Врачебная этика древнего востока. 12. Основные исторические этапы развития медицинской этики 1. Врачебная этика Гиппократа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

12. Основные исторические этапы развития медицинской этики. Врачебная этика древнего востока


12. Основные исторические этапы развития медицинской этики 1. Врачебная этика Гиппократа

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа. Этические воззрения, требования и запреты изложены в книгах "Корпуса Гиппократа": "Клятва", "Закон", "О враче", "Афоризмы" и др.

Первая часть "Клятвы" содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, между учителем и учеником. Этика Гиппократа - это этика гуманности, человеколюбия, милосердия. " Известнейшей заповедью является его запрет разглашать врачебную тайну.

Большой интерес привлекает идея уважения человеческой жизни.

Тема информирования больных. "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях…". Многие существенные черты "патерналистской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились во времена Гиппократа.

Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом.

Тема отношения врача к своей профессии. Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни.

Врачевание и вознаграждение за него. Советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы.

Итак, этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу.

2. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока

Большая часть медицинских познаний Древней Индии была объединена в книге под названием "Аюр-Веда". Важное место в ней – врачебная этика. Ученик обязывался высоко чтить своего учителя - вплоть до самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты. Индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.

Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину (980-1037). "Канон врачебной науки" Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца XVII и. использовалась в Европе в качестве учебника.

3. Медицинская этика европейского Возрождения и Нового Времени

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе обучения, либо даются путем озарения, через опыт, приходят от Бога.

Парацельс (1493-1541). Знаменитый практический врач-целитель, реформатор господствующих подходов к лечению, основоположник ятрохимии. Высказывания: "Умение излечивать делает врача, и дела создают мастера "; "Чтение никогда еще не создало ни одного врача, врачей создает только практика";

В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Яркий представитель - Ф.Бэкон. Затрагивает этические проблемы, являющиеся приоритетными в современной биоэтике. Четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на живых животных. Обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным.

Эпоха Просвещения. Происходит переосмысление миссии медицины в обществе - целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Представитель - Т. Персиваль. Выдвинуты моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор, характерной для взаимоотношений врачей того времени. Уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами. Этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Персиваль был первым, кто начал признавать обязательства врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.

studfiles.net

Вра чебная этика Древнего и Средневекового Востока

Выше уже отмечалось, что еще за полтора тысячелетия до н. э. те, кто начинал учиться на врача, давали профессиональную клятву. Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя -вплоть до личного самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить в тайне профессиональные секреты.[ ...]

В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.[ ...]

Своеобразным мостом между античной и современной европейской медициной стало наследие великих арабских врачей. Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. “Клятва” Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и, более того, использовалась ими с тем лишь изменением, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки.[ ...]

Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину (980-1037), который перенес в Европу высокую культуру Востока. “Канон врачебной науки” Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца XVII в. использовалась в Европе в качестве учебника.[ ...]

Другой известнейший врач средневековой эпохи - Маймо-нид (1135-1204) был представителем двух культур: еврейской и арабской. В своем труде “Учитель заблудших” он уделил большое внимание врачебной этике. Так, к примеру, он утверждал смелое для Востока правило: ради “тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем”. Характерна его критика всякого рода суеверий, применения амулетов, медицинской астрологии.[ ...]

Вернуться к оглавлению

ru-ecology.info

12. Основные исторические этапы развития медицинской этики

Медицинская этика - это разновидность профессиональной этики. Профессиональная медицинская этика призвана обеспечить профилактику ущерба, который может быть нанесен личности или обществу, а также авторитету самой медицинской профессии в результате некомпетентных, неосторожных или предосудительных действий какого-либо ее представителя.

1. Врачебная этика Гиппократа

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа. Этические воззрения, требования и запреты изложены в книгах "Корпуса Гиппократа": "Клятва", "Закон", "О враче", "Афоризмы" и др.

Первая часть "Клятвы" содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, между учителем и учеником. Этика Гиппократа - это этика гуманности, человеколюбия, милосердия. "Я...воздержусь от причинения всякого вреда...". Известнейшей заповедью является его запрет разглашать врачебную тайну.

Большой интерес привлекает идея уважения человеческой жизни. "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария".

Тема информирования больных. "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях... и не сообщая больным того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине…доведены будут до крайнего состояния". Многие существенные черты "патерналистской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились во времена Гиппократа.

Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом: "Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других врачей". Вместе с тем "врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга".

Тема отношения врача к своей профессии. Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни.

Врачевание и вознаграждение за него. Советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы.

Итак, этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу.

2. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока

Большая часть медицинских познаний Древней Индии была объединена в книге под названием "Аюр-Веда". Важное место в ней – врачебная этика. Ученик обязывался высоко чтить своего учителя -вплоть до самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты. Индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.

Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину (980-1037). "Канон врачебной науки" Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца XVII и. использовалась в Европе в качестве учебника.

studfiles.net

12. Основные исторические этапы развития медицинской этики

1. Врачебная этика Гиппократа

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа. Этические воззрения, требования и запреты изложены в книгах "Корпуса Гиппократа": "Клятва", "Закон", "О враче", "Афоризмы" и др.

Первая часть "Клятвы" содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, между учителем и учеником. Этика Гиппократа - это этика гуманности, человеколюбия, милосердия. " Известнейшей заповедью является его запрет разглашать врачебную тайну.

Большой интерес привлекает идея уважения человеческой жизни.

Тема информирования больных. "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях…". Многие существенные черты "патерналистской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились во времена Гиппократа.

Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом.

Тема отношения врача к своей профессии. Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни.

Врачевание и вознаграждение за него. Советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы.

Итак, этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу.

2. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока

Большая часть медицинских познаний Древней Индии была объединена в книге под названием "Аюр-Веда". Важное место в ней – врачебная этика. Ученик обязывался высоко чтить своего учителя - вплоть до самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты. Индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.

Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину (980-1037). "Канон врачебной науки" Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца XVII и. использовалась в Европе в качестве учебника.

studfiles.net

Врачебная этика в древней Греции

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum non nocere».

Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»).

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами я моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой – обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития. Примером тому является последнее дополнение, которое внесено в текст Присяги врача Советского Союза в ответ на призыв III Конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 г. Вот эти строки:

Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны.

Этот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов земного шара и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.

studfiles.net

Вра чебная этика Древнего и Средневекового Востока

из "Введение в биоэтику"

Первая часть Клятвы содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, в частности, между учителем и учеником. Вступающий в профессию фактически становится приемным членом семьи учителя, и его наиболее сильные обязательства относятся как раз к учителю и семье учителя. Важными являются требования, запрещающие разглашать медицинские знания тем, кто не принял клятву, и оберегать ряды профессии от проникновения недостойных. Медицинское сообщество, таким образом, предстает перед нами как весьма замкнутая социальная организация, которую можно было бы обозначить такими словами, как орден или клан . [c.97] Врачевание, предполагающее в определенных ситуациях необходимость визуального и тому подобных обследований пациента врачом другого пола, как бы разрушает соответствующие моральные барьеры, пренебрегает культурным контекстом взаимоотношения полов в обществе. Именно эта сторона врачебной практики, а также особая глубина душевного контакта, влияние врача на пациента (и даже власть над ним) содержат в себе возможности злоупотреблений. [c.98] Проблема, поставленная Гиппократом, сохраняет свою практическую актуальность для современной медицины. Например, в 1991 г. Комитет по этическим и юридическим вопросам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев этические аспекты отнощений между врачами и пациентами, принял специальное решение интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны. [c.98] Пожалуй, ни одна из идей этики Гиппократа не привлекает сегодня, на рубеже XXI в., большего интереса (не только в профессиональной медицинской среде, но и в обществе в целом), чем идея уважения человеческой жизни. Вся огромная современная литература, посвященная проблемам эвтаназии и аборта, в определенном смысле сводится к полемике сторонников и оппонентов позиции Гиппократа Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария . [c.99] Хотя в текстах Гиппократа не встречается термин эвтаназия , приведенное положение Клятвы , очевидно, не допускает такого морсшьного выбора врача в отношении умирающего больного, который в современной литературе по биоэтике называется активная эвтаназия запрещается врачу и тактика ассистирования при самоубийстве , также чрезвычайно широко обсуждаемая в последние годы (подробнее об этом см. в гл. X). [c.99] Как видим, многие существенные черты патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента сложились еще во времена Гиппократа. Отечески-покровительственный стиль поведения врача присущ и многим другим советам и наставлениям Корпуса Гиппократа . [c.100] Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других врачей . Вместе с тем врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга . Врачам не к лицу уподобляться соседям по ремеслу на площади , никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого . Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо по крайней мере иметь в виду, что ты тоже человек и ты тоже можешь ошибаться, ибо во всяком изобилии лежит недостаток . [c.100] Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни. Да, это настолько высокая этика, что возникает вопрос -посильно ли такое человеку-врачу, который дает клятву Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь Вот, в частности, какой ценой дается добрая слава в медицине Мне, нерушимо выполняющему клятву.., да будет дана... слава у всех людей на вечные времена . Вот какой действительный смысл содержится в словах (только на первый взгляд высокомерных) Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств . [c.101] Проблема авторитета медицины имеет у Гиппократа еще один очень важный аспект - это оценка и критика деятельности псевдоврачей . Автор книги Закон утверждает о врачах по званию их много, наделе же как нельзя менее . В книге О благоприличном поведении говорится о тех, кто, обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям . Что же касается истинных врачей, то, обладая многими положительными качествами ( к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе и т.д.), они также отдают в общее сведение все, что приняли от науки . Впрочем, в свете текста Клятвы это в общее сведение , скорее всего, включает лишь ограниченный круг избранных. [c.101] Очень высоко на шкале социальных ценностей в древнегреческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для полиса времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья. Здесь уместно вспомнить, что в древнегреческой мифологии характернейшей особенностью покровителя медицины Асклепия была филантропия. И если теперь вернуться к одной из важнейших идей этики Гиппократа, согласно которой жизнь врача должна соответствовать его искусству, то можно глубже понять эту идею не только профессиональной деятельности врача, но и самой его жизни должна бьitь присуща филантропия. [c.102] Мы подошли к исключительно важной проблеме - врачевание и вознаграждение за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор Наставлений советует своему ученику Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу. - то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности . [c.102] Слова презрение к деньгам необходимо, впрочем, понимать с учетом всего контекста этических сочинений Корпуса Гиппократа . Так, автор Наставлений советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... (6). [c.103] этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима. [c.103] Выше уже отмечалось, что еще за полтора тысячелетия до н. э. те, кто начинал учиться на врача, давали профессиональную клятву. Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя -вплоть до личного самопожертвования вести аскетический образ жизни ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний хранить в тайне профессиональные секреты. [c.104] В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. [c.104] Своеобразным мостом между античной и современной европейской медициной стало наследие великих гфабских врачей. Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. Клятва Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и, более того, использовалась ими с тем лишь изменением, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки. [c.104] Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину 9 0- 0Ъ1), который перенес в Европу высокую культуру Востока. Канон врачебной науки Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца ХУП в. использовалась в Европе в качестве учебника. [c.104] Другой известнейший врач средневековой эпохи - Маимо-нид (1135-1204) был представителем двух культур еврейской и арабской. В своем труде Учитель заблудших он уделил большое внимание врачебной этике. Так, к примеру, он утверждал смелое для Востока правило ради тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем . Характерна его критика всякого рода суеверий, применения амулетов, медицинской астрологии. [c.104]

Вернуться к основной статье

chem21.info

2. Медицинская этика и деонтология - от Гиппократа до наших дней

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

2. Медицинская этика и деонтология - от Гиппократа до наших дней

  Учитывая, что широкий круг проблем биоэтики отличается существенной новизной, а в некоторых отношениях носят беспрецедентный характер, все же нельзя не уделять внимания историческим корням и предпосылкам биоэтики. В сфере морали сохранение традиций, преемственность взглядов имеют основополагающее значение. Медицинская этика изначально складывалась как комплекс корпоративных норм, действовавших в относительно обособленной социальной группе - людей, занимающихся врачеванием. В силу этого ей присуща известная цельность и полнота, а также большой потенциал в разрешении все новых, постоянно возникающих моральных коллизий в медицинской сфере. Не случайно многие из выработанных уже в Античности принципов медицинской этики до наших дней сохраняют свою значимость и действенность (наиболее яркий пример тому - основоположения медицинской этики Гиппократа).  Медицинская этика в Античную эпоху. Гиппократ. С небольшими оговорками начало европейской традиции медицинской этики следует связывать с жизнью и деятельностью Гиппократа. Особую роль в истории сыграла его «Клятва». Созданная примерно в III в. до н.э., она пережила второе рождение в XVI в. после выхода в свет первых печатных изданий трудов Гиппократа (хотя в христианизированном и исламизированном виде она нередко использовалась для посвящения во врачи на протяжении всей Средневековой эпохи). «Клятва Гиппократа» нередко использовалась в качестве основы для создания врачебных присяг и официальных документов, включая и большой ряд деклараций Всемирной медицинской ассоциации, выдвинутых на протяжении ХХ века. «Клятва» Гиппократа охватывает широкий круг проблем медицинской этики: взаимоотношения внутри медицинской профессии, взаимоотношений врача и пациента, где на передний план выступают мотивы гуманности, человеколюбия, милосердия, уважения человеческого достоинства, и человеческой жизни, а также проблемы, связанные с врачебной тайной, вознаграждением за труд врача.  Помимо Гиппократа вопросы медицинской этики затрагивали в своих трудах такие античные ученые и медики, как Асклепиад, Гален, Цельс.  Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока. Этические проблемы врачебной деятельности анализировались не только медиками древних европейских цивилизаций. Свод медицинских знаний «Аюрведа», который складывался в Индии на протяжении IX-III вв. до н.э., включает в себя среди прочего и вопросы биоэтики. Этические нормы «Аюр-веды» имеют много общего с греческими образцами, хотя и имеют определенные особенности, обусловленные социокультурными факторами: индийскому врачу запрещалось лечить врагов своего правителя, злодеев, а также женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Вопросы биоэтики затрагивались также в таком важном документе древнеиндийской культуры, как Законы Ману (II-I вв. до н.э.).  Особое звено в истории медицинской этики составляет наследие средневековых арабских ученых-медиков и философов. Среди них прежде всего должен быть назван Абу али Ибн-Сина (Авиценна) (X-XI вв). В своем знаменитом «Каноне врачебной науки» он представляет врачебное искусство как интегральное теоретико-практическое знание, ориентирующееся на цельное видение человека как духовно-телесного существа. Для трактата Ибн-Сины характерно акцентированное внимание к гуманитарно-психологическим и моральным аспектам врачевания. Заслуживают упоминания здесь также «Молитва врача» Моисея Маймонида (XII-XIII вв.), медицинские трактаты Абу аль Фараджа (XIII в.).  Медицинская этика европейского Возрождения и Нового времени. Эпоха Возрождения, характеризовавшаяся коренными переменами в мировоззрении европейцев в целом, внесла свои особенности и в сферу медицинской этики. В центре внимания оказался вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач и каковы пути обретения этих качеств: даются ли они избранным в виде Божественного дара и могут быть развиты на основе непосредственной врачебной практики или приобретаются в процессе академического обучения. Первую точку зрения активно отстаивал Парацельс, смелый экспериментатор, боровшийся против медицинской схоластики, устоявшихся врачебных догм и реформировавший господствующие подходы к лечению.  В истории биоэтики Нового времени заметную роль сыграли идеи Ф. Бэкона, во многом предугадавшего и предопределившего пути развития европейской науки и техники в целом. Рассматривая цели медицины как науки, Бэкон затрагивает, в частности, тему экспериментальной биологии и медицины и возникающие в ее рамках этические проблемы.  В эпоху Просвещения вопросы врачебной этики стали предметом достаточно широкого обсуждения - на волне интенсивного развития и одновременно популяризации науки. Среди наиболее заметных плодов этой деятельности - трактат Т. Персиваля (1740-1804) «Медицинская этика» в котором выдвигаются моральные принципы взаимоотношений между врачами, врачом и пациентом. Подобно многим программным документам этой эпохи, выдвигавшимся в сфере науки, а также политики и права (например, «Декларация прав человека и гражданина») «Медицинская этика» Персиваля явно контрастировала с действительностью и не могла обрести непосредственное воплощение. Тем не менее (аналогично тому, как это случилось с другими декларациями и кодексами), высказанные в ней идеи получили дальнейшее развитие - в частности, в «Этическом кодексе врача», принятом Американской медицинской ассоциацией в 1847 г. - и со временем были приняты в качестве нормы.  Медицинская этика в России. Вопросы медицинской этики в России стали активно рассматриваться и обсуждаться лишь в начале XIX в. Однако моральные и правовые моменты врачебной деятельности затрагивались и значительно раньше, преимущественно в сводах юридических установлений (например, в «Изборнике Святослава» XI в.).  Многие принципиально важные моменты медицинской этики получили освещение в трудах М.Я. Мудрова (1776-1831), во многом опиравшегося на наследие Гиппократа. Гиппократовский этический канон для М.Я. Мудрова был не только теоретическим источником, но и практическим руководством: Мудров оставил о себе славу воплощенного идеала профессиональной морали медика. Достаточно отметить, что умер он от холеры после многомесячной работы в разных городах России по организации борьбы с эпидемией.  Характерно, что и в дальнейшем отечественная традиция биоэтики подпитывалась преимущественно не учеными трактатами, а живыми образцами профессиональной этики, выдающимися поступками, получавшими широкий резонанс в обществе. В этой связи следует назвать имена таких русских медиков, как Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В. А. Манассеин.  Еще одна важная особенность состоит в том, что этические проблемы в целом в российской традиции ставились в литературе, пожалуй, чаще и острее, чем в сфере собственно философии. Это справедливо и для медицинской этики: ее проблемы нашли глубокое отражение в произведениях А.П. Чехова и особенно В.В. Вересаева.  В годы советской власти ситуация с медицинской этикой претерпела существенные изменения. Врачебная этика, сформировавшая до революции, рассматривалась идеологами советского режима как корпоративная этика, а значит, несущая в себе черты классового сознания, причем враждебного новой власти. Такой взгляд имел определенные объективные основания, так как по своему социальному статусу врач в дореволюционной России всегда находился за пределами «низшего сословия». В связи с этим были предприняты энергичные меры к радикальному изменению ситуации. Они предполагали, во-первых, идеологическую «нейтрализацию» врачей старой формации, вплоть до прямых репрессивных мер, а во-вторых, подготовку и воспитание врачей новой - социалистической - формации, одна из черт которой состояла в полной идентификации врача с трудящимися, представителями всех иных профессий. При этом медицинская этика как особая отрасль этики теряла под собой всякую почву: профессиональная деятельность врачей подводилась под сферу действия единых, общих для всех норм коммунистической морали. В итоге вся сфера медико-этической рефлексии на некоторое время отодвинулась в тень. К концу 60-х годов на фоне процессов демократизации политического режима в СССР ситуация несколько изменилась. В 1969 году в Москве прошла Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии, в дальнейшем появились и многочисленные публикации в этой области. Однако «пределы роста» здесь были весьма ограничены: пересмотр взглядов на социальный статус врача, социальную роль медицины, а также собственно статус человека как объекта медицины в рамках господствующей идеологии оставался практически неосуществимым.  Отметим, что административно-командный тип организации медицинского обслуживания и здравоохранения, тем не менее, показал свою общую эффективность: по соответствующим статистическим показателям СССР находился в целом на уровне развитых стран.

textb.net