Тема «Во времена Древней Руси» Цель. Во времена древней руси существовал
«Во времена Древней Руси». Цель
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка дом. задания.
• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».
– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)
– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)
2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)
3. Сплочённость племени. (Пересказ.)
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)
– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)
– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)
– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)
– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.
– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)
– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)
– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)
• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)
– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)
– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».
– А что же такое «Русь»? (Государство.)
– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)
– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)
• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.
– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)
2. Работа над новым материалом.
У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…
– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.
• Читает ученик (карточка на каждом столе):
– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)
– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)
– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.
– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)
– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)
• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».
– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)
– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)
– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)
– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)
– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».
– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)
– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)
• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».
– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)
– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)
– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)
– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)
– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)
• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)
– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)
– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.
– Как же назвали новое государство? (Русь.)
• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».
– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!
– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.
• Вывешивается карточка «Киев».
– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.
– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.
Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)
• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.
– А как же назвали народ? (Русским.)
– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)
• Схема «родословная князей Древней Руси».
– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)
– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)
– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)
– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.
– А что давало принятие христианства на Руси? (…)
– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.
- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)
• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:
Распространение грамотности, просвещения
Развитие искусства и ремёсел
Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
Укрепление связей с другими государствами.
– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)
– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)
• Вывешиваю табличку: 988 г.
IV. Итог урока.
– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)
– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)
– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?
V. Д/з
– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.
Электронная энциклопедия истории Быт древних славян http://www.galla.su/slav/sla2.php
Восточные славяне и Киевская Русь http://his95.narod.ru/w1.htm
Крещение Руси http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html
gazya.ru
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Во времена Древней Руси Урок истории ( природоведения)в 4 классе
2 слайд Описание слайда:
Цели урока Формировать представление о Древней Руси, русских князьях. Развивать познавательный кругозор. Воспитывать интерес к истории.
3 слайд Описание слайда:
Проверочное тестирование Тест № 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: А) восточных славян; Б) западных славян; В) южных славян.
4 слайд
Описание слайда:
№ 2 Древние славяне жили: А) семьями; Б) в одиночку; В) племенами.
5 слайд Описание слайда:
№ 3. Праздник Ивана Купалы: А) в честь воды; Б) в честь Солнца; В) в честь Земли.
6 слайд Описание слайда:
№ 4. Богом грома и молнии у Древних славян был: А) Зевс; Б) Перун; В) Марс
7 слайд Описание слайда:
Русь Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.
8 слайд Описание слайда:
Древнее поселение
9 слайд Описание слайда:
Призвание варягов. В.М.Васнецов
10 слайд Описание слайда:
Верования древних славян
11 слайд Описание слайда:
Верования Древних славян Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие.
12 слайд Описание слайда:
Перун – бог грома и молнии
13 слайд Описание слайда:
Перуница
14 слайд Описание слайда:
Праздник Ивана Купалы Дохристианский русский праздник Ивана-Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Совпадение языческого праздника Купалы с днем св. Предтечи Иоанна в народном понятии могли смешаться, тем более, что в основе обоих праздников лежит омовение водой. Поэтому предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем св. Иоанна Крестителя. Праздник Купалы был для наших предков великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда обыкновенно природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Начиналась ночь вакханалией. Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке "как бешеные".
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:
О древней Руси Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча ( мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали править князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно.
19 слайд Описание слайда:
Из летописи Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:
20 слайд Описание слайда:
Речь послов « Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».
21 слайд Описание слайда:
Первые князья Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
22 слайд Описание слайда:
Великий князь Рюрик
23 слайд Описание слайда:
Русский князь Олег
24 слайд Описание слайда:
Владимир – Красное Солнышко ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ (?-1015), князь новгородский (с 969), великий князь киевский (с 980). Младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988-989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.
25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:
Княгиня Ольга
27 слайд Описание слайда:
« Три богатыря» В.М.Васнецов
28 слайд Описание слайда:
Итог урока Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил?
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-473269
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Во времена Древней Руси
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Во времена древней Руси.
2 слайд Описание слайда:
Карты Древней Руси.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:
Богатыри
5 слайд Описание слайда:
Боевые топоры
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
8 слайд Описание слайда:
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
9 слайд Описание слайда:
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
10 слайд Описание слайда:
Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
11 слайд Описание слайда:
После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.
12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:
Конец урока
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-547129
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Тема «Во времена Древней Руси» Цель
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка дом. задания.
• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».
– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)
– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)
2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)
3. Сплочённость племени. (Пересказ.)
4. Дома древних славян.
5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)
– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)
– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)
– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)
– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.
– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)
– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)
– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)
• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока.
– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)
– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)
– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».
– А что же такое «Русь»? (Государство.)
– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)
– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)
• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.
– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)
2. Работа над новым материалом.
У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…
– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.
• Читает ученик (карточка на каждом столе):
– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)
– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)
– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.
– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)
– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)
• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».
– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)
– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)
– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)
– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)
– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».
– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)
– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)
• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».
– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)
– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)
– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)
– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)
– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)
• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)
– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)
– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.
– Как же назвали новое государство? (Русь.)
• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».
– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!
– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.
• Вывешивается карточка «Киев».
– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.
– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.
Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)
• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.
– А как же назвали народ? (Русским.)
– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)
• Схема «родословная князей Древней Руси».
– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)
– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)
– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)
– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.
– А что давало принятие христианства на Руси? (…)
– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.
- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)
• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:
Распространение грамотности, просвещения
Развитие искусства и ремёсел
Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
Укрепление связей с другими государствами.
– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)
– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)
• Вывешиваю табличку: 988 г.
IV. Итог урока.
– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)
– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)
– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?
V. Д/з
– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.
История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик
/video/view/?id=v1355356dbbf
История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик
/video/view/?id=v1355475c4e5
Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие
.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875
Электронная энциклопедия истории Быт древних славян /slav/sla2.php
Восточные славяне и Киевская Русь /w1.htm
Крещение Руси /sng/russia/200.html
textarchive.ru
Презентация на тему "Во все времена Древней Руси"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
2 слайд Описание слайда:
Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:
Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.
5 слайд Описание слайда:
Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
6 слайд Описание слайда:
Образование Киевской Руси Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: Приходите княжить и владеть нами».
7 слайд Описание слайда:
Три князя варяго – русского происхождения: Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так, в 862 году образовалось Русское государство. От имени рода первых князей оно и стало назваться РУСЬЮ.
8 слайд Описание слайда:
Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (862-879) Игорь (912-945) Ольга (945-964)
9 слайд Описание слайда:
Рюрик (862-879) Братья Рюрика спустя два года умерли, и он стал единственным правителем страны. Окрестные города и селенья Рюрик раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
10 слайд Описание слайда:
Олег (879-912) После смерти Рюрика, из-за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его «Вещим Олегом".
11 слайд Описание слайда:
Игорь (912-945) Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена и заставлял их платить дань. Он отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."
12 слайд Описание слайда:
Ольга (945-957) Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правлению. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
13 слайд Описание слайда:
С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Религия русских славян была сперва языческая: поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но военные и торговые отношения с Византией, познакомили русских и с христианством. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами.
14 слайд Описание слайда:
Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году.
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:
Владимир (980-1015) Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
17 слайд Описание слайда:
Интересный факт! В Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович
18 слайд Описание слайда:
Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии и Древней Греции.
19 слайд Описание слайда:
Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».
20 слайд Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1031588
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Конспект во времена древней руси
МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское «Во времена Древней Руси» (конспект урока окружающего мира в 4 классе) Подготовила и провела учитель начальных классов Ширяева Е.П. Цель: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания; -развивать устную речь учащихся,воображение, фантазию, умение работать скартой; ■'! -воспитывать любовь к истории Ход урока I Организационный момент Вот книжки на столе, а вот — тетрадки, И хочется играть, сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! II Проверка домашнего задания.Проверочное тестирование: Вариант 1/ 1.Русские, украинцы и белорусы произошли от :а.Восточных славян; б.Западных славян; в.Южных славян; 2.Древние славяне жили: а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами 3.Посуду делали древнее славяне из: а.Глины; б.Метала; в.Дерева; 4.Богом грома и молнии у древних славян был: а.Зевс; б.Перун; в.Марс;Вариант 2 1. Древние славяне жили: 607187022218650060807605317490006080760782701000612648025234900061404505312410006140450783653500619950523361650062039505394960006209030784098000а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами; 2.Поселение древних славян раскинулось: а.В западной части Европы; б.В восточной части Европы; в.В центральной Европе.3.Свои дома славяне строили: а.Из камня; б.Из кирпича; в.Из столбов деревьев; 4.Праздник Ивана Купала: а.В честь воды; б.В честь Солнца; в.В честь Земли; Вариант 3 1.Русские, украинцы и белорусы произошли от : а.Восточных славян; б.Западных славян; в.Южных славян; 2.Древние славяне жили: а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами; 3.Посуду делали древнее славяне из: а.Глины; б.Метала; в.Дерева; 4.Свои дома славяне строили: * а.Из камня; б.Из кирпича; в.Из столбов деревьев; 5.Праздник Ивана Купала: а.В честь воды; б.В честь Солнца; в.В честь Земли; 6.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а.Земледелием; б.Бортничеством; в.Рыболовством; III Сообщение, темы и цели.Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каж