Вазопись в древнем риме. 78. Античная вазопись. Эволюция, технико-технология, жанры. Типы сосудов.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Вазопись в древнем риме


ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

4 часа аудиторной работы и 6 часов самостоятельной работы

Лекция48. Древнегреческаявазопись(4 ч.)

Планлекции

1. Место произведений греческой вазописи в культуре Древней Греции и в современном мире.

2. Функции древнегреческих ваз.

3. Типы ваз Древней Греции.

4. Стили древнегреческой вазописи: а) геометрический стиль; б) ковровый стиль; в) чернофигурный стиль;

г) краснофигурный стиль.

1. Местопроизведенийгреческойвазописивкультуре ДревнейГрецииивсовременноммире

Древнегреческие вазы представляют собой единственные сохранившиеся до наших дней образцы эллинской графики. Изучая росписи греческих ваз, представляется возможным получить сведения о мифологии, литературе, театре, быте Древней Греции. Обогащаются представления об архитектуре, скульптуре, утраченных произведениях эллинской монументальной живописи.

Вазы, являясь произведениями искусства, одновременно были для греков предметами повседневного домашнего обихода. Они имели разнообразное бытовое и культовое назначение.

Обилие найденной археологами древней посуды на территории Греции свидетельствует с широком применении ее в быту, о доступности ее всему свободному населению Древней Греции, хотя наиболее художественно оформленные сосуды эллинской керамики были доступны ограниченному кругу богатых потребителей.

В отличие от произведений графики, которые можно видеть сразу целиком, росписи греческих ваз, нанесенные на округло-объемнуюповерхность сосуда, исполнялись с учетом того, что смотрящий на сосуд будет поворачивать его в руках. При этом роспись древнегреческой вазы казалась на близком расстоянии рисунком, а на большом расстоянии - узором. Разнообразные положения, в которых находились керамические сосуды при употреблении, способствовали восприятию их в движении.

Мотивы росписей греческих ваз отличаются разнообразием. При этом росписи имеют тесную связь с назначением сосуда. На вазах для вина нередко изображали разгульные сцены пирушек, сцены любовных игр с

 Всеобщая история искусства. Курс лекций

-355-

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

гетерами, сцены, участником которых был Дионис со своими спутниками - селенами и менадами, сюжеты, имевшие магическую предохраняющую силу (лицо грозной Медузы-Горгоны,взгляд которой обращал человека в камень, изображения больших глаз, предохранявших от сглаза, фигурки селенов). Встречаются на застольной посуде и сюжеты, взятые из мифов (настрой на застольную совместную песню с мифологическим текстом). На сосудах женского обихода - туалетных сосудах нередко представлялись сцены из жизни гинекея (женская часть греческого дома): девушки и женщины за туалетом с прислуживающими рабынями и Эротами. На погребальных лекифах изображались сцены оплакивания умерших, сцены перевозки мертвых Хароном, сцены представления умершего в качестве героя.

Чаще всего на вазах встречаются сцены из греческих мифов. Причем в различные эпохи трактовка художниками одного и того же мифа весьма изменялась. В мифологическом сюжете в различные времена выступают то эпически-героические,топатетически-драматические,то саркастическикомические, топасторально-идиллическиемоменты.

Вазы очень четко представили иконографию Олимпийцев: Зевс в виде бородатого мужа со скипетром в руке или перуном в руках, Гера со скипетром, Посейдон с трезубцем, Аполлон с луком, лирой или кифарой, Артемида с луком, стрелами и собаками, Гефест с молотом и клещами, Афина со щитом, копьем и эгидой на груди, Гермес в сандалиях с крылышками и с жезлом, обвитым змеями (керикейоном), Ника с венком, Афродита с яблоком и голубем, Дионис, увенчанный плющевым венком.

Целый ряд вазовых росписей связан с греческим театром - трагедией, сатировской драмой и комедией.

Занимавшие весьма скромное место до конца VI в. до н.э. бытовые сюжеты стали играть заметную роль в вазописи V и IV вв. до н.э., исчезнув затем в эллинистическое время. Особенно часто встречаются атлетические упражнения и батальные сюжеты. Имеются сцены, связанные с пахотой и севом, виноградорством, приготовлением оливкового масла и вина, животноводством, птицеводством, рыбной ловлей.

Рисунки на вазах, особенно VI и V вв. до н.э., снабжались надписями. Читая надписи, зритель легче ориентировался в изображенном событии. Иногда в тех или иных сценах на вазах присутствуют слова, которыми персонажи обмениваются друг с другом. Встречаются также надписипожелания (особенно на застольных чашах).

Глиняное тесто, из которого делались греческие вазы, было всегда хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху VI-Vвв. до н.э. Глина в различных районах изготовления ваз отличалась по цвету, плотности и примесям.

Роспись большинства греческих ваз наносилась непосредственно на глину. Некоторые из ваз целиком или частично предварительно покрывались светлой облицовкой.

Роспись производилась главным образом особой блестящей черной глазурью, которую принято называть черным лаком. Состав глазури включал

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

в себя щелочь (поташ или соду), глину и закись железа. Считается, что в лак греки подмешивали золу. В зависимости от условий обжига черный лак имел глубокий черный, коричневый, красно-коричневыйи даже красный цвета.

Главными инструментами греческого вазописца были кисть и птичье перо (бекасиное), которым наносились тонкие немного выпуклые линии. Пером в краснофигурных росписях исполнялись почти все детали внутри фигуры. Помимо пера и кисти, греческие вазописцы пользовались острым инструментом, которым процарапывали линии по лаку после обжига сосуда. В чернофигурных вазах таким способом наносили линии, моделирующие фигурные изображения и детали орнаментов.

Эскиз будущей росписи набрасывался на сухую поверхность глины заостренной деревянной палочкой. Предварительный рисунок намечал сюжет в самых общих контурах. При этом фигуры (как мужские, так и женские) на предварительном рисунке изображались обнаженными.

Помимо использования глины и ее обжига, парадную посуду греки делали из металла, главным образом из бронзы, реже из серебра и золота. Туалетные сосуды изготовляли иногда из камня, кости, дерева, кожи.

2.Функциидревнегреческихваз

1.Вазы широко применялись на пирах - симпосиях; в амфорах подавали вино к столу, в кратерах (стамносах или оксибафах) его смешивали

сводой. Черпаком-киафомвино разливали по чашам: скифосам, котилам, ритонам, фиалам, киликам. Для кушаний пользовалисьтарелками-пинаками.Были специальные блюда для рыбы.

2.Большим разнообразием отличались сосуды для масла. Это и арибаллы, алабастры, бомбилии, лекифы, амфориски. С сосудом на шнурке шел атлет на палестру, чтобы перед состязанием натереть свое тело маслом. В небольших флаконах хранились ароматические масла, заменявшие женщинам духи.

3.В обиходе гречанок были сосуды для воды - гидрии, сосуды для кормления детей - гутты.

4.Важное значение имели вазы в культовом обиходе греков. Фиалой пользовались при совершении возлияния богам. В могилу с покойным обычно закапывалась различная посуда. Особенно часто в могилах встречаются лекифы. В дни поминания умерших лекифы приносили на могилы и ставили на надгробные памятники. В лутрофорах подавали воду для брачного омовения.

5.Вазы широко использовались в общественной жизни греков. Победители в состязаниях на празднике Великих Панафиней получали в качестве почетного приза масло в расписных амфорах, на которых изображалась Афина Паллада и то состязание, в котором одержана победа.

Получается, что вазы были широко распространены в обиходе древних греков и использовались весьма разнообразно.

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

3. ТипывазДревнейГреции

Основным сосудом

для хранения зерна, оливкового масла, вина и

других припасов был пифос. Он имел яйцевидную форму и представлял

собой большую глиняную бочку с толстыми стенками. Пифосы более чем

наполовину зарывали в

землю, поэтому они обычно были лишены

украшений.

Для хранения и транспорта вина, оливкового масла, маслин, винограда

и т.д. употреблялись остродонные амфоры.

Особенностью их было наличие

двух ручек по обеим сторонам горла и

большое, суживающееся книзу

тулово,

заканчивающееся заостренным дном. Формы амфор на протяжении

времени в Древней Греции варьировались.

 

Для переноски воды в Древней Греции

применялись гидрии (от слова

"вода",

"жидкость"). Гидрия - это сосуд с тремя ручками. За верхнюю,

вертикально расположенную ручку носили пустой кувшин. За две средние, горизонтальные ручки держали сосуд обеими руками под струей воды. Гречанка могла нести наполненную гидрию, поставив ее на голову.

Широким распространением пользовался у греков кратер (от слова «смешиваю»), необходимый для каждого пира. Кратер - это большая братина, в которой вино смешивали с водой (одну часть вина с двумя частями воды). Это было емкое вместилище с широким устьем и двумя расположенными одна против другой ручками. Тулово по очертаниям напоминало котел, сильно стянутый к перехвату ножки.

Вино разливалось по чашам посредством особого черпака – киафа. Киаф имел большое колоколовидное тулово с широким устьем и слегка изогнутыми стенками, простую низкую ножку и высокую изысканную по очертаниям ручку в виде пластины, обычно украшенной вверху шипом.

Сосуд для питья вина у древних греков именовался килик. Килик - это обычно неглубокая чаша с широким устьем с двумя горизонтально расположенными ручками. Килики иногда имели более или менее высокую ножку. Иной раз килики имели очень низкий поддон.

Наряду с киликом у греков застольной чашей являлся скифос, нередко обладавший очень большой емкостью. Ручки скифоса располагались у самого края устья. Основанием скифосу всегда служил очень низкий поддон, резко отделенный от тулова, имевшего выпуклые боковые стенки.

Для питья вина греки также употребляли канфар - чашу с большим и широким в верхней части вместилищем и двумя высоко поднимающимися над краем сосуда ручками.

Застольными кувшинами у греков служили ойнахойи, ольпы, лагины. Это сосуды для разливания вина.

Греческая парадная застольная посуда для пищи была ограничена различными тарелками, блюдами, солонками и блюдцами. Расписные блюда и тарелки назывались пинаки.

Сосудами для масла служили арибаллы, алабастры, бомбилии, лекифы, амфориски, аски. Лекифы - одна из самых распространенных форм сосудов в

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

греческой керамике. Они широко применялись как в быту, так и в заупокойном культе. Лекифы закапывались с покойниками в могилу, использовались в дни поминовения умерших. Лекифы представляют собой одноручный кувшинчик с очень узкой шейкой и большим вместилищем на низкой ножке.

4. Стилидревнегреческойвазописи

а) геометрический стиль Геометрический стиль господствовал в искусстве Древней Греции

примерно с конца II тыс. до VIII в. до н.э. В IX и особенно в первой половине VIII в. до н.э. геометрический стиль достиг своего апогея.

Стиль получил наименование из-заорнаментов геометрических мотивов, которые покрывали расписные вазы.

Большие сосуды геометрического стиля достигали человеческого роста (1,78 м) в высоту. Среди ваз геометрического стиля излюбленными формами были большие, сильно вытянутые вверх амфоры и кратеры. Нередко встречаются также кувшины, ойнахойи, килики, скифосы геометрического стиля. Все сосуды отличаются четким построением. Отдельные части их (шейка, тулово, ножка, ручки) резко отделяются друг от друга.

Основой композиции геометрического стиля служат более или менее широкие горизонтальные пояса орнамента или черно-лаковыеполосы, сплошь покрывающие поверхность вазы. Самые широкие и богато украшенные пояса со сложными орнаментальными мотивами или фигурными сценами подчеркивают наиболее выступающие главные части сосуда, (раздутые части тулова, плечи амфор и кратеров). Нередко композиция тулова, шейки или ножки является относительно самостоятельным элементом.

Орнаменты геометрического стиля в основном состоят из прямых линий, пересекающихся под прямыми, иногда острыми углами. Главным мотивом орнамента является меандр - простой и различные виды сложного. Наружные контуры меандра наносились тонкими линиями, а пространство между ними заштриховывалось черточками. Среди прочих орнаментов следует отметить мотив пояска горизонтально расположенных ромбов с точкой в центре каждого, орнамент в виде двойной пилы, шахматный орнамент. Из криволинейных мотивов, употреблявшихся в росписях геометрического стиля, наиболее часто встречаются нанесенные циркулем концентрические круги, четырехлистник, восьмилистники, розетты, пояса спиралей.

Из животных наиболее популярны изображения коней, оленей, козлов, вепрей, быков, львов, змей, рыб, птиц. Фигуры животных изображались в одиночку, попарно и в виде ряда следующих друг за другом.

Изображение человека обычно находится в сложных многофигурных сценах на широких полосах в главных частях тулова сосуда. Люди изоб-

ражались держащими под уздцы лошадей, в сценах поединков,

кулачного

 

 

-359-

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

боя, военной пляски или хороводов. Особенно популярны были сцены бега на колесницах на торжественных похоронах и сцены оплакивания покойного. Большинство ваз геометрического стиля было найдено в могилах, многие исследователи считают, что большие вазы геометрического стиля служили надгробными памятниками.

Изображения человеческих фигур на вазах геометрического стиля геометрично и созвучно геометрическим орнаментам. Изображения плоскостны и лишены индивидуальных черт. Передавались лишь главные части тела: голова, туловище, руки и ноги. Голова изображалась в виде кружка с клювообразным подбородком, иногда с профилем и огромным глазом, плечи представлялись в виде треугольника, руки - тонких полос. Нижняя половина человеческого тела отделена от верхней сильно стянутой талией. Фигуры заливались лаком и представляли собой черные силуэты.

Различные эмблемы, встречающиеся около фигур животных, а иногда и человека указывают на их символическое и магическое значение. Изображения коня, всадника, быка представляют солярное начало. Об этом свидетельствуют различные эмблемы солнца или неба возле них (солнце в виде кружка, обрамленного точками, двойной топор, диагонально пересеченный прямоугольник, четырехлистник, заключенный в прямоугольник).

Геометрические фигуры могут быть рассмотрены как носители могучей магической силы, помогавшей человеку в его борьбе с силами природы.

Позволительно выделить несколько этапов геометрического стиля вазописи:

1.Вазы украшаются одними линейными узорами без фигурных изображений.

2.Появляются вазы, где наряду с орнаментальными мотивами встречаются отдельные фигуры животных на полях под ручками, в прямоугольных рамах, а также ряды животных на фризах, опоясывающих сосуд.

3.Появляются вазы, отличающиеся наличием не только орнамента и изображением животных, но и сложных фигурных композиций.

Однако начало нового этапа вазописи не означало, что вазы с росписями предыдущего этапа переставали создаваться. Новые приемы не отменяли старых. К VIII в. до н.э. сосуществовали все три типа ваз и росписей.

б) ковровый стиль

В конце VIII - начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, так называемый, ковровый стиль. Он был навеян, с одной стороны, искусством Передней Азии и Египта, а с другой стороны, в создании стиля участвовали ионяне, эоляне и доряне. Вполне развитый ковровый стиль существовал с VII до первых десятилетий VI вв. до н.э.

Формы сосудов коврового стиля отличались от форм ваз геометрического стиля. Вытянутые пропорции и жесткие очертания сменяются приземистыми, сильно раздутыми, округлыми формами. Наиболее

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

распространенные и характерные формы: кратеры, амфоры, ойнахойи, килики, блюда.

Вазы расписываются теперь не только лаком, но и красками (белой и пурпурной). Применяются и процарапанные линии.

Росписи больших ваз обычно состоят из горизонтальных полос, но число полос сокращается. На небольших сосудах вообще иногда вся боковая поверхность тулова занята одним сюжетом или одним орнаментальным мотивом.

Геометрические узоры (меандр, зубчатый орнамент, зигзаги, пояса) уступают место различным сильно стилизованным растительным мотивам (розетты, пальметты, цветы, бутоны лотоса), образующим пояса и кольца.

Человеческие и звериные фигуры изображаются сильно подвижными и жизнерадостными.

Фигурные изображения представляют собой фризы с показом движущихся друг за другом животных или фантастических существ. На фризах с расположенными в ряд животными можно видеть не только изображения быков, оленей, кабанов, орлов, петухов и водяных птиц, но также хищных животных (пантер и львов). Фигуры имеют плоскостный характер. Очень выразительными становятся силуэты. Птицы изображаются

впрофиль. В профиль же показаны обычно фигуры четвероногих животных и их головы. Что же касается львов и пантер, то они обычно изображаются и

впрофиль (туловище), и в фас (голова).

Человеческие фигуры, как и другие изображения, сильно распластываются. Схема построения человеческой фигуры в общем близка изображениям на вазах геометрического стиля: голова в профиль, плечи и верхняя часть груди в фас. Нижняя часть тела дана в профиль. Человеческие фигуры переданы в резком движении, с широко расставленными ногами и размашисто жестикулирующими руками. Между фигурами фон обычно заполнен различного характера орнаментами. Все это в целом и придает росписям то, что дало название стилю - "ковровый".

Вотличие от геометрического стиля, где линейные узоры преобладали над фигурными композициями, на вазах коврового стиля фигурные изображения доминируют над орнаментом.

Втематике ваз коврового стиля уже нет преобладания космогонических представлений, которые заметны в вазах геометрического стиля. В изображениях четко выступает олимпийский пантеон и героический эпос. Среди образов олимпийцев выделяется Аполлон и Артемида. В тематике героического эпоса выделяется Геракл, троянский цикл, мифы - об Одиссее.

Крупными центрами производства ваз коврового стиля были торговоремесленные общины: Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика.

в) чернофигурный стиль

В конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. в вазописи сложился чернофигурный стиль, сменивший ковровый.

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

Чернофигурный стиль господствовал на протяжении всего VI в. до н.э и в первой половине V в. до н.э. Существование этого стиля отмечается и в IV в. до н.э., и в эпоху эллинизма.

Характерной особенностью чернофигурного стиля является господство сюжетного начала. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах. В особенности популярны различные сцены из героического эпоса: подвиги Геракла, эпизоды Троянской войны. Живо интересовались художники чернофигурного стиля «Илиадой» Гомера. Реже изображались картины быта греков: битвы гоплитов, состязания атлетов, пиры, хороводы девушек, женщины у колодца. Отдельные изображения животных, фантастических существ и орнаментов встречаются как пережиток коврового стиля.

Остро выраженный интерес к сюжету привел к широкому распространению на чернофигурных вазах больших расписных клейм, сочетавшихся со сплошной закраской лаком остальной поверхности сосуда или просто композиций из больших фигур на обеих сторонах сосуда (при наличии нескольких поясов, преимущественно занятых орнаментом). В росписях чернофигурного стиля отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на красноватом или желтоватом фоне глины.

Изображения производят впечатление плоских силуэтов, подобных человеческим теням. Иногда силуэты располагались один возле другого, но чаще многофигурные композиции строятся в несколько планов, число которых иногда достигает десяти. Фигуры, представленные на первом плане, показывались полностью, из-заних выступали части фигур второго плана, за ними третьего и так далее. Однако глубины пространства не было, все фигуры отличаются плоскостностью. Отдельные фигуры иногда расцвечивались красками - белой и красной. Этими красками обозначались детали. Использовался прием процарапывания.

При изображении человеческой фигуры голова обычно была повернутой в профиль, плечи в фас, а нижняя часть фигуры, начиная с пояса, тоже в профиль. Внутреннее членение фигуры изображалось сдержанно, что усиливало плоскостный характер изображения. Иногда одежда покрывалась различными орнаментами, представлявшими плоские узоры.

Обнаженные части женского тела подчеркивались белой краской, а мужское тело сплошь закрывалось черным лаком. В Аттике на чернофигурных вазах мужские и женские фигуры отличались еще трактовкой глаза. При обычном профильном положении головы глаза всегда показывались в фас. При этом женский глаз изображался миндалевидной формы, а мужской глаз имел форму кружка или овала, с двумя короткими черточками, обозначающими слезницы.

Фон в чернофигурной вазописи далеко не всегда был свободным. Нередко на фоне изображались деревья с раскидистыми ветвями или побеги виноградной лозы. Часты были многочисленные надписи, сообщающие или имена вазописцев и гончаров, или слова героев сюжетных сцен. Нередко

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

надписи на вазах делались от имени самого изделия ("Меня сделал…", "Меня расписал...").

Главными центрами производства чернофигурных ваз были Коринф, Кирена, Клазомены, Халкида, Аттика.

Мастера чернофигурного стиля: Клитий, Эксекий.

г) краснофигурный стиль

Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на V-IVвв. до н.э., совпадая с эпохой классики в античном искусстве. Старая чернофигурная техника, отвечающая задачам изображения плоского силуэта, крайне связывала мастеров, стремящихся к изображению особенностей человека.

С одной стороны, даже после появления краснофигурного стиля мастера далеко не всегда решались украшать свои вазы одними только краснофигурными рисунками. Нередко они прибегали к смешанной технике, украшая одну сторону сосуда чернофигурной росписью, а другую - краснофигурной. С другой стороны, одновременно с разработкой краснофигурного стиля, вазописцы производили и другие опыты - пытались изготовлять вазы, украшенные росписью, исполненной красками, нанесенными по черному лаку.

Вкраснофигурной технике расписывались сосуды самых различных форм, среди них весьма велико число амфор, кратеров, гидрий, ойнахой, скифосов, лекифов. Особенно популярны были у краснофигурных вазописцев килики.

Вкраснофигурной росписи была окончательно преодолена старая система многочисленных поясов, уступив место либо одиночной человеческой фигуре, либо единой композиции из нескольких фигур, представляющей мифологическую или бытовую сцену. При этом размеры фигур довольно велики.

Краснофигурные композиции обычно располагаются по обеим

сторонам тулова двуручных ваз, составляя их главное украшение (амфоры, кратеры, скифосы, килики). На одноручных вазах изображения занимают лицевую сторону вместилища (гидрии, лекифы, ойнахойи). Помимо этого фигурные композиции нередки в круглых клеймах на дне сосуда (килики). Все это способствует некоторой утрате единства формы и росписи сосуда.

Технически создать краснофигурную композицию было значительно сложнее, нежели композицию чернофигурную, в связи с чем часто возникала необходимость в предварительном рисунке, который набрасывался на поверхность вазы до нанесения росписи. Очертания фигур обводились посредством кисти, после чего лаком закрашивался фон. Фигуры сохраняли красноватый цвет глины. Различные детали исполнялись пером или кистью. Помимо черного лака иногда применялся золотисто-желтыйразбавленный лак. Чернолаковой линией на обнаженных мужских фигурах обозначались очертания впадин под ключицами, мускулы в верхней части груди, нижняя

граница живота,

коленные чашечки и голени. Другие мускулы туловища и

 

 

-363-

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

конечностей исполнялись тонкими линиями разбавленного лака. Линии лица наносились черным лаком посредством пера. Белая и красная краски применялись в краснофигурной вазописи весьма сдержанно: ими обозначают лишь мелкие детали (например, волосы и бороды седых старцев), а также различные надписи.

Внутри краснофигурного стиля принято выделять строгий, свободный, роскошный и беглый подстили.

Самым ранним был строгий подстиль, датируемый530-470гг. до н.э. Первое место в тематике ваз этого подстиля принадлежит мифологическим сценам из жизни и деяний богов и героев (Геракл, Тезей). Широкой популярностью пользовался цикл мифов, связанных с Троянской войной. Большое внимание вазописцы строгого подстиля уделяли приключениям Одиссея, трагической истории дома Атридов, мифам, связанным с несчастным царем Фив Эдипом, походу аргонавтов в Колхиду, битвам эллинов с амазонками и лапифов с кентаврами. При всем многообразии сюжетов строгого подстиля неизменно проступает единая тема - изображение человека, в облике которого выступает не только простой смертный, но и герой и бог.

Характерной особенностью росписей строгого стиля является стилизация плоскостных фигур. Отсутствует передача глубины пространства, однако вазописец не избегает построения в несколько планов. Человеческие фигуры сильно распластаны. Движение фигур резки, жесты смелы и выразительны. Художники избегают очень сильных ракурсов, что позволяет сохранить плоскостный характер росписи.

Изображение обнаженного или задрапированного человеческого тела - основной мотив краснофигурных росписей. При этом главным образом встречаются фигуры юношей, мужей зрелого возраста, девушек и молодых женщин. Редки изображения стариков, старух и детей.

Мастерами строгого подстиля были в разное время Андокид, Эпиктет, Евфроний, Евфимид, Дурис.

Свободный подстиль существовал во второй – третьей четверти V вв. до н.э. Типичной особенностью свободного стиля был монументальный характер росписей. Вазописцы, ищущие больших плоскостей для своих величавых композиций, обращаются к амфорам, пеликам, кратерам, стамносам и другим большим сосудам.

В свободном стиле фигурные композиции доминируют. Под них отводятся главные, наиболее удобные для росписи части сосудов - вертикальные поверхности боковых стенок. Фигурная роспись обычно ограничивается двумя сценами: на лицевой и обратной стороне вазы, или только одной сценой на лицевой стороне тулова. Орнаменту отводится довольно скромное место.

Фигуры приобретают объемный характер. Для мастера свободного стиля не представляет затруднений передать любой поворот головы или торса, самый трудный ракурс. Позы при этом отличаются свободой и непринужденностью. Освобождается от жесткости передача анатомических

ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

деталей мускулатуры и глаз. Более свободно трактуется одежда - как мягкая ткань, облегающая тело, выявляя его формы.

Представителями свободного стиля были: аттический вазописец Полигнот, мастер кратера Виллы Джулиа.

Классическое спокойствие и величавые образы искусства сороковых и тридцатых годов V в. до н.э. сменяются в период Пелопоннесской войны более насыщенными эмоциями, динамическими фигурами нового роскошного подстиля греческой вазописи.

Мастера краснофигурной вазописи, продолжая тяготеть к мифологическим сюжетам, все чаще обращаются к драматическим событиям мифов – сценам борьбы, похищений, гибели, наполненным беспокойным движением и эмоциями.

Все внимание в вазах роскошного подстиля, так же как и предыдущего, сосредотачивается на фигурных композициях, украшающих главную часть сосуда снаружи.

Композиции роскошного подстиля насыщенные, иногда даже перегруженные. Фигуры полны беспокойного движения. Объемные фигуры частично перекрывают друг друга. Фон композиции нередко представляет неровную каменистую почву, покрытые листвой деревья, архитектурные сооружения. Одежды персонажей приобретают характер бурно развивающихся драпировок. На разных предметах обихода (щиты, колесницы, одежда) изображался обильный орнамент, что еще больше усиливало роскошность и создавало впечатление некоторой дробности.

Беглый подстиль, появившийся в концеV-началеIV вв. до н.э., связан с уменьшением применения пера и вытеснением его кистью, которой наносятся размашистые мазки. Это черты, навеянные монументальной живописью. Шире, нежели прежде, применяются различные краски (красная, голубая, розовая, зеленая, лиловая, позолота, и в особенности, белая).

Значительные изменения претерпевает и тематика росписей беглого подстиля. Героический эпос начинает здесь уступать место мотивам, связанным с кругом богов Диониса и Афродиты. Нередки изображения нескольких божеств, не связанных каким-либоединым действием или сюжетом. Военные сцены становятся редки, в противовес им получают распространение сцены гинекея, представляющие наряжающихся красавиц в окружении Эротов. Проявляется склонность к бессюжетным декоративным росписям.

studfiles.net

Искусство древней греции и рима вазопись

НазваниеИскусство древней греции и рима вазопись
Л.Н. Толстого «Война и мир» в системе информационно-методическо
Дата20.09.2013
Размер3.02 Mb.
ТипПрезентации

Похожие:

Искусство древней греции и рима вазопись iconИзображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего РимаВ искусстве Древней Греции сложился образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека гражданина, доблестного воина и...Искусство древней греции и рима вазопись iconМедицина антической Греции и Рима Медицина античной Греции...
Искусство древней греции и рима вазопись iconИскусство Древней Греции. АрхитектураГреции. К сожалению, время не пощадило архитектурные памятники Древней Греции. Однако и в таком виде они поражают своей красотой...Искусство древней греции и рима вазопись iconРождение античного театра СодержаниеАнтичный театр театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась...
Искусство древней греции и рима вазопись iconВ древней Греции уже существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание дисков и состязания на колесницах.Судя по этому списку, военная культура и военное искусство имели прямое отношение к спорту в Древней Греции (и не только там). Там...Искусство древней греции и рима вазопись iconМы исследовали основные культурно-исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима. И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами
Искусство древней греции и рима вазопись iconКаковы были основные источники рабства в Древней Греции? Каковы были основные источники рабства в Древней Греции?Золотое Руно, Дракон, Ясон, аргонавты, Медея о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова?Искусство древней греции и рима вазопись iconЭтот загадочный мир… в мифах Древней Греции и Древнего Рима. Авторы: Ибрагимов КамалНаш проект рассчитан на 5 класс. Он затрагивает такие предметы как история, география, информатика
Искусство древней греции и рима вазопись iconЛитература Литература Древней Греции и Древнего Рима«Се повести времяньных лет,откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити …»Искусство древней греции и рима вазопись iconЛитература 6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

78. Античная вазопись. Эволюция, технико-технология, жанры. Типы сосудов.

Основные типы греческих ваз

Для вина и оливкого масла использовались низкие или вытянутые вверх сосуды с двумя одинаковыми ручками – амфоры. (4)

Для ношения воды использовались гидрии – кувшины с тремя ручками. (5)

Наряду с амфорами в обиходе греков существовали одноручные кувшины – ойнохои с тремя сливами. (7)

Обычай греков пить разбавленное вино привел к появлению специальных сосудов для смешивания вина с водой – кратеров. (1,2)

Черпаками – киафами вино разливали в килики – плоские и неглубокие, но порой довольно крупные чаши с двумя горизонтальными ручками. (11, 8)

Стамнос – сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским. (3)

Пелика - расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ. (6)

Лекиф - древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения. (9)

Скифос – сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л). (10)

Канфар - древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса. (12)

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Именно в период архаики складывается рабовладельческое общество, что очень важно для дальнейшего развития Эллады.

Художники VII в. до н. э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориентализирующим.

Роспись ваз происходила самыми разнообразнейшими образами. Сначала росписи на вазах представляли собой геометрические фигуры, в дальнейшем же вазописцы производили рисунки людей и животных в движении. Они чаще обращали внимание на мелочи в человеческой одежде, структуре тела. Рисунки на вазах становились объемнее и накладывались друг на друга.

Процесс создания вазы проходил не быстро: добыча глины, размачивание, смешивание с добавками, обжиг. Но результат дал о себе знать.

Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков.

Самым древним стилем вазописи является геометрический стиль IX - VIII вв. до н.э., получивший свое название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики.

Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.

Рисунки на вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком». Они расположены горизонтальными фризами, четко отделенными один от другого.

В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий — меандра, который впоследствии получил широкое распространение и в архитектуре и в декоративном искусстве античного мира.

Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, розетками и стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности. Центром геометрического стиля являлись Афины.

В VII - VI вв. до н.э. преобладал ковровый стиль вазописи или ориентализирующий, то есть подражающий искусству Востока.

Под воздействием образов древневосточной мифологии в ковровый стиль вазописи все чаще встречаются изображения богов и сцены сражений, фигуры различных животных: быки и олени, кабаны, орлы и водяные птицы, львы и пантеры. Подражание декоративным мотивам египетского и переднеазиатского искусства также ощущается в выборе орнаментальных узоров.

Художники охотно использовали для украшения ваз стилизованные пальмовые листья, цветы и бутоны лотоса. Но по сравнению с геометрической керамикой VIII века до н.э. в росписях коврового стиля орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетно-повествовательным изображениям.

Росписи на вазах VII века до н.э. исполнены темно-коричневым лаком по светлой глине.

В отличие от силуэтных однотонных орнаментов на геометрических сосудах художники применяют гонкий контурный рисунок, обозначая детали процарапанными линиями, а также белой и пурпурной краской. Фризы идущих друг за другом зверей располагались последовательно на округлой поверхности вазы, а свободное пространство между фигурами заполняли орнаментальные мотивы. Все это придавало росписям праздничную нарядность и живописность, делало чернофигурный стиль вазописиих похожими на узорчатые ковры. Росписи прекрасно сочетались с пластичной и сочной формой сосудов. Центрами коврового стиля вазописи являлись Родос и Коринф.

В VII - V вв. до н.э. в самостоятельный стиль украшения керамики развивается чернофигурный стиль вазописи. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Рисунок помещался в "клейме". Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера на подсушенной необожженной глине.

Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Центры чернофигурной вазописи - Афины и Коринф.

Краснофигурный стиль в свою очередь принято делить на строгий (прежде всего мифологические сцены), свободный, роскошный и беглый стили. Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне. Краснофигурная вазопись развивалась с последней трети VI по IV век до н.э., центром этого стиля были Афины.

Образ человека, в облике которого выступал и герой, и бог, занимал главенствующее место в вазописи того периода, оттесняя изображения животных и фантастических мифологических кратер краснофигурного свободного стиля с Артемидой, кормящей лебедя чудовищ. Человеческие фигуры на вазах строгого стиля изображались так же, как и в чернофигурной технике.

Во второй половине V века до н.э. происходит постепенный переход от плоскостного к объемному изображению фигур. Появился свободный стиль, для которого стала характерна передача любой позы, любого поворота головы или торса, любого самого трудного ракурса. Глаза получили реальную трактовку, одежду теперь показывали как мягкую ткань, легко облегающую тело. Образцами ваз, расписанных в свободном стиле, являются Лекиф с Артемидой, кормящей лебедя, и кратер со сценой истребления Ниобидов.

В конце V века до н.э. на смену спокойным и торжественным композициям свободного стиля пришли динамичные, насыщенные эмоциями сцены роскошного стиля. Вазописцы обращались к сюжетам сложным, драматическим, перегруженным сценами борьбы, похищений, гибели персонажей. В роспись был введен пейзаж: деревья, неровная каменистая почва, архитектурные сооружения. Фигуры передавали живое движение, изображались в резких, сложных ракурсах. Такова роспись амфоры с Пелопсом, похищающим Гипподамию: тут и бурно развивающиеся драпировки и оливковые деревья, и морская гладь с выпрыгивающими дельфинами. В IV веке до н.э. художники научились изображать обнаженное человеческое тело сквозь морскую воду.

Несколько небрежная манера рисунков на вазах IV века до н.э. дала основание именовать их росписями беглого стиля. Перо применялось все реже, росписи делали кистью размашистыми мазками. Помимо белой краски использовали желтую, пурпурную, голубую, розовую, зеленую, лиловую, а также позолоту. Все эти технические изменения привели к утрате большинства традиций в вазописном мастерстве. На вазах IV века до н.э. встречаются рельефные фигуры. Особую популярность при украшении ваз этого периода получили мотивы, связанные с Дионисом и Афродитой, зато военные сцены стали крайне редкими.

studfiles.net

Эгейская вазопись до Древней Греции

Минойская керамика Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э.(имеется сходство с керамикойБутмирской культуры). Простыегеометрическиеузоры на первых вазах к2000 г. до н. э.сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемымстилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новомморском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусовиосьминогов,коралловидельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с1450 г. до н. э.изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Минийская керамика На территории материковой Греции в среднеэлладский периодполучила распространение так называемаяминийская керамика— из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу среднеэлладского периода её начинает вытеснятьминойская керамика. К. Блеген связывал минийскую керамику с приходом греков; в 1970-е гг. Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.

Микенская керамика . Около 1600 г. до н. э.с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальнаямикенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после1200 г. до н. э.в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Древнегреческая вазопись. Протогеометрическийигеометрическийстили

С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует субмикенская керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Около1050 г. до н. э.в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до900 г. до н. э.керамическая посуда расписывалась обычно крупными строгогеометрическимиузорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрическихорнаментоврисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцветагеометрики, начиная с 900 г. до н. э., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойныемеандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины вофризообразныхпроцессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

studfiles.net

Греческая вазопись.

История Греческая вазопись.

просмотров - 142

Вазопись черным лаком – чернофигурная или краснофигурная. Вазы геометрического стиля.

Самые распространенные формы сосудов

амфора гидрия (для воды) кратер (для смешивания воды и вина)
ойнохоя (сосуд для разливания разбавленного водой вина) килик (чаша для вина) лекиф ( сосуд для масла)
           

Сюжеты для росписи сосудов – сцены мифов, бытовые сцены. Декор – меандр, пальметта.

Дополнительная литература

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

4. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996.

5. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

8. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.

9. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1982.

10. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. (Малая история искусств).

11. Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

12. Чистякова Н.А. Античность как тип культуры. М., 1988.

Тема4.

Культура Древнего Рима.

Периодизация:

Период царей

Период республики

Период империи

Высокий уровень инженерных сооружений (мосты, дороги, акведуки). Изобрели арку, купол, бетон (смесь вулканического пепла пуццоланы с камнем, щебнем). Использовали ордер как декор. Разработали тосканский и композитный ордера.

«Колонна у грека – необходимый элемент постройки, у римлянина – уже предмет роскоши. Грек украшает конструктивные элементы своего здания, римлянин конструктивными элементами грека украшает свои здания». А.С.Никольский 1884-1953

Заимствовали многое из культуры завоеванной ими Греции. К примеру, пантеон богов (Зевс – Юпитер, Афродита-Венера, Арес-Марс ит.д., формы храмов. Знаменитой стала фраза: «Рим завоевал Грецию, но Греция покорила Рим».

Постройки Рима стали образцом для классического искусства. Пантеон (композизия купол, аттик, портик), Колизей (арочная композиция с ордером в качестве декора).

Создают Триумфальные арки и колонны.

Декор – ниши со статуями, медальоны, маскароны, кессоны, сандрики, гирлянды.

Посмотрите, как формы античной архитектуры повлияли на последующие стили.

Античность. Пантеон, Рим Возрождение. А.Палладио, вилла Ротонда Возрождение, барокко. Собор Св. Петра, Рим.
Классицизм. Пантеон, Париж. Неоклассицизм. Исаакиевский собор, Санкт Петербурᴦ. Постмодернизм. М.Грейвс, гостиница У.Диснея

Читайте также

  • - Греческая вазопись.

    Вазопись черным лаком – чернофигурная или краснофигурная. Вазы геометрического стиля. Самые распространенные формы сосудов амфора гидрия (для воды) кратер (для смешивания воды и вина) ойнохоя (сосуд для разливания разбавленного водой вина) ... [читать подробенее]

  • oplib.ru