Великие достижения культуры древней руси. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ? КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОНА ОКАЗАЛА НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Руси (X—XIII вв.). Значение принятия христианства. Великие достижения культуры древней руси


В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ? КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОНА ОКАЗАЛА НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ?

Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На формирование тематики художественного творчества Древнерусского государства оказали большое влияние такие политические события и процессы, как объединение восточнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление его границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; начинавшиеся феодальные усобицы.К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь).Широкое распространение получили письменность и грамотность. Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет», описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.

Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота), хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

www.istmira.com

Достижения культуры Древней Руси | Босс учёбы

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95.

Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам.

– Какое противоречие между первым и вторым документами?

1 2 4 2 3

Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным.

Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2 3 2

Слайд 6

– Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу.

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты.

Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Слово и перо

Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1)

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

1 2 3 4 1 2 3

Слайд 8

– Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси?

1 2 4 2 3 4

2. Дом веры и искусства

Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1)

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

– Мы продолжаем разговор об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

1 2 4 2 3 4

Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2)

– Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия.

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

1 2 3 4 2 4

Слайд 11

Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя.

На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма.

3. Язык образов и знаков

Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1)

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.

1 2 4 2 3 4

Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2)

– И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда.

2 4 2 3 4

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи…

Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.

eduboss.ru

История культуры - Достижения христианской культуры Руси

Достижения христианской культуры Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.

Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение общественной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

В XI – начале XII вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларионом, первым (и единственным в период от принятия христианства до сер. XII в.) русским по происхождению главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» – вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Во второй половине XI – начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

cribs.me

Культура древней Руси Хiv xv веков

План 1.                Введение. _______________________________________________ стр. 3 2.                Характеристика эпохи: конец татаро-монгольского ига, образование Московского государства. _________________________________ стр. 6 3.                Творчество великого иконописца Феофана Грека. ____________ стр. 10 4.                Андрей Рублев. _________________________________________ стр. 12 5.                Строительство Московского Кремля в XY в. ________________ стр. 13 6.                Заключение. ____________________________________________ стр. 15 7.                Список используемой литературы. _________________________ стр. 21

1. Введение Культурное наследие России складывалось в процессе ста­новления и развития национального самосознания. Постоян­но обогащаясь собственным и привнесенным культурным опы­том, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области на­учной мысли, художественной культуры и духовного самосо­вершенствования человека. На формирование российской культуры серьезное влияние оказали следующие факторы: Необходимость освоения огром­ной территории, на которой соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности. Утвержде­ние православия как особой ветви христианства, сосредоточен­ной на духовности, приверженности традициям. Длительная изолированность от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за ее преодоление Преобла­дание идеологии приоритетности государственных интересов над личностными, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы формирования отечественной культуры от начала становления до приобретения ею завер­шенных национальных форм наглядно иллюстрируют воздей­ствие этих факторов. Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей способом производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с другой – конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями  и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности. Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в нем, обусловлен, с одной стороны, длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян, с другой, во многом был определен пришедшей на Русь с ее крещением европейской христианской традицией. Культура Киевской Руси самая молодая в Европе. В IX-X вв., когда в Киеве и в Новгороде формировались первые государственные структуры славянских племен, европейский мир воспринял уже более чем двухтысячелетнюю историю разнообразных государств с их опытом тираний  и демократий, союзов государств и империй. Учился у великих древних философов и ученых, писателей  и архитекторов, скульпторов и живописцев, и имел уже почти тысячелетний опыт распространения христианства. Русь стремилась войти в этот мир. И сделать это возможно было лишь посредством принятия  христианства, так как несущим элементом любой культуры является религия. А религия – это не просто вера и система обрядов, это образ жизни, определенная система идей, представления о мире, человеке и его месте в этом мире. Христианство делало человека носителем  новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла общая духовная основа. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним. В целом цивилизованное развитие  Руси киевского периода мало отличается от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентаций. Однако православный характер  русского христианства и его тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси. После принятия православия Русь стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята.

2. Конец татаро-монгольского ига и образование Московского государства В ХIII в. Киевская Русь распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую землю, между которыми шли бесконечные усобицы. Все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимости и с Запада – от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – со стороны монголо-татарской  Золотой Орды. Исключительно ответственные решения пришлось принимать Александру Невскому – великому князю Новгородскому. Он пришел  к выводу, что угроза с Запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало бы исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа  в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов.  Победа над шведами  и немецкими рыцарями подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси. Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александром Невским были использованы другие политические способы и средства. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 – 1480) Эта зависимость имела катастрофические последствия  для ее экономики и культуры. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств  в виде дани – все это создало крайне неблагоприятные  условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.  Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига стало резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху. Разрушение городов, подрыв их экономики постоянной выкачкой средств для выплаты дани в Орду, замедлили темпы их развития. Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство  и другие области культуры. Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся  на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни  в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре. Монголо-татарское нашествие привело к  углублению феодальной раздробленности. Этому способствовала политика завоевателей: поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее феодальное дробление русских земель  обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремив                                                                                                                                                                                                                                  шейся к ликвидации феодальной раздробленности, к государственному единству. Их настроения  и активная борьба получили отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили  далеко за рамки областных явлений  и разрушали культурную обособленность феодальных центров. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом  становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи  Руси XIV-XV вв., с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому  своей страны, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре. В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до средины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XV в., наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской  культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими  центрами европейской культуры. Эти города, не  испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях. Со второй половины XIV в., начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая являлась  важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. В 1380 г. Дмитрий Донской – великий князь Московский – одержал победу на Куликовом поле над монголо – татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды во многом стала номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию I без санкции Золотой Орды.   Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении  существенных местных особенностей в культуре, идея единства Русской земли становится ведущей. С конца  XIV в., устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием  рукописей. После падения Константинополя в 1454 г. Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства и получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь – Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре» войск хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III – в связи с отказом в 1476 г. платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и бежали, что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически и юридически. С конца XV века Русь называется Россией. 3. Творчество великого иконописца Феофана Грека. Высокого роста достигла живопись в Москве в конце XIV – начале XVв.  Успешно развивается монументальная новгородская живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV в., уже зрелым живописцем и отдал мастерство новой родине.  Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением  Феофана, другие – работой его учеников. Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви, в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность. По-иному выглядят фрески церкви спаса на Ковалеве, которым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние художественной южнославянской традиции и считают, что они написаны сербскими художниками. В XV в., монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще  оставалась связанным с демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринявших на себя функции языческих божеств – покровителей хозяйственных различных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики. На рубеже XIV-XV вв. Феофан Грек стал главной фигурой в художественной  жизни Москвы. Под его руководством проходили росписи соборов и теремов Кремля. Наиболее достоверными творениями художника в Москве считаются иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV в.: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Иконостас Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов, в становлении которых большую роль сыграли  Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи. Высокий иконостас включает в себя  пять основных рядов: местный – с иконами, особо почитаемыми в данной местности, обязательно включающий икону, в честь которой построен храм; деисусный -  основной ряд иконостаса, в центре его икона Христа, которую с двух сторон окружают изображения Богородицы, Иоанна Предтечи и предстоящих святых; праздничный – состоит из икон, посвященных двунадесятым праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа; пророческий – собирает иконы, посвященные пророчествам, знамениям и пр., в центре него обязательно «Богоматерь Знамение», праотеческий – представляет ветхозаветную церковь, в центре него размещена икона «Троица», вокруг нее изображения праотцев церкви. В шестом, дополнительном, ряду могут изображаться Страсти Христовы и др. 4. Андрей Рублев Первые семь  икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса связывают  с именем величайшего художника Руси – Андрея Рублева. Андрей Рублев родился около 1360 года. Он был монахом Троице – Сергиева монастыря, а затем – Спасо – Андроникова.  Сообщение о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Благовещенского собора содержатся в летописях под  1405 г. Вторично его имя упомянуто под 1408 г., когда Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены страшного суда, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря. Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора в Звенигороде. В этих работах проявились  характерные черты рублевского стиля, которому  свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева  мягче, человечнее, чем в живописи Феофана.  Иконы Звенигородского чина  «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»- воплощение идеалов художника  и прекрасная характеристика его живописной манеры. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица».  В Святой Троице  как нераздельной  осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице  как неслиянной  осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты.

www.coolreferat.com

Культура Древней Руси (X—XIII вв.). Значение принятия христианства.

Категория: Билеты с ответами по истории.

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селянино-вича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефо-дием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Ки-ево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев (1185—1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Влади-миро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями  Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюб-ская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

 

historyrusedu.ru