Внешняя политика древнего мира. Часть 1. Особенности процесса становления феномена международных отношений в эпоху Древности и Средневековья.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внешняя политика в эллинистическом мире. Внешняя политика древнего мира


Внешняя политика в эллинистическом мире

Международная ситуация в эпоху эллинизма была крайне сложной и запутанной. В отличие от предшествующего исторического периода теперь на внешнеполитической арене доминировало несколько мощных царств, интересы которых противостояли интересам ряда меньших по размеру и значению монархий, союзов греческих полисов и отдельных полисов. Приходилось находить что‑то общее в стремлениях конфликтовавших друг с другом государств, чтобы не ввергнуть греческий мир Восточного Средиземноморья в полный хаос. Одной из важнейших основ межгосударственных отношений стала идея «баланса сил», согласно которой каждое из государств занимало в политическом мире свое место и обладало определенной сферой влияния, признававшейся соседями. Однако это равновесие постоянно нарушалось, что приводило к регулярным военным столкновениям. Осложнялась международная ситуация и тем, что в борьбу эллинистических государств периодически и все более успешно вторгались государства, не принадлежавшие к греческому миру: Карфаген и Рим – с запада, Парфия – с востока.

Существовало несколько регионов, где пересечение интересов различных участников системы межгосударственных отношений периода эллинизма было необычайно острым. Именно в этих «горячих точках» конфликты и войны были особенно частыми. Так, за обладание крайне важными в стратегическом отношении Финикией, Палестиной и Сирией последовала череда так называемых Сирийских войн,которые вели Птолемеи и Селевкиды. Эти войны между двумя государствами‑гигантами, проходившие с переменным успехом, лишь серьезно истощили обе стороны, не принеся победы никому.

Еще более непримиримо сталкивались интересы различных внешнеполитических сил в бассейне Эгейского моря. За влияние в этом регионе боролись все крупные эллинистические державы. В той или иной степени их поддерживали греческие федерации и полисы. И у каждого были какие‑то особые устремления и амбиции: расширение своей территории, овладение стратегически важными плацдармами или борьба за собственную независимость. Соответственно, Эгеида была ареной постоянных вооруженных конфликтов.

Соотношение сил между участниками военно‑политической борьбы не оставалось неизменным. На протяжении большей части III в. до н. э. сильнейшей державой эллинистического мира был птолемеевский Египет, а государство Селевкидов в этот период переживало процесс ослабления. На Балканском полуострове решительной гегемонии добилась Македония, военными и политическими методами утвердившая свое господство почти во всех полисах Греции. В конце III в. до н. э. первенство Птолемеев пошатнулось, а мощь Селевкидов в результате деятельности Антиоха III, напротив, резко увеличилась. Однако Антиох был, по существу, одним из последних крупных государственных деятелей эпохи эллинизма. Истощавший сам себя непрестанными войнами, эллинистический мир вступал в период упадка.

В этой ситуации на средиземноморскую политическую сцену вступила новая могучая сила – Римская республика. Еще в III в. до н. э. Рим захватил греческие государства Южной Италии и Сицилии. В течение следующего столетия под его властью постепенно оказались Македония, Балканская Греция, Пергам. В первой половине I в. до н. э. к Риму перешла Сирия (остальные части державы Селевкидов были к тому времени захвачены Парфией). Дольше других сохранял свою независимость эллинистический Египет, хотя в конце его существования суверенитет Птолемеев был уже скорее фикцией, чем реальностью: последние правители были настоящими марионетками в руках римлян. Наконец, в 30 г. до н. э. Египет был официально включен в состав Римской республики. Эту дату обычно считают концом эпохи эллинизма.

Источники

История эллинистического мира привлекала к себе внимание не только древнегреческих, но и римских авторов, что связано со вступлением греческого мира и Рима в непосредственный контакт. Выдающийся римский историк Тит Ливий(59 до н. э. – 17 н. э.) в труде по истории Рима, повествуя о внешнеполитических отношениях между римлянами и эллинистическими государствами, не мог избежать описания истории этих государств (он опирался в основном на тексты Полибия, но трактовал факты, естественно, с римской точки зрения).

Историография

Изучение специфики эллинизма в Причерноморье является одним из приоритетных направлений в отечественном антиковедении. Подвергалась всестороннему анализу история различных эллинистических государств этого региона: Ольвии (Ю. Г. Виноградов),Херсонеса(В. И. Кадеев, В. М. 3убарь)и в особенности Боспорского царства(С.Ю.Сапрыкин, Е. А. Молев, Ф. В. Шелов‑Коведяеви др.). Было показано, в частности, что эллинизм на Боспоре наступил позже, чем в Восточном Средиземноморье, возможно, из‑за периферийного положения северопонтийского региона.

Внешнеполитическими отношениями в эпоху эллинизма, борьбой между различными эллинистическими государствами, начиная со времени диадохов и вплоть до завоевания Восточного Средиземноморья Римом, активно занимаются многие историки [Э. Вилль(E. Will),Ф.Уолбэнк(F. Walbank),Х. Хабихт, Б. Макгинг(B. McGing) и др.]. Хорошо разработана эта тематика и в отечественной историографии(А. С. Шофман, В. Д. Жигунин, О. Л. Габелко).Отношения между эллинистическим миром и Римом осветил в своих работахВ. И. Кащеев.Одним из достижений отечественного антиковедения стала разработка концепции «баланса сил» между государствами эпохи эллинизма.

studfiles.net

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ | Энциклопедия Всемирная история

Внешнеполитический курс Древнерусского государства, охватывающий период от правления первых русских князей (середина IХ века) до установления монголо-татарского ига в середине XIII века.

Внешняя политика середины IX-середины Х века

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на Византию. Большую известность получил договор между ней и Русью, заключенный князем Олегом (879-911) в 911 году в результате его похода на Константинополь. Он был написан на русском и греческом языках, давал право русским купцам месяц жить за счет греков в византийской столице (однако они  должны были ходить по городу без оружия и иметь при себе письменные документы, а также заранее сообщать о своем визите). Договор обеспечил возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на византийских рынках.

В княжение Игоря (912-945) в 944 году договор был вновь подтвержден, но на менее выгодных условиях. Его жена Ольга, правившая после гибели мужа (945-964), поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году она совершила дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство, что, однако, не повлекло за собой массового крещения населения Руси.

Походы Святослава

Перед князем Святославом (964-972) стояла задача защиты Руси от набегов кочевников (печенегов) и прокладывания торгового пути в другие страны. С этими задачами он успешно справился. В своих многочисленных походах Святослав нанес поражение Волжской Булгарии (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме), разгромил давнего врага восточных славян - Хазарский каганат, взял его города Итиль и Саркел. Князь успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, покорив племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов), овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав старался приблизить границы Руси к Византии и включился в 967 году в болгаро-византийский конфликт на стороне Константинополя, однако затем повел борьбу уже против императора Никифора Фоки за Балканский полуостров. Во время этого конфликта князь даже хотел перенести столицу своего государства на Дунай в город Переяславец, куда свозились бы, как он предполагал,  блага из разных стран: Византии, Руси, Венгрии, Чехии. Но борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен 100-тысячным греческим войском. С трудом он смог уйти на Русь, заключив с империей договор о ненападении и вернув дунайские земли. По дороге же домой Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан сделал из его черепа чашу, из которой пил на пирах, считая, что так к нему перейдет слава убитого.

Внешняя политика Руси в конце Х-первой половине XII века

При князе  Владимире I (980-1015) была решена важнейшая задача: была обеспечена защита русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, с которыми постоянно приходилось сталкиваться. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне на границе со степью был сооружен ряд крепостей.

В 985 году Владимир совершил поход на Хазарию, обложив ее данью, и Булгарию, с которой заключил договор на выгодных условиях.

Главным актом всей политики Владимира стало крещение Руси в 988 году по восточному, греческому обряду. Перед этим он осадил Херсон – центр византийских владений в Крыму. После длительной осады город сдался, князь договорился с императором Василием II  о крещении и женитьбе на его сестре Анне. Крестившись сам, князь затем крестил и весь свой народ. Это имело большое международное значение. Русь, отвергнув язычество, стала на равных с другими христианскими странами, укрепила свои связи с Византией.

В 989 и 1000 годах Владимир участвовал в византийских походах против дунайской Болгарии. Во время его правления были заключены договоры с Венгрией, Польшей, Чехией.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Древняя Русь достигла наивысшего могущества. В 1020-е годы Ярослав выступал против польского короля Мешко II. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал у Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1038 году князь совершил поход на ятвягов, в 1040, 1044 годах – на литву. Ярослав, как и Владимир, занимался защитой страны от печенежских набегов. В 1036 году он разбил печенегов, навсегда освободив от них страну.

При Ярославе Русь получила широкое международное признание. С его семьей стремились породниться крупнейшие королевские дома Европы. Сам князь в 1019 году женился на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Дочери Ярослава вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а германский император на его внучке. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, отсюда прозвище сына Всеволода – Владимир Мономах.

В правление последнего (1113-1125) тенденции, ведущие страну к распаду на отдельные княжества, стали необратимы. Однако Владимиру Мономаху еще удавалось удерживать Русь под своей властью. Он успешно боролся с половцами, начавшими свои набеги во времена правления Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей.  В 1116 году Владимир после очередного похода вынудил их откочевать от русских границ.

В 1110-е годы Мономах поддержал претендента на византийский престол – самозванца Лжедиогена и даже выступил против императора. Он смог завладеть дунайскими землями, которые Византия все же вернула себе. В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались успехом и были закреплены династическим браком: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора.

Сын Мономаха Мстислав Великий (1125-1132) совершил несколько походов на Полоцкое княжество (1127, 1129). Он выслал всех полоцких князей в Византию, посадив туда своего сына Изяслава.

Мстислав ходил и в Прибалтику. В 1130 году он обложил данью чудь, но через год потерпел поражение у Юрьева. Был удачен поход на Литву в 1132 году, однако на обратном пути киевляне были разбиты.

После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества-государства. Начался период феодальной раздробленности.

Борьба с внешней опасностью в XIII веке

XIII стал временем изменения политической карты Европы. В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, была образована Латинская империя. Рыцарские ордена начали экспансию в Прибалтике, угрожая русским границам. Сильнейшую опасность для раздробленной и ослабленной Руси представляло образовавшееся тогда же Монгольское государство.

Монголо-татарское нашествие

В 1206 году правителем монголов стал Чингисхан (1206-1227), объединив их в единое государство. Оно отличалось силой и монолитностью. Монгольская знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских набегов на соседние землевладельческие народы. Монгольское войско было отлично организовано, оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тьмы (тумены), то есть десять тысяч. Основной ударной силой была конница. Также у монголов была хорошо поставлена разведка. Способствовал их завоеваниям и принцип веротерпимости к покоренным народам.

В 1215 году монголы заняли Китай, в 1218 году – Корею, в 1219  начали завоевание Средней Азии, дойдя затем и до Северного Кавказа, где нанесли поражение половцам. Те же обратились за помощью к русским князьям. В 1223 году монголы разбили русских и половцев на р. Калке. Они дошли до Днепра, но в пределы Руси не вступили. Возвращаясь в степь, кочевники предприняли  неудачную попытку захватить Волжскую Булгарию. Они поняли, что вести походы на Русь и ее соседей можно путем организации общемонгольского похода. Его возглавил внук Чингисхана Батый (1227-1255), получивший в наследство территорию, которую сможет завоевать на Западе. В 1236 году монголы подчинили себе Булгарию, в 1237 – кочевников степи. Осенью 1237 года они подошли к русским территориям, перейдя Волгу.

Русь знала об опасности, но страдала от раздробленности. У нее не было единого командования. Укрепления городов не годились для отпора кочевникам. Батый обладал и численным и техническим превосходством.

Первой подверглась атаке монголов Рязань. На шестой день осады она была взята, жители и княжеская семья перебиты. В начале 1238 года кочевники двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. У Коломны они разбили русское войско. Пять  дней сопротивлялась Москва, но была сожжена. В феврале был осажден Владимир, захваченный на четвертый день осады. После этого войско Батыя разделилось на отряды, которые подвергли разгрому Северо-Восточную Русь. Полки князя Юрия Всеволодвича сразились с монголами на р. Сити, но безуспешно. Кочевники двинулись на Северо-Запад. Здесь две недели оборонялся Торжок, спасший северо-западную Русь от разграбления. Монголы отступили на юг, чтобы восстановить силы. По дороге они уничтожали города. Семь недель сопротивлялся захватчикам Козельск, прозванный ими «злым городом». 

Весной 1239 года Батый разгромил Переяславль Южный, осенью – Черниговское княжество. В 1240 году после длительной осады был взят Киев, в 1241 году – Галицко-Волынское княжество. На территории Руси установилось монголо-татарское иго, просуществовавшее более двухсот лет (1240-1480).

После разгрома Руси Батый двинулся в Европу, разорив Польшу, Венгрию, Чехию, Балканы. Однако в 1242 году монголов постриг ряд неудач, они решили завершить тяжелый поход и вернуться на восток. Русь, в которой завоеватели потратили большую часть сил, по сути,  спасла европейские страны от ига.

Борьба с крестоносцами

В начале XIII века прибалтийские народы были язычниками. Сильное влияние на них оказывали соседние русские земли. В согласии с доктриной немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (Натиск на Восток) началось вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси. Его санкционировали римский папа и германский император Фридрих. В крестовом походе приняли участие рыцари северных стран Европы.

Для завоевания земель латышей и эстов был создан Орден меченосцев. Он вел захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 году рыцари высадились в устье Западной Двины и основали в качестве опорного пункта Ригу. В 1219 году датские рыцари захватили часть прибалтийского побережья и основали Ревель (Таллин). В 1224 году крестоносцы взяли Юрьев. Для завоевания Литвы и русских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, в 1236 – от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы. В 1237 году из тевтонов и меченосцев был образован Ливонский орден.

Русь, ослабленная борьбой с монголами, была вынуждена воевать и с рыцарями. В 1240 году ситуацией воспользовались шведские феодалы, чей флот высадился у слияния Невы и Ижоры. Шведы рассчитывали захватить Старую Ладогу и Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич со своим войском скрыто подошел к шведскому лагерю, а затем ударил по нему, отрезав шведам путь к отступлению. Победа была полной. Сражение со шведами получила название Невской битвы, сам же Александр получил прозвище Невский. Шведская агрессия была остановлена, Русь сохранила за собой Балтику.

Летом 1240 года ливонцы вместе с датскими и немецкими рыцарями захватили Изборск. В 1241 году ими был взят Псков. Из-за конфликта новгородских бояр и Александра Невского, изгнанного из города, крестоносцы смогли подойти совсем близко к Новгороду. Но вскоре князь возвратился в него. Он освободил захваченные города, а затем перекрыл путь рыцарям, расположив войска на  льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года здесь состоялось Ледовое побоище, закончившееся разгромом крестоносцев. В результате этой победы военная мощь Ливонского ордена была ослаблена, а попытка навязать Руси католицизм сорвана. Однако в конце XIII рыцари смогли захватить значительную часть Прибалтики.

w.histrf.ru

Часть 1. Особенности процесса становления феномена международных отношений в эпоху Древности и Средневековья.

Глава 1. Древний мир: возникновение международных отношений.

1.1.Основные особенности мо Древнего мира.

Международные отношения Древнего мира обладали целым рядом специфических особенностей, отличавших их от современных международных отношений и вытекавших из особенностей военной, политической, социальной организации государственных образований древности, их хозяйственного уклада и уровня развития техники.

Во-первых, на всем протяжении истории Древнего мира международные отношения развивались фактически в рамках определенных локальных и региональных субсистем, так и не перерастая в единую систему международных отношений. Под международной субсистемой в данном случае понимается совокупность географически близких политических сообществ, которые поддерживают между собой регулярные отношения и могут быть вовлеченными во всеобщую войну. Системность при этом находит выражение прежде всего в регулярности взаимодействий и в состязательности составляющих субсистему единиц.

В силу слабого развития средств транспорта и коммуникации, наличия “естественных” ограничителей в виде особенностей климата и ландшафта (труднопроходимых горных цепей, пустынь и т.д.) международные отношения распадались на ряд четко выраженных региональных сегментов (Восточная Азия, Южная Азия, Ближний и Средний Восток, Средиземноморье), контакты и взаимодействия (в рамках международной торговли, войн и конфликтов) между которыми носили вплоть до середины I тысячелетия до н.э. эпизодический характер. Иными словами, если в рамках современных международных отношений мы привыкли иметь дело с системой и миропорядком, то применительно к Древнему миру имеет смысл говорить о наличии нескольких региональных по характеру субсистем и отсутствии целостного “мирового порядка” как такового. При этом каждая из существующих субсистем носит открытый характер, подвержена внешним воздействиям, легко поддается эрозии.

Во-вторых, международные отношения этой эпохи выходят за рамки отношений между государственными акторами и включают в себя отношения государственных образований с “чем-то иным” - племенными союзами, теократическими и военными вождествами и т.д. Иными словами отличительной чертой открытых региональных субсистем на всем протяжении древнего мира остается сосуществование и взаимодействие разнокачественных субъектов: наряду с сообществами, обладающими собственной государственностью, неизменными и активными участниками политической истории выступают народы, еще не преодолевшие стадию потестарности (дополитической организации). Насколько правомерно причислять их к субъектам международных отношений? Представляется вполне корректным утверждать, что в той мере, в какой народы, сохранившие родоплеменные структуры, влияют, зачастую решающим образом, на судьбы государственных образований (в ходе нашествий, завоеваний и т.д.), определяют содержание и направленность их внешней политики, они являются субъектами международных отношений.

В-третьих, как уже отмечалось, основной сущностной характеристикой современного государства является суверенитет. Понятие суверенитета несвойственно государственным образованиям древности, будь то империи или города-государства. Империям присуще включение одних государственных образований в другие при сохранении сложной системы статусов и взаимоотношений между составляющими имперское целое частями. Возникает проблема “разделения суверенитета” между имперским центром и составляющими имперской периферии. Наглядным примером подобного рода организации может служить Империя Ахеменидов или, например, Римская империя. Кроме того, империи Древнего мира подобно кометам тянули за собой целый шлейф вассальных, полузависимых, полностью зависимых и т.п. государственных образований, формально не входивших в состав империи, но не способных проводить самостоятельной внешней политики.

Города-государства со своей стороны нередко вынуждались внешними обстоятельствами или по собственной инициативе проявляли склонность к вхождению в союзные образования, именуемые в исторической и политологической литературе “федерациями” или “конфедерациями”, таким образом, утрачивая часть своего суверенитета в пользу межгосударственного политического союза. Наиболее показательным примером в этом отношении выступают т.н. “федерации” и “конфедерации”, а точнее сказать “квазифедеративные” союзы типа Беотийского и более поздних - Ахейского и Этолийского в Древней Греции.

В-четвертых, еще одной характеристикой современного государства, не в полной мере присущей древности, выступает территориальность. Империи, являющиеся открытыми политиями и претендующие в идеале на всемирную гегемонию, не знают постоянных границ. Расширение пределов империи приводит к увеличению находящихся в ее распоряжении людских и материальных ресурсов. В этом смысле территориальный императив для эпохи Древнего мира однозначно связан с осуществлением контроля над возможно большей территорией.

При этом можно проследить наличие своеобразных имперских циклов развития, проявляющихся с завидным постоянством на протяжении нескольких тысячелетий. На первом этапе - демографический взрыв и технологический рывок, связанные, как правило, с совершенствованием приемов агротехники и применением в хозяйственных и военных целях новых металлов (медь, бронза, железо), затем - череда завоеваний, обеспечивающих государство дополнительными ресурсами, затем - период стагнации и упадка, когда дальнейшее территориальное расширение оказывается по ряду географических, военно-политических, экономических или иных причин невозможным (и соответственно остается неизменной и даже сужается ресурсная база соответствующих государственных образований), а оборона границ от находящихся на стадии потестарности (дополитической организации) или ранней государственности соседей требует привлечения все большей доли ресурсов и подтачивает внешний военно-политический и внутренний репрессивный потенциал соответствующих политических сообществ, лишая их устойчивости и приводя, в конечном счете, к распаду.

В-пятых, отсутствие сколь нибудь значимой роли конфессионального и этнического факторов. Дело в том, что религиозная нетерпимость возникает лишь с появлением догматических религий - зороастризма, христианства, ислама. Эти религии являются универсальными по своим притязаниям. Кроме того, все они определяются как религии “священных текстов”, по сути своей не допускающих широких интерпретаций и исключающих все неортодоксальное, привносимое извне. Приверженцы каждой из этих универсальных по своей сути религиозных систем представлений исходят из того, что есть только один “истинный Бог”, которому и должно поклоняться все человечество. Приверженцы иных богов являются в лучшем случае “заблудшими”, либо даже “злонамеренными” людьми и потому подлежат безусловному обращению в “истинную веру” - добром или силой.

Отличительной чертой всех религий ранней древности является многобожие и полное отсутствие религиозной вражды. В представлении древних каждая страна, каждый город, каждое племя имеют местного верховного бога - главу целого пантеона, включающего в себя огромное множество местных божеств. Верховное божество, как правило, считалось творцом и владыкой всего мира. Это обстоятельство, однако, не приводило к распрям или возникновению международных конфликтов на религиозной почве. Дело в том, что функции богов у разных народов, как правило, во многом совпадали, поскольку олицетворяли собой совокупность космических, природных и стихийных сил - земли, неба, Солнца, Луны, моря, реки, плодородия, войны и т.п. В сущности, это были одни и те же боги, только именуемые по-разному и несколько различающиеся “объемом полномочий”, т.е. конкретным набором функций, являвшихся исключительной прерогативой того или иного божества. Есть основания утверждать, что именно так их и воспринимали в древности. Дело доходило до полного отождествления богов из различных страновых пантеонов. Причем отождествлялись не только Юпитер и Зевс, Марс и Арес, Венера и Афродита, например, но и финикийский Эл с античным Кроном и хеттским Кумарби, Аполлон - с иранским Митрой, античный Уран - с месопотамским Ану и т.д. Кроме того, происходили, так сказать, присвоение и интериоризация богов, если в собственном пантеоне вдруг обнаруживалось отсутствие соответствующих божеств, функции которых представлялись достаточно важными. В частности, персы заимствовали ряд божеств из вавилонского пантеона. Многие исследователи склоняются к мысли, что античный культ Диониса был позаимствован с Востока. В Риме широкое распространение получил культ богини Изиды и т.п. Широкое распространение практики отождествления и заимствования приводило, в конечном счете, не к религиозной вражде, а к подобию религиозного синкретизма (уподоблению и слиянию религий), о котором находят возможность говорить некоторые специалисты в области религиоведения и социальной психологии.

Что же касается этнического фактора, то имеются все основания утверждать, что у человека древнего мира осознание своей этнической принадлежности оставалось довольно смутным. Решающей для него была принадлежность к определенной общине или общинно-гражданскому коллективу (полису, городу-государству). Именно на такие локальные коллективы, кстати, и распространялось понятие “патриотизма”. Затем имела значение принадлежность к “большому” государственному образованию (мировой державе, империи), выступавшего объектом проявления лояльности со стороны подданных или граждан. Но этничность как таковая существенной политической роли не играла. Определенный этноцентризм древних царств и мировых империй (Египта, Ассирии, Рима времен поздней республики и ранней империи, Ханьской державы в Китае и т.п.) поддерживался исключительно осознанием своего культурно-цивилизационного превосходства над окружающим миром (превосходство египтян над дикарями и кочевниками пустынь, превосходство хуацяо срединных царств над “варварами четырех сторон света”, превосходство “римской доблести” (virtus) и порядка Pax Romana над хаосом, в котором пребывает варварская периферия, и т.п.). А большинство крупных государственных образований древности носили очевидный полиэтнический характер без выраженного доминирования одного из этносов. Достаточно вспомнить в этой связи Месопотамию, представлявшую собой настоящий “плавильный котел” древности (шумеры, аккадцы, хурриты, семиты, персы, затем греки и выходцы из других районов Средиземноморья) или древний Рим, возникший в результате синойкизма (слияния) трех этнически неоднородных общин - сабинов, латинов и этрусков.

Внешняя политика строилась в этом смысле совершенно вне связи с этническим контекстом. Естественным противником всегда выступал ближайший сосед (в том числе этнически родственный), в то время как естественным союзником - сосед соседа, независимо от его этнической принадлежности.

В-шестых, политическая карта Древнего мира неоднократно претерпевала существенные изменения. С нее нередко исчезали без следа не просто отдельные государственные образования, но целые гигантские империи (Хеттское царство, Митанни, Мидия и т.д.), уступая место зачастую столь же эфемерным и недолговечным государственным образованиям или имперским структурам.

Ну и, наконец, международные отношения охватывали достаточно незначительное, но постепенно расширяющееся пространство обитаемой ойкумены, протянувшееся узкой полосой от Западной Европы до Восточного Китая.

studfiles.net

Внешняя политика Касситской Вавилонии. Древний Восток

Внешняя политика Касситской Вавилонии

У Касситской Вавилонии сложилась в современной научной литературе репутация второстепенной и слабой державы.

Однако это плод впечатления от одного-единственного, хотя и широко известного, эпизода того времени — униженного поведения одного из касситских царей перед лицом египетского фараона (см. ниже). В действительности внешняя политика касситов отличалась большим размахом. Еще около 1560 г. до н. э. касситский царь Агум II по прозвищу «Меч милости» добился от чужеземных стран возвращения величайшей вавилонской святыни — статуи Мардука, которую вывезли к себе при разгроме Вавилона хетты; это было триумфом новой династии.

Именно при касситах Вавилония была окончательно (и навсегда) территориально объединена: они аннексировали царство Приморья и подчинили долину Среднего Евфрата (середина XV в. до н. э.). Не случайно еще пятьсот лет спустя после падения касситской династии ассирийцы продолжали именовать Вавилонию официальным названием Касситской Вавилонии «Кардуниаш». Кроме того, касситские цари владели «страной Кашшу» (землями, непосредственно заселенными касситскими племенами в горах Южно-Центрального Загроса) и некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в Северо-Центральном Загросе. Выступив против Египта в конце XV в. до н. э., касситский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «амарнской» международной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения; касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов и получали в ответ богатые золотые дары.

Около 1400 г. до н. э. вспыхнул ожесточенный конфликт между касситским царем Кадашман-Харбе и жившими до сих пор в Вавилонии аморейскими племенами — они подняли мятеж и разгромили ряд храмовых центров. Одновременно против царя восстал сам столичный Вавилон. Кадашман-Харбе подавил восстание, залив город кровью, а затем изгнал из Вавилонии на запад, за Евфрат, «многочисленных сутиев (амореев) от восхода до заката солнца и привел их воинскую силу к небытию». Больше того, пресл

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Особенности международных отношений Древнего мира

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

1. Особенности международных отношений Древнего мира. Основные центры цивилизации.

Во-первых, на всем протяжении истории Древнего мира международные отношения развивались фактически в рамках определенных локальных и региональных субсистем, так и не перерастая в единую систему международных отношений. Под международной субсистемой в данном случае понимается совокупность географически близких политических сообществ, которые поддерживают между собой регулярные отношения и могут быть вовлеченными во всеобщую войну.

В силу слабого развития средств транспорта и коммуникации, наличия “естественных” ограничителей в виде особенностей климата и ландшафта (труднопроходимых горных цепей, пустынь и т.д.) международные отношения распадались на ряд четко выраженных региональных сегментов (Восточная Азия, Южная Азия, Ближний и Средний Восток, Средиземноморье), контакты и взаимодействия (в рамках международной торговли, войн и конфликтов) между которыми носили вплоть до середины I тысячелетия до н.э. эпизодический характер.

Во-вторых, международные отношения этой эпохи выходят за рамки отношений между государственными акторами и включают в себя отношения государственных образований с “чем-то иным” - племенными союзами, теократическими и военными вождествами и т.д. Иными словами отличительной чертой открытых региональных субсистем на всем протяжении древнего мира остается сосуществование и взаимодействие разнокачественных субъектов: наряду с сообществами, обладающими собственной государственностью, неизменными и активными участниками политической истории выступают народы, еще не преодолевшие стадию потестарности (дополитической организации).

В-третьих, как уже отмечалось, основной сущностной характеристикой современного государства является суверенитет. Понятие суверенитета несвойственно государственным образованиям древности, будь то империи или города-государства. Возникает проблема “разделения суверенитета” между имперским центром и составляющими имперской периферии. Наглядным примером подобного рода организации может служить Империя Ахеменидов или, например, Римская империя. Кроме того, империи Древнего мира подобно кометам тянули за собой целый шлейф вассальных, полузависимых, полностью зависимых и т.п. государственных образований, формально не входивших в состав империи, но не способных проводить самостоятельной внешней политики.

В-четвертых, еще одной характеристикой современного государства, не в полной мере присущей древности, выступает территориальность. Империи, являющиеся открытыми политиями и претендующие в идеале на всемирную гегемонию, не знают постоянных границ. Расширение пределов империи приводит к увеличению находящихся в ее распоряжении людских и материальных ресурсов.

В-пятых, отсутствие сколь нибудь значимой роли конфессионального и этнического факторов. Дело в том, что религиозная нетерпимость возникает лишь с появлением догматических религий - зороастризма, христианства, ислама. Отличительной чертой всех религий ранней древности является многобожие и полное отсутствие религиозной вражды. Дело в том, что функции богов у разных народов, как правило, во многом совпадали, поскольку олицетворяли собой совокупность космических, природных и стихийных сил - земли, неба, Солнца, Луны, моря, реки, плодородия, войны и т.п. В сущности, это были одни и те же боги, только именуемые по-разному и несколько различающиеся “объемом полномочий”, т.е. конкретным набором функций, являвшихся исключительной прерогативой того или иного божества. Кроме того, происходили, так сказать, присвоение и интериоризация богов, если в собственном пантеоне вдруг обнаруживалось отсутствие соответствующих божеств, функции которых представлялись достаточно важными. Что же касается этнического фактора, то имеются все основания утверждать, что у человека древнего мира осознание своей этнической принадлежности оставалось довольно смутным. Решающей для него была принадлежность к определенной общине или общинно-гражданскому коллективу (полису, городу-государству). Внешняя политика строилась в этом смысле совершенно вне связи с этническим контекстом. Естественным противником всегда выступал ближайший сосед (в том числе этнически родственный), в то время как естественным союзником - сосед соседа, независимо от его этнической принадлежности.

В-шестых, политическая карта Древнего мира неоднократно претерпевала существенные изменения. С нее нередко исчезали без следа не просто отдельные государственные образования, но целые гигантские империи (Хеттское царство, Митанни, Мидия и т.д.), уступая место зачастую столь же эфемерным и недолговечным государственным образованиям или имперским структурам.

PAGE  1

samzan.ru

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

программа курса

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "международные отношения" и учебного плана данной специальности. Программа предназначена для студентов Алтайского государственного университета, специализирующихся по истории международных отношений.

Введение

Многовариантность понятия "международные отношения" в современных гуманитарных науках: юридический, социологический, политологический, экономологический, культурологический подходы и их критерии. Дефиниция " история международных отношений" и ее понятийно-категориальный аппарат. Возникновение международных отношений в традиционном обществе: проблематика хронологии и формально-контекстуальных аспектов. Усложнение форм международных отношений накануне генезиса государственной цивилизации.

Понятие "история международных отношений в древнем мире": хронологические, геоклиматические, этнолингвистические, понятийно-категориальные характеристики. Соотношение истории международных отношений в древнем мире как науки и учебной дисциплины. Место истории международных отношений в древнем мире в системе современных гуманитарных наук. Методико-дидактическая и практическая ценность изучения истории международных отношений в древнем мире. Принципы построения курса истории международных отношений в древнем мире.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ И НА ПЕРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В IV-III ТЫС. ДО Н.Э.

Основные современные теории происхождения государственно-организованной цивилизации. Раннецивилизационные политические системы, их властные группы, проблема носителей международной правосубъектности, форм и содержания международных отношений.

Международные отношения в Нильской долине в IV тыс. до н.э. Образование номов в Верхнем и Нижнем Египте и борьба между ними за гегемонию. Международные отношения в Северо-Восточной Африке в период Раннего и Древнего царства. Цивилизационная разносубъектность участников международных отношений.

Древнеегипетская международно-политическая концепция в эпоху III-VI династий. Международные экономические связи Египта; восприятие Египта в финикийских торговых портах; структура египетских экспортно-импортных операций. Международные последствия падения Древнего царства в ходе I Переходного периода.

Геоклиматические, топонимические и этнолингвистические характеристики понятия " Древняя Месопотамия". Процесс освоения людьми Верхней и Нижней Месопотамии. Складывание номов в Двуречье и характер межобщинных отношений в Протописьменный период в Шумере. Причины изменения межномовых связей в Раннединастийный период; борьба за гегемонию и ее результаты. Элам как субъект международных отношений; его взаимоотношения с номами Двуречья в Раннединастийный период.

Создание государства Саргонидов. Международная и внешнеполитическая доктрина Аккадского царства. Характер взаимоотношений аккадских царей с Эламом и государствами Восточного Средиземноморья. Нашествие кутиев и падение Аккада. Структура осуществления контроля кутиями над Месопотамией. Ликвидация кутийского ига и создание государства III династии Ура. Внешняя политика государства III династии Ура и ее международные итоги. Нашествие амореев, крушение царства Ура и его международные последствия. Характер расселения амореев в Месопотамии.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ И НА ПЕРЕДНЕМ ВОСТОКЕ ВО II ТЫС. ДО Н.Э.

Внешняя политика и международное положение Среднего царства Египта. Завоевания в Нубии и на Синае; причины хозяйственного освоения территорий в ливийской пустыне. Вторжение гиксосов и структура межэтнических связей в Нильской долине. Причины нежелания номархов Верхнего Египта воевать против гиксосов на стороне фиванских фараонов.

Взятие Авариса, основание XVIII династии и начало имперской политики Египта на Ближнем Востоке; завоевания Тутмоса III в Эфиопии, Палестине и Сирии. Демаркация египетско-митаннийской границы. Методы и средства египетской провинциальной политики. Утрата внеегипетских владений в ходе реформы Эхнатона, закрепление хеттов в северной Сирии, хеттско-египетское противостояние на Ближнем Востоке. Войны Рамсеса II с сирийцами и хеттами. Кадешский мирный договор: структура и содержание. Хеттско-египетский политический дуализм на Ближнем Востоке. Нашествие "народов моря", падение Хаттусы, война на Синае, крах египетской военной империи. Противоречивые реформы Рамессидов, преобладание наемников в египетской армии, падение Нового царства и его международные итоги.

Освобождение Ассирии от власти III династии Ура и создание Староассирийского царства Шамши-Ададом I. Главные цели внешней политики Ассирии. Международно- правовой режим торговых факторий в восточной Каппадокии.

Борьба аморейских династий за гегемонию в Месопотамии и возвышение Вавилона. Объединение Месопотамии при Хаммурапи I; средства удержания господства Вавилона над старыми номами.

Международное положение Вавилонии при преемниках Хаммурапи: касситская проблема и проблема Приморья. Набег Мурсили I на Вавилон и его международные последствия: усиление Митанни, касситская династия в Вавилоне, обретение Ассирией независимости. Дипломатические связи Вавилонии, Ассирии и Митанни с Египтом по данным амарнского архива.

Создание среднеассирийской военной державы; внешнеполитические цели и методы ассирийских правящих кругов. Взаимоотношения Ассирии и Вавилонии во второй половине II тыс. до н.э. Международный эффект нашествия "народов моря" и арамеев для Ассирии; конец Среднеассирийского периода.

Этнолингвистическая ситуация в Малой Азии в начале II тыс. до н.э. Борьба протохеттов за гегемонию в эпоху миграций индоевропейцев. Возвышение Куссары и генезис царства Хатти. Взаимоотношения хеттов с причерноморскими касками, Арцивой, Киццуватной и северосирийскими городами в Старохеттский период. Внутриполитический кризис, реформы Суппилулиумы - Мурсили и создание Новохеттской военной державы. Хеттско-египетское противостояние на Ближнем Востоке и его результаты. Нашествие " народов моря" и падение Хеттского царства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА КЛАССИЧЕСКОМ ВОСТОКЕ В XI-IV ВВ. ДО Н.Э. ( ДО МАКЕДОНСКОГО ЗАВОЕ ВАНИЯ)

Международное положение Египта при XXI династии. Усиление наемнических элементов в египетской армии. Правление ливийских и эфиопских династий в Египте. Войны с Ассирией и их международно-правовые итоги. Саисское возрождение. Ориентация на греческие полисы и греческих наемников и эффект такой политики. Греческие колонии в Дельте и их международно-правовой режим. Политика XXVI династии на Ближнем Востоке: поддержка гибнущей Ассирии, инспирирование мятежей в Иудее, противостояние с Новым Вавилоном. Поход Камбиза II и превращение Египта в ахеменидскую сатрапию. Антиперсидская борьба в V-IV вв. и ее результаты.

Внутриполитический кризис в Ассирии в XI-X вв. и поиск путей его преодоления. Борьба за выбор методов международной и внешней политики между партиями войны и мира в Ашшуре. Кратковременное возрождение ассирийской военной державы в IX в. и причины ее стремительного краха. Реформы Тиглатпаласара III в сфере провинциальной политики и их реальный международный эффект. Создание Новоассирийской военной державы в ходе войн на всех географических направлениях. Политика депортации народов и организация власти на покоренных территориях. Феномен повторяющихся мятежей при каждой новой ассирийской интронизации. Взаимоотношения Ассирии и Вавилонии: от личных уний (Тиглатпаласар III, Саргон II) до жестоких репрессий (Синаххериб). Упадок военной мощи Ассирии и ее разгром войсками Киаксара и Набопаласара.

Проникновение халдеев в Приморье; отношение к ним со стороны касситских правящих кругов и старой номовой элиты. Халдейско-эламские коалиции в борьбе против Ассирии. Мятеж Набопаласара и создание Нововавилонского царства. Раздел ассирийского наследства между Вавилоном и Мидией. Покорение Навуходоносором II Сирии, Финикии, Палестины. Причины уничтожения независимости Иудеи. Мотивы длительного пребывания вавилонских царей в Северной Аравии. Межэтнические противоречия в Вавилонии при Набониде; оппозиция правящему режиму - залог стремительного завоевания Вавилонии персами.

Процесс расселения ариев на территории современного Ирана. Этатогенез у ираноариев: Манна, Мадай, Парсуаш. Ассирийская агрессия, завоевание Мидии, поддержание покорности мидян методами divide et impera. Обретение независимости Мидией при Каштарити и утрата ее при Фравартише; период скифского господства.

Реформы Киаксара и планомерное наступление на Ассирию и ее данников (Парсуаш). Договоры с Набопаласаром о разделе сфер влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Покорение Средней Азии; война с Лидией и условия мирного договора с Алиаттом 585 г. до н.э.

Мятеж Кира II Ахеменида, разгром Астиага и создание Мидийско-Персидского государства. Умиротворение Средней Азии, завоевание Лидии и Вавилонии. Обращение Кира с покоренными народами. Завоевание Египта Камбизом II. Заговор Бардии-Гауматы и его международные последствия. Подавление восстаний покоренных народов и реформы Дария I. Внутриимперские международные отношения при Ахеменидах; баланс между отдельными этносами и сатрапиями и его отражение в административной политике и на вооруженных силах Ахеменидов. Внешняя политика Дария I: скифо- персидская война, начальный этап греко-персидских войн. Поражение Персии в войнах с эллинами и изменение внешнеполитической доктрины Ахеменидов в ходе борьбы греков за гегемонию (Пелопоннесская война, Царский мир). Сепаратизм в Ахеменидской империи. Мятеж Кира Младшего и международные последствия похода 10 тысяч. Дипломатические попытки Персии предотвратить македонскую агрессию.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ИНДОСТАНЕ И В КИТАЕ ВО II-I ТЫС.ДО Н.Э.

Древние цивилизации долины Инда - Моженджо-Даро, Хараппа, Калибанган - в системе международных связей первой половины II тыс. до н.э.: международно- экономический аспект. Проблема гибели Индской цивилизации. Появление ариев в долине Ганга, их взаимоотношения с автохтонами, причины складывания варнового строя. Борьба за гегемонию между гангскими ганами, победа Магадхи, установление режима Нандов. Македонское вторжение в Индию. Деятельность Чандрагупты в про- и антимакедонском амплуа. Конфликт между Чандрагуптой и Селевком и условия его разрешения. Объединение Индостана под властью Маурьев. Методы сохранения властного контроля над покоренными территориями. Образование Греко-Бактрийского царства и его взаимоотношения с индийскими правителями. Попытки династии Канвов выйти из внешнеполитического кризиса и причины их неудач. Образование Кушанского царства в результате объединения Средней Азии; включение североиндийских территорий в состав Кушанской державы. Ослабление власти Кушан над Индией, новое возвышение Магадхи и объединение Индии при Гуптах. Появление гуннов-эфталитов, ослабление могущества Гуптов и крушение централизованного государства в Индии.

Возникновение Шан-Иньской цивилизации в Китае. Этнолингвистическая ситуация и миропорядок в Шан-Иньскую эпоху. Межэтнические отношения в период Западного Чжоу; причины генезиса ранговой системы в аспекте межэтнических связей в Центральном Китае. Возникновение Восточного Чжоу, причины децентрализации власти ванов и ее международные и межгосударственные результаты. Международные и межгосударственные отношения в периоды Ле Го и Чжань Го. Возвышение Цинь и процесс создания единого китайского государства. Отношения Цинь с северными кочевниками; Великая Стена и ее эффективность. Китай в эпоху Ранней Хань; взаимоотношения с северными варварами, покорение Вьетнама. Международная торговля при Ранней Хань: Великий Шелковый путь, контакты с Индией, Кореей, Японией. Миропорядок на Дальнем Востоке при Поздней Хань и в эпоху Троецарствия. Китайская дипломатия эпохи Хань.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ДРЕВНЕМ ЗАПАДЕ (АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ)

Понятие "античность": хронологические и географические рамки, структурные отличия античной цивилизации от древневосточной. Носители политического действия и спектр субъектов и структура международных отношений в античном мире.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БАЛКАНАХ И В ЭГЕЙСКОМ АРХИПЕЛАГЕ В III-II ДО Н.Э.

Зарождение минойской цивилизации на Крите и ее характер. Подчинение критянами Эгеиды и южных Балкан в эпоху минойской талассократии по данным археологии и греческой мифологии. Связи минойцев с Египтом и ближневосточными государствами. Причины покорения Крита ахейцами.

Вторжение ахейцев на Пелопоннес; характер и структура микенской цивилизации. Внутримикенские взаимоотношения и связи ахейцев с внешним миром. Троянская война. Участие ахейцев в коалиции "народов моря". Дорийское нашествие, гибель ахейской цивилизации и ее результаты в период субмикенского регресса.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БАЛКАНАХ И В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ЭПОХУ АРХАИКИ

Этнолингвистические итоги греческой седентаризации. Причины и пределы внутренней изолированности эллинских племен и первые успехи в ее преодолении: синойкизм, Дельфийская амфиктиония, Олимпийские игры, проксения. Причины, формы, направления Великой греческой колонизации. Характер взаимоотношений колонистов с местным населением. Структура связей апойкий с метрополиями. Экономические, технологические, культурные, международно-правовые итоги Великой колонизации и их влияние на динамику архаической революции. Спартанский вариант колонизации: покорение Мессении, создание " общины равных" и системы внешнеполитической и международной самоизоляции. Формирование Пелопоннесской симмахии; состав и международно-правовой статус ее субъектов, политические и военные цели, средства, методы.

Синойкизм Тесея в Аттике. Причины слабой вовлеченности Афин в международные связи в VIII-VII вв. до н.э. Реформы Солона и их влияние на усложнение структуры международных отношений. Международная и внешняя политика афинской старшей тирании. Завершение формирования демократического режима в Афинах и генезис системы межполисного политического дуализма в Элладе. Появление персов в проливах и во Фракии - объективная неизбежность греко-персидских войн. Международные противоречия в Западном Средиземноморье: Сицилия, Великая Греция, этрусская конфедерация, карфагенская торговая республика.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И НА БАЛКАНАХ В V-IV ВВ. ДО Н.Э.

Причины греко-персидских войн, их периодизация, стратегические цели, средства и методы конфликтующих и нейтральных сторон. Ионийское восстание: причины, ход, результаты. Борьба за выбор стратегии войны в Пелопоннесском союзе и в Афинах после Марафонской битвы. Нашествие Ксеркса, разорение Аттики, победы при Саламине, Платеях, Микале и их международный резонанс. Односторонний выход Пелопоннесского союза из войны. Создание Делосской морской симмахии: уставные цели и средства, состав участников, структура политической и военной организации. Изменение характера греко-персидских войн на их завершающем этапе. Эволюция межсоюзнических отношений в Делосской морской симмахии и трансформация ее в Афинскую Архэ.

Причины изменения в межгосударственных связях в Элладе и начало борьбы за гегемонию в Греции. Плата союзников за наивысший расцвет демократии в Афинах. Агрессия Афин против Беотии и Малая Пелопоннесская война. Причины поспешного завершения конфликта с Персией, основные статьи Каллиева мирного договора. Поводы к Пелопоннесской войне и проблема меры ответственности Афин и Спарты за разжигание всегреческого вооруженного противостояния. Архидамова война, падение Перикла, стратегия и тактика радикальной демократии в международной и внешней политике. Причины вмешательства Афин в международные связи Западного Средиземноморья; поход на Сицилию и гибель сицилийской экспедиции. Декелейская война и вмешательство Персии в греческий конфликт. Военный разгром и капитуляция Афин. Международно-правовые итоги Пелопоннесской войны.

Межполисные связи в Греции в период спартанской гегемонии и кризиса полиса. Ориентация эллинской олигархии на спартанскую внешнюю помощь, недовольство союзников поведением Спарты в межгосударственных отношениях. Коринфская война и основные статьи Анталкидова мирного договора. Внешнеполитические и международно- правовые аспекты основных идеологических программ ("тиранническая", панэллинизм) выхода греческого общества из кризиса. Младшая греческая тирания в Фессалии и на Сицилии и их модель международных отношений.

Создание Беотийского койнона и II Афинского морского союза: новации и традиции в греческом федерализме и конфедерализме. Военный разгром Спарты, роспуск Пелопоннесского союза, ликвидация мессенской илотии. Распад Беотийского и II Афинского союзов и его последствия для межполисных и межгосударственных отношений на Балканах.

Македония в системе международных отношений в V- первой половине IV вв. до н.э. Регенство и реформы Филиппа II и их результаты для баланса миропорядка на Балканах. Агрессия и дипломатия Филиппа во Фракии и на Халкидике; противоборство с Афинами и закрепление его итогов в Филократовом мирном договоре. Участие Македонии в IV Священной войне и получение Филиппом двух мест в Дельфийской амфиктионии. Установление македонской гегемонии в Северной Греции. Формирование антимакедонской коалиции и ее разгром под Херонеей. Триумф политики и дипломатии Филиппа II: мягкое наказание Фив, почетный мир с Афинами, созыв панэллинского конгресса в Коринфе, объявление принудительного всеобщего мира в Греции, форсирование подготовки войны с Персией.

Жестокое пресечение попытки освобождения от македонской гегемонии в начале правления Александра. Завершение подготовки к Восточному походу: структура греко- македонской армии, состояние государственных финансов, стратегические цели накануне вторжения в Малую Азию. Фиаско тактики сатрапов у Граника, покорение Малой Азии, разгром Дария III у Исса, изменение стратегических целей после срыва мирных переговоров. Политика "смешения народов" Александра и оппозиция ей со стороны македонского офицерства. Разгром Ахеменидской державы, изменение отношения Александра к персидской аристократии, заложение фундамента эллинистической цивилизации.

Основные направления борьбы диадохов за наследие Александра. Провозглашение сатрапов царями и оформление международно-политической системы эллинистического мира после битвы при Ипсе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

Понятие "эллинистическая цивилизация", ее географические и хронологические параметры. Социально-экономическая и политическая организация главных эллинистических государств. Соотношение греко-македонских и восточных элементов в правящих элитах, в понимании ими государственных интересов управляемых стран. Структура международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке. Цели и методы внешней и международной политики Птолемеев, Селевкидов, греко-бактрийцев, Митридатидов и Атталидов. Система и механизм реализации македонской гегемонии над Элладой и противоборство ей со стороны Этолийского и Ахейского союзов. Причины внутригреческих противоречий: Этолия, Ахайя, Спарта. Проблема хозяйственного захирения Греции и превращения ее в экономическую периферию эллинистического мира.

Причины вмешательства Рима в систему эллинистических межгосударственных отношений. Сочетание силовых и дипломатических методов во внешней политике Рима, эллинистических государств и межполисных союзов. Дипломатия Квинкция Фламинина как прообраз последующих устойчивых методов международной политики Рима и его эллинистических союзников и антагонистов. Причины последовательной поддержки римлянами олигархических режимов в Элладе. Военный разгром Македонии, этолийцев и ахейцев; превращение Македонии и Греции в римские провинции. Дебаты в римском сенате о судьбе завоеванных территорий: буферный пояс amici et socii populi Romani или провинциальная система. Причины долгосрочного союзнического партнерства Рима с Птолемеевским Египтом и его конкретные проявления. Войны с Антиохом III антисирийской коалиции, Апамейский мирный договор и его международно-правовые результаты. Возвышение Парфии и причины поисков ее дипломатических контактов с Римом.

Завещание Атталом III Пергама Риму, фиаско сопротивления этому акту, образование провинции Азия, резкое изменение системы международных отношений в Малой Азии.

Внешнеполитические программы Митридата VI Эвпатора и Тиграна II и попытки их реализации. Митридатовы войны и их международные итоги. Деятельность Помпея на Востоке: образование провинции Сирия, создание личной клиентелы из восточных династов; определение международно-правового статуса Иудеи. Соотношение субъективных и объективных факторов в агрессии Красса против Парфии; "парфянский вопрос" в римской политике после катастрофы у Карр. Позиция основных субъектов международных отношений Восточного Средиземноморья в ходе гражданской войны межу Цезарем и Помпеем и в ходе Александрийской войны. PAX CAESARIANA на Востоке. Внешнеполитическая и международная деятельность триумвира Антония на Ближнем Востоке, сражение у мыса Акций. Оккупация и аннексия Египта - конец эллинистического мира?

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА АПЕННИНАХ И В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В XII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ III ВВ. ДО Н.Э.

Этнолингвистическая ситуация на Апеннинах, Сицилии, Пиренеях и Северной Африке в эпоху энеолита, бронзы, раннего железа (культура Виллановы). Финикийская колонизация на североафриканское побережье и ее результаты. Вторжения италиков на Апеннины, вытеснение автохтонов в ходе седентаризации; этрусская проблема. Формирование противоборствующего треугольника: Карфаген-этрусски-Великая Греция.

Античная традиция о возникновении Рима и его первых международных контактах ( синойкизм Луцеров, Тициев, Рамнов; плебейская проблема; конфликты с латинами). Международные отношения в Средней Италии после ликвидации власти рексов в Риме: фиаско этрусского реванша, торговые договоры с Карфагеном, характер контактов с кампанскими греками, foedus Cassianum и создание Латинского союза, плебейская сецессия как отражение взаимосвязи внутренней и внешней политики, ориентация на эталоны афинского права при создании Законов XII Таблиц, борьба с Вейями и ее итоги.

Вторжение кельтов в Северную Италию, "галльский пожар" в Риме и его международные результаты. Начало колонизации римлянами Италии и причины превращения плебса в наиболее агрессивный слой населения Республики при формировании внешней политики. Самнитские войны, вмешательство Рима в дела Кампании, роспуск Латинского союза. Ликвидация галльской угрозы и борьба с Тарентом и Пирром за Южную Италию. Процесс создания, методы формирования и структура Римско-Италийского Союза: municipii et colonii civium Romanorum, civitates latini veteres, civitates sine suffragio, dediticii. Международно-правовой статус италийских amici et socii populi Romani.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ЭПОХУ ПУНИЧЕСКИХ ВОЙН

Последний торговый договор Рима с Карфагеном и причины резкого охлаждения взаимоотношений. Конфликт Гиерона II Сиракузского с мамертинцами, обращение их за помощью к Риму. Победа над Сиракузами - начало I Пунической войны. Очищение Сицилии, усиление римского флота, экспедиция Регула и ее гибель. Окончание войны и ее международно-правовые итоги. Карфаген после войны: восстание наемников; внешняя и международная политика Гамилькара Барки; поражение сторонников мира. Рим после войны: превращение Сицилии, Сардинии и Корсики в провинции; покорение Цизальпийской Галлии и Иллирии; римская дипломатия на Пиренеях.

Политическое прогнозирование потенциальных союзников в войне; римская и карфагенская стратегии накануне II Пунической войны. Причины римских неудач в первый период II Пунической войны и изменение военно-политической ситуации после падения Капуи и Сиракуз. Капитуляция Карфагена и ее международно-правовые итоги.

Процесс покорения Испании: колонизация, романизация и образование провинциальной системы на ее территории. Карфагенско-нумидийские пограничные конфликты и причины откровенного попустительства Республики, как гаранта миропорядка в Северной Африке, Масиниссе (Cato Maior: "Ceterum censeo Carthaginem delendam esse"). Третья Пуническая война, разрушение Карфагена, учреждение провинции Африка. Проблема антиримских движений на покоренных территориях (Сардиния, Испания, Иллирия, Пергам) и их место в структуре международных отношений. Государства восставших рабов на Сицилии (Эвн-Антиох, Сальвий-Трифон) и их место в системе международных отношений.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Международные аспекты гракханского движения: финансирование реформ за счет провинций, учреждение судов de repetundis, выведение колоний за пределы Италии, обострение союзнического вопроса. Югуртинская война и ее международно-правовые последствия. Первые контакты с германским миром: нашествие кимвров и тевтонов, укрепление политических и дипломатических отношений с Косматой Галлией. Союзническая война и ее международно-политические итоги для Италии. Международный фон и измерения борьбы между сулланцами и марианцами: мягкий мир с Митридатом, причины активного участия союзников - "новых граждан" в вооруженной борьбе, движение Сертория в Испании, деятельность Помпея после подавления движения по упорядочению провинциального управления и созданию личной территориальной клиентелы. Международные аспекты восстания Спартака: этнический состав восставших рабов, отражение межэтнических противоречий и согласия в стратегии и тактике движения; проблема участия свободных в восстании.

Ситуация в Галлии накануне ее завоевания Цезарем: эдуи, секваны, военно- племенной союз Ариовиста. Тактика Цезаря по отношению к галлам - misericordia Caesariana. Цели переправы через Рейн и Ла-Манш. Реалии умиротворения Галлии после победы над Верцингеторигом.

Международные проблемы гражданских войн между цезарианцами и помпеянцами: цели провинциалов-неримлян, римских socii, Александрийская война и ее итоги, позиция Парфии, попытка реванша Фарнака и ее результаты (veni, vidi, vici), разгром помпеянцев в Африке и превращение Нумидии в провинцию.

Международные отношения в эпоху II триумвирата: окончательное покорение пиренейских и альпийских племен, иллирийские походы Октавиана, взаимоотношения Антония с Египтом, Иудеей, Парфией. Международно-правовые последствия победы Октавиана для римского Востока.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ПРИНЦИПАТА

Установление режима принципата. Влияние провинциальной и военной реформы на формирование нового миропорядка - PAX ROMANA. Внешняя политика и дипломатия Августа на Востоке: умиротворение малоазийский и ближневосточных провинций, конституирование особого статуса Египта. Заключение полномасштабного мирного договора с Парфией.

Внешняя политика Августа на Западе: "силовое" миротворчество и его последствия. Тевтобургская катастрофа и ее международные итоги. Германская политика в последние годы жизни Августа. Войны в Иллирике, Паннонское восстание и его последствия для внутриимперских межэтнических отношений: курс на военно- ветеранскую романизацию дунайских провинций. Завершение покорения Испании и Галлии.

Проблемы внешней политики и внутриимперских межэтнических отношений при Юлиях-Клавдиях: провал агрессии в зарейнской Германии; завоевание Британии; подавление мятежей в Галлии, Африке, Иллирике, Британии; эдикт Клавдия александрийцам; предоставление прав гражданства провинциалам Галлии; война в Армении и коронация Тиридата по договору с Парфией. Восстание в Иудее.

Причины политического кризиса 68/69 гг. н.э. - "года четырех императоров". Подавление восстания в Иудее. Победа Веспасиана в гражданской войне и новая провинциальная политика Флавиев: распространение гражданских прав, обеспечение гарантий личной и имущественной безопасности провинциалам, привлечение провинциальной знати к управлению империей. Захват Декуматских полей, войны Агриколы в Британии и Домициана в Дакии.

Последние крупные завоевания - Дакия, Аравия. Иудейский мятеж 116 г. и неудача парфянского похода Траяна. Провинциальная политика Адриана и ее международные результаты. Мятеж Бар-Кохбы и его итоги. Оценка внутриимперской международной политики Антонинов в "Панегирике Риму" Элия Аристида.

Война с Парфией 162-166 гг. Определение нового статуса Армении. Маркоманнские войны и их международно-правовые итоги. Гражданские войны 193-197 гг. и их влияние на систему межэтнических отношений в империи и за ее пределами. Углубление провинциализации армии при Северах - основа будущего сепаратизма. Неримский стиль провинциальной политики Каракаллы и Constitutio Antoniniana. Войны Каракаллы на Рейне и на Востоке и их итоги.

Мятеж Ардашира и создание Новоперсидского государства. Сассанидская внешнеполитическая концепция "наследия Дария" как основа длительных войн с Римом. Резкое ухудшение международного положения империи при Александре Севере и начало эпохи солдатских императоров. Появление готов в Меотиде и на Дунае - начало первой фазы Великого переселения народов. Образование аламаннского и франкского военных союзов. Персидско-римские войны 230-233; 235-238; 243-244 гг. - благоприятный для империи период противостояния на Востоке. Катастрофа 260 г.: пленение Валериана и падение Антиохии. Роль Пальмиры в международных отношениях на Востоке в 60-70 гг. III в. Внешнеполитическое положение римского Востока в 283-298 гг. Мирный договор Диоклетиана и Бахрама II. Резкое обострение ситуации на Дунае в результате катастрофы при Абритте. Образование Галльской империи. Военные реформы Галлиена и стратегический перелом в войнах с северными варварами. Восстановление единства империи Аврелианом и Пробом. Причины эвакуации Дакии.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ

Международные причины установления режима тетрархии. Победы Геркулиев на Западе и Иовиев на Востоке; установление нового миропорядка Кратковременное отложение Британии при Караузии-Аллекте с помощью франкских пиратов. Политика тотального переселения побежденных варварских племен на римскую территорию и ее результаты. Варваризация римской армии: формы и методы. Первые попытки формальной демаркации границ внутри империи между Константином и Лицинием; в результате завещания Константина Великого между его сыновьями и соглашений в Виминации 338 г.

Войны империи с персами при Констанции II и Юлиане. Мирный договор Иовиана и его стратегический резонанс. Раздел империи и оценка его международно- правовых итогов в источниках и историографии.

Форсирование гуннами Дона разгром державы Германариха, просьба готов и их союзников об убежище на территории империи. Причины и результаты адрианопольской катастрофы. Международно-правовой статус внутриимперских федератов в конце IV в. Эффект последних войн между римским Востоком и Западом для системы международных отношений в Европе. Вестготы Алариха против империи. Взятие Рима готами в 410 г. и его международный резонанс. Процесс возникновения федератских de facto - государств - Вестготского, Вандальского, Бургундского, Остготского, Франкского. Взаимоотношения между этносами-победителями и этносами- побежденными - начало эпохи рождения новой Европы.

Попытка реставрации Римской империи на Западе Юстинианом и ее международные итоги. Взаимоотношения Восточной Римской империи с Ираном в юстинианову эпоху. Техника ранневизантийской дипломатии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ввиду того, что специального вузовского учебника по истории международных отношений в древнем мире на русском языке нет, использование нормативных учебников по истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, предназначенных для студентов, обучающихся по специальности "История", возможно только в той их части, которая посвящена внешней политике. Однако следует сразу предупредить, что категория "международные отношения" не идентична понятию "внешняя политика", а это означает крайнюю скудость информации именно по международным отношениям в этих учебниках и, соответственно, значительную недостаточность ее для итогового контроля по учебному курсу.

  1. История дипломатии.Т.1. М., 1964.
  2. Международные отношения и дипломатия на Древнем Востоке .М., 1987
  3. История Древнего Востока// Под ред. И.М. Дьяконова..Т.1. Ч.1-2. М., 1983-1988.
  4. Заблонска Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.
  5. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
  6. Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979.
  7. Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.
  8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
  9. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.
  10. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
  11. Античная Греция .Тт. 1-2. М., 1983.
  12. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т.1-2. СПб, 1992.
  13. Яйленко В.П. Великая греческая колонизация. М., 1983.
  14. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.
  15. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.
  16. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1985.
  17. Жигунин В.А. История международных отношений в эллинистическом мире. Казань, 1980.
  18. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.
  19. Сапрыкина Г.С. Македония при Антигонидах. Петрозаводск, 1987.
  20. Сизов С.К. Ахейский союз. Горький, 1986.
  21. Маяк И.Л. Рим эпохи царей. Генезис римского полиса. М., 1983.
  22. Немировский А.И. Завоевание Римом Италии и создание Римско-Италийского Союза. М., 1964.
  23. Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1982.
  24. Трухина Н.Н. Политика и политики "золотого века" Римской республики (II в. до н.э.). М., 1986.
  25. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.
  26. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи. М., 1984.
  27. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.

hist.asu.ru