Верховный бог древних славян. Верховные боги древних славян; связь с индоевроп.традицией
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сварог — верховный бог неба у древних славян. Верховный бог древних славян


Славянский бог неба Сварог - его специализация, этимология имени и символ для славянина

Верховный бог древних славян СварогДревнеславянская культура в наши дни практически стерта из памяти людей.

Это не удивительно, ведь ее насильно искореняли из сознания, либо искажали изначальное значение верований, обрядов, насильно вводя христианство. Поэтому ожидаемо, что у среднестатистического человека очень смутное представление о божествах древних славян.

Кто такой Сварог?

Кто такой Сварог и откуда он появилсяКто такой бог Сварог и откуда он появился? Как известно, главнейшим и самым почитаемым богом древних славян был Род. Именно Род считался творцом всего сущего и прародителем других богов языческого пантеона.

Первым воплощением Рода стал Сварог — Верховный Небесный Бог древних славян. Он же стал отцом множества светлых богов и богинь, которых древнерусские язычники называли Сварожичами. Считался ли Сварог сыном рода или аватаром Рода доподлинно неизвестно.

Верховный Небесный бог древних славян СварогПредставляли его как седовласого могучего старца, ступающего по хмурому, суровому зимнему небу. Некоторые источники указывают, что у всемогущего божества четыре лица, которые всегда смотрели одновременно во все стороны горизонта. То есть бог все видит и слышит. Женой бога неба была Лада, берегиня Рода. Род породил Ладу в дополнение Сворогу; вместе они олицетворяют женское и мужское начало, две силы, способные созидать и приумножать Род, лишь объединившись.

Этому божеству принадлежит власть управлять течением всей жизни и мироустройством вселенной. Сварог создатель и покровитель вселенной и всего живого в ней. Согласно одной из легенд, Сварог кинул в океан камень Алатырь, что привело к возникновению суши, а после удара кузнечным молотом по этому камню, из искр родились первые боги.

Великий волшебник полуконь Китоврас нашел Алатырь и построил вокруг него храм верховному богу. Так возникло слово алтарь — самое святое место храма. Находился этот храм на склоне священной горы Эльбрус на Кавказе (у которой за всю историю было множество разных названий).

Согласно древним славянским верованиям, Сварог очень любил свое творение, поэтому научил людей создавать семьи, обрабатывать землю и железо, производить сыр и творог; дал людям огонь, все это и сделало его самым почитаемым божеством. Именно Сварог начал железный век и дал людям знания, как пользоваться железными орудиями. Это божество выступает добрым, справедливым, мудрым отцом и покровителем, полным любви и сострадания. Он защищает свой мир, поддерживает равновесие, баланс.

Этимология имени славянского божества неба

Этимология имени СварогИсследователям давно не давало покоя созвучие имени Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный», пока О.Трубачёв не выдвинул гипотезу, что данный теоним заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от слова svarga «небо, небесный». Поэтому общепринято, что Сварог — бог неба.

Другая точка зрения принадлежит М. Фасмеру, который пишет, что теоним Сварог связывают с православ. svara, svarь , что придает имени значение «спорящий, наказующий».

В.Й. Мансикка, в свою очередь, упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».

В некоторых источниках говорится, что «Сварог» означает « ходящий по небу». Обосновывается такое значение тем, что в древние времена сварогом называли путь, который солнце проходит по небу.

Ну и конечно, «сварить», «сварганить», «творог» — это однокоренные слова со «Сварог», где основной семой является «творить, творец».

Символ славянского бога Сварога

Символ бога СварогаСварог был покровителем, прежде всего, кузнецов, поэтому любая кузница, горн являлись его капицем. До сих пор современные почитатели славянских древних богов устанавливают алтарь (пошло от названия того самого камня) в кузнях. А в качестве лучшего подношения выступают творог и сырники, так как именно Сварог научил человека готовить божественную пищу из молока.

Кумир Сварога должен быть деревянным и обитым железом. А самые приятные божеству звуки — удары молота, звон цепей, рев огня в очаге.

Что касается символов, Звезда Сварога является одним из известнейших знаков древнерусского язчества, дошедших до наших дней. Её еще знают под названиями Квадрат Сварога или Звезда Руси. Этот знак представляет собой замысловатое переплетение четырёх лучей, что олицетворяют четыре лика Сварога и четыре конца света.

Другие исследователи интерпретируют этот символ как очаг божественной наковальни, откуда рвутся четыре языка пламени. Основой знака является ромб, которому в древности придавали значение засеянного поля — то есть это символ плодородия и Матери Сырой земли. Коловрат также присутствует в очертаниях Квадрата Сварога. Коловрат (он же солнцеворот — это один из древнейших символов некогда единого индоевропейского народа, олицетворяющий Солнце. Выглялит солнцеворот как круг с загнутыми лучами,

Как и сам бог, его символ сочетает в себе множество начал, поэтому не может быть интерпретирован однозначно.

Современные последователи божества настаивают, что символика этого знака недоступна для случайного человека, не обладающего специфическими знаниями. По их мнению, символ Сварога представляет части жизни, «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания» :

  1. Явь – реальный, видимый мир, где люди живут и умирают. Противоположность Нави.
  2. Правь – обитель светлых богов, оттуда они наблюдают и влияют на ход жизни, а также там решается судьба людей после смерти. Однако важно заметить, что существительное «правь» не встречается в достоверных дошедших до нашего времени источниках и является лексическим нововведением. При этом исследователи утверждают, что «третья составляющая триады» была, но называлась как-то иначе.
  3. Навь – незримый, потусторонний, загробный мир. Само слово «навь» имеет значение «мертвец» и «смерть».Происхождение слова восходит к индо-европейскому языку и близко по смыслу древнегерманским аналогам. Навьи – это невидимые души мертвецов, но не своих умерших, принадлежащих Роду, а чужих, незнакомых покойников.

Обереги со Звездой Сварога на Руси носили ремесленники, то есть те, кто производил что-либо своими руками, подобно богу-кузнецу . Этот оберег носили и женщины, потому что это и знак плодородия и продолжения Рода. Современные последователи славянского бога Сварога приписывают этому оберегу следующие свойства:

  • помогает своим обладателям заручиться поддержкой высших сил;
  • помогает постигнуть тайну мироздания тем, у кого есть способности и предрасположенность;
  • позволяет обрести единство взглядов.

Создавать или покупать обереги рекомендуется из дерева.

Бог Сварог в письменных источниках

Бог Сварог в письменных памятникахЛюбопытно, что не все исследователи признают само существование в пантеоне у славян бога Сварога. Н. И. Зубов выдвинул гипотезу о том, что имя Сварог возникло из-за ошибки переписчика. Подтверждает эту гипотезу тот факт, что это божество упомянуто в древнейших письменных источниках лишь однажды, в «Ипатьевской летописи». В этом памятнике древности о славянском боге Свароге говорится о том, что в древнерусском пантеоне Сварога был отцом Даждьбога:

…сего ради прозваша и богъ Сварог… и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогь… Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ.

Известно также, что Сварог не вошел в Пантеон, составленный Владимиром до его крещения. Возможно, что это божество было собирательным образом природной стихии огня и огня, прирученного человеком в сознании древних славян. Либо, наоборот, этот бог был настолько влиятелен в пантеоне, что все сведения о нем намеренно искоренялись последователями христианства.

devochki.guru

Верховные боги древних славян; связь с индоевроп.традицией — Мегаобучалка

В период слав.единства др.славяне были язычниками. Крещение славян произошло уже после их разделения и расселения по различ.частям центр.и юго-вост.Европы. Слав.языч.религия бесспорно испытывала на себе влияние др.религий, принадл.соседним народам. Сварог выступает как верховный бог славян – одна из ипостасей Рода, Дыя. Он управляет светом, огнем и эфиром. Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей. Считают, что он научил обрабатывать славян металлы. Завершив создание земли и людей, Сварог отошел от дел, передав власть своим потомкам, поэтому славяне никогда не посвящали ему храмов, но в храмах его супруги – Божуни (у поляков она известна под именем Подага, Погода), богини неба – находились его изображения. Перун выступает у славян как бог грозы, молнии и грома, в процессе развития общественных отношений ему становятся присущи и военные функции, к IX –X вв. он занимает господствующее положение в пантеоне богов. Символами Перуна считались дуб, гора, четверг, конь, петух, шестилучевая звезда. Имя этого божества связывается со словом пьрати - «ударять, бить». Корень *perk- сохраняется в разных индоевропейских языках со значением «дуб». С принятием христианства культ Перуна преобразовался в культ св. Ильи. Его день (2 августа) отмечался со всеми признаками языческого культа. Славяне считали, что Илья-пророк разъезжает во время грозы по небу и истребляет молниями чертей (змеев). Волос (Велес) - бог скота, торговли и богатства. Культ Велеса возник в эпоху охотничьего хозяйства и был связан с культом медведя (Велес изображался у западных славян человеком с головой медведя, а у восточных – медведем, в руках у него был рог тура – своеобразный рог изобилия. Дажбог (Даждьбог) в летописи отождествляется с солнцем. Метафорически его называют «огонь Сварожич», то есть Дажьбог – сын Сварога, бога неба. Изображался он как всадник с большой головой – солнцем. Известны две версии происхождения имени этого бога. По первой, оно восходит к славянскому глаголу дати, и Дажбог, таким образом, воспринимается как «бог, дающий достаток, богатство». По второй, корнем его является балтское dags – «жечь», а имя бога осмысляется как «божество, жгущее, греющее». У западных славян Дажбог известен под именем Радегаста (Радогост), у вятичей он – Радигощ (Радогощ). Хорс появляется в пантеоне под воздействием племен салтовомаяцкой культуры, локализируемой археологами в Предкавказье и на Дону. Хорс – тоже бог солнца, поэтому некоторые исследователи считали, что Хорс и Дажбог – две ипостаси одного и того же солнечного божества: Дажбог – бог-даритель, бог счастья, наделяющий благами; Хорс – карающий бог, приносящий засуху. Проводятся в отношении Хорса иранские параллели, основываясь на том, что во многих иранских наречиях близкие по звучанию слова обозначают «солнце». Также иранским влиянием в культуре славян он считает Дажьбога, Стрибога и Симаргла. Хорс изображался козлоногим и козлоголовым четырехрогим человеком, напоминающим древнегреческого Пана (Украина), или же в виде змеи (Чехия). Стрибог (Стрибо, Стриба) – бог-отец, стрый, старый бог, бог ветра, бури, вихря, вьюги. Имя Стрибога означает «свистящий, воющий». Мокошь (Макошь, Мокощ, Мокуша) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия. Мокошь связана с урожаем и имеет двенадцать годовых праздников. Изображается она с четырьмя рогами, обильно обросшей шерстью. Раньше считали, что Мокошь – женское божество пантеона – была заимствована у финно-угорских племён. В древнерусское время она – богиня плодородия, воды, в последствии покровительница женских работ и девичьей судьбы». В одной из своих ипостасей она известна как Яга – мать ветров и богиня смерти. Семаргл«Наконец, Семаргл – единственное зооморфное существо пантеона. Это священный крылатый пёс, возможно, иранского происхождения. Семаргл является божеством низшего порядка, которое охраняет семена и посевы.

 

Современные слав.народы, их государственность. Мертвые слав.языки.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Центральной, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек, из них около половины — русские (137 млн). Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).Мертвые языки: 1) Старославянский (древнецерков.слав.) – общий лит.язык славян средневекового периода, возникший на основе солунских говоров древнеболгарского языка. У западных славян был вытеснен латынью в связи с западным влиянием и переходом в католицизм. 2) Полабский – вымер в 18 в., был распространен по обоим берегам р.Эльбы в Германии.; 3) Поморские диалекты – вымерли в средневек.период в связи с насильственным онемечиванием; были распространены по юж.побережью Балт.моря в Поморье (Померания)

 

megaobuchalka.ru

Сколько у Славян богов, кто они и за что отвечают? Кто главный Бог?

Славяне, в большей степени языковая группа, и, естественно, этническая.

Говорить о том, что есть точное число славянских богов просто невозможно в силу диалектологии, этнических особенностей и вариаций культов. Но, можно вычленить общий пласт почитаемых богов. Это Род, Триглав, Свентовит, Белбог, Чернобог, Сварог, Лада, Стрибог, Семаргл, Перун,  Велес, Макошь, Доля, Недоля, Мать Сыра Земля, Дажьбог, Ярило, Купала, Хорс.

Полное описание этих богов заняло бы прилично место в нашей книге, но это, к сожалению, не укладывается в формат. Мы предоставим лишь краткую справку по основным богам.

Триглав — суть три бога, единые и противоречивы в своих действиях. Это, к примеру: Сварог, Дажьбог, Перун (Правители поднебесной в разные исторические периоды) или Леля, Жива, Мара (метафорические сёстры — любовь, жизнь и смерть). Триглавами назывались так же сотрудничающие духи полей, лесов, подворий и т.д., месяцы года, образующие сезон. Триглав — это триединство мира, выраженный в функционале богов.

Триглава упоминал в свих походных записях Оттон, епископ Бамбергский, при описании идола храма Ретры: «Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав». Поэтому некоторые исследователи склонны считать, что Свентовит трёхглавый.

Род верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток всему. Отец Сварога и Лады. Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети».

Гельмгольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (Славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных. Другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Белбог также известен как: Белый Бог, Свентовит, Световит, Святовид.

Цвет: Белый — явий («добрый») бог, бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе.

Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г.

Чернобог (Царнибу (балт.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) — Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобогов. Навий («злой») бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции.

В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) — Czernebog. Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».

Сварог — мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, ремесел. Бог, установивший закон. Основной после рода, бог демиург. Покровительствует творческим личностям. Cупруг Лады.

Бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый с Гефестом («Ипатьевская летопись», 1114 г. «i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ — богомъ, же его творятъ — егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ») по мировоззрению восходящему к орфической традиции, возможно с Ильмариненом. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Ближайший ведический аналог — Тваштар.

Лада — богиня любви, богиня брака согласно «Mater Verborum» (соотносимая там с Венерой) и «Синопсису», а также «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), под именем Gardzyna («Охранительница») упомянута в польских Ведических обрядах начала пятнадцатого века. Ее месяц — апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато (Ладо) из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой — в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц. Согласно Б.А. Рыбакову Лада — великая богиня весенне-летнего плодородия, покровительница свадеб, брачной жизни. Часто ладу изображают с рогом изобилия, что в корне не верно (Так изображают Макошь).

Семаргл по официальной точке зрения, — это бог семян и соответственно урожая. Рыбаков наделял Семаргла охранительными функциями. Семаргл охранял урожай – главную ценность для язычника – пахаря.

В неоязычестве Семаргл выступает в роли Бога огня, огненных треб, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.

Упоминается а в слове Христолюбца — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(е)маргл или Семургл. А.С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры).

Стрибог — бог-отец, старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы»). Согласно Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Связан с Лунным Культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Дажьбогом — солярным божеством, наводит как раз на эту мысль: «кумирьскую жертву ядять… верують Стрибога, Дажьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех» (Лет. рус. лит. т.IV, 99, 108-09).

Макошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Верпея (лит.), Карта (латыш.)) — Богиня судьбы, счастья/несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Ипостась Доли и Недоли.

Согласно М. Фасмеру, слово «Мокошь» происходит от «мокнуть» (вместе с тем, возможна связь с несохранившимся корнем *mokos, «прядение»).

Мать Сыра Земля. АЛ. Соболев в брошюре «Загробный мир по древнерусским представлениям» писал, что земля не была бездушной для язычников. Они наделяли ее чувством и волей. К ней обращались во время жатвы, заговариваясь от нечистой силы, верили в ее животворность и считали ее источником могущества.

Величие этого божества можно наблюдать по поздним представлениям славян о загробной жизни. «Кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем».

Перун (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.)) — Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы.

Упоминание о Перуне встречается в ПВЛ: под 6415 (907) г. «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ».

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.)) — Бог скота, пастушества, богатства, облаков, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, проводник умерших душ. Бог житейской мудрости и всего житейского. Аналог — Гермес.

Интересно упоминание о Велесе в «Слове о полку Игоревом»: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче». Некоторые учёные склонны считать, что образ Велеса поэтический и некоторые его функции связаны с лирикой.

Дажьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.). Дажьбог — Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога.

Бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян. («Ипатьевская летопись»), Прародитель славянского рода по «Слову о полку Игореве»: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась».

Леля  (Лёля, Ляля (белор.)) — Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, богатства, красоты, счастья.

На основе свадебных песен Леля и интерпретируется как богиня любви.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость — так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость.

Мара (Марена; Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Марыся (белор.)) — Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, черного колдовства, гнева.

Мара — одно из самых древних, таинственных и «смутных» божеств в славянских языческих поверьях. Мара — богиня в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда — красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черные платья и рваную одежду. В более поздней традиции Мару стали отождествлять с Кикиморой.

Жива (Seewa (лит.), Zywye (польск.)) — Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна.

Жива – олицетворение плодоносной, весенней силы. Богиня рождения, жизни, красоты всего земного, весенней поры.

О верованиях славян рассказано в польской хронике: «Божеству Живе было устроено капище на горе, названной по ее имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования. Особенно приносили ей жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится ее голос. Думали, что высочайший владыка Вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни…».

Хорс (Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.)) — Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней).

Бог солнечного диска, упомянут в русских летописях — пантеон кн. Владимира. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища — хоромины, хоромы. С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хоругвь, хор, бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом. Образ восходит к временам глубокой древности.

Доля и Недоля  В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.). Хотя, эта традиция, закреплена в основном в вышивках и дошла в живом виде до наших дней.

Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов.

Радогаст  (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.)) — По данным Писториуса Бог Войны. Западнославянский бог, названный Гельмольдом в Славянской хронике, 1167-1168 гг., богом земли бодричей. Часто упоминается в описаниях храма Ретры на острове Рюген.

Ярило — бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света, буйный, рьяный Тур (Саксон Грамматик, «Деяния Данов», «Книтлингасага»), кумир стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Говорил «О Яриле, языческом божестве русских славян» известный этнограф П.С.Ефименко. Он заметил, что по своему смыслу слово «Ярило» обозначает быстро распространяющийся весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных, потом — юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке.

***

Вопрос одно/многобожия очень спорно стоит в научной литературе. Из истории: Генотеизм (родотеизм) — термин предложенный Максимиллианом Мюллером в 19 веке по отношению к религиям Индии и Египта. Отчасти генотеизм присущ, в какой то мере, и славянскому пантеону. Представляется, что тачки ассимилирования находятся в тезисе о родстве славянских богов. Но в полной мере он не реализуется в славянской языческой парадигме.

Многое написано классиками исторической науки.

Спустя пять столетий после Прокопия, писал о Высшем божестве славян немецкий летописец Гельмольд: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля и леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

С богом богов более-менее понятно, но перед нами встаёт следующий вопрос: почему на разных исторических отрезках славяне почитали разных Богов?

Ответ как мне кажется, кроется в самом вопросе. Просто богов при разных правителях ставили на первое место исходя из его функций. Это отображало внутреннюю или внешнюю политику князя.

Так изначально верховным богом был Род, космогоническое начало, бог демиург. Многим современным исследователям, правда бездоказательно, приписывается ему мужское и женское начало и имя «Родо». Так или иначе, Род, по мнению ряда исследователей, является основным славянским богом богов. Потом какое то время правил Сварог. Этому есть свидетельства ПВЛ за 5622 (1114) год. Где говориться: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из родаХама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом». Потом, самый яркий пример Перун. Культ Перуна искусственный княжий культ дружинников, но, как ни странно, именно его правление многие считают основным и единственным. И заканчивает вереницу «правителей» Дажьбог который по той же летописи ПВЛ за 1114 год: « После него (Сварога) царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом». Этих богов я «расставил» в порядке «от древнего…». Отсюда и споры о верховном божестве. Что и описывает Осипова О.С. в работе «Славянское языческое миропонимание»: «Параллельно в науке XIX века, а позже и в XX веке, стали формироваться альтернативные точки зрения. Согласно одним исследователям, отстаивающим идею славянского энетеизма, Богом богов славян являлся один из главных богов — Святовит, Сварог, Перун или Род. Здесь можно назвать имена М.Б.Никифоровского, К.В.Болсуновского, Б.А.Рыбакова, Я.Е.Боровского, В.В.Седова, В.В.Шуклина, Г.С.Беляковой».

По мнению Максима Зырянова, которое основывается на работах Б.А.Рыбакова можно сделать вывод верховного бога на Руси нет, и никогда не было. Для каждого человека верховным был свой бог. Как пример, для кузнецов, верховным был Сварог, бог ассоциирующийся с огнем, кузницей и творением. Для воинов, дружинников верховным был Перун, бог воин и защитник.

Похожие Статьи

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Google+
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой мир
  • Twitter

slaviy.ru

где история, а где и литература

Боги славянЯзыческие боги славян – одна из наиболее противоречивых и ожесточённо обсуждаемых проблем российской истории. Причём связано это с вопросами как историческими, так и вполне современными – боги славян заняли центральное место в не столько научных, сколько идеологических спорах. По этой причине нужно с большой осторожностью воспринимать то огромное количество информации, в которой фигурируют боги славянского пантеона.

alt

Древние боги славян – проблемы и с богами, и со славянами

боги славянБоги славянской мифологии традиционно вызывали серьёзный интерес у историков. Именно божественные персонажи составляют основу языческих религиозных систем. Следовательно, составить представление о духовной жизни славян до принятия христианства без изучения сюжетов, связанных с богами, невозможно.

Но боги древних славян изучены не в пример хуже, нежели родственные им скандинавские божества. Причина очень проста – до нашего дня дошли письменные памятники, в которых отражена система религиозных представлений викингов, и в первую очередь мифологические сюжеты, связанные с богами, их функциями, родственными связями, приключениями и так далее. Достаточно назвать такие скандинавские эпосы, как «Старшая Эдда» (записана примерно в XI веке, но в устной традиции существовавшая гораздо раньше) и «Младшая Эдда» (записана в XIII веке).

Боги восточных славян подобных письменных версий своей жизнедеятельности просто не имеют – учёные на данный момент не обнаружили никаких древнерусских произведений, в которых содержались бы дохристианские эпосы.

 

В данном случае приходится сталкиваться с более общей исторической проблемой существования письменности у восточных славян до начала их христианизации. Существует две научные гипотезы: согласно одной из них, отдельной восточнославянской письменной системы к концу X века просто не существовало, иначе хоть какие-то её следы были бы обнаружены. Другая предполагает, что какая-то письменность у славян всё-таки была, однако она не была общей для всех племён, не получила широкого распространения и использовалась узким кругом лиц (политической элитой, жрецами, торговцами).

alt

Чего не знаем, то придумаем

боги славянНет исторически достоверных дохристианских источников по славянской языческой религии. Обрывочные сведения, которые нам известны о мифологических сюжетах славян, отдельные имена богов славян, их функции и взаимоотношения между собой, почерпнуты из более поздних документов, в первую очередь из сочинений христианских авторов.

Ситуация осложнена двумя пластами художественного творчества на тему славянского язычества. Первый из них относится к XIX столетию, когда на фоне дискуссий о пути исторического развития России между западниками и славянофилами возник интерес к исконной славянской истории. Именно тогда начали собираться и изучаться народные легенды, сказания, песни, обряды, вдохновившие писателей, поэтов, музыкантов на осмысление дохристианского наследия предков.

В ходе этого процесса стали не только на иной лад интерпретироваться отдельные языческие сюжеты и имена богов, но и придумываться новое содержание славянского язычества. Классический пример – пьеса Александра Островского «Снегурочка», прославившаяся благодаря своей музыкальной версии в виде одноимённой оперы Римского-Корсакова.

Вторая волна фантазий на тему славянского язычества началась во второй половине 1980-х годов и не схлынула по сей день. Возник феномен славянского неоязычества – культурно-религиозного течения, позиционирующего себя как наследников «исконной славянской религии».

 

С дохристианскими язычниками современные идолопоклонники имеют очень мало общего в силу уже указанного обстоятельства: о языческой религиозной системе славян известно слишком мало.

 

Поэтому неоязычникам приходится попросту выдумывать целые мифологические сюжеты и множество богов, якобы покровительствовавших тем или иным сторонам жизни, а затем выдавать эти фантазии за «древнее знание».

alt

Верховный бог славян

Когда в бездонной информационной пропасти Интернета мы сегодня встречаем сюжеты наподобие «бог удачи у славян» или «бог любви у славян», к ним нужно относиться с изрядной долей скепсиса. Охватить весь современный мифологический массив информации просто невозможно, так что стоит обратить внимание лишь на некоторых, наиболее известных славянских божественных персонажах:

боги славян

  • главный бог славян это Перун, чей верховный статус в мифологии славян имеет неопровержимые доказательства. Во-первых, о том, что именно богу-громовержцу больше всего поклонялись восточные славяне (Перун – это в первую очередь бог грозы у славян), сообщают древние иностранные источники, прежде всего византийские. Во-вторых, именно Перун, бог войны у славян, был позиционирован в качестве верховного божества в ходе первой религиозной реформы киевского князя Владимира, когда он пытался создать универсальную, единую для всех славянских племён, языческую религию;
  • в функциональном плане достаточно тесно с Перуном был связан Стрибог – божество, которое взяло на себя как небесные, так и земные функции. Согласно восстановленным данным о славянском язычестве, Стрибог почитался как бог ветра у славян, он отвечал за перемещение облаков и туч по небу. Кроме того, считается, что он был бог воды у славян – предполагают, что именно ему молились о даровании дождя. На этом основании некоторые учёные склонны считать Стрибога ещё и морским божеством, так как «отдельный» бог моря у славян по письменным и материальным источникам пока не прослеживается. Есть недоказанное мнение, что Стрибог, помимо всего прочего, это и бог смерти у славян, так как вода всегда считалась хтонической стихией, связанной с потусторонним миром;
  • весьма таинственным персонажем славянской мифологии является бог Велес. С одной стороны, исторические исследования показывают, что значение Велеса, главная функция которого – бог скота у славян, было очень велико до принятия христианства. По масштабам почитания Велес вполне на равных конкурировал с Перуном. С другой, сфера ответственности Велеса достаточно широка, а конкретные сведения о нём слишком скудны. Так как известно противопоставление Перуна как бога войны, бога княжеской дружины, и Велеса как городского божества, принято считать, что он бог торговли у славян. Установлено также, что он воспринимался в целом как покровитель всего живого, так что естественно, что он почитался и как бог охоты у славян. Кроме того, Велес нередко упоминается как бог плодородия у славян, но это спорный вопрос, так как на эту роль претендует и Даждьбог, и богиня Мокошь, олицетворявшая землю. Также Велес упоминается как бог леса у славян, покровительствовавший всякой растительности;
  • с Даждьбогом ситуация вообще весьма запутанная, так как об этом божестве неизвестно практически ничего, кроме имени. Расшифровывая на разные лады его имя, учёные предлагают разные функциональные трактовки. В одной из них Даждьбог - это бог земли у славян, в другой имеет связь с дождём, в третьей берёт на себя функции солнечного бога. В настоящий момент за неимением конкретных свидетельств «специализация» Даждьбога остаётся спорной;
  • очень много споров ведётся вокруг вопроса, кто же был бог солнца у славян. Большинство людей, отвечая на этот вопрос, скорее всего, назовут Ярилу – и ошибутся, потому что учёные склоны считать Ярилу персонажем, придуманным уже в XIX столетии. Древние же славяне солнечным богом считали Хорса, хотя и здесь существует множество версий, так как отдельные солнечные функции могли быть разделены между многими божествами;
  • большим почитанием у языческих племён славян пользовался бог Сварог – но и о нём нам известно очень мало. Специалисты склоняются к тому, что Сварог - это бог неба, олицетворявший небесную сферу как важнейшую часть мироздания. Сварогу поклонялись также как источнику небесного огня, то есть животворной небесной энергии, без которой невозможна жизнь. Другой мифологический персонаж, Сварожич, это непосредственно бог огня у славян – принято считать, что в языческой мифологии это был сын Сварога.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru