Во времена древней руси существовал. Презентация на тему "Во все времена Древней Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема «Во времена Древней Руси» Цель. Во времена древней руси существовал


«Во времена Древней Руси». Цель

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

– А что же такое «Русь»? (Государство.)

– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)

• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

• Читает ученик (карточка на каждом столе):

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.

– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)

• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

• Вывешивается карточка «Киев».

– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

– А как же назвали народ? (Русским.)

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

• Схема «родословная князей Древней Руси».

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

– А что давало принятие христианства на Руси? (…)

– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения
  • Развитие искусства и ремёсел
  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
  • Укрепление связей с другими государствами.
– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

• Вывешиваю табличку: 988 г.

IV. Итог урока.

– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Картинки Жизнь древних славян
http://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85+%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD&hl=ru&newwindow=1&rlz=1R2ADFA_ruRU417&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=U7foTvLkLofUsgbM1fC-Bw&sqi=2&ved=0CCoQsAQ&biw=936&bih=441
  1. История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик
http://smotri.com/video/view/?id=v1355356dbbf
  1. История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик
http://smotri.com/video/view/?id=v1355475c4e5
  1. Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие
http://kolibaba.com.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875
  1. Электронная энциклопедия истории Быт древних славян http://www.galla.su/slav/sla2.php
  2. Восточные славяне и Киевская Русь http://his95.narod.ru/w1.htm
  3. Крещение Руси http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html

gazya.ru

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Во времена Древней Руси Урок истории ( природоведения)в 4 классе

2 слайд Описание слайда:

Цели урока Формировать представление о Древней Руси, русских князьях. Развивать познавательный кругозор. Воспитывать интерес к истории.

3 слайд Описание слайда:

Проверочное тестирование Тест № 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: А) восточных славян; Б) западных славян; В) южных славян.

4 слайд Описание слайда:

№ 2 Древние славяне жили: А) семьями; Б) в одиночку; В) племенами.

5 слайд Описание слайда:

№ 3. Праздник Ивана Купалы: А) в честь воды; Б) в честь Солнца; В) в честь Земли.

6 слайд Описание слайда:

№ 4. Богом грома и молнии у Древних славян был: А) Зевс; Б) Перун; В) Марс

7 слайд Описание слайда:

Русь Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.

8 слайд Описание слайда:

Древнее поселение

9 слайд Описание слайда:

Призвание варягов. В.М.Васнецов

10 слайд Описание слайда:

Верования древних славян

11 слайд Описание слайда:

Верования Древних славян Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. 

12 слайд Описание слайда:

Перун – бог грома и молнии

13 слайд Описание слайда:

Перуница

14 слайд Описание слайда:

Праздник Ивана Купалы Дохристианский русский праздник Ивана-Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Совпадение языческого праздника Купалы с днем св. Предтечи Иоанна в народном понятии могли смешаться, тем более, что в основе обоих праздников лежит омовение водой. Поэтому предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем св. Иоанна Крестителя. Праздник Купалы был для наших предков великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда обыкновенно природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Начиналась ночь вакханалией. Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке "как бешеные".

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

О древней Руси Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча ( мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали править князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно.

19 слайд Описание слайда:

Из летописи Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

20 слайд Описание слайда:

Речь послов « Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

21 слайд Описание слайда:

Первые князья Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

22 слайд Описание слайда:

Великий князь Рюрик

23 слайд Описание слайда:

Русский князь Олег

24 слайд Описание слайда:

Владимир – Красное Солнышко ВЛАĘИМИР I СВЯТОС˘АВИЧ (?-1015), князь новгородский (с 969), великий князь киевский (с 980). Младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988-989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:

Княгиня Ольга

27 слайд Описание слайда:

« Три богатыря» В.М.Васнецов

28 слайд Описание слайда:

Итог урока Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-473269

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Во времена Древней Руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Во времена древней Руси.

2 слайд Описание слайда:

Карты Древней Руси.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Богатыри

5 слайд Описание слайда:

Боевые топоры

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

8 слайд Описание слайда:

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

9 слайд Описание слайда:

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

10 слайд Описание слайда:

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

11 слайд Описание слайда:

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Конец урока

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-547129

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тема «Во времена Древней Руси» Цель

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и целей урока.

– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

– А что же такое «Русь»? (Государство.)

– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)

• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

• Читает ученик (карточка на каждом столе):

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.

– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)

• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

• Вывешивается карточка «Киев».

– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

– А как же назвали народ? (Русским.)

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

• Схема «родословная князей Древней Руси».

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

– А что давало принятие христианства на Руси? (…)

– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения

  • Развитие искусства и ремёсел

  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего

  • Укрепление связей с другими государствами.

– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

• Вывешиваю табличку: 988 г.

IV. Итог урока.

– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Картинки Жизнь древних славян

/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85+%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD&hl=ru&newwindow=1&rlz=1R2ADFA_ruRU417&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=U7foTvLkLofUsgbM1fC-Bw&sqi=2&ved=0CCoQsAQ&biw=936&bih=441

  1. История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик

/video/view/?id=v1355356dbbf

  1. История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик

/video/view/?id=v1355475c4e5

  1. Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие

.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875

  1. Электронная энциклопедия истории Быт древних славян /slav/sla2.php

  2. Восточные славяне и Киевская Русь /w1.htm

  3. Крещение Руси /sng/russia/200.html

textarchive.ru

Презентация на тему "Во все времена Древней Руси"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

2 слайд Описание слайда:

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. 

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

5 слайд Описание слайда:

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

6 слайд Описание слайда:

Образование Киевской Руси Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: Приходите княжить и владеть нами».

7 слайд Описание слайда:

Три князя варяго – русского происхождения: Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так, в 862 году образовалось Русское государство. От имени рода первых князей оно и стало назваться РУСЬЮ.

8 слайд Описание слайда:

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (862-879) Игорь (912-945) Ольга (945-964)

9 слайд Описание слайда:

Рюрик (862-879)  Братья Рюрика спустя два года умерли, и он стал единственным правителем страны. Окрестные города и селенья Рюрик раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами. 

10 слайд Описание слайда:

Олег (879-912)  После смерти Рюрика, из-за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его «Вещим Олегом".

11 слайд Описание слайда:

Игорь (912-945)  Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена и заставлял их платить дань. Он отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."

12 слайд Описание слайда:

Ольга (945-957)  Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правлению. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей. 

13 слайд Описание слайда:

С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Религия русских славян была сперва языческая: поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но военные и торговые отношения с Византией, познакомили русских и с христианством. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами. 

14 слайд Описание слайда:

Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году.

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Владимир (980-1015)  Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.

17 слайд Описание слайда:

Интересный факт! В Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович

18 слайд Описание слайда:

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии и Древней Греции.

19 слайд Описание слайда:

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

20 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1031588

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект во времена древней руси

МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское «Во времена Древней Руси» (конспект урока окружающего мира в 4 классе) Подготовила и провела учитель начальных классов Ширяева Е.П. Цель: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания; -развивать устную речь учащихся,воображение, фантазию, умение работать скартой; ■'! -воспитывать любовь к истории Ход урока I Организационный момент Вот книжки на столе, а вот — тетрадки, И хочется играть, сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! II Проверка домашнего задания.Проверочное тестирование: Вариант 1/ 1.Русские, украинцы и белорусы произошли от :а.Восточных славян; б.Западных славян; в.Южных славян; 2.Древние славяне жили: а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами 3.Посуду делали древнее славяне из: а.Глины; б.Метала; в.Дерева; 4.Богом грома и молнии у древних славян был: а.Зевс; б.Перун; в.Марс;Вариант 2 1. Древние славяне жили: 607187022218650060807605317490006080760782701000612648025234900061404505312410006140450783653500619950523361650062039505394960006209030784098000а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами; 2.Поселение древних славян раскинулось: а.В западной части Европы; б.В восточной части Европы; в.В центральной Европе.3.Свои дома славяне строили: а.Из камня; б.Из кирпича; в.Из столбов деревьев; 4.Праздник Ивана Купала: а.В честь воды; б.В честь Солнца; в.В честь Земли; Вариант 3 1.Русские, украинцы и белорусы произошли от : а.Восточных славян; б.Западных славян; в.Южных славян; 2.Древние славяне жили: а.Семьями; б.В одиночку; в.Племенами; 3.Посуду делали древнее славяне из: а.Глины; б.Метала; в.Дерева; 4.Свои дома славяне строили: * а.Из камня; б.Из кирпича; в.Из столбов деревьев; 5.Праздник Ивана Купала: а.В честь воды; б.В честь Солнца; в.В честь Земли; 6.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а.Земледелием; б.Бортничеством; в.Рыболовством; III Сообщение, темы и цели.Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каж

educontest.net