предстоит изучить?

Нам предстоит изучить особенности египетской письменности и выяснить, как учились в древнеегипетской школе, какие научные открытия были сделаны древними египтянами, почему древних египтян называют «учителями учителей» многих последующих цивилизаций.

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».

План урока

  1. Загадочные письмена.

  2. Египетские папирусы.

  3. В древнеегипетской школе.

  1. Работа по теме урока

1.Загадочные письмена

Когда мы приходим в школу, чему нас учат? (Читать, считать, писать.)

Для начала давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Работа с текстом учебника: стр. 61-62, пункт 1, читаем и отвечаем на вопрос:

Как развивалась письменность в Древнем Египте?

1.Сначала это были рисунки; рисовали все, что хотели сказать. Но! Рисунки не передавали звуки языка, слова, имена.

2.Поэтому иероглифами стали обозначать не только слова, но и согласный звук.

3.Гласные звуки иероглифами не обозначались. Поэтому рядом со словами ставился значок-определитель, подсказывающий, о чем идет речь. Иероглифов было более 750. Греки называли их «священные письмена», «знаки жрецов», а египтяне «божественная речь».

Скажите, трудно было выучить такое письмо?

Как называли египтяне человека, умеющего читать и писать?

Иероглифы – египетская письменность в виде знаков-рисунков, которые используются для обозначения слов и звуков.

Теперь нам понятно, почему так долго ученые не могли разгадать древнеегипетские иероглифы.

И все же одному человеку это удалось. Как вы думаете, кому? (Шампольону)

Как это произошло, нам поможет узнать учебник. Учащиеся читают текст на стр. 63.

Каменную плиту нашли в Египте возле города Розетты в 1799г. Но разгадать надписи Шампольону удалось лишь 23 года спустя. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, так называемый картуш, обозначают имя какого-нибудь фараона.

Учитель помогает обучающимся прочитать имя фараона Рамсес.

Знаток многих древних знаков, Шампольон установил, что последних два знака обозначают букву «С».

Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук «М». Оставалось разгадать самый первый знак.

Что он обозначает? (Солнце)

Вспомним, как у древних египтян назывался бог солнца? (Ра)

Имя какого фараона обозначает это слово? (Рамсес)

Учащиеся разгадывают имя фараона Тутмоса.

Первый знаки обозначает птицу ибис, а два других были ему знакомы («М» и «С»).

Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса? (Бог Тот – бог мудрости и письма.)

Имя какого фараона обозначает получившееся слово?

Что мы знаем об этом фараоне? (При нем были совершены самые большие завоевания. В 1500 г. до н.э. захватил Нубию и отодвинул границы Египта до реки Евфрат.) Сколько тысяч лет назад произошло это событие?

Шампольон был признан величайшим ученым-египтологом.

Итак, читать мы научились. А научиться считать по-египетски хотите?

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал.

Рассмотрим на стр. 64 учебника изображение чисел и узнаем на что похожи числа, изображенные египтянами.

100 – похожа на измерительную веревку;

1000 – на цветок лотоса;

10 000 – на согнутый палец;

100 000 – на лягушку.

1 000 000 – изображался в виде человека с поднятыми вверх руками.

10 миллионов египтяне считали самым большим числом. Они были правы или нет? (Нет. Самого большого числа нет.)

Тексты египтяне писали слева направо, справа налево, сверху вниз и соответственно читали.

Как записывали цифры? (Справа налево. Сначала шли единицы, затем десятки, сотни и т.д.)

Как вы думаете, какой цифры у египтян не было? (Ноля)

Учитель предлагает учащимся прочитать число, написанное на доске.

Закрепление:

  1. Как назывались у древних египтян значки для письма?

  2. Как их называли древние египтяне и древние греки?

  3. Передавались ли иероглифами гласные звуки?

  4. Сколько было иероглифов?

  5. Как египтяне называли тех, кто умел читать и писать?

ФИЗМИНУТКА

  1. Египетские папирусы.

Учащиеся читают вслух пункт 2 учебника на странице 63 и отвечают на вопросы:

  1. На чем писали египтяне?

  2. Как делали папирус?

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как лист бумаги, поэтому его сворачивали в трубочки – свитки.

Свиток – свернутый лист папируса.

Учащиеся рассматривают на стр. 64 письменные принадлежности, описывают их.

Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями – для черной и красной краски. Текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.

Назовите известное, повторяемое вами на каждом уроке русского языка словосочетание, которое подарил нам Древний Египет. («Красная строка», т.е. новая строка, с которой начинается текст.)

  1. В древнеегипетской школе.

  1. В наши дни кто учится в школе?

  2. Сколько лет учатся сейчас в школе?

В древнеегипетской школе срок обучения достигал 16 лет.

  1. Все ли египтяне могли ходить в школу?

  2. Где открывались школы?

  3. Давайте представим, как проходили занятия в древнеегипетской школе.

Учащиеся составляют рассказ по картине на доске, используя раздаточный материал на партах.

  1. Кем же становились после окончания древнеегипетской школы?

  2. Чем была привлекательна для египтян должность писца?

  3. Все ли египетские школяры добросовестно относились к учебе?

  4. Как учителя поддерживали порядок на занятиях?

  5. Что означает выражение «уши мальчика на его спине»?

  6. Почему никто не говорил «уши девочки на ее спине»?

  7. Согласны ли вы с правилами для учеников в школах Древнего Египта?

  8. Какие знания передавали жрецы-учителя своим ученикам?

  1. Подведение итогов урока

Беседа:

  1. Как называются древнеегипетские письмена?

  2. Кто открыл тайну древнеегипетской письменности?

  3. Чему учили в древнеегипетских школах?

  4. Где выпускники школы в Древнем Египте могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?

Домашнее задание: параграф 12; ответить на вопросы после параграфа, подготовить сообщение на тему «Письменность и знания древних египтян».

infourok.ru

Trojden | Письменность и знания древних египтян: Вигасин А. А.

1. Загадочные письмена. Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами — «священными письменами».

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в XIV (14-м) веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски — Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был оставлен и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити (см. рисунок на с. 62).

Древнеегипетская статуя писца.

Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «ре», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали — без гласных, то значок мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя Дима. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чём идёт речь. Таким способом мы бы записали слово «идём» так. А «Дима» — иначе. Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Голова Нефертити. Древний скульптурный портрет.

Поучения писцов ученикам

(Из документа на папирусе)

Будь писцом — он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя будут все почитать и приветствовать. Писцы — у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему.

Часть древнего папируса с математическим чертежом.

2. Египетские папирусы. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

3. Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Как была разгадана тайна иероглифов

Два века назад в Египте нашли большой чёрный камень, покрытый надписями. Одна из них была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-гречески. Французский учёный Шампольбн заметил, что некоторые иероглифы обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л — и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы — знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Письменные принадлежности, найденные в Египте.

Обозначение чисел.

Папирус был недёшев, и сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали тонкой тростинкой, как кисточкой. В пенале было два углубления: для чёрной и красной краски. Разводили краску водой из горшочка. Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнётся разлив Нила, — ведь это было очень важно. Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».

Не просто за звёздами наблюдали жрецы — они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Проверьте себя. 1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать? 2. Чему и как учили в школах Египта? 3. Кем становились выпускники школ? 4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца. 5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

Подумайте. 1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)? 2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

• Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

• В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

• В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

• Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

• Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

• Какими знаниями обладали египетские жрецы?



trojden.com