Водяной в древней руси. Водяной – известный антигерой славянской мифологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Водяной дедушка в славянской мифологии. Водяной в древней руси


Водяной дедушка в славянской мифологии

В славянской мифологии водяной — часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

 

Водяной в славянской мифологии — это дух воды?

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

 

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

 

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

 

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

 

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября, прощались с Водяным — несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной — олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Водяной | Древнерусский словарик - славянская мифология

ВОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

vodyanoj

 

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

24527220

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

vodyanica

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого" должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали...»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

vodyanoj2

 «Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой"».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

vodyanoj3

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Водяний или водяник - мифическое существо славян

Водяной (Водяник, Водовик) – персонаж древнеславянской мифологии, владыка водоемов и повелитель водной стихии. Водяной также как и другие высшие стихийные духи (Леший, Домовой) персонаж не единичный. Наши предки полагали, что у каждого водоема, будь то река, озеро или ручей, есть собственный хранитель, или Водяной, который выполняет чисто административную функцию – следит за балансом и гармоничностью вверенной ему экосистемы. Однако в экстренных ситуациях Водяной может выполнять роль руководителя силовых структур водоема, то есть, например, при попытке захвата лесного озера темными силами (заболачивание), Водяной собирает вокруг себя русалок и прочих водных духов и ведет их в битву. В болотах Водяной не живет, поэтому болота наши предки считали крайне негативными местами.

Водяной обычно воспринимался как положительный персонаж, который не любит ссор, конфликтов и вообще суеты. Это размеренный и мудрый хранитель вод, обладающий абсолютно неограниченной властью над всеми растениями, животными и прочими существами, живущими в его озере или реке. У Водяного иногда просили совета, так как считалось, что Водяные обладают великим знанием о самых таинственных законах мироздания, не доступных другим существам. И этот логично, ведь вода – это стихия, которая может как дарить жизнь, так и забирать ее. Без воды жизнь невозможна, но стихийные бедствия, связанные с водой, неизменно оканчиваются масштабными разрушениями и большим числом жертв. Эта дуалистичность образа воды свойственна всем древним мифологиям. И славянские верования не являются в этом плане исключением.

Водяного уважали и почитали, ему приносили не жертвы, но гостинцы – хлеб и другую пищу, выращенную на земле. Считалось, что Водяной очень любил еду, не связанную с его родной стихией. Но любимым его созданием был гусь. А еще рыбаки должны были непременно делиться с Водяным первой пойманной рыбой. Вообще к человеку, который уважительно относился к природе, не засорял озера и реки, при необходимости очищал их от сорняков, Водяной относился крайне благосклонно. Таким людям владыка вод мог делать подарки – невзначай оставлять на берегу жемчужины, драгоценные камни или даже искусственные драгоценности, созданные человеческой рукой. Считалось, что в подводном Дворце Водяного есть огромные сокровищницы, наполненные не только драгоценностями, но и могучими артефактами древности. Образ Водяного в этом отношении вновь приближается к образу некоего мудреца, хранителя тайных знаний.

Некоторые исследователи полагают, что Водяные как и Лешие подчинятся Велесу, так как именно этот бог считается владыкой всех сил природы. Фактического подтверждения в легендах этому предположению нет, однако, ввиду характерных особенностей образов Велеса и Водяного данное утверждение выглядит вполне логичным.

Водяному подчинялись все водные создания, включая русалок. Сложно сказать, как Водяной относился к водным порождениям Нави – лоскотухам, лобастам и мавкам. Вероятнее всего, эти создания боялись Водяного, так он все же был светлым созданием. Вместе с тем власти над ними Водяной явно не имел. Также сложно сказать, как Водяной относился к Утопцам и Плавунам.

Нашим предкам Водяной представлялся в образе могучего (а иногда наоборот – обрюзгшего) старика в одежде из водорослей и с бородой и усами из тины. У Водяного был посох, перевитый все теми же водорослями и морской конь, представлявший собой огромного сома. Возможно, именно поэтому в средневековье сома называли чертовой лошадью. В некоторых легендах Водяной пучеглаз, имеет рыбий хвост и перепонки между пальцев рук и ног.

Водяной мог обернуться рыбой, а иногда даже человеком. Считалось, что рыбак иногда может встретить Водяного в облике человека, но владыку всегда можно было определить по одному неизменному признаку – с его левой ягодицы всегда капала вода.

Но Водяной не всегда был добр и милостив к людям. Неуважительное отношение к природе или к нему лично вполне могло разгневать хранителя водоема и тогда он принимался жестоко напоминать людям о справедливости. Водяной ломал мельницы, обрушивал мосты и плотины, затапливал прибрежные поселки. И хотя разгневанный владыка вод старался избегать людских жертв, так как по природе своей был гуманистом, тем не менее, порой случались и трагические исходы.

Иногда Водяной мог и пошалить. Пощекотать за ногу или громко хлопнуть по воде рядом с плывущим человеком. Кстати, хлопки по воде Водяной любил особо. Он часто делал это в ясные лунные ночи, привлекая внимание случайных путешественников. Однако там, где играл Водяной никакой нежити явно быть не могло, так что это считалось хорошим знаком.

У западных славян Водяной назывался Езернимом и представлял собой однозначно отрицательного персонажа. У славян восточных, как уже было сказано выше, Водяной являлся аллегорией мудрости, таинственности и спокойствия. Хотя, как и любое светлое создание Водяной отчасти являлся воином и при необходимости мог встать на защиту родных мест.

Смотрите так же:

radogost.ru

Дедушка Водяной — начальник над водой. » Боги Славян

Статья из  «СЛАВЯНСКОГО ПАНТЕОНА»

Водяной, Худ.В.Черников

Водяной, Худ.В.Черников

ВОДЯНОЙ  (Водяник,  Водыльник)  —  дух  рек  и  озер,  из  всех  духов  нечистых только  он  —  подлинный  пращур,  и  его  часто  зовут  Дедушко  Водяной.

РОДСТВЕННИКИ. В первую очередь это, конечно, русалки и вся прочая водная нечисть. Но Водяному и Болотники родственниками доводятся, и, само собой и Озерные и Омутники.

Хотя в ЛИТЕРАТУРЕ есть и другое мнение:  «Водяной народ не может иметь дружбы с болотным, воюют их стихии».   А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

ДРУГИЕ ИМЕНА: Зыбочник (качающийся, создающий зыбь)

ГОРОСКОП.  Водяной включен в гороскопы «Что ты за нечесть?«, в    гороскоп по русским сказкам.ГОРОСКОП  и в  гороскоп  Ваш славянский покровитель.

СТИХИИ. Водяной относится к стихии  ВОДЫ.

ХАРАКТЕР: Водяной—  это  своевольный  дух,  охраняющий  свой  водоем,  который,  впрочем,  не  против  подшутить  над  теми,  кто  туда  пришел.

Водяной на картинах Антона Батова, Н.Дудиной и Н.АнтиповойВодяной на картинах Антона Батова,  Н.Дудиной и  Н.Антиповой

ВНЕШНИЙ ВИД: Выглядит  водяной  как  старик  с  большой  бородой  и  рыбьим  хвостом  вместо  ног,  волосы  старика  имеют  зеленый  оттенок,  а  глаза  похожи  на  рыбьи.  Днем  водяной  предпочитает  оставаться  на  дне  водоема,  а  с  восходом  луны  поднимается  на  поверхность.  По  водоему  дух  предпочитает  перемещаться  верхом,  в  основном  плавая  на  соме.  За  это  сома  называет  народ  —  чертова  лошадь.

Водяной-МЕСТА  ОБИТАНИЯ:  Дух  обитает  в  крупных  пресноводных  водоемах:  реках,  озерах,  болотах.  Впрочем,  иногда  он  выходит  на  сушу  и  появляется  в  ближайших  селениях.  На  водоемах  для  жилища  водяной  предпочитает  выбирать  наиболее  глубокие  места  или  места  с  сильным  круговым  течением  (водовороты,  места  возле  водяных  мельниц). Особой  силой  наделялись  родниковые  Водяные,  ведь  родники,  по  преданиям,  возникли  от  удара  молнии  Перуна  —  самого  сильного  божества.  Такие  ключи  назывались  «гремячими»  и  это  сохранилось  в  названии  многих  источников.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Водяной  ревностно  охраняет  свой  водоем  и  не  прощает  тех,  кто  непочтительно  к  нему  относится:  провинившегося  дух  способен  утопить  или  сильно  покалечить.  Впрочем,  Водяной  также  может  и  вознаграждать  людей:  считается,  что  Водяной  может  даровать  хороший  улов,  но  также  он  способен  оставить  рыбака  вообще  без  единой  рыбки.  Любит  дух  и  попроказничать:  пугает  людей  по  ночам  странными  криками,  может  прикинуться  утопленником  или  младенцем,  а  когда  его  втянут  в  лодку  или  вытащат  на  берег,  он  откроет  свои  глаза,  рассмеется  и  плюхнется  обратно  в  воду.

водянойОБРАЗ ЖИЗНИ: Водяные  живут  семьями,  обычно  водяной  имеет  множество  жен  –  русалок.  Утянутые  духом  на  дно  люди  остаются  у  водяного  в  услужении,  всячески  развлекая  хозяина  водоема  и  выполняя  различные  поручения.

ПОДЧИНЕННЫЕ: Водяной–  хозяин  водоема,  в  котором  обитает,  он  имеет  полную  власть  над  ним.  также  водяному  подчиняются  все  обитатели  водоема:  рыбы,  русалки,  утопленницы  и  т.д.

СПОСОБНОСТИ:  Водяной  способен  управлять  водой:  поднимать  волны,  выводить  водоем  из  берегов  и  создавать  сильное  течение,  Способен  водяной  менять  свой  облик,  оборачиваться  рыбой,  животными  и  даже  деревьями.  Хотя  возможно  облик  меняется  лишь  в  сознании  наблюдателя,  так  как  водяные  искусно  воздействуют  на  человеческую  психику,  заставляя  поверить  во  все  что  угодно.

водянойВРАГИ:  В  родной  стихии  у Водяного нет  врагов,  а  вот,  когда  дух  выходит  на  сушу  и,  особенно,  когда  проникает  в  селения  людей,  то  здесь  ему  противостоят  Домовые  и  Лешии.  На  суше  Водяной  практически  не  имеет  шансов  на  победу,  но,  все  же,  часто  вступает  в  схватки,  исход  которых  заранее  известен:  дух  убегает  в  свой  водоем.

КАК  СОСУЩЕСТВОВАТЬ?  Бороться  с  Водяным  в  его  родной  стихии  практически  невозможно,  однако  его  можно  отпугнуть  от  себя  железом  или  медью,  что  в  итоге  лишь  сильнее  его  разозлит.  Поэтому  в  древности  предпочитали  не  злить  Водяного,  а  если  уж  он  рассердился,  то  духа  пытались  задобрить,  умилостивить. На  суше  сила  Водяного  значительно  уменьшается  и  в  открытый  бой  он  старается  ни  с  кем  не  вступать,  а  хитростью  заманивает  жертву  в  воду,  и  тут  главное  устоять  перед  чарами,  не  войти  в  водоем.  Чтобы  пробудиться  от  колдовства  Водяного,  можно  кольнуть  себя  железной  иголкой,  тогда  ты  на  мгновенье  увидишь  его  истинный  облик  и  сможешь  вырваться  из  чар  духа.

ПРИНОШЕНИЯ: Для батюшки-Водяного   бросали  в  воду  хлеб  или  приносили  в  жертву  какое-нибудь  животное  чёрного  цвета  (петуха,  кошку,  собаку),  рыбаки  выпускали  обратно  в  воду  первую  пойманную  рыбу.

Водяной, Худ.И.Ожиганов

Водяной, Худ.И.Ожиганов

В ЗАГОВОРАХ. Имя Водяного, как Хозяина воды довольно часто упоминается в заговорах, например в Заговоре на хорошую рыбалку.

ЛИТЕРАТУРА.  Глубокие у нас озера, хоть и малые.  – Водяные не балуют?

– Нет, смирные, – широко улыбнулся Борис, будто говорил о старых знакомых.   А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

 

Дополнительная  статья:

—  Русалки  —  загадочные  девы  вод

*****

Тихой лунной ночью Водяной любит хлопать по воде своими ладонями, привлекая сомов и налимов. Рыбаки всегда отдают Водяному свою первую пойманную рыбу, и неважно, какого размера она была: маленький пескарик или сам гигантский сом. Таким рыбакам Водяной всегда дарит удачу и богатый улов. А если Водяному попадется скряга и жадина, то его, скорей всего,  ожидает незавидная участь пропавшего без вести или утопленника. Зимой Водяной предпочитает спать, укрывшись прозрачным ледяным одеялом.

Вообще, считалось, что на зиму водяные впадают в спячку на дне водоема, а просыпаются на Никиту-водопола — 16 апреля. Но, видимо, на Святки водяные-таки просыпались. А, может быть, не все и залегали на зиму. Как, например, вот этот, с Яузы-реки:

НА КАРТИНАХ. Водяной есть на картине художника В.Славука.

(69)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

bogislavyan.ru

Водяной в мифологии славян

У древних славян водная стихия считалась особенно опасной, грозной и беспощадной. Именно поэтому дух воды или просто водяной в мифологии наших предков является не милым созданием с добрыми глазами, а представителем нечистой силы. И в представлении верующих славян он выглядел безобразным стариком с длинной бородой, небольшого роста, сгорбленным, и с ног до головы опутанным вязкой тиной.

Водяному приписывали образ пожилого мужчины с рогами на голове и большими лапами вместо рук. Среди славян существовало поверье, что водяные – это те самые черти, которых когда-то Бог отверг и расселил в прудах, реках, озерах и других водоемах.

 

Места обитания водяного

водяной - страшнее Ктулху

Водяные так же, как и люди, живут в домах. Их жилища расположены в густых зарослях осоки и тростника. Они построены из ракушек и речных камней-самоцветов. Более того, у них не просто старые хижины или норы. Водяные живут в богатых и просторных палатах. Личная жизнь водяных тоже вызывает интерес – славяне считали, что эти безобразные старики женятся на красавицах-русалках и девушках-утопленницах. Водяной любит ночевать или проводить время возле водяных мельниц, у самого колеса. Из-за этого поверья все, кто работал на мельницах, в древности считались колдунами и ведьмами.

Весной вода выходит из берегов, и начинается обильное половодье. Славяне свято верили, что в это время у водяных проходит праздник (в основном считалось, что свадьба). И на этой свадьбе водяные вовсю гуляют, не контролируя свой веселый нрав, ломая и затапливая все на своем пути. У водяных рождаются дети. В тот день, когда супруга водного духа (русалка или утопленница), должна подарить мужу наследника, водяной оборачивается обыкновенным человеком и направляется в деревню или в город. Там он ищет повивальную бабку, которой щедро платит за помощь золотом и серебром.

Но водяного легко узнать даже в обличье человека. Например, когда он идет, с его одежды, с левой полы, постоянно капает вода, хотя на вид он абсолютно сухой. И где бы водяной ни присел, после него всегда остается мокрое место. Стоит водяному в образе человека начать расчесывать свои локоны, как с волос начнет струиться речная водица.

 

Ярость водяного

В воде с этим мифическим существом лучше не шутить – в своей родной среде он просто непобедим. Куда более уязвимым водный дух становится на суше. От водяного зависит исход рыбалки – он может щедро наградить рыбака добычей, а может и пожадничать. Может он и слегка нашкодить, например, порвать сети. Мифология богата различными историями о встречах человека и водяного. Например, однажды рыбак вместе с сетью вытащил мертвого утопленника. Только положил его в лодку и хотел оказать первую помощь, как утопленник вдруг вскочил, захохотал и бросился в воду. Это водяной так пошутил над рыбаком.

Основное средство передвижения водяного – сом. И до сих пор в некоторых местах нашей страны существует поверье, что сом – это «чертов конь», и лучше такую рыбу не есть, чтобы не обидеть водяного. Иначе тот непременно отомстит за своего «коня».

Днем водный дух скрывается от людских глаз в глубинах своего царства, а на поверхность всплывает только в сумерках. Ему очень хорошо даются превращения – он может обратиться в щуку или в другую рыбу, в человека. Возраст водяного меняется в зависимости от луны. Чем моложе месяц, тем моложе водяной и наоборот. Это видно по его волосам. При ранней луне его волосы свежего зеленого цвета, а на исходе месяца водяной покрывается сединой.

 

Не так страшен чёрт…

У этого старичка, несмотря на его дурную дочери водяногославу, очень веселый нрав. Например, он любит лунной ночью прокатиться по волнам на коряге, сделав маскировку из водорослей. Громко хлопая по воде ладонью, наслаждается эхом, которое разносится по лесу и пугает его обитателей; играет с водой, вспенив ее и высунув оттуда свою голову – и так сразу в нескольких местах. Кроме того, по ночам водяной дерется с повелителем лесов – лешим. И от этого в лесу раздается шум, треск и грохот, слышится звонкий плеск волн.

Он так же не оставляет без внимания людей, которые утонули – получает над ними безграничную власть. Именно по этой причине некоторые суеверные люди до сих пор не рекомендуют спасать тонущего человека и гневить водяного.  

На зиму это существо из славянской мифологии впадает в спячку и просыпается только весной. Просыпается водяной очень злым и голодным. Ранней весной лучше не попадать под его горячую руку. Наши предки с уважением и страхом относились к духу воды, и поэтому каждую весну подкармливали и задабривали его маслом, гусиным мясом, которое он так любит, и другими сытными вкусными лакомствами.

На дне водоема у водяного целое хозяйство. Он пасет стада рыб, как люди пасут коров, командует русалками, утопленниками и другими обитателями водной стихии - ему это позволено.

valtasar.ru

Энергия малых рек: sofya1444

Стоит в сугробах мельница, ничто на ней не мелется,

Четыре с лишним месяца свистит над ней метелица...

От ветра сосны клонятся, от снега ветви ломятся,

Спит омут запорошенный под коркой ледяной.

На мельнице заброшенной зимует водяной.

.

Вероника Тушнова

***

Не только энергию ветра использовали на Руси в древние времена. Большую роль в энергетике средневековья играла энергия текущей воды малых рек. На приведенную ниже карту оранжевыми крестиками я нанес примерные места только части водяных мельниц, которые еще в XIX веке работали на моей малой родине..Каждая такая мельница имела плотину, поднимавшую уровень воды в реке примерно на 1,5–2 м. Благодаря такому каскаду плотин уровень воды в реке был выше современного минимум на метр–полтора. Благодаря этому плоскодонные небольшие речные суда могли подниматься вверх по Ухтоме до с. Кукобой, вверх по Людинке – до д. Сальково, вверх по Шелекше – до д. Меленка, а вверх по р. Копше – до с. Семеновское..

Первые упоминания о применении водяного колеса относятся к глубокой древности. Аполлоний Пергемский упоминал о водяном колесе еще в 240 году до нашей эры.  Уже тогда водяное колесо использовали в качестве привода для водяных мельниц, для подъема воды для орошения полей, для откачки воды из шахт, привода кузнечных молотов и даже для привода всевозможных станков.

.

На этой карте оранжевыми крестиками обозначены водяные мельницы и остатки плотин, а красными кружками – ветряные мельницы следы, которых я видел в детстве в 50-е годы прошлого века в окрестностях моего родного села Всехсвятское, д. Великое Село и д. Полениново..

Считается, что первые водяные колеса были подливными. Нижняя часть такого колеса с лопастями погружалась в поток, и вода вращала колесо, толкая его в нижней части. Коэффициент полезного действия таких колес составлял около 30% энергии водного потока. Другой тип водяных колес – наливные, в них поток воды натекал на верхнюю часть колеса, такие колеса имели КПД порядка 70%, что близко к КПД современных турбин. Водяные колеса имели довольно большой диаметр – до 2 м и более..Водяная мельница с подливным колесом. Вода из плотины попадает на колесо снизу..Водяная мельница с наливным колесом. Вода из плотины на колесо падает сверху. Водохранилища наполнились полностью, и лишняя вода переливается через край, речка продолжает течь. Вода перестает переливаться, когда приток ее в водохранилище станет равен струе, которая крутит водяное колесо. Такое на водяных мельницах случалось очень редко, так как на колесо попадала только малая часть речного стока..Наливные колеса были неудобны на малых речках и ручьях: когда уровень воды в водохранилище падал, то вода переставала поступать на колесо. Для решения этой проблемы приходилось делать несколько колес, укрепленных на разном уровне, и поочередно, по мере снижения уровня воды, переключаться с одного на другое. Можно было решать эту проблему иначе, постепенно снижая водяное колесо.

Водяная мельница с высокой плотиной на небольшой речке. Вода в это водохранилище набиралась во время весеннего паводка и потом расходовалась все лето. Уровень воды в водохранилище за лето сильно падал..Полуразрушенная водяная мельница на ручье..Водяные мельницы нередко делали на совсем незначительных речушках, почти на ручьях. Зимой водяные мельницы не работали: зимой зерно мололи или на ветряных мельницах, или на ручных. На водяных мельницах старались молоть зерно впрок – так, чтобы муки хватило на зиму и на весну..Но долго хранить муку было сложнее, чем зерно. Зерно расхищали мыши, но от них спасали плотно срубленные амбары и кошки. Муку хранили в сухом месте в специальных ларях – больших плотных ящиках с крышкой, обязательно в сухом месте. В муке заводились мучные клещи, поэтому муку перед употреблением приходилось просевать через решето. У каждой хозяйки был в доме ларь для муки, и на кухне (в кути) непременно на стене среди прочего висело решето.

Устройство водяной мельницы..Передача движения на водяной мельнице из одной плоскости в другую перпендикулярную плоскость. Устройство сделано гениально просто..Если на ветряных мельницах жернова располагались ниже крыльев и ротора, то на водяных они чаще всего были выше водяного колеса. В остальном жернова и механизмы передачи движения и увеличения угловой скорости вращения были практически одинаковые. В жерновах вращался верхний каменный диск, а насечки были на обоих дисках. Мука ссыпалась с нижнего диска по желобу..В древней Руси на речках устраивались каскады водяных мельниц. Верхнюю плотину строили там, где подъем воды от нижней плотины практически сводился уже к нулю. Благодаря каскаду плотин речка превращалась в ступенчатый водоем. На судоходных реках устраивали шлюзы, через которые суда с одной ступеньки переходили на другую.

Устройство и принцип работы шлюза..Схема каскада водохранилищ и графики уровня воды в реке без плотин и той же реки, но с плотинами. Сезон года, когда уровень воды высокий, на реке с плотинами растянут. Такая река судоходна не только в мае и июне, но с мая по октябрь..

Русловые водохранилища от водохранилищ озерного типа отличались тем, что в первых уровень воды не поднимали выше берегов, и пойму реки такие водохранилища не заливали. При устройстве более высокой плотины водохранилище получалось больше и выливалось за пределы речных берегов, затопляя пойменные террасы. Наши предки водохранилища озерного типа никогда не устраивали, так как пойменные террасы были самыми плодородными элементами ландшафта. Сюда ежегодно во время разлива рек поступал плодородный ил, здесь были самые продуктивные луга. На моей родине в пойме реки Шелекши близ ее устья выращивали капусту. После коллективизации капусту там выращивать перестали, но луга в этом месте были классные и высокопродуктивные. Урочище это по-прежнему называли Капустницей..

К сожалению, в ХХ веке на реках при сооружении гидроэлектростанций стали устраивать водохранилища только озерного типа. При этом вода заливала не только пойменные террасы, но и надпойменные. В результате самые плодородные земли в бассейне средней и верхней Волги были затоплены, что сильно подорвало сельскохозяйственное производство России. Рыбинское водохранилище затопило угодья нескольких больших районов Ярославской и Вологодской областей с самыми плодородными почвами. В междуречье Мологи и Шексны располагались земли, на которых началось земледелие еще в неолите, как в междуречье Тигра и Ефрата..м..

Энергию рек наши предки использовали не только для размалывания зерна. С помощью хитрых механизмов энергию вращающегося водяного колеса использовали для распиловки бревен на доски и бруски (пилорамы), а в древнем Риме и Византии – и для распиловки каменных блоков.

На этих рисунках изображены распиловочные станки времен Римской империи в Средиземноморье. (Paul Kessener. “Мраморные фабрики Западной Анатолии" 2000).

Мастерская была оснащена водяным колесом и связующей системой тяг, которая преобразовывали вращательное движение водяного колеса в поступательное движение, необходимое для распиловки каменных блоков и производства мраморных слэбов на блоки. Обнаружены развалины каменной пилорамы в Эфесе (VI–VII вв н.э.). Они показывают, что оборудование пилорам было сильно усовершенствовано по сравнению с тем, что было раньше в Иераполисе..Когда археологи откопали остатки этих пилорам в Турции, то они не имели представления о том, что это такое и обратились за помощью к господину Nihat Komurcuolu, инженеру-конструктору, который сразу понял важность находки. Более того, он построил уменьшенную модель такой пилорамы в масштабе 1:4 и доказал, что она могла функционировать. Скорость пропиливания камня было около 6–7 мм/час. Рабочий, трудясь по 12 часов в день, мог производить за год примерно 330 кв. м. пропилов камня. Согласно Мангарцу, такие машины позволяли увеличить объем продукции в 12 раз по сравнению с ручным трудом..

В Словаре промысловой лексики Северной Руси XV–XVIII вв., изданной в 2003 г. в С.-Петербурге, я нашел множество упоминаний о ветряных и водяных мельницах в бассейнах Северной Двины, Сухоны и Онеги, а также на побережье и островах Белого моря. Словарь цитирует записи из монастырских хозяйственных книг. Так, мельница с жерновами упоминается в купчей Соловецкого монастыря в 1580 г. Меленка по речке с водяным приводом упомянута под 1482 г., еще 2 меленки котловки крестьянские под 1595 г.." На реке Пудюг стоит мельница Шишкинская, на реке запруда, а по ту сторону реки стоит анбар а в нем двои жернова и колесы на ходу", – было записано в 1675 г. В 1623 г. была отмечена в монастырских книгах и мельница колесная на речке Ухтоме. Оказывается, были водяные мельницы вешние, которые стояли на ручьях, и воды в их запрудах хватало только на работу весной..Были мельницы колотовки, в которых движение водяного колеса приводило в движение не жернов, а пест-колот в ступе. В 1675 г. упоминается мельничник Июда Максимов в Михайловской деревне. А мельничнику Ондрюшке Курице в 1659 г. дано 6 рублей за то, что он живет на мельнице..За 1585 г. записано: "Спасскому ж монастырю дано ... на сенные покосы пустошь Чинковская ... против их монастырские мельничные запруды на реке на Теш по заводное болотцо" и далее. В 1587 г. записано: "Запруды збивали на верхнеи реки, дал две деньги". В 1631 г. жернова стоили 8 рублей..

Из этого, по-моему, можно сделать только один вывод: в XV и XVI вв. в Северной Руси водяные мельницы были обычным делом. Они строились в каждой деревне..

Приведу несколько фотографий, доказывающих, что плотин на малых реках в прошлом было действительно много. При строительстве плотины использовались крупные камни и бревна. Нередко бревна вбивались в дно речки, и к ним были прислонены камни-валуны. В других случаях из бревен рубили клодцы, их ставили в ряд один к другому на дно реки и заполняли камнями, в третьих случаях плотину делали из кирпича как толстую стену..Остатки старой плотины..Столбы, торчащие из воды, – это тоже остатки плотины..Наверняка плотины на реках наши предки делали сообща –"всем миром". И водяная мельница наверняка являлась собственностью общины, которая поручала контролировать работу на ней одному из своих членов. Разве что на совсем мелких речках и ручьях водяные мельницы устраивали отдельные семьи. Но и в этом случае распределение будущих плотин вдоль реки или ручья утверждали на сходе, чтобы все было по-справедливости..Часто остатки древних плотин путешественники по рекам принимают сегодня за остатки мостов. Но порой такие "мосты" когда-то были и мостами, и плотинами одновременно, или только плотинами, вот как эта..Этот вал камней, перегораживающих реку, скорее всего, – остатки разрушенной плотины. Возможно, когда-то они наполняли бревенчатые колодцы, но плотина могла быть и невысокая, каменная.

Плотину из речных и ледниковых камней-валунов, возможно, сделали и не для мельницы, а для того, чтобы поднять уровень воды для проведения небольших судов. Когда-то по этой речке Комеле проходил важный водный путь из бассейна Волги в бассейн Северной Двины. Но такими плотинами-запрудами из камней могли пользоваться и устроители водяных мельниц. По трубе или желобу струя воды из такой вот запруды могла подаваться на водяное колесо и вращать его.

На Комеле немало таких вот невысоких каменных запруд-плотин..Такие запруды-плотины на реке Комеле могли сохраняться тысячелетиями..Думаю, что запруды из камней делали те, кто проводил по речкам суда с грузами. Такая невысокая и несплошная плотина-запруда, через которую вода переливается, удобна для ее прохождения небольшим челном или лодкой. Для этого в одном месте нужно чуть понизить плотину, вода устремится в образовавшийся проем и вынесет челн. Но только после прохождения суденышка проем следует снова заделать камнями, чтобы уровень воды в запруде не снижался.

Каменная запруда на речке поддерживается жителями деревни..А это остатки древней плотины водяной мельницы. Вода, переливающаяся через край плотины, падая, вымывает глубокую яму..

Места, где располагались древние водяные мельницы, на речке можно определить не только по остаткам плотин, но и по омутам, глубина которых значительно больше, чем глубина в основном русле. Такие омуты были когда-то вымыты переливающейся через край плотины водой. Порой ямы под бывшими плотинами бывают глубиной до 4–5 м, тогда как в русле глубина реки редко быват глубже полутора метров..

На моей родине протекают две малые реки – Ухтома и впадающая в нее Шелекша. На Шелекше на протяжении 3 км ее течения есть несколько омутов, в которых мы – мальчишки – с удовольствием купались и удили рыбу. Один из омутов находился прямо в селе Всехсвятское и назывался Купательный, второй – выше от него в 1 км, он назывался Быково, третий омут был выше по течению второго – в деревне Бельбякино. На Ухтоме на протяжении 4 км ее течения было 4 омута: самый глубокий находился в с. Великое, другой примерно в 1 км выше него (назывался Ивановское плесо), третий находился близ устья Шелекши и четвертый – в устье Людинки..Водяная мельница зимой..Легенды гласят, что водяные приписаны к каждой водяной мельнице. Они живут в омуте и пасут здесь стада своих сомов да налимов. Чтобы поймать в омуте рыбу, надо что-то подарить водяному., нуждается в проверке.

.В детстве мы частенько ходили купаться на Великосельский омут. Там от бывшей здесь когда-то плотины водяной мельницы еще сохранилась пара столбов в воде возле берега. Яма под бывшей плотиной была очень глубокая. Мы соревновались друг с другом на предмет, кто донырнет до дна этой ямы и поднимет с ее дна камушек. Удавалось это (даже взрослым парням) не всем. Помню, как я нырял в эту яму с открытыми глазами и плыл ко дну все глубже и глубже. Вода на дне была холоднющая, там было темно, а столб воды давил на уши. Было страшно. Но пару раз я все-таки достигал дна и с гордостью поднимал со дна зажатый в руке маленький камушек..

Все почему-то рассказывали, что в этой яме жил водяной. Кстати, согласно поверьям, водяные были "приписаны" к каждой водяной мельнице. Мы вроде бы и не верили в водяных, но вот в одиночку купаться в таких омутах побаивались..

Бродя вдоль речки с удочкой или спинингом, я часто обращал внимание на странные небольшие заводи, происхождение которых объяснить тогда не мог. Заход в эти небольшие (6–7 м длины и 3–4 м ширины) заводи был не по течению, а против течения. Некоторые из таких заводей были довольно глубокие, и в них держалась рыба, росли кубышки и рдесты, другие были сильно заилены. Но поражало то, что они были одного размера и не были связаны с боковыми протоками реки..

Много позже, изучая использование малых рек в древности для перевозки грузов, я пришел к выводу о том, что все эти заводи были искусственными. В них могли заводить лодки и челны для разгрузки и погрузки, в такие заводи при сплаве леса могли заводить пойманные на течении реки бревна, чтобы потом спокойно вытащить их на берег..Так можно было объяснить происхождение заводей в селах и деревнях. Но некоторые заводи находились в таких местах, где подъехать к ним было невозможно. Я считаю, что такие заводи были сопряжены с плотинами на реке и служили для перетаскивания лодок и челнов с участка реки ниже плотины на участок выше плотины и наоборот. Такие заводи могли заменять путешественникам шлюзы. Эта гипотеза, разумеется, нуждается в проверке.

.

© Галанин А.В. Энергетика древней Руси

sofya1444.livejournal.com

Духи и существа - Водяной

 

 
Боги ведрусовДухи и существа

Водяной

Водяной Водяной, водяник, водовик, дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.  Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах.Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.

В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.

Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар.

Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью - и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.

Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!

Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.

Вернуться к списку...

 

rus-ved-rus.narod.ru