Вероисповедание в древнем египте. Какая религия в Египте сегодня. Вера у Египтян.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия, теология в Древнем Египте. Вероисповедание в древнем египте


Какая религия в Египте сегодня. Вера у Египтян.. Египет. Туристический портал

Египетская религия - явление грандиозное. Судя по сохранившимся памятникам, она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных.

Фетишизм в Египте передавался из поколения в поколение с древнейших времен, культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий восходит и к додинастическому тотемизму.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Карнакский храм по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством.

С давних пор символом Египта являются мумии. Согласно египетской философии, жизнь состояла из постоянно чередующихся процессов жизни и смерти, напоминая как бы шагающего человека, который шел по дороге жизни и смерти, в конце которой стоял Амон-Ра, Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Для достижения этого обязательным условием являлась мумификация, корни которой находятся в египетской мифологии, где повествуется о мумификации тела Осириса богом Анубисом и Исидой. Сама мумия помещалась в сложно устроенное сооружение, состоящее из четырех часовен, олицетворявших космические измерения, саркофага и трех гробов. В этом сооружении умерший якобы путешествовал по жизни и смерти, имея защиту от ветров астрального мира. Египетские жрецы были авторами многих оккультных наук и направлений, при помощи которых творили великие знамения. Не удивительно, что на протяжении 2000 лет они удерживали народ в страхе и повиновении. Знания, исходящие из мрачного источника, не могли принести счастье народу, жизнь которого напоминала скорее существование запрограммированных роботов. Люди по указке жрецов вставали, ложились, шли в храм, работали, радовались, плакали. Весь их образ жизни, благодаря религии, был окутан мистицизмом и оккультизмом. От человека требовалось лишь во всем слепо повиноваться воле жрецов, которые заботятся не только об этой, но и о загробной жизни людей.

Когда весной 334 г. до н.э. Александр Македонский со своим сравнительно небольшим войском переправился через Дарданеллы на Азиатский материк, ни сам он и никто из его спутников не сознавали, что это событие открывает новую эпоху в истории человечества, известную в науке под названием эпохи эллинизма. В результате систематических и длительных контактов эллинской культуры и эллинского склада жизни с культурами народов древнего Востока и их складом жизни сложилась культура эллинизма, эллинистические общества и государства. Египет - классическая страна эллинизма. Процесс эллинистического синтеза начался в Египте до Александра, в VI-V вв. до н.э., когда на территории древней страны фараонов с разрешения этих последних возникли первые поселения греков. Завоевание же Египта Александром Македонским и основание Александрии внесли в этот процесс небывалую активность. Концом эпохи эллинизма можно считать установление в странах древнего Востока господства Рима, но концом условным.

В 381 г. н.э., при Феодосии, в Константинополе был созван Второй вселенский собор, объявивший христианство в его никейской форме государственной религией всей Римской империи, и началось повсеместное искоренение остатков язычества. В 385 г. н.э. в Александрии был разгромлен храм Сараписа и сожжена часть Александрийской библиотеки.

Накануне прихода арабов гнет византийцев был ненавистен населению Египта. На то были как фискальные, так и религиозные причины. В финансовом отношении Константинополь обескровливал эти провинции, поскольку византийское государство нуждалось в деньгах для оплаты наемников. Эти наемники должны были противостоять варварам на Севере, империи Сасанидов на Востоке: в начале VII в. персы возобновляют свои завоевательные походы. Они угрожают Александрии и даже Константинополю (в 622 г.). Раздраженность населения усиливается после Халкедонского собора и в эпоху Экфесиса 638 г. императора Ираклия, когда он провозгласил монофелитство государственной религией, стремясь прекратить споры о множественности природы и воли Христа. Таким образом, арабское завоевание, по существу, представляется как освобождение. Арабов встречают как освободителей, поскольку они предоставляют каждому свободу веры. Более того, чтобы добиться расположения коптов, арабы в Египте отдают им христианские храмы... Начинается распространение ислама.

По статистическим данным, в настоящее время подавляющее большинство египтян - порядка 90 % населения - придерживается мусульманской веры (остальные 10% - коптские христиане). Наиболее распространенный перевод слова "ислам" звучит как "все от бога". Эта религия была основана городе Мекка (территория современной Саудовской Аравии), человеком, который по происхождению был купцом, а имя носил длинное и затейливое - Абу аль-Касим Мухаммед ибн Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим. Сегодня его знают как Мухаммеда, пророка Аллаха. Мухаммед родился в 570 г., и только в 610 г., когда он уже был почти пожилым человеком, ему были ниспосланы божественные откровения, из которых был составлен Коран - священная книга мусульман. Последователи пророка верят, что именно в Коране самым непосредственным образом запечатлено послание бога к людям.

Ислам имеет много общего с христианством и иудаизмом. Согласно представлениям мусульман, откровение к Мухаммеду пришло через архангела Джебраила, (в христианской традиции - Гавриила). Адам, Моисей, Иисус Христос и его мать Мария считаются в исламе священными фигурами наравне с Мухаммедом. Христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, и потому он сделал ислам самостоятельной религией, которая, впрочем, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников. Тем не менее, несмотря на явную генетическую связь с двумя другими величайшими монотеистическими религиями, ислам в корне расходится с ними в ряде важных вопросов. Так, например, мусульмане отрицают божественное происхождение Иисуса Христа, считая его простым смертным, хоть и пророком.

Ислам как мировая религия оказывает гораздо более жесткое влияние на общество в смысле его светских законов, чем христианство. В конституции страны ислам провозглашен государственной религией. В Египте существует свод норм мусульманского права - шариат, принципы которого утверждены в качестве основы законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брачно-семейные и наследственные отношения.

Впрочем, в Египте шариат представлен в довольно мягкой форме: здесь давно отказались от строгих наказаний типа отрубания руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.

Со времени образования сунны пошло начало разделения ислама на два направления: приверженцы первого из которых называются сунниты, а второго - шииты. Большинство населения - сунниты. И в религиозном, и в политическом смысле шииты настроены более радикально.

Основу мусульманского вероисповедания составляют так называемые столпы, всего их пять:

  • исповедание веры посредством произнесения формулы "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его "
  • намаз - ежедневная молитва, повторяемая пять раз в течение дня. Верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки
  • раздача милостыни нуждающимся
  • пост в течение месяца рамадана
  • паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, имеющий физическую и финансовую возможность, должен предпринять его хотя бы раз в жизни. Исполнение этой заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка мал, а желающих попасть туда много.
Коптский храмКоптские христиане

Арабское слово "купт", европеизированное - "копт", происходит от греческого "эгиптос". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Во главе коптской церкви стоит патриарх, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

Таким образом, одно из самых распространенных заблуждений - то, что Египет стопроцентно мусульманская страна. Действительно, большинство египтян - мусульмане суннитского толка. Но примерно каждый десятый египтянин - христианин (копт). В Египте более 50 действующих коптских монастырей, имеющих тысячелетнюю историю, египетские христианские храмы имеются во всех основных городах Египта.

Египтяне очень терпимы в вопросах религии. Не зря христианство и ислам имеют большую историю совместного существования. Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями отличались дружелюбием и терпимостью.

Источник: http://egypttravel.su/content492.html.

  • какая религия в египте сегодня
  • какая вера у египтян

какая религия в египте сегодня

Религии Египта

Статьи о Египте: Религии Египта

Со времен завоевания арабами самой распространенной религией в Египте остается ислам. Он имеет статус государственной религии и до сих пор во многом определяет правовое устройство государства. Ислам исповедуют около 90 процентов египтян. Подавляющее большинство из них являются суннитами, шииты составляют менее одного процента населения.

До восточного похода наполеоновской армии в конце XVIII века почти все юридические и социальные вопросы находились в ведении мусульманского духовенства Египта. В стране преобладало религиозное образование, а суды действовали строго по законам шариата. Со временем Египет превратился в светское государство, где влияние духовенства ограничено, а религиозные институты поставлены под правительственный контроль. Сегодня конституция Египта гарантирует полную свободу вероисповедания. Религиозные службы иноверцев не считаются нарушением норм шариата, который остается основой правовой системы. Вместе с тем немусульмане сталкиваются с определенными ограничениями, например, при строительстве церквей и синагог.

Христианство распространилось в Египте вскоре после своего возникновения. Считается, что благую весть египтянам принес святой Марк - автор одного из четырех канонических Евангелий. На сегодняшний день христиане составляют около 10 процентов населения страны. Они называют себя коптами - это слово произошло от греческого "эгиптос". Коптская церковь существует независимо от католической и православной. Один из основных ее догматов гласит, что Иисус имеет только божественную природу. В V веке на Халкидонском вселенском соборе это учение было признано ошибочным, после чего и произошел раскол.

Когда римский император Константин положил конец гонениям на христиан, их общины появились повсюду в Египте. К моменту арабского завоевания христианство исповедовали подавляющее большинство египтян. Первое время арабы очень терпимо относились к иноверцам, однако спустя несколько столетий начали принудительно обращать их в ислам. Христиан заставляли носить на шее тяжелые кресты, а на их руках выжигали специальные метки. В конечном счете распространение мусульманства и арабского языка привело к многократному сокращению числа христианских общин.

Третья мировая религия - иудаизм - существует в Египте с ветхозаветных времен. На севере страны находится одна из иудейских святынь - гора Синай, на которой Моисей получил каменные скрижали с десятью заповедями. После Исхода евреи долгое время не селились в стране фараонов, хотя и поддерживали с египтянами торговые отношения. В эпоху завоеваний Александра Македонского, захватившего весь Ближний Восток, иудаизм вновь распространился на севере Африки. Еврейские общины в Египте процветали столетиями, поддерживая связи с общинами Палестины, Сирии и Месопотамии. После прихода арабов иудеи, как и христиане, начали испытывать различные притеснения, но в итоге сумели сохранить свою религиозную самостоятельность. К началу Второй мировой войны в Египте насчитывалось около 60 тысяч евреев. После образования Израиля и начала репатриации их число резко сократились, особенно в период арабо-израильских войн. На сегодняшний день иудаизм исповедует крайне незначительная часть населения Египта.

Источник: http://www.egyptinfo.ru/art/religion/

какая вера у египтян

Администрация сайта не несет ответственности за любую информацию и материалы (включая но не ограничиваясь: публикации, комментарии, вопросы, ответы, собщения), размещенные на сайте, включая но не ограничиваясь за их достоверность и результаты их применения. Все материалы представляют собой личную точку зрения их авторов.Материалы размещены исключительно для ознакомления и без каких-либо гарантий.Помните: использование размещенной информации на практике может быть опасно!

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта - весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.

Как известно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - четыре пары богов и богинь группируются вокруг одного главного бога. Своеобразной особенностью религии Древнего Египта является объединение нескольких богов под одним сложным именем: Амон-Ра. Ра-Гархамис. Нефер-Тум. Пта-Сокар-Осирис и т.д. Причем один бог перенимал особенности другого, а то и полностью поглощал его. Отсюда следует, что боги Древнего Египта не имели в большинстве своем ярко выраженного характера.

Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, птицы. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков- Аписов в Мемфисе и быков- Бухисов в Гермонтисе.

Представления, касающиеся загробного бытия. являлись сложной смесью древнейших и более новых верований - часто противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал несколькими "душами". Одна из них - двойник человека, ка. - обитала в гробнице. Ба. которую изображали птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения; затраты на них, на содержание жрецов и гробницы падали на наследников, в первую очередь на с аршего сына. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.

Огромную роль в верованиях египтян играло имя - уничтожение его наносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.

Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда. смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.

Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы.

В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и месте происхождения. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Ату ма - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом. Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида. Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх. а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

Особое место занимали культ правящего царя и официальное обожествление царской власти - одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя объявляют его сыном. Чудесное зачатие его Амоном и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп нового урожая. С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

В древнейшую эпоху верховным жрецом главного божества являлся царь; в позднейшую жреческое достоинство считалось неотделимым от царя, но фактически осталось одно только название, а вся жреческая власть сосредоточилась в руках особого верховного жреца. По мере того, как культ все более усложнялся, возникала необходимость в увеличении числа людей со специальной подготовкой, что привело к созданию особенной жреческой касты, которые делились на несколько классов.

Источник: http://religion.grimuar.info/%F0%E5%EB%E8%E3%E8%FF-%E4%F0%E5%E2%ED%E5%E3%EE-%E5%E3%E8%EF%F2%E0-38.html

Комментариев пока нет!

eduotdyhat.ru

Религия, теология в Древнем Египте

Религиозная система

Для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений, многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории Древнего Египта.

Многочисленные божества олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной-коровой,

антропоморфными и зооморфными чертами( животных и птиц). Гора связывали с могучим небесным божеством, изображали в виде сокола, человека с головой сокола и крылатого солнца. После образования государства Гор выступает покровителем фараонов, которые сами стали называться Горами. В тоже время сокол, объект поклонения во многих местностях сливался с местными культами солнечных божеств. Звериные или птичьи головы и у других антропоморфных божеств— рога коровы у Хатхор( богиня неба,  родившая солнце), барана у Амона( бог солнца– или с головой барана). Позднее звери и птицы считались «душами» богов и жили при храмах.

Одно из наиболее почитавшихся животных – бык – олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и сливался с культом тех богов, которые получили в данной местности господствующее положение. Так в Мемфисе «душой» местного бога Птаха ( бог города Мемфиса) стал бык Апис( бог плодородия в облике быка), в Гелиополе – бык Мневис – (божество в виде черного быка) считался воплощением солнечного бога Ра.

Животным Амона был баран, как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов.

Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображали в виде женщины, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Т.к. небо мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой.

С различными богами были связаны священные кошки, змеи, обезьяны. После смерти трупы этих животных мумифицировали. В Египте почитались кладбища животных. Наиболее известны кладбище крокодилов в Фаюме, быков – Аписов в Мемфисе.

Во многих номах происходит утверждение солярного монотеизма – утверждение культов солнечных богов. Эти боги представлялись в различных обликах: крылатого диска, летящего по небу, огромного жука катящего по небу солнечный диск, солнечный бог мыслился и в образе сокола или с соколиной головой. Имена различны – Ра, Атум, Хепри, Гор, но в основе – поклонение светилу. Иногда трактовали Хепри как утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее.

Особое значение приобретает солнечное божество Ра. Если какое-то божество получало общеегипетское значение, его немедленно объеденяли с божеством  Ра ( Амон-Ра, Менту-Ра ). Со времени Среднегоцарства (21-18 вв.до н. э. ) огромное значение получает культ бога Амона ,это приобретает общеегипетское  значение. А чтобы усилить авторитет этого божества, его сопоставляют с Ра и под именем Амона-Ра он связывается с царским культом. В Новое царство (16-11 вв. до н. э.) ему придаются черты защитника простых людей. Но основные его черты – это черты завоевателя, владыки ,''царя богов''.

Особое место занимает культ правящего царя, официальное обожествление царской власти – одна из черт египетской религии .Фараон считался богом во плоти, разновидностью царского бога Гора на земле. В Древнем царстве фараона начали считать сыном Ра.Когда возвысились Фивы, большую роль стало играть местное божество Амон – оно получило общеегипетское значение, царя стали уподоблять этому богу. Власть фараона распространялась не только на подданных, но и на явления природы, существовали специальные обряды, которые изображали фараона распорядителем природных  сил: при наступлении времени разлива Нила – фараон бросал в Нил папирус с приказом начать разлив.

С культом умершего царя  был связан культ вечного бога Осириса.       

Миф об Осирисе. Он царствовал в Египте, научил людей садоводству и земледелию, однако был убит своим  братом Сетхом. Но из-под земли он оплодотворил свою жену Исиду: из земли он исходит растительностью. Богиня Исида родила от Осириса сына Гора. После долгой борьбы боги признают Гора как верховного бога, Осирис становиться богом загробного мира .Он олицетворяет воды Нила, связан с растением.

После смерти фараон уподобляется Осирису и получает вечную жизнь. Живой царь выступает как Гор, а Осирис представлен мумией царя. Со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще (не только царя) – не только царь но и любой подданный путем заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь.

В Египте существовала целая система представлений о загробной жизни, которую изображали птицей с человеческой головой, должна была соединяться с телом, чтобы человек ожил. Для этого нужно было сохранить тело – это привело к мумификации тел и постройке основательных гробниц (высекали в скалах или строили из камня). Для загробной жизни человека снабжали провизией и вещами. Вечная жизнь предполагала подношение жертвоприношений, забота об этом падала в основном на старшего сына (на содержание жрецов, гробницы). Для этого выделялись специальные земли – доход с которых шел на поддержание заупокойного культа. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земной жизни. Существовало специальное заклинание, чтобы отвратить в загробном мире смерть от человека уже умершего на земле. Общение живых с мертвыми происходило во время жертвоприношений, молитв, письменных обращений к умершим.

Существовавшие космогонические представления были крайне противоречивы и канонизированной концепции мира не существовало. Эту роль приписывали – Птаху, Атуму, на поднявшемся из  первобытного океана холме вырос цветок лотос, который дал жизнь солнечному богу, или солнце появилось из яйца, которое снес «Великий Гоготун».

Наибольшее распространение получило гелиопольское сказание: Атум, которого отождествляют с солнцем по имени Атум-Ра, возникает из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу – воздух и Тефнут – влагу. Атум-Ра становится прородителем мира. Шу и Тефнут порождают Геб – землю и Нут – небо, а те Осириса, Исиду, Сетха, Нефтис (женщина с иероглифом своего имени на голове). Эти боги образуют гелиопольскую «Великую Девятку».

Более поздняя мемфисская  концепция: сотворение мира богом Птахом, сердцем  (разумом) и словом. Называя вещи Птах тем самым их и создает. Птах – бог Мемфиса, стоит во главе девятки богов.

В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных божеств Египта. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формируются основные теологические концепции: гелиопольская, мемфисская, гермопольская.

До объединения Египта в единое государство(11в. до н. э.) каждый ном имел свой пантеон. После объединения Египта местные культы подорваны не были и государственной религии в Египте не существовало, а как я сказала идет возвышение культов отдельных номов.

В Древнем Египте не было единой религиозной системы, но были общеегипетские божества, те которые находились в центре космогонических представлений: Тот (олицетворяет знание, бог Луны, распорядитель времени), Ра, Амон, Пта (бог земли).

Пантеон богов – общеегипетские божества, которые находились в центре космогонических представлений: Пта, Амон, Тот, Исида, Осирис, такие божества, которые существовали только в космогонических представлениях, но не имели общеегипетского культа (Геб, Нут, Шу), существовали боги которые олицетворяли абстрактные понятия – богиня справедливости Маат (богиня порядка), похожа на Фемиду, воплощение идеального миропорядка. Повсеместно поклонялись богу зерна Непри.

Теологические системы в Древнем Египте

В Египте  существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гермопольская и мемфисская, получившие название от крупнейших египетских городов.

Гелиопольская школа. Предпринимается попытка устранить религиозную раздробленность и создать систему религиозного единства. Всех божеств в гелиопольской системе делили на несколько групп: солнечные, земные, нильские, погребальные. Создали божественную генеалогию и ввели триады( бог- пина- ребенок). Провели систематизацию по эннеадам (божественная девятка). Установка связи между божествами и звездами: Осирис – Орион, Исида – Сириус, Гор – Сатурн, Сетх – Меркурий.

Для религии Др. Египта характерна магия, в основе ее категории не причинности,  божество между оригиналом и его значением. Магия направлена на богов, погребальные ритуалы. Существовали заклинания для болезни. Если необходимо, тобы действие свершилось, заклинание писалось на горшке, который потом разбивался.

Положение человека в мире определялось волею богов, срок жизни определялся этими богами заранее. В своей жизни человек должен руководствоваться желаниями богов. Вся египетская этика пронизана религиозными помыслами и чувствами.

Религия Египта оказала влияние на греческую и римскую (там существовали культы Осириса и Исиды), греки и римляне соотносили египетские божества со своими: Тот-Гермес, Зевс-Амон(бог солнца), Хатхор-Афродита. Культ Исиды существовал и в христианский период, ей поклонялись как языческой богине любви (в Париже ей был возведен храм, существовал пока не сгорел в 16 в.). Христианство восприняло идею о триедином боге Пта-Ра-Амон – христианский догмат о троице, а мемфисская космогония близка к христианской (вначале было слово).

Религии Древнего Египта были характерны следующие черты:

Религиозная реформа Эхнатона. (Аменхотеп 4, назвал себя Эхнатоном – блеск Атона). Эхнатон пытался привести к практическому монотеизму, были запрещены все культы кроме культа бога Атона. Он построил новую столицу Египта – Ахетатон (горизонт Атона).

Наделение божеств антропоморфными и зооморфными качествами.

Синкретизм – объединение в одном божестве несколько и более божеств (Амон-Ра-Пта).

Отсутствие единой развитой космогонической системы.

Наличие ощеегипетских божеств, которые устанавливались с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

Влияние на теологическую систему трех школ – гелиопольской, гермопольской, мемфисской.

Особое место культа правящего царя.

Придание в религиозных представлениях особого значения загробной жизни.



biofile.ru

Религия Древнего Египта - Дом Солнца

История

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.

"Тексты пирамид" - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э.

Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).

Лишь когда христианство стало преобладающей религией во всем Средиземноморье и на Ближнем Востоке, мир египетских богов уступил место новой вере.

Фараон - бог на земле.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.

К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен-Хепер -Ра. И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос-Нефер-Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.

Представления о человеке

По представлениям древних египтян человек состоял из нескольких субстанций. Египтологи называют от шести до десяти составов человеческого существа. Вот важнейшие из них:

1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющее собой душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось, как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подниматься на небо, однако в конце все же возвращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь.

2. Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, чтобы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как "двойник" души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу. Боги имели по несколько ка. У бога Ра, например, 14 ка. Естественно и фараон - живой бог - обладал несколькими ка.

3. Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.

4. Шу - это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.

5. Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина. Амулетом сердца был скарабей.

6. Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".

www.sunhome.ru